Научная статья на тему 'Краудфандинг'

Краудфандинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1010
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / СТАРТАП / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупрова Ольга Юрьевна

В статье рассматривается краудфандинг как современный метод финансирования стартаповв, некоммерческих и культурных проектов. Освещены виды и особенности краудфандинга, а также наиболее популярные направления. Кроме того, уделяется внимание правилам краудфандинга и перспективам развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чупрова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краудфандинг»

крупным бизнесом в России вряд ли просто так откажутся от торговли в России, ведь они обладают значительной рыночной долей, и вложили много ресурсов в строительство своего бизнеса.

Таким образом, в условиях современной экономики банковский сектор России характеризуется оттоком иностранного капитала при одновременном росте доли банков с преобладающим государственным участием. Развитие таких процессов ведет к дальнейшему укреплению роли подобных российских банков и рисками ограничения конкуренции в будущем. С учетом того что одной из целей развития российского рынка, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период по 2020 год, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р является развитие конкурентной среды в России как базовой предпосылки формирования стимулов к инновациям и повышению эффективности, на данном этапе целесообразно и важно принимать меры по привлечению капитала на российский рынок [4].

Эксперты при оценке банковских технологий отмечают, что недостаточно прозрачное ценообразование, негибкая продуктовая линейка и прочие специфические особенности российского банковского сектора, такие как отсутствие дешевых и длинных ресурсов, ведут к отсутствию прогресса, которое невозможно преодолеть своими силами. Несмотря на указанные преимущества функционирования иностранных финансовых институтов, их широкая экспансия ведет к усилению взаимозависимости национальных экономик различных стран и чувствительности к мировым финансовым кризисам, а усиление волатильности капитала, вызванное ростом иностранных инвесторов на банковском рынке, влечет за собой дестабилизацию фондового рынка и рынка корпоративных займов [5].

Опыт крупных промышленных стран показывает, что наличие устойчивой, независимой, зрелой национальной банковской системы является залогом экономического роста и развития. В этой связи правительству и Центральному банку Российской Федерации, исходя из необходимости дальнейшего повышения уровня конкуренции, транспарентности и рыночной дисциплины в банковском секторе, необходимо тщательно подходить к вопросам регулирования, надзора и развития национальной банковской системы, которая поможет претендовать на высокие конкурентные позиции в мировой финансовой системе.

Список литературы

1. Лаутс Е.Б. Правовое регулирование рынка банковских услуг: от антикризисных мер к ВТО // Банковское право, 2012. № 4. С. 59-62.

2. Рыкова И.Н., Харитонова В.Н. Деятельность банков с иностранным участием в условиях нестабильности. // Банковское дело, 2014. № 3. С. 36-41.

3. Тосунян Г.А. К вопросу об укреплении банковского сектора в текущей экономической ситуации. // Деньги, инвестиции, кредит, 2016. № 3. С. 7-11.

4. Информация о кредитных организациях с участием нерезидентов. // Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 26.05.2018).

5. Исаева Е.А., Коровин С.Ю. Роль иностранного капитала в развитии национальной банковской системы РФ // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13938/ (дата обращения: 26.05.2018).

КРАУДФАНДИНГ Чупрова О.Ю.

Чупрова Ольга Юрьевна — магистрант, направление: финансы и кредит, магистерская программа: корпоративные финансы, Институт магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается краудфандинг как современный метод финансирования стартаповв, некоммерческих и культурных проектов. Освещены виды и особенности краудфандинга, а также наиболее популярные направления. Кроме того, уделяется внимание правилам краудфандинга и перспективам развития.

Ключевые слова: краудфандинг, стартап, бизнес-проект, краудфандинговые платформы.

Появившееся относительно недавно, но уже знакомое многим понятие «краудфандинг» означает привлечение финансов от большого числа граждан, которое осуществляется с целью продвижения услуги или продукта, а также организации каких-либо мероприятий. Одним из важнейших и ценных направлений финансовых ресурсов становится оказание помощи нуждающимся, а также материальная поддержка юридических и физических лиц. Краудфандинг, по сути, является самым наглядным образцом того, насколько эффективно интернет способен быть удобной и функциональной площадкой для сплоченности людей разных слоёв общества [1].

Виды и особенности краудфандинга

Данное явление появилось на Западе совсем недавно. Будучи изначально обычной идеей, оно очень скоро разрослось в самостоятельную отрасль, благодаря которой успешно финансируются различные проекты по всему миру. Принцип работы является довольно простым - одними людьми выдвигаются идеи и схемы их воплощения в жизнь, а другими - вносится посильная финансовая лепта в осуществление задуманного. При этом инвесторы обычно имеют такой бонус, как процент от прибыли в результате реализации. Благодаря специальным сайтам по краудфандингу, уже удалось собрать многомиллиардные суммы в сфере предпринимательства, на нужды искусства и в других областях. Особенно ценным является тот факт, что данные платформы все чаще используются в благотворительных целях - кампании по сбору денег для больных и т.д.

Определяют три главных вида краудфандинга:

- Reward crowdfunding - наиболее востребованный среди инвесторов вид, когда они получают бонусы и вознаграждаются подарком, например, самим реализованным с их помощью изобретением;

- Debt crowdfunding - предполагает наличие доли в будущем проекте, а также возврат части инвестиций с полученной прибыли;

- Equty crowdfunding - инициатор сбора продает или предлагает на определенных условиях часть совей доли инвестору.

Существуют также популярные направления краудфандинга, характеризующиеся следующими понятиями:

- «все или ничего» - при удачном исходе проекта, его автору достается собранная сумма, а в случае, если конечный результат не был достигнут, инвесторы получают финансовые вложения назад;

- «оставить собранную сумму» - даже в случае, если желаемого результата достичь не удалось, инициатору остаются все деньги за вычетом процентов;

- «награда» - все, полученные финансовые средства достаются группе людей, готовой взяться за реализацию;

- «свободная цена» - после демонстрации продукта, инвесторами назначается стоимость.

Главные правила краудфандинга

Существуют основополагающие правила, которых рекомендуется придерживаться для привлечения потенциальных инвесторов и достижения видимых результатов:

- составление плана, в котором расставлены приоритеты и обозначен ход действий;

- решительный подход и манера обращения к потенциальным инвесторам;

- выбор оптимально подходящей платформы для достижения целей;

- благодарность (возможно в виде произведённого продукта или подарка);

- привлечение промоутера. Непростое, но необходимое условие - это придать огласку среди наибольшего числа людей. Подойдет любая помощь - знакомых, родных, а также тех, кто вложил финансы в проект;

- перенимание положительного опыта;

- забота о достойном имидже.

Краудфандинговые платформы

В настоящее время существует множество платформ для размещения стартапов - новых проектов, находящихся на отправном этапе. Наиболее яркими из них являются Boomstarter, Planeta, Kroogi и другие. Чтобы запустить индивидуальный стартовый проект, нужно выполнить следующие действия:

- пройти регистрацию на сайте;

- оформить проект через конструктора;

- обозначить вид вознаграждения за спонсорство;

- пройти этап модерирования;

- запустить кампанию.

Примечательно, что подать заявку на сбор средств может абсолютно любой человек, достигший восемнадцатилетнего возраста и имеющий открытый счёт в банке [4], [5].

Существуют негласные правила, благодаря которым можно рассчитывать на благоприятное завершение проекта. Для этого рекомендуется тщательным образом расписать плюсы своей идеи, и ее возможные преимущества над другими. Необходимо пояснить - какие именно схемы реализации существует для достижения цели, и сколько конкретно финансовых средств они требует. После четкого изложения всех аспектов проекта, начинается сама кампания, для которой краудфандинговая площадка отведет определенный срок. Если, по достижению даты окончания компании, средства не будут собраны, деньги, внесенные инвесторами, возвращаются на их счет.

Такие интернет-ресурсы сумели завоевать большую популярность, благодаря большой базе проектов, удобному и многофункциональному интерфейсу, четко обозначенной социальной направленности, и главное - общедоступности информации для потенциальных авторов и инвесторов. Перспективы краудфандинга

Чтобы понять, какая модель ждет данную сферу деятельности в нашем государстве в будущем, достаточно обратить внимание на самые успешные примеры. Знаменитым краудфандинговым платформам за время существования, удалось собрать миллиарды для реализации разных начинаний. Огромные суммы были направлены на благотворительность [2].

А в каждом конкретном случае, необходима четкая нацеленность на результат и четко поставленные цели. Главное - это планомерно работать над продвижением своей идеи и не отчаиваться, если результат не приходит молниеносно. Опыт множества людей уже служит доказательством того, что краудфандинг - это та область, где с помощью упорства с достижением времени, существуют огромные перспективы.

Список литературы

1. Что такое краудфандинг? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fingeniy.com/chto-takoe-kraudfanding/ (дата обращения: 23.05.2018).

2. Краудфандинг - это... Примеры краудфандинга в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/191500/kraudfanding—eto-primeryi-kraudfandinga-vrossii/ (дата обращения: 20.05.2018).

3. Что такое краудфандинг и как это работает. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/chtotakoe-crowdfunding.html/ (дата обращения: 18.05.2018).

4. Официальный сайт Planeta.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://planeta.ru/ (дата обращения: 23.05. 2018).

5. Официальный сайт Boomstarter. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://boomstarter.ru/ (дата обращения: 23.05.2018).

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

К ОПИСАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ (НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ ПИТАНИЯ И НАПИТКОВ ГОСТИНИЦЫ) Мамадазизов Ф.Ш.

Мамадазизов Фируз Шодиевич — магистрант, Институт рекреации, туризма и физической культуры Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Аннотация: служба питания и напитков является одной из важнейших частей гостиничного предприятия. Поэтому правильное построение организационной структуры данного подразделения и соответствие персонала квалификационным требованиям позволит достичь эффективных результатов в работе. В данной статье рассмотрены вопросы организационных структур гостиницы и службы питания и напитков, в частности, рассмотрена деятельность данной службы, а также представлен профиль должности для метрдотеля.

Ключевые слова: организационная структура, организационное проектирование, служба питания и напитков, бизнес-процессы.

Служба питания и напитков является одной из наиболее прибыльных служб гостиничного предприятия, после подразделения номерного фонда. Наличие данного подразделения жизненно необходимо для формирования комплексной гостиничной услуги.

Гостиничная услуга делится на отдельные операции и в зависимости от них коллектив распределяется на группы, которые отвечают за определенные сферы обслуживания. Организационная структура предприятия представляет собой систему взаимосвязанных элементов, которые находятся в устойчивых взаимоотношениях и направлены на достижение целей организации.

Она играет важную роль для ведения эффективной деятельности и выполняет следующие функции: устанавливает рамки ответственности, порядок подчинения, связывает и координирует организационные элементы в единое целое.

В гостиничном бизнесе используется, как правило, линейно-функциональная структура и дивизиональная. Линейно-функциональная распространена среди независимых гостиниц, а дивизиональная подходит для сетевых.

Линейно-функциональная структура организации представляет собой сочетание двух моделей: линейной и функциональной. Она построена таким образом, что при каждом отделе линейного типа существуют функциональные звенья. Данная структура отличается своей сложностью и количеством руководящего состава.

При дивизиональной структуре организации происходит специализация либо на основе продукта, региона или потребителя, прибыли.

Рис. 1. Типовая организационная структура службы питания и напитков [2, с. 182]

При данной модели центральной место отводится основным источникам прибыли. Если говорите об особенностях, то при данной модели существуют функциональные подразделения и конкретные сферы.

Для службы питания и напитков гостиницы типовая структура представлена на рисунке 1.

Одним из важнейших процессов является организационное проектирование. Данный процесс можно рассматривать либо как устранение недостатков существующей системы, либо как нахождение эффективных путей объединения ключевых элементов организации. Поэтому для успешного функционирования гостиничного предприятия, необходимо уделять внимание данному процессу.

Деятельность службы питания и напитков характеризуется множественными процессами, которые в ней реализуются [3]:

1. Потребители и рынок: данный бизнес-процесс заключается в определении потенциальных потребителей, их настоящих и будущих нужд;

2. Политика и объекты: данный бизнес-процесс характеризуется определением политики предприятия, на основе которой будет строится деятельность;

3. Оценка спроса: на данном этапе принимаются решения касательно разработки меню блюд и напитков, которые будут представлены. Также будет определен уровень предлагаемого сервиса и цен;

4. Удобства: данный бизнес-процесс характеризуется планировкой и дизайном предприятия питания, его атмосферой и оборудованием в зависимости от специфики;

5. Закупка: данный процесс непосредственно связан с поддержанием работоспособности предприятия, а именно закупкой и хранением необходимой продукции;

6. Сервис: данный бизнес-процесс связан с использованием качественной продукции и различных методов обслуживания, для поддержания высокого уровня сервиса;

7. Стоимость и прибыль: данный бизнес-процесс характеризуется мониторингом затрат на продукцию, заработную плату и накладные расходы. Кроме того, на данном этапе идет контроль прибыли.

8. Обратная связь: финальный бизнес-процесс, который связан с оценкой степени удовлетворенности гостей.

Для того чтобы выполнять все указанные бизнес-процессы, гостиничное предприятие должно быть укомплектовано квалифицированным персоналом [2]:

1. Руководитель службы питания и напитков - планирование бюджета, контроль расходов, составление меню совместно с шеф-поваром, поиск инновационных путей развития, следит за качеством услуг, поставкой продуктов, составляет расписание;

2. Шеф-повар - разработка меню, координирует и отвечает за работу кухни, принимает участие в ценообразовании, закупке необходимых продуктов, организацией процесса производства;

3. Повара - отвечают за различные направления: первые блюда, вторые блюда, салаты и так далее. Занимаются приготовлением блюд и кулинарных изделий;

4. Стюард - ответственен за санитарно-гигиеническое состояние кухни. Следит за чистотой кухни, оборудования, приборов, помещений;

5. Метрдотель - отвечает за работу в зале ресторана. Следит за соблюдением стандартов обслуживания, поддержанием высокого качества услуг, контролирует работу персонала и официантов, проводит тренинги;

6. Старший официант - проводит обучение с официантами, для поддержания высоких стандартов, контролирует работу официантов;

7. Официант - занимается сервировкой столов, обслуживанием гостей, подачей блюд, уборкой столов, помогает с выбором блюд и напитков.

8. Менеджер Room Service - занимается доставкой блюд и напитков в номера, сервировкой стола и уборкой.

9. Сомелье - отвечает за закупку и подачу напитков в ресторане, помогает гостям с выбором.

10. Руководитель банкетной службы - отвечает за проведение банкетов и крупных мероприятий. Занимается разработкой меню для конкретных мероприятий и его ценообразованием.

11. Руководитель службы кейтеринга - Занимается организацией обслуживания выездных мероприятий.

На основе представленных должностей и функциональных обязанностей, рассмотрим в качестве примера профиль должности для метрдотеля службы питания и напитков гостиницы.

Таблица 1. Профиль должности «Метрдотель» [1]

Требование к образованию Высшее образование - бакалавриат Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Требование к стажу работы Не менее трех лет работы в организациях питания по руководству деятельностью бригады официантов/барменов

Должен знать Нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания

Современные технологии обслуживания в предприятиях питания

Экономика, менеджмент и маркетинг, делопроизводство, подготовка отчетности организаций питания

Специализированные информационные программы и технологии, используемые в процессе обслуживания в организации питания

Знание основных тенденций и изменений в области гостиничного бизнеса

Должен уметь Выявлять изменение потребительских предпочтений в отношении блюд, напитков, кулинарных изделий, технологий обслуживания

Разрабатывать планы работ службы обслуживания организации питания по основным направлениям деятельности

Объединять коллектив в целях достижения, поставленных задач на гостиничном предприятии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Должен владеть Владеть навыками разработки и проведения вводного и текущего инструктажа подчиненных

Владеть методами стимулирования, повышения мотивации подчиненных и обеспечения их лояльности организации

Владеть иностранными языками для коммуникации с гостями из других стран

Дополнительные характеристики Высокая эрудированность и коммуникабельность, самодисциплина, аккуратность, гибкость, способность к обучению и развитию

По итогам статьи можно сделать вывод о том, что успешное функционирование гостиничного предприятия и службы питания и напитков в частности, зависит от множества факторов. Одним из главных факторов является правильно построенная организационная структура. Ведь от нее зависит, насколько будет эффективной взаимосвязь и как быстро информация будет переходить между уровнями. Кроме того, стоит учитывать и важность организационного проектирования, позволяющего вносить необходимые коррективы.

Список литературы

1. Приказ Минтруда России от 01.12.2015 № 910н «Об утверждении профессионального стандарта «Официант/бармен».

2. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие / Н.А. Зайцева. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 368 с.

3. Cousins J., Lillicrap D., Weekes S. Food and beverage service / J. Cousins, D. Lillicrap, S. Weekes. 9th Edition, 2014. 466 p.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ Пермякова А.Ю.1, Нагибина Е.А.2

1Пермякова Алла Юрьевна — магистрант;

2Нагибина Елена Алексеевна — магистрант, кафедра моделирования и управления промышленным производством, Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассмотрены сущность, значение и составляющие процесса цифровизации для социально-экономического развития России; подчеркнуто, что исключительно значимым элементом цифровизации как с экономических, так и с гуманитарных позиций является развитие технологий телемедицины.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, экономическое развитие, телемедицина.

Ведущие развитые страны мира убедительно демонстрируют успехи по созданию и развитию комплексов, производящих цифровое оборудование и предоставляющих широкий ассортимент информационных услуг, что прямо и влияет на развитие отраслей и играет решающую роль в совершенствовании условий развития фундаментальной и прикладной науки, образования и профессиональной подготовки специалистов. В этой связи необходимо отметить актуальность вопроса цифровизации экономики России. Эта проблема многогранна и затрагивает технологическую, экономическую, социальную, институциональную и другие стороны жизни страны, в связи с чем в июне 2017 г. Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам указал, что «формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний» [8].

В теории и практике выделяют различные подходы к развитию цифровых технологий, которые можно представить как цифровые информационные технологии в качестве сектора экономики, когда подразумевается развитие производств, связанных с цифровыми технологиями; а также цифровые технологии в качестве катализатора социально-экономического развития, когда предполагается принятие обшей стратегии, затрагивающей большое число секторов экономики с целью максимальной информатизации экономики и общества.

Цифровизация может стать локомотивом стратегического развития экономики России. Согласно оценкам компании МЖ1шеу, этот процесс позволит увеличить ВВП РФ на 4,1- 8,9 трлн руб. к 2025 г. (это составит от 19 до 34% общего прогнозируемого роста ВВП). Следует отметить, что данный прогноз базируется не только на результате автоматизации уже существующих экономических процессов, но и на применении принципиально новых бизнес-моделей и технологий. Например, это могут быть цифровые платформы, использование роботов, «Интернет вещей» и т.д. Более того, конкурентным преимуществом РФ могут стать имеющиеся наработки в области экономической киберсистемы и организационно-техническая база.

Конечно, столь новаторская концепция, как идея цифровой экономики применительно к России, подвержена риску столкнуться с множеством препятствий. Среди них можно выделить такие, как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.