Научная статья на тему 'Разработка организационно-методических подходов к описанию профессиональных квалификаций, используемых в организационном проектировании в гостиничном бизнесе (на примере службы питания и напитков гостиницы)'

Разработка организационно-методических подходов к описанию профессиональных квалификаций, используемых в организационном проектировании в гостиничном бизнесе (на примере службы питания и напитков гостиницы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СЛУЖБА ПИТАНИЯ И НАПИТКОВ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамадазизов Фируз Шодиевич

Служба питания и напитков является одной из важнейших частей гостиничного предприятия. Поэтому правильное построение организационной структуры данного подразделения и соответствие персонала квалификационным требованиям позволит достичь эффективных результатов в работе. В данной статье рассмотрены вопросы организационных структур гостиницы и службы питания и напитков, в частности, рассмотрена деятельность данной службы, а также представлен профиль должности для метрдотеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка организационно-методических подходов к описанию профессиональных квалификаций, используемых в организационном проектировании в гостиничном бизнесе (на примере службы питания и напитков гостиницы)»

Существуют негласные правила, благодаря которым можно рассчитывать на благоприятное завершение проекта. Для этого рекомендуется тщательным образом расписать плюсы своей идеи, и ее возможные преимущества над другими. Необходимо пояснить - какие именно схемы реализации существует для достижения цели, и сколько конкретно финансовых средств они требует. После четкого изложения всех аспектов проекта, начинается сама кампания, для которой краудфандинговая площадка отведет определенный срок. Если, по достижению даты окончания компании, средства не будут собраны, деньги, внесенные инвесторами, возвращаются на их счет.

Такие интернет-ресурсы сумели завоевать большую популярность, благодаря большой базе проектов, удобному и многофункциональному интерфейсу, четко обозначенной социальной направленности, и главное - общедоступности информации для потенциальных авторов и инвесторов. Перспективы краудфандинга

Чтобы понять, какая модель ждет данную сферу деятельности в нашем государстве в будущем, достаточно обратить внимание на самые успешные примеры. Знаменитым краудфандинговым платформам за время существования, удалось собрать миллиарды для реализации разных начинаний. Огромные суммы были направлены на благотворительность [2].

А в каждом конкретном случае, необходима четкая нацеленность на результат и четко поставленные цели. Главное - это планомерно работать над продвижением своей идеи и не отчаиваться, если результат не приходит молниеносно. Опыт множества людей уже служит доказательством того, что краудфандинг - это та область, где с помощью упорства с достижением времени, существуют огромные перспективы.

Список литературы

1. Что такое краудфандинг? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fingeniy.com/chto-takoe-kraudfanding/ (дата обращения: 23.05.2018).

2. Краудфандинг - это... Примеры краудфандинга в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/191500/kraudfanding—eto-primeryi-kraudfandinga-vrossii/ (дата обращения: 20.05.2018).

3. Что такое краудфандинг и как это работает. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/chtotakoe-crowdfunding.html/ (дата обращения: 18.05.2018).

4. Официальный сайт Planeta.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://planeta.ru/ (дата обращения: 23.05. 2018).

5. Официальный сайт Boomstarter. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://boomstarter.ru/ (дата обращения: 23.05.2018).

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

К ОПИСАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ (НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ ПИТАНИЯ И НАПИТКОВ ГОСТИНИЦЫ) Мамадазизов Ф.Ш.

Мамадазизов Фируз Шодиевич — магистрант, Институт рекреации, туризма и физической культуры Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Аннотация: служба питания и напитков является одной из важнейших частей гостиничного предприятия. Поэтому правильное построение организационной структуры данного подразделения и соответствие персонала квалификационным требованиям позволит достичь эффективных результатов в работе. В данной статье рассмотрены вопросы организационных структур гостиницы и службы питания и напитков, в частности, рассмотрена деятельность данной службы, а также представлен профиль должности для метрдотеля.

Ключевые слова: организационная структура, организационное проектирование, служба питания и напитков, бизнес-процессы.

Служба питания и напитков является одной из наиболее прибыльных служб гостиничного предприятия, после подразделения номерного фонда. Наличие данного подразделения жизненно необходимо для формирования комплексной гостиничной услуги.

Гостиничная услуга делится на отдельные операции и в зависимости от них коллектив распределяется на группы, которые отвечают за определенные сферы обслуживания. Организационная структура предприятия представляет собой систему взаимосвязанных элементов, которые находятся в устойчивых взаимоотношениях и направлены на достижение целей организации.

Она играет важную роль для ведения эффективной деятельности и выполняет следующие функции: устанавливает рамки ответственности, порядок подчинения, связывает и координирует организационные элементы в единое целое.

В гостиничном бизнесе используется, как правило, линейно-функциональная структура и дивизиональная. Линейно-функциональная распространена среди независимых гостиниц, а дивизиональная подходит для сетевых.

Линейно-функциональная структура организации представляет собой сочетание двух моделей: линейной и функциональной. Она построена таким образом, что при каждом отделе линейного типа существуют функциональные звенья. Данная структура отличается своей сложностью и количеством руководящего состава.

При дивизиональной структуре организации происходит специализация либо на основе продукта, региона или потребителя, прибыли.

Рис. 1. Типовая организационная структура службы питания и напитков [2, с. 182]

При данной модели центральной место отводится основным источникам прибыли. Если говорите об особенностях, то при данной модели существуют функциональные подразделения и конкретные сферы.

Для службы питания и напитков гостиницы типовая структура представлена на рисунке 1.

Одним из важнейших процессов является организационное проектирование. Данный процесс можно рассматривать либо как устранение недостатков существующей системы, либо как нахождение эффективных путей объединения ключевых элементов организации. Поэтому для успешного функционирования гостиничного предприятия, необходимо уделять внимание данному процессу.

Деятельность службы питания и напитков характеризуется множественными процессами, которые в ней реализуются [3]:

1. Потребители и рынок: данный бизнес-процесс заключается в определении потенциальных потребителей, их настоящих и будущих нужд;

2. Политика и объекты: данный бизнес-процесс характеризуется определением политики предприятия, на основе которой будет строится деятельность;

3. Оценка спроса: на данном этапе принимаются решения касательно разработки меню блюд и напитков, которые будут представлены. Также будет определен уровень предлагаемого сервиса и цен;

4. Удобства: данный бизнес-процесс характеризуется планировкой и дизайном предприятия питания, его атмосферой и оборудованием в зависимости от специфики;

5. Закупка: данный процесс непосредственно связан с поддержанием работоспособности предприятия, а именно закупкой и хранением необходимой продукции;

6. Сервис: данный бизнес-процесс связан с использованием качественной продукции и различных методов обслуживания, для поддержания высокого уровня сервиса;

7. Стоимость и прибыль: данный бизнес-процесс характеризуется мониторингом затрат на продукцию, заработную плату и накладные расходы. Кроме того, на данном этапе идет контроль прибыли.

8. Обратная связь: финальный бизнес-процесс, который связан с оценкой степени удовлетворенности гостей.

Для того чтобы выполнять все указанные бизнес-процессы, гостиничное предприятие должно быть укомплектовано квалифицированным персоналом [2]:

1. Руководитель службы питания и напитков - планирование бюджета, контроль расходов, составление меню совместно с шеф-поваром, поиск инновационных путей развития, следит за качеством услуг, поставкой продуктов, составляет расписание;

2. Шеф-повар - разработка меню, координирует и отвечает за работу кухни, принимает участие в ценообразовании, закупке необходимых продуктов, организацией процесса производства;

3. Повара - отвечают за различные направления: первые блюда, вторые блюда, салаты и так далее. Занимаются приготовлением блюд и кулинарных изделий;

4. Стюард - ответственен за санитарно-гигиеническое состояние кухни. Следит за чистотой кухни, оборудования, приборов, помещений;

5. Метрдотель - отвечает за работу в зале ресторана. Следит за соблюдением стандартов обслуживания, поддержанием высокого качества услуг, контролирует работу персонала и официантов, проводит тренинги;

6. Старший официант - проводит обучение с официантами, для поддержания высоких стандартов, контролирует работу официантов;

7. Официант - занимается сервировкой столов, обслуживанием гостей, подачей блюд, уборкой столов, помогает с выбором блюд и напитков.

8. Менеджер Room Service - занимается доставкой блюд и напитков в номера, сервировкой стола и уборкой.

9. Сомелье - отвечает за закупку и подачу напитков в ресторане, помогает гостям с выбором.

10. Руководитель банкетной службы - отвечает за проведение банкетов и крупных мероприятий. Занимается разработкой меню для конкретных мероприятий и его ценообразованием.

11. Руководитель службы кейтеринга - Занимается организацией обслуживания выездных мероприятий.

На основе представленных должностей и функциональных обязанностей, рассмотрим в качестве примера профиль должности для метрдотеля службы питания и напитков гостиницы.

Таблица 1. Профиль должности «Метрдотель» [1]

Требование к образованию Высшее образование - бакалавриат Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации

Требование к стажу работы Не менее трех лет работы в организациях питания по руководству деятельностью бригады официантов/барменов

Должен знать Нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организаций питания

Современные технологии обслуживания в предприятиях питания

Экономика, менеджмент и маркетинг, делопроизводство, подготовка отчетности организаций питания

Специализированные информационные программы и технологии, используемые в процессе обслуживания в организации питания

Знание основных тенденций и изменений в области гостиничного бизнеса

Должен уметь Выявлять изменение потребительских предпочтений в отношении блюд, напитков, кулинарных изделий, технологий обслуживания

Разрабатывать планы работ службы обслуживания организации питания по основным направлениям деятельности

Объединять коллектив в целях достижения, поставленных задач на гостиничном предприятии

Должен владеть Владеть навыками разработки и проведения вводного и текущего инструктажа подчиненных

Владеть методами стимулирования, повышения мотивации подчиненных и обеспечения их лояльности организации

Владеть иностранными языками для коммуникации с гостями из других стран

Дополнительные характеристики Высокая эрудированность и коммуникабельность, самодисциплина, аккуратность, гибкость, способность к обучению и развитию

По итогам статьи можно сделать вывод о том, что успешное функционирование гостиничного предприятия и службы питания и напитков в частности, зависит от множества факторов. Одним из главных факторов является правильно построенная организационная структура. Ведь от нее зависит, насколько будет эффективной взаимосвязь и как быстро информация будет переходить между уровнями. Кроме того, стоит учитывать и важность организационного проектирования, позволяющего вносить необходимые коррективы.

Список литературы

1. Приказ Минтруда России от 01.12.2015 № 910н «Об утверждении профессионального стандарта «Официант/бармен».

2. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие / Н.А. Зайцева. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 368 с.

3. Cousins J., Lillicrap D., Weekes S. Food and beverage service / J. Cousins, D. Lillicrap, S. Weekes. 9th Edition, 2014. 466 p.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ Пермякова А.Ю.1, Нагибина Е.А.2

'Пермякова Алла Юрьевна — магистрант;

2Нагибина Елена Алексеевна — магистрант, кафедра моделирования и управления промышленным производством, Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассмотрены сущность, значение и составляющие процесса цифровизации для социально-экономического развития России; подчеркнуто, что исключительно значимым элементом цифровизации как с экономических, так и с гуманитарных позиций является развитие технологий телемедицины.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, экономическое развитие, телемедицина.

Ведущие развитые страны мира убедительно демонстрируют успехи по созданию и развитию комплексов, производящих цифровое оборудование и предоставляющих широкий ассортимент информационных услуг, что прямо и влияет на развитие отраслей и играет решающую роль в совершенствовании условий развития фундаментальной и прикладной науки, образования и профессиональной подготовки специалистов. В этой связи необходимо отметить актуальность вопроса цифровизации экономики России. Эта проблема многогранна и затрагивает технологическую, экономическую, социальную, институциональную и другие стороны жизни страны, в связи с чем в июне 2017 г. Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам указал, что «формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний» [8].

В теории и практике выделяют различные подходы к развитию цифровых технологий, которые можно представить как цифровые информационные технологии в качестве сектора экономики, когда подразумевается развитие производств, связанных с цифровыми технологиями; а также цифровые технологии в качестве катализатора социально-экономического развития, когда предполагается принятие обшей стратегии, затрагивающей большое число секторов экономики с целью максимальной информатизации экономики и общества.

Цифровизация может стать локомотивом стратегического развития экономики России. Согласно оценкам компании МсКк^еу, этот процесс позволит увеличить ВВП РФ на 4,1- 8,9 трлн руб. к 2025 г. (это составит от 19 до 34% общего прогнозируемого роста ВВП). Следует отметить, что данный прогноз базируется не только на результате автоматизации уже существующих экономических процессов, но и на применении принципиально новых бизнес-моделей и технологий. Например, это могут быть цифровые платформы, использование роботов, «Интернет вещей» и т.д. Более того, конкурентным преимуществом РФ могут стать имеющиеся наработки в области экономической киберсистемы и организационно-техническая база.

Конечно, столь новаторская концепция, как идея цифровой экономики применительно к России, подвержена риску столкнуться с множеством препятствий. Среди них можно выделить такие, как:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.