Научная статья на тему 'Краткий обзор участия некоторых стран бывшего СССР в спорах Всемирной торговой организации'

Краткий обзор участия некоторых стран бывшего СССР в спорах Всемирной торговой организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всемирная торговая организация / Орган по разрешению споров ВТО / Россия / Армения / Казахстан / Кыргызстан / Молдова / Украина / World Trade Organization / Dispute Settlement Body / Russia / Armenia / Kazakhstan / Kyrgyzstan / Moldova / Ukraine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смбатян Анаит Сергеевна

Процедуры разрешения споров ВТО удивительным образом сочетают присущую правовым нормам четкость и юридическую обязательность, с одной стороны, и свойственную политическим решениям гибкость, с другой. Это обеспечивает для сторон спора возможность достичь взаимоприемлемого урегулирования на любом этапе разбирательства, в том числе вне формальных процедур разрешения споров с учетом широкого контекста двусторонней повестки. Все страны бывшего СССР в той или иной степени интегрированы в систему ВТО. Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика, Таджикистан, Республика Молдова, Украина, Грузия, Латвия, Литва и Эстония являются членами ВТО. Республики Беларусь, Узбекистан и Азербайджан находятся в процессе присоединения к организации. Туркменистан, как ожидается, в ближайшее время официально получит статус присоединяющегося государства. В настоящей статье представлен обзор споров ВТО с участием отдельных стран бывшего СССР, после чего сделаны обобщающие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brief Overview of Participation of Some Former USSR Countries in World Trade Organization Disputes

The WTO dispute settlement procedures in a remarkable manner combine legal clarity and mandatory nature on the one hand, and flexibility inherent in policy decisions on the other. This provides the parties to the dispute with the opportunity to reach a mutually acceptable settlement at any stage of the proceedings, including outside the formal procedures, given the broad context of the bilateral agenda. All countries of the former USSR are integrated into the WTO system to one degree or another. The Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia, the Kyrgyz Republic, Tajikistan, the Republic of Moldova, Ukraine, Georgia, Latvia, Lithuania and Estonia are the WTO members. The Republic of Belarus, Uzbekistan and Azerbaijan are in the process of the WTO accession. Turkmenistan is expected to officially become an acceding member in the near future. This article provides an overview of WTO disputes involving some countries of the former USSR. Conclusions are made based on the results of the analysis.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор участия некоторых стран бывшего СССР в спорах Всемирной торговой организации»

Краткий обзор участия некоторых стран бывшего СССР в спорах Всемирной торговой организации

Процедуры разрешения споров ВТО удивительным образом сочетают присущую правовым нормам четкость и юридическую обязательность, с одной стороны, и свойственную политическим решениям гибкость, с другой. Это обеспечивает для сторон спора возможность достичь взаимоприемлемого урегулирования на любом этапе разбирательства, в том числе вне формальных процедур разрешения споров с учетом широкого контекста двусторонней повестки. Все страны бывшего СССР в той или иной степени интегрированы в систему ВТО. Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика, Таджикистан, Республика Молдова, Украина, Грузия, Латвия, Литва и Эстония являются членами ВТО. Республики Беларусь, Узбекистан и Азербайджан находятся в процессе присоединения к организации. Туркменистан, как ожидается, в ближайшее время официально получит статус присоединяющегося государства. В настоящей статье представлен обзор споров ВТО с участием отдельных стран бывшего СССР, после чего сделаны обобщающие выводы.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация; Орган по разрешению споров ВТО; Россия; Армения; Казахстан; Кыргызстан; Молдова, Украина.

Brief Overview of Participation of Some Former USSR Countries in World Trade Organization Disputes

Anait Sergeevna SMBATYAN,

Doctor of Legal Sciences, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorobiyovskoye Shosse, 6A), Department of International Law, Professor, E-mail: anait_smbatyan@mail.ru

The WTO dispute settlement procedures in a remarkable manner combine legal clarity and mandatory nature on the one hand, and flexibility inherent in policy decisions on the other. This provides the parties to the dispute with the opportunity to reach a mutually acceptable settlement at any stage of the proceedings, including outside the formal procedures, given the broad context of the bilateral agenda. All countries of the former USSR are integrated into the WTO system to one degree or another. The Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Armenia,

УДК :339.54:061(100)(47+57);

ББК:65.428;

С50

DOI: 10.24412/2072-8042-2021-11-13-29

Анаит Сергеевна СМБАТЯН,

доктор юридических наук, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Воробьевское шоссе, 6А), кафедра международного права, профессор, E-mail: anait_smbatyan@mail.ru

Аннотация

Abstract

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

13 Q

the Kyrgyz Republic, Tajikistan, the Republic of Moldova, Ukraine, Georgia, Latvia, Lithuania and Estonia are the WTO members. The Republic of Belarus, Uzbekistan and Azerbaijan are in the process of the WTO accession. Turkmenistan is expected to officially become an acceding member in the near future. This article provides an overview of WTO disputes involving some countries of the former USSR. Conclusions are made based on the results of the analysis.

Keywords: World Trade Organization, Dispute Settlement Body, Russia, Armenia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Moldova, Ukraine.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕДУР РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ВТО

В рамках Всемирной торговой организации (далее - «ВТО») создана эффективная система разрешения межгосударственных торговых споров. На это красноречиво указывает тот факт, что с 1 января 1995 г., т.е. с момента учреждения ВТО, в Орган по разрешению споров (далее - «ОРС») подано более шестисот запросов на консультации. Это феноменальная цифра. Она свидетельствует о востребованности системы разрешения споров ВТО и доверии к ней со стороны членов организации. Даже проблемы, вызванные не функционирующим на данный момент Апелляционным органом, не умаляют значимости процедур разрешения споров ВТО и их вклада в реализацию принципа мирного разрешения международных споров.

Споры в ВТО рассматриваются на основании Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее - «Договоренность о разрешении споров»). Предмет споров ВТО определяется через понятие «мера». В отношении мер, подлежащих рассмотрению в рамках процедур разрешения споров ВТО, следует выделить два элемента: (1) наличие связи между ответчиком и мерой, т.е. мера должна быть действием либо упущением ответчика; и (2) наличие причинно-следственной связи между мерой и наступившими неблагоприятными последствиями1. Общим для всех многосторонних торговых соглашений ВТО основанием подачи жалоб является аннулирование либо сокращение выгод, вытекающих из конкретного многостороннего торгового соглашения.

Если член ВТО полагает, что какая-либо выгода, получаемая им прямо или косвенно по одному из многосторонних торговых соглашений ВТО аннулируется либо сокращается, он может обратиться с просьбой о проведении консультаций к члену организации, действия которого предположительно затронули его интере-сы2. Консультации конфиденциальны. ОРС ВТО уведомляется о консультациях, однако сотрудники секретариата участия в них не принимают. Консультации являются «первым шагом в процедуре разрешения споров ВТО» и предоставляют сторонам возможность «обозначить и определить границы предмета спора3. Стороны потенциального спора «обмениваются информацией, оценивают сильные и слабые аспекты своих позиций, сужают объем расхождений между ними и во многих случаях приходят к взаимоприемлемому решению»4 либо иным образом

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

совершенствуют «контуры» спора, который впоследствии будет указан в запросе об учреждении третейской группы5. Если консультации не завершаются урегулированием спора либо если член ВТО, которому адресован запрос о консультациях, не отвечает на него или не начинает консультации, член ВТО, интересы которого затронуты, вправе обратиться с запросом об учреждении третейской группы6. С момента подачи такого запроса спор переходит в стадию формальных процедур разрешения споров ВТО.

Третейские группы формируются ad hoc и состоят из высококвалифицированных правительственных и (или) неправительственных специалистов, которые преподавали международное торговое право или торговую политику, либо имели публикации в этой области, либо в качестве старших должностных лиц занимались вопросами торговой политики7. Секретариат ОРС ведет список таких экспертов и в зависимости от предмета спора предлагает его сторонам кандидатуры. Граждане государств, являющихся сторонами спора, не должны включаться в состав третейской группы, если только стороны спора не договорятся об ином. Стороны спора не могут возражать против предложенных секретариатом кандидатур, кроме как в силу вынужденных обстоятельств8. Третейская группа рассматривает спор с точки зрения факта и права. Процедуры рассмотрения споров третейской группой прописаны в Приложении 3 к Договоренности о разрешении споров. По результатам рассмотрения спора третейская группа готовит доклад и представляет ОРС. Доклад третейской группы считается принятым, если только в течение 60 дней с даты распространения доклада среди членов ВТО одна из сторон не уведомит ОРС о своем решении подать апелляцию либо если ОРС не решит, на основе достигнутого консенсуса, не принимать этот доклад9. По итогам рассмотрения спора Апелляционный орган также готовит доклад и представляет его ОРС. Доклад принимается, если только ОРС на основе консенсуса не решит отклонить доклад в течение 30 дней после его распространения10.

После завершения процедур рассмотрения спора по существу и в случаях, когда установлены нарушения правил ВТО, наступает стадия имплементации принятого решения. На заседании ОРС, которое проводится в течение 30 дней с даты принятия доклада третейской группы (Апелляционного органа), ответчик информирует ОРС о своих намерениях в отношении выполнения решения11. Если немедленное выполнение практически невозможно, мера должна быть приведена в соответствие с правилами ВТО в течение разумного периода времени. В зависимости от предмета спора, количества нарушений и степени их тяжести, мера может быть приведена в соответствие с многосторонними торговыми соглашениями ВТО либо посредством ее полной отмены, либо модификации (пересмотра), в результате чего должны быть устранены отдельные элементы нарушений.

В случаях, когда стороны не могут договориться о том, устранено нарушение

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

или нет, инициируется особая процедура разбирательства12. Крайней мерой воздействия на ответчика является введение им контрмер13. Последние представляют собой одностороннее средство принуждения, вводятся только заявителем по спору и могут оставаться в силе до выполнения ответчиком соответствующего решения ОРС. Объем вводимых контрмер не может определяться произвольно, но должен быть эквивалентным уровню аннулированных либо сокращенных выгод14. В случае несогласия ответчика с объемом контрмер, данный вопрос выносится на рассмотрение специального арбитража15.

Таким образом, в рамках ВТО создан механизм, позволяющий находить правовые решения любых разногласий, возникающих между спорящими сторонами с момента зарождения спора и вплоть до его полного урегулирования. В практическом плане это значит следующее: (1) после проведения консультаций спор может не переходить в стадию формального разбирательства, если потенциальный истец не обращается с запросом об учреждении третейской группы; (2) на любом этапе формальных процедур разрешения споров стороны могут заключить мировое соглашение; (3) на любом этапе процедуры рассмотрения спора третейской группой истец может прибегнуть в Статье 12.12 Договоренности о разрешении споров и на год приостановить разбирательство. Если в течение года процедура не возобновляется, срок действия юрисдикции третейской группы истекает; (4) в случае неисполнения ответчиком рекомендаций ОРС, только истец вправе принять решение о введении в отношении торговли с ответчиком контрмер.

Механизм разрешения споров ВТО удивительным образом сочетает в себе присущую правовым нормам четкость и юридическую обязательность, с одной стороны, и свойственную политическим решениям гибкость, с другой. Это обеспечивает для сторон спора возможность достичь взаимоприемлемого урегулирования на любом этапе разбирательства, в том числе и вне формальных процедур разрешения споров ВТО с учетом широкого контекста двусторонней повестки.

ЧЛЕНСТВО СТРАН БЫВШЕГО СССР В ВТО

Из пятнадцати стран бывшего СССР членами ВТО на данный момент являются одиннадцать. Остальные находятся на пути к членству:

1. Кыргызская Республика является членом ВТО с 20 декабря 1998 г.

2. Латвия стала членом ВТО 10 февраля 1999 г.

3. Эстония стала членом ВТО 13 ноября 1999 г.

4. Грузия стала членом ВТО 14 июня 2000 года.

5. Литва присоединилась к ВТО 31 мая 2001 г.16

6. Республика Молдова является членом ВТО с 26 июля 2001 г.

7. Республика Армения присоединилась к ВТО 5 февраля 2003 г.

8. Украина стала членом ВТО 16 мая 2008 г.

9. Таджикистан присоединился к ВТО 2 марта 2013 г.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

10. Республика Казахстан стала членом ВТО 30 ноября 2015 г.

11. Российская Федерация стала членом ВТО 22 августа 2012 г.

12. Рабочая группа о присоединении Республики Беларусь к ВТО была создана 27 октября 1993 г.

13. Рабочая группа о присоединении Узбекистана к ВТО была создана 21 декабря 1994 г.

14. Рабочая группа о присоединении Азербайджана к ВТО была создана 16 июля 1997 г.

Что касается Туркменистана, то генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала (Ngozi Okonjo-Iweala) 24 ноября 2021 г. получила официальное заявление Туркменистана о присоединении к ВТО в соответствии со статьей XII Марра-кешского соглашения об учреждении ВТО. Вопрос должен был быть официально включен в повестку 12-ой Министерской Конференции ВТО, запланированной с 30 ноября по 3 декабря 2021 г. Встреча высшего органа ВТО была отменена по причине ухудшения эпидемиологической ситуации в связи с появлением нового штамма COVID-19 «Омикрон»17. Можно предположить, что заявка Туркменистана будет рассмотрена на одном из ближайших заседаний Генерального Совета ВТО.

Далее нами будут кратко рассмотрены споры ВТО, участниками которых являются Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Армения, Украина и Республика Казахстан. Грузия и Таджикистан на данный момент не являются сторонами споров ВТО. Споры приводятся в хронологическом порядке по датам подачи запросов на консультации.

АРМЕНИЯ - МЕРЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ВВОЗА И ВНУТРЕННЕЙ ПРОДАЖИ СИГАРЕТ И АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ

Двадцатого июля 2010 года Украина запросила консультации с Арменией относительно мер Армении, влияющих на импорт и внутреннюю продажу сигарет и алкогольных напитков18. Украина утверждала, что закон Армении «О вмененном налоге на табачные изделия» ("On Presumptive Tax for Tobacco Products") от 24 марта 2000 г. устанавливает дискриминационные внутренние налоги на импортируемые табачные изделия и, следовательно, является нарушением Статьи III ГАТТ 1994 г. («Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования») и пункта 1.2 Протокола о присоединении Армении к ВТО. Более того, указанный закон, по мнению Украины, облагал такие импортные табачные изделия таможенными пошлинами в размере 24 процентов, что выше 15-процентной связанной ставки. Что касается алкогольных напитков, Украина утверждала, что закон Армении «Об акцизном налоге» от 7 июля 2000 года предусматривал более высокие акцизы на импортные алкогольные напитки, чем на аналогичные отечественные продукты, что, по мнению Украины, несовместимо с обязательствами Армении по Статье III ГАТТ 1994. Армения не ответила на просьбу Украины о проведении консультаций.

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

Восьмого сентября 2010 г. Украина обратилась с запросом об учреждении третейской группы19. Спор в настоящее время находится на этапе консультаций.

МОЛДОВА - МЕРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИМПОРТ И ВНУТРЕННЮЮ ПРОДАЖУ ТОВАРОВ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР)

Семнадцатого февраля 2011 года Украина запросила консультации с Молдовой20. Предметом консультаций был закон «О плате за загрязнение окружающей среды» от 25 февраля 1998 года, который налагал два типа сборов только на импортируемые товары: (1) сборы на импортируемые товары, использование которых загрязняет окружающую среду в размере 0,5-5% от таможенной стоимости ввозимой продукции; и (и) сбор на продукцию с пластиковой упаковкой или упаковкой «тетра-пак» (за исключением молочных продуктов), в размере 0,80-3,00 лея21 за упаковку. Украина утверждала, что аналогичные товары отечественного производства не облагаются вышеуказанными платежами. По мнению Украины, Молдова тем самым нарушала Статьи 111:1, 111:2 и 111:4 ГАТТ 1994 («Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования»). Украина не получила от Молдовы ответа на просьбу обсудить обозначенные вопросы в ходе консультаций. 12 мая 2011 г. Украина обратилась с запросом об учреждении третейской группы22. Третейская группа учреждена, но еще не сформирована.

УКРАИНА - НАЛОГИ НА КРЕПКИЕ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ

Третьего марта 2011 года (т.е. спустя три недели с момента обращения Украины к Молдове с вышеуказанным запросом) Молдова запросила консультации с Украиной, утверждая, что система акцизных сборов Украины дискриминирует импортные молдавские крепкие спиртные напитки (код 22.08 Гармонизированной системы)23. Молдова заявляла, что поправки 2008 г., внесенные в Закон № 178 от 1996 г. «О ставках акциза на этиловый спирт и алкогольные напитки», нарушают первое предложение Статьи 111:2 ГАТТ 1994 («Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования»), поскольку Украина применяла налоговую ставку к отечественной продукции, ниже взимаемой с некоторых крепких спиртных напитков, импортируемых из Молдовы. Молдова также утверждала, что, поскольку такие поправки предусматривали более низкую ставку налога на отечественные товары, чем взимаемые с непосредственно конкурирующих или взаимозаменяемых крепких спиртных напитков, импортируемых из Молдовы, таким образом, что обеспечивали защиту отечественного производства, имело место также нарушение второго предложения Статьи 111:2 ГАТТ 1994. Консультации между сторонами оказались безуспешными. Первого июня 2011 года Молдова обратилась с запросом об учреждении третейской группы24. Третейская группа учреждена, но состав ее пока не сформирован.

АВСТРАЛИЯ - НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРНЫХ ЗНА-

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

КОВ И ДРУГИХ ТРЕБОВАНИЙ К УПАКОВКЕ, ПРИМЕНИМЫХ К ТАБАЧНЫМ ИЗДЕЛИЯМ И УПАКОВКЕ

Тринадцатого марта 2012 года Украина запросила консультации с Австралией относительно принятых последней законов и постановлений, налагающих ограничения на использование товарных знаков и другие требования к упаковке табачных изделий25. По мнению Украины, меры Австралии, особенно рассматриваемые в контексте всеобъемлющего режима регулирования табака в Австралии, не соответствовали Статьям 1, 1.1, 2.1, 3.1, 15, 16, 20 и 27 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности; Статьям 2.1 и 2.2 Соглашения о технических барьерах в торговле (далее - «Соглашение ТБТ»; Статье 111:4 ГАТТ 1994. 14 августа 2012 г. Украина подала запрос об учреждении третейской группы26. Уже после инициирования формальных процедур разрешения споров Украина обратилась с просьбой о приостановлении процедуры на основании Статьи 12.12 Договоренности о разрешении споров. Ввиду того, что в течение последовавших 12 месяцев Украина не возобновила работу третейской группы, 30 мая 2016 г. срок действия юрисдикции последней истек. Данного спора юридически не существует.

УКРАИНА - ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Тридцатого октября 2013 года Япония запросила консультации с Украиной27. Предметом консультаций были окончательные защитные меры, введенные Украиной в отношении импорта легковых автомобилей. Япония утверждала, что меры несовместимы со Статьями 2.1, 3.1, 4.1 (а), 4.1 (Ь), 4.2 (а), 4.2 (Ь), 4.2 (с), 5.1, 7.1, 7.4, 8.1, 11.1 (а), 12.1, 12.2 и 12.3) Соглашения по специальным защитным мерам, а также Статьями 11:1(Ь) и Х1Х:1(а) ГАТТ 1994. Ввиду того, что достичь взаимоприемлемого решения по итогам консультаций не удалось, Япония обратилась с запросом об учреждении третейской группы28. По итогам рассмотрения спора третейской группой был подготовлен доклад, одобренный ОРС 20 июля 201529. Ввиду того, что допущенные Украиной нарушения были серьезны и многочисленны, третейская группа, на основании Статьи 19 Договоренности о разрешении споров, рекомендовала Украине специальные защитные меры на импорт автомобилей отменить. Уже 10 сентября 2015 г. Украина проинформировала ОРС об отмене защитных мер на импорт легковых автомобилей, которое вступало в силу 30 сентября 2015 года.

УКРАИНА - АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ НА НИТРАТ АММОНИЯ

Седьмого мая 2015 года Российская Федерация запросила консультации с Украиной в связи с антидемпинговыми мерами на импорт нитрата аммония из Российской Федерации30. Российская Федерация утверждала, что меры Украины несовместимы со Статьями 1, 2.1, 2.2, 2.2.1, 2.2.1.1, 2.4, 5.8, 6.1, 6.2, 6.4, 6.5.1, 6.6, 6.8,

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

19 ^

6.9, 9.2, 9.3, 11.1, 11.2, 11.3 и 18.1 Антидемпингового соглашения и со Статьей VI ГАТТ 1994. Поскольку в ходе состоявшихся между Россией и Украиной консультаций достичь взаимоудовлетворительного решения не удалось, 29 февраля 2016 г. Российская Федерация обратилась с запросом об учреждении третейской группы31.

Спор был рассмотрен третейской группой32, а затем Апелляционным органом (апелляционная жалоба была подана только Украиной)33. Доклад Апелляционного органа одобрен ОРС 30 сентября 2019 г. Российская Федерация выиграла все экономически значимые претензии. Была доказана, в том числе, незаконность применяемой Украиной методологии энергокорректировок, а также незаконность включения одного из крупнейших российских производителей удобрений в охват расследования и действия антидемпинговой пошлины. Данный спор примечателен также тем, что Апелляционный орган полностью поддержал позицию Российской Федерации. На этапе имплементации сторонам на удалось договориться о разумном периоде времени, требуемом для выполнения решения ввиду того, что Украина запрашивала рекордные 27 месяцев. Данный вопрос был рассмотрен арбитражем, учрежденным на основании Статьи 21.3 Договоренности о разрешении споров34. Арбитр определил разумный период времени в 11 месяцев и 15 дней, истекающий 15 сентября 2020 года. Украина отменила антидемпинговые меры на импорт нитрата аммония из Российской Федерации.

РОССИЯ - МЕРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИМПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ЧАСТЕЙ

Двадцать первого октября 2015 г. Украина запросила консультации с Российской Федерацией35. Предметом запроса были меры в отношении импорта железнодорожного оборудования и его частей. Украина утверждала, что эти меры несовместимы со Статьями 1:1, 111:4, Х:3(а), Х1:1 и Х111:1 ГАТТ 1994, а также Статьями 2.1, 2.2, 2.5, 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.5 и 5.2.6 Соглашения ТБТ. Ввиду того, что в ходе консультаций достичь взаимоприемлемого решения не удалось, Украина 10 ноября 2016 г. обратилась с запросом об учреждении третейской группы36. Спор был рассмотрен третейской группой37 и затем Апелляционным органом38. Доклад Апелляционного органа одобрен ОРС 5 марта 2020 г. Россия выиграла все экономически значимые претензии.

РОССИЯ - МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Четырнадцатого сентября 2016 года Украина запросила консультации с Российской Федерацией относительно ограничений на транзитные перевозки из Украины через Российскую Федерацию в третьи страны39. Украина заявляла, что меры несовместимы со Статьями ^2, ^3, ^4, ^5, Х:1, Х:2, Х:3 (а), Х1:1, XVI:4 ГАТТ 1994, а также с Параграфом 2 Части I Протокола о присоединении Российской Федерации к ВТО (в той степени, в которой он включает параграфы 1161, 1426 (первое предложение), 1427 (первое и третье предложения) и 1428 Доклада рабочей группы

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

по присоединению Российской Федерации к ВТО). Ввиду того, что достичь взаимоприемлемого решения по итогам консультаций не удалось, Украина 09 февраля 2017 г. запросила учреждение третейской группы40. Доклад третейской группы был одобрен ОРС 26 апреля 2019 г.41 Впервые за всю историю многосторонней торговой системы именно Российской Федерации удалось доказать, что принятые меры подпадали под охват Статьи ХХЦЬ)(ш) ГАТТ 1994 («Исключения по соображениям безопасности»).

КАЗАХСТАН - АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ ПО ИМПОРТУ СТАЛЬНЫХ ТРУБ

Девятнадцатого сентября 2017 года Украина запросила консультации с Казахстаном в связи с антидемпинговыми мерами на импорт стальных труб42. Украина заявила, что эти меры несовместимы со Статьями 3.1, 3.4, 3.5, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2, 6.8, 8.3, 11.1, 11.3, 12.2 и параграфами 3 и 6 Приложения II к Антидемпинговому соглашению, а также со Статьей VI ГАТТ 1994. Седьмого сентября 2018 года Украина дополнила свой запрос о консультациях от 19 сентября 2017 года, включив в него результаты пятилетнего пересмотра антидемпинговых мер в отношении импорта стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Украина заявляла, что меры несовместимы со Статьями 9.1, 9.3, 11.1, 11.2, 11.4 и 12.2.2 Антидемпингового соглашения, а также Статьей VI ГАТТ 1994. Спор находится на этапе консультаций.

РОССИЯ - МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ВВОЗА И ТРАНЗИТА НЕКОТОРЫХ УКРАИНСКИХ ТОВАРОВ

Тринадцатого октября 2017 года Украина запросила консультации с Российской Федерацией43. Запрос касался мер в отношении торговли соками, пивом, пивными напитками и другими алкогольными напитками, кондитерскими изделиями, обоями и аналогичными настенными покрытиями из Украины. Запрос также включал меры в отношении транзита товаров. В качестве правовых оснований претензий Украина заявила очень широкий охват, а именно: Статьи Ы, ^2, V:3, V:5, V:6, Х:1, Х:2, Х:3 (а), Х:3 (Ь) и ХЫ ГАТТ 1994; Статьи 1.1.1(а), 1.1.1(1), 1.1.1(Ь), 1.3.1, 2.1.1, 2.1.2, 11.1(а), 11.1(Ь) и 11.8 Соглашения по упрощению процедур торговли; Статьи 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.11, 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.8, 6.1 и 10.1 Соглашения ТБТ; Статьи 2.2, 2.3, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 7, 8 и параграф 1 Приложения В и параграфы 1(а) и 1(Ь) Приложения С Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам; а также Параграф 2 Части I Протокола России о присоединении к ВТО (в той мере, в какой он включает обязательства, содержащиеся в параграфах 714, 715, 719, 728, 745, 784, 799, 803, 804, 813, 926, 955, 1009, 1031, 1033. , 1055, 1060, 1062, 1161, 1426, 1427 и 1428 Доклада рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО). Спор находится на этапе консультаций.

АРМЕНИЯ - АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ ПО ИМПОРТУ СТАЛЬНЫХ

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

21 ^

ТРУБ

Восемнадцатого октября 2018 года Украина запросила консультации с Арменией в связи с антидемпинговыми мерами на импорт стальных труб44. Оспариваемые меры были приняты в результате пятилетнего пересмотра антидемпинговых пошлин в отношении импорта стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Украина заявляла, что меры несовместимы со Статьями 9.1, 9.3, 11.1, 11.2, 11.4 и 12.2.2 Антидемпингового соглашения, а также Статьей VI ГАТТ 1994. Спор находится на этапе консультаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА - АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ ПО ИМПОРТУ СТАЛЬНЫХ ТРУБ

Восемнадцатого октября 2018 года (одновременно с подачей запроса на консультации к Армении) Украина запросила консультации с Кыргызской Республикой относительно тех же антидемпинговых мер на импорт стальных труб45. Оспариваемые меры были приняты в результате пятилетнего пересмотра антидемпинговых мер в отношении импорта стальных труб, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Украина заявила, что эти меры несовместимы со Статьями 9.1, 9.3, 11.1, 11.2, 11.4 и 12.2.2 Антидемпингового соглашения; а также со Статьей VI ГАТТ 1994. Спор находится на этапе консультаций.

ВЫВОДЫ

Обращает на себя внимание тот факт, что во всех без исключения спорах с участием бывших стран СССР стороной является Украина. Это вполне объяснимо. С одной стороны, Российская Федерация, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика являются членами Евразийского экономического союза (далее - «ЕАЭС»). Юридически члены ЕАЭС могут подавать в ОРС ВТО жалобы друг против друга (если основанием жалобы является одно из многосторонних торговых соглашений ВТО, но не Договор о ЕАЭС). В то же время, думается, что фактически такое право может быть реализовано только в случае крайней необходимости. Причина - высокие политические риски и сопутствующие издержки такого решения.

Украина весьма оригинально использует инструментарий процедур разрешения споров ВТО. Во-первых, очевидно, что жалоба против Молдовы в отношении экологического сбора и ответная жалоба Молдовы в связи с дискриминационными мерами Украины в отношении импорта крепких спиртных напитков из Молдовы - «звенья одной цепи». На это указывает игнорирование Молдовой запроса Украины, трехнедельный период между двумя запросами на консультации, равно как и то обстоятельство, что ни по одному из этих споров разбирательства по существу не было. Можно предположить, что двумя странами было найдено политическое

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

решение. Во-вторых, нельзя не заметить обращение Украины с зеркальными запросами на консультации в Армении, Казахстану и Киргизии в связи с решением Евразийской экономической комиссии о применения антидемпинговых пошлин на импорт стальных труб из Украины. Это интересная особенность одновременного членства государств в ЕАЭС и ВТО: действия (бездействие) Евразийской экономической комиссии, равно как и других органов ЕАЭС, приписываются членам ЕАЭС, являющимся одновременно членами ВТО. В практическом плане это значит, что жалобы в ОРС ВТО могут быть поданы против любого члена ЕАЭС по усмотрению заявителя либо одновременно всех государств-членов ЕАЭС. Любопытно, что в рассматриваемом случае консультации не были запрошены с Россией, хотя трубная промышленность в ЕАЭС в своей значительной части сконцентрирована именно на территории Российской Федерации. Более того, когда Россия высказала пожелание присоединиться к консультациям Украины с Казахстаном46, первая была против47. Налицо желание Украины всячески вытеснить Россию из разбирательства по вопросу, самым непосредственным образом затрагивающим, прежде всего, российские интересы. В-третьих, в контексте имплементации решений ОРС примечательно, что специальные защитные меры в отношении импорта легковых автомобилей были отменены Украиной по прошествии лишь двух месяцев с момента вступления в силу соответствующего решения. В то время как для отмены антидемпинговых мер на импорт нитрата аммония из Российской Федерации Украина запросила беспрецедентные 27 месяцев. Это свидетельствует в том числе о том, что процесс и, главное, скорость имплементации решений ОРС не лишены политического подтекста.

Что касается других рассмотренных нами стран бывшего СССР, то наработанной практики их участия в процедурах разрешения споров ВТО на данный момент нет. Более того, нет ни одного решения ОРС по спору с их участием. Это может быть следствием таких факторов, как недостаточно диверсифицированная структура экономики; ограниченная номенклатура поставляемой на экспорт продукции; небольшое число рынков сбыта; низкая вовлеченность в цепочки международных поставок; наличие сложных нерешенных проблем, в том числе социальных и территориальных, требующих высокой концентрации и без того ограниченных ресурсов. Причина может быть также и в отсутствии мер торговой политики, представляющих для промышленности страны явный коммерческий интерес, применение которых ведет для бизнеса к экономически выраженным потерям (хотя такая ситуация является, скорее, утопической). Не в последнюю очередь отсутствие наступательных споров в ВТО может быть следствием осторожной, сдержанной политики государства, вызванной нежеланием «выносить сор из избы» и намерением урегулировать торговые разногласия с внешнеторговыми партнерами, не прибегая к инструментарию ВТО. Бесспорно, обращение к формальным процедурам разрешения споров - это крайняя мера, реализация которой требует колоссальных усилий. И хорошо, если двусторонние проблемы торговли удается решать посред-

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

ством иных способов мирного разрешения международных споров.

В завершение отметим, что для активного и, главное, эффективного использования инструментов ВТО, включая процедуры разрешения споров, требуется осознание государственными служащими и промышленностью уникальных возможностей многосторонней торговой системы для продвижения национальных интересов; вовлеченность бизнес-сообщества в международную повестку государства и готовность помогать правительству в вопросах членства в ВТО; возможности для инвестирования временных, административных и интеллектуальных ресурсов в весьма трудозатратные и растянутые во времени процессы; наличие отечественных специалистов, способных своевременно идентифицировать меры торговой политики иностранных государств, содержащие элементы нарушений правил ВТО, и на высоком уровне отстаивать национальные торгово-экономические интересы. Не в последнюю очередь требуется решимость государства инициировать формальные процедуры разрешения споров и твердое намерение отстаивать свою позицию до полной победы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Appellate Body Report, United States - Measures Affecting the Cross-Border Supply of Gambling and Betting Services, WT/DS285/AB/R, adopted 20 April 2005, paras. 121-123. -URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(@Symbol=%20 wt/ds285/ab/r*%20not%2rw*)&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&lan-guageUIChanged=true# (дата обращения 04.12.2021)

2 Статья 4 Договоренности о разрешении споров.

3 Appellate Body Report, United States - Subsidies on Upland Cotton, WT/DS267/AB/R, adopted 21 March 2005, para. 293 (quoting Appellate Body Report, Mexico - Anti-Dumping Investigation of High Fructose Corn Syrup (HFCS) from the United States - Recourse to Article 21.5 of the DSU by the United States, WT/DS132/AB/RW, adopted 21 November 2001, para. 54). - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=Q:/WT/DS/267ABR.pd-f&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

4 Appellate Body Report, Mexico - Anti-Dumping Investigation of High Fructose Corn Syrup (HFCS) from the United States - Recourse to Article 21.5 of the DSU by the United States, WT/DS132/AB/RW, adopted 21 November 2001, para. 54. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/ Pages/SS/directdoc.aspx?filename=Q:/WT/DS/132ABRW.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

5 Appellate Body Report, Mexico - Definitive Anti-DumpingMeasures on Beefand Rice, Complaint with Respect to Rice, WT/DS295/AB/R, adopted 20 December 2005, para. 138. -URL: https://docs.wto.org/dol2fe/PagesZS S/directdoc.aspx?filename=Q:/WT/DS/295ABR.pd-f&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

На практике спор может «подвиснуть» на этапе консультаций по многим причинам. Последние, как правило, не афишируются.

7 Статья 8.1 Договоренности о разрешении споров.

8 Статья 8.6 Договоренности о разрешении споров.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

Статья 16.4 Договоренности о разрешении споров.

10 Статья 17.4 Договоренности о разрешении споров.

11 Статья 21.3 Договоренности о разрешении споров.

12 Статья 21.5 Договоренности о разрешении споров.

13 Статья 22 Договоренности о разрешении споров.

14 Статья 22.4 Договоренности о разрешении споров.

15 Статьи 22.6 и 22.7 Договоренности о разрешении споров.

16 Латвия, Эстония и Литва являются членами ВТО в составе ЕС.

17 Данное решение было принято 26 ноября 2021 г. на экстренном заседании Ге-нерального Совета ВТО. - URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc12_e/ mc12_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

18 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS411/1, G/L/925. Armenia-Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Cigarettes and Alcoholic Beverages. - URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds411_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

19 Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS411/2. Armenia - Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Cigarettes and Alcoholic Beverages. -URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds411_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

20 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS421/1, G/L/952. Moldova - Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Goods (Environmental Charge). - URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds421_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

21 Национальная валюта Молдавии.

22 Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS421/4. Moldova-Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Goods (Environmental Charge). - URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds421_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

23 Request for Consultations by Moldova. WT/DS423/1, G/L/954. Ukraine - Taxes on Distilled Spirits. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds423_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

24 Request for the Establishment of a Panel by Moldova. WT/DS423/4. Ukraine - Taxes on Distilled Spirits. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds423_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

25 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS434/1, IP/D/30, G/TBT/D/39, G/L/985. Australia - Certain Measures Concerning Trademarks and Other Plain Packaging Requirements Applicable to Tobacco Products and Packaging. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds434_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

26 Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS434/11. Australia - Certain Measures Concerning Trademarks and Other Plain Packaging Requirements Applicable to Tobacco Products and Packaging. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cas-es_e/ds434_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

27 Request for Consultations by Japan. WT/DS468/1, G/L/1055, G/SG/D46/1. Ukraine -Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars. - URL: https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds468_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

28 Request for the Establishment of a Panel by Japan. WT/DS468/5ю Ukraine - Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds468_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

29 Panel Report, Ukraine - Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars, WT/DS468/R and Add.1, adopted 20 July 2015. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/ directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/468R.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

30 RequestforConsultationsbytheRussianFederation. WT/DS493/1, G/L/1114, G/ADP/ D109/1. Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate. - URL: https://www.wto.org/ english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds493_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

31 Request for the Establishment of a Panel by the Russian Federation. WT/DS493/2. Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate. - URL: https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds493_e.htm

32 Panel Report, Ukraine-Anti-DumpingMeasures on Ammonium Nitrate, WT/DS493/R, Add.1 and Corr.1, adopted 30 September 2019, as upheld by Appellate Body Report WT/DS493/ AB/R. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/493R. pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

33 Appellate Body Report, Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate, WT/DS493/AB/R and Add.1, adopted 30 September 2019. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/ Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/493ABR.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

34 Award of the Arbitrator, Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate -Arbitration under Article 21.3(c) of the DSU, WT/DS493/RPT, 8 April 2020. - URL: https://docs. wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/493RPT.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

35 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS499/1, G/L/1128, G/TBT/D/48. Russia - Measures Affecting the Importation of Railway Equipment and Parts Thereof - Communication from Ukraine. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds499_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

36 Request for the establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS499/2. Russia - Measures Concerning Traffic in Transit. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ ds512_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

37 Panel Report, Russia - Measures Affecting the Importation of Railway Equipment and Parts Thereof, WT/DS499/R and Add.1, adopted 5 March 2020, as modified by Appellate Body Report WT/DS499/AB/R. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?file-name=q:/WT/DS/499R.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

38 Appellate Body Report, Russia-Measures Affecting the Importation ofRailway Equipment and Parts Thereof, WT/DS499/AB/R and Add.1, adopted 5 March 2020. - URL: https:// docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/499ABR.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

39 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS512/1, G/L/1151. Russia - Measures Concerning Traffic in Transit. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ ds512_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

40 Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS512/3. Russia - Measures Concerning Traffic in Transit https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds512_e. htm (дата обращения 04.12.2021)

41 Panel Report, Russia - Measures Concerning Traffic in Transit, WT/DS512/R and Add.1, adopted 26 April 2019. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?file-name=q:/WT/DS/512R.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

42 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS530/1, G/L/1185, G/ADP/D119/1. Kazakhstan - Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://www.wto.org/english/tra-top_e/dispu_e/cases_e/ds530_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

43 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS532/1, G/L/1189, G/TFA/D1/1, G/SPS/ GEN/1582. Russia - Measures Concerning the Importation and Transit of Certain Ukrainian products. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds532_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

44 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS569/1, G/L/1264, G/ADP/D127/1. Armenia - Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds569_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

45 Request for Consultations by Ukraine. WT/DS570/1, G/L/1265, G/ADP/D128/1. Kyr-gyz Republic - Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds570_e.htm (дата обращения 04.12.2021)

46 Договоренность о разрешении споров ВТО предоставляет такое процессуальное право.

47 Communication from Ukraine. WT/DS530/4. Kazakhstan - Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/ DS/530-4.pdf&0pen=True (дата обращения 04.12.2021)

БИБЛИОГРАФИЯ:

Appellate Body Report, Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate, WT/ DS493/AB/R and Add.1, adopted 30 September 2019. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/ Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/493ABR.pdf&0pen=True (дата обращения 04.12.2021).

Appellate Body Report, United States - Measures Affecting the Cross-Border Supply of Gambling and Betting Services, WT/DS285/AB/R, adopted 20 April 2005, DSR 2005:XII, p. 5663 (and Corr.1). - URL:

https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(@Symbol=%20wt/ ds285/ab/r*%20not%20rw*)&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&langua-geUIChanged=true# (04.12.2021).

Appellate Body Report, United States - Subsidies on Upland Cotton, WT/DS267/AB/R, adopted 21 March 2005. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?file-name=Q:/WT/DS/267ABR.pdf&0pen=True (дата обращения 04.12.2021).

Appellate Body Report, Mexico - Anti-Dumping Investigation of High Fructose Corn Syrup (HFCS) from the United States - Recourse to Article 21.5 of the DSU by the United States, WT/ DS132/AB/RW, adopted 21 November 2001. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/di-rectdoc.aspx?filename=Q:/WT/DS/132ABRW.pdf&0pen=True (дата обращения 04.12.2021).

Appellate Body Report, Mexico - Definitive Anti-Dumping Measures on Beef and Rice, Complaint with Respect to Rice, WT/DS295/AB/R, adopted 20 December 2005. - URL: https://docs. wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=Q:/WT/DS/295ABR.pdf&0pen=True (дата обращения 04.12.2021).

Appellate Body Report, Russia - Measures Affecting the Importation of Railway Equipment and Parts Thereof, WT/DS499/AB/R and Add.1, adopted 5 March 2020. - URL: https://docs. wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/499ABR.pdf&0pen=True (дата обращения 04.12.2021).

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

Panel Report, Russia - Measures Concerning Traffic in Transit, WT/DS512/R and Add.1, adopted 26 April 2019. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/ WT/DS/512R.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021).

Award of the Arbitrator, Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate - Arbitration under Article 21.3(c) of the DSU, WT/DS493/RPT, 8 April 2020. - URL: https://docs.wto. org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/493RPT.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021).

Panel Report, Russia - Measures Affecting the Importation of Railway Equipment and Parts Thereof, WT/DS499/R and Add.1, adopted 5 March 2020, as modified by Appellate Body Report WT/DS499/AB/R. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/ WT/DS/499R.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021).

Panel Report, Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate, WT/DS493/R, Add.1 and Corr.1, adopted 30 September 2019, as upheld by Appellate Body Report WT/DS493/ AB/R. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/493R. pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021).

Panel Report, Ukraine - Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars, WT/ DS468/R and Add.1, adopted 20 July 2015. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/direct-doc.aspx?filename=q:/WT/DS/468R.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021).

Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dsu_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Communication from Ukraine. WT/DS530/4. Kazakhstan - Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/DS/530-4.pdf&Open=True (дата обращения 04.12.2021)

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS411/1, G/L/925. Armenia - Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Cigarettes and Alcoholic Beverages. - URL: https://www. wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds411_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS411/2. Armenia - Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Cigarettes and Alcoholic Beverages. - URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds411_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS421/1, G/L/952. Moldova - Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Goods (Environmental Charge) - URL: https://www.wto. org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds421_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS421/4. Moldova - Measures Affecting the Importation and Internal Sale of Goods (Environmental Charge) - URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds421_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Moldova. WT/DS423/1, G/L/954. Ukraine - Taxes on Distilled Spirits. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds423_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for the Establishment of a Panel by Moldova. WT/DS423/4. Ukraine - Taxes on Distilled Spirits. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds423_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS434/1, IP/D/30, G/TBT/D/39, G/L/985. Australia - Certain Measures Concerning Trademarks and Other Plain Packaging Requirements Applicable to Tobacco Products and Packaging. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds434_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS434/11. Australia - Certain Measures Concerning Trademarks and Other Plain Packaging Requirements Applicable to Tobacco Products and Packaging. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ ds434_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Japan. WT/DS468/1, G/L/1055, G/SG/D46/1. Ukraine - Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars. - URL: https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds468_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for the Establishment of a Panel by Japan. WT/DS468/5. Ukraine - Definitive Safeguard Measures on Certain Passenger Cars. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dis-pu_e/cases_e/ds468_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by the Russian Federation. WT/DS493/1, G/L/1114, G/ADP/ D109/1. Ukraine - Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate https://www.wto.org/english/ tratop_e/dispu_e/cases_e/ds493_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for the Establishment of a Panel by the Russian Federation. WT/DS493/2. Ukraine -Anti-Dumping Measures on Ammonium Nitrate. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds493_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS499/1, G/L/1128, G/TBT/D/48. Russia - Measures Affecting the Importation of Railway Equipment and Parts Thereof - Communication from Ukraine. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds499_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS499/2. Russia - Measures Concerning Traffic in Transit - Panel report - Action by the Dispute Settlement Body. - URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds512_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS512/1, G/L/1151. Russia - Measures Concerning Traffic in Transit. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds512_e. htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for the Establishment of a Panel by Ukraine. WT/DS512/3. Russia - Measures Concerning Traffic in Transit. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ ds512_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS530/1, G/L/1185, G/ADP/D119/1. Kazakhstan - Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ cases_e/ds530_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS532/1, G/L/1189, G/TFA/D1/1, G/SPS/ GEN/1582. Russia - Measures Concerning the Importation and Transit of Certain. Ukrainian products. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds532_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS569/1, G/L/1264, G/ADP/D127/1. Armenia -Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/ cases_e/ds569_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

Request for Consultations by Ukraine. WT/DS570/1, G/L/1265, G/ADP/D128/1. Kyrgyz Republic - Anti-Dumping Measures on Steel Pipes. - URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/ dispu_e/cases_e/ds570_e.htm (дата обращения 04.12.2021).

11-2021

Российский внешнеэкономический вестник

29 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.