Научная статья на тему 'КРАТКИЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ'

КРАТКИЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
349
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИНКТИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ / НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ АГРЕССИИ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ АГРЕССИИ / САМОДЕСТРУКЦИЯ / НЕДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИЯ / ВРАЖДЕБНАЯ АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арутюнян Г.А.

В данной статье рассматривается проблема детской агрессии с позиций сторонников психоаналитического направления. В статье исследуются характерные признаки нормальных и патологических агрессивных проявлений в детском возрасте, а также внешние и внутренние детерминанты этих проявлений. Основное внимание уделяется механизмам как формирования, так и нормального и патологического развития агрессии в детском возрасте. В заключение приводятся основные выводы и обобщения вышерассмотренных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАТКИЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ»

УДК 159.97

Арутюнян Г. А.

аспирант АГПУ, г. Ереван, РА

КРАТКИЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

К ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема детской агрессии с позиций сторонников психоаналитического направления. В статье исследуются характерные признаки нормальных и патологических агрессивных проявлений в детском возрасте, а также внешние и внутренние детерминанты этих проявлений. Основное внимание уделяется механизмам как формирования, так и нормального и патологического развития агрессии в детском возрасте. В заключение приводятся основные выводы и обобщения вышерассмотренных подходов.

Ключевые слова:

инстинктивное влечение, нейтрализация агрессии, интернализация агрессии, самодеструкция, недеструктивная агрессия, враждебная агрессия.

Проблема детской агрессии была и остаётся одной из важнейших в детской психологии. Феномен агрессии изучался представителями разных научных дисциплин (этология, эволюционная биология) и психологических направлений, но проблема детской агрессии, судя по многочисленным работам на данную тему, интересовала и продолжает интересовать больше всего представителей детского психоанализа.

С психоаналитической точки зрения все инстинктивные влечения представлены двумя основными влечениями: сексуальным влечением, которое служит размножению и сохранению вида, и агрессивным влечением, которое служит противоположному, то есть деструктивным целям. Само понятие влечение определяется З. Фрейдом как " ...как наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния, которое под влиянием внешних препятствий живое существо вынуждено было оставить...." [3, стр. 404]. То есть, по мнению основателя психоанализа, как сексуальное, так и агрессивное влечение направлено на восстановление гомеостаза организма, хотя сначала он предложил различать две группы первичных противоборствующих влечений - влечения "Я", или самосохранения и сексуальные влечения. Позднее З. Фрейд принимает положение о существовании агрессивного инстинктивного влечения и объясняет проблему столь позднего принятия вышеупомянутого положения противоречием последнего "слишком многим религиозным предпосылкам и социальным условностям" [4, стр.108]. Далее З. Фрейд выдвинул предположение, что все инстинктивные побуждения состоят из сплава агрессивной и сексуальной влечений в разных соотношениях. Проблемы могут возникнуть при распаде таких смесей, считал З. Фрейд. "Не нашедшая выхода агрессия может означать тяжёлое повреждение; всё выглядит так, как буд-то нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя." [4, стр. 111] В отличие от ранних работ З. Фрейда, в данной лекции агрессивному влечению предоставляется больше роли, чем сексуальному в создании культуры и в достижении человечеством новых целей: "..ограничение своей агрессии является первой, возможно, самой серьёзной жертвой, которую общество требует от индивидуума." [4, стр. 114]

По мнению Анны Фрейд, на ранних этапах развития агрессивные импульсы могут найти выход в таких телесных движениях как битьё головой об что-то, выдёргивание собственных волос и т. д., и хотя она считала существенным для нормального развития перенаправление агрессии со своего тела на живые или неживые объекты окружающей среды, такое самодеструктивное поведение она считала закономерным для поздней стадии развития, так как эта энергия будет инвестирована в суперэго и направлена на эго, а не на тело. [6] Что касается соотношений двух основных влечений, то на этот счёт взгляды А. Фрейд не особо отличаются от взглядов её отца: она считает, что для успешного преодоления каждого из этапов развития

необходимо сплетение агрессивной энергии с сексуальным влечением в соответствующих пропорциях. Проявления патологической агрессивности у детей, выражающиеся в удовлетворении от своих деструктивных действий (причинения вреда и страданий другим людям) или, по меньшей мере, в полном безразличии к ним, объяснялись А. Фрейд не их внутренними агрессивными тенденциями, а отсутствием слияния агрессивной и сексуальной влечений [6].

Согласно М. Кляйн, оба влечения (агрессивное и сексуальное) являются конституциональными, а сила их проявления зависит от внешних обстоятельсв. М. Кляйн описывает проявления агрессии в игре детей дошкольного возраста, где агрессия проецируется в игру и может выражаться как прямо, так и косвенно [1]. Мелани Кляйн также считает, что сексуальное и агрессивное влечения не функционируют изолировано, а всегда находятся во взаимодействии, хотя в зависимости от ребёнка пропорции могут варьироваться. "У детей, у которых силён врождённый агрессивный компонент, легко возникает персекуторная тревога, фрустрация и жадность, вследствие чего младенец с трудом переносит лишение и справляется с тервогой." [2, стр. 190]

У Р. Ловенштейна, Е. Криса, Х. Хартманна агрессивное влечение не является ни дериватом либидо, ни противопоставляется последней, а рассматривается как более конструктивное явление, которое в онтогенезе (при нормальном развитии) сплетается с сексуальным влечением, обеспечивая здоровое амбивалентное отношение к родителям. В своей статье авторы также говорят об интернализации агрессии, которая может наступиь вследствие неразрядки агрессивного импульса. Интернализация может привести к нейтрализации агрессии, (это своего рода сублимация агрессивных импульсов) и если интернализация не завершается нейтрализацией, то это может привести к самодеструктивному поведению. Авторы также говорят о депривации агрессии, которая представляет собой трудности или неспособность к разрядке агрессивных импульсов. По их мнению, нейтрализация агрессии связана с объектными отношениями, а точнее, формирование долговременных и прочных объектных отношений зависит от нейтрализации агрессии [7]. Что касается интернализации агрессии, то причиной тому может стать, по мнению авторов, фрустрация агрессии ребенка, которая может произойти вследствие, как выразились авторы, "разоружения" агрессии индифферентностью, излишней снисходительностью и любовью, хотя ребёнок ожидает другой реакции от родителей. "Когда ребёнок достигает той стадии развития, когда он сам относится неудовлетворительно к своим агрессивным вспышкам, когда его эго, а позднее суперэго уже не приветствует устремлённую вовне агрессию, агрессивная вспышка требует ограничения со стороны родителей, как помощь в решении внутреннего конфликта." [7, р. 31]

Французский детский психоаналитик Рене Шпиц задаётся вопросом насчёт врождённости обоих влечений и, при допустимости данного положения, возможности дифференциации одного от другого. Согласно Р. Шпицу, проявления агрессии могут быть исследованы только в том возрасте, когда у младенца развита способность к целенаправленным действиям, какими бы примитивными они не были. Как и Р. Ловейнштейн, Х. Хартман и Крис, Р. Шпиц согласен с положением, что взаимодействие агрессивного и сексуального влечений является предпосылком формирования объектных отношений и уверен, что только с началом формирования объектных отношений возможно детальное изучение манифестаций агрессии: как нейтрализации, так и интернализации. Такие проявления агрессии как кусание, битье и т. д. у нормальных детей можно наблюдать с восьмимесячного возраста, что, по мнению Р. Шпица, замето осутствует у депрессивных детей. Согласно Р. Шпицу, благодаря отношениям с любимым объектом ребёнок получает возможность "разрядить" свои агрессивные импульсы, спровоцированные действиями этого объекта. [5] "Только с началом объектных отношений мы сумеем детально изучить проявления агрессии, поскольку мы думаем, что именно здесь нам удастся увидеть феномены нейтрализации агрессии с одной стороны и направленной на самого себя агрессии - с другой." [5, р.131]

Дональд Вудс Винникотт считает, что в агрессивном акте всегда скрыто намерение, и что изучение актуального агрессивного действия надо начинать с исследования корней этого намерения, которые уходят далеко вглубь к инстинктивному опыту. По мнению Д. Винникотта, агрессивные действия невозможно понять, изучая их изолированно и, в случае детей, надо рассматривать эти действия как в контексте социальной среды, так и принимая во внимание соответствие эмоциональной зрелости его

хронологическому возрасту. Д. Винникотт также касается проявлений агрессии в разные периоды детского развития, замечая, что ребёнок в "стадии беспокойства", периода развития, описанного у М. Кляйн как "депрессивная позиция в эмоциональном развитии" (хронологически соответствует второй четверти первого года развития ребёнка) приобретает способность испытывать вину, и часть агрессии выражается печалью и чувством вины за вред, который ребёнок думает, что нанёс любимому человеку (субъекту привязанности). Согласно Д. Винникотту, регулярные агрессивные проявления у ребёнка могут намечаться при выходе из состояния, которое он называет «патологической интроверсией». И если во время этой стадии восстановления или выхода из данного состояния родители или ответственные лица не ответят подобающим образом на эти проявления агрессии, а именно - оборонительно-атакующе, тогда ребёнок легко впадёт обратно в интроверсию. [10]

Психоаналитик Бетта Ранк не смотрит на агрессию как на неизменное стремление к деструкции, а считает агрессивное поведение одной из структурных компонентов эго, которая помогает адаптироваться к окружающему миру. Б. Ранк считает личность матери одним из главных факторов в развитии способности контролирования как сексуального, так и агрессивного влечений ребёнка. "Когда мать сама не очень организованная, нарциссическая и незрелая личность, хотя нередко крайне добросовестная и нетерпящая стать матерью, развитие эго ребёнка под угрозой. Оно остаётся недоразвитым и, следовательно, неспособным к организации и контролю влечений (сексуальных и агрессивных)." [9, р.43]. То есть, эго ребёнка обладает способностью к организации и контролированию влечений и для достижения соответствующего уровня развития, эго ребёнка должно развиваться в условиях благоприятного эмоционального климата. [9]

Английский психиатр и психоаналитик Энтони Сторр также находит примечательным социально-психологический аспект развития детской агрессии. Особенно важным он считает роль родителей в процессе социализации агрессии и считает, что нормальное контролирование агрессии требует противостояния. "Если противостояние отсутствует (родители слишком мягкие и нет того, кому бы ребёнок мог противиться), агрессия ребёнка может повернуть внутрь - на самого себя так, что он может начать рвать себе волосы, грызть ногти или стать подавленным и замкнутым." [10, p. 46]

Психиатр и психоаналитик Генри Паренс считает, что агрессивное поведение и действия являются неотъёмлимой частью нормального детского развития и называет их "....базисными элементами ориентации ребёнка в его или её окружающем мире и его или её усилиями наладить отношения с жизнью и этим миром." [8, р.6]. Г. Паренс различает три различает основные направленности агрессии: недеструктивная агрессия, неаффективная деструкция, и враждебная агрессия. По мнению Г. Паренса, враждебная агрессия способна накапливаться, и когда дети и подростки сдерживают свою враждебность и чувство ненависти, они подавляют так называемую нейтрализованную агрессию, которая будучи огромным источник энергии, способствовала решению многих жизненных проблем. [8].

Подводя итоги, можно заключить, что согласно вышерассмотренным подходам, в целом агрессия является инстинктивным влечением, и роль данного влечения в развитии ребёнка не однозначна: в зависимости от своей направленности (вектора агрессии, который может быть направлен как вовне, так и внутрь субъекта) и текущей стадии развития агрессия может стать как источником энергии, направленной на преодоление жизненных проблем, так и привести к патологическим последствиям. Что касается направленности агрессии, то она в основном детерминируется влияниями социальной среды на самых ранних этапах развития.

Итак, социализация агрессии предполагает, можно сказать, её прохождение нескольких "стадий" -стадии деструктивных проявлений, стадии интернализации, и стадии нейтрализации в данной последовательности, при соответствующих условиях и на определённых этапах развития, после чего агрессивные импульсы трансформируются в потенциальную энергию для дальнейшего развития. Данный теоретический подход оправдывает себя как методологическая основа практической деятельности в психодиагностике, психокоррекции/психотерапии проблем, связанных с детской агрессией, а также проблем с социализацией в целом.

Список использованной литературы:

1. Кляйн М. Психоаналитические труды: в 7 т. /Мелани Кляйн. - Пер. с англ. и нем. под. науч. ред. С. Ф. Сироткина и М. Л. Мельниковой. - Ижевск. ИД "ERGO", 2007. Т. 6: "Зависть и благодарность" и другие работы 1955 - 1963гг. - 2010. - 320с.

2. Кляйн М. Психоаналитические труды: в 7 т. /Мелани Кляйн. - Пер. с англ. и нем. под. науч. ред. С. Ф. Сироткина и М. Л. Мельниковой. - Ижевск. ИД "ERGO", 2007. Т. 5: "Эдипов комплех в свете ранних тревог" и другие работы 1945 - 1952гг. - 2009.-XII + 312с.

3. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский . - М.: Просвещение, 1990. - 448с.

4. Фрейд З. Влечения и их судьба. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 432с.

5. Drives, Affects, Behavior. Edited by Rudolph M. Loewenstein, M.D. New York: International Universities Press, Inc., 1953. 399 pp.

6. Freud, A. 1949. Aggression in relation to emotional development; normal and pathological. In The psychoanalytic study of the child 3/4. New York: International Universities Press.

7. Hartmann, H., Kris, E., and Loevenshtein, R. M. 1949. Notes on the Theory of Aggression. In The psychoanalytic study of the child. 3/4. New York: International Universities Press.

8. Parens, Henry MD. Handling children's aggression constructively. JASON ARONSON. A division of ROWMAN & LITTLEFIELD PUBLISHERS, INC., Copyright © 2011.

9. Rank, B. 1949. Aggression. In The psychoanalytic study of the child 3/4. New York: International Universities Press.

10. Storr, Anthony: Human aggression. London, Allen Lane, The Penguin Press, 1968.

11. Winnicott. D. W. (1950x). Aggression in relation to emotional development. In Collected Papers, pp. 204-218. New York: Basic Books, 1975.

© Арутюнян Г. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.