АГРЕССИЯ И ДЕСТРУКЦИЯ В ФОКУСЕ ПСИХОАНАЛИЗА
Буняева М. В., Ковш Е. М.
Представлен краткий обзор психоаналитических теорий, рассматривающих агрессию как один из важнейших компонентов психики человека. Изложены основные подходы, трактующие природу агрессии, а также конфликтные и гармоничные отношения между Эросом и Танатосом. Описаны представленность агрессии в психике ребенка и особенности ее проявления на разных этапах психосексуального развития. Показана роль подавленной агрессии в возникновении психосоматических заболеваний.
Ключевые слова: агрессия, деструктивность, психоанализ, разрушительность, Танатос, либидо, Эрос, психосоматические заболевания, психосексуальное развитие, гнев.
Изучение природы агрессивных и деструктивных процессов, а также разнообразия их проявлений и последствий - одна из ключевых тем психоаналитической теории в ее классическом и современном вариантах.
Психоанализ рассматривает проявление агрессии у ребенка на всех стадиях психосексуального развития: начиная с прорезывания зубов, т. е. появления первого «оружия» и способности причинять с его помощью боль, контролировать объект, от которого зависит удовлетворение витальных потребностей ребенка [8]. Самое яркое развитие агрессия получает на анальной стадии, что находит отражение во втором названии этого периода -«анально-садистический». Проявляя упрямство и стремясь достичь поставленной цели шантажом, разрушением окружающих предметов, ребенок выплескивает вовне агрессивные тенденции, зачастую причиняя физический вред и ущерб. Агрессия на фаллической стадии проявляется в конкуренции с родителем своего пола (Эдипов комплекс) в борьбе за внимание и любовь второго родителя. Таким образом, ранний психоанализ рассматривает агрессию как необходимый компонент становления личности ребенка [4].
Анна Фрейд в своей работе «Детский пси-
хоанализ» рассматривает природу взаимоотношений между сосуществующими в детской психике фантазиями избиения и мечтами (милыми историями). Согласно представлениям автора, инстинктивные влечения стимулируют процесс развития психики, оказывая на нее постоянное воздействие. Фантазии об избиении являются удовлетворением сексуальных желаний, в то время как детские мечты (милые истории) выступают в качестве вместилища для вытесненных влечений. В фантазии родителей А. Фрейд находит ту же закономерность: подавленная чувственная борьба находит свое выражение в мечтах об избиении, ее антагонистом выступает симбиотическое слияние с ребенком [8].
В целом, агрессивные импульсы рассматриваются психоанализом как необходимые для сохранения жизни и удовлетворения инстинктов. В то же время, вопрос о природе агрессивных тенденций ранними психоаналитическими концепциями до конца не решен: сторонники инстинктивной теории утверждают, что агрессия является врожденным механизмом; сторонники фрустрационной теории считают, что агрессия порождается внешними, средовыми влияниями.
Фундаментальное открытие З. Фрейда -
Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.
Эрос и Танатос, влечение к жизни и влечение к смерти, можно рассмотреть как стремление к созиданию - сексуальности - и стремление к разрушению - агрессии. Сам З. Фрейд говорил о том, что существование этих двух сил в отдельности обнаружить весьма сложно, каждое из влечений дополняет другое, сопровождая человеческую жизнь на всех уровнях: от удовлетворения биологических потребностей до социализации.
Последователями З. Фрейда наличие в психике разнонаправленных тенденций рассматривается как конфликт (готовность к тому, что на тебя могут напасть за то, что являешься объектом любви (Мелани Кляйн); разрушительная природа Танатоса «берет в плен», парализует либидо, согласно концепции патологического слияния Герберта Розенфельда) или как их мирное сосуществование и дополнение (Анна Фрейд) [4, 6, 7, 8]. О связи разнонаправленных тенденций (продолжение рода и деструкция, разрушение для созидания) писала в своей работе «Деструкция как причина становления» и Сабина Шпильрейн [11]. Она определяет инстинкт самосохранения как влечение к постоянству, сопровождающееся положительными эмоциями и стремлением к целостности и созиданию. Инстинкт сохранения вида, также присутствующий в психике, реализуется во влечении к изменению, преобразованию и включает в себя стремление к разрушению Я для появления Мы. Здесь также рассматривается взаимодействие созидающих и разрушающих тенденций в психике любого человека.
Необходимо отметить тот факт, что во многих психоаналитически ориентированных теориях личности агрессия выступает одним из основополагающих звеньев типологии. Разные виды агрессии и разрушительности, а также их предпосылки рассматривает в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм, выделяя доброкачественную (разрушение или ущерб в условиях отсутствия злого умысла; врожденный механизм, являющийся неотъемлемым компонентом инстинкта самосохранения) и злокачественную (наличие злонамеренности; результат культурных и социальных влияний) агрессию. Э. Фромм также считает разрушительность одним из способов бегства от свободы, стремлением
избавиться от чувства неполноценности и собственного бессилия, уничтожая конкурентов, чтобы при сравнении не чувствовать себя хуже них [9].
Агрессивный тип присутствует также в типологии К. Хорни (ориентированный против других, стремящийся к достижению поставленных целей при помощи борьбы) [10]; А. Адлер описывает активно-деструктивный (управляющий, протестующий против существующей власти и навязывающий собственную) и пассивно-деструктивный (избегающий, скрыто враждебный и стремящийся к изоляции от общества) типы [1].
Психоаналитики выделяют два основных способа преобразования агрессии: сублимацию и подавление. Первый механизм позволяет человеку развиваться по более гармоничному пути: творчество, физические упражнения или работа способствуют социализации и реализации личностного потенциала. В случае же подавления инстинктивных желаний и эмоций личность развивается дисгармонично. Подавление агрессии приводит к возникновению психических и соматических заболеваний. Крайней формой выступает суицид.
Особый интерес приобретает изучение агрессии в русле теории конверсии З. Фрейда. Не находя адекватного выхода, агрессия, как и другие подавленные эмоции и переживания, высвобождается посредством трансформации в телесном симптоме. Теория конверсии считается одним из оснований психосоматической медицины, получившей развитие в работах Франца Александера и его последователей [2]. Подробно изучая истории жизни пациентов, страдающих различными заболеваниями, Ф. Александер пришел к выводу о том, что люди, страдающие одними и теми же заболеваниями, имели схожие истории и преморбидные особенности личности, применяли неадаптивные поведенческие паттерны в общении с окружающими людьми, зачастую подавляя агрессивные и враждебные реакции, а также сексуальность. Терапия психосоматических расстройств основывается на механизме отреагирования негативных эмоций (катарсиса), а также обучения новым, адаптивным поведенческим стратегиям.
Таким образом, значимость феномена агрессии в психоанализе невозможно переоценить.
Пробуждаясь в позднем периоде оральной стадии, агрессия проходит через своеобразное становление, проявляясь в инстинктах, трансформируясь в различные мотивы, находя выражение в потребностях и разнообразных телесных и психических симптомах. Мы встречаем агрессию и в процессе психоаналитических сессий, где она выражается в контрпереносе [3], нарциссическом гневе или ложится в основу депрессивных состояний. Отдельно рассматривается агрессия при различных личностных расстройствах [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии; пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2007. - 240 с.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Геррус, 2000. - 210 с.
3. Виннникот Д. Ненависть в контреперено-се // Эра контрпереноса / Игорь Романов, Дональд Винникотт, Паула Хайман и др.; сост., науч. ред. и предисловие И. Ю. Романова; пер. С. Дураса, А. Дышлевого, З. Баблояна и др. - М.: Академический проект, 2005. -С. 351-365.
4. Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - С. 108-127.
5. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности / Отто Кернберг; пер. с англ
За более чем столетнюю историю психоанализа сделано много открытий относительно природы изучаемого нами феномена. Однако решающий вклад в понимание причин агрессии, а также способов ее конструктивного отреаги-рования, психотерапии симптомов, возникших в результате ее подавления, вероятно, внесут психоаналитики нового поколения, развивая идеи предшественников и синтезируя их со знаниями, полученными благодаря исследованиям, выполненным в русле других школ и направлений.
и ред. А. Ф. Ускова. - М.: НФ «Класс», 2001. -368 с.
6. КляйнМ. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Сборник переводов. - Екатеринбург, 1998. - С. 59-107.
7. Розенфельд Г. Клинический подход к психоаналитической теории инстинктов жизни и смерти: исследование агрессивных аспектов нарциссизма // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 2.
8. Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2013.
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. - М.: АСТ, 2004.
10. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. - М.: Смысл, 1997.
11. Шпильрейн С. Деструкция как причина становления // Логос. - 1994. - Т. 5.