Научная статья на тему 'Агрессия и деструкция в фокусе психоанализа'

Агрессия и деструкция в фокусе психоанализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4892
798
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / DESTRUCTIVITY / PSYCHO-ANALYSIS / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / DESTRUCTIVENESS / ТАНАТОС / THANATOS / ЛИБИДО / LIBIDO / ЭРОС / EROS / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / PSYCHOSOMATIC DISORDERS / ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PSYCHOSEXUAL DEVELOPMENT / ГНЕВ / ANGER / ПСИХОАНАЛИЗ / РАЗРУШИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буняева М.В., Ковш Е.М.

Представлен краткий обзор психоаналитических теорий, рассматривающих агрессию как один из важнейших компонентов психики человека. Изложены основные подходы, трактующие природу агрессии, а также конфликтные и гармоничные отношения между Эросом и Танатосом. Описаны представленность агрессии в психике ребенка и особенности ее проявления на разных этапах психосексуального развития. Показана роль подавленной агрессии в возникновении психосоматических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggression and Destruction in the Focus of Psychoanalysis

A brief review of psychoanalytic theories, considering aggression as one of the most important components of the human psyche, is represented. The basic approaches, which treat the nature of aggression, conflict and harmonious relationships between Eros and Thanatos, are expounded. The representation of aggression in the child's psyche and peculiarities of its manifestation during various stages of the psychosexual development are described. The role of repressed aggression in the event of psychosomatic diseases is shown.

Текст научной работы на тему «Агрессия и деструкция в фокусе психоанализа»

АГРЕССИЯ И ДЕСТРУКЦИЯ В ФОКУСЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Буняева М. В., Ковш Е. М.

Представлен краткий обзор психоаналитических теорий, рассматривающих агрессию как один из важнейших компонентов психики человека. Изложены основные подходы, трактующие природу агрессии, а также конфликтные и гармоничные отношения между Эросом и Танатосом. Описаны представленность агрессии в психике ребенка и особенности ее проявления на разных этапах психосексуального развития. Показана роль подавленной агрессии в возникновении психосоматических заболеваний.

Ключевые слова: агрессия, деструктивность, психоанализ, разрушительность, Танатос, либидо, Эрос, психосоматические заболевания, психосексуальное развитие, гнев.

Изучение природы агрессивных и деструктивных процессов, а также разнообразия их проявлений и последствий - одна из ключевых тем психоаналитической теории в ее классическом и современном вариантах.

Психоанализ рассматривает проявление агрессии у ребенка на всех стадиях психосексуального развития: начиная с прорезывания зубов, т. е. появления первого «оружия» и способности причинять с его помощью боль, контролировать объект, от которого зависит удовлетворение витальных потребностей ребенка [8]. Самое яркое развитие агрессия получает на анальной стадии, что находит отражение во втором названии этого периода -«анально-садистический». Проявляя упрямство и стремясь достичь поставленной цели шантажом, разрушением окружающих предметов, ребенок выплескивает вовне агрессивные тенденции, зачастую причиняя физический вред и ущерб. Агрессия на фаллической стадии проявляется в конкуренции с родителем своего пола (Эдипов комплекс) в борьбе за внимание и любовь второго родителя. Таким образом, ранний психоанализ рассматривает агрессию как необходимый компонент становления личности ребенка [4].

Анна Фрейд в своей работе «Детский пси-

хоанализ» рассматривает природу взаимоотношений между сосуществующими в детской психике фантазиями избиения и мечтами (милыми историями). Согласно представлениям автора, инстинктивные влечения стимулируют процесс развития психики, оказывая на нее постоянное воздействие. Фантазии об избиении являются удовлетворением сексуальных желаний, в то время как детские мечты (милые истории) выступают в качестве вместилища для вытесненных влечений. В фантазии родителей А. Фрейд находит ту же закономерность: подавленная чувственная борьба находит свое выражение в мечтах об избиении, ее антагонистом выступает симбиотическое слияние с ребенком [8].

В целом, агрессивные импульсы рассматриваются психоанализом как необходимые для сохранения жизни и удовлетворения инстинктов. В то же время, вопрос о природе агрессивных тенденций ранними психоаналитическими концепциями до конца не решен: сторонники инстинктивной теории утверждают, что агрессия является врожденным механизмом; сторонники фрустрационной теории считают, что агрессия порождается внешними, средовыми влияниями.

Фундаментальное открытие З. Фрейда -

Северо-Кавказский психологический вестник > № 13/4 2015 г.

Эрос и Танатос, влечение к жизни и влечение к смерти, можно рассмотреть как стремление к созиданию - сексуальности - и стремление к разрушению - агрессии. Сам З. Фрейд говорил о том, что существование этих двух сил в отдельности обнаружить весьма сложно, каждое из влечений дополняет другое, сопровождая человеческую жизнь на всех уровнях: от удовлетворения биологических потребностей до социализации.

Последователями З. Фрейда наличие в психике разнонаправленных тенденций рассматривается как конфликт (готовность к тому, что на тебя могут напасть за то, что являешься объектом любви (Мелани Кляйн); разрушительная природа Танатоса «берет в плен», парализует либидо, согласно концепции патологического слияния Герберта Розенфельда) или как их мирное сосуществование и дополнение (Анна Фрейд) [4, 6, 7, 8]. О связи разнонаправленных тенденций (продолжение рода и деструкция, разрушение для созидания) писала в своей работе «Деструкция как причина становления» и Сабина Шпильрейн [11]. Она определяет инстинкт самосохранения как влечение к постоянству, сопровождающееся положительными эмоциями и стремлением к целостности и созиданию. Инстинкт сохранения вида, также присутствующий в психике, реализуется во влечении к изменению, преобразованию и включает в себя стремление к разрушению Я для появления Мы. Здесь также рассматривается взаимодействие созидающих и разрушающих тенденций в психике любого человека.

Необходимо отметить тот факт, что во многих психоаналитически ориентированных теориях личности агрессия выступает одним из основополагающих звеньев типологии. Разные виды агрессии и разрушительности, а также их предпосылки рассматривает в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм, выделяя доброкачественную (разрушение или ущерб в условиях отсутствия злого умысла; врожденный механизм, являющийся неотъемлемым компонентом инстинкта самосохранения) и злокачественную (наличие злонамеренности; результат культурных и социальных влияний) агрессию. Э. Фромм также считает разрушительность одним из способов бегства от свободы, стремлением

избавиться от чувства неполноценности и собственного бессилия, уничтожая конкурентов, чтобы при сравнении не чувствовать себя хуже них [9].

Агрессивный тип присутствует также в типологии К. Хорни (ориентированный против других, стремящийся к достижению поставленных целей при помощи борьбы) [10]; А. Адлер описывает активно-деструктивный (управляющий, протестующий против существующей власти и навязывающий собственную) и пассивно-деструктивный (избегающий, скрыто враждебный и стремящийся к изоляции от общества) типы [1].

Психоаналитики выделяют два основных способа преобразования агрессии: сублимацию и подавление. Первый механизм позволяет человеку развиваться по более гармоничному пути: творчество, физические упражнения или работа способствуют социализации и реализации личностного потенциала. В случае же подавления инстинктивных желаний и эмоций личность развивается дисгармонично. Подавление агрессии приводит к возникновению психических и соматических заболеваний. Крайней формой выступает суицид.

Особый интерес приобретает изучение агрессии в русле теории конверсии З. Фрейда. Не находя адекватного выхода, агрессия, как и другие подавленные эмоции и переживания, высвобождается посредством трансформации в телесном симптоме. Теория конверсии считается одним из оснований психосоматической медицины, получившей развитие в работах Франца Александера и его последователей [2]. Подробно изучая истории жизни пациентов, страдающих различными заболеваниями, Ф. Александер пришел к выводу о том, что люди, страдающие одними и теми же заболеваниями, имели схожие истории и преморбидные особенности личности, применяли неадаптивные поведенческие паттерны в общении с окружающими людьми, зачастую подавляя агрессивные и враждебные реакции, а также сексуальность. Терапия психосоматических расстройств основывается на механизме отреагирования негативных эмоций (катарсиса), а также обучения новым, адаптивным поведенческим стратегиям.

Таким образом, значимость феномена агрессии в психоанализе невозможно переоценить.

Пробуждаясь в позднем периоде оральной стадии, агрессия проходит через своеобразное становление, проявляясь в инстинктах, трансформируясь в различные мотивы, находя выражение в потребностях и разнообразных телесных и психических симптомах. Мы встречаем агрессию и в процессе психоаналитических сессий, где она выражается в контрпереносе [3], нарциссическом гневе или ложится в основу депрессивных состояний. Отдельно рассматривается агрессия при различных личностных расстройствах [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии; пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2007. - 240 с.

2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Геррус, 2000. - 210 с.

3. Виннникот Д. Ненависть в контреперено-се // Эра контрпереноса / Игорь Романов, Дональд Винникотт, Паула Хайман и др.; сост., науч. ред. и предисловие И. Ю. Романова; пер. С. Дураса, А. Дышлевого, З. Баблояна и др. - М.: Академический проект, 2005. -С. 351-365.

4. Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии // Психоанализ в развитии: Сб. переводов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - С. 108-127.

5. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности / Отто Кернберг; пер. с англ

За более чем столетнюю историю психоанализа сделано много открытий относительно природы изучаемого нами феномена. Однако решающий вклад в понимание причин агрессии, а также способов ее конструктивного отреаги-рования, психотерапии симптомов, возникших в результате ее подавления, вероятно, внесут психоаналитики нового поколения, развивая идеи предшественников и синтезируя их со знаниями, полученными благодаря исследованиям, выполненным в русле других школ и направлений.

и ред. А. Ф. Ускова. - М.: НФ «Класс», 2001. -368 с.

6. КляйнМ. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Сборник переводов. - Екатеринбург, 1998. - С. 59-107.

7. Розенфельд Г. Клинический подход к психоаналитической теории инстинктов жизни и смерти: исследование агрессивных аспектов нарциссизма // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 2.

8. Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2013.

9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. - М.: АСТ, 2004.

10. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. - М.: Смысл, 1997.

11. Шпильрейн С. Деструкция как причина становления // Логос. - 1994. - Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.