Научная статья на тему 'Краткий исторический обзор основных концепций аксиологии и проблема критериев эстетической ценности художественного произведения'

Краткий исторический обзор основных концепций аксиологии и проблема критериев эстетической ценности художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article a concise review of the basic conceptions of axiology beginning with ancient times up to nowadays is given. Some prerequisites and criteria of the aesthetic value of the works of literature (such as the realizations of the possibilities of genre, the richness of the vocabulary and style, the character of the ethic values and others) are suggested.

Текст научной работы на тему «Краткий исторический обзор основных концепций аксиологии и проблема критериев эстетической ценности художественного произведения»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестник Омского университета, 2003. №2. С. 69-72. © Омский государственный университет

УДК 801

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ АКСИОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А.А. Палий

Омский государственный педагогический университет, кафедра английского языка 644099, Омск, ул. Интернациональная, 6

Получена 16 ноября 2002 г.

In this article a concise review of the basic conceptions of axiology beginning with ancient times up to nowadays is given. Some prerequisites and criteria of the aesthetic value of the works of literature (such as the realizations of the possibilities of genre, the richness of the vocabulary and style, the character of the ethic values and others) are suggested.

Ценностный подход к явлениям жизни, поступкам людей, их делам и взглядам осуществляется постоянно. Не менее актуален он и в отношении произведений искусства и литературы. Признание его значимости с философской точки зрения пришло в российскую эстетику XX в. далеко не сразу. Хотя интерес к проблемам эстетической ценности никогда не угасал, особенно в трудах искусствоведов и философов, сферой интересов которых было эстетика, исследования в этой области долгое время находились в пренебрежении, так как в советскую эпоху ценность считалась меркантильным, чисто буржуазным понятием. Характерна в этом отношении словарная статья об аксиологии в Словаре иностранных слов, изданном в 1988 году, в котором аксиология рассматривается как «идеалистическая, субъективистская доктрина, возникшая в буржуазной философии конца XIX - начала XX в.» [1, с. 23].

Иным оказалось отношение к проблемам аксиологии в последнее десятилетие XX в. Важным свидетельством этого стало определение ценности, которое дано в Философском энциклопедическом словаре 1977 года: «Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» [2, с. 507].

Аксиологический подход к анализу литературных произведений имеет многовековую историю. Познакомиться с историей вопроса, дать краткий исторический обзор основных аксиологических идей - задача данной статьи.

Начало систематическому развитию аксиологии было положено в античной философии. Так, для Аристотеля важнейшими критериями в оценке произведений искусства были стилистическое мастерство автора и его нравственное воздействие на читателя и зрителя.

Для философов средневековой Европы источником высших этических и эстетических ценностей был христианский Бог. При всей унификации средневековой идеологии базировавшаяся на ней литература отличалась и тематическим, и стилистическим, и жанровым разнообразием. Для каждого из средневековых жанров - видения, фабльо, миракля, моралите, сатиры, мистерии, рыцарского романа - было характерно свое специфическое содержание. В аксиологическом же аспекте они ориентировались главным образом на воспитание человека в духе господствующей религии, а также на создание представлений о подлинной рыцарственности, бескорыстии и чувстве долга.

В эпоху Возрождения искусство становится выразителем человеческого идеала Ренессанса -личности всесторонней и универсальной. Искусство почитается наравне со знанием, оно воспевает красоту человеческого тела, возвеличивает безграничные возможности свободной человеческой личности.

Вместе с тем деятели Ренессанса отчетливо осознавали ограниченность человеческих возможностей в постижении мира, наверное, поэтому в своих ценностных характеристиках мыслители этой эпохи учитывали субъективность чело-

70

A.A. Палий.

веческих оценок.

Одним из важнейших направлений философской мысли XVII в. стало картезианство, создатель которого Р. Декарт оказал существенное влияние на эстетику классицизма. В основе аксиологических концепций Р. Декарта лежали такие критерии художественности, как соразмерность, гармония, симметрия, создающие единство стиля любого произведения искусства. Эстетика классицизма требовала от художника строгого соблюдения этих норм; всякое нарушение единства стиля влекло за собой приговор о несовершенстве.

В XVIII в. философы и деятели искусства и литературы посвятили немало трудов проблемам ценности. Идею гармонического единства красоты и морали неустанно провозглашал Шефстбе-ри (1671 - 1713). Подтверждение своей трактовки ценностей Шефстбери находил в Природе; ее предписания и побуждения он считал всемогущими, а чувство природы врожденным. Подражание природе, гармоническое сочетание целого и каждой отдельной части, мастерское владение техникой ремесла и его подчинение главному - всему высшему и благороднейшему в человеческой природе - таковы критерии эстетической ценности по Шефстбери. Существенным элементом английского культурологического контекста эпохи Просвещения была борьба мнений вокруг теории вкуса. Вкус считался важнейшим проявлением не только светской общительности, но и средством, нейтрализующим безжалостную эгоистическую «борьбу всех против всех» с помощью моральных требований. Шефстбери был одним из тех, кто пытался воспитывать вкус своих современников.

Традиции ценностного подхода в области этики и эстетики придерживался и Д. Юм (1711 -1776). Разрабатывая ценностные критери, Д. Юм исходил из разграничения и противопоставления красоты и безобразия. Красота возбуждает в нашей душе удовольствие и наслаждение, естественным же свойством безобразия является возбуждение неудовольствия - утверждает философ. При этом красота связывается у него не только и не столько с удвольствием чувственным, сколько с удовольствием моральным. Вот почему он провозглашает, что нравственное содержание обеспечивает произведению искусства высокую ценность.

В XVIII в. в европейских странах вышло немало критических эссе и работ более крупного масштаба (их авторами были А. Поуп, Э. Бёрк, Буа-ло, Монтескье, Вольтер, Дидро), в которых оценивались произведения литературы, искусства, разрабатывались основы эстетики, выделенной в особую сферу философской науки А.Г. Баумгар-

теном (1714 - 1742).

С этических позиций как основополагающих подходил к проблемам ценности И. Кант (1724

- 1804), неустанно подчеркивая связь эстетики с этикой.

Если в XVIII в. эстетика была выделена Баум-гартеном как отдельная область философии, то с начала XIX в. в трудах И.Г. Фихте (1762 - 1814) наблюдается возникновение «философии ценности».

Сам Фихте к числу безусловных ценностей отнес жизнь, полагая, что «всякое другое знание и творчество обладает ценностью постольку, поскольку исходит из живого и стремится вновь влиться в него» [3, с. 118].

Идеи Фихте развивал в своих философских трудах Ф.В. Шеллинг ( 1775 - 1854). Искусство было для него высшей формой постижения мира, а его сущность Шеллинг видел в том, чтобы изображать абсолютное в особенном.

Другой же его великий современник Г.В. Гегель (1779 - 1831) считал Шеллинга своим оппонентом. Для Гегеля высшей ценностью было царство духа. Он утверждает мысль о том, что объективная ценность художественного произведения - вещь реальная.

Гегелевские критерии ценности художественного произведения объединяют эстетический идеал и средства его выражения: «Художественное произведение должно раскрывать перед нами высшие интересы духа и воли, человеческое и могущественное начало в самом себе, истинные глубины души. Главное, по существу, заключается здесь в том, чтобы сквозь внешние моменты выявления проглядывало это высшее содержание и его основной тон звучал во всем остальном» [4, т. 1, с. 327].

А. Шопенгауэр (1788 - 1860) разрабатывал теорию ценности главным образом в приложении к морали. Он приходит к неутешительному выводу о неизбежно трагической судьбе незаурядной личности, которая всегда обречена на одиночество и редко оценивается по достоинству своими современниками.

Что же касается вопросов оценки произведений искусства, то Шопенгауэр исходит здесь из своего пессимистического взгляда на коренные свойства человеческой натуры. В отличие от Гегеля, доказывавшего существование объективных критериев ценности, Шопенгауэр был глубоко убежден в том, что такие оценки могут быть только субъективными.

Роль аксиологических идей Ф. Ницше (1844

- 1900) оценивается в современной философии весьма высоко. «Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ценност-

Краткий исторический обзор основных концепций аксиологии.

71

ные оценки являются для него «физиологическими требованиями сохранения определенного способа жизни» - говорится в специальной статье, посвященной проблеме ценности в Философском энциклопедическом словаре 1997 года [2, с. 507].

Среди философов конца XIX - первой половины XX века, которые видели в учении о ценности основную задачу философии, были известные неокантианцы Г. Риккерт (1883 - 1936) и Э. Кас-сирер (1874 - 1945).

Г. Риккерт, утверждая, что ценности «образуют совершенно самостоятельное царство» [3, с. 139], доказывал их объективность.

Э. Кассирер полагал, что ценностная дифференциация мира начинается уже в сознании.

В XX в. аксиологический подход нашел применение не только в эстетике, но и в социологии, логике, семиотике.

Математик и философ Б. Рассел (1872 - 1970) отрицал объективность ценностей. Он трактовал ценность как благо и полагал, что поскольку разница во вкусах вызывает разное понимание ценностей, то отношение к ценностям может быть чисто субъективным.

В русле «аналитической философии» Б. Рассела трактовал проблемы логики, лингвистики, психологии Л. Витгенштейн (1889 - 1951). Ценностное значение природы искусства он пытается определить через творческую деятельность художника, а его собственное исследование роли языка в процессе постижения ценности того или иного произведения искусства стало важным вкладом «аналитической философии» в аксиологию.

Большой вклад в развитие аксиологии внесло и феноменологическое направление в философии, основателем которого стал Э. Гуссерль (1859 - 1938). Для Гуссерля очевидно существование «ценностных объективностей», таких как прекрасное и безобразное, доброта и подлость, поступок, действие и т.д.

Феноменология Гуссерля, а также философские труды Фихте, Канта и его последователей оказали существенное влияние на Макса Шеллера (1874 - 1928), одного из основоположников современной антропологии и аксиологии.

При всей нелюбви Шеллера ко всякого рода классификациям он создал довольно строгую иерархическую систему, в которой представлено соотношение ценностей и способа их постижения с типами носителей ценностей, ценностных личностей с формами общности людей и экзистенциальными принципами.

Низшими для Шеллера являются ценности наслаждения, высшими - религиозные ценности. Эстетические ценности в этой системе наряду с этическими и ценностями познания входят в чис-

ло ценностей культуры, они раскрываются через духовные чувствования людей, их выразителями являются такие ценностные личности, как художники.

Упоминаемые Шеллером экзистенциальные признаки (он подразумевает здесь цивилизацию, реальный мир, культуру, абсолютное бытие) свидетельствуют о том, что в аксиологии (как и в западно-европейской философии в целом) происходит переход от феноменологии к экзистенциализму.

Главой французского направления в экзистенциализме был Жан Поль Сартр (1905 - 1980). Для Сартра именно свобода является основанием ценностей. Он подразделяет их на ценности добра, чья интенциональность направлена на внешний мир, и ценности красоты, связанные с миром воображения. Не прямое поучение, а умение разбудить чувство и мысль зрителя и читателя, заставить его сделать собственный выбор

- вот что определяет, по мысли Сартра, эстетическую ценность произведения искусства.

Другой представитель экзистенциализма во французской культуре А. Камю (1913 - 1960), доказывая неразумность и абсурдность мироустройства, отводит искусству роль хранителя жизни и этим определяет его ценность.

Камю верит в то, что искусство способно осветить нравственность светом красоты и, привнеся эту гармонию в жестокий мир, сделать его более гуманным.

«Мир объективных ценностей существует»,

- утверждал и Исайя Берлин. Он доказывал это, говоря, что их постижение доступно всякому непредвзятому человеку. «Представители нашей культуры могут с помощью воображения понять ценности, идеалы и самую жизнь другой культуры, даже отдаленной во времени или пространстве... Они могут этих ценностей не принять, но, если их сознание достаточно открыто, они почувствуют, что полноценный человек способен жить ценностями, глубоко отличными от наших; сочтут такого человека достойным общения; поймут, наконец, что другие ценности для других людей - тоже ценности, они связаны с их жизненными целями и, достигнув их, люди эти тоже получали радость», - писал И. Берлин в эссе «Стремление к идеалу» [5, с. 16].

Не только философы, но и специалисты, непосредственно занимающиеся анализом произведений искусства и литературы, также обращались к проблеме ценности. Как раз с середины 80-х годов XX века наблюдается рост интереса к этой тематике в среде литературоведов. Пример тому

- большой доклад «Эстетические ценности в литературе: диалектика постоянного и меняющегося» [Aesthetic values in Literature. The Dialectic

72

А.А. Палий.

of Permanence and Change], с которым выступил Андраш Хорн на конгрессе, проходившем в Будапеште в 1984 г.

А. Хорн доказывает, что между базовыми эстетическими ценностями и теми качествами, которые требует от авторов литературная критика, существует практически полное соответствие. И там и тут ценится свежесть восприятия, такое мастерство выражения, при котором стилистические приемы настолько органичны, что кажутся незаметными, сцепление всех частей, их слитность, естественность [или, еще в терминологии Аристотеля, умение создать подобие реальности], полифункциональность каждого приема, каждой детали. А. Хорн упоминает и другие возможные достоинства литературного произведения, не относящиеся собственно к области эстетических ценностей. Литература создается не только ради получения эстетического удовольствия. Целью писателя может быть создание произведения, которое объясняло бы мир, делало бы его более значимым и слитным (как в романах XIX века). Другая возможная цель - заставить читателя самому разобраться в том, есть ли какой-то смысл в жизни (такую цель, по мнению Хорна, преследуют авторы романов XX века). Так работа А. Хорна стала попыткой скоординировать системы эстетической ценности, разрабатываемые в философии и принятые в литературоведении, и таким образом дать их единую аксилогическую классификацию. (Окончание следует).

[1] Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988.

[2] Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.

[3] Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.

[4] Гегель Г.В. Лекции по эстетике в 2-х томах. СПб.: Наука, 1999.

[5] Берлин Исайя. Философия свободы. Европа // Новое литературное обозрение. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.