The brief analysis of the interaction the church authorities with execution of a punishment. Strengthening the role of the church in organization reformation
and rehabilitation of convicts Bogdanova A. (Russian Federation) Краткий анализ взаимодействия церкви с органами исполнения наказания. Укрепление роли церкви в организации исправления и перевоспитания
осужденных Богданова А. Р. (Российская Федерация)
Богданова Анна Романовна / Bogdanova Anna - специалист, юридический факультет, Казанский Приволжский (Федеральный) университет, г. Казань
Аннотация: в статье анализируется сотрудничество церкви и органов исполнения наказания на примере предшествующего исторического опыта. В Российском государстве на современном этапе проходит переоценка места церкви в духовном возрождении нашего Отечества и общества. С конца 20 - начала 21 века в пенитенциарных учреждениях строятся новые храмы и создаются молитвенные комнаты в зданиях или помещениях, находящихся в оперативном управлении учреждений УИС, которые предоставлены епархиям Русской Православной Церкви в целях проведения регулярных богослужений и совершения треб для заключенных.
Abstract: the article analyzes the cooperation between the church and the organ of execution of punishment on the example of the previous historical experience. The Russian state, at the present stage takes place reassessment of the church in the spiritual revival of our fatherland and society. Since the late 20-early 21th century in prisons are being built new temples and prayer rooms are in buildings or premises that are in the operational management of penal institutions which provided the dioceses of the Russian Orthodox Church for the purpose of regular services and the commission is requiredfor prisoners.
Ключевые слова: Русская православная церковь, исполнение наказаний, исправление осужденных. Keywords: Russian Orthodox Church, the execution of sentences, correction of convicts.
С момента заключения между Министерством юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церковью «Соглашения о сотрудничестве» 1999 года началась эпоха постоянного присутствия православных священнослужителей в местах лишения (ограничения) свободы. Как известно, в прошлом столетии верующие были вынуждены скрывать свои религиозные взгляды, посещение священнослужителями пенитенциарных учреждений было запрещено, допускалось лишь в крайне редких случаях перед смертью и к тяжелобольным осужденным. В современном обществе, все более ориентированном на установление культурных связей, благодаря анализу исторического опыта, ясно обозначилась тенденция взаимодействия всех его систем и структур, возрождение нравственных ценностей. В дореволюционной царской России православными священниками был накоплен колоссальный опыт религиозно -нравственного воспитания заключенных в тюрьмах и острогах. История тюремного попечительства в России начинается со времени правления императора Александра I, а именно с учреждения Тюремного попечительства. Чтобы назидание заключенных в правилах христианского благочестия и доброй нравственности было выполняемо неукоснительно; чтобы в установленные дни было совершаемо богослужение; чтобы во время постов арестанты говели; чтобы воскресные и праздничные дни проводились арестантами в благочестивых чтениях, беседах и молитве; чтобы духовный отец подготовлял осужденных к перенесению заслуженного наказания с христианской покорностью и раскаянием и т.д. '. Вспомним Тюремную инструкцию 1831 года, содержащую главу о церкви, в ней в деталях описано правовое положение тюремных церквей, порядок посещения арестантами церковных служб, отправления религиозных обрядов, а также указание тюремной администрации следить, «чтобы во время церковной службы не было со стороны арестантов никаких непристойностей». В тюрьмах размещались библиотеки с духовной литературой, они выполняли значительную роль в духовно-нравственном воспитании осужденных. Взаимодействие церкви и пенитенциарных учреждений крайне важно, лишь совместными усилиями, в большей части именно исправление
1 Гернет М. Н.. История царской тюрьмы. Том 2. Государственное издательство юридической литературы. Москва, 1951.
осужденных, а не кара служит целью наказания. Последующий закон 13 июня 1887 г., ввел в управление тюрьмами на местах, кроме начальников тюрем и их помощников, также их помощниц или смотрительниц женских отделений и состоящих при местах лишения свободы священников, дьяконов, псаломщиков, врачей, фельдшеров и фельдшериц.1. Уже в 1911 году в 273 тюремных церквях и 77 церквях, расположенных при тюрьмах, служили 346 священников, 30 дьяконов и 208 псаломщиков. В исправительных арестантских отделениях имелось еще 40 церквей, которые обслуживали 44 священника, 4 дьякона и 30 псаломщиков. Роль православного духовенства в тюрьмах постоянно возрастала. В соответствии с инструкцией от 28 декабря 1915 г. священники становились членами тюремного совещания по вопросам внутреннего распорядка. «Религия представляет альтернативный криминальному путь развития личности. В этой связи пенитенциарной системе необходимо взаимодействовать с теми структурами гражданского общества, которые готовы и по закону могут принять в этом участие» 2.
В связи с социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в стране наблюдается все более тесная связь церкви и государства. Со 2 мая 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2015 г. № 103 -ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно -исполнительной системы с религиозными организациями. Нововведения существенно отразили возросшую роль и место церкви в исправлении осужденных. Русская православная церковь, осуществляя служение через своих представителей в тюрьмах, также организовывает специальное обучение и подготовку священнослужителей для их работы в исправительных учреждениях 3. Обратим внимание на эксперимент в женской исправительной колонии (ИК -2), расположенной на территории Ленинградской области, осуществлявшей вещание христианского телеканала ТБН («Телесеть благих новостей»). Примечательно, что при сравнении передач с общей и христианской тематикой, 79 % осужденных предпочли последние. При этом назывались следующие причины - отсутствие в передачах ТБН рекламы, сцен насилия, разврата, пьянства, других негативных сторон современной жизни 4. В Правовом управлении ФСИН России был осуществлен мониторинг конфессионального состава осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Численность осужденных, причисляющих себя к верующим и, следовательно, отождествляющих себя с каким-либо конкретным вероисповеданием - зарегистрированной централизованной религиозной организацией (или религиозной конфессией), равна 143 тыс. 842 чел., что составляет 21,3% от общего числа осужденных. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № Пр-1408 и постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1063 в штатное расписание территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний введены должности «Помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими», которые должны замещаться кандидатами из числа священнослужителей. Теоретическое осмысление процесса духовного исправления, умиротворения и социальной интеграции лиц, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России, предполагает активное взаимодействие государства в лице ФСИН России и религиозных организаций традиционных конфессий 5.
В наши дни к практике возвращается активная деятельность православного духовенства в местах лишения свободы. Возрождается институт тюремного духовенства, существовавший в дореволюционной России. Усиление роли и места церкви в обществе, непосредственное взаимодействие отделов русской православной церкви с органами исполнения наказания, специализированное обучение клириков для служения в местах лишения свободы свидетельствуют об особой значимости духовно пастырского окормления, как необходимого инструмента для достижения общей цели - перевоспитания, исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений.
1 М. Н. Гернет. История царской тюрьмы. Т. 3.
2 Вестник Казанского технологического университета Выпуск № 3, 2010. Стр. 148.
3 Первозванский В. Б. «Вестник миссионерского отдела». № 3, 2011 г.
4 Социологические исследования. № 3. Март, 2007. С. 104.
5 Взаимодействие Русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний: опыт, проблемы, перспективы - Материалы Международной научно-практической конференции 16-17 октября 2013 года, Рязань.
Литература
1. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Том 2, 1951.
2. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. Том 3, 1951.
3. Вестник Казанского технологического университета. Выпуск № 3, 2010. 148 с.
4. Первозванский В. Б. Вестник миссионерского отдела. № 3, 2011 г.
5. Социологические исследования. № 3, Март 2007, 104 с.
6. Взаимодействие Русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний: опыт, проблемы, перспективы - Материалы Международной научно-практической конференции 16-17 октября 2013 года, Рязань.