N. A. SEVERTSOV AND I. V. MUSHKETOV - AN OUTSTANDING RESEARCHER PAMIRS
In the article, the author, based on scientific papers examines the contribution of the largest scientists in the study of the Pamirs. It noted in particular that, despite the development of national and historical science, its further development in the study of the history of the Pamirs is impossible without critical analysis and collected materials pre-revolutionary Russian researchers.
Keywords: Pamir, Pamir researchers, the contribution, N. A. Severtsov, I. V. Mushketov.
Сведение об авторе: Рохатов Гайратшо, доцент кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, e-mail: [email protected]
About author: Rokhatov Gayratsho, Associate Professor, Department of History of Tajik people of Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
краткие сведения об изучение энергетических ресурсов таджикистана до 30-х годов хх века
Хусайнов А.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Некоторые таджикские ученые историки, начало поисков, изучения и практического освоения топливно-энергетических ресурсов Таджикистана связывают с деятельностью Советского государства. Например, профессор М. Маликов пишет: «История исследования вопросов поиска, выявления, определения и практического освоения топливно-энергетических ресурсов Таджикистана начинается с 20-х годов XX в., когда на территории республики уже укрепилась власть рабочих и крестьян» [6, с. 42] Но это касается лишь начала их комплексного освоения. А в целом, по имеющимся сведениям, органы секретных служб Англии, царской России и других стран к истории, этнографии, численности населения, природе и природным ресурсам Средней Азии и в частности Таджикистана, стали проявлять повышенный интерес еще с конца XVII начала XVIII вв. и в 50-и годи XIX века.
Так, русские промышленные чиновники в личных беседах и официальных встречах часто обменивались мнениями о том, что Памир по своим природным богатствам пригодится России, как второй «Урал». А англичане расценивали богатство этого горного края еще больше. Английский губернатор - Виктории при встрече в Пешоваре, с послом эмирата Бухары - Ахмадом Донишем, затрагивая вопрос Памира, сказал что: «...его богатство обеспечит четыре и даже более великих держав» [1]. Под этим неизвестным богатством, конечно, подразумевались топливные, водные и гидроэнергетические ресурсы.
По сведениям Б. Гафурова, во время завоевания Средней Азии, весной 1870 г. глава Зеравшанского региона, генерал Абрамов организовал «Искандеркульскую экспедицию» на верховья реки Зеравшан. После осмотра местности Абрамов написал генерал-губернатору Туркестана генералу Кауфману: «вся территория местности покрыта каменным углем и лесом». С целью изучения природных запасов верховья Зеравшана были привлечены такие ученые, как природовед А.Ф Федченко, геолог А. К. Мышенков, фотограф Л.Н. Соболев и другие [2, с. 170].
В августе 1876 г. губернатор Ферганы генерал Скобелев через Алайскую долину, отправил на предгорья Памира другую экспедицию в составе небольшого отряда. В ее составе, наряду с военными были и ученые географы, природоведы и звездочеты: Л. Ф. Костенко, В. Ф. Ошанин, А.Р. Бонедорф и другие. Отряд перешёл через перевал Терсагар, минуя хребты Заалая. На юге они открыли три высочайших пика (ныне их называют пиками Исмаили Самани, В.И.Ленина и Академии Наук) и под ними мутную золотоносную речку, Мургаб (по киргизски Муксу), с тремя притоками: Сауксой, Каинди и Селсой. Через год прибывает сюда другая научная экспедиция во главе с геологом И.В. Мушкетовым. Вслед за Мушкетовым в Каратегин, Дарваз, Памир, Вахан и другие прилежащие к ним районы прибыли ученые Б.Л. Громбачевский,
В. Ф. Ошанин, А.П. Федченко, Г.Е. Грум Гржимайло. А.Е. Регел. Они собрали весьма полезные сведения о некоторых водных источниках Таджикистана.
Более известный исследователь Восточной Бухары, член Гиссарской экспедиции В.И.Липский три раза в 1896, 1897, 1899 годах совершил путешествия по всем районам этого края. Результаты своих исследований он зафиксировал в книге «Горная Бухара». В 1897 г. по перевалу Вахе В.И.Липский побывал на подступах пика Петра (Исмаила Самани) и ледника Федченко. Исследователь собрал много ценных фактов и сведений о разных компонентах, образующих энергетическое богатство страны. Примерно определил высоту гор, площади ледников, длину рек, объем воды озер и т.д.
Группа В.Ф.Ошанина в составе трех специалистов, наряду с изучением животного мира и растительности, составили еще топографическую карту местностей вдоль реки Сурхаб до места, где берет начало долина Алая. На карте обозначено множество рек и ручейков, вытекающих по обе стороны реки Сурхаб из высоких Памирских и Зеравшанских гор.
В 1906 г. составление чертежа горной системы Великого Петра было начато членами экспедиции немецкого исследователя Вильяма Рикмер-Рикмерса. В том же году членами экспедиции были открыты две самые крупные вершины горной системы Петра 1- Лулихарф и Аджики, а третью вершину на противоположном берегу реки Мугаб в 1910 г. открыл русский путешественник Н.Л. Корженевский. Позже Корженевский в воспоминаниях написал: «Я эту могучую вершину назову именем Евгении Сергеевны Корженевской, в знак истиной признательности за непосредственную ее причастность к моим путешествиям».
В 1913 г. немецкие исследователи вторично вернулись сюда и продолжили работу над чертежам горной системы Петра Первого и по результатам своего исследования подготовили книгу «Введение в геологию западного Туркестана», которая была опубликована в 1923 г. в Ташкенте. Согласно сведениям этой книги немецкие исследователи в названной горной системе открыли ряд новых вершин, таких как вершина «Сандал» с высотой примерно 7 050 м., Сагуна и неизвестная вершина высотой в 5 000м.
Кроме В. И. Липского, о наличии природных энергетических ресурсов и богатых ископаемых Восточной Бухары известили другие русские исследователи: Г. А. Арандаренко, В. Ф. Ошанин, Д. И. Логофет и К. А. Абрамов [3, с. 223-230].
В эти годы со стороны русских специалистов более результативно были изучены и даже освоены топливные и энергетические ресурсы Севера Таджикистана. В 1903 г. на площадке «Селроха» «Русло селевого потока» в Канибадамском районе, русскими специалистами было открыто нефтяное месторождение. Здесь с глубины 248 м вышел наружу фонтан нефти высокого качества, что положило начало всесторонним нефтепоисковым работам на территории Ходжентской губернии. В этом же году на территории губернии уже было выявлено более 10 месторождений нефти и к 1915 г. построено более 29 промысловых предприятий, 11 из которых были предприятиями по добыче нефти, каменного угля и озокерита. На этих промысловых предприятиях работало 838 человек [10, с. 21]. Эти предприятия все вместе взяты именовались Среднеазиатским нефтяным товариществом («САНТО», позже «КИМ»). Его организовал Суханова, который разработал и установил нефтяные скважины. В результате, с 1909 по 1915 годы объем добычи нефти увеличился с 18-19 до 19,1 тыс. тонн [10, с. 22-23]. Для налаживания полноценной работы предприятий устанавливались дизели по выработке электроэнергии мощностью 40 кВт. [11, с. 10].
С образованием Таджикской АССР, в начале 1925 г. было создано «Общество по изучению истории Таджикистана и иранских народностей за его пределами». В его состав вошли весьма известные ученые - сотрудники Среднеазиатского государственного университета (САГУ) и Коммунистического университета народов Востока: А.А.Знаменский А.А.Семенов, Н.Л. Корженевский, М.С.Андреев, И.И. Бездека. Его почётным председателем был избран председатель Ревкома ТАССР Нусратулло Махсум, почетным членом академик В. В. Бартольд [9, с. 475] . Это явилось началом комплексного изучения и освоения производительных сил Таджикистана и особенно важной их части - топливной, водной и гидроэнергетической отраслей.
Затем в «Таджикское научное общество» были привлечены другие корифеи советской науки: академик А. Ферсман, Д. И. Щербаков, Б. А. Наследов, И. Ч. Александров, Н. А. Караулов, А. И. Эстрин, Е. О. Погребицкий и Н. А. Швембергер.
В 1925 г. «Таджикское научное общество» во главе с Н. Л. Корженевским организовало первую научную экспедицию по изучению природных ресурсов восточных районов Таджикистана. Его отряд следовал по маршруту астронома Я.М.Беляева, географа П.И.Беседина и других, побивавших на Памире еще в 1916 г. В 1927 г. Н.Л. Корженевский повторно совершил экспедицию в Ляхшскую долину и начал изучение этой долины, по своему плану и соображениям. Он составил новый чертеж горной системы Памира и в нем обозначил результаты проводимых исследований. Материалы своих исследований опубликовал в статье под названием «Мугсу и ее старые ледники».
Советское правительство параллельно вело работу по интенсивному использованию доступных водных ресурсов Таджикистана, широкой мелиорации земель для развития хлопководства. Правительство Таджикской АССР 14 декабря 1924 г. Образовало Комитет по хлопководству (Хлопком) и Управление ирригационных работ. Среднеазиатская секция Совета Труда и Обороны СССР, для оказания практической помощи «Таджикхлопкому» отправила в Таджикистан лучших специалистов - ирригаторов [13].
Летом 1925 г. Среднеазиатское управление водного хозяйства направило в Таджикистан специальную изыскательскую партию для изучения состояния ирригационных сооружений, подготовки конкретных предложений по их реконструкции. Правительство ТАССР на восстановление разрушенной ирригационной сети выделило в 1924-1925гг. хозяйственном году 71 287 р. [4, с. 422], а для их рационального использования учредило Ирригационно -мелиоративный комитет [14].
В июне 1926 г. ЦИК Таджикской АССР специальным указом образовал Главное управление водного хозяйства Таджикской АССР (Водхоз), и решение всех вопросов, связанных с развитием ирригации в республикие, возложил на него. Водхоз главное внимание обратил на переустройство существующей ирригационной системы, усовершенствование ее объектов и развитие мелиоративных работ. На эти работы в 1925/1926 хозяйственном году республика из своего бюджета выделила 504 тыс. руб. [4, с. 422].
По инициативу Водхоза мелиоративные товарищества объединили дехкан, чтобы восстановить разрушенные ирригационные сооружения, осушить болота, орошать поля и т.д. Эти работы были возобновлены в основном в Вахшской долине для создания базы производства тонковолокнистого хлопка.
В 1921- 1923 гг. в городах Ходжента, Ура-Тюбе, Канибадам, Исфара, на месторождениях Шураб, Ким, Сулюкта было восстановлено несколько маломощных дизельных электростанций [6, с. 70]. На Юге Таджикистана, в г. Душанбе, в 1925-1930 гг. появилось множество маломощные дизельные электростанции в связи с образованием госучреждений и социально-культурных центров.
Так, по некоторым сведениям первая такая станция была построена в столице республики 2 сентября 1924 г. Она давала 78 кВт.ч. на 200 осветительных точек.[5.с.147] Аналогичная станция была установлена в 1926 г. в г.Кулябе. Маломощные станции на горючем топливе в 1927-1928 гг.стали появляться в центрах областей и районов республики, также как Курган-Тюбе, Хорог, Сарай-Камар, Кумсангир, Шаартуз, Куйбышев и т.д. [6, с. 71]. Как видно больше количество дизельных электростанции было установлено в Курган-Тюбинском вилояте, в хлопкосеющих районах, на хлопкоочистительных заводах.
К середине 1927 г. в Таджикской АССР было построено 3 хлопкозавода с 6 джинами и 360 пилами. Мощность электродвигателей (тракторные двигатели) определялась в 54 лошадиных сил [12, с. 9]. В 1929 г число хлопкоочистительных завод которые работали на электричество стали больше и они очищали 22 460 т. хлопка-сырца [7, с. 115].
В этот период, сравнительно быстрое увеличение предприятий, работающих, на дизельно электрической тяге произошло на Севере Таджикистана. В 1926-1928 гг. были построены: в Ура-Тюбе винодельческий завод, в Худжанте - винзавод и шелкоткацкое предприятие «Красный ткач». В 1928 г. вступил в строй Канибадамский завод по переработке фруктов. В то время по технической оснащенности он не уступал лучшим предприятиям такого типа в Советском Союзе. На его строительство республика выделила 3 миллион. руб. К концу 1928 г. для обеспечения названных предприятий и социального сферы населения электричеством, мощность электростанций республики
составляла 690 кВт, и на каждого жителя вырабатывалось почти 1 кВт электроэнергии в год [8, с. 3].
С целью полного и комплексного изучения природных богатств Таджикистана, Среднеазиатский Отдел Российскго географического общества в 1927-1933 гг. организовал Таджикскую и Таджико-Памирскую комплексные научные экспедиции, в состав которых были привлечены все светила Советской науки, имена которых названы выше.
На торжественном собрании посвященном 200 летию Российской Академии наук, 25 февраля 1927 г. исследователь Кавказских гор и Памира профессор Венского университета Вильям Рикмер-Рикмерс предлагал для изучения Памира организовать совместную советско-германскую научную экспедицию [3, с. 228].
С учетом этого предложения в 1928 г. из нескольких отрядов по разным профилям и с разными научными задачами, организовалась «Памирская экспедиция». Члены экспедиции обследовали самый высокий пик горной системы, имевший высоту 7 495 м, откуда набирали воду множество рек Таджикистана. Эту высоту ошибочно приняли за вершину «Гармо», которая была обследована ранними исследователями в другом месте. В 1929 г. отряд Н.В.Криленко, который был участником прошлогодней экспедиции, повторно приехал сюда и исследовал эту вершину с западной стороны. Однако из-за неимения конкретного представления, о предмете исследования отряд и на этот раз желаемых результатов не достигал [3, с. 28].
Таким образом, проведенные советские экспедиции до 1930 г. были мало результативными. Ради справедливости надо отметить то, что было выяснено до этого по части топливно-энергетического комплекса республики, в основном являлось заслугами специалистов царской России и западных ученых. Конкретно это касается водных и гидроэнергетических ресурсов Южного Таджикистана, которые, по средством построенных дехканами множества оросительных каналов, орошали сотни га. земель. На севере Таджикистана уже была уже восстановлена промысловая основа добычи нефти, газа и угля. Заслуга Советская власти заключается в восстановлении разрушенного в годы войны народного хозяйства и установлении искусственных, дизельных электростанций.
Литература:
1. Адабиет ва санъат» («Литература и искусство»). - 1989. - № 3. - 30 авг. (на тадж. языке).
2. Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. 1 кн. - Душанбе: Ирфон, 1998. (на тадж. языке).
3. Диери ошнои ва рушнои. - Душанбе, 2006. (на тадж. языке).
4. История таджикского народа. Т. 5 / под редакцией академика Р. М. Масова. - Душанбе.-2004.
5. История таджикского народа. Т. 1. Кн.1. - М., 1964.
6. Маликов М. Энергетическая независимость Таджикистана: История, проблемы и перспективы. - Душанбе, 2013.
7. Очерки истории народного хозяйства Таджикистана. - Душанбе: Дониш. - 1967.
8. Развитие электроэнергии в Таджикистане. - Душанбе: Ирфон. - 1986.
9. У истоков истории. К 130-летию со дня рождения Нусратулло Махсума / составители А. М. Гафуров и Б. Т. Кабилова. - Душанбе, 2011.
10. Хоналиев Н. Экономическая история и концепции развития промышленности Таджикистана. - Душанбе, 2010.
11. Хусайнов А. Наджмуддинов Т. Исторические аспекты изучения и освоения топливно-энергетических ресурсов Таджикистана (до периода независимости Таджикистана). -Душанбе, 2012.
12. ТАССР. Отчет правительства 11 съезду Советов за период с декабря 1926 г. по март 1929 г. ЦИК ТАССР. - Душанбе, 1929.
13. Центральный государственный архив Республики Таджикистана (ЦГА РТ). - Ф. 9. -Оп. 1. - Д. 1. - Л. 306.
14. ЦГА РТ.-Ф.9.-Оп.1.-Д.7. - Л. 21.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ТАДЖИКИСТАНА ДО 30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
В статье собраны краткие сведения о состоянии изученности топливных, водных и гидроэнергетических ресурсов Советского Таджикистана и их использовании до 30-х годов. ХХ века. Автор отмечает большой вклад в изучении энергетических ресурсов Таджикистана русских и западных учёных и исследователей, которые организовали множество научных экспедиций на территории Таджикистана
Ключевые слова: Советский период, развитие, экспедиция, гидроэнергетика, народное хозяйство, природные запасы, уголь, исследователи, промышленость.
A SHORT INFORMATION ABOUT POWER BALANCE OF TAJIKISTAN TILL 30th YEARS
OF THE XXth CENTURY There are short information about condition of scrutiny, fuel, water and hydropower resources of the Soviet Tajikistan and their use till 30th years of the XXth century. The author notes the big contribution of Russian and western scientists and researchers who have organised a set of scientific expeditions in territory of Tajikistan in studying of power resources of Tajikistan of that time.
Keywords: the Soviet period, development, expedition, water-power engineering, a national economy, natural reserves, coal, researchers, industry.
Сведения об авторе: Хусайнов Ахмаджон, кандидат политических наук, доцент кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: [email protected]
About author: Husainov Ahmadjon, PhD in Political Sciences, Associate Professor, Department of General History, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
фаъолияти ташкилот^ои байналмилали дар самти таъмиру баркарорсозии макотиби точикистон дар замони истицлол
Умаров А. Ц.
Донишгоуи миллии Тоцикистон
Мусаллам аст, ки дар давраи чанд соли кабл аз истиклолияти давлатй таваччуди дукумат барои таъмиру тармим ва бозсозии муассисадои таълимй хеле кодиш ёфта буд. Махсусан, дар зарфи чадор соли панчсолаи XII (1986 - 1990) сохтмони кариб 38,8 дазор чои нишасти хонандагон ичро нагардид. Норасоии муассисадои таълимй, фарсудаву хароб гардидани ондо боиси он гардид, ки хонандагон дар муассисадои таълимии садамавй, хонадои истикоматй ва вагондо дарс хонанд. Ин долат дар саросари кишвар ба мушодида мерасид. Аммо вазъи таълимгоддои вилояти Хатлон нигаронкунанда буд. Ба андешаи сарвари давлат Эмомалй Радмон, «бинодои мавчуда дар тули 25 - 30 соли охир таъмир нагашта буданд ва дар натича вазъи таълимгохдои шадру нодияи Кулоб нисбат ба муассисадои таълимии дигари чумдурй дар доли нидоят ногувор карор гирифт» [7, с. 251].
Баъди ба даст овардани истиклолияти давлатй ин мушкилот яке аз мушкилидои асосии Х,укумати Точикистон ва Вазорати маориф дар самти таъмини хонандагон ба муассисадои таълимй гардид. Аз ибтидо дукумати кишвар бадри радой аз ин мушкилот чорадои зарурй андешид. Аммо будрони шадиди иктисодй ба дукумати кишвар ва Вазорати маориф имкон намедод, ки дамасола таъмири муассисадои таълимиро ба род монанд. Бар замми ин чанги шадрвандии дар чумдурй ба амаломада бештари муассисадои таълимиро харобу валангор кард. Дар натичаи ин чанг 126 муассисаи таълимй хароб гардида, молу мулкашон нест карда шуданд.
Бояд гуфт, ки баъди ба имзо расидани созишномаи сулд дар таърихи 27 июни соли 1997 раванди сохтумону баркарорсозии муассисадои таълимй вусъат ёфтанд. Акнун, дукумати кишвар дар баробари зиёд намудани дачми маблаггузорй аз дисоби буча ба содаи маориф барои таъмиру баркарорсозии муассисадои таълимй дар асоси Конститутсия ва конундои амалкунандаи кишвар дамкориро бо созмондои байналмилалй чоннок намуд.