ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАДЖИКИСТАНА В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА
Махмадов У.
Кулябский государственный университет им. А. Рудаки
После создания Таджикской автономной республики на передний план выступили проблемы восстановления народного хозяйства, изучение естественных производительных сил края и подъема культуры. Все это требовало создания научно исследовательских учреждений, которые должны были заниматься этими проблемами. Хотя, что касается изучения естественных производительных сил, то в этот период, особенно после преобразования Таджикской АССР в союзную республику, оно носило характер фронтального ознакомления с краем [1. с. 25].
Для этого были организованы ряд комплексных экспедиций, объединявшие ученых географов, геологов, биологов, геодезистов, экономистов, историков - этнографов, лингвистов и других специалистов, который собрали огромный материал, послуживший основой для систематического и целенаправленного научного поиска. Экспедиции занимались не только сбором и обработкой материалов, но и оставили после себя опорные пункты, которые стали зародышами будущих учреждений различного профиля в республике. Одним из первых шагов в этом направлении явилось создание видными учеными В. В. Бартольдом, М. С. Андреевым, А. А. Семеновым, Н. Л. Корженевским и другими в Ташкенте в 1925 году, Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами [2. с. 16].
В том же 1925 г. "Таджикское общество" во главе с Н. Л. Корженевским организует первую научную экспедицию изучения природных ресурсов восточных районах Таджикистана. Его отряд начинает изученные этой местности по своему плану и соображениям. Составляет новый чертеж горной системы Памира и в нем обозначает результаты проводимых исследований.
В 1927 г. Н. Корженевский повторно совершил экспедицию в Ляхшкуюдолину и опубликовал материалы своих исследований в статьи под названием «Мугсу и еестарые ледники». Эти ледники были определены капитаном В. И. Мушкетовым ещё в 1886 г. К тому же Н. Л. Корженевский был здесь и сам в 1910 г. По возвращению Н. Л. Корженевский выступил на общем собрании Среднеазиатского Отдела Российскогогеографического общества и предложил исследованное его группой горную систему, называть именем Академии наук СССР [3. с. 4]. В советской исторической науке сложилось традиционное мнение, что исследования и изучение природных ресурсов современного Таджикистана, началось с укрепления советской власти [ 4. с. 227-228]. Но есть и другие факты, которые говорят, что исследования природных ресурсов Средней Азии и в частности Таджикистана началось за долго до советского периода. Секретные службы Англии и царской Россия с конца XVII в. начали проявлять повышенный интерес к населению и природным ресурсам края. Россия, уже к 50 годам XIX века имела достаточные сведения даже о природных богатствах современного Таджикистана. Например, русские промышленные чиновники считали, что Памир может стать для России вторым "Уралом". А англичане расценивали богатства этого горного края еще больше. Так английский губернатор - Виктории при встрече в Пешоваре, с послом эмирата Бухары -Ахмад Донишом, затрагивая вопрос о Памире, сказал: "кто завладеет этим краем, его богатства, обеспечат четыре и даже более великие державы"[5. с. 422].
В целом же, ко времени установления Советской власти в Восточной Бухаре, на основной части которой, и образовалась Таджикская АССР, почти вся ее территория была охвачена поисковыми работами специалистов разного ранга. Ими были подготовлены сведения о комплексе основных природных богатств края. Проведенные исследования охватили области географии, геологии, минералогии, зоологи, ботанические редкости и полезные ископаемые. Необходимо также отметить, что
Таджикистан находился в крайне тяжелом экономическом положении. Поэтому, руководство Таджикской АССР отправило множество писем в Средазбюро и финансовые организации с тем, чтобыпоследние уделили особое внимание экономическим проблемам Таджикистана. Формально, денежных средств у Центра было мало, но Средазбюро решило повысить финансирование Таджикистана на 5 %. Финансирование можно было увеличить исключительно за счет сокращения финансирования остальных среднеазиатских республик. Но и этого было недостаточно. Госбюджет Таджикской АССР определялся и утверждался союзным правительством в рамках бюджета Узбекской ССР. При реализации утвержденного бюджета, в момент его распределения и финансирования Узбекистан постоянно задерживал выдачу Таджикистану положенных средств, которые представлялись Союзом, или выделял их с большим опозданием, весьма сократив необходимые для нужд Таджикской АССР финансовые средства. Значительную часть денежных средств, выделяемых Союзом, узбекское правительство использовало на развитие собственных хозяйственных нужд, по сути дела, обкрадывало Таджикскую республику [ 6. с. 42 ].
Так на I съезде КП (б) Узбекистана, состоявшемся 6-12 февраля 1925 г. в Бухаре, глава РК Таджикской АССР Н. Махсум. используя присутствие Председателя ВЦИК М. И. Калинина, выступил с большой речью. Он обратил внимание участников съезда на необходимость восстановления и развития экономики Таджикистана, подъем культуры таджикского народа. Отметив, что хозяйственное развитие Таджикистана задерживается из-за отсутствия необходимых условий для работы, путей сообщения и не ликвидированныхеще антисоветских банд формирования. Далее развивая речь, Н. Махсум отметил, что одним из основных аргументов образования Таджикской АССР в составе Узбекистана считалась его хозяйственная и культурная отсталость. Якобы без помощи Узбекистана вхождение Таджикистана непосредственно в Советский Союз и дальнейшее существование его, как самостоятельной республики вызовет много затруднений. Однако по сей день со стороны Узбекистана никакой финансовой или материальной помощи мы не ощущаем, наоборот, по его милости к нам еще не поступили те положенные суммы, которые выделены для нужд ТАССР из Союзного фонда. ТАССР находится всесторонней блокады узбекским правительством, что послужить сильнейшей преградой на пути политического, экономического и культурного роста республики, Действительно дальнейшее нахождение ТАССР в составе Уз. ССР являлся крайне неблагоприятным для ее дальнейшего развития. С образованием Таджикской АССР стали проводиться различные мероприятия по ликвидации до советского "феодального" производства. Так, в Северных районах Таджикистана в 20-е гг. XX века была проведена земельно-водная реформа, а в центральной и южной частях республики переселение населения с густонаселенных в малонаселенные территории.
В советской литературе земельно-водная реформа рассматривалась в качестве ликвидатора феодально-байского землевладения и предпосылки для дальнейших социалистических преобразований сельского хозяйства в Средней Азии. В действительности, вся сущность аграрной политики Коммунистической партии, как и бывшей Российской империи сводилась исключительно к достижению хлопковой независимости, а все преобразования в сельском хозяйстве явились лишь производным следствием этой цели. Но всё таки реформа, по сути, положила конец не только феодально-патриархальным, но в некоторых местах и первобытнообщинным отношениям и способствовала развитию производительных сил сельского хозяйства Средней Азии. Советское правительство параллельно вело работу и по практическому использованию доступных водных и земельных ресурсов Таджикистана. Решением президиума Ревкома Таджикской АССР от 14 декабря 1924 г. был создан Главный комитет по хлопководству (Хлопком), а для организации ирригационных работ было образованно специальное управление. Среднеазиатская секция Совета Труда и Обороны СССР, которая для оказания практической помощь "Таджикхлопкому" отправила сюда лучших специалистов - ирригаторов [7. с. 88 ]. Среднеазиатское
управление водного хозяйства летом 1925 г. направило в Таджикистанспециальную изыскательскую партию для изучения состояния ирригационных сооружений подготовки конкретных предложений по их реконструкции. Навосстановление разрушенной ирригационной сети правительство республики выделило в 1924/1925 хозяйственном году 71 287 р. , а для их рационального использования, учредило ирригационное - мелиоративный комитет[8. с. 86 ].
В июне 1926 г. ЦИК Таджикской АССР специальным указом образовал Главное управление водного хозяйства Таджикской АССР (Водхоз), и возложил на него решение всех вопросов связанных с развитием ирригации в республике. Водхоз главное внимание обратил напереустройство существующей ирригационной системы, усовершенствованные ееобъектов и развитые мелиоративных работ. На эти работы в 1925/1926 хозяйственномгоду, республика со своего бюджета выделила 504 тыс. руб. , что было на 7 раз большечем выделенная в прошлом году сумма [9. с. 114 ].
По инициативе Водхоза мелиоративныетоварищества, объединили дехкан, чтобы восстановить разрушенные ирригационные сооружения, осушали болота, орошали поля и т. д. В это время всё внимания Союзногоправительства и Революционного комитета Таджикской АССР было направлено, наосвоение и орошение Вахшской долины, предназначенной для выращивания египетских сортов хлопчатника. Промышленное производство на юге Таджикистана было представлено в основном кустарным производством. На территории Гиссарского, Сариосийского, Кулябского и Гармского бегствах насчитывалось примерно 3. 335 кустарно-промысловых предприятий[10. с. 115]. Характерно, что наибольшее число кустарных заведений приходилось на долю пищевого, ткацкого, и кожевенного производств. В этих отраслях было сосредоточено 89, 3% всего кустарного производства [10].
Конечно, эти данные являются далеко не полными, но могут создать общее преставление об уровне промышленного производства в Таджикской АССР на 1924 г. Большее число кустарного производства находилось в основном в Гармском и Кулябском бегствах, которые в годы гражданской войны меньше пострадали и были густонаселенными. Здесь имелись 2 961 заведение, составляющие 90% из общего их числа [14. с. 65]. Вообще если в 1917 г. в пределах нынешнего Таджикистана на одного жителя производилось промышленной продукции в размере 0, 8 руб. и приходилось всего два рабочих на 10 тыс. жителей, то к 1929 г. в республике насчитывалась 41 артель, объединившая 1322 кустаря и ремесленника. В конце 1926 г. был составлен и принят первый государственный план и бюджет республики на 1926/1927 хозяйственные годы. В связи с этим в конце 1926 г. в Душанбе вступили в строй хлопкоочистительный завод и механическая мельница [15. с. 4 ].
К средине 1927 г. в республике было построено 3 хлопкозавода с 6 джинами и 360 пилами. Подобные заводы в этом году были построены так же в Сарай-Камаре, Джиликуле, в Кулябе, Шаартузе, Пархаре, Курган-Тюбе и в 1928 г. в Регаре. Производительной мощь этих заводов из года в год увеличивалась. В 1929 г их уже стало 8 и они очищали в год 22 460 т хлопка-сырца[16. с. 21]. Бурными темпами началось строительство заводов и фабрик, работающие на дизельные тяги в районах северного Таджикистана. В 1926-1928 гг. были построены в Ура-Тюбе винодельческий завод, в Худжанде - винзавод и шелкоткацкое предприятие "Красный ткач". В 1928 г. вступал в строй Канибадамский завод по переработке фруктов. Этот завод в то время по технической оснащенности не уступал лучшим предприятиям такого типа в Советском Союзе. На его строительство республика выделила 3 миллион. руб [14. с. 306].
В этот период на Севере Таджикистана. проводилась реконструкция на предприятиях горнорудной промышленности. На нефтепромыслах «Санто» - «КИМ» была построена новаяэлектростанция, установлено новое буровое оборудование. Добыча нефти достигла в 1928г. 10 900 т. , а в 1929 г. - 13 600 т. [14 сю 88].
В Шурабе создавались новые шахты, и продолжалосьстроительство железнодорожной ветки Мельниково-Шураб. До постройки железнодорожной колеи
уголь от Шураба до Мельниково доставлялся гужевым транспортом. В результате реконструкции шахт добыча угля возросла в 1928 с 13 100 т до 20 100 в 1929 г. . На предприятиях топливной промышленности в 1928 г. было занято более 400 рабочих. В связи с сооружением новых промышленных объектов число строительных рабочих в Таджикистане, в концу 1929 г. увеличилось до 7 400 человек. Ещё одной проблемой были дороги. Развитие промышленности, как известно, немыслимо без хорошо налаженных широких транспортно-экономических связей. В этом плане до начала 1920-х годов Таджикистан являлся "территорией классического бездорожья". Создание транспорта и дорог стали главной проблемой хозяйственного строительства, потому что решение всех экономических вопросов в Таджикской АССР зависело, прежде всего, от транспорта и транспортных сетей. Так строительство первых промышленных предприятий было связано, в первую очередь, с преодолением больших трудностей из-за бездорожья.
Все грузы, включая машины в разобранном виде, лес, материалы перевозились вьючным транспортом. Первый автомобиль прибыл в Ходжент в 1922 г. , в Душанбе - в 1925 г., на Памир, в Хорог - в 1933 г. (по Восточно-Памирскому тракту). На транспортное строительство в первое пятилетие (1928-1932 гг. ) было направлено 38, 8% средств от общего объёма капитальных вложений в народное хозяйство Таджикистана. Итак в Таджикистане в период автономии развивалась в основном лёгкая и пищевая промышленность, перерабатывающая местное дешевое сельскохозяйственное сырьё-хлопок-сырец, коконы шелкопряда и др. , чему способствовали благоприятные природно-климатические условия страны. Такой метод индустриализации в корне отличался от общесоюзной установки - преимущественное и первоочередное развитие отраслей тяжелой промышленности. Это направление индустриализации в небольшой аграрной республике, какой был Таджикистан, являлось не отклонением от нормы, а отражением объективных реальных предпосылок и условий того времени, и было вполне оправдано. Таким образом, в рамках единой страны - СССР и с учетом местных особенностей в Таджикистане было экономически нецелесообразно сразу же развивать отрасли тяжелой промышленности. Необходимо так же подчеркнуть, что из-за слабой развитости экономики и отсутствия собственных крупных накоплений для развития народного хозяйства, капитальные вложения в промышленность республики в начальные годы осуществлялись исключительно за счёт дотаций из союзного бюджета. Соотношение суммы дотаций к государственному бюджету Таджикистана составило: в 1924 г. - 46, 5 %; в 1925 г. - 61, 7; в 1926 г. - 84, 4; в 1927 г. - 92, 2; в 1928 г. - 79, 7; в 1929 г. -72, 6 и в 1930 г. - 78, 5%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адабиёт ва санъат. 1989, №3, 30 августа;Таджикистан. 1998, № 10. С. 25.
2. Архив Института экономики Таджикистана. Рукопись. Гл. 1 Развитие промышленного производства. С. 16.
3. ГА РТ. Ф. 20. Оп. 2. Д. 468. С. 4.
4. Диёриошноиварушнои. («Знакомая и светлая страна»). С. 227-228.
5. История таджикского народа. Т. V. С. 422.
6. Маликов М. Энергетическая независимость Таджикистана: История, проблемы и перспективыс. Душанбе, 2013 С. 42.
7. МасовР. М. Таджики: история национальной трагедии. С. 88.
8. Отчет правительства IV съезду Советов Таджикской ССР (1929-1930) гг. ЦИК Таджикской ССР. Душанбе, 1931. С. 86.
9. Очерки истории народного хозяйства Таджикистана. Душанбе, 1967. С. 114.
10. Очерки истории народного хозяйства Таджикистана. С. 115.
11. ТАССР. Отчет правительства 11 съезду Советов за период с декабря 1926 г. по март 1929 г. ЦИК ТАССР.
12. Формирование Научного Центра В Таджикистане (1924-1950). С. 4.
13. ЦГА РТ. -Ф. 9. -Оп. 1. -Д. 7. - С. 21
14. Центральный государственный архив Республики Таджикистана (ЦГА РТ). -Ф. 9. -Оп. 1. -Д. 1. - С. 306.
ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАДЖИКИСТАНА В 20-е ГОДЫ XX ВЕКА
Встатье освещаются вопросы изучени и освоения природных ресурсов Таджикистана в 20-е годы XX века. Автор отмечает, что в дореволюционный период русские и английские исследователи уже начали изучение природных ресурсов территории нынешнего Таджикистана, в результате чего были выявлены месторождения драгоценных камней, медь, серебро, железо, золото и других природных ресурсов. Автор на основе источников и научных работ ряда исследователей в хронологическом порядке рассматривает история изучения и освоения природных ресурсов Таджикистана со стороны Советских исследователей разных научных направлений науки и выявил их вклад в изучение природных ресурсов республики.
Ключевые слова: природные ресурсы, СССР, Таджикская АССР, природа, ресурсы, советские исследователи, конференция.
FROM THE HISTORY OF STUDY AND LEARNING TAJIK NATURAL RESOURCES IN 20th YEARS OF XX CENTURIES
The article highlights the issues of studying and developing the natural resources of Tajikistan in the 1920s. The author notes that in the pre-revolutionary period, Russian and British researchers have already begun to study the natural resources of the territory of present-day Tajikistan, as a result, deposits of precious stones, copper, silver, iron, gold and other natural resources were discovered. The author, on the basis of sources and scientific works of a number of researchers, chronologically examines the history of studying and developing natural resources of Tajikistan by Soviet researchers of various scientific fields of science and revealed their contribution to the study of the republic's natural resources.
Keywords: natural resource, USSR, Tajik ASSR, nature, resource, soviet researcher, conference.
Сведение обавторе:
Махмадов Убайдулло, ассистент кафедры истории таджикского народа Кулябского государственного университета им. АбуабдуллоРудаки, тел: (+ 992918429524), е-mail: [email protected]
About the author:
Mahmadov Ubaydullo, the assistant of history of Tajik people of Kulob state University named after Abuabdullo Rudaki, tel.: (+ 992918429524), е-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН-УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (19411950гг.)
Фозилова М.
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни
22 июня 1941 фашистская Германиясовершил вероломное нападение на страну советови прервало мирнойжизнинародов бывшего Советского Союза. Особенно школьные дети были вынуждены прекратить учебу в годы войны. В Таджикистане большие трудности наметилось в развитии народного образования. Многие школьные здания были отданы под госпитали и другие военные учреждения. Были организованы трехсменные занятия. Не хватало топлива и продукты. Большая армия учителей была мобилизована на фронт. Женщины и дети работали на производстве и хлопковых полях. Одновременно школьное дело не отставало. Школа и органы народного образования серьезно занимались обучением и воспитанием детей школьного возраста.
В годы Великой Отечественной войны в Таджикистане возникли большие трудности в развитии народного образования, особенно резко сократилось число