Научная статья на тему 'КРАТКИЕ ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ О ПАТРИОТИЗМЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ, ДЕМОКРАТИЕЙ, ИДЕОЛОГИЕЙ, ЭТНОЛОГИЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ'

КРАТКИЕ ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ О ПАТРИОТИЗМЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ, ДЕМОКРАТИЕЙ, ИДЕОЛОГИЕЙ, ЭТНОЛОГИЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПОЛИТИКА / ВЛАСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ЭТНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карпиленя Н. В.

В данной статье предпринимается попытка представления кратких авторских общефилософских суждений о патриотизме, построенных на этическом мировоззренческом фундаменте, в диалектической взаимосвязи с деятельностью государственной власти, политическим режимом - демократия, идеологией с учетом геополитики[1], наукой - этнология и образованием. На основе известных определений патриотизма, приведенных в работе[2], проводится его авторское развитие и сформулированы выводы относительно известных политических режимов, типов государств с предложением путей реализации социально-экономического курса и духовно-нравственной политики России и ЛДНР, способные повышать уровень патриотизма в своих обществах и служить устойчивому развитию и безопасности государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Карпиленя Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF GENERAL PHILOSOPHICAL ASPECTS OF PATRIOTISM IN DIALECTICAL RELATIONSHIP WITH STATE POWER, DEMOCRACY, IDEOLOGY, ETHNOLOGY, AND EDUCATION

In this article, an attempt is made to present the author's brief general philosophical judgments about patriotism, which built on an ethical worldview foundation, in a dialectical relationship between the activities of state power, ideology taking into account geopolitics [4], political regime - democracy, science - ethnology and education. Based on the well-known definitions of patriotism given in [7], its author's development and formulated conclusions about the known political regimes, types of states with the proposal of ways to implement the socio-economic course and spiritual and moral policy of Russia and Lugansk and Donetsk People's Republics, that can raise the level of patriotism in their societies and serve the sustainable development and security of the states.

Текст научной работы на тему «КРАТКИЕ ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ О ПАТРИОТИЗМЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ, ДЕМОКРАТИЕЙ, ИДЕОЛОГИЕЙ, ЭТНОЛОГИЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Карпиленя Н.В.

Учреждение образования «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, профессор кафедры информатики и управления, доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук Российской Федерации

КРАТКИЕ ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ О ПАТРИОТИЗМЕ В ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ, ДЕМОКРАТИЕЙ, ИДЕОЛОГИЕЙ, ЭТНОЛОГИЕЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация: в данной статье предпринимается попытка представления кратких авторских общефилософских суждений о патриотизме, построенных на этическом мировоззренческом фундаменте, в диалектической взаимосвязи с деятельностью государственной власти, политическим режимом - демократия, идеологией с учетом геополитики1, наукой - этнология и образованием. На основе известных определений патриотизма, приведенных в работе2, проводится его авторское развитие и сформулированы выводы относительно известных политических режимов, типов государств с предложением путей реализации социально-экономического курса и духовно-нравственной политики России и ЛДНР, способные повышать уровень патриотизма в своих обществах и служить устойчивому развитию и безопасности государств.

Ключевые слова: патриотизм, национализм, политика, власть, демократия, идеология, этнология, образование

Надлежит к благосостоянию народа изыскивать всевозможные способы и стараться прекращать всякое зло, причиняющее вред Отечеству.

И.А. Крылов Истинный патриот тот, кто говорит правду даже своей стране.

Жан Жорес

По выражению Академика АН СССР Д.С. Лихачева (1906-1999): «между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим»3.

В данной статье основное внимание уделяется проблеме патриотизма, осознавая, что сама ненависть и вражда есть слепой природный инстинкт, который наиболее ярко и во всей глубине возникает и проявляется сам по себе во время, прежде всего, вооруженной борьбы (войны). Так что сам национализм, как феномен, способен порождать ненависть к другим людям, странам, государствам и даже цивилизациям. Но, когда политика правящей «элиты» в государстве (которая осуществляется посредством их разума) служит разжиганию ненависти к другим народам (или даже к группам населения внутри своей страны) и государствам, то в истории наблюдались самые кровопролитные войны, вплоть до полного геноцида (уничтожения) целых этносов. Представляется, что человек, проникнутый

1Карпиленя Н.В. Теоретические основы многополярного мира: евразийский взгляд из Союзного государства : монография / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2020. - 425 с.

2Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования, 2013. № 11-4. С. 778-782;URL: http://www.íundamental-research.ru/ru/artide/view?id=33203 (дата обращения: 18.03.2021).

3Быть патриотом. Р1^соПга. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016. - 158 с.

4

патриотизмом, как и высокий уровень патриотизма общества, народа в целом на любви к себе, Родине, своей стране, способны побуждать отстаивать свою Честь при возникновении внешних угроз своей стране. При «встрече» на поле брани с националистом человеком (национализмом народа противника) патриотизм в большинстве исходов вооруженной борьбы будет одерживать победу. При этом уничтожение противника (националиста человека, как и национализма в народе, напавшего государства) патриотом (патриотами, защищающейся от агрессора страны), когда в нем (них) разовьется и разгорится до максимума слепой природный инстинкт, будет происходить - за свое (народа) право жить с любовью. Ведь при битве противников, в которых кипит слепой природный инстинкт (ненависть), всегда у добра - того (тех), кто Любит нечто большее, чем просто себя, и будет преимущество. Продолжающиеся собираться и скапливаться у границ России и Беларуси на протяжении последних 30 лет националистические вооруженные силы коллективного Запада, проповедующие из уст своих политиков защиту своих ценностей «демократии» (прав и свобод меньшинства в своих государствах) под предводительством США в НАТО, пытающиеся «освободить» нас - белорусов, россиян, жителей ЛДНР, от наших руководителей государств, должны обратить внимание на представленные выше авторские рассуждения Русского человека - человека Русского мира. Мы выстоим и, если нападете на нас, - победим вас. Потому что мы Любим - Себя, свою Семью, свою Родину и Наше общее Отечество больше, чем вы нас ненавидите. Мы - это большинство из нас, свято чтящих память о подвигах своих предков, для которых священны понятия о долге и Чести...

Проблема патриотизма (как прежде всего любви к Родине, своей земле и земле своих предков) занимает умы властей, мыслителей, философов, полководцев с самых древних времен. Ведь от уровня патриотизма этносов, обществ, народов, армий во многом зависели успехи войск в сражениях, операциях, боях, следствием чего являлось продолжение своей исторической жизни даже целых этносов, наций, народов, государств. Недостаток же морально-нравственных основ у граждан и есть первый признак ослабления патриотизма, неуклонно ведущий к разрушению государства. При этом, зачастую, сама государственная власть всей своей внутренней социально -экономической политикой способствует ослаблению нравственных устоев в своих обществах.

Довольно часто встречающиеся опубликованные работы публицистического и научного характера о патриотизме содержат рассмотрение сущности понятия в их проявлении лишь отдельных сторон и свойств. Предлагаемые ниже краткие общефилософские заметки о патриотизме строятся на этическом мировоззренческом фундаменте.

В статье при решении научной задачи предлагается рассмотреть патриотизм в диалектической связи с такими понятиями как государственная власть, демократия, идеология, которая должна (мнение автора статьи) проводиться с учетом трех базовых законов классической геополитики1, патриотическое сознание и воспитание в тесной связи еще с созданной Л.Н. Гумилевым наукой этнология (о взаимосвязи географического, исторического и человеческого факторов в биосфере) и образованием.

Целью статьи является комплексное рассмотрение отдельных сторон сущности понятия патриотизм в диалектической связи с деятельностью государства - государственной власти с выработкой предложений, способных служить устойчивому развитию и безопасности России, а также самоопределению ЛНР и ДНР. Представляется, что именно во власти государства (мнение автора.- Н.К.) и находится ответ на вопрос повышения или ослабления в отдельной личности и обществе чувства патриотизма. Так что в характере и содержании деятельности власти в государстве (стране) и следует искать ответ на вопросы о консолидации, сплочении как минимум большинства граждан. Ведь именно власть

1Карпиленя Н.В. Теоретические основы многополярного мира: евразийский взгляд из Союзного государства : монография / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2020. - 425 с.

5

государства и призвана способствовать и обеспечивать баланс интересов личности, общества, государства, устойчивое развитие и безопасность любого государства (в том числе и ЛДНР) и реализации интересов в продолжении выбранного исторического пути. А уровень патриотизма населения государства (страны) это, по-другому, и есть уровень морального духа народа и его Вооруженных Сил (военной организации государства в целом) от которого зависит выполнение одного из главных законов войны - закона зависимости хода и исхода войны (вооруженного конфликта) от моральной (духовной) силы противоборствующих в вооруженной борьбе сторон. При этом идеология с учетом геополитики может и должна стать стержнем всей государственной политики для повышения уровня патриотизма -уровня общественного сознания как отдельной личности-гражданина, так и большинства нации-народа в стране.

Следует отметить, что «категория страна (среднерусское «сторона») отнюдь не синонимична понятию «государство», поскольку имеет более емкое содержание, включающее понятие нации, ее традиционных ценностей, образа жизни, культуры, ареала и территории проживания. Страна и государство не всегда совпадают территориально. На территории одной страны может находиться несколько государственных образований»1. Автор статьи полагает, что русский народ одной страны - Российской Империи, оказался после распада СССР в положении «разделенной» нации и будет стремиться к фактическому воссоединению в одно государство. Воссоединение Крыма с Россией, как и борьба ЛНР и ДНР видится как естественное историческое стремление для воссоединения русского этноса-народа (малорусов, белорусов, великорусов) в одно государство.

Примем аксиому. Баланс интересов личности, общества, государства можно обеспечивать лишь собственной системой образования государства, наиболее приближенной к ценностям своей цивилизации (культурно-исторической общности самых больших МЫ). Под образованием же во всех государствах бывшего постсоветского геополитического пространства, входящих в терминах геополитики в цивилизацию Суши (система ценностей людей в государствах бывшей Российской Империи, СССР, на стремлении сохранить цивилизационную наследственность), следует понимать следующее.

Образование (в понимании автора статьи) есть обучение, воспитание, а также духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности в интересах как ее самой, так и общества, а также государства, удовлетворяющее образовательным потребностям и интересам, на основе знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности. При этом выделенное в перечислении вначале духовно-нравственное развитие личности соответствует именно нашим - исторически сложившимся в архетипе, менталитете коллективистским, а также религиозным ценностям приоритета духовного над материальным, что и может в дальнейшем быть фундаментом патриотизма - патриотического сознания и воспитания. Встречающееся и реализуемое ныне понятие образования как услуга государства, а также развиваемый компетентностный подход Болонской системы образования (индивидуалистической, западной) в приоритете над знаниями, умениями и навыками и всесторонним развитием самой личности противоречит самой идее формирования патриотизма и должен быть преодолен как минимум в государствах незападных цивилизаций, особенно в России, Беларуси и не допускаться в самой основе при строительстве ЛДНР.

1Добреньков В.И., Епишев С.О. Основы политологии. Консервативный взгляд: учебное пособие для вузов. - М. Академический Проект; Альма Матер, 2013. - 311 с. - (Gaudeamus).

6

В качестве основы, на которой далее будем кратко развивать наши общефилософские заметки выбрана научная статья Т.Р. Лыковой «Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект», опубликованная в 2014 г1.

Как следует из заключения, опубликованного в названной выше научной статье: «На современном этапе патриотизм понимается как многогранная система мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств человека, связанных с любовью к Родине, уважением к своему народу, готовности к их защите и самопожертвованию во имя их процветания, преданностью и служением им в различных сферах общественно-полезной деятельности»2.

В таблице 1 приведем определения термина «патриотизм», опубликованные в работе, со ссылками на 11 характеристик различных компетентных источников.

В целом разделяя позиции всех авторов и изданий (в их трактовке термина патриотизм), далее хотелось бы раскрыть отдельные положения и элементы еще двух определений - Б.А. Райзберга и А.Н. Толстого, которые в прямом виде не присутствуют в приведенных характеристиках и источниках и попытаться развить их.В современном социоэкономическом словаре под редакцией Б.А. Райзберга содержится следующее определение патриотизма.

Таблица 1. Определения термина «патриотизм» в различных источниках (приводится из _работы)3_

Характеристика понятия «патриотизм» Источник

Любовь к Отчизне Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка4

Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу Ожегов С.И. Словарь русского языка5

Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу Словарь современного русского литературного языка6

Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее Психолого-педагогический словарь7

Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям Новый иллюстрированный энциклопедический словарь8

1Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования, 2013. № 11-4. С. 778-782;URL: http://www.íundameЩal-research.ru/ru/artide/view?id=33203 (дата обращения: 18.03.2021).

2Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования, 2013. № 11-4. С. 778-782;URL: http://www.íundameЩal-research.ru/ru/artide/view?id=33203 (дата обращения: 18.03.2021).

33Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования, 2013. № 11-4. С. 778-782;ЦКЬ: http://www.fundamental-research.ru/ш/artide/view?id=33203 (дата обращения: 18.03.2021).

4Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. - Том III. (П). - М.: Диамант, 1999.

5Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2009.

6Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. / под ред. В.И. Чернышёва. - Т.8. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

7Психолого-педагогический словарь. - М.: Современное слово, 2006.

8Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

7

Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов Советская историческая энциклопедия1

Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение Педагогический энциклопедический словарь2

Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям Российская педагогическая энциклопедия3

Эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов Политология: энциклопедический словарь4

Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины Философский словарь5

Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа Лихачев Б.Т. Педагогика6

ПАТРИОТИЗМ (греч. ра^ - родина, отечество) - особое расположение, отношение, проявляемое человеком, социальной группой, населением к своей стране, своему народу, Родине, желание поддержать своим участием процветание своей страны, отечества, любовь к отчизне, отечеству'.

Как видим, само определение патриотизма содержит в себе одновременно: особое личное отношение человека к месту своего географического рождения, воспитываемая в семье и обществе органическая связь с народом страны, гражданином которой является человек-личность. Все перечисленное выше входит в неразрывную диалектическую связь с деятельностью политической (государственной) власти в стране, способную оказывать самое непосредственное влияние на формирование патриотического сознания как отдельной личности, так нации и народа в целом. Именно от деятельности государственной власти (мнение автора. - Н.К.) во многом и зависит осознанное активное желание личности человека-гражданина участвовать в процветании своей страны.Так что проявляющаяся апатия граждан в общественной жизни государства (страны), в том числе неучастия в выборах, как и увлечение построением «гражданского общества» западного образца (на самом деле внося раскол в общественную жизнь всего общества) есть первый признак «неблагополучия» деятельности именно власти, следствием чего и становится ослабление в обществе (у большинства граждан государства-страны) чувства патриотизма. Данные утверждения прежде всего справедливы для незападных государств-стран-цивилизаций, в культурно-генетическом коде которых превалирует коллективизм над индивидуализмом.

Если же в государстве отсутствует еще и идеология с учетом геополитики (то есть нежелание центральной власти государства с помощью идеологии отражать именно

1Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова. Т. 10. - М.: Советская энциклопедия, 1967.

2Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

3Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с. - Т. 2. - 608 с. - Т.2.Н-Я.

4Политология: энциклопедический словарь / общ.ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: PUBLISHERS, 1993.

5Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политическая литература, 1987.

6Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. - 2 изд. - М.: Юрайт, 1998.

1Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. - М., 2012. - 360 с.

8

коллективистские ценности своего государства (страны, цивилизации), которая ко всему должна проводиться с учетом фундаментальных законов классической геополитики1 и могла бы сплачивать интересы людей на ценностях большинства нации (народа) и олицетворять фундаментальные потребности для развития каждой личности и общества в целом как взгляд и движение к горизонту, который пусть даже и удаляется, но, одновременно, направлен на развитие гуманизма и исправления существующих в каждом человеке врожденно-генетических пороков - эгоизма, алчности, наживы, приводящих ко вседозволенности, то следует даже не произносить сам термин патриотизм.Это уже нечто иное, не имеющее отношения к патриотизму. Власти надо все же оставаться беспристрастной и не допускать иллюзий, критикуя отдельных граждан за отсутствие «патриотизма», когда сама же власть даже не стремится служить как минимум большинству своих граждан, реализуя их потребности и интересы.

Все вместе и способно лишать общество (большинство населения) морально-нравственных основ, приближая угрозы существованию самого государства и прерыванию исторической судьбы любого этноса, из-за неспособности во время внешней агрессии встать на защиту Себя же.Власть же, не выполняющая свою главную обязанность по патриотическому воспитанию всех своих граждан во всей своей целостной истории, должна признаваться своим народом как антинародная, нарушающая сама базовые основы конституционного строя. При этом никакого возращения к каким-то «хорошим» временам своей истории (по мнению властей) быть не может, ибо нельзя войти в одну реку истории дважды, из-за смены в том числе и этнической фазы развития этноса, что весьма обоснованно показал, в том числе, и Л.Н. Гумилев2.

Проведенное исследование (автором статьи. - Н.К.) в работе3 привело к заключению: «Поведение этноса меняется в зависимости от его возраста, который удобно отсчитывать от момента выхода этноса на историческую арену. Стереотип поведения масс (подъем или спад) в конечном итоге влияет и на активность пассионарных личностей и может зависеть от того, в какой фазе этногенеза находится этнос. Уровень патриотизма, как и национальный характер, в каждой эпохе разный, даже при ненарушенности последовательности смены фаз этногенеза, в связи с изменением в каждой фазе этногенеза стереотипа поведения»4. Вот почему государственной власти следует весьма серьезно относиться к науке, в том числе этнологии. Ведь, как предупреждал Л.Н. Гумилев5: «Небрежение этнологией, будь то в масштабах государства, родового союза или моногамной семьи, следует квалифицировать как легкомыслие, преступное по отношению к потомкам».

Что ты сделал для страны? Сейчас все чаще представители «патриотов» государства, чтобы переключить внимание от реального личного нежелания служить большинству народа, обеспечивая подлинный суверенитет народа, перекладывают равнодушие власти к проблеме на самого гражданина подобным вопросом.

Приведем еще одно определение патриотизма в интерпретации А.Н. Толстого (18831945 гг.) - русского и советского писателя из знаменитого графского рода Толстых: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это

1Карпиленя Н.В. Теоретические основы многополярного мира: евразийский взгляд из Союзного государства : монография / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2020. - 425 с.

2Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 724 с. -(Эксклюзив:Русская классика).

3Карпиленя Н.В. Об исторических и этнологических процессах в русской цивилизации: развитие идей Л.Н. Гумилева / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2021. №1 (22). - С. 30-67.

4Карпиленя Н.В. Об исторических и этнологических процессах в русской цивилизации: развитие идей Л.Н. Гумилева / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2021. №1 (22). - С. 30-67.

5Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 724 с. -(Эксклюзив:Русская классика).

- сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней счастливых и несчастных дней. Постараемся развить представленное определение.

Развитием данного тезиса, выдающегося русского и советского писателя А.Н. Толстого, может стать расширенная авторская интерпретация патриотизма. Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине (как к земле своих предков и на которой родился человек). Это гораздо больше.Это - сознание своей неотъемлемости от Родины природной и духовной (своего первородства - места своего рождения в географической среде и генетически переданных качеств от своих родителей), и неотъемлемое сопереживание, сочувствие вместе с ней счастливых и несчастных дней, а также осознанное желание соучастия в развитии своего народа и государства и готовности к самопожертвованию во благо Отечества и своего народа.

При этом за основу более расширенной интерпретации патриотизма взято глубокое осознание и убеждение, что у нас - россиян (русских в широком контексте), отличающийся от Запада культурно-нравственный генетический код, основа которого зиждется на коллективизме. Как известно, базовый генетический код западного человека опирается на индивидуализм - нравственный принцип, ставящий интересы личности выше интересов общества и государства.

Приведенные выше слова: сопереживание, сочувствие, соучастие есть те минимально необходимые для человека и его души чувства, являющиеся следствием развития человеческого в человеке посредством реализации в государстве целостной системы собственного (соответствующей архетипу, менталитету своего этноса-народа) социально-гуманитарного образования (обучения, воспитания, развития).

По-другому, патриотизм - это неотъемлемый синтез любви к земле своих предков, своей семье по месту географического рождения человека, вбирающие в себя единую любовь по праву существования законов родственной любви между родителями и детьми и воспитываемые обществом в государстве (Отечестве) посредством соблюдения моральных норм нравственные качества человека, способные на сопереживании, сочувствии вместе в едином Отечестве счастливых и несчастных дней своей общей истории, побуждать человека к активному соучастию в развития страны, а при необходимости и защиты государства даже ценой своей жизни.

Сокращенно, патриотизм - есть любовь к природе, которая окружает человека в месте его рождения, соединенная посредством воспитания в семье, обществе государством в долге активного сознательного изменения духовных и материальных ценностей в едином Отечестве. Высшим проявлением патриотизма является готовность и способность человека отдать самое ценное - свою жизнь ради продолжения исторической жизни своего народа в государстве.

Вот почему, патриотизм: 1) есть совокупность наследственности при рождении человека в определенной местности от своих родителей в стремлении защиты родителей, своих детей, а когда они вырастут в обратной защите; 2) процесс и результат самовоспитания, социализации и воспитания общества посредством образования. Вот почему лишь в первой составляющей может содержаться генетическая составляющая, вторая же является исключительно продуктом социальным (общественным).

Представляется, что только подлинное самоощущение большинства граждан России (как и в ЛДНР), когда они будут ощущать заботу государства к себе и может служить базовым направлением повышения уровня патриотизма в государстве (стране) в целом.

Как может следовать из представленных выше логических рассуждений, если ставить цель стать патриотом своей страны, то уровень ее достижения всецело находится в органической связи природного первородства (как географической взаимообусловленности)

- семьи - общества - государства. Само же появление на свет человека, в особенности количество рождаемых детей в семье, помимо естественной их желательности родителями, является взаимообусловленной с культурно-исторической (цивилизационной),

10

политической, экономической, социальной, духовной, и даже этнологической (географической, исторической, человеческой) жизнью этносов-обществ в государствах (в какой фазе этногенеза находится этнос12) при реализации ими демографической политики по увеличению рождаемости своего народа.

Соединить индивидуальное сознание человека, зиждущееся в России (и по убеждению автора данной статьи и в ЛДНР) на коллективистском архетипе, менталитете в исконно РУСских (малорусских, белорусских, великорусских) землях, в основном, на исторической преемственности православия и др. традиционных религий, индивидуальные духовно-нравственное начала каждой личности-гражданина - сильную державную власть, способную, проводя государственную политику патриотического воспитания всего народа, консолидировать и сплачивать большинство общества демократической процедурой политического режима, обеспечивая более справедливое социально-экономическое устройство жизни большинства народа, формируя социальное государство, - все вместе и должно стать государственной идеологией с учетом геополитики России, а также строящихся государств ЛНР и ДНР. Это вместе и будет в наибольшей мере служить гармоничной реализации потребностей личности, общества и обеспечивать интересы государства - суверенитет, независимость, территориальную целостность, конституционный строй и его устойчивое развитие. Именно политика государства в интересах большинства своего народа при стремлении соблюдения интересов меньшинства, обеспечивая баланс интересов личности, общества, государства в любой период исторической жизни народа и могут служить развитию подлинного патриотизма как в каждой личности-гражданина, так и являться связующими нитями всего общества в государстве.

Как известно из курса политологии политические режимы всех существующих в составе ООН государств (более 195) подразделяются надемократические, авторитарные, тоталитарные. Все государства в мире также можно отнести по их типам к государствам: социальное, «ночной сторож», полицейское. Относящие себя (или своих партнеров-союзников) государства к демократическим могут нести «оттенки» свыше 20 наименований или видов. В то же время сами государства, представляющие из себя «светоч» демократии, понимают саму ценность демократии по-разному: одни полагают, вслед за отцами-основателями термина демократия (Сократом, Платоном, Аристотелем и др.), что демократия есть власть большинства; другие же - напротив (прежде всего в США) как власть меньшинства над большинством. Так что порой невозможно понять из высказываний политиков, отчего они так не понимают друг друга, высказываясь пренебрежительно и угрожающе друг к другу с претензиями: мол мы будем отстаивать ценности демократии в том числе вооруженным путем. Просто одни не договаривают, что под демократией понимают власть меньшинства в своем государстве и стремлении к власти такого же меньшинства - золотого миллиарда, но уже во всем мире. В геополитике это называется построение однополярного мирового порядка на концепции атлантизма со стратегией «Анаконды» на идеологии мондиализма (глобализма). В качестве основных теорий глобализации выступают: мировая культура; мировая система; мировая полития (космополитизм)3. Но ведь для реализации этих концепции и теорий следует прежде возненавидеть незападные народы, государства и даже цивилизации.

Но где же здесь патриотизм? Примем сразу и без доказательств аксиому, выраженную в начале статьи Д.С. Лихачевым. Патриотизм - любовь к своему; национализм - ненависть к

1Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 724 с. -(Эксклюзив:Русская классика).

2Карпиленя Н.В. Об исторических и этнологических процессах в русской цивилизации: развитие идей Л.Н. Гумилева / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2021. №1 (22). - С. 30-67.

3Карпиленя Н.В. Теоретические основы многополярного мира: евразийский взгляд из Союзного государства : монография / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2020. - 425 с.

чужому. Из-за нехватки времени в рамках короткой статьи на обоснованиях тождества и различий между патриотизмом и национализмом, остановимся лишь на патриотизме. При этом нас будет интересовать ответ на единственный вопрос: при каких условиях -внутренних и внешних в государстве или стране у человека (личности, гражданине) может проявляться подлинное чувство патриотизма?

Представляется, что формировать подлинный патриотизм могут лишь те политические режимы, из числа описанных выше трех, которые в основную сущность своей деятельности включают реализацию интересов и ценностей большинства народа. И если демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы реально реализуют интересы и выступают гарантом защиты ценностей большинства своего народа, то они вполне в конкретной исторической и геополитической ситуации могут служить повышению в обществе чувства патриотизма. Если же политические режимы реализуют свою основную функцию в государстве не в интересах большинства, то в складывающейся военно-политической необходимости защиты своего государства от внешних агрессоров государственная власть также будет вынуждена обращаться к категории патриотизма, однако ее уже после пролитой крови военных на полях сражений (боев) следует рассматривать как реализацию слепого природного инстинкта и допущенных стратегических ошибок государственной власти как во внутренней, так и внешней политике. При этом общий исход сражений (боев) будет отдан на откуп мастерства самих военных и их ненависти к врагам «Отечества» в понимании многих самих военных, что сама война (вооруженный конфликт) и поражения в них, стали возможными из-за политических ошибок собственного руководства не только во внешней, но, и прежде всего, внутренней политике при просчетах еще в мирное время именно в формировании подлинного патриотизма народа - ЛЮБВИ правящей власти как к отдельной личности, так и большинству общества. При этом власть будет обращаться с пропагандой к своим Вооруженным Силам и народу (в том числе и для самосохранения) чаще в категориях ненависти к врагу...

Известно также различие между государством и страной: государство следует рассматривать в категориях политики; страну же в категориях не только политики, но и культуры. Известны случаи, когда могут существовать несколько государств, относящие себя на длительном историческом периоде к одной стране. Если рассматривать установившееся с конца XIX в. утверждение среди малорусов, белорусов, великорусов -православный, значит русский, то сегодняшние независимые три государства Украина, Беларусь, Россия вполне можно отнести к одной стране, какой мы и были во времена Российской Империи в большинстве территорий сегодняшних Беларуси и Украины.

Поставим вопрос патриотизма еще по-другому. Может ли большинство людей в государстве (стране) считать себя патриотом, если в нем пришедшие к власти «не вполне демократическими процедурами» игнорируют права человека по языковому, религиозному признаку, входящему в базовую потребность по факту рождения в семье? Или же, если в государстве есть природные ископаемые, но их распределение и извлекаемые доходы от продажи в явном виде никак не отражаются на доходах большинства граждан государства? Представляется, что уже только два из возможных вопросов требуют детального не только философского осмысления, но и после которого должны стать целью государства, чтобы обеспечить как минимум свое устойчивое развитие и безопасность.

Ответив беспристрастно как минимум на поставленные выше вопросы уже можно далее государственной власти рассуждать и вести речь о таких категориях как патриотическое сознание и воспитание граждан страны (государства). Однако же (мнение автора. - Н.К.) если государство относится к типу: «ночной сторож» - защищающее своих граждан лишь в то время, когда гражданин спит, в остальное же время полагающее, что сам гражданин должен позаботиться о себе, или же к полицейскому, когда в нем нарушаются базовые принципы свободы и прав человека, то даже рассуждать о появлении идеи патриотизма, которое может охватить большие массы людей в государстве (стране)

12

выглядитпо меньшей мере легкомысленно. В таких государствах политическая (государственная) власть может лишь формировать националистическое сознание массовыми средствами информации (манипуляции). Быть «патриотом» в таком государстве - любить в самом широком контексте человек-гражданин в такой стране не может, если он, конечно, психически, а также духовно-нравственно не болен. Это утверждение можно отнести и к большинству граждан страны (государства).

Таким образом, подводя итоги кратких общефилософских рассуждений о государственной власти, демократии, патриотизме, этнологии, идеологии с учетом геополитики, патриотическом сознании и образовании, можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Патриотизм не наследуется генетически. Он есть результат сложного процесса социализации и взаимодействия: деятельности государственной власти, решающей социально-экономические, духовные, политические, культурные проблемы в интересах большинства своих граждан через формирование патриотического сознания у граждан государственной системой образования с использованием идеологии с учетом геополитики. Отсутствие патриотизма у представителей власти, решающей проблемы в личных интересах, или интересах наиболее обеспеченного материально меньшинства, их космополитизм могут играть роковую роль, разрушая при этом духовно-нравственные ценности общества и углубляя коррупцию, меркантилизм и равнодушие к Родине и как следствие может существенно уменьшать уровень патриотизма всего общества.

2. При рассмотрении патриотизма в категориях политического режима можно предположить, что любой из принятых в политологии политических режимов -демократический, авторитарный, тоталитарный, если главной своей целью ставят удовлетворение ценностей и служение интересам большинства, могут считаться приемлемыми.

3. Если рассматривать патриотизм в категориях типов государств - социальное, «ночной сторож», полицейское, то только социальное государство, на основе совершенствования социалистических социально-экономических основ, может служить базой для формирования в личности, обществе подлинного патриотизма, способного служить консолидации большинства населения и устойчивому развитию государства, а во время тяжелых испытаний и внешней агрессии служить принятию большинством нации (народа) предложения государственной власти по мобилизации всех сил - духовных, материальных для отстаивания своих национальных интересов с оружием в руках. Вообще же капитализм как общественно-экономический строй государств «ночной сторож» и полицейское не может по своей сущности и самой природе служить интересам большинства, а значит и реализовывать этическую мировоззренческую категорию патриотизма, из-за служения интересам меньшинства общества за счет эксплуатации большинства для которой и применимо использовать термин патриотизм. Ведь не может же Любить человек своего «эксплуататора», которым может выступать само государство. Есть лишь одна крайность «временной» любви: когда народ временно выберет поддержать одну из сторон и даже другое государство, чтобы освободиться от сил, насаждающих чуждый язык, веру и в целом невозможные для принятия духовно-нравственные ценности.

4. Можно выразить предположение о том, что государство, стремящееся в своей внутренней социально-экономической и духовно-нравственной политике опираться на потребности и интересы большинства своих граждан, существенно проще повышать уровень патриотизма среди своих соотечественников, т.к. каждый человек-личность-гражданин будет повседневно ощущать заботу государства о себе, считая действия властей наиболее легальными и легитимными, т.е. законными, авторитетными и уважаемыми. Так что в случае внешней агрессии вопросы мобилизации смогут решаться сами по себе, т.к. граждане, ощущая повседневную заботу о себе со стороны государства станут защищать своего Правителя (президента) из чувства долга как перед ним, так и своей страной (государством). Вот почему система образования в государстве должна строиться на самом широком

13

просвещении и естественной любви властью народа, его самых широких масс с воспитанием гражданских начал, основанных на гуманности и добродетельности с фундаментом на долге, моральных ценностях общества и формированием у граждан чувства чести. Воспитывая народ на основе искренней ответственности власти перед каждой личностью, соблюдении конституционных прав, свобод и уважении их законных интересов, и воодушевлении сознанием долга с внушением чувства чести, можно рассчитывать на взаимное появление у личности, как и большинства граждан общества, ответственности за государство и его устойчивое развитие, что и будет способствовать продолжению исторической судьбы народа (этноса) в мировой истории. Только на этой основе может и должно воспитываться чувство патриотизма как отдельной личности, так и всего общества.

Литература:

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 724 с. - (Эксклюзив:Русская классика).

2. Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. - Том III. (П). -М.: Диамант, 1999.

3. Добреньков В.И., Епишев С.О. Основы политологии. Консервативный взгляд: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2013. - 311 с. - (Gaudeamus).

4. Карпиленя Н.В. Теоретические основы многополярного мира: евразийский взгляд из Союзного государства : монография / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2020. - 425 с.

5. Карпиленя Н.В. Об исторических и этнологических процессах в русской цивилизации: развитие идей Л.Н. Гумилева / Н.В. Карпиленя. - М.: ИД «Архонт», 2021. №1 (22). - С. 3067.

6. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. - 2 изд. - М.: Юрайт, 1998.

7. Лыкова Т.Р. Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - С. 778-782; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33203 (дата обращения: 18.03.2021).

8. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 2009.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим -Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

11. Политология: энциклопедический словарь / общ.ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: PUBLISHERS, 1993.

12. Психолого-педагогический словарь. - М.: Современное слово, 2006.

13. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. - М., 2012, с. 360.

14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с. - Т. 2. - 608 с. - Т.2.Н-Я.

15. Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова. Т. 10. - М.: Советская энциклопедия, 1967.

16. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. / под ред. В.И. Чернышёва. - Т.8. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

17. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политическая литература, 1987.

18. Быть патриотом. Proetcontra. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2016. - 158 с.

Referencies:

1. GumilevL.N.Etnogenezibiosferazemli / L.N. Gumilev. - M.: Izdatel'stvoAST, 2019. - 724 s. - (Eksklyuziv:Russkayaklassika).

2. Dal' V.A. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka v 4 tomah. - Tom III. (P). -M.: Diamant, 1999.

3. Dobren'kov V.I., Epishev S.O. Osnovy politologii. Konservativnyj vzglyad: uchebnoe posobie dlya vuzov. - M.: Akademicheskij Proekt; Al'ma Mater, 2013. - 311 s. - (Gaudeamus).

4. Karpilenya N.V. Teoreticheskie osnovy mnogopolyarnogo mira: evrazijskij vzglyad iz Soyuznogo gosudarstva : monografiya / N.V. Karpilenya. - M.: ID «Arhont», 2020. - 425 s.

5. Karpilenya N.V. Ob istoricheskih i etnologicheskih processah v russkoj civilizacii: razvitie idej L.N. Gumileva / N.V. Karpilenya. - M.: ID «Arhont», 2021. №1 (22). - S. 30-67.

6. LihachevB.T. Pedagogika: kurs lekcij. - 2 izd. - M.: YUrajt, 1998.

7. Lykova T.R. Analiz ponyatiya «patriotizm»: pedagogicheskij aspekt // Fundamental'nye issledovaniya, 2013. № 11-4. S. 778-782;

URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33203 (data obrashcheniya: 18.03.2021).

8. Novyj illyustrirovannyj enciklopedicheskij slovar' / pod red. V.I. Borodulina, A.P. Gorkina, A.A. Guseva, N.M. Landa i dr. - M.: Bol'-shaya Rossijskaya enciklopediya, 2003.

9. Ozhegov S.I., SHvedova N.YU.Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij / Rossijskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka im. V.V. Vinogradova. - 4-e izd., dop. - M.: Azbukovnik, 2009.

10. Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' / Gl. red. B.M. Bim-Bad. - M.: Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, 2002.

11. Politologiya: enciklopedicheskij slovar' / obshch. red. i sost. YU.I. Aver'yanov. - M.: PUBLISHERS, 1993.

12. Psihologo-pedagogicheskij slovar'. - M.: Sovremennoe slovo, 2006.

13. RajzbergB.A. Sovremennyj socioekonomicheskij slovar'. - M., 2012, s. 360.

14. Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya: V 2-h tt. / gl. red. V.V. Davydov. — M.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 1993. - 608 s. - T. 2. - 608 s. - T.2.N-YA.

15. Sovetskaya istoricheskaya enciklopediya / pod red. E.M. ZHukova. T. 10. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1967.

16. Slovar' sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka: V 17-ti t. / pod red. V.I. CHernyshyova. - T.8. - M., L.: Izd-vo AN SSSR, 1958.

17. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. - 5-e izd. - M.: Po-liticheskaya literatura, 1987.

18. Byt' patriotom. Pro et contra. - M.: ZAO Izdatel'stvo Centrpoligraf, 2016. - 158 s.

BRIEF GENERAL PHILOSOPHICAL ASPECTS OF PATRIOTISM IN DIALECTICAL RELATIONSHIP WITH STATE POWER, DEMOCRACY, IDEOLOGY, ETHNOLOGY,

AND EDUCATION

Karpilenya N. V.

Educational institution "Military UniversityMinistry of Defense of the Russian Federation, Professor of the Department of Informatics and Management,Doctor of Military Sciences, Professor, Full Member Academy of Military Sciences of the Russian Federation

Abstract: in this article, an attempt is made to present the author's brief general philosophical judgments about patriotism, which built on an ethical worldview foundation, in a dialectical relationship between the activities of state power, ideology taking into account geopolitics [4], political regime - democracy, science - ethnology and education. Based on the well-known definitions of patriotism given in [7], its author's development and formulated conclusions about the known political regimes, types of states with the proposal of ways to implement the socio-

15

economic course and spiritual and moral policy of Russia and Lugansk and Donetsk People's Republics, that can raise the level of patriotism in their societies and serve the sustainable development and security of the states.

Keywords: patriotism, nationalism, politics, power, democracy, ideology, ethnology, education

Для цитирования: Карпиленя Н.В. Краткие общефилософские аспекты о патриотизме в диалектической взаимосвязи с государственной властью, демократией, идеологией, этнологией и образованием// Архонт, 2021. № 4 (25). С. 4-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.