Научная статья на тему 'Краткая история университетских клиник в России и в мире'

Краткая история университетских клиник в России и в мире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КЛИНИКИ / ИСТОРИЯ В МИРЕ / ИСТОРИЯ В РОССИИ / UNIVERSITY CLINICS / WORLD HISTORY / RUSSIAN HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочорова Л.В., Потапчук А.А., Афанасьева В.В.

Рассматривается важность университетских клиник и исторические аспекты их развития как за рубежом, так и в России. История развития университетских клиник бок о бок идет с развитием медицинского образования в целом. Еще со времен Древнего Востока было заложено понятие университетских клиник. Европейский же этап становления университетских клиник берет свое начало со Средневековья и периода Ренессанса. На данный момент университетские клиники действуют по модели кооперации университета и клиники, либо по модели интеграции клиники в университет. В России, по сути, Петр I заложил понятие университетских клиник, чему поспособствовало открытие госпитальных школ. Доказана важность совмещения учебного и лечебного процесса. Такое совмещение, в конечном итоге, способствует повышению качества медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кочорова Л.В., Потапчук А.А., Афанасьева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BRIEF HISTORY OF UNIVERSITY CLINICS IN RUSSIA AND IN THE WORLD

The article discusses the importance of university clinics and historical aspects of their development both abroad and in Russia. The history of the development of university clinics goes side by side with the development of medical education in general. The concept of university clinics has been laid down since the time of the ancient East. The European stage of the formation of university clinics dates back to the Middle Ages and the Renaissance period. Nowadays, university clinics work according to the model of cooperation between the university and the clinic, or according to the model of integration of the clinic into the university. In Russia, in fact, Peter the First laid the notion of university clinics that facilitated the opening of hospital schools. The importance of combining the educational and therapeutic process is proved. Thus, this combination improves the quality of medical care.

Текст научной работы на тему «Краткая история университетских клиник в России и в мире»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ им. акад. И. П. ПАВЛОВА The Scientific Notes of Pavlov University

journal homepage: www.sci-notes.ru

Обзоры и лекции / Reviews and lectures

© CC ® Л. В. Кочорова, А. А. Потапчук, В. В. Афанасьева, 2018 УДК 614.21:378.4 (471) + (4/9)

Л. В. Кочорова, А. А. Потапчук, В. В. Афанасьева*

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛИНИК В РОССИИ И В МИРЕ

Поступила в редакцию 28.04.18 г.; принята к печати 21.01.19 г.

Резюме

Рассматривается важность университетских клиник и исторические аспекты их развития как за рубежом, так и в России. История развития университетских клиник бок о бок идет с развитием медицинского образования в целом. Еще со времен Древнего Востока было заложено понятие университетских клиник. Европейский же этап становления университетских клиник берет свое начало со Средневековья и периода Ренессанса. На данный момент университетские клиники действуют по модели кооперации университета и клиники, либо по модели интеграции клиники в университет. В России, по сути, Петр I заложил понятие университетских клиник, чему поспособствовало открытие госпитальных школ. Доказана важность совмещения учебного и лечебного процесса. Такое совмещение, в конечном итоге, способствует повышению качества медицинской помощи.

Ключевые слова: университетские клиники, история в мире, история в России

Кочорова Л. В., Потапчук А. А., Афанасьева В. В. Краткая история университетских клиник в России и в мире. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. 2018;25(4):26-30. DOI: 10.24884/1607-4181-2018-25-4-26-30.

* Автор для связи: Виктория Владимировна Афанасьева, ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. И. П. Павлова» МЗ РФ, 197022, Россия, Санкт-Петербург, д. 6-8. E-mail: vika.akdo@mail.ru.

© CC ® L. V. Kochorova, A. A. Potapchuk, V. V. Afanasieva, 2018 UDC 614.21:378.4 (471) + (4/9)

Larisa V. Kochorova, Аlla А. Potapchuk, Viktoria V. Afanasieva*

Pavlov University, Russia, St. Petersburg

A BRIEF HISTORY OF UNIVERSITY CLINICS IN RUSSIA AND IN THE WORLD

Received 28.04.18; accepted 21.01.19

Summary

The article discusses the importance of university clinics and historical aspects of their development both abroad and in Russia. The history of the development of university clinics goes side by side with the development of medical education in general. The concept of university clinics has been laid down since the time of the ancient East. The European stage of the formation of university clinics dates back to the Middle Ages and the Renaissance period. Nowadays, university clinics work according to the model of cooperation between the university and the clinic, or according to the model of integration of the clinic into the university. In Russia, in fact, Peter the First laid the notion of university clinics that facilitated the opening of hospital schools. The importance of combining the educational and therapeutic process is proved. Thus, this combination improves the quality of medical care. Keywords: university clinics, world history, Russian history

Kochorova L. V., Potapchuk A. A., Afanasieva V. V. A brief history of university clinics in Russia and in the world. The Scientific Notes of IPP-SPSMU. 2018;25(4):26 — 30. (In Russ.). DOI: 10.24884/1607-4181-2018-25-4-26-30.

* Corresponding author: Viktoriya V. Afanasieva, Pavlov University, 6-8 L'va Tolstogo street, Saint-Petersburg, Russia, 197022, 6-8. E-mail: E-mail: vika.akdo@mail.ru.

ВВЕДЕНИЕ

Решение задач по сохранению и укреплению здоровья населения невозможно без правильно и четко функционирующих медицинских учрежде-

ний. Трудно переоценить роль университетских клиник в этом вопросе, ведь именно в них сочетается работа по обучению будущих медиков, а также клиническая и научная деятельность, разра-

батываются и испытываются передовые методики лечения [1—3].

А. А. Аканов и др. [4] следующим образом сформулировали принципы университетской клиники: «Пациент-ориентированный подход; интегрированный командный подход; качество медицинской помощи, оценка медицинских технологий и инновации; триединство науки, образования и клинической практики».

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛИНИК ЗА РУБЕЖОМ

История создания и развития университетских клиник неразрывно связана с развитием медицинского образования. Иногда учебные заведения формировались вокруг уже существующих больниц, иногда нужды университетов требовали появления специализированных больниц, где студенты могли изучать медицину на практике.

Когда речь заходит об университетских клиниках, традиционно считается, что они начали возникать с появлением университетов в Европе в XII в. Однако история Древнего Востока говорит об ином. Еще в Персии в начале прошлого тысячелетия создавались учебные и лечебные заведения, схожие по своим функциям с современными учебными больницами. Так, в персидском городе Гон-дишапур в III в. н. э. была основана академия. В ее состав входили университет, библиотека и университетский госпиталь. Обучение в ней предлагалось по философии, медицине, теологии и другим наукам [5]. Как отметил A. C. Miller [6], именно персидские госпитали «были похожи по философии, структуре и функциям на современный академический медицинский центр и послужили образцом для европейцев». Здесь традиционная модель обучения «мастер — подмастерье» преобразовалась в более привычный для нас вариант, при котором ученики работали в госпитале под контролем сотрудников, а по окончании сдавали экзамены, дающие право стать практикующими врачами [7].

После захвата Персии арабами центром развития медицины становится Багдад [8]. Персидский ученый Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази разработал систему обучения студентов, при которой они участвовали в обходах врачами своих пациентов, вели ежедневные записи о состоянии больных. Он также тестировал лекарства на животных перед тем, как давать их людям [9—11].

Говоря о медицине Востока, нельзя не упомянуть Авиценну. Как пишет G. A. Russell [12], «формативный период западной интеллектуальной традиции было бы трудно представить без влияния Авиценны на конкретных людей в дополнение к его многослойному сложному наследию в разных областях». В своем знаменитом трактате «Канон врачебной науки» Авиценна изложил, помимо основных принципов врачевания, методики обучения молодых

врачей методам диагностики, профилактики и лечения различных патологий, изготовления лекарств.

В Европе академические медицинские центры стали возникать в Средневековье и во времена Ренессанса. «После Темных веков (500—1050 гг.) академическая медицина была восстановлена в Европе, особенно в Салерно, Болонье, Падуе, Париже, Монпелье и Оксфорде», — пишет J. M. Cruse [13].

Хотя до XVIII в. медицина была предметом, скорее, теоретическим, чем практическим, существовали отдельные школы и университеты, где стремились привить будущим врачам определенные практические навыки. В Падуанском и Венском университетах в XVI в. проводили занятия у постели больного. Студентам демонстрировали различные заболевания, методы диагностики и обследования больных. В XVII в. подобную практику стали применять в ряде университетов Голландии. В Лейдене был организован для этой цели «Collegium medico-practicum» [14, 15].

В XVIII в. в Европе стали создаваться первые хирургические школы при госпиталях и больницах. Так, в Берлине в 1724 г. открылся Collegium chirurgicum, а двумя годами позже была создана школа для подготовки хирургов при берлинском госпитале Charite [16].

Во Франции в 1731 г. открылась Парижская хирургическая академия. С 1743 г. в ней ведется подготовка хирургов, которых впервые уравняли в правах с врачами — выпускниками медицинских факультетов университетов.

Начиная со второй половины XVIII в. открываются крупные медико-хирургические академии в Вене (1784), Берлине (1795), Амстердаме (1768), Санкт-Петербурге (1783, 1798) и Москве (1798).

Во второй половине XVIII в. складывается теория клинического преподавания, когда студенты не просто присутствовали на демонстрации больных, но и активно участвовали в клинических разборах, выявляли и анализировали признаки болезни, обсуждали диагноз и давали свои рекомендации по лечению.

D. R. Hadden [17] отмечает, что далеко не все госпитали готовы были участвовать в обучении студентов-медиков. Например, больница Матер (Mater Infirmorum Hospital) в Белфасте была открыта в 1889 г., а студентов официально допустили лишь в 1909 г.

В настоящее время зарубежные университетские клиники действуют по нескольким моделям:

— кооперация университета и клиники;

— интеграция клиники в состав университета.

Часть персонала университетских больничных

центров являются одновременно и медицинскими сотрудниками, и преподавателями, т. е. они работают в двух учреждениях и получают двойную заработную плату. Надо отметить, впрочем, что многие авторы отмечают нехватку кадров в университетских клиниках, особенно врачей с высшим образованием [18].

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КЛИНИК В РОССИИ

В России до XVII в. системы медицинского образования (в современном понимании) не существовало. Медицине обучались за рубежом, а также приезжали работать медики-иностранцы. По прибытии доктора должны были сдать экзамены в Аптекарском приказе и получить подтверждение своей квалификации и уровня знаний. В середине XVII в. такое положение дел уже перестало удовлетворять, поэтому в 1653 г. при Стрелецком приказе была открыта костоправная школа, в 1654 г. — медицинская школа при Аптекарском приказе, хотя обе они не были высшими учебными заведениями. Основной целью этих школ стала подготовка медицинских кадров для армии и флота.

При Петре I в России была открыта первая госпитальная школа (при Московском сухопутном госпитале). 25 мая 1706 г. царем был подписан Указ о строительстве в Москве «гофшпиталя», которому быть «за Яузою рекою, против Немецкой слободы», «а на строение и на покупку лекарств, и на всякие к тому делу принадлежащие вещи, и доктору, и лекарям, и ученикам на жалование деньги держать в расход из сборов Монастырского приказа» [19].

В 1733 г. были открыты аналогичные школы при госпиталях: сухопутном и адмиралтейском (морском) в Петербурге, адмиралтейском в Кронштадте, в 1758 г. — школа при Колываново-Воскресен-ском заводском госпитале, в 1788 г. — госпитальная школа при Елисаветградском госпитале и т. д. [20].

В 1783 г. в Петербурге учреждается лекарское училище, на базе которого впоследствии указом Павла I была создана Императорская медико-хирургическая академия. Подобная академия образовалась в Москве в 1798 г. В 1862 г. она была упразднена, и на ее месте основались Университетские клиники на Девичьем поле [20].

В 1755 г. был открыт Московский университет, созданный по проекту М. В. Ломоносова, в котором, среди прочих, был и медицинский факультет. Последний начал функционировать только спустя 9 лет, с 1764 г., вследствие отсутствия преподавателей-профессоров. Почти полвека медицинский факультет вел преподавание, не имея клинической базы (что было проблемой всех университетов Европы). Лишь в 1805 г. открылась первая клиника медицинского факультета — небольшая палата на несколько коек. Одной из главных целей создания клиник было обеспечить преподавание медицины у постели больного (выявлялись и оценивались признаки болезни, а также проводились операции). Создание клинических институтов (лечебных учреждений, на базе которых проводится обучение студентов) было делом принципиально новым для России [21].

После слияния Московской медико-хирургической академии и медицинского факультета университета появились более крупные универ-

ситетские клиники — хирургическая клиника на 50 мест, клиника внутренних болезней на 50 мест и клиники акушерства на 30 коек [22].

К 1860 г. в России было уже 8 университетов с медицинским факультетом, открытых и в других городах — Вильно, Казани, Харькове и т. д. В Санкт-Петербурге крупная научно-клиническая школа сформировалась в Медико-хирургической академии, которую в 1861 г. возглавил профессор С. П. Боткин. В 1897 г. было открыто первое высшее медицинское учебное заведение для женщин — Женский медицинский институт (ныне — Первый медицинский университет им. акад. И. П. Павлова).

Первоначально Городская дума предоставила слушательницам ЖМИ возможность заниматься практическими занятиями в любых больницах города, с тем условием, чтобы преподавателями были сотрудники этих больниц и чтобы студентки последнего курса безвозмездно ухаживали за больными. Директор ЖМИ Д. О. Отт подал ходатайство о том, чтобы в качестве клинической базы было разрешено использовать только Петропавловскую больницу. Оснащение и подготовку клинических отделений и вспомогательных учреждений, лабораторий ЖМИ руководство обещало оплатить за счет института. Эта просьба была удовлетворена. В 1899 г. ЖМИ получил 130 койко-мест в Петропавловской больнице [23].

По решению Коллегии Комиссариата здравоохранения от 24 декабря 1918 г. Петропавловская больница была переименована в больницу Эрисмана [23].

В 30-е гг. XX в. все университетские клиники на территории Советского Союза были переданы в медицинские институты, а клинические базы преобразованы в областные, республиканские и всесоюзные больницы или специализированные центры. Например, в соответствии с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 сентября 1934 г. «О подготовке врачей», с 1 января 1935 г. больница им. Эрисмана передавалась 1-му Ленинградскому медицинскому институту как клиническая база Института с переводом ее на госбюджет.

Таким образом, в системе советского здравоохранения университетские клиники как структурные подразделения медицинских вузов перестали существовать [24].

Возрождение университетских клиник в Российской Федерации и других странах СНГ началось в начале XXI в. и активно продолжается в настоящее время.

К сожалению, в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [25] не было оговорено право на совмещение лечебной и преподавательской деятельности, что вызывало конфликт интересов и сказывалось на качестве преподавания. В 2013 г. в этот закон внесли изменения, решившие проблему допуска профессорско-преподавательского состава к медицинской деятельности: «Педагогические и научные работники, име-

ющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников» (ст. 69, п. 2.1).

В современной России в крупных медицинских университетах и институтах есть университетские клиники, часто не в единственном числе. Так, в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова таких клиник более 20. Кроме того, здесь с 2014 г. совместно с Правительством Москвы реализуется проект «Университетские клиники», цель которых — совместная работа специалистов университета и практикующих врачей [26].

В Москве на базах городских больниц при Первом МГМУ им. М. М. Сеченова было создано 25 университетских клиник, на базе медицинского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова был создан медицинский научно-образовательный центр [27].

В Санкт-Петербурге по Распоряжению Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. [28] к Санкт-Петербургскому государственному университету был присоединен многопрофильный центр, выделенный из состава Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. Среди целей такого присоединения — «...изучение, обобщение и распространение опыта медицинских организаций в области хирургии и смежных с ней областях медицины, а также осуществление инновационной деятельности в области медицины и смежных с ней областях науки и практики, в том числе внедрение новых медицинских технологий».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Университетские клиники дают возможность успешно взаимодействовать преподавателям медицинских вузов и сотрудникам медицинских учреждений. Преподаватели не теряют связи с практической медициной, а лечащие врачи могут влиять на учебные, лечебно-диагностические и научные процессы вуза. Совмещение лечебного и учебного процесса приводит к повышению качества образования и, в конечном итоге, улучшает качество медицинской помощи, оказываемой пациентам, которые получают современное, отвечающее международным стандартам лечение.

Конфликт интересов

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Conflict of interest

Authors declare no conflict of interest.

Соответствие нормам этики

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.

Compliance with ethical principles

The authors confirm that they respect the rights of the people participated in the study, including obtaining informed consent when it is necessary, and the rules of treatment of animals when they are used in the study. Author Guidelines contains the detailed information.

ЛИТЕРАТУРА

1. Sorana D. University hospitals - design excellence // Health Estate. - 2011. - Vol. 65, № 10. - Р. 84-88.

2. Slama S. The role of public university hospitals in a globalized world // World Hosp Health Serv. - 2012. -Vol. 48, № 4. - Р. 7-10.

3. Mubuuke A. G., Businge F., Mukule E. The intricate relationship between a medical school and a teaching hospital: A case study in Uganda // Educ Health (Abingdon). - 2014. -Vol. 27, № 3. - Р. 249-54. Doi: 10.4103/1357-6283.152183.

4. Аканов А. А., Тулебаев А., Турдалиева Б. С. и др. Модель университетской клиники Uniclinic // Вестн. Каз-ГМУ - 2017. - № 2. - C. 368-373.

5. Modanlou H. D. Historical evidence for the origin of teaching hospital, medical school and the rise of academic medicine // J. Perinatol. - 2011. - Vol. 31, № 4. - Р. 236-239. Doi: 10.1038/jp. 2010.162.

6. Miller A. C. Jundi-Shapur, bimaristans, and the rise of academic medical centres // J. R. Soc. Med. - 2006. - Vol. 99, № 12. - Р. 615-617.

7. Browne E. Islamic Medicine. - Tehran: Scientific and Cultural Publishing Co., 2004.

8. Shanks N. J., Al-Kalai D. Arabian medicine in the middle ages // J. R. Soc. Med. - 1984. - Vol. 77, № 1. - Р. 60-65.

9. Nayernouri T. ZakariyaRazi. The iranian physician and scholar. History of ancient medicine in Iran // Arch. Iran Med. -2008. - Vol. 11, № 2. - Р. 229-234. Doi: 08112/AIM.0023.

10. Modanlou H. D. A tribute to Zakariya Razi (865-925 AD), an Iranian pioneer scholar // Arch. Iran Med. - 2008. -Vol. 11, № 6. - Р. 673-677.

11. Rhazes, a pioneer in contribution to trials in medical practice / F. Ghaffari, M. Naseri, R. Jafari Hajati, A. Zargaran // Acta Med. Hist. Adriat. - 2017. - Vol. 15, № 2. - Р. 261-270.

12. Russell G. A. Avicenna (Ibn Sina) // Encyclopedia of Life Sciences. Wiley. - 2002. - P. 1-4.

13. Cruse J. M. History of medicine: the metamorphosis of scientific medicine in the ever-present past // Am. J. Med. Sci. - 1999. - Vol. 318, № 3. - Р. 171-180.

14. Сточик А. М., Затравкин С. Н., Сточик А. А. Становление государственной медицины во второй половине XVIII - первой половине XIX века. Сообщение 2: Создание государственных систем подготовки медицинских кадров и призрения социально незащищенных групп населения // Проблемы соц. гигиены и история мед. -2013. - № 2. - С. 41-45.

15. Сточик А. М., Затравкин С. Н. Герман Буpгаве: закат клинического преподавания в Лейденском университете // Клин. мед. - 1998. - № 3. - С. 72-76.

16. Сточик А. М., Затравкин С. Н. О клинической подготовке врачей в Средневековой Европе // Клин. мед. -1998. - № 1. - С. 63-67.

17. HaddenD. R. Health and education - the metabolism of a teaching hospital // Ulster Med. J. - 1997. - Vol. 66, № 1. - Р. 43-53.

18. Isenmann S., Biesalski A., Zupanic M. et al. Univer-sitare Lehre in der Neurologie: Aktuelle Situation und zukunftiger Bedarf // Nervenarzt. - 2013. - Vol. 84, № 10. - Р. 122012207. Doi: 10. 1007/s00115-013-3870-0.

19. Алелеков А. Н. История Московского военного госпиталя в связи с историей медицины в России. - М., 1907.

20. Печникова О. Г. Развитие государственной системы подготовки медицинских кадров в российском государстве XVII-XIX вв.: историко-правовой аспект // Истор., философ., полит. и юрид. науки, культурол. и искусствовед.: вопр. теории и практики. - 2012. - № 7. - С. 130-136.

21. Благова О., Недоступ А. Факультетская терапевтическая клиника: 200 лет истории и современность // Врач. - 2008. - № 10. - С. 2-6.

22. ГеппеН. А., ЛыскинаГ. А., ЧерниченкоМ. Ю. От учебного курса Императорского Московского университета - к кафедре детских болезней Первого МГМУ им. И. М. Сеченова (к 150-летию создания кафедры детских болезней и 120-летию открытия университетской детской клинической больницы) // Педиатрия. - 2011. - Т. 90, № 3. - С. 157-160.

23. Даринский А. В. Высшие учебные заведения старого Петербурга. - СПб.: Глагол, 2002. - 96 с.

24. Долгошапко О. Н., Роговой А. Н., Стрионова В. С. Исторические корни создания университетских клиник // Университет. клиника. - 2017. - Т. 13, № 1. - С. 104-108.

25. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. URL: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_121895/ (дата обращения 05.04.2018).

26. Краснопольская И. Как готовить будущих врачей, чтобы не переучивать их на практике // Росс. газета. -2016. - 6931. URL: https: //rg.ru/2016/03/24/eksperty-rg-obsudilipodgotovku-budushchih-vrachej.html (дата обращения 05.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Свальнов В. Проект «университетские клиники» // Мед. газета. - 2016. - 05.12. URL: http://www.mgzt.ru/content/ проект-университетские-клиники (дата обращения 05.04.2018).

28. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 184-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2015/02/16/pirogovka-site-dok.html (дата обращения 05.04.2018).

REFERENCES

1. Sorana D. University hospitals--design excellence. Health Estate. 2011 Nov;65(10):84-88.

2. Slama S. The role of public university hospitals in a globalized world. World Hosp Health Serv. 2012;48(4):7-10.

3. Mubuuke A. G., Businge F., Mukule E. The intricate relationship between a medical school and a teaching hospital: A case study in Uganda. Educ Health (Abingdon). 2014 Sep-Dec;27(3):249-254. Doi: 10.4103/1357-6283.152183.

4. Akanov A. A., Tulebaev A., Turdalieva B. S., Kurakba-ev K. K., Karibaev K. B., Kalmakhanov S. B. i dr. Model of Uni-clinic University Clinic. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2017;(2):368-373. (In Russ.)

5. Modanlou H. D. Historical evidence for the origin of teaching hospital, medical school and the rise of academic medicine. J Perinatal. 2011 Apr;31(4):236-239. Doi: 10.1038/jp.2010.162.

6. Miller A. C. Jundi-Shapur, bimaristans, and the rise of academic medical centres. J R Soc Med. 2006 Dec;99(12):615-617.

7. Browne E. Islamic Medicine. Tehran: Scientific and Cultural Publishing Co; 2004.

8. Shanks N. J., Al-Kalai D. Arabian medicine in the middle ages. J R Soc Med. 1984 Jan;77(1):60-65.

9. Nayernouri T. Zakariya Razi. The iranian physician and scholar. History of ancient medicine in Iran. Arch Iran Med. 2008 Mar;11(2):229-234. Doi: 08112/AIM.0023.

10. Modanlou H. D. A tribute to Zakariya Razi (865 -925 AD), an Iranian pioneer scholar.Arch Iran Med. 2008 Nov;11(6):673-677.

11. Ghaffari F., Naseri M., Jafari Hajati R., Zargaran A. Rhazes, a pioneer in contribution to trials in medical practice. Acta Med Hist Adriat. 2017 Dec;15(2):261-270.

12. Russell G. A. Avicenna (Ibn Sina), Encyclopedia of Life Sciences. Wiley; 2002:1-4.

13. Cruse J. M. History of medicine: the metamorphosis of scientific medicine in the ever-present past. Am J Med Sci. 1999 Sep;318(3):171-180.

14. Stochik A. M., Zatravkin S. N., Stochik A. A. Formation of public medicine in the second half of the XVIII - first half of the XIX century. Communication 2. Creation of the state systems of training of medical personnel and charity of socially unprotected groups of the population. Problemy sotsial'noy gigieny i istoriya meditsiny. 2013;(2):41-45. (In Russ.)

15. Stochik A. M., Zatravkin S. N. Herman Bougave: the decline of clinical teaching at the University of Leiden. Kli-nicheskaya meditsina. 1998;(3):72-76. (In Russ.)

16. Stochik A. M., Zatravkin S. N. About clinical training of doctors in Medieval Europe. Klinicheskaya meditsina. 1998; (1):63-67. (In Russ.)

17. Hadden, D. R. Health and education - the metabolism of a teaching hospital. Ulster Med J. 1997 May;66(1):43-53.

18. Isenmann S., Biesalski A., Zupanic M., Gerloff C. Universitare Lehre in der Neurologie: Aktuelle Situation und zukunftiger Bedarf. Nervenarzt. 2013 0ct;84(10):1220-1227. Doi: 10.1007/s00115-013-3870-0.

19. Alelekov A. N. The history of the Moscow military hospital in connection with the history of medicine in Russia. M.;1907. (In Russ.)

20. Pechnikova O. G. Development of the state system of training of medical personnel in the Russian state of the XVII-XIX centuries: the historical and legal aspect. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012;(7):130-136. (In Russ.)

21. Blagova O., Nedostup A. Faculty therapeutic clinic: 200 years of history and modernity. Vrach. 2008;(10):2-6. (In Russ.)

22. Geppe N. A., Lyskina G. A., Chernichenko M. Yu. From the training course of the Imperial Moscow University - to the Department of Children's Diseases of the First Moscow State Medical University. IM Sechenov (to the 150th anniversary of the creation of the Department of Children's Diseases and the 120th anniversary of the opening of the University Children's Clinical Hospital). Pediatriya. 2011;90(3):157-160. (In Russ.)

23. Darinskiy A. V. Higher educational institutions of old Petersburg. SPb.: Glagol; 2002:96. (In Russ.)

24. Dolgoshapko O. N., Rogovoy A. N., Strionova V S. The historical roots of the creation of university clinics. Uni-versitetskaya klinika. 2017;13(1):104-108. (In Russ.)

25. The federal law "On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation" of November 21, 2011 N 323-FZ. Avaliable at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/ (Accessed 5 April 2018)

26. Krasnopol'skaya I. How to train future doctors so that they do not retrain them in practice. Rossiyskaya gazeta. 2016(6931). Avaliable at: https://rg.ru/2016/03/24/ eksperty-rg-obsudilipodgotovku-budushchih-vrachej.html. (Accessed 5 April 2018)

27. Sval'nov V. The project «university clinics». Med-itsinskaya gazeta. 2016;05.12. Avaliable at: http://www.mgzt. ru/content/npoeKr-yHHBepcHTeTCKHe-KnHHHKH. (Accessed 5 April 2018).

28. Order of the Government of the Russian Federation of February 10, 2015 N 184-r Moscow. Avaliable at: https:// rg.ru/2015/02/16/pirogovka-site-dok.html. (Accessed 5 April 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.