Научная статья на тему 'Краткая историческая справка о храме во имя св. Захарии и Елисаветы в поселке миргородском убинского района каинской волости Томской губернии, 23 благочиния (ныне г. Каргат)'

Краткая историческая справка о храме во имя св. Захарии и Елисаветы в поселке миргородском убинского района каинской волости Томской губернии, 23 благочиния (ныне г. Каргат) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
315
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бахтурова Марина Сергеевна, Илаева Луиза Адамовна, Хромочкина Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткая историческая справка о храме во имя св. Захарии и Елисаветы в поселке миргородском убинского района каинской волости Томской губернии, 23 благочиния (ныне г. Каргат)»

М.С. Бахтурова, Л.А. Илаева, А.С. Хромочкина, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. ростовцева, г. Новосибирск

краткая историческая справка о храме во имя св. захарии и елисаветы в поселке миргородском убинского района каинской волости томской губернии, 23 благочиния (ныне г. каргат)

Строительство Великой Сибирской железной дороги, соединившей европейские районы страны с Дальним Востоком, вызвало большой приток населения в Сибирь. Правительство всячески поддерживало переселенческие движения. Строительством дороги занимался специально созданный Комитет при императоре Александре III. Комитет Сибирской железной дороги ставил перед собой задачу не только экономического, но и культурного освоения Сибири. В 1894 г. по просьбам переселенцев Комитет Сибирской железной дороги поднял вопрос о сооружении церквей и школ на главных ее станциях за счет «остатков от строительных кредитов».

Однако правительство не могло взять на себя все расходы по церковному строительству, поэтому, был создан специальный фонд сбора средств, в который вносили пожертвования представители всех слоев населения. Одним из первых жертвователей был Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Фонд постоянно пополнялся вкладами царской фамилии, добровольных пожертвований частных лиц и предприятий. Это были как финансовые вклады, так и предметы церковного обихода. Из запасов Зимнего дворца для сибирских церквей было предоставлено серебра на 64 комплекта церковной утвари; из артиллерийских складов - около 20 тысяч пудов меди и латуни, из чего было отлито 93 колокола; Государыней Императрицей Александрой Федоровной для священнического облачения пожертвованы ризы и предметы церковного обихода для 5 церквей [6]. Наиболее крупные денежные вклады поступали от купечества. После смерти государя Александра III, фонду было присвоено его имя. Все церкви на переселенческих участках сооружались исключительно на средства Фонда имени Александра III. Фонд отчитывался за использование поступивших в него средств в ежегодно печатавшемся сборнике «Сибирские церкви и школы». К 1903 г. вдоль Великого Сибирского пути было построено 218 православных храмов.

В сборниках за 1902 г. и 1903 г. находим запись о том, что «на строительство каменного храма во имя св. Захарии и Елисаветы в поселке Миргородском Убинского района Каинской волости Томской губернии потребуется сумма в 18000 руб.» [4]. Из сумм Фонда было выделено 8000 руб. Кроме того, средства на строительство пожертвовали московские купцы братья Баевы (6000 руб.), вдова предпринимателя фон-Дервиза, Вера Ивановна фон-Дервиз (1000 руб.) и бывший Томский губернатор Асинкрит Асинкри-тович Ломачевский (942 руб.). Наблюдение возложено на крестьянского начальника Логофета. В юбилейном сборнике «Сибирские церкви и школы...» за 1904 г. сообщается о завершении строительства и публикуется фотография только что построенного храма (рис. 1) [5].

Здание храма во имя святых Захария и Елисаветы (родителей Иоанна Крестителя) возведено по типовому проекту, высочайше утвержденному в 1846 г. Проект вошел в изданный Синодальной типографией в 1899 г. «Атлас планов и фасадов церквей,

рис. 1. Храм во имя св. Захарии и Елисаветы в пос. Миргородском. “Сибирские церкви и

школы”, 1904 г.

иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» под номером № 6.

В Справочной книге по Томской епархии за 1913 г. сообщается: «Миргородский приход приписной к Каргатскому приходу. Церковь построена в 1904 г. каменная однопрестольная во имя Святых Захарии и Елисаветы. Земли при ней 100 десятин. Расстояние от города Томска 375 верст. Почтовый адрес: через Каргатское почтовое отделение Каинского уезда. Состав прихода: село Миргородское Каинского уезда, деревня Михайловская в 20 верстах, переселенческие поселки Петроградский в 14 верстах, Гавриловский в 5 верстах, Троицкий в 10 верстах, Лебедевский в 7 верстах, Архангельский в 10 верстах, Ново-Михайловский в 18 верстах.

Прихожан обоего пола 4793 души. Причт сверхштатный: один священник, один псаломщик. Сверхштатный священник Василий Николаевич Абрамушкин, 45 лет, окончил курс в учительской семинарии. Рукоположен в священники 29 июня 1903 г., на настоящем месте с 1907 г. Награжден набедренником в 1909 г. Сверхштатный псаломщик Иоаким Кузьмич Бахматов, 39 лет, окончил курс в сельском училище. Посвящен в стихарь в 1907 г. На настоящем месте с 1909 г.

В селе Миргородском есть два училища и четыре школы в переселенческих поселках: Гавриловском, Ново-Михайловском, Троицком, Петроградском» [7].

Хранящиеся в ГАНО метрические книги церкви Захарии и Елисаветы с. Миргородского начинаются с 1907 г. (вероятно, церковь была освящена в этом году) [1], и обрываются на 1919 г. [2].

Современное состояние здания храма во имя Св. Захарии и Елисаветы

Наша работа началась с изучения остатков храма (рис. 2) и сравнения проектных чертежей, опубликованных в альбоме образцовых проектов, с результатами обмеров (рис. 3-4). План храма Захария и Елисаветы представляет собой чуть вытянутый по оси восток-запад прямоугольник. Входы в здание храма, с папертями, располагались на западном, южном и северном фасадах. Паперти полностью утрачены.

Рис. 2. Фотофиксация состояния храма на 2012 г.

Судя по проектному чертежу, куб кафоликона был перекрыт лотковым куполом (покрытым снаружи четырехскатной кровлей) и завершен крупным световым барабаном с главкой в виде луковицы. Изменения, внесенные при строительстве, вероятно, были сделаны с ведома архитектора К.К. Лыгина, наблюдавшего за всем строительством в пределах участка дороги от Челябинска до Оби.

К кафоликону с востока примыкала граненая алтарная абсида, с запада - короткий притвор. Четыре малых главки размещались по углам общего объема здания. К звоннице, которая находилась в нише над главным входом, вела круговая лестница, располагавшаяся в северном углу притвора. Первоначально внутри храма стены, своды и центральный купол были покрыты росписями.

С 1937 г. - времени окончательного закрытия храма - начинается новый этап использования его здания, повлекший значительные изменения. В начале Великой Отечественной войны в церковь решено было перенести чугунолитейное предприятие, располагавшееся неподалеку. К северному и южному фасадам добавлены кирпичные одноэтажные пристройки. Огромная пробоина сделана в средней части алтарной стены, в нее были вставлены ворота и сквозь проем внутрь храма протянута железная доро-

Рис. 3-4. Совмещение проектного плана с результатами обмеров

га, соединившая чугунолитейный цех, находившийся в храме, с обдирочным цехом, располагавшимся в кирпичном одноэтажном здании напротив алтаря. Фрески были сбиты, а позже снесены главки, разрушен купол, и над центральным объемом появилась двускатная кровля со световым фонарем, как требовалось по технологии производства.

После закрытия литейного завода в 1978 г. в здании храма и сооружениях вокруг него разместили лесхоз. Баню переделали под контору. В годы перестройки лесхоз распался. Опустевшее здание храма постепенно разрушалось. В настоящее время от него остались только стены, сильно поврежденные в период его использования в качестве производственного помещения. Пол храма находится на глубине более метра под землей и мусором.

Воспоминания старожилов г. Каргата о храме

Кроме натурного обследования здания, мы собирали устные свидетельства о храме жителей поселка Миргородского (входящего ныне в черту города Каргата). В беседах со старожилами, мы выяснили, что они потомки (во втором и третьем поколении) переселенцев, приехавших когда-то на строительство Великого Сибирского пути из Украины, Белоруссии и из разных районов европейской территории России. Их детство прошло вблизи храма. Детские воспоминания о нем отрывочны, но ярки.

Мария Васильевна Фролова помнит, как на праздники съезжались люди со всех окрестных деревень и площадь перед храмом была заполнена телегами и подводами. В храм народу набиралось столько, что некоторым приходилось подниматься на хоры, где пели певчие. Запомнились трудные годы, когда случалась засуха и батюшка с прихожанами, по их просьбам, совершал крестный ход с иконами и хоругвями по полям; там служили молебен, и по общим молитвам начинался дождь.

У Марии Ивановны Краснобаевой осталась яркая картина тех дней, когда власти намеревались закрыть храм. На площади собралось много народу, пытавшегося препятствовать закрытию. Народ дежурил на площади почти неделю, но решение о закрытии обсуждению не подлежало. Когда снимали и сбрасывали на землю кресты, самый большой из них при падении воткнулся в землю и встал вертикально.

Вере Алексеевне Скрынник не довелось бывать в действующей церкви, но запомнилось как во время разорения храма, когда народ выносил из него кто что мог, родители строго сказали ей: «Не смей прикасаться ни к чему, церковь и так стонет!»

По воспоминаниям Николая Николаевича Беляева, сразу после закрытия здание церкви не трогали. Первоначально в нем устроили пункт Заготзерна.

По воспоминаниям Зои Политовой, опубликованным в «Советской Сибири», в довоенное время на Крестьянской улице, в Калманке (так еще назывался район поселка Миргород) была открыта артель «Свободный труд», выпускавшая печные дверки. Позднее она была переименована в чугунолитейный завод и расширявшееся производство решили разместить в пустовавшем здании храма [3]. «Делали в артели печные плиты и кружки к ним, колосники, задвижки, топочные и поддувальные дверки, плитку половую чугунную, сковородки разных размеров. Во время войны делали корпуса для гранат. Многие из жителей окрестных улиц работали в чугунно-литейном цехе, располагавшемся в здании храма, известны целые трудовые династии: Каплиных, Беляевых, Пичугиных, Трипольских, Маловых, Соловьевых, Глуповых, Запорожец, Куклиных, Бродиных, Дворниковых, Уваровых, Кирясовых [там же].

С некоторыми из них нам удалось побеседовать. Александре Степановне Батковой, которая отработала в горячем цехе 10 лет с 1946 года, запомнилось, что первое время

над храмом оставалось прежнее купольное перекрытие со световым барабаном, росписи покрывали стены и купол, в центре которого был изображен Спас Вседержитель, а в алтарной части - Богородица.

В настоящее время земля вместе с остатками церковного здания и строениями вокруг него приобретена в собственность Каинской епархии Русской православной церкви. Предполагается восстановление храма. Надеемся на то, что памятник архитектуры XX столетия, свидетель трагических страниц истории нашей страны, храм во имя Св. Захарии и Елисаветы в г. Каргате будет восстановлен.

Литература

1. Государственный архив Новосибирской области (далее ГАНО). Ф. Д-156. Оп.1. Ед. хр. 1211. Л. 73.

2. ГАНО. Ф. Д-156. Оп.1. Ед. хр. 1215. Л. 120.

3. Политова, З. Под названием «Литейка». - [Электронный ресурс]. - Советская Сибирь, № 167 от 08.09.2009. - Режим доступа: http://sovsiЫr.m/mdex.php?dn=news& ye=2009&to=art&id=4089.

4. Сибирские церкви и школы. - СПб., 1902. - С. 40. Сибирские церкви и школы. -СПб., 1903. - С. 55.

5. Сибирские церкви и школы: к десятилетию фонда им. Императора Александра III. 1894 - 1904 гг. - СПб., 1904. - 120 с. - Фотография на вклейке между с. 68-69.

6. Соловьева, Е.И., Константинов, Д.В. Деятельность фонда имени Императора Александра III в церковно-школьном строительстве Сибири [Электронный ресурс]. - Режим доступа±йр://НЬ.^ри.т:8080/аі/тШе/еНЬгагу/525/ MNwzj7PQC2MAwopoYeTRa83VBU.pdf?1306304562.

7. Справочная книга по Томской епархии 1914 г. Цит. по: «За изобилие» от Зиюля 2002 г. №53. - С. 3.

А.А. Борисова, А.А. Савчук, г. Новосибирск Научный руководитель: И.Л. ростовцева, г. Новосибирск

храм МИХАИЛА архангела С. ЛЕГОСТАЕВо И ХРАМЫ РАННЕГо КЛАССИЦИЗМА В ПЕТЕРБУРГЕ И СИБИРИ. (опыт сравнительного АНАЛИЗА)

В период летней практики 2010 г. студенты Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии по заказу Новосибирской епархии выполнили обмеры храма в селе Легостаево Искитимского района Новосибирской области. Храм во имя Архистратига Божия Михаила (Михайло-Архангельский) с приделом пророка Илии был возведен в 1804 г. по проекту архитектора Андрея Молчанова - первого из алтайских архитекторов, получивших образование в Петербурге. На обмерах и первоначальном сборе сведений наша работа не закончилась. Мы продолжили исследования и пытаемся выяснить историю строительства храма, понять, на что опирался архитектор и каким принципам следовал в построении общей композиции объема храма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.