Научная статья на тему '«КРАСНЫЙ» ТУРИЗМ В КИТАЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА И КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

«КРАСНЫЙ» ТУРИЗМ В КИТАЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА И КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / пандемия / COVID19 / «красный» ту ризм / пропаганда / идеология / культурный суверенитет / China / pandemic / COVID19 / “red” tourism / propaganda / ideology / cultural sovereignty

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Заклязьминская Екатерина Олеговна

Развитие «красного» туризма как элемента партий ной пропаганды в Китае началось в 2004 г. Предпосылкой стал поли тический кризис, возникший на фоне недостаточно эффективной борьбы с распространением тяжелого острого респираторного син дрома (SARS). В стране нарастала угроза национальной безопасности в виде внешней ценностноидейной экспансии стран Запада. Появи лась потребность в формировании новых механизмов, нацеленных на укрепление патриотической культуры и распространение социали стических ценностей. Вначале «красные» туры рассказывали о рево люционной борьбе Коммунистической партии Китая в 1921—1949 гг. Постепенно они были обогащены сюжетами из истории «нового Ки тая» (1949—1977 гг.) и рассказами о ходе политики реформ и откры тости (с 1978 г.). За время реализации программы властям Китая удалось увели чить интерес молодежи к коммунистическому движению, укрепить лояльность к политической власти и способствовать развитию от сталых центральных и северовосточных районов страны. В услови ях пандемии COVID19 «красный» туризм становится значимым инструментом восстановления внутреннего туристического рынка. В рамках средне и долгосрочного планирования он будет обеспечи вать защиту культурного суверенитета и способствовать строитель ству культурно развитой модернизированной социалистической державы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Red” Tourism in China: Ideological Propaganda and Cultural Construction in a Pandemic

The development of “red” tourism as an element of party propaganda in China began in 2004. The reason was the political crisis that arose against the background of an insufficiently effective fight against the spread of severe acute respiratory syndrome (SARS). The threat to national security in the form of external valueideological expansion of Western co untries was growing in the country. The need arose for the formation of new mechanisms aimed at strengthening the patriotic culture and sprea ding socialist values. Initially, the “red” tours talked about the revolutiona ry struggle of the Chinese Communist Party in 1921—1949. Gradually, they were enriched with stories from the history of the “new China” (1949—1977) and the opendoor policy (since 1978). During the imple mentation of the program, the Chinese authorities managed to increase the interest of young people in the communist movement, strengthen their loyalty to political power and contribute to the development of the back ward central and northeastern regions of the country. In the context of the COVID19 pandemic, “red” tourism is becoming a major factor in the re covery of the domestic tourism market. Within the framework of medium and longterm planning, it will ensure the protection of the country's cul tural sovereignty and contribute to the construction of a culturally develo ped modernized socialist country.

Текст научной работы на тему ««КРАСНЫЙ» ТУРИЗМ В КИТАЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА И КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

DOI: 10.48647/ICCA.2022.66.68.017

Е.О. Заклязьминская

«КРАСНЫЙ» ТУРИЗМ В КИТАЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА И КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация. Развитие «красного» туризма как элемента партийной пропаганды в Китае началось в 2004 г. Предпосылкой стал политический кризис, возникший на фоне недостаточно эффективной борьбы с распространением тяжелого острого респираторного синдрома (SARS). В стране нарастала угроза национальной безопасности в виде внешней ценностно-идейной экспансии стран Запада. Появилась потребность в формировании новых механизмов, нацеленных на укрепление патриотической культуры и распространение социалистических ценностей. Вначале «красные» туры рассказывали о революционной борьбе Коммунистической партии Китая в 1921—1949 гг. Постепенно они были обогащены сюжетами из истории «нового Китая» (1949—1977 гг.) и рассказами о ходе политики реформ и открытости (с 1978 г.).

За время реализации программы властям Китая удалось увеличить интерес молодежи к коммунистическому движению, укрепить лояльность к политической власти и способствовать развитию отсталых центральных и северо-восточных районов страны. В условиях пандемии COVID-19 «красный» туризм становится значимым инструментом восстановления внутреннего туристического рынка. В рамках средне- и долгосрочного планирования он будет обеспечивать защиту культурного суверенитета и способствовать строительству культурно развитой модернизированной социалистической державы.

280

Общество

Ключевые слова: Китай, пандемия, COVID-19, «красный» туризм, пропаганда, идеология, культурный суверенитет

Автор: Заклязьминская Екатерина Олеговна, к.э.н., н.с., Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН. ORCID: 0000-00032777-4973. E-mail: ekaterina.zakl@gmail.com

Zakliazminskaia E.O.

"Red" Tourism in China: Ideological Propaganda and Cultural Construction in a Pandemic

Abstract. The development of "red" tourism as an element of party propaganda in China began in 2004. The reason was the political crisis that arose against the background of an insufficiently effective fight against the spread of severe acute respiratory syndrome (SARS). The threat to national security in the form of external value-ideological expansion of Western countries was growing in the country. The need arose for the formation of new mechanisms aimed at strengthening the patriotic culture and spreading socialist values. Initially, the "red" tours talked about the revolutionary struggle of the Chinese Communist Party in 1921—1949. Gradually, they were enriched with stories from the history of the "new China" (1949—1977) and the open-door policy (since 1978). During the implementation of the program, the Chinese authorities managed to increase the interest of young people in the communist movement, strengthen their loyalty to political power and contribute to the development of the backward central and northeastern regions of the country. In the context of the COVID-19 pandemic, "red" tourism is becoming a major factor in the recovery of the domestic tourism market. Within the framework of medium and long-term planning, it will ensure the protection of the country's cultural sovereignty and contribute to the construction of a culturally developed modernized socialist country.

Keywords: China, pandemic, COVID-19, "red" tourism, propaganda, ideology, cultural sovereignty.

Author: Ekaterina O. ZAKLIAZMINSKAIA, Ph.D. (Economics), Research Fellow, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Science. ORCID: 0000-0003-2777-4973 (e-mail: ekaterina.zakl@gmail.com).

Предпосылки становления «красного» туризма в Китае

Инициатива властей Китая по строительству «красных» туристических маршрутов нацелена на преодоление проблем, возникших в ходе проведения политики реформ и открытости, в первую очередь в политической плоскости.

Общество

281

Разгоравшийся политический кризис в стране после вспышки тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 г. в связи с обвинениями Китая в недостаточно эффективном реагировании на эпидемиологическую угрозу привел к пересмотру подходов к противодействию традиционным и новым вызовам и угрозам. Обострились риски распространения западных ценностей. Вслед за развитием общества прежние инструменты идеологической пропаганды теряли свою значимость. Появилась потребность в создании новых механизмов, нацеленных на формирование патриотической культуры. «Красный» туризм стал одним из инструментов пропаганды историко-пат-риотического наследия и социалистических ценностей в меняющемся обществе Китая.

В 2004 г. на национальном уровне была принята «Программа развития «красного» туризма», рассчитанная до 2010 г. Началась разработка туристических маршрутов, повествующих об истории Коммунистической партии Китая (далее КПК) и ее революционном пути. В центральных, северо-восточных и юго-восточных районах страны были выделены 12 специализированных туристических зон и первые 100 объектов показа.

Инициатива властей по формированию патриотической культуры была продолжена в последующие периоды развития страны. Задачи «красного» туризма нашли отражение в специализированных программах 12-го (2011—2015 гг.) и 13-го (2016—2020 гг.) пятилетних планов. В 2018 г. с созданием нового Министерства культуры и туризма была начата работа по интеграции культуры и туризма. В туристические продукты стали включать сюжеты, повествующие не только о революционной борьбе КПК в 1921—1949 гг., но и о новой истории Китая (1949—1977 гг.) и о политике реформ и открытости (с 1978 г.).

Идеологическая пропаганда

Развитие «красного» туризма как инструмента пропаганды подразумевает, с одной стороны, формирование развитой системы патриотического воспитания, с другой стороны, создание системы, замещающей западные ценности, просачивающиеся на территорию Китая при помощи различных каналов (СМИ, социальные сети, деятельность ТНК и пр.).

Работу в области «красного» туризма координирует специальная руководящая группа, в которую входят представители 11 министерств страны и 3 структур, входящих в состав КПК. Ключевую роль в раз-

282

Общество

витии программ играет Отдел пропаганды ЦК КПК, который проверяет объекты показа и их туристические продукты на соответствие «китайскому» пути и политическому курсу.

Власти Китая увеличивают количество достопримечательностей, включенных в «красные» списки. За время реализации программы их количество выросло до 300. Регулярно появляются новые «неофициальные» центры притяжения, которые не подпадают под контроль Отдела пропаганды. Например, в последние годы растет интерес к посещению деревни Лянцзяхэ, в которой в пещере 7 лет прожил юный будущий председатель КНР Си Цзиньпин во времена «культурной революции».

Среди новых трендов стоит отметить увеличение доли молодых путешественников и рост расходов на «красный» туризм. В 2019 г. около 50 % всех туристов были представлены гражданами, родившимися после 1980—1990 гг. XX века. 30 % семей с детьми предпочитают «красные» туры другим видам туристических путешествий [Шанбань-нянь цзуй жэ хунсэ люйю...]. В 2019 г. средние расходы на «красное» путешествие составили 1287 юаней (около 200 долл.) на человека, в 2020 г. — уже 1903 юаня (около 300 долл.).

За время существования инициативы китайцами было совершено около 5 млрд путешествий с целью знакомства с коммунистической историей страны. В 2019 г. доля «красного» туризма составила около 11 % от всего объема внутренних туристических поездок. До пандемии темпы прироста количества поездок по «красным» маршрутам опережали темпы прироста объемов внутреннего туризма.

Государственная поддержка

Популярность «красных» маршрутов определяется государственной поддержкой и преференциями, предоставляемыми властями.

Во-первых, центральное правительство оказывает финансовую помощь проектам «красного» туризма. В первые годы реализации программы (2004—2008 гг.) было выделено около 1,86 млрд юаней (290 млн долл.) 181 проекту в области транспорта, энергетики и водоснабжения, способствующему развитию туристической инфраструктуры в «красных» районах [Li Yiping, Hu Zhi Yi, Zhang Chao Zhi]. Вслед за ростом количества туристов программы росли расходы центральных властей на ее развитие. Например, только в 2020 г. из центрального бюджета на «красный» туризм было выделено 6 млрд юаней (930млн долл.) [14,1 и жэньцы чусин...].

Общество

283

Во-вторых, популярность «красного» туризма определяется программами социальной поддержки. Власти рекомендуют достопримечательностям вводить систему социальных льгот: предоставлять 50%-ную скидку на входные билеты для школьников, студентов, пенсионеров, солдат Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и пр.

Государственная поддержка оказывается лишь в случае соблюдения ряда правил: во-первых, достопримечательность должна быть социально ориентирована и проводить политику льготных входных билетов, во-вторых, она должна согласовывать маршруты и содержание программ с Отделом пропаганды ЦК КПК.

Социальная направленность «красных» туров определила ее невысокую экономическую отдачу: в 2019 г. доходы от «красного» туризма составили 426 млрд юаней (66млрд долл.). 11 % всех туристов по стране потратили всего 7 % от совокупного объема доходов отрасли [2020 нянь Чжунго цюаньюй люйюе...]1.

Культурное строительство

До 2025 г. Китай планирует достичь прогресса в строительстве социалистической культурной державы, а к 2035 г. завершить работу в этой области. Основа Китая как культурной державы — социалистические ценности. Власти страны планируют транслировать их при помощи ряда инструментов, в которые входят программы «красного» туризма. Страна стремится к формированию развитой системы защиты культурного суверенитета. К 100-летию страны в 2049 г. Китай планирует стать процветающей, сильной, демократической, культурно развитой, гармоничной и красивой модернизированной социалистической державой, которая не «соскользнет на «западную колею» [Цюаньмянь баво шэхуэйчжуи...] Китайский дух, национальная мощь и социалистические ценности станут основными драйверами развития страны].

В условиях внешней неопределенности, давления на Китай со стороны других полюсов силы (в первую очередь стран Запада и их союзников), обвинения в несоблюдении прав человек в Синьцзяне, напряженной ситуации вокруг принятия Закона о национальной безопасности в Гонконге, ухудшения отношений с Тайванем после сближения острова с США и Евросоюзом и ряда других крупных угроз Китай вынужден укреплять культурный суверенитет и вести активную пропаганду социалистических ценностей.

1 Расходы китайских туристов считаются доходами туристической отрасли. — Прим. авт.

284

Общество

«Красный» туризм и пандемия

Накануне пандемии в 2019 г. количество туристов по «красным» маршрутам составило 1,4 млрд человек, доходы превысили 400 млрд юаней [Хунсэ 1Р цуйшэн "Дакажэ"...]. В условиях пандемии СОУТО-19 и закрытых границ «красный» туризм подтолкнул восстановление всей туристической отрасли страны.

В 2020 г. доля туристических путешествий по «красным» маршрутам составила всего 3,5 % от совокупного количества внутренних путешествий, поскольку, несмотря на усилия властей, они пользовались популярностью у старшего поколения, которое ограничило свои перемещения из-за рисков заражения вирусом.

В связи с празднованием 100-летнего юбилея КПК в июле 2021 г. Министерство культуры и туризма разработало 100 специальных праздничных туристических продукта для стимулирования внутреннего спроса. За первое полугодие 2021 г. количество бронирований входных билетов «красных» достопримечательностей выросло на 208 % к аналогичному периоду 2020 г. «Красный» туризм полностью восстановился от последствий пандемии, и по количеству бронирований показал рост на 25 % к «докризисному» 2019 г.

Наибольшей популярностью у туристов пользуются «красные» достопримечательности крупных городов Китая (Пекина и Шанхая) и объекты показа, расположенные на свежем воздухе.

В Пекине центрами притяжения туристов стали площадь Тянь-аньмэнь, Национальный музей Китая и Военный музей китайской народной революции. В Шанхае туристов привлекает Дом-музей I съезда КПК.

Основными центрами туристического притяжения в других районах Китая стали озеро Наньху, где расположена копия «красной лодки», на которой продолжилось прерванное нелегальное заседание I съезда КПК, гора Юэлушань, по которой любил прогуливаться молодой Мао Цзэдун, и гора Цзинганшань, где была создана первая революционная база КПК. Значимой локацией является канал Хунци («Красное знамя»), длина которого составляет около 71 км. Уникальность сооружения заключается в том, что оно было построено местными жителями.

Потенциал «красного» туризма в условиях пандемии определяется значительным количеством объектов показа, расположенных на свежем воздухе (горы, каналы, озера и пр.). Получают распространение программы, объединяющие различные виды туризма: «красный + зеленый» (экологические туры по «красным» маршрутам), «красный +

Общество

285

народный» (изучение истории коммунистического движения и национального фольклора) и «красный + сельский» (туры в сельскую местность, связанную с коммунистической историей) [2021 Чжунго люйю...].

Выводы

«Красный» туризм является одним из наиболее популярных видов туризма в Китае. К его особенностям относятся преференциальная государственная поддержка, социальная ориентация и контроль наполнения программ со стороны Отдела пропаганды ЦК КПК. Социальная направленность «красных» туров определяет их невысокую экономическую отдачу. Однако они играют значительную роль в строительстве культурной державы в Китае и в защите культурного суверенитета. Потенциал развития «красного» туризма внутри Китая и за рубежом не исчерпан и будет раскрываться в условиях пандемии и после нормализации эпидемиологической ситуации.

Библиографический список

14.1 и жэньцы чусин, хунсэ люйю чжэн цяоцяо чуцюань [1,41 млрд человек путешествуют, «красный» туризм постепенно становится популярным за пределами привычного круга]. URL: https://m.traveldaily.cn/article/144774 (дата обращения: 30.09.2021) (На кит.).

2020 нянь Чжунго цюаньюй люйюе фачжань сяньчжуан: цюаньюй люйю туй-дун люйю сяофэй Люйю етай цюаньмянь шэнцзи [Развитие мировой туристической индустрии Китая в 2020 г.: туристические кластеры способствуют росту туристического потребления и всестороннему обновлению туристической отрасли]. URL: https://www.qianzhan.com/analyst/detail/220/200117-763973c4.html (дата обращения: 05.07.2021) (На кит.).

2021 Чжунго люйю сян нэй фали [В 2021 г. туризм Китая идет «внутрь»]. URL: http://society.people.com.cn/n1/2021/0101/c1008-31986485.html (дата обращения: 01.07.2021) (На кит.).

Хунсэ IP цуйшэн "Дакажэ" няньцинхуа чую жэду чисюй шэнвэнь [«Красная» интеллектуальная собственность стимулирует моду на «отметиться» [в достопримечательности] Продолжает увеличиваться тенденция на «омоложение» участников экскурсий] // Xinhua. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021-06/16/c_ 1127565791.htm (дата обращения: 15.11.2021) (На кит.).

Цюаньмянь баво шэхуэйчжуи сяньдайхуа цянго дэ чжаньлюэ нэйхань хэ тэч-жэн [Полностью уловить стратегический смысл и характеристики современной и

286

Общество

мошной социалистической страны]. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2021/ 0118/c40531-32002508.html (дата обращения: 16.11.2021) (На кит.).

Шанбаньнянь цзуй жэ хунсэ люйю мудэди top10: Чанша дисы [Топ-10 самых популярных «красных» туристических направлений в первой половине года: Чанша на 4-м месте]. URL: https://dekaen.com/whhlyt/news/mtii/202106/t20210624_ 19788436/ (дата обращения: 04.10.2021) (На кит.).

Li Yiping, Hu Zhi Yi, Zhang Chao Zhi (2010) Red tourism: sustaining communist identity in a rapidly changing China // Journal of Tourism and Cultural Change, 8:1-2, 101-119, DOI: 10.1080/14766825.2010.493939 (На англ.).

References

14.1 yi renci chuxing, hongse lvyou zheng qiaoqiao chuquan. [1.41 billion trips, red tourism is quietly out of the circle]. URL: https://m.traveldaily.cn/article/144774 (accessed: September 30, 2021) (In Chinese).

2020 nian Zhongguo quanyu lvyouye fazhan xianzhuang: quanyu lvyou tuidong lvyou xiaofei lvyou yetai quanmian shengji. [Development Status of China's All-for-One Tourism in 2020: All-for-One Tourism Promotes Tourism Consumption and Comprehensive Upgrade of Tourism Form]. URL: https://www.qianzhan.com/analyst/ detail/220/200117-763973c4.html (accessed: July 5, 2021) (In Chinese).

2021 Zhongguo lvyou xiang nei fali. [In 2021, China's tourism pushes inwards]. URL: http://society.people.com.cn/n1/2021/0101/c1008-31986485.html (accessed: July 1, 2021) (In Chinese).

Hongse IP cuisheng "dakare" nianqinghua chuyou redu chixu shengwen. [Red IP spawns "punch-in fever", and the popularity of youth travel continues to heat up]. Xinhua. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2021-06/16/c_1127565791.htm (accessed: November 15, 2021) (In Chinese).

Li Yiping, Hu Zhi Yi, Zhang Chao Zhi (2010) Red tourism: sustaining communist identity in a rapidly changing China. Journal of Tourism and Cultural Change, 8:1-2, 101-119, DOI: 10.1080/14766825.2010.493939 (In English).

Quanmian bawo shehuizhuyi xiandaihua qiangguo de zhanlve neihan he tezheng. [Fully grasp the strategic connotation and characteristics of a powerful modern socialist country]. URL: http://theory.people.com.cn/n1/2021/0118/c40531-32002508.html (accessed: November 16, 2021) (In Chinese).

Shangban nian zuire hongse lvyou mudidi T0P10: Changsha disi. [Top 10 hottest red tourist destinations in the first half of the year: Changsha fourth]. URL: https://dek aen.com/whhlyt/news/mtjj/202106/t20210624_19788436/ (accessed: October 4, 2021) (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.