Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ВЪЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОСНОВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ КИТАЯ'

ДИНАМИКА ВЪЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОСНОВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
635
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ивлиева Ольга Васильевна, Ма Цзья, Лю Чэнь

Международный туризм служит важным механизмом социально-экономического развития страны, обеспечивает устойчивый приток иностранной валюты, инвестиций, развитие многих смежных отраслей. С 1978 г. рынок въездного туризма Китая показывает стабильную и быструю тенденцию развития. Период активного роста въездного туризма Китая начался с 1986 г. Более 55 млн путешественников со всего мира посещают Китай ежегодно. В настоящее время туристическая индустрия страны вступила в стадию быстрого развития, стала важным промышленным сектором национальной экономики. Комплексный вклад туризма в ВВП Китая достиг примерно 11 %. Общее количество прямых и косвенных рабочих мест в сфере туризма в настоящее время составляет 10,3 % от общего числа занятого населения страны. Сегодня Китай занимает пятое-шестое места в мире в рейтинге валютных поступлений в доход страны от туризма. Восток, Юг, Юго-Запад и Центр Китая имеют наивысший демографический потенциал и объём средств размещения для развития туризма. Сеть регулярного и высокоскоростного железнодорожного полотна в Китае распространена в этих регионах страны. Среди стран-доноров для туристов лидируют Южная Корея, Япония, США и Россия. Ежегодно Китай принимает около 5 млн туристов из Южной Кореи. Европа и Америка, имеющие высокий ВВП на душу населения, обеспечивают также большой вклад. Среди 31 провинциального района Китая наибольшее количество прибывающих туристов, более 3 млн чел., отмечается в Пекине, Ляонине, Шанхае, Цзянсу, Чжэцзяне, Шаньдуне и Гуандуне, которые находятся в экономически развитых провинциях и прибрежных районах восточной и южной частях страны. В настоящее время индустрия туризма развивается стабильно, рынок въездного туризма продолжает расти высокими темпами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ивлиева Ольга Васильевна, Ма Цзья, Лю Чэнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INBOUND INTERNATIONAL TOURISM IN THE MAIN TOURIST REGIONS OF CHINA

International tourism serves as an important mechanism for the socio-economic development of the country, provides a steady inflow of foreign hard currency, investment and the development of many related industries. Since 1978, China's inbound tourism market has maintained a stable and rapid development trend. The period of rapid growth of inbound tourism in China began in 1986. More than 55 million travelers from all over the world visit China every year. At present, China's tourism industry has entered the stage of rapid development and has become an important industrial sector of the national economy. The comprehensive contribution of tourism to China's GDP has reached about 11 %. The total number of direct and indirect jobs in the tourism industry now accounts for 10.3 % of the country's total employed population. Today, China ranks fifth to sixth in the world in foreign exchange earnings from tourism. China's East, South, Southwest and Center have the highest demographic and accommodation capacity for tourism development. China's regular and high-speed rail network is also confined to these regions of the country. South Korea, Japan, the USA and Russia are among the leading inbound tourist donor countries. China annually receives about 5 million tourists from South Korea. Europe and America, which have high GDP per capita, also provide a large flow of tourists. Among the thirty-one provincial areas in China, Beijing, Liaoning, Shanghai, Jiangsu, Zhejiang, Shandong and Guangdong, which are located in the economically developed provinces and coastal areas in the east and south, have the most tourist arrivals, more than 3 million. Currently, the tourism industry in China is developing steadily, the inbound tourism market continues to grow at a high pace.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ВЪЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОСНОВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ КИТАЯ»

ISSN 1026-2237 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. NATURAL SCIENCE. 2022. No. 2

Научная статья УДК 796.5

doi: 10.18522/1026-2237-2022-2-5 3 -61

ДИНАМИКА ВЪЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ОСНОВНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ КИТАЯ

Ольга Васильевна Ивлиеваш, Ма Цзья2, Лю Чэнь3

1,2'3Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия 'ivlieva. o@mail. ruB 2364530437@qq. com 319030884@qq. com

Аннотация. Международный туризм служит важным механизмом социально-экономического развития страны, обеспечивает устойчивый приток иностранной валюты, инвестиций, развитие многих смежных отраслей. С 1978 г. рынок въездного туризма Китая показывает стабильную и быструю тенденцию развития. Период активного роста въездного туризма Китая начался с 1986 г. Более 55 млн путешественников со всего мира посещают Китай ежегодно. В настоящее время туристическая индустрия страны вступила в стадию быстрого развития, стала важным промышленным сектором национальной экономики. Комплексный вклад туризма в ВВП Китая достиг примерно 11 %. Общее количество прямых и косвенных рабочих мест в сфере туризма в настоящее время составляет 10,3 % от общего числа занятого населения страны. Сегодня Китай занимает пятое-шестое места в мире в рейтинге валютных поступлений в доход страны от туризма. Восток, Юг, Юго-Запад и Центр Китая имеют наивысший демографический потенциал и объём средств размещения для развития туризма. Сеть регулярного и высокоскоростного железнодорожного полотна в Китае распространена в этих регионах страны. Среди стран-доноров для туристов лидируют Южная Корея, Япония, США и Россия. Ежегодно Китай принимает около 5 млн туристов из Южной Кореи. Европа и Америка, имеющие высокий ВВП на душу населения, обеспечивают также большой вклад. Среди 31 провинциального района Китая наибольшее количество прибывающих туристов, более 3 млн чел., отмечается в Пекине, Ляонине, Шанхае, Цзянсу, Чжэцзяне, Шаньдуне и Гуандуне, которые находятся в экономически развитых провинциях и прибрежных районах восточной и южной частях страны. В настоящее время индустрия туризма развивается стабильно, рынок въездного туризма продолжает расти высокими темпами.

Ключевые слова: въездной туризм, дестинация, туристический продукт, туристическая индустрия

Для цитирования: Ивлиева О.В., Ма Цзья, Лю Чэнь. Динамика въездного международного туризма в основных туристических регионах Китая // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2022. № 2. С. 53-61.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

DYNAMICS OF INBOUND INTERNATIONAL TOURISM IN THE MAIN TOURIST REGIONS OF CHINA

Olga V. Ivlieva113, Ma Jia2, Liu Chen3

''2'3Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia 'iviieva. o@mail. ruB 2364530437@qq. com 319030884@qq. com

© Ивлиева О.В., Ма Цзья, Лю Чэнь, 2022

Abstract. International tourism serves as an important mechanism for the socio-economic development of the country, provides a steady inflow of foreign hard currency, investment and the development of many related industries. Since 1978, China's inbound tourism market has maintained a stable and rapid development trend. The period of rapid growth of inbound tourism in China began in 1986. More than 55 million travelers from all over the world visit China every year. At present, China's tourism industry has entered the stage of rapid development and has become an important industrial sector of the national economy. The comprehensive contribution of tourism to China's GDP has reached about 11 %. The total number of direct and indirect jobs in the tourism industry now accounts for 10.3 % of the country's total employed population. Today, China ranks fifth to sixth in the world in foreign exchange earnings from tourism. China's East, South, Southwest and Center have the highest demographic and accommodation capacity for tourism development. China's regular and high-speed rail network is also confined to these regions of the country. South Korea, Japan, the USA and Russia are among the leading inbound tourist donor countries. China annually receives about 5 million tourists from South Korea. Europe and America, which have high GDP per capita, also provide a large flow of tourists. Among the thirty-one provincial areas in China, Beijing, Liaoning, Shanghai, Jiangsu, Zhejiang, Shandong and Guangdong, which are located in the economically developed provinces and coastal areas in the east and south, have the most tourist arrivals, more than 3 million. Currently, the tourism industry in China is developing steadily, the inbound tourism market continues to grow at a high pace.

Keywords: inbound tourism, destination, tourist product, tourism industry

For citation: Ivlieva O.V., Ma Jia, Liu Chen. Dynamics of Inbound International Tourism in the Main Tourist Regions of China. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Natural Science. 2022;(2):53-61. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).

Введение

Международный туризм как форма мирохозяйственных связей становится все более объемной и диверсифицированной сферой мировой экономики. Туризм служит важным механизмом социально-экономического развития как для индустриальных, так и многих развивающихся стран, а также для отдельных регионов, обеспечивая устойчивый приток в них иностранной твердой валюты, инвестиций, развитие многих смежных отраслей. Становление современного рынка туристических услуг помогает стране более эффективно решать задачи сокращения безработицы и расширения сопутствующих производств.

За последнее десятилетие Азиатско-Тихоокеанский регион стал самой быстрорастущей туристической территорией мира. Туризм стал одной из наиболее важных сфер экономики в большом количестве стран этого региона. Совокупность природно-климатических, экономических, циви-лизационных и культурных факторов способствует растущей привлекательности Китая как туристического центра.

С углублением реформ, устойчивым экономическим ростом Китая и увеличением национального дохода туристическая индустрия Китая вступила в стадию быстрого развития, а также стала важным промышленным сектором национальной экономики.

Материалы и методы

По данным отчета конкурентоспособности туризма, составленного аналитиками Всемирного экономического форума (ВЭФ), Китай поднялся в рейтинге с 69-го места в 2009 г. до 13-го в 2019 г. [1, 2] и стал занимать важное место в мировом туризме (рис. 1).

На современном этапе сфера туризма стала одной из основных отраслей экономики Китая. Индустрия туризма влияет и на другие отрасли хозяйства, которые могут быть интегрированы с туризмом, такие как технологии, культура и спорт. В 2019 г. комплексный вклад туризма в ВВП достиг 10,94 трлн юаней, составляя примерно 11 % от общего ВВП Китая, в то время как уровень вклада развитых стран находится в пределах 5-9 % (рис. 2) [3].

Индустрия туризма создает год от года все больше рабочих мест. В 2019 г. 28,3 млн человек были заняты в этой области напрямую и 51,6 млн человек - косвенно. Общее количество рабочих мест в сфере туризма составило 10,3 % от общего числа занятого населения страны [4].

ISSN 1026-2237 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. NATURAL SCIENCE. 2022. No.2

Рис. 1. Динамика рейтинга туристической отрасли КНР в мире в 2009-2019 гг. / Fig. 1. Dynamics of the ranking of the Chinese tourism industry in the world in 2009-2019 [2]

Рис. 2. Динамика доли туризма в ВВП Китая в 2009-2019 гг., % / Fig. 2. Dynamics of tourism share in China's GDP in 2009-2019, % [3]

Согласно статистике, опубликованной Бюро статистики и Министерством культуры и туризма, в 2018 г. было зарегистрировано 47,95 млн въездных иностранных туристов (включая туристов из соседних стран). В период 2008-2019 гг. рейтинг международных туристических поездок в Китай оставался стабильным. По данным Всемирной туристской организации, в 2018 г. въездной туризм Китая занял четвертое место в мире после Франции, Испании и США [5]. Доход от международного туризма достиг 127,103 млрд долл. США. Сегодня Китай занимает пятое-шестое места в мире в рейтинге валютных поступлений в доход страны от туризма.

Чтобы понять причины быстрого развития туристической отрасли Китая, необходимо проанализировать процесс её развития и эволюции в различные периоды политического руководства и промышленных изменений.

ISSN 1026-2237 BULLETINOFHIGHEREDUCATIONALINSTITUTIONS. NORTHCAUCASUSREGION. NATURAL SCIENCE. 2022. No.2

Развитие въездного туризма Китая может быть условно разделено на три периода [6]. На первом этапе (1949-1977 гг.) туризм использовался в качестве дипломатического средства с сильной политической окраской, с целью содействия дружескому обмену и модернизации экономики. Развитие туризма стало способом углубления дипломатических отношений и стремления к национальной дружбе. В этот период он не являлся экономической отраслью.

Период запуска международного туристического рынка состоялся в Китае в восьмидесятые годы (1978-1980 гг.). Первым результатом стал открытый доступ в Китай для людей со всего мира. Однако туризм в это время считался частью работы по иностранным делам и не рассматривался как экономическая отрасль.

Период быстрого роста на международном туристическом рынке начался с 1986 г., когда Китай полностью вступил в стадию развития туризма с экономическим приоритетом. После ряда лет устойчивого роста въездного туризма мировые рейтинги Китая взлетели, и Китай стал мировой туристической державой.

Для выполнения сравнительного анализа туристической инфраструктуры регионов Китая, исходя из регионально-географической принадлежности провинций и городов провинциального уровня, выделено семь кластеров-регионов [7] (рис. 3).

Рис. 3. Региональное деление провинций Китайской Народной Республики / Fig. 3. Regional division of the provinces of the People's Republic of China

Каждый регион имеет свой историко-культурный потенциал развития туристической отрасли, вместе с этим демографический фактор (численность населения) является драйвером для развития туризма и смежных отраслей в них. Кластеры Восток, Юг, Юго-Запад и Центр, приближенные к торговым путям, имеют наивысший демографический потенциал, в то время как кластер Северо-Запад - наименьший.

Значительную роль в развитии туризма играет современное состояние гостиничной отрасли. По общему числу средств размещений в семи туристических кластерах Китайской Народной Республики (табл. 1) лидируют Южный Китай и Восточный Китай - 4520 и 4120 отелей соответственно, в то время как явным аутсайдером по данному показателю является Юго-Западный Китай - 1624 отеля. Это, в частности, связано с неравенством доходов и возможностей между провинциями данного региона и остальным Китаем, а также с особенностями ландшафтов, а именно горными массивами и недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, а также демографическими и иными социально-экономическими показателями.

Таблица 1 / Table 1

Состояние гостиничной отрасли в регионах Китая [8] / The state of the hotel industry in the regions of China [8]

Показатель деятельности отелей Основные туристические регионы Китая

Центр Восток Север Северо-Восток Северо-Запад Юг Юго- Запад Итого

Количество отелей 2 980 4 120 2 548 2 450 1 430 4 520 1 624 19 672

Все средства размещения 3 020 2 290 3 255 2 660 1 422 4 123 1 627 18 397

Занятость (>10 000 человек) 28,00 36,30 28,12 22,97 12,28 35,60 14,05 177,32

Доходы от бизнеса (>100 млн юаней) 650 451 641 524 280 812 321 3 678

Доходы от гостиничных номеров (>100 млн юаней) 305 237 336 275 147 426 168 1 894

Доходы от питания (>100 млн юаней) 210 156 222 182 97 282 111 1 260

Количество номеров (>10 000 номеров) 65,00 43,87 62,34 54,78 27,23 78,96 31,17 363,34

Количество коек (>10 000 коек) 93,00 70,81 100,63 82,23 43,95 127,46 50,31 568,39

Большое влияние на развитие туриндустрии играет транспортное обеспечение основных туристических регионов. Сеть регулярного и высокоскоростного железнодорожного полотна в Китае показывает четкое разделение территории страны на два региона: Восток и Запад (рис. 4).

Если условно провести линию вертикальной симметрии, можно обнаружить, что железнодорожные магистрали, позволяющие развивать скорость до 300 км/ч, расположены на Востоке, и ни одной высокоскоростной магистрали нет в Западном Китае. Именно данный вид железнодорожного транспорта значительно ускоряет перемещение туристов и увеличивает туристический поток в регион.

Страны - доноры въездного международного туризма в основном имеют географически близкое местоположение к Китаю (табл. 2). Среди них сохраняется лидерство Южной Кореи, что связано с географической близостью, тесным сотрудничеством предпринимателей из Китая и Южной Кореи, а также высоким уровнем дохода корейских граждан. Ежегодно Китай принимает около 5 млн туристов из этой страны. На втором месте после Южной Кореи по количеству туристов следует Япония, откуда до пандемии приезжали около 3 млн чел., хотя количество туристов в последнее время сокращается. Это может быть связано в основном с напряженностью в отношениях между Китаем и Японией в последние годы. Третье и четвертое место принадлежат США и России, которые обеспечивают приток туристов из своих стран на уровне 2,5-2,7 млн чел. в год. Малайзия, Сингапур, Монголия и другие соседние страны также входят в число основных стран - источников туристов в Китай (табл. 2).

Европа и Америка не являются основными туристическими направлениями для въездного туризма Китая из-за большого расстояния, исторической культуры, образа жизни и различий в цен-

ISSN 1026-2237 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. NATURAL SCIENCE. 2022. No. 2

ностях. Тем не менее эти страны имеют высокий ВВП на душу населения и обеспечивают большой поток туристов. Австралия, Новая Зеландия и Океания являются важными объектами обмена туристами с Китаем, причем в двустороннем порядке.

Число иностранных туристов, въезжающих с целью осмотра достопримечательностей и отдыха, составляет около половины от общего числа иностранных туристов. Конгрессный и выставочный туризм занимает второе место, доля лиц, посещающих родственников и друзей, невелика [9].

Рис. 4. Схема железнодорожной сети Китая, февраль 2021 г. / Fig. 4. Scheme of China's railway network, February 2021

Таблица 2 / Table 2

Основные международные туристические потоки в Китай, млн чел. [9] / Main international tourist arrivals to China, million people [9]

Рейтинг 2009 2019

Страна Турпоток, млн чел. Страна Турпоток, млн чел.

1 Южная Корея 3,96 Южная Корея 4,19

2 Япония 3,45 Япония 2,70

3 Россия 3,12 США 2,49

4 США 1,79 Россия 2,42

5 Малайзия 1,04 Монголия 1,49

6 Сингапур 0,88 Малайзия 1,29

7 Филиппины 0,80 Филиппины 1,21

8 Вьетнам 0,74 Сингапур 9,78

9 Монголия 0,71 Индия 8,63

10 Австралия 0,57 Канада 8,50

В первой десятке рейтинга популярности въездного туризма в 2019 г. были Шанхай, Пекин и Гуанчжоу, которые вошли в тройку лидеров, за ними следуют Шэньчжэнь, Чэнду, Ханчжоу, Циндао, Нанкин, Сиань, Сямынь и другие города. Существуют большие различия между провинциями по уровню развития въездного туризма. Среди 31 провинциального района Китая наибольшее количество прибывающих туристов (более 3 млн чел.) отмечается в Пекине, Ляонине, Шанхае, Цзянсу, Чжэцзяне, Шаньдуне и Гуандуне, которые находятся в экономически развитых провинциях и прибрежных районах восточной и южной частей страны. Популярность этих центров связана также с запуском в этих регионах новых маршрутов полетов, высокоскоростных железных дорог и более удобного общественного транспорта.

Среднее количество туристов, прибывающих в оставшиеся 24 провинции, меньше 1 млн чел., но посещаемость туристами этих провинций значительно выросла в последние годы (за 20002018 гг. - в 6-12 раз) [10].

При анализе возрастной структуры иностранных туристов в Китае отчетливо видно доминирование молодёжи. Так, по итогам 2019 г., иностранные туристы в возрасте от 25 до 44 лет составляли 49,9 %, за ними следовали туристы в возрасте от 45 до 64 лет - 28,4 %, от 15 до 24 лет - 13,7 % от общего числа [11].

В последнее время был значительно упрощен въезд в страну. Введена 30-дневная безвизовая политика для въездного туризма на Хайнане. Пекин - Тяньцзинь - Хэбэй, дельта реки Янцзы, Гуандун и другие места ввели безвизовую политику на 144 ч для иностранцев. Ускорена работа службы пограничной инспекции «Интернет +». Более 1900 китайских и иностранных предприятий воспользовались онлайн-декларацией, что еще больше способствовало упрощению трансграничной торговли и оптимизации портовой бизнес-среды. В 2019 г. в 18 портах, в том числе в Пекине и Шанхае, создано 89 пограничных контрольно-пропускных каналов «Пояс и дорога», чтобы обеспечить быстрое таможенное прохождение для 300 тыс. пассажиров. Активно развивается RV-туризм и яхтенный туризм.

Туризм способствовал открытию китайской железной дороги Цинхай - Тибет, дал начало проекту строительства скоростных железных дорог большой протяженностью в целях развития внутреннего и международного туризма (30 тыс. км к 2030 г.), имеющих скорость свыше 300 км/ч. В страну или регион, где хорошо развита индустрия туризма, как правило, стекаются деловые и инвестиционные возможности.

В целом китайский рынок въездного туризма развивается стабильно, что показывает рейтинг международных туристических потоков в Китай в 2008-2018 гг. Доход от международного туризма в 2019 г. достиг 127,103 млрд долл., с ростом на 3,0 % по сравнению с 2018 г. (рис. 5).

В рейтинге поступлений от международного туризма за этот период Китай поднялся на три пункта, и его доля в мире продолжает расти. Это говорит о том, что туристический рынок Китая укрепляет свои позиции и становится более привлекательным для туристов всего мира.

123,4

115 4 И^'7 ^^ ^ 1ПЧ Г) И2,3-'--^^—

98 3 .02,3 Ш -

i III I

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 5. Динамика дохода международного туризма КНР в 2009-2019 гг., млрд долл. / Fig. 5. Dynamics of international tourism income of the People's Republic of China in 2009-2019, billion dollars [11]

140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

ISSN 1026-2237 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. NATURAL SCIENCE. 2022. No. 2

Заключение

Историческое прошлое Китая, великолепная культура, огромная территория, богатые туристические ресурсы и растущая международная популярность в последние годы привлекают всё больше иностранных туристов. Льготные условия бизнеса, большое количество дешевой рабочей силы вынуждают развитые страны выбирать для своих инвестиции Китай, поэтому все больше людей приезжают сюда для ведения бизнеса. Более 55 млн путешественников со всего мира посещают Китай ежегодно.

Лидерами стран - доноров въездных туристов являются Южная Корея, Япония, США и Россия. Европа, Америка, Австралия, Новая Зеландия и Океания также являются важными объектами туризма, причем в двустороннем порядке.

На рост доходов от иностранных туристов влияют такие факторы, как рост инвестиционных вложений, повышение роли Китая в мировой экономике, развитие делового туризма. Также большое влияние оказывают инфляция в странах, из которых прибывают туристы, рост числа самих туристов и разработка новых турпродуктов в Китае.

Поэтому насущной задачей является разработка новых предложений туристического продукта, туристических маршрутов, дальнейшее внедрение инновационных услуг и учёт конструктивных предложений и пожеланий иностранных туристов. В настоящее время индустрия туризма в Китае развивается стабильно. Рынок внутреннего туризма продолжает расти высокими темпами, рынок въездного туризма стабилизируется и набирает обороты.

Список источников

1. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. The World Economic Forum. P. 65. URL: http://www3.weforum.org/ docs/WEF_TTCR_2019.pdf (дата обращения: 18.07.2021).

2. Tourism Competitiveness Report 2009-2019. World Economic Forum. URL:http://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (дата обращения: 05.09.2021).

3. National Bureau of Statistics of the People's Republic of China. URL: http://www.stats.gov.cn/tjzs/tjbk/ (дата обращения: 05.09.2021).

4. OECD. URL: https://data.oecd.org/conversion/purchasing-power-parities-ppp.htm (дата обращения: 10.07.2021).

5. Количество въезжающих туристов в Китай: цель въезда. URL: https://www.ceicdata.com/zh-hans/china/visitor-arrival-by-visiting-purpose (дата обращения: 10.07.2021).

6. Ин Л. Этапы развития туризма в Китае и его характеристики с позиции культурологии // Вестн. культуры и искусств. 2020. № 3 (63).

7. Понкратова Л.А., Титова А.Д. Развитие туризма в Китае и его межрегиональная дифференциация // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск: Благовещенский гос. пед. ун-т, 2018. С. 415-420.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ma Jia, Ivlieva O. V., Liu Chen, Tadjieva S. U. Socio-economic state of chinese regions as a key factor of the dynamics of incoming international tourism (periods of formation and development of the tourism market in China) // Scientific Peports of Bukhara State University. 2021. № 5-6 (87/88). С. 182-195.

9. National Bureau of Statistics of the People's Republic of China. URL: http://www.stats.gov.cn/tjzs/tjbk/ (дата обращения: 14.07.2021).

10. China's Ministry of Cultureand Tourism. URL: http://cn.chinaculture.org/ (дата обращения: 06.09.2021).

11. Бай Сяоюнь, Ли Яньпин. Анализ развития въездного туризма Китая // Мировой рынок. 2017. № 8. С. 87-97.

References

1. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. The World Economic Forum. P. 65. Available from: http://www3.weforum.org/docs/ WEF_TTCR_2019.pdf [Accessed 18th July 2021].

2. Tourism Competitiveness Report 2009-2019. World Economic Forum. Available from: http://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf [Accessed 5th September 2021].

3. National Bureau of Statistics of the People's Republic of China. Available from: http://www.stats.gov.cn/tjzs/tjbk/ [Accessed 5th September 2021].

4. OECD. Available from: https://data.oecd.org/conversion/purchasing-power-parities-ppp.htm [Accessed 10th July 2021].

5. Number of tourists entering China: Purpose of entry. Available from: https://www.ceicdata.com/zh-hans/china/visitor-arrival-by-visiting-purpose [Accessed 10th July 2021]. (In Russ.).

6. Ying L. Stages of development of tourism in China and its characteristics from the position of cultural studies. Vestn. kul'tury i iskusstv = Culture and Arts Herald. 2020;(3). (In Russ.).

7. Ponkratova L.A., Titova A.D. Development of tourism in China and its inter-regional differentiation. Russia and China: history and prospects of cooperation. Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University Press; 2018:415-420. (In Russ.).

8. Ma Jia, Ivlieva O. V., Liu ^en, Tadjieva S. U. Socio-economic state of Chinese regions as a key factor of the dynamics of incoming international tourism (periods of formation and development of the tourism market in China). Scientific Reports of Bukhara State University. 2021;(5-6):182-195.

9. National Bureau of Statistics of the People's Republic of China. Available from: http://www.stats.gov.cn/tjzs/tjbk/ [Accessed 14th July 2021].

10. China's Ministry of Culture and Tourism. Available from: http://cn.chinaculture.org/ [Accessed 6th September 2021].

11. Bai Xiaoyun, Li Yanping. Analysis of China's inbound tourism development. Mirovoi rynok = World Market. 2017;(8):87-97. (In Russ.).

Информация об авторах

О.В. Ивлиева - доктор географических наук, профессор, кафедра туризма, Высшая школа бизнеса. Ма Цзья - аспирант, кафедра туризма, Высшая школа бизнеса. Лю Чэнь - аспирант, кафедра туризма, Высшая школа бизнеса.

Information about the authors

O.V. Ivlieva - Doctor of Science (Geography), Professor, Department of Tourism, Graduate School of Business. Ma Jia - Postgraduate, Department of Tourism, Graduate School of Business. Liu Chen - Postgraduate, Department of Tourism, Graduate School of Business.

Статья поступила в редакцию 04.04.2022; одобрена после рецензирования 18.04.2022; принята к публикации 16.05.2022. The article was submitted 04.04.2022; approved after reviewing 18.04.2022; accepted for publication 16.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.