Научная статья на тему 'ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КНР'

ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КНР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Builders of the future
Область наук
Ключевые слова
Туризм / промышленность / религиозный туризм / паломнический туризм / туристические памятники. / Tourism / industry / religious tourism / pilgrimage tourism / tourist monuments.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Б. Ташмуратова, А. Джамалова

Данная статья посвящена зарождению туризма в Китае. На нем будут рассмотрены вопросы, связанные с возникновением и становлением туризма в стране, а также его дальнейшим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES AND FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN CHINA

This article is dedicated to the emergence of tourism in China. It will address issues related to the emergence and formation of tourism in the country, as well as its further development.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КНР»

Builders of The Future SJIF-2022-5.752

BUILDERS OF THE FUTURE

journal homepage:

https://kelajakbunyodkori.uz/

STAGES AND FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN

CHINA

B. Tashmuratova

Professor

Tashkent Financial Institute Tashkent, Uzbekistan

A. Djamalova

Master's student

Tashkent State University of Oriental Studies Tashkent, Uzbekistan

_ABOUT ARTICLE_

Key words: Tourism, industry, Abstract: This article is dedicated to the religious tourism, pilgrimage tourism, tourist emergence of tourism in China. It will address monuments. issues related to the emergence and formation of

tourism in the country, as well as its further development.

Received: 02.06.22 Accepted: 04.06.22 Published: 06.06.22

ХИТОЙДА ТУРИЗМ ИНДУСТРИЯСИНИНГ РИВОЖЛАНИШ БОСЩЧЛАРИ ВА

ХУСУСИЯТЛАРИ

Б. Ташмуратова

Профессор

Тошкент молия институти Тошкент, Узбекистон

А. Джамалова

Магистратура талабаси

Тошкент давлат шарцшунослик университети

Тошкент, Узбекистон

_МА^ОЛА ^А^ИДА_

Калит сузлар: Туризм, индустрия, Аннотация: Ушбу макола Хитойда диний туризм, зиёрат туризм, туристик туризмининг пайдо булишига багишланган. обидалар. Унда мамлакатда туризмининг пайдо булиши

ва шаклланиш, шунингдек, кейинги ривожланиши билан богли; масалалар куриб _чикилади._

Builders of The Future ISSN: 2181-2705

ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КНР

Б. Ташмуратова

Профессор

Ташкентский финансовый институт Ташкент, Узбекистан

А. Джамалова

студент магистратуры

Ташкентский государственный университет востоковедения Ташкент, Узбекистан

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Туризм, Аннотация: Данная статья посвящена промышленность, религиозный туризм, зарождению туризма в Китае. На нем будут паломнический туризм, туристические рассмотрены вопросы, связанные с памятники. возникновением и становлением туризма в _стране, а также его дальнейшим развитием.

ВВЕДЕНИЕ

Туристический сектор Китая претерпевает мощные изменения вслед за стремительным ростом, начало которому было положено только в 1978 году. В китайской туристической отрасли выделяются несколько систем периодизации развития туризма.

По классификации, предложенной ГУТ в 2016 году в отчете о развитии туризма, что отражает официальную линию китайского правительства, выделяются следующие четыре этапа: 1 этап. (1978-1991 гг.); 2 этап. (1992-1997 гг.); 3 этап. (1998-2008 гг.); 4 этап. (2009- н. вр.).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В западной историографии этапы развития туризма связывают с правящим поколением руководителей, их государственной политикой и механизмами ее разработки и реализации:

-1-этап (1949-1978 гг.) назван «эрой Мао Цзэдуна», отличительной чертой которого было служение туризма исключительно политическим целям.

-на 2-м этапе в «эру Дэн Сяопина» (1978-1996 гг.) роль сектора стремительно вырастала: туризм стал выступать не только лишь как политическая, но и как экономическая активность;

на 3-м этапе (1985-1991 гг.) началось постепенное складывание туризма в отрасль экономики;

на -4м этапе (1992-1997 гг.) осознание его важности как отрасли.

С 1998 г. начался качественно новый, 5 этап развития сектора: в «эру коллективного руководства» туризм стал рассматриваться как мультифункциональная отрасль народного хозяйства. Периодизация заканчивается становлением трех туристических рынков в 19971998 гг, хотя в дальнейшем сектор претерпевал ряд значительных изменений. На наш взгляд, оправданно введение следующей периодизации китайского туризма: 1 этап. Зарождение

(1978-1984 гг.); 2 этап. Формирование (1985-1991 гг.); 3 этап. Становление (1992-1996 гг.); 4 этап. Развитие (1997-2008 гг.); 5 этап. Расцвет. (2009 - н.вр. )

1 этап. Зарождение. 1978-1984 гг. Во времена Мао Цзэдуна туризм не рассматривался, как самостоятельная отрасль народного хозяйства. Не было какой-либо специальной политики в сфере туризма. Экономико-ориентированная политика развития туризма началась лишь с эпохи Дэн Сяопина. Валютные резервы Китая по состоянию на 1978 год составляли лишь 167 млн долл.

Первый этап строительства туризма можно охарактеризовать, как «переходя реку, ощупываем камни» (мочжэ шитоу гохэ). В этот период с международного въездного туризма были сняты все ограничения, стали обсуждать возможность открытия ранее закрытых для иностранцев районов.

Реформы системы хозяйствования затронули и туристический сектор, на начальном этапе лишь гостиничное хозяйство, в дальнейшем распространившись и на другие элементы сектора. Китай переместился на 21 место в рейтинге по доходам от въездного туризма, по территории страны было совершено 7,133 млн поездок, в 10 раз больше, чем в 1978 году, по количеству въехавших туристов Китай переместился уже на 13 позицию.

Основной задачей периода стало развитие туристической инфраструктуры и реформа системы хозяйствования в целях форсированного развития въездного туризма и подготовки базы для развития внутреннего туризма. Туристическая инфраструктура оставалась неразвитой, туристы посещали по большей части узкий круг имеющихся достопримечательностей, инвестиции в туристические проекты могли осуществляться лишь правительством и иностранными инвесторами в строго ограниченных и контролируемых формах.

2 этап. Формирование. 1985-1991 гг. 1985-1991 гг. характеризуются стремительным развитием сектора в рамках «планового товарного хозяйства». Появление множества подзаконных актов, регламентирующих работу отрасли, допуск частных и индивидуальных инвесторов в сектор, старт разработки и оценки туристических ресурсов страны подтолкнули дальнейшее развитие отрасли. Туризм стал рассматриваться как перспективная отрасль, отвечающая социалистическому пути КНР, началась детальная проработка планов развития, была выдвинута долгосрочная «Программа развития туризма на 1986-2000 гг.».

Доходы от внутреннего туризма в 1986-1988 гг. даже опережали рост ВВП, что нельзя было сказать о прибыльности въездного туризма. В 1980-е гг. была основана КАТ, занимающаяся комплексными исследованиями туристического сектора.

Въездной туризм после стремительного старта стал сталкиваться с неразвитостью материально-технических факторов, которые стали сдерживать дальнейшее развитие отрасли:

неразвитая инфраструктура, В 1986-1988 гг. рост количества въездных туристов стал падать до рекордно низких 15% в 1988 г.

Данный период характеризовался «борьбой» за туризм, постепенное осознание его ценности как отрасли. Упор работы правительства был перенесен из деревни в город, стал постепенно складываться негосударственный сектор. Продолжилось формирование институционально-правовой базы, велась дальнейшая работа по стандартизации отрасли: введение классификации турагентств, звездной системы для отелей, лицензирование деятельности гидов-экскурсоводов.

3 этап. Становление. 1992 - 1996 гг. Туристическая отрасль КНР претерпела значительные изменения с 1978 года. В 1985 году был выдвинут курс на строительство «плановой товарной экономики», но после событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года последовала трехлетняя борьба против «буржуазного либерализма».

Развитие туризма в 8-ю пятилетку (1991-1995 гг.) осуществлялось под эгидой «планирование туризма, направляемое рынком». Его отличало повышенное внимание к развитию «третьего» сектора экономики. В 1991 году была завершена работа над «Десятилетней программой развития туризма». Туризм стал считаться одной из важнейших отраслей «третьей» промышленности, наряду со страхованием, недвижимостью и финансовыми услугами. В середине 1990 гг. ГУТ выдвинуло курс «усиленно развивать въездной туризм, активно развивать внутренний туризм, умеренно развивать выездной туризм» что возвестило о начале выравнивания дисбалансов в развитии сектора и старт работы по формированию трех туристических рынков.

В данном виде стратегия просуществовала вплоть до 2005 и даже 2009 года с небольшой коррекцией в отношении внутреннего туризма. ВВП КНР с 2,719 млрд юаней в 1992 году вырос до 7,181 млрд в 1996, у граждан появилось больше свободного времени, поскольку согласно «Закону о труде», вступившему в силу 1 января 1995 года, рабочая неделя при полной занятости не должна превышать 44 часов, а рабочий день - 8 часов.

Начался бум внутреннего туризма. С 1992 года после внушительных провалов в развитии отрасли и опасений в невозможности реализации поставленных на 2000 год планов ГУТ решила обратить большее внимание на продвижение туристических продуктов. Отличительной чертой данного периода явилось то, что внутренний туризм стал включаться в важнейшие задачи развития отрасли.

На становление внутреннего туризма повлияли следующие факторы: наличие свободных средств у населения, изменение в потребительском поведении. Въездной турпоток показал китайцам, что туризм - популярное времяпрепровождение в других странах. В 1996 году количество внутренних поездок выросло до 640 млн или на 94% с 1992 года, а доходы

увеличились в 6,5 раз с 25 млрд до 163,8 млрд юаней. Въездной туризм продолжил развиваться стремительными темпами: если в 1992 году количество въездных поездок составило 16,512 млн посещений, то в 1997 году выросло в 1,5 раза до 23,77 млн, прибыли сектора выросли в 3 раза с 3,947 млрд долл. в 1992 г. до 12,074 млрд долл. в 1997.

В 1996 году вышло «Положение об управлении туристическими агентствами», заменившее «Временные положения» 1985 года. Была отозвана тройная классификация туристических агентств, были введены две легальные формы - международные туристические агентства и внутренние туристические агентства (которые проводили операции только в сфере внутреннего туризма).

Работу в туризме в 9-ой пятилетке (1996-2000 гг.) отличал перенос акцентов со сферы предложения на сферу спроса, проведение маркетинговой политики, формирование имиджа дестинаций. Со снятия запрета на зарубежные поездки с целью отдыха в 1997 году начался новый этап формирования трех столпов туристической отрасли: внутреннего, выездного и въездного туризма КНР. Китай попал в списки ведущих азиатских туристических держав.

4 этап. Развитие. 1998 - 2008 гг.

В 1998 году туристическая отрасль представляла собой три рынка: развитый рынок въездного туризма, активно развивающийся при поддержке государства, стремительно растущий рынок внутреннего туризма, который вступил в фазу активного роста и получил поддержку со стороны государственных властей в 1993 году и зарождающийся выездной рынок, который начал свое активное становление лишь в 1997 году со снятия административных ограничений на поездки за свой счет с туристическими целями. В 2001 году согласно «Извещению о поступательном ускорении развития туристического сектора» следовало «учредить масштабный подход к туризму, в полной мере задействовать всестороннюю активность, шаг за шагом развертывать значение туристической отрасли как нового драйвера роста национальной экономики», кроме того, необходимо было поставить на важные позиции развитие внутреннего туризма.

C десятого пятилетнего плана (2001-2006 гг.) началась глобальная трансформация национальной экономики от количественных показателей к качественным. Развитие специализированных турпродуктов стимулирует национальный (внутренний и въездной) туризм, создание новых рабочих мест и наиболее безболезненный перелив освободившихся в ходе реформы государственного аппарата рабочей силы.

Десятая пятилетка выдвинула следующие задачи развития отрасли: «увеличить интенсивность продвижения на туристическом рынке, усилить строительство туристической и вспомогательной инфраструктуры, улучшить качество обслуживания, содействовать становлению туристической отрасли в качестве нового «драйвера» роста национальной

экономики». Роль государства в инвестиционных проектах в туризме заметно снизилась, а роль рынка возросла. В 2001 году в ходе подготовки к утверждению 10-й пятилетки был выпущена «Программа развития туризма КНР на десятый пятилетний план и будущие цели на 2015, 2020 гг.», которая говорила о необходимости развития «экскурсионных, рекреационных и специальных» турпродуктов, тематических парков, сельского, промышленного, научно-образовательного, свадебного, экстремального и медицинского туризма.

В 2005 году под давлением со стороны США КНР снял жесткую привязку юаня к доллару и ввел ограниченный плавающий курс национальной валюты, таким образом прошла ревальвация юаня, которая углублялась на протяжении последующих трех лет. Курс юаня к доллару укрепился с 8,2 до 6,83 юаней за доллар, таким образом прошла 17,7% ревальвация нацвалюты. В 2006 году Государственная программа социально-экономического развития народного хозяйства на одиннадцатый пятилетний план (2006-2010 гг.) постановила считать туризм важнейшей отраслью народного хозяйства. Данный этап характеризовало продолжение упора работы на разработку туристических продуктов, активное развитие «красного» туризма.

К 2008 году количество внутренних туристов достигло 1,712 млрд посетителей, доходы превысили 756 млрд юаней, въездной туризм рос умеренными темпами: количество прибытий ночующих туристов составило 53,049 млн посещений, доходы достигли 40,843 млрд долл., выездной туризм рос стремительными темпами, количество поездок составило 45,8 млн, прибыли превысили 19 млрд долл.

Четвертый этап - благоприятный для развития туризма в КНР, туризм попадает в центр внимания при обсуждении вопросов политики, экономики, общества, культуры, экологии, проявляя свою особую роль в росте национальной экономики и народного благосостояния. К концу периода Китай становится четвертой страной - реципиентом туристов со всего мира.

5 этап. Расцвет. 2009 - н.вр. В 2009 году Госсовет выпустил «Предложения об ускорении развития туристического сектора», где туристическая отрасль впервые упоминалась как опорная стратегическая отрасль народного хозяйства. Была официально закреплена новая стратегия развития трех туристических рынков, что ознаменовало новый этап в развитии туризма КНР. С 2009 года прошла переориентация на приоритетное развитие внутреннего туризма, развитие которого долгое время сдерживалось.

Двенадцатый пятилетний план (2011-2015 гг.) характерен инновациями в теоретической работе в туристической отрасли, началом эры массового туризма. Китаю удалось добиться лидирующих мировых позиций по многим показателям: по количеству туристов в пределах страны, по количеству и по расходам на выездной туризм, по въездному туризму КНР находилась в пятерке лидеров. В 2016 году в Государственной программе социально-

экономического развития народного хозяйства на тринадцатый пятилетний план (2016-2020 гг.) правительство ставило задачи ускорить экономическое развитие, продвигать реформы и политику открытости в туризме, содействовать упорядочиванию структуры, ускорению улучшений в народного благосостояния.

26 декабря 2016 года вышла «Программа развития туристической отрасли на тринадцатый пятилетний план», основой которого стали решения, принятые в ходе проведения первой Всемирной конференции по туризму в целях развития в 2016 году. Программа призывает вывести из бедности 17% наиболее бедного населения страны к 2020 г. ГУТ и бюро руководящей группы Государственного совета по преодолению нищеты и развитию КНР планируют к 2020 году, что 3 млн сельских предприятий туризма смогут принимать 2 млрд туристов в год, что сможет ежегодно выводить из бедности по 2 млн человек, которые проживают в сельских районах страны. В ней определены четыре основные цели:

1)Неуклонный рост экономики туризма. Количество поездок, совершаемых городскими и сельскими жителями, должно расти примерно на 10% в год, общий доход отрасли - более 11%, а прямые инвестиции - более 14%;

2.) Увеличение прибыли. Всесторонний вклад индустрии туризма в национальную экономику должен превысить 12%;

3.) Увеличение степени удовлетворенности туристов. Удобные туристические перевозки, качественные общественные услуги, работающая система оплачиваемых отпусков, четкий порядок управления отраслью должны стать «новой нормальностью» отрасли.;

4.) Рост международного влияния. Рынок въездного туризма продолжит расти, выездного туризма сохранит свой здоровый рост, а разрыв Китая с развитыми туристическими направлениями существенно сократится.

На национальной конференции по туристической работе, проведенной в Чанша в 2017 году, были поставлены задачи «ускорить переход из экстенсивного развития туризма к сравнительно интенсивному развитию». На первом шаге (2015-2020 гг.) необходим переход от экстенсивного развития к сравнительно интенсивному, на втором шаге (2021-2030 гг.) - от сравнительно интенсивного к высоко интенсивному, на третьем шаге (2031-2040 гг.) необходимо становление Китая как туристической супердержавы, для которой характерно высокоинтенсивное развитие. Шаги нацелены в первую очередь на осуществление двух столетних целей и к супердержаве к 2040 (к 2049 году - к столетию КНР осуществить «возрождение китайской нации»).

В 2015-2016 гг. была выдвинута концепция «кластерного» туризма (цюаньюй люйю), задачей которого были создание туристических производственных цепочек в рамках одного

региона, для того, чтобы полученная в ходе хозяйствования прибыль оседала на местах, а не направлялась в более развитые районы или распылялась по стране.

По прогнозам экспертов ГУТ, к 2040 году население ежегодно будет совершать 9 и более поездок, став повседневным явлением для граждан страны. В 2017 году китайцы путешествовали в среднем 3,7 раз в год.

В Китае на государственном уровне формируется стратегия развития туризма, которая встроена в поэтапную концепцию «возрождения китайской нации»: на среднесрочную перспективу выдвинуты программы, рассчитанные до 2020 года (имеется в виду дата 2021 год - столетний юбилей КПК), который ознаменует окончание строительства общества «малого благоденствия» (сяокан) и до 2040-х гг. (скорее всего, имея в виду дату 2049 год - столетие со дня основания КНР), когда Китай должен встать в один ряд с великими туристическими державами мира и должно быть создано «богатое, сильное, модернизированное государство».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенностью развития туристического сектора КНР явилось постепенное развитие и становление всех основных туристических рынков: искусственное сдерживание внутреннего и выездного туризма на начальном этапе и жесткое, форсированное развитие въездного туризма, высокая роль административных рычагов и прямого экономического контроля государства в начале реформ в рамках перехода к социалистическому рыночному хозяйствованию и ослабление административных механизмов и увеличение роли косвенных мер регулирования путем кредитно-денежной, налогово-бюджетной и валютной политики государства.

С начала двадцать первого века КНР обновлял мировые рекорды: Китай является мировым лидером по количеству туристов в пределах страны, с 2004 года - четвертой страной мира по количеству принятых туристов, с 2012 года - лидером по расходам на выездной туризм, с 2013 года - лидером по количеству выезжающих за пределы страны туристов. Согласно «Программе развития туристической отрасли на тринадцатый пятилетний план» вклад туризма в развитие гражданской авиации, железнодорожных пассажирских перевозок, ресторанного, гостиничных хозяйств должен составить более 85%. Высока роль туризма в тринадцатом пятилетнем плане в качестве инструмента в целях ликвидации бедности, великого возрождения китайской нации, осуществления «китайской мечты» и реализации двух столетних целей, которые планируется завершить к 2049 году.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кучинская Т.Н. Состояние и перспективы развития северо-восточного региона КНР в условиях трансграничного взаимодействия с РФ. // Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., 2011.- С. 215-222

2. Лайко М.Ю., Блинова Е.А. Туристический рынок КНР. Новые возможности для принимающих компаний. // Современный проблемы сервиса и туризма. - 2008. - №1. - С. 5771

3. Портяков В.Я. Российско-китайские отношения: современное состояние и перспективы развития. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. -2013. -№18. - С. 6-15 120

4. Gu H., Ryan Ch. Place attachment, identity and community impacts of tourism—the case of a Beijing hutong. // Tourism management. - 2008. - №29. - Р.637-647

5. Ли Юйин. Синь чжунго чэнли 60 нянь люйюе фачжань личэн хуэйгу. [60 лет со дня основания КНР: вспомним историю развития туристического сектора]. // Люйю кэчэ. - 2009. -№ 6 (9)

6. Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. - С. 390-397.

7. Гуаньюй фачжань гонэй люйю дэ ицзянь. [Предложения по развитию внутреннего туризма]. от 6 ноября 1993 года. URL: http://www.people.com.cn/item/flfgk/gwyfg/1993/112305199301.html (дата обращения: 04.04.2016)

8. Гуаньюй цзиньибу цзякуай люйюэ фачжань дэ тунчжи. [Извещение о поступательном ускорении развития туристического сектора]. от 11 апреля 2001 года URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64184/64186/66690/4494605.html (дата обращения: 22.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.