Научная статья на тему '«Красный шар» А. Ламориса в гостях у участников медиаклуба'

«Красный шар» А. Ламориса в гостях у участников медиаклуба Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / МЕДИАКЛУБ / КИНОКЛУБ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

В середине ноября 2008 года прошло очередное занятие участников медиаклуба, который организован в рамках деятельности научной школы профессора А.В.Федорова на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Красный шар» А. Ламориса в гостях у участников медиаклуба»

Практика медиаобразования «Красный шар» А.Ламориса в гостях у участников медиаклуба

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

В середине ноября 2008 года прошло очередное занятие участников медиаклуба, который организован в рамках деятельности научной школы профессора А.В.Федорова на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института.

Работой медиаклуба я руковожу уже второй год. Нами разработаны репертуар, планы проведения занятий, и мы всегда открыты для новых идей и предложений. Цель наших занятий - повышение уровня медиакомпетентности студенческой аудитории на материале лучших образцов кинематографического искусства. Здесь мы исходили из опыта работы классиков кинообразования - О.А.Баранова, И.В.Вайсфельда, С.Н.Пензина, Р.Г.Рабиновича, Ю.Н.Усова, которую разделяют многие наши коллеги - Л.М.Баженова, Г.А.Поличко и др. Причем достижение целей обосновано ими не только на теоретическом уровне, но и, реализовано в практической деятельности (О.А.Баранов несколько десятилетий руководил школьным киноклубом в г. Твери, С.Н.Пензин основал воронежский студенческий киноклуб «на принципах серьезной киношколы», Ю.Н.Усов в рамках экспериментов возглавляемой им лаборатории экранных искусств осуществлял многолетние эксперименты по кинообразованию в московских школах, Г.А.Поличко - организатор детских медиаобразовательных кинофестивалей).

В начале 2008 года Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России было проведено анкетирование профессиональных кинематографистов (о его результатах мы написали в статье «Кинематографическое сообщество: цели киноискусства и кинообразования в России», опубликованной в журнале «Медиаобразование», № 1 за 2009 год). В анкете мы заложили вопрос о тех кинопроизведениях, на материале которых необходимо осуществлять медиаобразовательную деятельность. Большинство респондентов (Н.В.Мордюкова, А.Б.Джигарханян, В.Ю.Абдрашитов и др.) отметили, что медиаобразовательная деятельность должна базироваться на шедеврах кинематографического искусства. Таким образом, мы проанализировали практическую деятельность медиапедагогов и мнения ведущих кинематографистов и пришли к выводу о целесообразности и актуальности использования на занятиях медиаклуба лучших кинематографических произведений.

Также в основу проведения занятий медиаклуба мы заложили региональный культурный компонент, предусматривающий изучение

кинематографических произведений, созданных по мотивам литературных произведений наших земляков (А.Чехова, М.Шолохова и др.), анализ кинообразов, сыгранных нашими актерами-земляками (Ф.Раневской и др.).

На текущем занятии медиаклуба присутствовали 23 студента первого, третьего и четвертого курсов факультета социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института. Среди них были и студенты, обучающиеся по специальности «педагог-психолог», что сыграло в обсуждении определенную роль - присутствовал ярко выраженный психологический компонент, который усиливал восприятие кинокартины аудиторией.

Стало уже традицией, что наши занятия медиаклуба посещают не только студенты, но и профессорско-преподавательский состав. Так, в работе медиаклуба в этот раз приняли участие профессор Александр Викторович Федоров, профессор Валерий Васильевич Гура, а также молодой таганрогский режиссер-документалист Михаил Михайлович Басов. Он предложил представить студентам для анализа незнакомое им художественное произведение - короткометражный фильм Альбера Ламориса «Красный шар» (Франция, 1956).

В начале занятия А.В.Федоров познакомил студентов с биографией А. Ламориса (1922-1970), с историей создания картины (получившей Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале и приз Американской киноакадемии «Оскар»). По его мнению, «Красный шар» стал вехой в истории мирового киноискусства, так как именно его создание способствовало актуализации проблемы восприятия ребенком (дошкольного и младшего школьного возраста) окружающего мира, его печалей и радостей. Отсутствие шаблонов в восприятии других людей, предметов позволяет детям самозабвенно погружаться в мир своего творчества, которое часто не понимается взрослыми... Во вступительном слове А.В.Федоров также обратил внимание аудитории на оригинальный музыкальный, шумовой ряд фильма при минимальном количестве диалогов...

Вступительное слово А.В.Федорова активизировало аудиторию, таким образом, уже в самом начале занятия удалось создать благоприятную атмосферу, которая предполагала позитивный настрой студентов на восприятие медиатекста.

После просмотра фильма мы приступили к его обсуждению. «Красный шар» стал темой для интересного диалога студентов и преподавателей.

Нам бы хотелось остановиться на самых интересных моментах анализа этого кинематографического произведения.

Первый вопрос, был направлен на акцентуализацию чувств и эмоций, который «пробудило» кинематографическое произведение. Мы получили такие ответы как «радость», «ностальгия», «грусть» и т.д.

В процессе разговора студенты коснулись вопроса о малом количестве диалогов. Ими была отмечена важная особенность, которая влияет на психологический портрет ребенка.

Павел: «В фильме мало слов. Но и то, что мы слышим, условно можно разделить на два основных вида: разговоры персонажей между собой и разговор ребенка с шаром. На протяжении всего фильма мы наблюдаем, что ребенок общается только со своим шариком».

Екатерина: «Да, из фильма создается впечатление, что ребенок очень одинок».

Павел: «Мне кажется, что он очень одинок даже в своей семье. Скорее всего, у него неполная семья, его воспитывает мать-одиночка, которая не проявляет к нему особого интереса. Такой психологический портрет у меня сложился в отношении главного героя».

В.В.Гура: «Мне представляется важным обратить внимание на символы и знаки, которые вложил режиссер в свой медиатекст. Также важно цветовое решение фильма. Скажите, что символизирует красный цвет?»

Назим: «Символы и знаки действительно подчеркиваются автором. Мне кажется, что красный цвет - это цвет непримиримости, некоторой агрессии».

В.В.Гура: «По моему мнению, красный цвет символизирует в большей степени мужское, активное начало. Важно так же понять, почему шар имеет именно круглую форму. Таким образом, расшифровка символов позволяет зрителю раскрывать все новые и новые смыслы...».

А.В.Федоров: «Скажите, а как, по-вашему, мальчик воспринимает шар? Что он для него значит?».

Наташа: «Мальчик воспринимает шар как своего единственного друга. Здесь могут возникнуть аналогии с маленьким принцем Антуана де Сент-Экзюпери. Они подружились между собой и «несут ответственность» друг за друга. Когда мальчика посадили в карцер, шар хотел ему помочь. Когда шар украли мальчишки, ребенок также пришел ему на выручку».

Ведущая: «Какие эпизоды вам запомнились и почему?»

Катя: «Мне запомнился, например, эпизод, в котором мальчика не пустили в автобус с шариком. И мне было его очень жалко...».

С Катей соглашается большинство участников медиаклуба.

Ведущая: «Скажите, а какие приемы использовал режиссер, чтобы усилить эмоциональное воздействие этого эпизода?».

Екатерина: «Мне кажется, тем, что камера смотрит на мальчика сверху вниз, то есть с позиции взрослого».

Ведущая: «Да, действительно. То есть режиссером и оператором выбран такой ракурс съемки, который выражает отношение к снимаемому объекту. Таким образом, данный ракурс способствует зрительской эмпатии к печали ребенка, который не сделал ничего плохого, но его не пустили в автобус, не объясняя причин».

Дмитрий: «А мне запомнилась гибель шарика. Очень интересно, что на протяжении всего фильма он был гладкий и блестящий, а когда «умирал», то его фактура деформировалась...».

М.М.Басов: «Да, но здесь важно отметить, что он так и остался круглым, показывая, тем самым, свою законченность, внутреннее совершенство, которое не смогли изменить внешние обстоятельства...».

Диана: «А мне запомнился эпизод, когда другие шарики слетались к мальчику, и он на большой связке воздушных шаров воспарил над городом. Такой конец несколько неожидан, он непредсказуем, не укладывается в систему ожиданий. Но он эффектен и красив, внушает веру в настоящие чувства,- такие как дружба. Мне кажется, он возвращает нас в сказку.».

На мой вопрос: «Как вы думаете, на какую аудиторию рассчитан фильм?» большинство студентов ответили, что он снят в равной степени как для взрослых, так и для детей. Также они отметили очень тонкое восприятие мира маленькими детьми, знание возрастной психологии. Для детей этот фильм интересен, так как они хорошо чувствуют, понимают главного героя. А взрослым «Красный шар» позволяет взглянуть на мир детства с позиции ребенка, «отодвигая на второй план», прагматический, логический подходы.

В.В.Гура: «А вот мне был интересен переход режиссера от реалистической истории к сказке. Это было явно выражено автором, и говорит о том, что в жизни всегда найдется место чудесам».

М. М. Басов: «Мне хотелось бы обратить внимание на технологию создания фильма. В 1956 г. произвести такие сложные манипуляции с шариком было очень непросто».

А.В.Федоров: «Вы совершенно правы - в наш компьютерный век создать такой фильм с технологической точки зрения несложно (я сейчас оставляю за скобками философский и художественный уровень медиатекста). Но он снимался более 50 лет назад, и потребовал от авторов больших усилий, смекалки и ловкости».

Необходимо отметить, что хотя вопросы технологии производства и затрагивались в ходе обсуждения, но все участники понимали, что ценность кинопроизведения заключается совсем не в производственной технологии его создания.

Ведущая: Итак, В чем же заключается авторская идея?

Павел: «Я думаю, что автор хочет обратить наше внимание на самоценность такого периода жизни человека как детство - с его радостями и печалями. Не зря такие кажущиеся взрослым важными вещи, как учеба в школе, выполнение домашних заданий и т.д. не находят отражения в фильме. Из всего процесса обучения в школе автором показаны только кадры как двери открываются, забирая детей на занятия, и как двери вновь открываются, и мальчишки, с серьезными выражениями лиц выбегая на улицу, спустя несколько секунд вновь становятся озорными детьми...».

М.М. Басов: «Я думаю, что основная идея фильма в приоритете индивидуальности перед толпой. Я думаю, что в фильме по-настоящему индивидуален шар, окрашенный в яркий красный цвет. Мальчик, напротив, весь в сером. Но, познакомившись с шариком, он тоже обретает

индивидуальность... Итак, автор облекает индивидуальность в «красный шар», которая противостоит «серой» массе, не способной мыслить самостоятельно».

А.В.Федоров: «Хотелось бы вернуться к звуковому решению фильма. Как вы его понимаете?»

Марина: «Звук заменяет разговоры. Музыка, звуки выражают настроение героев, дают персонажам психологическую характеристику, создают у зрителя определенное настроение, атмосферу ожидания следующего события и др.».

Ведущая: «Мне был интересен эпизод «смерти» шарика. Интересен, в том числе с точки зрения звукового оформления. Обычно такого рода эпизоды сопровождаются музыкой, усиливающей переживания зрителей. Но автор заставляет переживать нас молча. Кстати, такой вариант мне кажется «щадящим» детскую аудиторию, ведь дети наиболее эмоционально воспринимают события фильма, тем более трагические. Это важно, так как мы говорили о разновозрастной аудитории для этого фильма».

Безусловно, анализ фильма может занимать большее количество времени (включая, например, анализ ключевых эпизодов, принципа эмоционального маятника, системы ожиданий и пр.). Но наш диалог со студентами занятии медиаклуба в этот раз получился именно таким...

Все преподаватели, участвовавшие в работе медиаклуба отметили неподдельный интерес и активность студентов, отсутствие их боязни высказывать собственное мнение, желание посещать медиаклуб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.