Научная статья на тему 'Красноярский край: рост доли услуг населению в валовом региональном продукте'

Красноярский край: рост доли услуг населению в валовом региональном продукте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ВИДЫ УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ / TYPES OF SERVICES / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ECONOMIC PERFORMANCE INDICATORS / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS REGIONAL PRODUCT / SERVICE INDUSTRY / SERVICE INDUSTRY PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мацук Евгения Александровна

В статье проводится анализ экономического и социального развития Красноярского края. Для анализа использованы такие показатели, как повышение доли платных услуг, оказываемых населению, в валовом региональном продукте, рост занятости в сфере услуг. Определены основные факторы, влияющие на эффективность сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Krasnoyarsk Region: Growing Proportion of Customer Services in the Gross Regional Product

Analysis of economic and social progress of the Krasnoyarsk Region is conducted in the paper. The analysis is based on such indicators as the growing proportion of fee-based and public services in the gross regional product, the rise in employment in the service industries. The main factors influencing service industry performance are defined.

Текст научной работы на тему «Красноярский край: рост доли услуг населению в валовом региональном продукте»

красноярский край: рост доли услуг населению в валовом региональном

продукте

_Аннотация

В статье проводится анализ экономического и социального развития Красноярского края. Для анализа использованы такие показатели, как повышение доли платных услуг, оказываемых населению, в валовом региональном продукте, рост занятости в сфере услуг. Определены основные факторы, влияющие на эффективность сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, виды услуг, эффективность сферы услуг, показатели эффективности, валовой региональный продукт

По мере развития общества, роста производительных сил происходит развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса. В наше время насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до туризма, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда [2]. Перед экономикой регионов, также как и перед российской экономикой, стоит постоянная зада-

Мацук

Евгения

Александровна

аспирантка,

Иркутский

государственный

университет

путей сообщения,

ассистентка кафедры

экономики транспорта,

Красноярский

институт

железнодорожного

транспорта

Matsuk-Evgeniya@bk.ru

шш

_...насчитывается

более 160 видов услуг —(по классификации

_ВТО) - от научных

_исследований

до ремонтных услуг,

_от образования

_до туризма

ча увеличения валового внутреннего продукта. Раньше высокие темпы достигались в основном за счет производства и продажи сырьевых ресурсов на мировых и внутренних рынках. Но в настоящее время производство испытывает значительные трудности, в частности, застойность, недостаточное финансирование и сами по себе отрасли развиваются крайне медленно.

Валовой региональный продукт Красноярского края

Развитие социальной сферы имеет большое значение для повышения уровня благосостояния страны и ее регионов. В то же время эффективность развития социальной сферы зависит от профессиональных способностей человека и опыта развитых стран.

Анализируя экономическое и социальное развитие Красноярского края, мы основываемся на отдельных показателях системы региональных счетов, а именно по платным и бытовым услугам, выявляем тенденции формирования ВРП края за 2000-2011 гг., долю услуг в ВРП, занятость в сфере услуг.

Известно, что быстрое развитие сферы услуг и повышение ее доли в валовом национальном продукте является характерной чертой перехода страны в постиндустриальную стадию развития. Валовой внутренний продукт (ВВП) является важнейшим показателем системы национальных счетов (СНС). Аналогом ВВП на региональном уровне является валовой региональный продукт (ВРП), который представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных для конечного использования [4].

Итак, рассмотрим ВРП по Красноярскому краю за 2000-2011 гг. ВРП в 2002 году по сравнению с 2001 снизился на 8425,1 млн рублей или на 3,52%, что связано с падением производства товаров в 2002 году и увеличением чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты. Начиная с 2003 года ВРП имеет положительную тенденцию [6]. В настоящее время существуют только прогнозные данные по объему ВРП Красноярского края за 2010 и 2011 гг. (опубликованы на сайте Законодательного Собрания края), согласно кото-

рым объем валового регионального продукта к 2010 году составит 1,1 трлн руб., а 2011 году -1,4 трлн руб. В крае к 2010 году были созданы предпосылки для того, чтобы значительно продвинуться в этом направлении, а также избавиться от зависимости экономики региона от одной отрасли (добычи цветных металлов). Центральная задача, стоящая сейчас перед властями Красноярского края, заключается в том, чтобы создать условия для увеличения инвестиционных потоков, приходящих в край. В перечень этих условий входит политическая стабильность в крае. Не последнюю роль играет и качество законодательной базы, регламентирующей сферу бизнеса.

Рост доли бытовых услуг в валовом региональном продукте Красноярского края

Рассмотрим объем платных и бытовых услуг, оказанных населению Красноярского края за 20002010 гг. в млрд рублей.

На рис. (см. ниже) видно, что производство услуг имеет положительную тенденцию, и темпы прироста услуг к 2010 году увеличиваются. Динамика выраженного роста объема платных услуг, в том числе и бытовых, обуславливается развитием

перед экономикой

регионов, также как и перед российской экономикой, стоит постоянная задача увеличения валового внутреннего продукта

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. Объем платных и бытовых услуг населению Красноярского края

региональная э.

экономика

_рразвитие социальной

_сферы имеет

_большое значение

для повышения уровня _благосостояния

бизнес-процессов в регионе. Так же большую роль играет государственное регулирование цен (тарифов) и обязательных платежей, так например, услуги транспорта снижаются (в 2000 г. -38,4% от общего объема услуг, в 2010 г. - 15,5%), при повышении услуг ЖКХ (в 2000 г. - 14,1%, в 2010 г. - 37,5%), связи (в 2000 г. - 10,5%, в 2010 г. - 20,3%).

В Красноярском крае более половины валовой добавленной стоимости приходится на долю промышленных организаций, осуществляющих деятельность в сфере добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, например в 2007 году 60,4% объема ВРП. Промышленность набирает обороты и теснит рынок услуг. Такое состояние экономики края характерно до 2008 года. В 2008 году увеличивается доля рынка услуг, так например, доля транспорта и связи увеличилась до 10,8%.

Доля занятых в сфере услуг в общей численности занятого населения края увеличивается с каждым годом. Это говорит о том, что растет величина спроса на оказываемые услуги в регионе. Это также связано и с тем, что работает краевая целевая программа по поддержке малого и среднего бизнеса «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае на 2008-2010 гг.», что в свою очередь ведет к увеличению фирм, оказывающих те или иные услуги [7].

Рост производительности труда в сфере услуг

Особенностью сферы услуг является территориальный характер действия большинства факторов повышения эффективности, что определяется спецификой формирования спроса и предложения услуг.

Экономическая эффективность измеряется двумя видами показателей: одни характеризуют результаты производства на душу населения, другие -соотношение результатов и затрат. Важнейшими показателями первого вида являются: валовой национальный продукт на душу населения и национальный доход на душу населения, на уровне региона валовой региональный продукт.

Показателями эффективности, сопоставляющими результаты производства с его затратами, являются: производительность общественного труда. Рассчитаем производительность труда в сфере услуг Красноярского края. Объем платных услуг необходимо очистить от влияния инфляции и взять для расчета в реальном выражении (см. табл. ниже).

Из таблицы видно, что производительность труда имеет тенденцию к увеличению за весь рассматриваемый период. Это говорит о том, что темпы роста объемов платных и бытовых услуг в реальном выражении превышают темпы роста персонала, занятого в сфере предоставления услуг.

Факторы, влияющие на эффективность сферы услуг:

- политика государства, как на уровне региона, так и страны в целом;

- эффективность труда в организациях оказывающих услуги;

- стратегическое управление организацией;

- правильный выбор сегмента рынка.

Таблица

Производительность труда в сфере услуг Красноярского края

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем платных и бытовых услуг (в тек. осн. ценах), млрд руб. 14,1 18,1 25,1 33,2 39,8 47,6 57,5 68,7 79,6 8 87,2

ИПЦ на платные услуги (к пред. году), % 126,1 155,2 135,5 150,5 112,8 118,2 115,8 111,1 115,6 108,6 109,1

Объем платных и бытовых услуг в реальном выражении, млрд руб. 11,2 11,7 18,5 22,1 35,2 40,3 49,7 61,8 68,9 77,9 79,9

Занято в предоставлении услуг, тыс. чел. 776,6 787,3 814,8 831,5 845,2 893,3 901,5 905,0 913,0 921,8 921,8

Произв. труда, руб./чел. 14 422 14 861 22 705 26 578 41 647 45 114 55 130 68 287 75 465 84 509 86 678

_центральная задача,

_стоящая сейчас

_перед властями

_Красноярского

_края, заключается

_в том, чтобы

_создать условия

_для увеличения

_инвестиционных

потоков, приходящих _в край

Мероприятия, которые могут повлиять на эффективность услуг:

- различные целевые программы, такие как краевая целевая программа по поддержке малого и среднего бизнеса «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- проведение краевых экономических форумов с привлечением молодежи;

- использование научно-технических разработок;

- гибкая политика цен и тарифов (транспорт, связь).

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что доля платных и бытовых услуг очень весома в валовом региональном продукте Красноярского края. Также имеет тенденцию к росту доля занятых в сфере услуг в общей численности занятого населения. Исследования проводились по видам деятельности индустрии услуг. Но в число занятых в сфере обслуживания входят не только работающие непосредственно в этой индустрии (бытовые, транспортные, медицинские и т.п.), но также работники других секторов экономики. В добывающих, обрабатывающих и сельскохозяйственных отраслях, есть свой скрытый сектор услуг. Их можно назвать «внутренние услуги» потенциально включающие в себя самую разнообразную деятельность. Если передать эти виды деятельности организациям, имеющим статус юридического лица, то выполняемые ими услуги, стали бы частью конкурентного рынка и включались бы статистикой в валовой региональный продукт края в раздел «услуги». А это новые результаты и увеличение доли услуг [2].

Таким образом, сфера услуг занимает все более значимое место в создании ВРП Красноярского края и ВВП России. Растет эффективность труда в сфере услуг региона, способствуя повышению эффективности экономики региона.

Литература

1. Валитов Ш.М. Эффективность макроэкономической системы: теория и практика / Ш.М. Валитов, О.В. Демьянова. - М.: Экономика, 2011. - 189с.

А--Ж—

2. Ахматова Г.А. Управление рисками в сфере услуг: монография / Под. ред. проф. Б.Ф.Зайцева. - М.: Палеотип, 2004. - 120 с.

3. Чаплина А.Н. Технология формирования систем стратегического менеджмента потребительского рынка города / Экономика Красноярского края, проблемы и решения: Сборник научных статей. Спец.выпуск / Под ред.Ю.Л. Александрова, А.Н. Чаплиной. - СПб. - Красноярск: НПК «РОСТ», 2008. - 114 с.

4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru.

5. Красноярский край: официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. krskstate.ru.

6. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru.

7. Портал по поддержке малого и среднего предпринимательства Красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smb24.ru.

...темпы роста объемов платных и бытовых услуг в реальном выражении превышают темпы роста персонала, занятого в сфере предоставления услуг

Evgenia A. Matsuk

Postgraduate Student, Irkutsk State Transport University, Assistant Lecturer, Department of Transport Economics, Krasnoyarsk Institute of Railway Transport

Krasnoyarsk Region: Growing Proportion of Customer Services in the Gross Regional Product

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

Analysis of economic and social progress of the Krasnoyarsk Region is conducted in the paper. The analysis is based on such indicators as the growing proportion of fee-based and public services in the gross regional product, the rise in employment in the service industries. The main factors influencing service industry performance are defined.

Keywords: service industry, types of services, service industry performance, economic performance indicators, gross regional product

региональнаяэкономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.