Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования сферы услуг в Республике Таджикистан'

Проблемы совершенствования сферы услуг в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / LABOR DIVISION / СЕРВИСНЫЕ ОТРАСЛИ / SERVICE INDUSTRY / ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENCURSHIP / НАНОТЕХНОЛОГИЯ / NATIONAL ECONOMY / SERVICE BRANCHES / DEMAND / NANOTECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадоматов Далержон Нишонбоевич, Нишонбоев Алишер Нишонбоевич

В статье исследуются проблемы формирования и развития сферы услуг в Республике Таджикистан. Авторы стремились определить факторы, способствующие ускоренному развитию сферы услуг, и видят её дальнейшее развитие в росте производительности труда в результате научно-технического прогресса, создании специализированных фирм по выполнению внедомашних услуг, расширении консультационных услуг, использовании возможностей автоматизации сферы услуг и т.д..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадоматов Далержон Нишонбоевич, Нишонбоев Алишер Нишонбоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Improvement in Regard to the Sphere of Services in Tajikistan Republic

The article dwells on the problems of formation and development of services sphere in the Republic of Tajikistan. The authors strove to determine the factors promoting an accelerated development of the sphere of services, they find its development in the growth of labour productivity resulting from scientifico-technical progress, creation of specialized firms performing services, extension of consulting services, utilization of automatization abilities of the sphere of services and inculcation of nanotechnologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования сферы услуг в Республике Таджикистан»

Дадоматов Далержон Нишонбоевич,

кандидат экономических наук, доцент ТГУПБП Нишонбоев Алишер Нишонбоевич,

преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита ТГУПБП

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

В условиях формирования рыночной экономики закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор национальной экономики. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. XXI век будет веком информационно-сервисного общества. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности, а также способствует развитию добывающих отраслей, производства товаров и улучшению интеграционных процессов.

Переход к рыночной экономике в Республике Таджикистан и строительство смешанной экономики включает сложный процесс становления и развития рынка услуг. Особенность природы услуг обусловливает отличие рынка услуг от рынка обычных товаров. Это, в свою очередь, придает специфические черты организации предпринимательства и маркетинга в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое предпринимательство. С точки зрения особенностей природы конкретных видов услуг, соотношение рыночных, платных, и нерыночных, бесплатных начал является неодинаковым в различных сервисных отраслях.

Наряду с отраслями сферы услуг, где может действовать рынок свободной конкуренции, существуют сервисные отрасли, где услуги являются объектом жесткого государственного регулирования. Кроме того, есть некоторые услуги, которые не могут быть включены в сферу рыночных отношений и являются частью общественного сектора экономики. В данной статье уделяется внимание рыночному сектору услуг и особенностям функционирования отраслевых рынков услуг.

Следует отметить, что превращение сферы услуг в доминирующий сектор национальной экономики по производству валового внутреннего продукта и численности занятых получило название сервисной революции. Эти процессы совпали с информационно-технологической революцией. В результате в начале XXI века на смену индустриальному обществу экстенсивного типа приходит информационно-сервисное общество интенсивного типа развития. Платные услуги населению РТ за 2001-2010 гг. (в сомони

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 в пунк тах 2010 к 2001

Всего платных услуг (млн. сомони) 1836,2 2124,5 2205,2 2828,1 3306,4 3561,0 3589,5 5000,2 5045,2 5711,2 311

На душу населения (сомони) 290,9 329,9 335,5 423,0 482,7 509,3 502,7 685,2 677,0 752,0 258

Как видно из таблицы, из года в год размер платных услуг населению увеличивается в 3,1 раза, а на душу населения - в 2,6 раза. Резкое увеличение платных услуг населению в РТ наблюдается с 2008 года.

Структура реализации платных услуг населению по регионам Республики

Таджикистан в 2010 г. (в %).

Хатлонская обл. 16%

□ ГБАО

□ РРП

□ г. Душанбе

□ Согдийская обл.

□ Хатлонская обл.

г. Душанбе 46%

Структура реализации платных услуг населению по регионам РТ в 2010 году характеризуется данной диаграммой.

Так, самая высокая реализация платных услуг наблюдается в г. Душанбе, что составляет 46% от общей реализации платных услуг в РТ.

На наш взгляд, ускоренное развитие сферы услуг обусловлено действием ряда факторов.

Во-первых, решающим фактором расширения сферы услуг является рост производительности труда в результате научно-технического прогресса и на этой основе повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности.

Во-вторых, с ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени, соотношение трудовой и досуговой деятельности. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода услуги. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуговой деятельности и разнообразными становятся формы использования свободного времени - занятия спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, занятие любительским делом и т. д.

В-третьих, с развитием современной цивилизации, углублением интеграционных процессов и повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабжению и канализации, оказанию жилищно-коммунальных и транспортных услуг и уборке мусора. Появляются новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды. Усиливающееся стремление к рациональному использованию ограниченных ресурсов породило такие услуги, как прокатная форма обслуживания, торговля по заказу, сетевая организация (ритейл) и т. д.

В-четвертых, усложняются социально-демографические процессы в современном обществе. В связи с увеличением продолжительности жизни идет процесс старения общества, это влечет за собой рост услуг системы социального обеспечения и здравоохранения. Расходы на медицинские услуги для одного человека пожилого и пенсионного возраста в 3 - 4,5 раза выше, чем для человека молодого возраста. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социально-экономической жизни общества. Расширяется участие женщин в общественном производстве, причем процесс феминизации затронул многие сферы занятости. Социально-экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на многие услуги, ранее выполняемые в домашних условиях - приготовление пищи, стирку, уборку квартиры и т. д. Возникла потребность в фирмах, специализирующихся на выполнении внедомашних услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.

В-пятых, более сложной стала диалектика взаимодействия двух противоречивых тенденций развития современного общества: индивидуализации и

социальной интеграции людей. С одной стороны, идут процессы индивидуализации условий жизни людей, которые опираются на процессы индивидуализации развития современной техники (миниатюризация информационной технологии, персональные компьютеры и видеосистемы, персональные автомобили и бытовая техника индивидуального пользования и т. д.). Усиливается потребность человека к укладу жизни, связанному с природой, способствующего выражению его индивидуальности.

Возросшая сложность социальной интеграции членов общества расширила спрос на многие деловые услуги, в том числе на юридическую помощь при заключении имущественных сделок, при взаимоотношениях с налоговыми и таможенными службами и т. д.

В-шестых, идет интенсивный процесс роста объема основных фондов в домашнем хозяйстве и повышение технической оснащенности. Происходит быстрое моральное старение оборудования и техники домашнего назначения. Появляются новые товары длительного пользования в домашнем хозяйстве. Высокими темпами идет компьютеризация домашнего хозяйства и создаются возможности осуществлять многие торговые, страховые, рекламные, банковские операции непосредственно на дому. Растет потребность домашнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования, автотранспортных средств и бытовой техники.

В-седьмых, более высокий рост занятости в сфере услуг по сравнению с промышленным производством объясняется тем, что производительность труда в сервисных отраслях повышается медленнее, чем в индустриальных. Отставание производительности труда в сфере услуг по сравнению с другими секторами экономики связано со спецификой природы услуги и ограниченными возможностями ее автоматизации, внедрения нанотехнологий.

Трудосберегающий эффект научно-технического прогресса в сфере услуг меньше, чем в отраслях материального производства. Применение современной техники и прогрессивного оборудования в сфере услуг не приводит к значительному высвобождению работников, но может способствовать повышению качества услуг и улучшить условия трудовой деятельности работников этой сферы. Поэтому сфера услуг относится к трудоемкому сектору современной экономики. Вместе с тем исследования показывают, что разные услуги имеют неодинаковую степень восприимчивости к научно-техническому прогрессу и, соответственно, различные темпы роста производительности труда. Но во всей сфере услуг преобладает тенденция отставания роста производительности труда и повышения трудоемкости по сравнению с производственной сферой.

В-восьмых, рост сферы услуг есть отражение процесса углубления общественного разделения труда, процесса отделения ранее существовавших в

недрах материального производства услуг от него и превращения их в самостоятельные специализированные виды и отрасли деятельности. Благодаря этому обеспечивается повышение общественной производительности труда.

Список литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности» (с дополнениями и изменениями). —Душанбе, 1997.

2. Закон Республики Таджикистан «О собственности» (с дополнениями и изменениями). -Душанбе, 1996.

3. Раджабов Р.К., Факеров Х.Н., Нурмахмадов М., Саидова М.Х. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. -Душанбе, 2007.

4. Новоселов А.Н. Проблемы рыночной инфраструктуры: формирование и развитие.- Новосибирск, 1999.

5. Катаев А.Х., Ветров В.И. Инфраструктурные проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции. -Душанбе, 2001.

Д.Н. Дадоматов, А.Н. Нишонбоев

Проблемы совершенствования сферы услуг в Республике Таджикистан

Ключевые слова: сфера услуг, разделение труда, сервисные отрасли, деловые услуги, малое предпринимательство, нанотехнология.

В статье исследуются проблемы формирования и развития сферы услуг в Республике Таджикистан. Авторы стремились определить факторы, способствующие ускоренному развитию сферы услуг, и видят её дальнейшее развитие в росте производительности труда в результате научно-технического прогресса, создании специализированных фирм по выполнению внедомашних услуг, расширении консультационных услуг, использовании возможностей автоматизации сферы услуг и т.д..

D.N. Dadomatov, A.N. Nishonboyev The Problems of Improvement in Regard to the Sphere of Services in

Tajikistan Republic

Key words: service industry, national economy, labor division, service branches, demand, small entreprencurship, nanotechnologies

The article dwells on the problems offormation and development of services sphere in the Republic of Tajikistan. The authors strove to determine the factors promoting an accelerated development of the sphere of services, they find its development in the growth of labour productivity resulting from scientifico-technical progress, creation of specialized firms performing services, extension of consulting services, utilization of automatization abilities of the sphere of services and inculcation of nanotechnologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.