Научная статья на тему 'Влияние региональной составляющей на уровень развития различных отраслей сферы услуг'

Влияние региональной составляющей на уровень развития различных отраслей сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскура Дмитрий Викторович

В статье рассматривается зависимость специфических черт российской экономики, в том числе и уровня развития сферы услуг от особенностей регионального развития. Поскольку в процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг постоянно растёт, а уровень развития российских регионов, и соответственно, стоящие перед ними задачи значительно дифференцированы, важным становится определение роли региональной составляющей на уровень развития различных отраслей сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние региональной составляющей на уровень развития различных отраслей сферы услуг»

Влияние региональной составляющей на уровень развития различных

отраслей сферы услуг Influence of a regional component on a level services sector development

Проскура Дмитрий Викторович доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и статистики ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный инженерно-экономический

институт»

Почтовый адрес: РФ, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Фрунзе, д.21, кв. 61

e-mail: dipro@inbox.ru

Proskura Dmitry Victorovich Doctor of Economics, professor of Economics and Statistics Chair Nizhny Novgorod State Engineer and Economics Institute,

Russia, Nizhny Novgorod e-mail: dipro@inbox.ru

Аннотация:

В статье рассматривается зависимость специфических черт российской экономики, в том числе и уровня развития сферы услуг от особенностей регионального развития. Поскольку в процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг постоянно растёт, а уровень развития российских регионов, и соответственно, стоящие перед ними задачи значительно дифференцированы, важным становится определение роли региональной составляющей на уровень развития различных отраслей сферы услуг.

The summary:

In article dependence of peculiar features of the Russian economy, including a services sector level of development from features of regional development is considered. As in the reforming course the Russian economy the share of services

sector constantly grows, and a development level of the Russian regions, and respectively, tasks facing them considerably are differentiated, important there is a definition of a role of a regional component on a development level of various branches of a services sector.

Ключевые слова:

сфера услуг, потребительский рынок, региональная инвестиционная

привлекательность, конкурентоспособность региона

Keywords:

services sector, consumer market, regional investment appeal, competitiveness of the region

В современных развитых экономиках именно в секторе услуг создается до двух третей и более совокупного ВВП и сосредоточивается подавляющая доля занятых. В процессе реформирования российской экономики доля сектора услуг постоянно растёт. Однако, зачастую, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением производства в промышленности и сельском хозяйстве с одной стороны и за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками с другой.

Отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность страны на мировом рынке — наука и научное обслуживание, образование и здравоохранение долгое время находились в тяжелом кризисном состоянии.

В настоящее время доля услуг в ВВП России, по официальным данным, составляет в последние годы около 60%; это ниже, чем в большинстве развитых стран, где она варьирует в пределах 70-75%. [1]

Уровень развития и качественные характеристики сферы услуг становятся определяющим фактором конкурентоспособности национальной экономики на глобальных рынках. Повышение научно-технологического

уровня услуг привело к росту производительности в рассматриваемой сфере и ее вклада в общехозяйственную эффективность.

Рынок платных услуг, как и любой другой рынок, функционирует в соответствии с общими закономерностями развития рыночной экономики и выполняет функции по согласованию спроса и предложения, эффективному использованию ресурсов, удовлетворению потребностей общества. Этим определяется ее значение как полноправного сектора экономики, вносящего вклад в экономический рост.

Таблица 1 - Динамика ключевых экономических индикаторов

Показатели 2000 2005 2008 2009 2010 2010/2000

Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 7 305,6 21 609,8 41 276,8 38 786,4 44 939,2 6,2

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 1 165 234 3 611 109 8 781 616 7 976 013 9 151 411 7,9

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 2 281,1 8 111,9 14 940,6 16 838,3 18 772,5 8,3

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. 1 723,1 5 643,4 11 070,9 11 698,7 13 183,8 7,7

При анализе основных экономических показателей за последние 10 лет фиксируем увеличение объёма ВВП в 6,2 раза. Этому способствовало укрепление материального базиса экономики в целом. К тому же, отмечается следующее позитивное обстоятельство: превышение темпа роста инвестиций над темпами роста ВВП. [5]

Анализ статистических данных свидетельствует о более быстром развитии сферы услуг по сравнению с экономикой страны в целом. Рост активности в сфере платных услуг населению страны носит стабильный характер. Такому положению способствовала активизация инвестиционной деятельности в сфере услуг в 2000-2008 гг. Значительную долю в структуре инвестиций в основной капитал в последние годы занимают такие отрасли сферы услуг как транспорт и связь - 26,7 % всех инвестиций или 2 440,8 млрд. руб. в 2010 году. [6]

Рынок платных услуг представляет собой наиболее активно развивающуюся часть потребительского рынка как в России, так и в мировой экономике. Суммарная доля услуг в валовом внутреннем продукте ведущих зарубежных стран составляет 70-76%, количество работников отраслей сферы услуг в общей численности занятых 66-76%. В экономике России к настоящему времени доля сферы услуг в ВВП находится в пределах 60%

Таблица 2 - Основные показатели сферы услуг [6]

Показатели 2000 2005 2008 2009 2010 2010/2000

Объем платных услуг населению:

млн. руб. 602 755 2 271 733 4 079 603 4 504 455 4 851 018 8,1

на душу населения, руб. 4 141 16 002 28 738 31 742 33 938 8,2

Индексы физического объема платных услуг населению, в процентах к предыдущему году:

по общему объему 104,7 106,3 104,3 97,5 101,5 Х

по среднедушевому объему 105,1 106,8 104,5 97,7 100,7 Х

Сервисная сфера охватывает значительное число видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Так, в рамках классификации Всемирной торговой организации выделяются более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать секторов: деловые услуги, услуги связи, строительные и связанные с ними инженерные услуги, дистрибьюторские услуги, образовательные услуги, услуги, связанные с защитой окружающей среды, финансовые услуги, услуги в области здравоохранения и социального обеспечения, туристические и связанные с ними услуги, услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий, транспортные услуги, прочие услуги, не вошедшие в перечисленные.

В Таблице 1 представлена структура платных услуг населению в России за последние 10 лет.[5]

Годы 2000 2005 2008 2009 2010

% млн. руб.

Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 4 851 018

в том числе:

бытовые 14,6 10,1 9,9 9,9 9,7 470 990

транспортные 25,8 21,5 21,6 20,3 20,0 969 778

связи 11,2 18,5 19,7 19,5 19,2 929 786

жилищные 6,1 5,3 5,2 5,5 5,5 265 357

коммунальные 14,2 18,3 17,6 19,3 21,2 1 027 002

гостиниц и аналогичных средств размещения 2,6 2,6 2,4 2,3 111 737

культуры 1,7 2,3 1,6 1,7 1,7 84 744

туристские 1,8 1,5 1,8 1,7 1,7 82 246

физической культуры и спорта 0,4 0,7 0,6 0,6 0,6 27 857

медицинские 4,6 4,8 4,8 4,9 5,0 244 440

санаторно- оздоровительные 2,8 1,6 1,4 1,4 1,2 60 523

ветеринарные 0,2 0,2 0,2 0,2 8 780

правового характера 5,2 2,3 2,5 1,9 1,8 88 393

системы образования 6,9 6,7 7,0 6,9 6,7 326 619

другие услуги 4,7 3,6 3,5 3,8 3,2 152 765

При анализе структуры можно выделить отрасли сферы услуг, являющиеся лидерами по объёмам потребления. Это коммунальные услуги -21,2 %, транспортные услуги - 20 % и услуги связи - 19,5 % от общего объёма потребления услуг в 2010 году. Такое распределение объясняется тем, что данные виды услуг относятся к жизненно важным и практически не предоставляются населению на бесплатной основе.

Многие специфические черты российской экономики обусловлены особенностями регионального экономического развития. Безусловно, существуют государства, для которых проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию. Для России, напротив, проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются

и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая. [3]

В настоящее время уровень развития российских регионов, и соответственно, уровень стоящих перед ними задач значительно дифференцирован. Несмотря на принятие и реализацию целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно идентифицировать развивающиеся и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать специфику обоснования инвестиционной привлекательности территории для каждого конкретного случая.

Динамика внутреннего развития регионов может иметь как положительный, так и отрицательный тренд. Первый характеризуется размещением в регионе новых отраслей экономики, растущим предложением рабочих мест, привлекательным уровнем жизни и, как следствие, притоком инвестиций, жителей и приезжих. Но переизбыток или несоразмерность этих положительных явлений может привести, с другой стороны, к растущим ценам на недвижимость, перегрузке инфраструктуры, социальному недовольству. Повышение налогов с целью преодолеть недостатки ведет еще к большей потере привлекательности территории. Признаками отрицательного развития выступают кризис или стагнация экономики, рост безработицы и дефицита местных бюджетов, ужесточение кредитной политики банков и т.д. [4]

Одним из важных факторов повышения региональной инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности является уровень развития сферы услуг конкретного региона.

Как уже отмечалось ранее, в отраслевой структуре ВВП России сфера услуг занимает около 60 %. Важным для исследования представляется сравнение вклада отраслей сферы услуг в ВРП различных субъектов РФ. На Рисунке 1 представлены данные о суммарной доле услуг в ВРП по федеральным округам. [5]

Максимальный вклад сферы услуг в ВРП в 2009 году наблюдается в Центральном ФО - 70,5 %. Данный процент выше среднероссийского более чем на 10 %. Это объясняется более высоким уровнем экономического развития, инвестиционной привлекательностью, сосредоточением деловой активности в большинстве регионов Центрального федерального округа. Затем с долей 60,2 % следует Северо-Кавказский ФО, где наибольшее развитие получили услуги торговли, общепита и санаторно-курортного хозяйства, что также объясняется отраслевой спецификой данного региона России. Минимальное развитие отраслей сферы услуг в Уральском ФО - 39,8 %. Данный уровень связан с историческим концентрированным размещением в данном регионе отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых, тяжёлой промышленности, металлургии, которые играют превалирующую роль во вкладе в валовый региональный продукт.

Проанализируем динамику потребления платных услуг с 2000 по 2010 годы по федеральным округам.

субъектам РФ (в процентах к предыдущему году)

ФО 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

РФ 104,7 106,3 107,6 107,7 104,3 97,5 101,5

Центральный ФО 99,6 103,7 108 104,5 101,7 95,5 99,6

Северо-Западный ФО 101 105,2 106,3 107,1 104,8 95,5 101,4

Южный ФО 99,3 106,4 106,6 109,1 107,2 98 102,6

Северо-Кавказский ФО 114 118,9 110,7 120,2 105,6 105 102,6

Приволжский ФО 103,4 110,6 107,6 109,6 108,5 100 103,4

Уральский ФО 107,8 107,3 110,5 108,5 104,9 98,8 102

Сибирский ФО 102,5 107,1 107,3 106,3 106,9 95,6 100,1

Дальневосточный ФО 100 105,7 107,4 106,3 105 102,5 104,8

Рост объёмов потребления услуг очевиден в большинстве Федеральных округов, что соответствует общемировым тенденциям, за исключением Центрального ФО, где наблюдается даже незначительное снижение объёма оказанных платных услуг в размере 0,4 %. Однако темпы роста за последние 5 лет существенно снизились - не могли не сказаться кризисные явления в экономике в целом. [5]

При изучении вклада отдельного региона в общий объём потреблённых населением платных услуг в 2010 году в лидерах оказываются Центральный ФО - 34 %, Приволжский ФО - 18 %, Северо-Западный ФО - 11 %. (Рис. 2)

итогу

Показатель объема платных услуг на душу населения позволяет избежать «привязки» к территории. Данный показатель по федеральным округам РФ в 2009 г. имеет достаточно большую амплитуду: наибольший в Центральном ФО - 42648,2 руб. на человека и наименьший в Северо-Кавказском ФО - 18198,0 руб. на человека, соответственно разрыв более 2,5 раза [5]. Если рассмотреть конкретные регионы в рамках федеральных округов, то максимальное значение данного показателя наблюдается в г. Москва - 88305,7 руб. на человека, а минимальное - в Чеченской республике - 6712,1 руб. на человека. Здесь уже наблюдается разрыв более чем в 13 раз.

Динамика потребления платных услуг и структура их потребления в регионах зависит от определенных факторов:

1. Различие природной среды и ресурсного потенциала.

2. Степень развитости материального производства и инфраструктуры;

3. Наличие ускорителей экономического развития.

4. Политическая обстановка и административно-правовое регулирование.

5. Социально-демографическое положение.

6. Уровень жизни в регионе.

7. Культурные ценности и потребительское поведение. [1]

Одним из важнейших критериев классификации потребностей в конкретных услугах является степень их первоочередности. Этот вопрос исследован недостаточно, поэтому разграничить потребности в услугах по степени их важности можно только весьма условно. Однако существуют услуги, которые потребляются всеми категориями населения, и их оплата составляет основную часть расходов на услуги. На практике к первоочередным потребностям относят, как правило, потребности в услугах, сопряженных с удовлетворением изначальных физиологических потребностей человека.

На Рисунке 3 представлена структура потребления платных услуг населению по регионам России в 2010 году.

.8° .<9°

<9° .(9°

Сй

с?

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г <р

*

Бытовые

Транспортные

Связи

Жилищные

Коммунальные

Г остиницы

Культуры

Туристские

Физической культуры и спорта Медицинские

Санаторно-оздоровительные Ветеринарные Правового характера Системы образования Другие услуги

Рис. 3 - Структура потребления платных услуг населению по регионам

РФ в 2010 г., %

Первые три места во всех регионах занимают такие виды услуг, как бытовые и жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта и связи.

Данное распределение нельзя рассматривать как постоянное и неизменное. На смещение акцентов в необходимости оказания услуг влияет многообразие социально-экономических факторов и условий жизни. На структуру потребления услуг наряду с экономическими условиями жизни, влияние оказывают такие факторы, как обычаи и традиции, социальное положение граждан, их профессия, род занятий, место жительства, наличие свободного времени, приверженность к любительским увлечениям и т.д. [2]

Необходимо учитывать сложившуюся дифференциацию территорий по уровню доходов, что связано с их отраслевой структурой. Так, регионы с сельскохозяйственной направленностью, занимающиеся выпуском продукции легкой промышленности, машиностроения, имеют в настоящее время более низкий уровень доходов, что особо остро проявляется в регионах с городами, имеющими узкоспециализированную экономику. В более выгодном положении

оказались территории с наличием городов - центров финансовой и посреднической деятельности, с большим числом предприятий и организаций, с разносторонней направленностью экономической деятельности. Наиболее высокий уровень доходов присущ также сырьевым регионам с экспортной направленностью, что сказывается на объёмах потреблении услуг.

Рассмотрим более подробно влияние региональной составляющей на уровень потребления наиболее востребованных услуг - услуг транспорта и связи.

На Рисунке 3 наглядно представлено, что доля услуг транспорта в различных федеральных округах находится в интервале от 15 % в

Приволжском ФО до 32,3 % в Дальневосточном ФО. Высокая доля услуг транспорта в общем объёме оказанных услуг в Дальневосточном ФО связана с большой удалённостью данного региона от центра страны, большой площадью региона, большими расстояниями между населёнными пунктами, высокой стоимостью транспортных услуг.

Доля услуг связи в структуре потребления услуг колеблется от 15,5 % в Дальневосточном ФО до 23,5 % в Северо-Кавказском ФО. Высокую долю услуг связи в данном регионе можно объяснить специфическим распределение долей остальных отраслей сферы услуг, в частности гораздо ниже среднероссийского находятся уровни потребления таких услуг как жилищно-коммунальные, услуги культурного направления, медицины и образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие сферы услуг как никакой другой сферы российской экономики определяется специфическими особенностями развития конкретного региона. И поскольку уровень развития и качественные характеристики сферы услуг становятся определяющими факторами конкурентоспособности национальной и как следствие региональной экономики на глобальных рынках, повышение данного уровня должно стать первоочередной задачей региональных властей.

В статье был проведён анализ влияния региональной составляющей на следующие основные показатели развития сферы услуг:

1. На долю сферы услуг в формировании валового регионального продукта.

2. На объём потребления населением регионов платных услуг.

3. На структуру потребления населением различных отраслей сферы услуг.

Кроме этого, выявлены основные характеристика развития экономики и социальной сферы региона, которые оказывают влияние на уровень развития рынка услуг.

Итак, в связи с современной тенденцией увеличения конкуренции между регионами России, проблема развития сферы услуг регионов, построения инфраструктуры рынка услуг приобретает все большую актуальность, оказывая непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность конкретного региона России, характеризуя общий уровень его экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дудакова И.А., Гладкова Ю.В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики // Вестник ДГТУ,

2010. Т.10. №6(49)

2. Герасимов Б. И., Гурова Л. Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона / Б. И. Герасимов, Л. Г. Гурова. - ТГТУ. - Тамбов, 2004. - 116 с.

3. Проскура, Д.В. Региональный маркетинг в инновационной среде / Д.В. Проскура, Н.В. Проскура, Н.А. Мурашова; НГТУ. - Н. Новгород,

2011. - 124 с.

4. Проскура, Д.В. Управление конкурентоспособностью региона / Д.В. Проскура. - СПб.: ГУАП, 2008. - 198 с.

5. http://www.gks.ru/

6. http://www.csrs.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.