_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 32
Абдырахманов Толобек - доктор исторических наук, ректор Кыргызского Государственного университета им. И.Арабаева
КРАХ ВЕСТФАЛЬСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА И «НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК» ХХ! ВЕКА
Аннотация
Автор ведет речь о том, что на протяжении 350 лет трансформация Вестфальского мироустройства совершила полный цикл. От состояния «полиполярности» это прошло через «биполярность», и в начале XXI столетия вступило в униполярный «новый порядок». Это есть не что иное, как реализация идей Трехсторонней комиссии, Бильдербергского клуба об установлении всемирного правительства или, как выражается Жак Аттали, «планетарной политической власти». В связи с этим обостряется кризис цивилизации и требуется поиск оптимального мироустройства.
Ключевые слова
Полиполярность, биполярность, новый порядок, Вестфальское мироустройство, Трехсторонняя комиссия,
Бильдербергский клуб, кризис цивилизации.
THE COLLAPSE OF THE WESTPHALIAN WORLD ORDER, AND THE "NEW WORLD ORDER" OF THE 21ST CENTURY
Tolobek Abdrahmanov
The author is talking about the fact that within 350 years, transformation of the Westphalian world order has passed a full cycle. From the state of "multipolarity", it went through the "bipolarity", and in the early twenty-first century, it has entered a unipolar "new order". It is nothing other than the realization of the ideas of the Trilateral Commission, the Bilderberg Club on the establishment of a world government, or, as defined by Jacques Attali, "planetary political power." In this regard, the crisis of civilization is intensified and the search for an optimal world order becomes a necessity.
Общеизвестно, что человеческая история развивается в рамках определенных мировых порядков. Например, до формирования Вестфальского мирового порядка господствовало имперское мироустройство. Долгое время империи, как гораздо более устойчивые государственные образования, создавали наилучшие условия для динамичного развития тех или иных государств мира. И, наоборот, упадок империй сопровождался политико-правовой смутой, экономическими кризисами и морально-нравственной деградацией общества.
Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и бессистемность в Европе показали, что наступил кризис имперской системы. А Вестфальский мир, подводивший итоги этой войны, стал «рубиконом» между имперским мироустройством и мироустройством национальных государств. Следовательно, заключение Вестфальского мира (1648 г.) по итогам Тридцатилетней войны заложило основы нового мирового порядка уже на совершенно других принципах, доминантными субъектами которой стали выступать суверенные национальные государства. Новый мировой порядок был построен на государственно-центристских принципах, и национальное государство стало основополагающим условием для создания нового мирового порядка. В этом контексте, Вестфальский мир сокрушил папство и Священную Римскую империю, на территории которой образовались 355 национальных государств. Под Вестфальским договором поставили подпись представители 145 государственных образований Европы.
Таким образом, фундаментальной основой Вестфальской системы считались идеи и принципы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
национального суверенитета. Благодаря этому, национальные государства Европы стали независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ, и все были равноправны. И, конечно, суверенитет раз и навсегда закрепил невмешательство европейских государств во внутренние дела друг друга. Вот из-за этого ни в XVII, ни в XVIII, ни в XIX, даже в первой половине XX века ни одно государство мира не считало себя вправе вмешиваться во внутренние дела других государств, даже если в них откровенно и массово нарушались права человека.
Вестфальское мироустройство просуществовало более 350 лет, и в процессе его эволюции было несколько эпох с характерными особенностями. Выше рассмотрены характерные особенности первой, евро центрической эпохи Вестфальской системы, которая функционировала 166 лет (1648-1814 гг.). Начало второй - Венской эпохи -Вестфальского мироустройства было официально закреплено Венским конгрессом (1814-1815 гг.), который впервые в истории ввел понятие «Великие державы». Принципиальная особенность Венской системы заключалась в том, что она установила новую расстановку политических сил и географических сфер влияния в постреволюционной Европе. Она закрепила процесс постреволюционных монархических реставраций, она образовала «Священный союз» как коллективный орган безопасности европейских монархий.
Таким образом, в ее основу был вновь возвращен имперский принцип мирового порядка. Следовательно, в эпоху Венской системы главную роль стали играть Британская империя, Французская империя, Германская империя, Австро-венгерская империя, Российская империя, Османская империя. Одной из особенностей Венской системы является ее постепенное превращение из европейской в глобальную систему. Хотя, надо сказать, Венская система, как и Вестфальская система, имела евро центрический характер, она стала началом установления глобальных мировых порядков. Постепенно Венская система охватывала в себя вопросы колониальных территорий, вопросы Восточной Европы, Средиземноморья, Северной Америки, и европейская история стала превращаться в мировую. Мировые порядки периода Венской эпохи действовали намного меньше срока, чем порядки периода первой эпохи Вестфальской системы (около 100 лет), и они были разрушены первой мировой войной (1914-1918 гг.).
Срок функционирования следующей, третьей эпохи Вестфальского мироустройства, то есть Версальско-Потсдамской (1918-1991 гг.) системы, оказался еще коротким, но насыщенным. Версальско-Потсдамский мировой порядок вновь был построен на развалинах классических империй и представлял собою глобальную постимперскую систему. По итогам первой мировой войны, в результате социалистических и неолиберальных (кейнсианских) революций, а также в ходе национально -освободительных движений мир в ХХ веке радикально изменился. Перестали существовать фактически все классические империи - Британская, Французская, Немецкая, Австрийская, Османская, Российская. Казалось, что мир навсегда избавился от империй. Появились десятки национальных государств. Версальско-Потсдамский мировой порядок, эволюционируясь из многополюсного Версальско-Вашингтонского проекта, сформированного после первой мировой войны, превратился в биполярный Потсдамский мировой порядок после второй мировой войны.
Несмотря на создание глобальных международных организаций (Лига Наций, ООН), несмотря на появление новых крупных акторов-государств третьего мира, ХХ век прошел в атмосфере борьбы узкого круга государств за мировое господство. Глобализация мира все больше сокращала ряды крупных суверенных государств и началась борьба двух крупных государств за глобальное гегемонство. Если, в рамках Версальско-Вашингтонской системы произошел первый в истории передел мира в интересах нескольких государств-победителей, то после Потсдамской конференции борьба за мировое гегемонство шла только между СССР и США. Впервые в мировой истории борьба за глобальное гегемонство шла между неевропейскими странами (СССР, США), между континентальной (СССР) и морской (США) державами, между двумя военно-политическими и социально-экономическими блоками.
350 летняя история Вестфальской системы характеризуется стремительностью перемен и новыми формами распределения власти. Соответственно, результаты эволюции Вестфальского мироустройства за 350 существования системы свидетельствует о следующем. Во-первых, все периоды Вестфальского мироустройства стали меняться с калейдоскопической быстротой, в связи с чем мировые порядки различных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
эпох Вестфальской системы менялись быстрыми темпами, ускоренно приближая крах Вестфальского мироустройства. Например, если фундаментальные основы постимперского Вестфальского мира функционировали 166 лет, то порядки имперской Венской эпохи служили основой жизнедеятельности мира только 66 лет, а Версальско-потсдамская эпоха завершила свое существование в течение всего лишь 27 лет, и в начале XXI века был установлен «новый мировой порядок» нового гегемона мира, то есть США.
Во-вторых, в течение 350 лет Вестфальского мироустройства шла систематическая деструкция многополюсной политической конфигурации мира и систематически сокращалось количество суверенных государств-акторов мировой политики, что было прямым нарушением фундаментальных основ Вестфальского мира. Более того, большинство государств мира не боролись за собственный суверенитет, а сознательно передавали его другим государствам или международным организациям. Добровольно отказываясь от своего суверенитета, делегируя свое суверенное право другим, более крупным государствам, все большее число государств мира превращалось в полусуверенные государства. Самое главное - все больше и больше государств мира добровольно стали принимать свое неравенство как нечто положенное, как данность. И глобализация привела к окончательному размыванию суверенитета фактически всех государств. Например, если под Вестфальским договором поставили подпись представители 145 государственных образований Европы, то документы Венского мира подписали руководители уже 62 государств, под Версальским договором подписи поставили представители лишь 32 государств, судьбу мира во время Потсдамской конференции решили лидеры только 3 держав мира, а постпотсдамский мир оказался в руках одного государства - США.
Таким образом, в поствестфальский период была установлена униполярная, но дезорганизованная и запутанная система с гегемонством одного государства или альянса государств с евроатлантической стратегией. В этой связи, в 1991-году президент США Джордж Буш официально провозгласил, что «лишь Соединенные Штаты обладают необходимой моральной убежденностью и реальными средствами для его («нового мирового порядка») поддержания». Хотя характерными чертами поствестфальской системы являются фрагментарность, хаотичность, высокий уровень конфликтности и некая неопределенность, стратегической задачей гегемона нынешней размытой, лабильной и хаотичной международной системы является установление «нового мирового порядка» с помощью тактики «управляемого хаоса».
В результате «управляемого хаоса» происходят распад и полураспад многих государств, при этом ряд государств находятся под угрозой окончательного распада. Многие из них превратились в полусуверенные государства и на этом фоне появляются квазигосударственные объединения. В целом, по всему миру идет грандиозная ликвидация суверенитета и уничтожение национальных государств. Этот процесс осуществляется с помощью либо слияния (Евросоюз), либо насаждения марионеточного режима, зависимого от Запада (в результате «цветных революций»), либо путем прямой интервенции и оккупации (Ирак, Ливия, Сирия).
В условиях «управляемого хаоса» идет открытое и латентное игнорирование ряда международных политико-правовых условий, девальвируется роль и статус международных организаций во главе с ООН, игнорируются их требования. Из-за чего ООН становится таким же недееспособным и неэффективным, как Лига Наций накануне второй мировой войны. ООН также, как и Лига Наций, тщетно заседает, принимает какие-то решения, объявляет санкции, совершает какие-то телодвижения, но все они становятся мало эффективными, и как образно выразился З. Бжезинский, «мир, как самолет на автопилоте, устремляется с возрастающей скоростью в неизвестном направлении», незаметно и постепенно погружаясь в систему бессистемных процессов «управляемого хаоса».
«Управляемый хаос» как тактическое средство породило совершенно новую ситуацию в мировой политике - при относительной стабильности глобальной стратегической обстановки нарастает волна локальных конфликтов, имеющих внешний и внутренний характер. Стремительно распространяются такие новые виды войн, как «гибридная война», «сетевая война», «ассиметричная война», «бесконтактная война», «цветные революции», терроризм, экстремизм, джихадизм и т.д. Как показывает практика, в условиях войн «управляемого хаоса» ни экономическая мощь, ни наличие многомиллионной армии, первоклассного тактического и ядерного оружия не может гарантировать безопасности практически всем континентам,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
регионам и государствам мира. Поэтому объектами этих войн стала бывшая Югославия, огромная территория «Большого Ближнего Востока», Украина, Кавказ. Несколько регионов, в том числе и Центральная Азия, находятся под реальной угрозой оказаться ареной следующего этапа «гибридной войны». То есть не исключено, что применение «гибридной войны» может стать более широким по ареалу распространения.
«Управляемый хаос» существенно изменил характер современных войн. Если до середины XX века 80% всех войн в мире носили межгосударственный характер, то во второй половине XX - в начале XXI века 80% военных действий носят внутригосударственный характер. В том числе, не менее 20% из них можно охарактеризовать как гражданские войны, более 20% как террористические, и более 45% как сепаратистские. В результате этих войн, происходят потеря суверенитета, распад и полураспад национальных государств. За последние 40 лет в этих войнах погибли более 16 млн. человек - практически столько же, сколько в первой мировой войне.
Есть вероятность, что эти войны могут трансформироваться из локальных внутригосударственных в мировую гражданскую войну. По крайней мере, об этом свидетельствуют рост напряженности по всему миру, увеличение «жарких точек» на планете и эскалация военной мощи многих государств мира. Конечно, совокупный военный бюджет стран мира оцениваются по-разному, но известно одно - они растут. Например, в конце 2013 г. британское издательство IHC JANE, специализирующееся на военной тематике, опубликовало ежегодный отчет DEFENCE BIDJETS, где был отмечен всемирный рост военных расходов по сравнению с прошлыми годами. Цифра оказалась внушительной - порядка 1,53 трлн. долларов. Стокгольмский институт изучения мира (СИИМ) считает, что ныне мировые расходы на военные дела составляют 1,2 трлн. долларов. По данным этого института, государства мира в 2006 г. в среднем потратили на военные нужды 2,5% ВВП, что составляет 173 долларов на каждого жителя планеты.
Согласно последнему отчету Исследовательской службы Конгресса США, цена только американских войн за 13 лет с 9 - сентября 2001 г. по 2014 г. составили колоссальную сумму - 1,6 трлн. долларов. В том числе, война в Ираке - 815 млрд. долларов, война в Афганистане - 686 млрд. долларов. Однако лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц оценивает сумму, потраченную на войну в Ираке и Афганистане, в 3,2 трлн. долларов.
Прогнозируемые экономические потери Египта, Ливии и Туниса из-за событий «арабской весны» и внутренних войн с 2011 г. по 2015 г. составили 225 млрд. долларов. В целом, военные расходы африканских стран растут быстрее всех государств мира. Затраты их континента на вооружение выросли на 65% за последнее десятилетие. Суммарный бюджет военных расходов стран Северной Африки составляет по данным СИИМ 18,7 млрд. долларов. Причина этого в растущей угрозе в лице радикальных исламистов. Уже во многих точках Африки правительственные войска разных стран ведут продолжительные боевые действия с группировками исламистских террористов. Рост военных расходов в Азии составил 3,4%, а в мусульманских странах региона Ближнего Востока и Северной Африки - 110,5%.
Увеличиваются военные бюджеты стран Центральной Азии. Здесь лидером является Узбекистан, у которого военные расходы составляют 6% ВВП страны. У Азербайджана военные расходы составляют 4,7% ВВП. Казахстан с 2006 г. удвоил свои военные расходы и впервые за всю историю самостоятельного существования страны они перевалили миллиардную отметку и составляют 1, 22 млрд. долларов.
Характерной чертой и составной частью тактики «управляемого хаоса» является такие квазигосударственные и военно-политические организации, как ИГИЛ, «Хамас», «Талибан», «Аль Каида», «Бока Харам», «Хизбут Тахрир» и др. Как военно-финансовые корпорации они тоже с каждым годом наращивают свой военно-финансовый капитал. Так, по определенным данным, казна ИГИЛ составляет 7 млрд. долларов, «Хамас» имеет 70 млн. долларов, «Талибан» - 400 млн. долларов, «Аль Каида» располагает суммой в несколько десятков млн. долларов.
Итак, на протяжении 350 лет трансформация Вестфальского мироустройства совершила полный цикл. От состояния полиполярности Вестфальский мир прошел через биполярность и в начале XXI столетия вступил в униполярный «новый порядок». По мнению многих, мондиалистское мироустройство под названием «новый порядок» на деле есть не что иное, как реализация идей Трехсторонней комиссии и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Бильдербергского клуба об установлении всемирного правительства или, как выражается Жак Аттали, «планетарной политической власти».
Однако, в связи с деструкцией Вестфальского мироустройства все больше обостряется кризис цивилизации и требует безотлагательного поиска оптимального варианта мироустройства, который в наибольшей мере отвечал бы интересам всего мирового сообщества и немедленно положил бы конец зловещему «управляемому хаосу». Тем более, нынешний униполярный «мировой порядок» и «управляемый хаос» все меньше отвечает интересам меняющейся расстановки мировых сил. На фоне возрастающего диктата США и НАТО стремительно теряет свою позицию архаичный ООН, но возвышаются такие страны, как Россия, Китай, Индия, Иран, формируются новые альянсы государств. Кристаллизируется идея о создании Евразийского альянса в качестве альтернативы США и НАТО. И все эти события происходят в условиях эскалации напряженности и перманентных военных действий, которые готовы вылиться в масштабную третью мировую войну.
Список использованной литературы:
1. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада - М.,2004
2. Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение. - М., 2006
3. МенгесК. Китай: нарастающая угроза. - М.,2006
4. Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Нацинального разведывательного совета США. - М., 2009
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2007
6. Фукуяма Ф. Америка на распутье. Демократия, власть неоконсервативное наследие.- М., 2007
7. Балуевский Ю. Стратегическая стабильность в эпоху глобализации/ Ю.Балуевский// Международная жизнь. - 2009. - .№8 - С.47-58.
8. Бабурин С.П . Мир империй: Территория государства и мировой порядок/ С.П. Бабурин. - СПб.:, 2009. С.132
9. Богатуров А.С. С устареванием суверинитета не все просто/ а.С. Богатуров // Международная жизнь. -2010.- №2. - С.22-26.
10.Косолапов Н. Формирование глобального миропорядка/ Н. Косолапов // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №11.- С.3-18.
©Абдырахманов Т., 2016
УДК228
А.В. Волков
студент 4-го курса
Кафедра государственного и муниципального управления и права Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
г. Владивосток, Российская Федерация
АНАЛИЗ НОРМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КАК СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РФ
Преступность в современных условиях превращается в глобальную человеческую проблему, которая активно изучается во всем мире. Но тема при этом не становится банальной, а, напротив, требует с позиции ранней диагностики дальнейшего углубленного социально-философского, теоретико-правового научного анализа и прогноза. Коррупционные преступления носят, как известно, законспирированный, неочевидный характер и поэтому относятся к числу трудно выявляемых. Коррупция, понимаемая как подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным