НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
УДК 327(075) Г.Н.КРАЙНОВ
ББК 66.4
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Выступая на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» (г.Сочи, 24 октября 2014 г.) с докладом «Мировой порядок: Новые правила или игра без правил?», Президент России В.В. Путин отметил, что мировая система «сдержек и противовесов», сложившаяся в годы холодной войны, разрушена при активном участии США, однако доминирование одного центра силы привело только к растущему хаосу в международных отношениях. По его словам, США, столкнувшись с неэффективностью однополярного мира, пытаются воссоздать "некое подобие квазидвуполярной системы", ища для себя "образ врага" в лице Ирана, Китая или России. Российский лидер считает, что международное сообщество находится на исторической развилке, где есть угроза игры без правил в мировом порядке, что в мировом порядке следовало провести "разумную реконструкцию" (1).
Ведущие мировые политики и политологи также указывают на неизбежность формирования нового миропорядка, новой системы международных отношений (4).
В связи с этим, актуальным является историко-политологический анализ эволюции системы международных отношений и рассмотрение возможных вариантов формирования нового мирового порядка на современном этапе.
Следует отметить, что до середины XVII в. международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, главным проявлением которых выступали кратковременные вооруженные конфликты или длительные войны. В разные периоды историческими гегемонами в мире были Древний Египет, Персидская империя, Держава Александра Македонского, Римская империя, Византийская империя, империя Карла Великого, Монгольская империя Чингис-хана, Османская Империя, Священная Римская империя и др. Все они были ориентированы на установление своего единоличного господства, построение однополярного мира. В средние века свое господство над народами и государствами пыталась установить католическая церковь во главе с папским престолом. Международные отношения имели анархический характер и отличались большой неопред ел ённостью. В результате, каждый участник международных отношений был вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников, что приводило к открытым конфликтам.
Современная же система межгосударственных отношений ведет свое начало с 1648 г., когда Вестфальский мир положил конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и санкционировал распад Священной Римской империи на самостоятельные государства. Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство (в западной терминологии — «государство-нация»), а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального (т.е. государственного) суверенитета. Основными принципиальными положениями Вестфальской модели мира были:
- мир состоит из суверенных государств (соответственно, в мире нет единой высшей власти, и отсутствует принцип универсалистской иерархии управления);
- система базируется на принципе суверенного равенства государств и, следовательно, их невмешательстве во внутренние дела друг друга;
- суверенное государство обладает неограниченной полнотой власти над своими гражданами в пределах своей территории;
- мир регулируется международным правом, понимаемым как право договоров суверенных государств между собой, которые должны соблюдаться;- суверенные государства выступают субъектами международного права, только они - международно-признанные субъекты;
- международное право и регулярная дипломатическая практика - неотъемлемые атрибуты отношений между государствами (2, 47-49).
В основе идеи национального государства, обладающего суверенитетом, были четыре главные характеристики: наличие территории; наличие населения, проживающего на данной территории; легитимное управление населением; признание другими национальными государствами. При
47
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
отсутствии хотя бы одной из этих характеристик государство становится резко ограниченным в своих возможностях, или перестает существовать. Основой государственно-центристской модели мира стали "национальные интересы", по которым возможен поиск компромиссных решений (а не ценностные ориентиры, в частности религиозные, по которым компромиссы невозможны). Важной чертой Вестфальской модели была географическая ограниченность сферы ее действия. Она носила отчетливо выраженный европоцентристский характер.
После Вестфальского мира вошло в обычай держать при иностранных дворах постоянных резидентов, дипломатов. Впервые в исторической практике были перекроены и чётко определены межгосударственные границы. Благодаря этому стали возникать коалиции, межгосударственные союзы, которые постепенно стали приобретать важное значение. Папство потеряло значение как наднациональная сила. Государства во внешней политике стали руководствоваться собственными интересами и амбициями.
В это время возникает теория европейского равновесия, получившая свое развитие в трудах Н. Макиавелли. Он предлагал установить баланс сил между пятью итальянскими государствами. Теорию европейского равновесия со временем воспримет вся Европа, и она будет работать вплоть до современности, являясь основой международных союзов, коалиций государств.
В начале XVIII в. при заключении Утрехтского мира (1713), который положил конец борьбе за испанское наследство между Францией и Испанией, с одной стороны, и коалицией государств во главе с Великобританией - с другой, появляется понятие «баланс сил» (англ.: balance of power) в международных документах, дополнивший Вестфальскую модель и получивший широкое распространение в политической лексике второй половины XX в. Баланс сил - это распределение мирового влияния между отдельными центрами силы - полюсами и может принимать различные конфигурации: биполярную, трёхполюсную, мультиполярную (или многополюсную)
ит. д. Главная цель баланса сил - предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств, обеспечить поддержание международного порядка.
На основе взглядов Н.Макиавелли, Т. Гобса , а также А.Смита, Ж.-Ж.Руссо и др. складываются первые теоретические схемы политического реализма и либерализма.
C политологической точки зрения система Вестфальского мира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической - она распалась в начале XIX в.
Система международных отношений, сложившаяся после наполеоновских войн, была нормативно закреплена Венским конгрессом 1814-1815 гг. Державы-победительницы видели смысл своей коллективной международной деятельности в создании надежных барьеров против распространения революций. Отсюда обращение к идеям легитимизма. Венской системе международных отношений присуща идея европейского концерта - баланса сил между европейскими государствами. «Европейский концерт» (англ.: Concert of Europe) базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств. «Европейский концерт», оставаясь формой гегемонии больших государств и коалиций, впервые эффективно ограничил их свободу действий на международной арене.
Венская международная система утверждала установленное в результате наполеоновских войн соотношение сил, закрепляла границы национальных государств. Россия закрепила за собой Финляндию, Бессарабию и расширила свои западные границы за счет Польши, разделив ее между собой, Австрией и Пруссией.
Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой геополитической системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время действия Венской системы сформировались империи: Британская (1876), Немецкая (1871), Французская (1852). В 1877 г. турецкий султан взял себе титул «Император османов», а Россия стала империей раньше - в 1721 г.
В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда, в первую очередь, Россия, Австрия, Великобритания, Пруссия), оформились многосторонняя дипломатия и дипломатический протокол. Многие исследователи называют Венскую систему международных отношений первым примером коллективной безопасности.
В начале XX столетия на мировую арену выходят новые государства. Это прежде всего США, Япония, Еермания, Италия. С этого момента Европа перестает быть единственным континентом, где формируются новые мировые государства-лидеры.
48
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Мир постепенно перестает быть европоцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мультиполярный мировой порядок, основы которого были заложены по завершенииПервой мировой войны 1914-1918 гг. Версальским мирным договором 1919 г., договорами с союзниками Германии соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг.
Европейская (Версальская) часть этой системы была сформирована под влиянием геополитических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран
(Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония),
что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа на которой осталась за большевиками.
Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и противоречивую систему, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.
Следует отметить, что составной частью Версальского мирного договора был Устав Лиги Наций -межправительственной организации, который определил в качестве основных целей развитие сотрудничества между народами, гарантии их мира и безопасности. Первоначально его подписали 44 государства. США не ратифицировали этот договор и не вошли в число членов Лиги Наций. Тогда не вошли в нее СССР, а также Германия.
Одной из ключевых в создании Лиги Наций была идея коллективной безопасности. Предполагалось, что государства имеют законное право противостоять агрессору. На практике, как известно, это не удалось сделать, и мир в 1939 г. был ввергнут в новую мировую войну. Лига Наций фактически тоже прекратила существование в 1939 г., хотя формально была распущена в 1946 г. Однако многие элементы структуры и процедуры, а также основные цели Лиги Наций былиунаследованы Организацией Объединенных Наций (ООН).
Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была не универсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, тогдашний изоляционизм США и др. Начиная с «доктрины Монро», политика изоляционизма породила одну важнейшую черту американской внешней политики - склонность к односторонним действиям (унилатерализм).
Ялтинско-Потсдамская система международных отношений -система международных отношений, закрепленная договорами и соглашениями на Ялтинской (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдамской (17 июля - 2 августа 1945 г.) конференциях глав государств Антигитлеровской коалиции.
Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен еще в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав - СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира, то есть еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем, связанных с формированием новой модели международных отношений играли две, теперь уже сверхдержавы,- СССР и США. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений характеризовалась:
- отсутствием (в отличие, например, от Версальско-Вашингтонской системы) необходимой правовой базы, что делало ее весьма уязвимой для критики и признания некоторыми государствами;
- биполярностью на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав (СССР и США) над остальными странами. Вокруг них происходило формирование блоков (ОВД и НАТО). Биполярность не исчерпывалась только военно-силовым превосходством двух государств, она охватывала практически все сферы -общественно-политическую, экономическую, идеологическую, научно-техническую, культурную и т.д.;
49
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
- конфронтационностью, означавшей, что стороны постоянно противопоставляли свои действия друг другу. Конкуренция, соперничество и антагонизм, а не сотрудничество между блоками были ведущими характеристиками отношений;
- наличием ядерного оружия, грозившим многократным взаимным уничтожением сверхдержав с их союзниками, что явилось особым фактором в противостоянии сторон. Постепенно (после Карибского кризиса 1962 г.) стороны стали рассматривать ядерное столкновение лишь как самое крайнее средство воздействия на международные отношения, и в этом смысле ядерное оружие имело свою сдерживающую роль;
- политико-идеологическим противостоянием между Западом и Востоком, капитализмом и социализмом, привнесшим в международные отношения дополнительную бескомпромиссность при разногласиях и конфликтах;
- относительно высокой степенью управляемости международных процессов вследствие того, что требовалось согласование позиций фактически только двух сверхдержав (5,с.21-22). Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США, значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели.
США хотели установить в мире американскую гегемонию под лозунгом «Pax Americana», а СССР стремился к утверждению социализма в мировом масштабе. Идеологическая конфронтация, «борьба идей», приводила к взаимной демонизации противоположной стороны и оставалась важной чертой послевоенной системы международных отношений. Система международных отношений, связанная с противостоянием двух блоков, получила название «биполярной».
В эти годы гонка вооружений, а затем ее ограничение, проблемы военной безопасности были центральными вопросами международных отношений. В целом же жесткое соперничество двух блоков, которое не раз грозило вылиться в новую мировую войну, получило название холодной войны (англ.: cold war). Опаснейшим моментом в истории послевоенного периода был Карибский (Кубинский) кризис 1962 г., когда США и СССР всерьез обсуждали возможность нанесения ядерного удара.
Оба противостоящих блока имели в оенно-политические союзы - Организацию
Североатлантинеского договора, НАТО {англ.: North Atlantic Treaty Organisation; NATO), образованную в 1949 г., и Организацию Варшавского договора (ОВД) — в 1955 г. Понятие «баланс сил» стало одним из ключевых элементов Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Мир оказался «поделенным» на зоны влияния между двумя блоками. За них и велась ожесточенная борьба.
Значимым этапом в развитии политической системы мира стало крушение колониализма. В 1960-е годы от колониальной зависимости освободился почти весь Африканский континент. Развивающиеся страны начали оказывать влияние на политическое развитие мира. Они вступали в ООН, а в 1955 г. образовали Движение неприсоединения (англ.: Nonaligned Movement), которое по замыслу создателей должно было оппонировать двум противоборствующим блокам.
Разрушение колониальной системы, становление региональных и субрегиональных подсистем осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и усиливающихся тенденций экономической и политической глобализации.
Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой горбачевской перестройки, и был
закреплен Беловежскими соглашениями 1991 г.
После 1991 г. устанавливается хрупкая и противоречивая Беловежская система международных отношений (западные исследователи называют ее Post Cold-War era), которая характеризуется полицентрической однополярностью. Суть этого миропорядка состояла в реализации исторического проекта распространения стандартов западной «неолиберальной демократии» на весь мир. Политологами была придумана «концепция американского глобального лидерства» в «мягкой» и «жесткой» форме. В основе «жесткой гегемонии» были представления о США как о единственной державе, обладающей достаточной экономической и военной мощью, чтобы реализовывать идею глобального лидерства. Для закрепления своего эксклюзивного статуса США, согласно этой концепции, должны по возможности усугублять разрыв между собой и остальными государствами. «Мягкая гегемония», по этой концепции, направлена на создание образа США как модели для всего мира: стремясь к ведущему положению в мире, Америка должна мягко давить на другие государства и убеждать их силой собственного примера.
50
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Американский гегемонизм получал выражение в президентских доктринах: Трумэна,
Эйзенхауэра, Картера, Рейгана, Буша - наделяли США в период «холодной войны» почти неограниченными правами по обеспечению безопасности в том или ином регионе мира; основой доктрины Клинтона являлся тезис о «расширении демократии» в Восточной Европе с целью превращения бывших социалистических государств в «стратегический резерв» Запада. США (в рамках операций НАТО) дважды осуществили вооруженное вмешательство в Югославии — в Боснии (1995) и в Косово (1999). «Расширение демократии» получило свое выражение и в том, что в состав Североатлантического альянса в 1999 г. впервые были включены бывшие члены Организации Варшавского договора - Польша, Венгрия и Чехия; доктрина «жесткой» гегемонии Дж. Буша-младшего представляла собой ответ на террористическую атаку 11 сентября 2001 г. и опиралась на три столпа: непревзойденную военную мощь, концепцию превентивной войны и унилатерализм. В качестве потенциального противника в «Доктрине Буша» фигурировали государства, поддерживающие терроризм или разрабатывающие оружие массового уничтожения, - выступая перед конгрессом в 2002 г. президент употребил ставшее широко известным выражение «ось зла» применительно к Ирану, Ираку и Северной Корее. Белый дом категорически отказывался вести диалог с подобными режимами и заявлял о решимости всеми силами (вплоть до вооруженного вмешательства) способствовать их ликвидации. Откровенно гегемонистские устремления администрации Дж. Буша-младшего, а затем и Б.Обамы катализировали рост антиамериканских настроений по всему миру, в том числе и активизацию «асимметричного ответа» в форме транснационального терроризма (3,с.256-257).
Другой особенностью данного проекта было то, что новый миропорядок был основан на процессах глобализации. Это была попытка создать глобальный мир по американским стандартам.
Наконец, данный проект нарушал баланс сил и не имел договорной базы вообще, на что обратил в своей Валдайской речи в г. Сочи В.В. Путин (1). В его основе лежала цепь прецедентов и односторонних доктрин и концепций США, о которых было сказано выше (2, с.112).
Сначала события, связанные с распадом СССР, окончанием холодной войны и т.д., во многих странах, прежде всего западных, были восприняты с воодушевлением и даже романтизмом. В 1989 г. в США появилась статья Фрэнсиса Фукуямы (F. Fukuyama) «Конец истории?» (The End of the History?), а в 1992 г. его книга «Конец истории и последний человек». В них автор предрекал торжество, триумф либеральной демократии западного образца, что мол это свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства, о конце века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, искусства и философии, а вместе с ними — о конце истории (6, с.68-70; 7, с. 234-237).
Концепция «конца истории» оказала большое влияние на формирование внешнеполитического курса Президента США Джорджа Буша-младшего и фактически стала «каноническим текстом» неоконсерваторов, так как был созвучен основной цели их внешней политики - активному продвижению либеральной демократии западного стиля и свободного рынка по всему миру. А после событий 11 сентября 2011 г. администрация Буша пришла к выводу, что исторический прогноз Фукуямы носит пассивный характер и история нуждается в сознательной организации, лидерстве и управлении в соответствующем духе, в том числе путем смены неугодных режимов как ключевого компонента антитеррористической политики.
Затем, в начале 1990-х годов, последовал всплеск конфликтов, причем в спокойной, казалось бы, Европе (что вызвало особую озабоченность и европейцев, и американцев). Это породило прямо противоположные настроения. Сэмюэл Хантингтон (S. Huntington) в 1993 г. в статье «Столкновение цивилизаций» (The Clash of Civilizations) выступил с противоположных Ф. Фукуяме позиций, предсказывая конфликты на цивилизационной основе (8,с.53-54). В вышедшей в 1996 г. в одноименной книге, С. Хантингтон пытался доказать тезис о неизбежности в недалёком будущем противостоянии между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена холодной войны (9,с.348-350). Эти публикации также получили широкое обсуждение в различных странах. Затем, когда число вооруженных конфликтов пошло на спад, наметилось прекращение огня и в Европе, идея С. Хантингтона о цивилизационных войнах стала забываться. Однако всплеск жестоких и демонстративных террористических актов в начале 2000-х в различных частях земного шара (особенно взрыв башень-близнецов в США 11 сентября 2001 г.), хулиганских погромов в городах Франции, Бельгии и других стран Европы, предпринятых выходцами из стран Азии, Африки и Ближнего Востока, заставил многих, особенно журналистов, вновь
51
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
заговорить о конфликте цивилизаций. Развернулись дискуссии относительно причин и особенностей современного терроризма, национализма и экстремизма, противостояниц богатого «Севера» и бедного «Юга» и др.
Сегодня принципу американской гегемонии противоречит фактор возрастающей гетерогенности мира, в котором сосуществуют государства с разными социальноэкономическими, политическими, культурно-ценностными системами. Нереальным
представляется и проект распространения западной модели либеральной демократии, образа жизни, системы ценностей в качестве общих норм, принятых всеми или по крайней мере большинством государств мира. Ей противостоят столь же мощные процессы усиления самоидентификации по этническому, национальному, религиозному принципу, что выражается в росте влияния националистических, традиционалистских и фундаменталистских идей в мире. Помимо суверенных государств в качестве самостоятельных игроков на мировой арене все более активно выступают транснациональные и наднациональные объединения. Современную международную систему отличает колоссальный рост числа взаимодействий между различными ее участниками на разных уровнях. В результате этого она становится не только более взаимозависимой, но и взаимоуязвимой, что требует создания новых и реформирования существующих институтов и механизмов поддержания стабильности (таких как ООН, МВФ, ВТО, НАТО, ЕС, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и др.). Поэтому в противовес идее «однополярного мира» все настойчивее выдвигается тезис о необходимости развития и укрепления многополярной модели международных отношений как системы "равновесия силы". В то же время надо иметь в виду, что всякая мультиполярная система в критической ситуации имеет тенденцию к трансформации в биполярную. Это наглядно сегодня показывает острый украинский кризис.
Таким образом, история знает 5 моделей системы международных отношений. Каждая из последовательно сменявших друг друга моделей проходила в своем развитии через несколько фаз: от фазы становления до фазы распада. Вплоть до Второй мировой войны включительно исходной точкой очередного цикла в трансформации системы международных отношений были крупные военные конфликты. В ходе их осуществлялась кардинальная перегруппировка сил, изменялся характер государственных интересов ведущих стран, происходила серьезная перекройка границ. Эти подвижки позволяли устранить старые довоенные противоречия, расчистить дорогу для нового витка развития.
Появление ядерного оружия и достижение паритета в этой области между СССР и США сдерживало от прямых военных конфликтов, Противостояние усилилось в экономике, идеологии, культуре, хотя были и локальные военные конфликты. По объективным и субъективным причинам СССР развалился, а за ним и социалистический блок, биполярная система перестала действовать.
Но попытка установить однополярную американскую гегемонию сегодня терпит крах. Новый миропорядок способен родиться лишь в результате совместного творчества членов мирового сообщества. Одной из оптимальных форм мирового управления может стать коллективное (кооперативное) управление, осуществляемое через гибкую сетевую систему, ячейками которой выступали бы международные организации (обновленные ООН, ВТО, ЕС, ЕАЭС и др.), торговоэкономические, информационные, телекоммуникационные, транспортные и другие системы. Такая мировая система будет отличаться повышенной динамикой изменений, иметь несколько точек роста и изменяться одновременно в нескольких направлениях.
Складывающаяся мировая система, учитывая баланс сил, может быть полицентричной, а сами центры ее диверсифицированными, так что глобальная структура силы окажется многоуровневой и многомерной (центры военной силы не будут совпадать с центрами экономической силы и т.п.). Центры мировой системы будут обладать как общими чертами, так и политической, социальной, экономической, идеологической и цивилизационной особенностью.
Идеи и предложения Президента РФ В.В. Путина высказаны на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» в г.Сочи 24 октября 2014 г.в этом духе, будут проанализированы мировым сообществом и реализованы в международной договорной практике. Подтверждением этому стали подписанные 11 ноября 2014 г. в г. Пекине на саммите АТЭС договоренности между США и Китаем (Обама и Си Цзиньпин подписали договоры об открытии внутреннего рынка США для Китая, об уведомлении друг друга о желании войти в "околотерриториальные" воды и др.). К предложениям Президента РФ с вниманием отнеслись и на саммите G20 в г. Брисбене (Австралия) 14-16 ноября 2014 г.
52
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Сегодня на основе этих идей, ценностей происходит противоречивый процесс трансформации однополярного мира в новую мультиполярную систему международных отношений на основе баланса сил.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Путин, В.В. Мировой порядок: Новые правила или игра без правил?/ В.В.Путин// Знамя.- 2014.24 октября.
2. Кортунов, С.В. Крушение Вестфальской системы и становление нового мирового порядка/С.В.Кортунов // Мировая политика.- М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - С. 45-63.
3. Косов, Ю.В. Мировая политика и международные отношения / Ю.В. Косов.- М.: 2012. - 456с.
4. Седрик, Мун (Cedric Moon). Конец сверхдержавы / С.Мун / Russia Today. - 2014. - 2 декабря.
5. Системная история международных отношений: 4 т. /Под ред. д.п.н.,проф. А. Д Богатурова. -Т.1.- М.: 2000. - 325с.-1-т
6. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф.Фукуяма// Вопросы философии. - 1990. - № 3. - С. 56-74.
7. Фукуяма, Фрэнсис. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М. Б.
Левина. — М.: ACT, 2007. - 347с.
8. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С.Хангинтон// Полис. - 1994. - N°1. - С.34-57.
9. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С.Хангинтон . - М.: ACT, 2003. - 351с.
REFERENCES:
1. Putin, V.V. T he World Order: the new rules or a game without rules? /V.V. Putin// Znamya.- 2014.-October 24.
2. Kortunov, S.V. The collapse of the Westphalian system and the establishment of a new world order / S.V.Kortunov // Mirovaya politika.- M .: GU HSE, 2007. - P. 45-63.
3. Kosov, Yu.V. The World politics and international relations / Yu.V. Kosov.- M .: 2012. - 456 p.
4. Cedric, Moon. The end of the superpower / S.Moon // Russia Today. - 2014 - December 2.
5. The System History of International Relations: 4 v. / Ed. Doctor of Science in Politics, Professor A. A. Bogaturova. -V.1.- M., 2000. - 325p.-1-v.
6. Fukuyama, F. The End of History? / F. Fukuyama // Voprosi filosofii. - 1990. - # 3. - P. 56-74.
7. Fukuyama, Francis. The End of History and the Last Man / F. Fukuyama; translated from English by M.B. Levin. - M .: AST, 2007. - 347s p.
8. Huntington, S. The Clash of Civilizations / S. Huntington // Polis. -1994. - #1.-P.34-57.
9. Huntington, S. The Clash of Civilizations / S. Huntington. - M .: AST, 2003. - 351p.
Эволюция системы международных отношений и ее особенности на современном этапе
Ключевые слова: Эволюция; система международных отношений; Вестфальская система; Венская система; Версальско-Вашингтонская система; Ялтинско-Потсдамская система; Беловежская система.
В статье с историко-политологических позиций рассматривается процесс трансформации, эволюции, сложившихся в разные периоды, систем международных отношений. Особое внимание уделяется анализу и выявлению особенностей Вестфальской, Венской, Версальско-Вашингтонской, Ялтинско-Потсдамской систем. Новым в исследовательском плане является выделение в статье с 1991 г. Беловежской системы международных отношений и ее характеристика. Автор также делает вывод о формировании на современном этапе новой системы международных отношений на основе идей, предложений, ценностей, высказанных Президентом РФ В.В. Путиным на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» в г.Сочи 24 октября 2014 г.
В статье делается вывод, что сегодня происходит противоречивый процесс трансформации однополярного мира в новую мультиполярную систему международных отношений.
The evolution of international relations and its specifics at present period
Keywords: Evolution, international relations system, the Westphalia system, the Vienna system, the Versailles-Washington system, the Yalta-Potsdam system, the Belovezhsk system.
53
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
The paper reviews the process of transformation, evolution happened in different periods, the system of international relations from historical and political views. Particular attention is paid to the analysis and identification of the Westphalia, the Vienna, the Versailles-Washington, the Yalta-Potsdam systems features. The new aspect of the research distinguishes the Belovezhsk system of international relations started in 1991 and its characteristics. The author also makes conclusion about the development of a new system of international relations at the present stage on the basis of ideas, proposals, values expressed by the President of Russian Federation V.V. Putin at the plenary session of the International Discussion Club "Valdai" in Sochi, October 24, 2014. The paper draws a conclusion that today the controversial process of transformation of the unipolar world has changed into a new multipolar system of international relations.
Сведения об авторе:
Крайнов Григорий Никандрович, доктор исторических наук, Политология, история, социальные технологии Московского государственного университета путей сообщения, (МИИТ), г. Москва (Россия - Москва), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Krainov Grigoriy Nikandrovich, Doctor of History, Political Science, History, Social Technologies, Moscow State University of Communication Means (MSUCM), (Russia, Moscow), E-mail: [email protected]
54