Научная статья на тему 'КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ'

КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ / ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

В данной статье рассматривается проблематика краеведческого подхода в воспитании школьников, предоставлен план мероприятий его реализации. В результате проведения такой значимой работы происходит развитие экологической этики обучающихся, формируется ответственность в их отношениях с природой, воспитывается любовь к Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL HISTORY IS ONE OF MOST IMPORTANT MEANS LINKS BETWEEN EDUCATION AND UPBRINGING

This article discusses the problems of the local history approach in the education of schoolchildren, provides an action plan for its implementation. As a result of such significant work, students' environmental ethics are being developed, responsibility is being formed in their relations with nature, and love for the Motherland is being nurtured.

Текст научной работы на тему «КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

УДК 504:37

Королева Л.А.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

Кавтарадзе Л.О.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблематика краеведческого подхода в воспитании школьников, предоставлен план мероприятий его реализации. В результате проведения такой значимой работы происходит развитие экологической этики обучающихся, формируется ответственность в их отношениях с природой, воспитывается любовь к Родине.

Ключевые слова: краеведческий подход, план мероприятий по экологическому воспитанию, программа «Эколята - дошколята», краеведческая работа.

Слово «краеведение» как научный термин стало употребляться в ХХ веке. Но к краеведению как к научной и учебной деятельности в России обратились еще в восемнадцатом веке В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков. На необходимость знакомить детей с живой природой и историей родных мест настоятельно указывал В.Г. Белинский. Важность изучения родного края в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци [1, с. 3]. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти

над сердцем человека». Он обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов. Глубоким изучением проблемы краеведения отличается работа русского педагога Н.Х. Весселя, опубликовавшего в 1862 году статью «Местный элемент в обучении», в которой доказывалась необходимость введения в школе специального предмета «отчизноведения».

Теперь никто не сомневается в важности краеведческого принципа при изучении истории, географии, биологии и других предметов. Краеведческий подход помогает осознанию учащимися своей включенности в жизнь своей малой родины, содействуют их адаптации к природной, экономической, социальной и культурной среде своего края. Поэтому ученые подчеркивают необходимость введения в содержание образования краеведения как регионального компонента, так как знания о родном крае, полученные человеком в детстве, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица «Где родился, там и пригодился». Помимо усиления мотивации учебной деятельности включение в занятие материалов о родном крае имеет и другое значение:

- социализация личности обучающихся;

- повышение уровня духовно-нравственной культуры;

- воспитание патриотических чувств, любви к «малой родине».

Одна из задач краеведческой работы заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно работать с краеведческой литературой, СМИ и Интернет-ресурсами, обучить их приемам наблюдений за природно-экономическими явлениями родного края, научить находить и обрабатывать краеведческий материал.

Эта задача успешно решается в ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Эколята-дошколята» естественнонаучной направленности, ориентированной на формирование у

обучающихся дошкольного возраста знаний об объектах и явлениях родной природы через вовлечение их в познавательную и творческую деятельность.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-биологической деятельности обучающихся дошкольного возраста с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы и изучения ее особенностей. На самых первых этапах ее реализации начинается также работа по формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы, по приобщению детей к наблюдениям за природными объектами и явлениями.

Содержание данной программы базируется на стыке нескольких предметных областей: экология, география, ботаника, зоология, фенология.

Особенностью программы является ее прикладной характер: занятия направлены на создание условий для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального и нравственного совершенствования.

Программа имеет практическое, образовательное, исследовательское и краеведческое направление. Она нацелена на углубленное познание органического мира, прежде всего, родного края, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе.

Через приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому происходит целенаправленное формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, способствуя

формированию внутренней позиции личности, понимающей сложный характер окружающей среды и осознающей свое место в ней.

В зависимости от цели и содержания учебного материала предусмотрены различные формы и методы проведения занятий: занятия - путешествия, творческие мастерские, эвристические беседы, и, конечно же, экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач, а также сбор информации путём наблюдений, обобщений, бесед. Практическая направленность осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практические работы и опытническую работу.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей, способствуют осознанному изучению природы родного края, а также являются важнейшим средством углубления естественнонаучных знаний обучающихся.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экологических знаков, экологические акций, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

При использовании краеведческого подхода в обучении необходимо учитывать следующее: краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются системность и непрерывность. Принцип системности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений обучающихся. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение всего учебного года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белавина И.Н. Планета - наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .

2. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

3. Васильев С.В. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии /С.В.Васильев, Т.В. Васильева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.

Koroleva L.A.

teacher of additional education Station of Young Naturalists (Belgorod, Russia)

Kavtaradze L.O.

teacher of additional education Station of Young Naturalists (Belgorod, Russia)

LOCAL HISTORY IS ONE OF MOST IMPORTANT MEANS LINKS BETWEEN EDUCATION AND UPBRINGING

Abstract: this article discusses the problems of the local history approach in the education of schoolchildren, provides an action plan for its implementation. As a result of such significant work, students' environmental ethics are being developed, responsibility is being formed in their relations with nature, and love for the Motherland is being nurtured.

Keywords: local history approach, environmental education action plan, Escalation -Preschoolers program, local history work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.