Научная статья на тему 'Краеведческий компонент в гражданском и патриотическом воспитании: от истории районов до создания историко-культурных комплексов'

Краеведческий компонент в гражданском и патриотическом воспитании: от истории районов до создания историко-культурных комплексов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КРАЯ / И. М. ЛИХАРЕВ / ЮЖНОЕ ПРИИРТЫШЬЕ / ЧЕРЛАК / РАЙОННЫЕ МУЗЕИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / I. M. LIKHACHEV / REGIONAL HISTORY / THE SOUTH IRTISH PART / CHERLAK / REGIONAL MUSEUMS / REGIONAL RECOURSES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

В современных условиях краеведческий компонент становится одним из факторов, позволяющих оптимизировать образовательную и воспитательную деятельность. В статье на материалах Омской области рассмотрены проблемы, связанные с созданием и использованием в данном процессе как печатных материалов по истории региона, так и объектов исторического наследия объединенных в историко-культурные комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regional component as a part of civil and patriotic education: from regional history to historic and cultural complex establishment

Nowadays the regional component becomes the factor that helps to optimize educational activity. On the base of Omsk region materials the article describes the problems connected with the creation and using of the printed materials on the region history and historic objects heritage united in historyc and cultural complex.

Текст научной работы на тему «Краеведческий компонент в гражданском и патриотическом воспитании: от истории районов до создания историко-культурных комплексов»

УДК 372.8 (9+908)

С. В. НОВИКОВ

Омский государственный педагогический университет

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ГРАЖДАНСКОМ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: ОТ ИСТОРИИ РАЙОНОВ ДО СОЗДАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ_

В современных условиях краеведческий компонент становится одним из факторов, позволяющих оптимизировать образовательную и воспитательную деятельность. В статье на материалах Омской области рассмотрены проблемы, связанные с созданием и использованием в данном процессе как печатных материалов по истории региона, так и объектов исторического наследия объединенных в историко-культурные комплексы.

Ключевые слова: история края, И. М. Лихарев, Южное Прииртышье, Черлак, районные музеи, региональные источники.

Тематика, прямо связанная с историческим прошлым родного края, интересует исследователей уже не одно десятилетие. Ибо как, если не через биографии друзей детства, образы родной стороны, события далекого и недалекого прошлого малой родины, идет воспитание гражданина и патриота. Как следствие, вопрос о преподавании краеведения в рамках школы, будь то уроки или краеведческий кружок, на первый взгляд, не вызывает сомнения. Однако темой данной статьи станет вопрос о возможности создания комплекса книг по истории районов, в данном случае районов Омской области, и дальнейшем развитии историко-культурных комплексов в районах Омской области, как, впрочем, и любого другого субъекта Российской Федерации.

Однако обратимся к необходимости издания истории районов. Нет сомнений, что книги эти необходимы:

— как доступное чтиво для любого жителя района;

— как книга для учителя, желающего в рамках школьного урока использовать материалы по истории родного края;

— как пособие для ученика, желающего получить базовые знания о родном селе/посёлке/районе, его знаменитых людях и провести (под руководством учителя или самостоятельно) свое собственное исследование.

Нельзя не отметить, что в большинстве сельских районов подобные книги есть, как нельзя не отметить и факт их ограниченного тиража, и давнего, за редким исключением, времени издания. Все вышесказанное заставляет поделиться некоторыми соображениями о проблемах написания «историй» районов и районных центров.

Первая проблема связана с тем, что мы находимся перед дилеммой — считать за книгу по истории районного центра и района определенные издания или нет. Например, издание о Нововаршавском районе [1]. Здесь П. А. Брычков выступает в качестве и автора-составителя, и ответственного редактора, представляя свое повествование, скомпонованное из документов, слабо связанное вставками авторского

текста. И история населенных пунктов района фактически является подборками статей из районной газеты за различные периоды времени. Завершает книгу «Приложение», состоящее из разделов: Герои Социалистического Труда, почетные граждане района, руководители Нововаршавского (Дробышев-ского района) 1940 — 2004 гг., руководители хозяйств района, список населенных пунктов Нововаршавского района на 1.08.2004 г., список населенных пунктов, исчезнувших с карты Нововаршавского района. Только в случае с Героями Социалистического Труда имеют место биографические справки, в остальных случая речь идет о перечислении имен и названий. Можно эту книгу считать историей района? Но, с точки зрения её библиографического описания, она таковой и не обозначена.

Следующая проблема — узкий круг используемых источников. В 70 — 80-гг. XX в. речь шла о массовом игнорировании архивных материалов, на сегодняшний день многие авторы обходят ранее опубликованные источники, не говоря уже об анализе районных газет, появившихся в Омской области в конце 20-х —начале 30-х годов. Эту нелюбовь к опубликованным источникам в 90-е гг. компенсировала «передозировка» историй архивными материалами, а вернее, аналитическими отчетами и записками, целыми блоками вставляемыми в публикации. Отсюда обильные цитирования, огромное количество таблиц, в которых рядовой районный читатель, да и ученик разбираться не станет.

Параллельно существующая проблема связана со структурой работ. В ряде случаев «истории» пишутся не по проблемно-хронологическому принципу. Этот принцип позволяет в рамках исторического периода поэтапно рассматривать проблемы, связанные с развитием хозяйства или отраслями промышленности, а затем идёт, выражаясь современным языком, социальная сфера, быт, нравы, верования в рамках подачи указанного материала рассматриваются судьбы людей, их вклад в историю родного края. Историческое повествование о районе представляет

собой подборку очерков о развитии тех или иных отраслей хозяйства, составляющих социальной сферы; или на потребу дня в работах стоят обзорные очерки (главы или статьи), как-то: «Репрессии в районе», «Ими гордится район». Подобная подача материала ломает восприятие текста как истории отдельного района, и указанные издания вряд ли можно отнести к историям района.

Следующая проблема — это соотношение краеведческого материала с данными из истории области, страны, то есть речь идет об общеисторической канве повествования. В работах 70 — 80-х гг. XX в. материал краеведческого характера присутствует практически без сопровождающего общеисторического. Книги указанного периода, как правило, от этого страдают примитивизмом. Вопрос, несомненно, спорный, но, учитывая снижение уровня знаний об истории Отечества, общеисторическая канва необходима, а сочетание количества материалов по истории страны, области и района, на наш взгляд, может выглядеть как: 15, 20 и 65 % текста соответственно. Хотя возможны варианты, связанные с особенностями описываемого периода.

Еще одной проблемой является публикация в рамках истории районов материалов о Великой Отечественной войне. В ряде случаев вместо раздела, условно обозначаемого «Наш край в годы Великой Отечественной войны», внимание уделяется подвигам земляков на ее фронтах. Иногда последние в район прибыли после войны и земляками для жителей района применительно к 1941 — 1945 гг. не являлись. На наш взгляд, целесообразнее рассказы об этих достойных людях, ставших жителями района, располагать в других разделах исторического повествования. А именно: описывая празднования юбилейных дат, связанных с Победой советского народа в Великой Отечественной войне. Подобная подача материала облегчается тем, что рассказы о боевых подвигах в местной печати зачастую публиковались непосредственно к указанным датам и были связаны с вахтами памяти, встречами фронтовиков со школьниками, учащимися ПТУ, рабочими коллективами.

Отдельной проблемой являются появившиеся в последние годы «Белые пятна истории», что связано со сменой идеологических оценок таких событий, как Гражданская война в России, коллективизация сельского хозяйства, реформирование отраслей АПК во времена «хрущевской оттепели». В данном случае остается только призвать авторов к объективной подаче информации и учету особенностей описываемого ими периода. Также хотелось бы напомнить, что внуки и правнуки тех, кто активно и, скорее всего, искренне участвовал в сложных и неоднозначных событиях прошлого, проживают на такой же родной для них земле и любят её не меньше своих пращуров, к какой бы противоборствующей группе эти пращуры не относились.

Еще одной проблемой является хронологический период исследования, а вернее, конечная дата работы. Как известно, описание социально-экономической и политической составляющей «текущей истории» не приветствуется рядом ее активных участников, а автор, взявший на себя труд выписать помимо исторического текста еще и современный постсоветский период истории, может столкнуться с неприятием работы в целом или окажется перед необходимостью стать официальным летописцем действующей администрации.

На этом проблемы изучения и написания истории районов можно бы закончить, однако возникает

еще две проблемы: проблема авторов, то есть, кто способен сделать квалифицированную книгу по истории района, и проблема издания уже готовой рукописи более или менее приемлемым тиражом. Опыт показывает, что тираж, колеблющийся между 500— 1000 экземпляров, сразу же делает книгу библиографической редкостью. И естественно, доступной для жителя района она не становится. Некоторое время её используют учителя истории, получившие возможность пополнить указанным фолиантом свою библиотеку и ученики, дошедшие до библиотеки села, если таковая в селе есть. Впрочем, в последнем случае жизнь книги ограничена годом-двумя, дальше ее ждет списание по факту износа, если она не была ранее похищена ценителем районной истории.

Что касается издания какого-либо комплекса книг по истории районов, то вопрос остаётся открытым. Изданные преподавателями кафедры истории и регионального развития Аграрного университета и географами Педагогического университета при спонсорской поддержке монографии «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области...» (2008, 2010 и 2012 гг.) интереса к этому вопросу в депутатском корпусе ЗСОО и региональном Министерстве образования в указанные годы не вызвали. А между тем создание истории района не завершает, а открывает возможности развития историко-краеведческой работы в рамках НОУ, давая импульс сбору и систематизации источников по региональной истории — истории края, способствуя формированию патриота и гражданина. Данный опыт накоплен представителями различных образовательных учреждений. Особо следует обратить внимание на проводимые в 2013, 2014 гг. кафедрой управления развитием образования ОмГПУ конкурсы исследовательских краеведческих работ, посвящённых памяти М. Е. Бударина [2].

Не вызывает оптимизма и возможность использования в работе материалов районной печати. Её анализ, с точки зрения размещения на страницах газет историко-краеведческого материала, даёт следующую картину. Если до 1992 г. газеты публиковали, пусть и идеологизированные подборки по истории края к 7 ноября, 23 февраля, 1 и 9 Мая, а также юбилеям предприятий (на фоне населённых пунктов) и памятным датам, связанным с биографиями местных борцов за Советскую власть. На сегодняшний день от данной подборки осталась одна дата — 9 Мая и не эпизодические публикации об истории населённых пунктов или предприятий. Опыт показывает, что для заполнения информационного пространства публикации на историко-краеведческие темы должны повторяться раз в 3 — 5 лет, чего, к сожалению, не происходит.

Долгие годы составляющим историко-культурного наследия являлись музеи. В 60 — 70-е гг. XX в. — это школьные музеи и комнаты боевой славы на предприятиях и в организациях. Однако музеи в привычном понимании этого термина до конца 70-х гг. немногочисленны — старейшие в г. Таре и п. Больше-речье. С 80-х началось победное шествие музеев по районам области.

Интерес, с точки зрения обозначенной темы, представляет создание культурно-исторических комплексов. В данном направлении дальше всех продвинулись в Большеречье, где действует Историко-культурный комплекс «Старина Сибирская». Традиционно интересен Тарский культурно-досуговый центр «Север». Имеют место наработки в Муром-цевском районе и проект «Тюкалинский тракт».

Таблица 1

Мероприятия по созданию духовного историко-культурного комплекса «Южное Прииртышье»

№ Мероприятия Местонахождение Планируемые результаты

1 Перемещение историко-краеведческого музея в новое здание 2-этажное здание по ул. Пролетарская, 106, где в настоящий момент расположено общежитие работников образования, находящееся рядом с районной библиотекой по ул. Пролетарской,108. 1. В здание будет переведён районный архив. 2. Возникнет комплекс для проведения научной деятельности школьников. С приближением для учащихся музейных экспонатов, архивных данных, книг.

2 Реконструкция парковой зоны Разработка планов парка с учётом находящегося в нём памятника «Воинам-односельчанам». Установка в парковой зоне военной техники. 1. Приведение территории в порядок и создание музея под открытым небом. 2. Создание площадки для проведения военно-патриотических мероприятий.

3 Создание комплекса «Сибирь православная» Собор, старое здание музея, отданное под православную избу. Установление в сквере, находящемся на месте старого кладбища, памятной стелы. 1. Приведение территории в порядок. 2. Организация духовно-просветительской деятельности.

4 Создание комплекса «Черлак в 20 — 30-е годы» Установление на здание РУНО памятной доски с информацией о времени постройки. Реконструкция части территории сквера с памятником В. И. Ленину и могилой председателя СовКазДепа А. Е. Мельникова. Размещение на фасаде или в помещении ДК данных об известных жителях района. 1. Приведение территории в порядок. 2. Освещение жизни района посредством персоналий, связанных архитектурным комплексом.

5 Размещение импровизированных верстовых столбов с указанием времени пребывания на территории района П. С. Палласа На территории с. Иртыш (Кизылбашский), с. Соленое (Разбойный Яр), п. Черлак (Черлаковский), с. Атмас, с.Татарское (Татарский). 1. Закрепление в памяти жителей ранней истории района. 2. Привязка исторических событий к рекреационным объектам на территории населённых пунктов.

6 Развёртывание на берегу р. Иртыш, за ДК п. Черлак, строений XIX века. Постройка башни и части стены Черлаковского форпоста За счёт бизнес-сообщества, бюджетных средств района, возможных грантов, помощи представителей муниципальных сельских поселений. 1. Реконструкция исторического облика станицы Черлаковской. 2. Приведение в порядок части территории берега. 3. Создание рекреационных объектов, приносящих финансовую прибыль.

7 Облагораживание берега р. Иртыш на протяжении посёлка: создание малых форм, смотровых площадок, посадка зелёных насаждений За счёт бизнес-сообщества, бюджетных средств района, возможных грантов, помощи представителей муниципальных сельских поселений. 1. Противодействие разрушению береговой линии. 2. Создание мест культурного отдыха жителей посёлка и его гостей.

8 Разработка экскурсионных маршрутов и досуговых программ За счёт бизнес-сообщества, бюджетных средств района, возможных грантов. 1. Развитие сферы туристических услуг.

9 Установление в Черлаке памятника основателю И. М. Лихареву За счёт бизнес-сообщества, бюджетных средств района, возможных грантов. 1. Закрепление в памяти жителей истории района образа его основателя.

Историко-культурные комплексы представляют интерес в связи с возможностью развернуть на их базе коммерческие программы «туризма выходного дня», дав импульс развитию местных промыслов.

В 2010 г. Историко-краеведческая лаборатория кафедры истории и регионального развития ФГОУ ВПО ОмГАУ и Омской областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина по просьбе главы районного муниципального самоуправления В. Г. Яцковского приступила к выполнению проекта по созданию духовного, культурно-исторического комплекса «Южное Прииртышье» в Черлакском районе.

В качестве исторической справки: Черлак основан летом 1720 г. майором И. М. Лихаревым наряду с Ачаирским, Осьморыжским и другими форпостами, как часть укреплённой линии, связавшей Омскую и Усть-Каменогорскую крепости. В 1745 г. произошёл перенос форпоста на место, где и расположен сегодня районный центр. В 1771 г. по территории современного Черлакского района проследо-

вал Петр Симон Паллас, 26 мая побывавший в форпосте Черлаковский. Этот факт нашёл отражение в опубликованных в 1786 г. записках «Путешествия по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской императорской академии наук». С 1803 г. казачья станица. В 1918 г. арена борьбы сторонников и противников Советской власти, с 1921г. уездный центр Киргизской АССР в составе РСФСР, с 1928 г. районный центр Омского округа Западно-Сибирского края, с 1947 г. рабочий посёлок. Станица и окрестности воспеты самобытным русским, советским поэтом Павлом Васильевым.

Известные граждане района: поэт Алексей Ачаир (Грызов), Герой Советского Союза В. Бархатова, скульптор Ф. Бугаенко, художник Д. Холодов.

В районе работает историко-краеведческий музей (Черлак, ул. Ленина 108), музей им. В. Бархатовой (с. Иртыш, средняя школа), имеет место попытка создания школьных музеев. В Черлаке ведётся строительство православного храма с высотой коло-

Е

о

кольни 60 метров. Функционируют спортивная школа, школа искусств, Дом культуры, районная библиотека, муниципальный архив.

Мест отдыха населения практически не осталось. Парк культуры, выкорчеван «для проведения его последующего омоложения», скверы в центре посёлка и возле ДК в запущенном состоянии. Пляж отсутствует. Местом развлечения молодёжи является площадка возле ДК. Местом неформального отдыха части населения стал так называемый «Карпятник», где в летнее время возможен отдых с купанием, сауной, лёгкими закусками.

В качестве возможных перспектив развития на ближайшее десятилетие черлакскому руководству было рекомендовано увязать реконструкцию центральной части рабочего посёлка с празднованием в 2020 г. его 300-летия. По мнению сотрудников кафедры истории и регионального развития ОмГАУ, работающих на базе уже упомянутой историко-краеведческой лаболатории, к 2020 г. было возможно создание духовного, культурно-исторического комплекса «Южное Прииртышье». Реальным с учётом финансовых затрат могло быть проведение работ, представленных в форме табл. 1.

Несомненно, данный перечень мероприятий требовал уточнений и конкретизации. Но он являлся единственным вариантом сохранения историко-культурного наследия в п. Черлак и на территории района. Также он позволял не только проводить духовно-просветительское и военно-патриотическое воспитание, но и компенсировать затраты за счёт внебюджетных средств. Однако интереса данное

предложение у руководства района не вызвало.

Завершая публикацию, следует отметить, что использование краеведческого компонента заключает в себе огромные образовательные и воспитательные ресурсы. В то же время приходится констатировать, что, несмотря на заявления о необходимости его использования в образовательной и воспитательной деятельности, работа в данном направлении практически не ведутся, а эпизодически демонстрируемые примеры являются наработками энтузиастов.

Библиографический список

1. Нововаршавский район: история и люди / Автор-сост. и отв. ред. Брычков П. А. — Омск : Омская обл. тип., 2004. — 608 с.

2. Новиков, С. В. Краеведческий и региональный компоненты как форма оптимизации процесса обучения и воспитания в высшей и общеобразовательной школе / С. В. Новиков, И. В. Меха, И. В. Цыганова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 4 (131). - С. 149-152.

НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой управления развитием образования. Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2014 г. © С. В. Новиков

Книжная полка

Федорова, М. А. Развитие научных коммуникаций в современном техническом университете : моногр. / М. А. Федорова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 171 c. - ISBN 978-5-7692-1340-3.

Монография является междисциплинарным исследованием, затрагивающим педагогические, филологические и методические аспекты, связанные с развитием культуры научной речи. Предложены технологии развития коммуникативных компетенций студентов технического вуза, в том числе академического письма и научного выступления на русском и иностранном языках. Может представлять интерес для ученых, студентов, аспирантов, преподавателей технических и гуманитарных дисциплин, интересующихся вопросами публикационной активности, развития наукометрических показателей и культуры научного общения.

Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии. Учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Ткаченко. - М. : Юрайт, 2015. -369 с. - ISBN 978-5-9916-4422-8.

Книга представляет собой учебник по методике преподавания социологии в высшей школе. Зачастую социология — это не один предмет, а целый цикл дисциплин социологического профиля. Поэтому учебник составлен так, чтобы его можно было использовать в разных вузах и на разных факультетах, но в первую очередь — на факультетах социологии при изучении методики преподавания этой науки. Автор надеется, что аспиранты, ассистенты профессоров и даже опытные преподаватели смогут использовать его рекомендации по оценке своих занятий и организации образовательного процесса и учебной работы студентов. После каждой главы приводится список вопросов и заданий, с помощью которых можно повторить и закрепить пройденный материал.

Блинов, В. И Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. - М. : Юрайт, 2015. - 315 с. - ISBN 978-5-9916-4474-7.

Задача учебника содействовать преподавателю вуза с первых его шагов в создании собственной методической системы. Именно поэтому издание построено как система заданий для индивидуальной или групповой самостоятельной работы. Выполнение этих заданий позволяет овладеть поисковыми и аналитическими умениями, необходимыми для разработки современных программ высшего образования; проектировочными умениями, которые применяются в процессе преподавания. Работая с учебником, будущий преподаватель сможет оценить на собственном опыте процесс трансформации полученных знаний и умений в готовность к реализации своей профессиональной деятельности и ее отдельных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.