SUMMARY
M.I. Chervonnykh
The methodology of mathematical modeling of the problem of optimizing programs for grain production in enterprises of Western Siberia
In article: prospects for competitive advantage in grain production region on the basis of state regulation of grain market promotion and expansion of economic links, develop competitive strategies.
Key words: grain production, grain market, competition, strategy, optimal solution.
УДК 338.24.021.8(09) С.В. Новиков
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И УПУЩЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
ЧЕРЛАКСКОЙ РЭБ (РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ БАЗЫ) ФЛОТА
В ГОДЫ РЕФОРМ
Проблемы моногородов активно обсуждаются экономистами и политиками. В статье на примере расположенных на территории сельскохозяйственного района поселка речников Затон и базы флота рассматриваются нереализованные перспективы реформирования монопоселения. Выполнено исследование по истории экономического развития региона. Дан анализ упущенных возможностей и причин сложившегося положения.
Ключевые слова: перевозка зерна, флот, поселок речников, производственный комплекс, монопоселение.
Введение
На конец 1980-х годов на территории РСФСР к моногородам можно было отнести не менее 400 городов (без учета поселков городского типа и закрытых административно-территориальных образований). Диапазон численности населения монопрофильных городов колеблется от 5-6 тысяч до полумиллионна (Тольятти). На текущий период в Сибирском федеральном округе насчитывается 53 моногорода (15,8%), с общим количеством проживающих 3143,25 тыс. чел. В это число не попала большая часть монопрофильных поселений, образованных при предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности, в портах, на базах флота и крупных железнодорожных станциях. Отличительной чертой моногородов в Советском Союзе стала неразрывность населенного пункта и градообразующего предприятия, реализующего не только экономические, но и социальные функции, обеспечивая тем самым условия жизнедеятельности населения. В большинстве случаев рабочие градообразующих предприятий проживали в ведомственных жилых домах. Котельная, детские сады, поликлиники, учебные заведения также находились на балансе предприятий. Соответственно расходы на содержание социальной инфраструктуры были включены в себестоимость продукции или услуг, создавалась иллюзия неконкурентоспособности и нежизнеспособности предприятий и монопоселений в условиях рыночной экономики [1].
Как отметил Президент России, проблема моногородов сегодня является острой. В РФ около трехсот городов, развитие которых зависит от работы градообразующих предприятий. «Именно населенные пункты, где жизнь зависит от одного-двух предприятий, оказались под особым ударом в период недавнего кризиса, - сказал Президент. - Напомню, тогда мы сработали относительно эффективно: создали 190 тысяч временных рабочих мест и 60 тысяч постоянных рабочих мест. Ситуация в моногородах выглядит тревожно. На реализацию программы, связанной с поддержкой малого и среднего предпринимательства в кризисный период в 2010-2012 годы, израсходовали около 3 миллиардов рублей. Благодаря реализации
© Новиков С.В., 2012
программы поддержку государства получили почти 6 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства» [2]. За последние два года госзатраты на поддержку моногородов составили 24 млрд руб., благодаря этому удалось создать 60 тыс. рабочих мест. Итого выходит, что трудоустройство одного безработного обходится бюджету в 400 тыс. руб. Астрономические суммы, которые в перспективе будут только возрастать - в настоящий момент ВЭБ готовится профинансировать порядка 40 проектов с общим объемом финансирования до 400 млрд руб. [3].
Объект и метод исследования
Объектами исследования являются Черлакская РЭБ флота и поселок речников Затон, расположенный в Черлакском районе Омской области на левом берегу реки Иртыша и граничащий с Нововаршавским районом той же области. Методологической основой исследования стали принципы историзма, понимаемые в традиционном ключе, а также современные теории организации и управления, концепции развития предпринимательства. Это позволило рассматривать объект исследования в контексте эпохи, основная составляющая - создание совершенно новой социальной и экономической системы. В работе использованы прикладные методы исследования, как то: системный анализ, научное наблюдение, детализация и историко-генетический анализ. Информационную и эмпирическую базу исследования составила статистика развития Омского региона, данные внутренней отчетности Черлакской РЭБ флота, материалы аналитической журналистики.
Результаты исследований
Черлакская РЭБ флота возникла в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. как ремонтно-отстойный пункт Черлакского (старого) затона и играла заметную роль в перевозке сельскохозяйственной продукции. В 1932 г. было принято решение о переносе пункта на левый берег реки Иртыша в так называемую Дробышевскую протоку. Так возникло монопоселение -слободка речников Затон, рядом с которой на берегу протоки, получившей идентичное название, начало расти современное для своего времени предприятие [4]. К 1940 г. на нем работало не менее 100 человек. Зимой 1940-1941 гг. насчитывалось 35 судов. Речной флот занимал все большее место в перевозке продуктов, заготовленного сырья, а также промтоваров, горючих материалов, сельхозинвентаря [5].
Освоение нефтеносного Севера придало новый импульс. В 60-80-е гг. XX в. происходит переориентация: от обслуживания нужд районов Южного Прииртышья на решение задач, связанных с доставкой грузов на территорию Тюменской области. В указанные годы качественно изменился состав флота, на судах была проведена комплексная автоматизация, позволяющая сократить штат корабельных команд на треть. Численность работников к 1968 г. достигла 440 человек [6]. Нельзя не отметить, что пополнение рабочими, особенно плавсостава, шло зачастую за счет миграции из деревень и сел Омской области.
Последняя, предреформенная, реконструкция предприятия была проведена в 1980-1982 гг. В результате обновлен подвижный состав флота, в эксплуатацию были введены: блок цехов производственной площадью 2,9 тыс. м2, кислородная установка, башенный кран грузоподъемностью 7 т и козловый кран грузоподъемностью 20 т. Осуществлена реконструкция котельной с переводом с угля на мазут, увеличена акватория для отстоя флота. Предприятие занималось ремонтом самоходных судов (проекты 2760, 1741, 31721) и несамоходных, строительством нефтеналивных барж для завоза нефтепродуктов на малые реки, противопожарных установок, изготовлением грузозахватных приспособлений, а также понтонов-якорниц. В 1991 г. Черлакская РЭБ флота и порт Черлак были реорганизованы в Черлакское районное управление Иртышского речного пароходства. На предприятии трудилось около 500 рабочих, что делало его градообразующим не только для поселка речников Затон, но и для районного центра Черлак, где располагалась значительная часть жилищного фонда предприятия. В середине 80-х гг. по единому плану застройки были сданы 40 двухквартирных благоустроенных жилых домов, двухэтажное двадцатиквартирное здание малосемейки, новый магазин. Заложено здание комплекса «детсад - начальная школа» [7].
В 1986-1988 гг., в рамках первого этапа экономических реформ, была произведена сдача части флота в аренду. Как показали последующие события - неудачная. Флот был продан,
арендаторы скрылись. В 1989-1993 гг. часть флота была передана на баланс в г. Омск. В 1993-1996 гг. активно выводились из эксплуатации и отправлялись на переработку самоходные баржи, БТК (буксир-толкач колесный), лихтера и баржи. Из 27 судов подвижного состава в 1995-1996 гг. в рейс уходило 50%. В 1999 г. Черлакское районное управление Иртышского речного пароходства было реорганизовано в Черлакский отстойный пункт, на территории которого продолжалась деятельность. Началось свертывание социальной инфраструктуры: в 1994 г. была закрыта пекарня (хлеб имел спрос в близлежащих деревнях и двух расположенных рядом районных центрах), в 1997 г. было разобрано и продано здание клуба, а также недостроенный корпус комплекса «детсад - начальная школа» [8].
Отсутствие на рынке перевозок больших объемов грузов, ранее обеспечивающихся государственными заказами, связанными с освоение районов Севера, по мнению руководства Министерства речного транспорта РФ делало предприятие нерентабельным. О рабочих поселка речников в 90-е гг. никто не задумывался. А между тем с середины 70-х гг. в РЭБ действовал уникальный с точки зрения хозяйственных запросов расположенных по соседству сельских районов производственный комплекс. Изготовляли доски, брус, «столярку». Рабочие РЭБ, не занятые на ремонте флота, занимались строительством жилых домов. При этом излишки пиломатериала реализовывались в колхозах и совхозах Черлакского и Нововаршавского, реже в другие районах Омской области. Спросом на полулегальном рынке пользовались дрова и угль, привозимые речниками в частном порядке. Высоко ценилась продукция электроцеха. Все вышеперечисленное давало возможность, при сокращении подвижного состава речного флота, переориентировать работу на обслуживание агропромышленного комплекса и социальной сферы села. Например, производить строительные материалы и сопутст-вующию продукцию, в последующем собирать жилые дома и хозяйственные постройки по заявкам. Перспективу имела доставка дров из северных районов Сибири, угля из Казахстана. Однако указанные возможности не были реализованы вплоть до закрытия отстойного пункта.
В 2006-2007 гг. часть цехов сдавалась в аренду под складские помещения. Работала пилорама. В 2009 г. представители частных компаний заинтересовались остатками материальной базы. Был проведен мониторинг на предмет привлечения рабочей силы в случае открытия частной речной базы. Однако территория предприятия находилась на балансе Обь-Иртышского речного пароходства, вопрос о ее использовании другим хозяйствующим субъектом решен не был. С 2009 г. остатки помещений подверглись демонтажу.
Большая часть флотского персонала трудоустроилась на Тюменском Севере, проживая с семьями в поселке речников Затон. Рабочие, задействованные в ремонте флота, лишились средств к существованию. Несколько сгладил ситуацию тот факт, что большая часть рабочих стали пенсионерами по «горячей сетке». Негативное отношение к властным структурам население демонстрировало отнюдь не по политическим причинам, а при попытке районного руководства ликвидировать кочегарку и, как следствие, благоустройство части жилых домов, а также во время наводнения 2002 г., когда заявленная помощь до поселка дошла не в полном объеме.
Выводы
Имеет место обсуждение проблем моногородов, однако проблема монопоселений, которых гораздо больше, не становится объектом какого-либо анализа. На наш взгляд, это объясняется:
- отсутствием угрозы какого-либо заметного социального конфликта;
- доминированием в среде управленцев мнения о переселении жителей монопоселений в районные, а иногда и областные центры (данная перспектива выгодна для властных структур в связи со средней себестоимостью создания рабочего места (в 400 тыс. рублей) и финансовыми тратами на поддержание социальной, транспортной и иной инфраструктуры в монопоселениях);
- нежеланием властных структур, как это ни парадоксально и ни противоречит официальным заявлениям, поддерживать малый и средний бизнес. По мнению ряда аналитиков, по всей стране уничтожается система мелкой розничной торговли и производства в интересах крупного ретейла.
Остается ответить на вопрос: не окажется ли переселение жителей монопоселений в более крупные населенные пункты ложной урбанизацией?
Список литературы
1. Павленко, А.С. Моногорода : проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.С. Павленко. - Режим доступа : http://www.rosbalt.ru/2010/06/23/747827.html (дата обращения: 23.10.12).
2. Худилайнен обсудил с Путиным проблемы моногородов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://karelinform.ru/?id=33832#ixzz2ABs7Cx00 (дата обращения: 21.10.12).
3. Наумов, И. Моногорода перепрофилируют по новой программе. У градообразующих предприятий появятся конкуренты на местных рынках труда [Электронный ресурс] / И. Наумов. - Режим доступа : http://www.ng.ru/economics/2012-10-23/4_monogoroda.html (дата обращения : 25.10.12).
4. Новиков, С.В. Очерки истории Черлака и Черлакского района : 1720-1985 годы / С.В. Новиков. - Омск : Изд-во ОмГАУ, 2008. - 416 с.
5. Новиков, С.В. К истории судоходства в Омском Прииртышье и основанию базы флота в Черлаке / С.В. Новиков // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2009. - № 1. - С. 68-70.
6. Черлакский муниципальный архив. Архив предприятия, годовой финансовый отчет за 1968 г.
7. Черлакский муниципальный архив. Приказ начальника ИРПа № 34 от 24 января 1991 г.
8. Коммерческие вести. - 1997. - № 2 ; Омск в Московском комсомольце. - 1999. - 14-20 января.
SUMMARY
S.V. Novikov
Economic situation and lost perspectives of the Cherlak REPAIR and operation fleet station
in reform period
Economists and politicians discuss the problems of mono-town much. The article deals the problems of lost perspectives of mono-settlement reconstruction on the example of Zaton settlement and repair and operation fleet station in the Cherlak district. In concerns the history of the district economic development and the analysis of lost perspective.
Key words: corn transportation, fleet, industrial complex, mono-settlement.
УДК 167.3+372.863 В.И. Разумов
КУРС «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕНЫХ В АПК
Спецкурс «Методология научных исследований» читается с 2004 г. для аспирантов ОмГАУ. Новые интеллектуальные технологии, развитые в категориально-системной методологии, теории динамических информационных систем, даны в аппарате интеллектуальных схемотехник. Повышается производительность труда в научной, учебной, проектной деятельности.
Ключевые слова: интеллектуальные схемотехники, категориально-системная методология (КСМ), научные исследования, подготовка ученых, проектирование, теория динамических информационных систем (ДИС, ТДИС), учебно-методическая деятельность.
Введение
Развитие АПК в России XXI в. тесно связано с кардинальными модернизациями и инновациями в научно-образовательном комплексе, важнейшей задачей которого является не просто воспроизводство специалистов, а повышение производительности труда в науке и образовании (НО). Настоящая статья посвящена презентации результатов в научной, учебно-
© Разумов В.И., 2012