Научная статья на тему 'Кожевенное и войлочное ремесла крымских караимов XVII-XIX веков'

Кожевенное и войлочное ремесла крымских караимов XVII-XIX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
611
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ-ТЮРКИ / ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЕСЛА КРЫМСКИХ КАРАИМОВ / ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ / ВОЙЛОК / THE CRIMEAN KARAITES / TRADITIONAL CRAFTS OF THE CRIMEAN KARAITES / PRODUCTS FROM SKIN / FELT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левицкая Вера Алексеевна

В статье исследуются особенности производства и виды изделий из кожи и войлока крымских караимов. Приводятся заметки путешественников о развитии традиционных ремесел караимов в разных городах Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEATHER AND FELT CRAFTS OF THE CRIMEAN KARAITES IN XVII-XIX CENTURIES

In article features of production and types of products from skin and felt of the Crimean Karaites are investigated. Notes of travelers about development of traditional crafts of Karaites are given in the different cities of the Crimea.

Текст научной работы на тему «Кожевенное и войлочное ремесла крымских караимов XVII-XIX веков»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ART STUDIES

УДК: 685.2

КОЖЕВЕННОЕ И ВОЙЛОЧНОЕ РЕМЕСЛА КРЫМСКИХ КАРАИМОВ

XVII-XIX ВЕКОВ

Левицкая В. А.1

В статье исследуются особенности производства и виды изделий из кожи и войлока крымских караимов. Приводятся заметки путешественников о развитии традиционных ремесел караимов в разных городах Крыма.

Ключевые слова: крымские караимы-тюрки, традиционные ремесла крымских караимов, изделия из кожи, войлок.

Цель и задачи. Провести исследования специфики изготовления изделий из кожи и войлока крымскими караимами в XVII-XIX веках, определить технологию выделки разных видов кож. Обосновать существование высокоразвитых ремесел, таких как кожевенное и войлочное у крымских караимов на основе записей путешественников и исследователей.

Полученные результаты. Крымские караимы-тюрки — коренной народ Крыма, малочисленная народность, населяющая полуостров еще с давних времен, является потомками древнейшего населения Крыма и наследниками хазарской культуры.

Переселение караимов в Крым в 13 в. из Бухарии и Черкесии вместе с татарскими ханами произошло в 1239 году. В середине 14 в. (1342-1357г.г.) в связи с экспансией Золотой Орды в юго-западный Крым, в Джуфт-Кале возникает самая крупная караимская община на полуострове. Общины караимов были также в Кафе, Солхате, Карасубазаре, Гезлеве, Мангупе. Ко II половине XVII века Чуфут-Кале стал духовным и культурным центром караимов Крыма. Община караимов там имела самоуправление, льготы и покровительство, оговоренные ярлыками ханов. Основными занятиями были ремесла и торговля. Караимы вели образ жизни, характерный для тюркских народов.

Польский писатель А. Новосельский выпустил в свет в 1854 г. в двух небольших томах описание своего путешествия, совершенного в 1853 г. на юг России и в Крым под названием «Степи, море и горы», где дает характеристику типа внешности, одежды, быта, поведения караимов, которые представляют несомненный интерес.

Очень важные сведения по истории караимов, их материальной культуре в области костюма, украшений, обстановки, семейного и общественного быта, торговых сношений рассматриваемого периода содержатся в статье Ельяшевича Б.С. «Караимские брачные договоры — шетары», которая была написана совместно с П.Я. Чепуриной — директором Евпаторийского музея.

К концу XVIII — началу XIX в. относится небольшое количество данных по ремеслам крымских татар и караимов, в основном это рисунки и иллюстрации путешествий И.Г. Георги и П.С. Палласа, выполненные художником Г.Х. Гейслером в 1793-1794 гг. [5].

Серьезным исследователем, оставившим значимые сведения по ремеслам, быту, костюму крымских татар и караимов середины XIX века, был Г.И. Радде.

Записки путешествовавшего по Крыму в 1830-х годах А.Н. Демидова очень подробно проиллюстрированы находившимся с ним в то время художником Раффе. А. Демидов в

1 Левицкая Вера Алексеевна — соискатель по специальности «Искусствоведение», ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

своей работе «Путешествие в Южную Россию и Крым» в 1853г. дает краткое описание ремесел, наиболее развитых у крымских караимов.

Традиционным занятием для караимских общин в Юго-Западном Крыму была выделка кож, как грубых, так называемых «мангупских», так и тонкого сафьяна. Из кожи изготовляли седла и обувь, в то же время было развито производство изделий из войлока [1, с. 97]. Во время путешествия по Тавриде в 1793 и 1794 годах П. С. Паллас насчитал в Бахчисарае 13 кожевенных заводов. Помимо этого, в Бахчисарае и Карасубазаре имелись мастерские, где выделывали кожи только для местного употребления — на седла, упряжь и мягкие, шитые из цельного куска сыромятной кожи постолы.

Кожевенники играли важную роль в жизни общины, изготавливали продукцию, необходимую и в мирное, и в военное время. И фамилии караимов весьма выразительно указывают на ремесленную специализацию ряда семей. Например, Казас — изготовитель кушаков и позументов, Сарач — мастер, делавший седла, уздечки и другие предметы конской упряжи [1, с. 98], Таббах — кожевенник, сыромятник, Йимшакчи — умягчитель кожи, Тэрйаки — изготовитель шкур [4, с. 229].

Выделке кожи высокого качества способствовало произрастание дуба, сумаха и других дубильных растений в окрестностях Кырк Йера, Мангуп Кале. Комплексы для обработки шкур устраивали у источников воды, либо в местах с налаженным сбором осадков и доставкой воды. Местами первичной обработки шкур в Кырк Йере служили: балки Марьям дере и Ашлама дере. У Мангуп Кале — овраг Табана дере и т. д. Даже покинув Мангуп, как место постоянного поселения, ремесленники караи еще долго приезжали туда в летний сезон для первичной обработки шкур и выделки кожи [4, с. 229].

Шкуры животных вымачивали в известковой воде обычно в небольших бассейнах, вырубленных в плотном известняке. Затем, после удаления шерсти и мездры, дубили в деревянных чанах, либо каменных емкостях в настое коры дуба, сумаха. Потом окрашивали горячими растительными красителями и сушили в тени на деревянных щитах или распорках. Высушенные кожи пропитывали жиром и интенсивно мяли с помощью древнего приспособления — кожемялки — талкъы. Это же приспособление применяли и для вымешивания теста, оно представлено в экспозиции караимского музея в Тракае. Мятую кожу разглаживали и полировали на деревянных подложках с помощью кизиловых палок или крупной гальки, доводя до блеска [4, с. 229]. Подобная технология выделки кожи встречается у многих тюркских народов, например, алтайцев, карачаевобалкарцев и других.

Веками выработанная и усовершенствованная технология позволяла получать кожу очень высокого качества. Особенно ценились разные виды сафьяна (кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов), юфть (удивительно мягкая кожа комбинированного дубления, выработанная из шкур крупного рогатого скота, конских и свиных) и шагрень (мягкая шероховатая кожа с характерным рисунком, выделываемая из шкур баранов, коз, овец). Секреты их обработки тщательно скрывались от посторонних и передавались из поколения в поколение.

Из кожи изготавливали одежду, обувь, пояса, сбрую, военное снаряжение, доспехи, боевые нагайки. Нередко изделия обрамляли и украшали металлом. Сапоги часто подбивали подковками, выполнявшими роль шпор при верховой езде [4, с. 230].

Из одежды сохранились образцы мужских жилетов и курток из кожи преимущественно черного цвета, украшенные металлическими пуговицами.

В статье Ельяшевича Б.С. «Караимские брачные договоры — шетары», которая была написана совместно с П.Я. Чепуриной — директором Евпаторийского музея говорится о том, что караимки поверх платья иногда надевали передник «пултебенек» из маломерной кожи

[3].

Пояс караимки, расшитый золотом, был на кожаной основе с пряжками, которые всегда имели круглую форму в виде двух полусфер. На поясе делали металлические вставки, реже использовали драгоценные камни.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе

Распространенной обувью у караимских женщин были мягкие изящные сафьяновые туфли или сапожки, расшитые мишурой «ишлеме мест», поверх которых надевали твердые туфли без задников. А. Демидов в своей работе «Путешествие в Южную Россию и Крым» в 1853 г. дает краткое описание женского костюма жены караимского купца: «На ней было платье, сшитое в виде шлафрока, и плотно прилегающее к телу, узенький галстучек, покрытый золотым и серебряным шитьем, шаровары и сафьяновые туфли» [2, с. 428].

Для повседневной носки и работы в сельском хозяйстве использовали обувь — чарыки из куска сыромятной кожи. Они имели острые, прошитые ремешками, носки и затягивались такими же ремешками, свободные концы которых обматывали вокруг голени. Легкие и практичные чарыки в процессе носки принимали форму ноги [4, с. 230].

Говоря о Симферополе, А. Демидов пишет, что в одном из центральных зданий Симферополя «находилась выставка Крымских сельских и промышленных произведений, изготовленная по случаю ожидаемого прибытия Государя Императора» [2, с. 437]. «Из промышленных изделий, кроме ковров, мы заметили кушаки, наподобие Черкесских, делаемые в Кезлеве, сафьянные поясы, усыпанные мелкими металлическими бляхами, которые отличались чрезвычайно искусною резьбою. Кроме того, здесь много было выставлено серебряных галантерейных вещиц, изделия караимов. Далее находились седла, сбруя, бабуши и множество других изделий, изготовляемых татарами и караимами из кожи, отличающейся мягкостью, гибкостью и яркостью красок» [2, с. 438].

Несомненно, кожевенное дело было основным традиционным ремеслом крымских караимов. Особенно славились в прошлом их боевые седла, специальные сапоги для верховой езды и воинские доспехи. Благодаря удобству, легкости и красоте, большим спросом пользовались седла. За ними приезжали даже с Кавказа, где знали толк в упряжи и верховой езде [4, с. 230]. В Тракае, в экспозиции караимского музея выставлено седло прекрасной работы, выполненное в технике аппликации из цветной кожи, украшенное металлическими пластинками.

Товар из кожи расходился по всему Крыму и вывозился за его пределы. Торговая деятельность караимской общины в XIX веке была весьма обширной, приходилось приобретать сырье: шкуры, металл, ткани и другое.

Несмотря на то, что традиционным занятием для караимских общин Крыма было кожевенное ремесло, «в то же время было развито производство изделий из войлока» [1, с. 97]. Так А. Демидов путешествуя по Гезлеву пишет: «Есть один только квартал, содержащий несколько базаров, есть небольшое количество ремесленных заведений, сюда принадлежат войлочные и сафьяновые изделия. Здесь поселилось несколько караимов, которые все почти без исключения золотых дел мастера: они умеют превосходно делать разные убранства...» [2, с. 426].

Одним из распространенных видов изделий из войлока были белые войлочные ковры, которые использовались в обряде венчания. Венчание — кыдыш проводил газзан. В определенный момент жених и невеста становились на белый войлок. Их посыпали монетами, миндалем, сахаром, зерном. Интересно обязательное присутствие в обряде белого войлока как символа радости, счастья и здоровья [4, с. 230].

Старинными промыслами являлись также выделка войлоков с рисунками (употреблялись вместо ковров в бедных семьях) и изготовление торб из козьей шерсти.

Говоря о выставке Крымских сельских и промышленных произведений, А. Демидов пишет: «Что сказать о войлочных изделиях, разных тканях, сукнах, плащах из верблюжьей шерсти, занимавших целую залу. Все эти произведения свидетельствуют о замечательных успехах в ремесленном производстве» [2, с. 439].

Вывод. Можно с уверенностью сказать, что традиционные кожевенное и войлочное ремесла крымских караимов в ХУ11-Х1Х веках достигли высокого развития, что отмечалось путешественниками, посетившими полуостров в разные века.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

1. Герцен, А. Г., Могаричев, Ю. М. Крепость драгоценностей Кыркор. Чуфут-кале / А. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев. — Симферополь, 1994.

2. Демидов, А. Путешествие в Южную Россию и Крым / А. Демидов. — Бизнес-Информ, Симферополь, 2011. — С. 85-256.

3. Ельяшевич, Б. С., Чепурина, П. Я. Караимские брачные договоры «шетары». Оттиск из Известий Таврического Общества Истории, Археологии и Этнографии. — Т. 1. — 1927.

4. Караимская народная энциклопедия. — Том 6 — Ч. II, Крым, 2007.

5. Паллас, П. С. Путешествие в Крым (в 1793-1794 годах) / П. С. Паллас // Зап. Императорского Одесского общества истории и древностей. Т. 12. — Одесса, Тип. Л. Даникана, 1881.

LEATHER AND FELT CRAFTS OF THE CRIMEAN KARAITES

IN XVII-XIX CENTURIES

Levitskaya V. A.

Levitskaya Vera Alekseevna — Applicant for Specialty «Art Criticism», Senior Teacher, Faculty of Arts, "Crimean Engineering Pedagogical University".

Abstract. In article features of production and types of products from skin and felt of the Crimean Karaites are investigated. Notes of travelers about development of traditional crafts of Karaites are given in the different cities of the Crimea.

Key words: the Crimean Karaites, traditional crafts of the Crimean Karaites, products from skin, felt.

References

1. Gercen, A. G., Mogarichev, Ju. M. Krepost' dragocennostej Kyrkor. Chufut-kale / A. G. Gercen, Ju. M. Mogarichev. — Simferopol', 1994. (in Russian)

2. Demidov, A. Puteshestvie v Juzhnuju Rossiju i Krym / A. Demidov. — Biznes-Inform, Simferopol', 2011. — S. 85-256. (in Russian)

3. El'jashevich, B. S., Chepurina, P. Ja. Karaimskie brachnye dogovory «shetary». Ottisk iz Izvestij Tavricheskogo Obshhestva Istorii, Arheologii i Jetnografii. — T. 1. — 1927. (in Russian)

4. Karaimskaja narodnaja jenciklopedija. — Tom 6 — Ch. II, Krym, 2007. (in Russian)

5. Pallas, P. S. Puteshestvie v Krym (v 1793-1794 godah) / P. S. Pallas // Zap. Imperatorskogo Odesskogo obshhestva istorii i drevnostej. T. 12. — Odessa, Tip. L. Danikana, 1881. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.