Научная статья на тему 'Караимы: история и современность'

Караимы: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1311
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАИМЫ / ЭТНОГЕНЕЗ / КАРАИЗМ / ХАЗАРИЯ / РАХДОНИТЫ / КРЫМСКИЕ КАРАИМЫ / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАРАИМОВ / KRYMKARAYLAR / ETHNOGENESIS / KARAISM / KHAZARIA / RADHANITES / CRIMEAN KARAITES / ETHNO-LINGUISTIC GROUP / TRADITIONS AND CUSTOMS OF THE CRIMEAN KARAITES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потехин Дмитрий Васильевич

В статье раскрывается проблематика происхождения немногочисленного этноса караимов. Эта небольшая этническая общность одновременно является небольшим народом и уникальной религиозной общиной. Особое внимание уделяется различным точкам зрения на происхождение данной общности. Одновременно поднимаются вопросы культуры, традиций и обычаев караимского народа, представители которого в настоящее время проживают в Крыму и Литве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crimean Karaites: past and present

The article deals with the origin of the small ethnic group of Crimean Karaites or Krymkaraylar. This small ethnos is both a small nation and a unique religious community. Special attention is paid to various opinions about the origin of this community. The author discusses the questions of culture, traditions and customs of the Crimean Karaites, whose members live mostly in Crimea and Lithuania.

Текст научной работы на тему «Караимы: история и современность»

УДК 908(=1.477.75)

Потехин Дмитрий Васильевич

Potekhin Dmitry Vasilyevich

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Крымского филиала

Краснодарского университета МВД России

PhD in History, Assistant Professor, State and Civil Law Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

КАРАИМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

CRIMEAN KARAITES: PAST AND PRESENT

Аннотация:

Summary:

В статье раскрывается проблематика происхождения немногочисленного этноса караимов. Эта небольшая этническая общность одновременно является небольшим народом и уникальной религиозной общиной. Особое внимание уделяется различным точкам зрения на происхождение данной общности. Одновременно поднимаются вопросы культуры, традиций и обычаев караимского народа, представители которого в настоящее время проживают в Крыму и Литве.

The article deals with the origin of the small ethnic group of Crimean Karaites or Krymkaraylar. This small ethnos is both a small nation and a unique religious community. Special attention is paid to various opinions about the origin of this community. The author discusses the questions of culture, traditions and customs of the Crimean Karaites, whose members live mostly in Crimea and Lithuania.

Ключевые слова:

караимы, этногенез, караизм, Хазария, рахдо-ниты, крымские караимы, этнолингвистическая группа, традиции и обычаи караимов.

Krymkaraylar, ethnogenesis, Karaism, Khazaria, Ra-dhanites, Crimean Karaites, ethno-linguistic group, traditions and customs of the Crimean Karaites.

Keywords:

Этногенез любого народа очень сложен. Многие годы этнографы и историки спорят об этническом прошлом караимов, однако истина до сих пор остается неизвестной [1, с. 7]. Приведем лишь несколько мнений ученых. Некоторые из них полностью отождествляют караимов с тюрками, причем безапелляционно называют их потомками хазар, т. е. народа дагестанского типа. В «Кратком словаре истории Крыма» К.К. Когонашвили называет предками караимов не тюрок, а тавров и киммерийцев [2, с. 103]. Еврейская энциклопедия (Т. 3) относит караимов к семитам, вышедшим из Израиля еще в древние времена. А.И. Полканов в эпиграфе к книге «Крымские караимы» утверждает: «Караимы - коренной малочисленный тюркский народ». В предисловии к этой книге Ю. Кочубей, однако, не использует термин «коренной», а объявляет караимов лишь «осколком большого тюркского племени..., наследником культуры хазарского государства».

Некоторые исследователи считают евреев предками караимов. «История хазар» М.И. Артамонова, «Этническая история Северного Кавказа в 1У-Х вв.» А.В. Гадло, «Каспийский свод сведений о Восточной Европе» Б.Н. Заходера, «Движение Маздака и восстание еврейского населения Ирана в первой половине VI в. н. э.» Ю.А. Солодухо - из этих и других работ крупных этнографов и историков следует, что караимизм (караизм) не является явлением хазарским или крымским. Наиболее обоснованно этногенез народов, в том числе и караимов, излагает в ряде трудов Л.Н. Гумилев, в том числе и в работе «Древняя Русь и Великая степь». Он доказывает, что караимы (с араб. - 'чтецы, люди Писания', с тюрк. - 'темные люди') - это этнолингвистическая группа, возникшая во времена раннего средневековья, отколовшись от ортодоксальных евреев. После ухода из Израиля в Персию и в условиях проживания в среде иноязычного народа их диаспора раскололась на различные религиозные общины. Среди них, как считает А.Я. Гидалевич, в VI в. выделяется более крупная община «Бале Микро», поглотившая впоследствии более мелкие группы. Столетиями потомки израильтян тюркизировались, постепенно вошли в жизнь народа, стали говорить на фарси. Придворный вельможа Маздак, став советником шаха, уговорил их обогатиться за счет экспроприации знати. Начался террор, во время которого шах умер, а его сын, опираясь на ограбленную знать, в 529 г. повесил Маздака и Мар Зутру. Евреи-маздакиты в массовом порядке бежали через Кавказ в Нижнее Поволжье, т. е. в Хазарию. Кембриджский аноним именует их «евреями колена Симонова, позабывшими веру предков».

В конце VIII в. в Хазарию пришли из Византии, где их хотели крестить, евреи-раввинисты, вскоре занявшие в каганате ведущее положение. Их называли рахдонитами.

Караимский автор XI в. Яфет ибн Али называет хазар еврейской верой - мамцер (бастард). Рождались они от брака евреев и хазарок. Такой ребенок был всем чужой, не имел права владеть

имуществом, его не учили талмуду, читать Пятикнижие он мог научиться лишь у родителей. Эти люди - по отцу евреи, по матери хазары - объединялись в свои общины, оттесняемые на окраины Хазарии. Такой окраиной был Крым, где их потомки и «составили крошечный этнос крымских караимов, антропологические черты коих совмещают тюркский и ближневосточные типы» (В.П. Алексеев «В поисках предков»).

Так караимы окончательно выпали из еврейского этноса. Возглавил их Анан бен Давид. Караимы отказались от Талмуда, «не поддались еврейскому влиянию и уцелели только в византийском владении в Крыму, как осколок общины хазаро-еврейских метисов» (Л.Н. Гумилев «Об антропологии для не антропологов») [3, с. 19].

Что происходит после кончины Анана бен Давида? При новом гахаме Беньямине бен Моше Нахавенди (IX в.) они стали называться караимами. Караимизм известен в Египте и странах Европы. После изгнания караимов из Испании в XI в. часть их добралась до Крыма. Видимо, не случайно при голосном чтении Торы слышится испанский акцент. В языке караимов заметно влияние печенегов, гузов, половцев. В XII в. путешественник Птахия из Горенбурга сообщает о том, что встречался с караимами, жившими среди половцев.

Караимский ученый XIX в. Аврахим Шмуль Фиркович, автор ряда работ по истории караимов и крымчаков, считает караимов потомками одного из колен Израилевых, говорящих на кып-чакском наречии тюркского языка.

Наиболее известным местом проживания караимов кроме Крыма является село Тракай в Литве. В 1392 г. князь Литвы Витовт вывел из Крыма 383 семьи караимов и поселил их вокруг своего замка в Тракае, доверив им его охрану. Там они проживают и поныне. В 1408-1411 гг. часть их переселили в Луцк и Галич, откуда некоторые ушли в Польшу и Румынию.

Основная часть караимов продолжила жить в Крыму. После присоединения Крыма к России в 1783 г. Екатерина II, по предложению ученых, изучавших этногенез караимов, издала указ об освобождении их от налога, который платили евреи. Им было разрешено выезжать за черту оседлости и приобретать землю. Некоторые караимы получили дворянские титулы и офицерские звания. Основными занятиями караимов являлись ремесло и торговля. В 1783 г. в Крыму проживало 2 400 караимов, в 1897 г. - 6 166. Первым гахамом (руководителем общины), утвержденным царским правительством, был Хаджи-Ага Бобович. Синагога стала называться кенасой. Календарь остался таким же, как и у евреев. Лунный месяц нисан (март) считался первым месяцем года. Богослужение проводилось не пять, а всего два раза в день, и только в субботу три раза [4, с. 94-95].

Известный русский ученый В.И. Филоненко в работе «Аталар созы» («Слово отцов»), исследуя обычаи, традиции, фольклор караимов, уважительно отзывается о трудолюбии, честности и сплоченности народа, вынужденного веками переносить сложность и трагичность своего положения. Взаимопомощь, взаимовыручка и взаимное притяжение помогали его представителям выжить в любых условиях.

Караимы пользовались покровительством крымских ханов, не облагавших их ясаком, благосклонностью российских императоров, которые признали их отдельным от евреев народом, пользующимся всеми правами русских. Не тронули их и оккупанты - фашисты в годы ВОВ.

В 1940 г. из 9 000 учтенных в СССР караимов в Крыму проживало 6 000, в 1960 г. в СССР проживало 5 800 караимов, в том числе в Крыму - 2 100, в 1989 г. в Крыму проживало 882 караима. Причиной сокращения численности народа стали многочисленные смешанные браки. До недавнего времени представители данного народа заключали браки только между собой, но в настоящее время этой традиции уже нет.

А.И. Полканов в книге «Крымские караимы» подробно рассказывает об обрядах и обычаях данного народа. Приведем лишь некоторые из них [5].

Поминальная тризна по покойным - айяг - ичмег («пить из кубка») совершается на черном войлоке. Все присутствующие пьют из одного кубка, передаваемого по кругу, по направлению движения солнца. Родственники не могут употреблять мясную пищу в течение недели. Поминки справляются на 7-й и 40-й день и спустя 11 месяцев.

Пасха отмечается не только преломлением пресного хлеба, но и приношением в жертву барана, что сближает ее с Курбан-байрамом. В еврейский праздник кущей во дворе кенасы возводят общую палатку, украшая ее овощами и фруктами, которые затем раздают бедным. Свадьбе караимов предшествует сговор родителей, у детей согласия не спрашивают. Свадьба продолжается несколько дней в доме невесты для женщин, в доме жениха для мужчин. Перед брачной ночью молодых обмывают в бане. Составляется брачный контракт (шестор), который утверждает газзан (священник). Невесту к жениху вносит ее брат. Перед этим газзан благословляет молодых на белом войлоке - символе жизнеутверждения.

Основная пища - баранина и мучные блюда, сдабриваемые кислым молоком (катык). Популярное блюдо «караимские пирожки» - сырая баранина, запеченная в пресном тесте.

Есть в Крыму у караимов особо почитаемое святое место - древнее родовое кладбище в Чуфут-Кале. В Иосафатовой долине смерти расположены старинные намогильные плиты в окружении священных дубов «Балта тиймес» («топор не коснется»). Могилы и храмы караимов всегда ориентированы на юг [6, с. 97].

Итак, сегодня крымские караимы - это этнос, конгломератная общность которого сложилась в Хазарии на основе многих этносов. Важно приложить все усилия для сохранения их самобытности, так как каждый народ - это кирпичик в огромном храме человеческого мироздания.

Ссылки:

1. Караимская народная энциклопедия. Т. 6. М., 2000. С. 7.

2. Когонашвили К.К. Краткий словарь истории Крыма. Симферополь, 1995. 336 с.

3. Потехин В.Е., Потехин Д.В. Культура народов Крыма. Севастополь, 1997. 44 с.

4. Потехин В.Е., Потехин Д.В. Крым многонациональный. Севастополь, 2008. 238 с.

5. Полканов Ю.А. Караи - крымские караимы - тюрки. Симферополь, 1997.

6. Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. Симферополь, 1993.

References:

Karaime folk encyclopedia 2000, vol. 6, Moscow, p. 7, (in Russian).

Kogonashvili, KK 1995, Concise Dictionary of the history of the Crimea, Simferopol, 336 p., (in Russian). Polkanov, YA 1997, Karai - Crimean Karaimes - Turks, Simferopol, (in Russian). Potekhin, VE & Potekhin, DV 1997, Culture of peoples of Crimea, Sevastopol, 44 p., (in Russian). Potekhin, VE & Potekhin, DV 2008, Multinational Crimea, Sevastopol, 238 p., (in Russian). Shapshal, S 1993, Karaimes and Calais in the Crimea, Simferopol, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.