Научная статья на тему 'КОУЧИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

КОУЧИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
коучинг / здравоохранение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айткулова Молдир Калыбековна

Данная статья посвящена некоторым аспектам коучинга в контексте здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»



SCIENCE TIME

КОУЧИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Айткулова Молдир Калыбековна, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

E-mail: mk_aitkulova@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена некоторым аспектам коучинга в контексте здравоохранения.

Ключевые слова: коучинг, здравоохранение.

Впервые слово «coach» (англ. - тренер) было использовано в академическом контексте в Оксфордском университете в 1830-х годах. В этом случае слово "коуч" использовалось для обозначения наставника, который помогал студенту в его учебной работе. Считается, что изначально оно использовалось неформально, подразумевая, что репетитор ведет студента от точки «А» к точке «Б» - подобно тренеру, который также ведет людей от точки А к точке Б [1].

На сегодняшний день в коучинге четко определяются целевые группы, под каждую из которых разрабатываются соответствующие методологии. Растет количество исследований, посвящённых коучингу, повышаются требования к качеству и стандартизации, растет число профессиональных сообществ. Коучинг выходит на научный уровень.

Коучинг можно характеризовать как относительно новое быстроразвивающееся направление, которое применяется в бизнесе, спорте и личной жизни. Из-за быстрого роста популярности коучинга многие начинают пользоваться этим в личных интересах, предоставляя некачественные услуги и неверно толкуя понятие «коучинг», о котором пойдет речь в следующем разделе.

Деловой мир всегда интересовала возможность повышения эффективности работы человека. В период с 1940-х по 1960-е годы некоторые организации предоставляли своим руководителям консультации, которые проводили профессиональные или организационные психологи. Эти мероприятия были направлены на то, чтобы помочь руководителям преодолеть барьеры и добиться высоких результатов в работе.

I

16

1 SCIENCE TIME 1

Современное воплощение коучинга берет свое начало в Движении за человеческий потенциал 1960-х годов - десятилетии исследований в области человеческого роста и развития. Два выдающихся психолога, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, были поборниками человеческого потенциала и ведущими фигурами в области гуманистической психологии. Это движение пропагандировало оптимистический взгляд на человеческую природу, утверждая, что люди стремятся полностью реализовать свой потенциал. Как следствие, это движение рекомендовало работодателям не сосредотачиваться на повышении эффективности работы, а относиться к своим сотрудникам хорошо [2].

Коучинг является одним из современных, разнообразных, эффективных и при этом мягких способов развития и обучения персонала в рамках инновационного развития организации. Коучинг - это полезный способ развития навыков и способностей людей, а также повышения эффективности их работы. Он также может помочь справиться с проблемами и трудностями до того, как они превратятся в серьезные проблемы.

Многие авторы в первую очередь обращают внимание на психологические факторы коучинга и трактуют коучинг как высшую психологию, помогающую индивиду открыть более новые перспективы его жизни. Коучинг - процесс, который непосредственно ведет к повышению профессиональной компетентности, где главная цель - не достижение материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность Коуч-сессия обычно проходит в форме беседы между коучем и коучем и направлена на то, чтобы помочь коучу самому найти ответы [3].

В некоторых организациях коучинг все еще рассматривается как корректирующий инструмент, используемый только тогда, когда дела идут плохо. Но во многих компаниях коучинг рассматривается как позитивный и проверенный подход, помогающий другим людям узнать о своих целях и амбициях, а затем достичь их.

Коучи на рабочем месте - это не консультанты, не психотерапевты, не гуру, не учителя, не тренеры и не консультанты, хотя они могут использовать некоторые из тех же навыков и инструментов.

Большинство формальных, профессиональных коучингов проводится квалифицированными специалистами, которые работают с клиентами, чтобы повысить их эффективность и производительность и помочь им полностью раскрыть свой потенциал. Коучей могут нанимать сами коучи или их организации. Коучинг на этой основе работает лучше всего, когда все четко понимают причину найма коуча и совместно определяют ожидания, которых они хотят достичь с помощью коучинга [4].

17

1 SCIENCE TIME 1

Однако менеджеры и лидеры организации могут быть столь же эффективны, как и нанятые извне коучи. Руководителям не обязательно проходить формальное обучение на коучей. Если они не выходят за рамки своей квалификации и придерживаются структурированного подхода, они могут принести пользу и помочь развить навыки и способности своих сотрудников.

Коучинг - это общий термин, обозначающий процесс развития навыков и способностей людей, повышения их эффективности и решения проблем и задач до того, как они станут серьезными проблемами. Но коучинг можно разделить на три различные категории:

Коучинг для руководителей: предназначен для членов команды высшего звена, чтобы улучшить их производительность и лидерские способности. Коучинг руководителей - это быстро развивающаяся область и ресурс в деловом сообществе, где множество компаний и профессионалов предлагают услуги коучинга руководителей. Коучинг руководителей определяется по-разному, но в целом предполагает краткосрочные отношения, направленные на повышение эффективности работы руководителя [5].

Коучинг по развитию лидерства и потенциала: направлен на то, чтобы помочь менеджерам - от тех, кто занимается уходом за пациентами, администрацией и операциями, - стать лучшими руководителями и подготовиться к выполнению обязанностей более высокого уровня.

Коучинг по повышению эффективности: проводится для того, чтобы помочь пациентам повысить эффективность работы в их текущей роли, укрепить сильные стороны или исправить слабые.

Академический коуч - это человек, назначенный для того, чтобы помочь учащимся полностью реализовать свой потенциал. Коучи работают с учащимися, оценивая их успеваемость с помощью объективных оценок, помогая учащимся определить потребности и составить план их достижения, а также помогая учащимся быть ответственными. Коучи помогают учащимся улучшить самоконтроль, одновременно моделируя идею о том, что коучинг будет приносить пользу на протяжении всей их карьеры [6].

Чтобы понять роль коуча в медицинском образовании, необходимо рассмотреть, что традиционно не относится к коучингу. Многие из этих потребностей, не относящихся к коучингу, часто решаются в рамках консультирования и наставничества, которые могут выполнять преподаватели или коллеги.

Коучинг охватывает множество аспектов - от развития самосознания собственных взглядов и ограничивающих убеждений, которые влияют на эффективность работы или личной жизни, до повышения осознанности и благодарности. Коучинг может быть ориентирован на отдельного человека, как, например, коучинг в области лидерства, карьеры, здоровья/здоровья или эмоционального интеллекта. Коучинг также может быть предложен группам

1 SCIENCE TIME 1

людей с общей целью, например, предпринимателям, нацеленным на развитие своего бизнеса, или командам в организации, работающим над улучшением межведомственного общения. Программа коуч-сессий обычно составляется самим коучем, а также его руководителем. Важно отметить, что коучинг - это конфиденциальное общение между коучем и коучем, условия которого четко прописаны коучем. Коучинг создан как безопасное пространство для коучей, где они могут исследовать свои взгляды и проблемы с помощью непредвзятого профессионала, обученного методологии научно обоснованного коучинга. Коучинг - это не терапия, не дача советов и не наставничество. Это совместный, партнерский процесс, в котором коуч и коучи собираются вместе, чтобы исследовать, делиться и фокусироваться на профессиональном росте коуча [7; 8].

Коучинг в здравоохранении - это сосуд, предназначенный для поддержки руководителей, практикующих врачей, работников, администраторов и вспомогательного персонала, когда они преодолевают неопределенность сложной обстановки.

Лишь немногие отрасли могут получить такую пользу от коучинга - как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе - как здравоохранение. Слишком долгое время коучи были уделом высших эшелонов власти: старшие администраторы и руководители нанимали коучей для улучшения лидерских качеств и достижения карьерных целей, а врачи, медсестры и другие поставщики услуг изредка прибегали к услугам коучей в рамках планов «исправления». Хотя никто не спорит, что коучи отлично помогают любому клиенту, желающему определить цели и добиться их достижения, мы считаем, что можно привести доводы в пользу более широкого использования коучей во всем здравоохранении.

Стремительное увеличение числа случаев выгорания, моральных травм, усталости от сострадания, отстраненности, неудовлетворенности и оттока кадров в профессии еженедельно появлялось в заголовках газет, а медицинские центры пытались найти способы смягчить многомерные источники боли. Сейчас, когда наступает пандемическая усталость, эти травмы усугубляются, и многие практикующие врачи пытаются восстановить чувство равновесия. В то время как больничные системы продолжают продвигать идею "ухода за собой" как панацею, практикующие врачи борются с нарастающей волной собственного истощения и деморализации.

Коучинг - личный, профессиональный или групповой - особенно хорошо подходит для того, чтобы помочь медицинским работникам пережить это время. Коучинг в некотором смысле более доступен, чем традиционная терапия, поскольку он несет минимальную профессиональную стигму или риск получения лицензии (реальный или мнимый). Кроме того, многие медицинские работники предпочитают прогрессивный, ориентированный на достижение целей подход к трудностям, с которыми они сталкиваются. Серию коуч-сессий

1 SCIENCE TIME 1

можно предложить в качестве бонуса при приеме на работу, чтобы помочь новым сотрудникам освоиться, особенно в период сильного стресса, когда обычные отношения наставничества могут быть перегружены или вовсе отсутствовать. Коучи выступают в роли идейных партнеров, поддерживают развитие осознанности и других оздоровительных практик, укрепляют потребность в подлинной заботе о себе, развивают коммуникативные навыки, включая ценность глубокого слушания, и могут помочь в деконструкции и управлении [9; 10].

Когда коучинг наиболее эффективен, желаемые результаты определяются коучем, но часто меняются с течением времени по мере установления доверительных отношений и знакомства. Установление личного и профессионального благополучия, постановка и достижение целей, достижение пика производительности, обретение ясности цели и самореализации - это высокие цели для любой профессии, но в разгар пандемии индустрия здравоохранения особенно нуждается в облегчении и восстановлении, которые может принести отличный коучинг - и отличные коучи [11; 12].

Обучение руководящих кадров в организациях здравоохранения -инструмент «выживания» учреждений, оказывающих медицинские услуги, к качеству которых пациенты и общество предъявляют все большие требования. В этой связи, такая образовательная технология как коучинг, как нельзя лучше позволяет руководителям подразделений и высшему руководящему составу организаций здравоохранения приобрести необходимые управленческие навыки непосредственно на рабочем месте под конкретные задачи обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе, в области внедрения системы менеджмента качества.

Необходимые умения главного врача медицинской организации заключаются в том, чтобы применять системный подход к решению управленческих задач по обеспечению качества и безопасности всех видов деятельности в медицинской организации, выстраивать систему внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан. Таким образом, основными задачами коучинга являются приобретение на практике необходимых профессиональных организационно-управленческих навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности в сфере управления качеством [13].

Литература:

1. Дауни, М. Эффективный коучинг: Технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы / Майлз Дауни. - М.: Добрая книга, 2015. - 288 с.

2. Дафт, Р. Менеджмент / Ричард Л. Дафт. - СПб.: Питер, 2012. - 656 с.

20

1 SCIENCE TIME 1

3. Егорова, А. Вовлеченность персонала: 7 шагов к пониманию / Егорова Анна. - Business Result Group, 2014. - 25 с.

4. Котова, Н. Менторинг больше чем наставничество // Интернет-версия газеты «Акмолинская правда». - 2013. - № 138.

5. Лебедева, А. Коуч - Волшебное зеркало // Интернет-версия журнала «Управление персоналом». - 2014. - № 16.

6. А. Алексеев и др. Особенности современного российского стиля управления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 43. - С. 180-184.

7. Петров, К. Оценка программ обучения и развития сотрудников в российских и зарубежных компаниях / Петров Кирилл Андреевич. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2016. - 53 с.

8. Планета коучинга // История коучинга. - Режим доступа: http:// coachplanet.ru/about/ (дата обращения: 29.01.24).

9. Abraham RR, Fisher M, Kamath A, Izzati TA, Nabila S, Atikah NN. Exploring first-year undergraduate medical students' self-directed learning readiness to physiology. AJP Adv Physiol Educ. 2011;35(4):393-395. doi:10.1152/ advan.00011.2011.

10. Davis DA, Mazmanian PE, Fordis M, Van Harrison R, Thorpe KE, Perrier L. Accuracy of physician self-assessment compared with observed measures of competence: a systematic review. JAMA. 2006;296(9):1094-1102. doi:10.1001/ jama.296.9.1094.

11. Eva KW, Cunnington JPW, Reiter HI, Keane DR, Norman GR. How can I know what I don't know? Poor self assessment in a well-defined domain. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2004;9(3):211-224. doi:10.1023/ B:AHSE.0000038209.65714.d4.

12. Eva KW, Regehr G. "I'll never play professional football" and other fallacies of self-assessment. J Contin Educ Health Prof. 2008;28(1):14-19. doi:10.1002/chp.150.

13. Kruger J, Dunning D. Unskilled and unaware of it: how difficulties in recognizing one's own incompetence lead to inflated self-assessments. J Pers Soc Psychol. 1999;77(6): 11211134. doi:10.1037/0022-3514.77.6.1121.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.