Научная статья на тему 'Сущность коучинга, его основные принципы и отличия от других способов профессионального взаимодействия'

Сущность коучинга, его основные принципы и отличия от других способов профессионального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1129
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧ / КОУЧИНГ / ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / COACH / COACHING / TEACHING / PSYCHOLOGY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милостивая Ю.С., Волик М.В.

В настоящее время возможность по-новому увидеть, улучшить и направить работу каждого сотрудника в нужную сферу деятельности, в соответствии с данными ему задачами, а также наладить эффективный процесс управления организацией, предусматривая изменения внешней среды, приобретает наибольшую значимость для организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность коучинга, его основные принципы и отличия от других способов профессионального взаимодействия»

Милостивая Ю.С., Волик М.В. ©

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

СУЩНОСТЬ КОУЧИНГА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ СПОСОБОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация

В настоящее время возможность по-новому увидеть, улучшить и направить работу каждого сотрудника в нужную сферу деятельности, в соответствии с данными ему задачами, а также наладить эффективный процесс управления организацией, предусматривая изменения внешней среды, приобретает наибольшую значимость для организаций.

Ключевые слова: коуч, коучинг, обучение, психология, образование.

Keywords: coach, coaching, teaching, psychology, education.

Традиционно для повышения квалификации сотрудников использовались современные средства и методики: деловые игры, телеконференции, информационнокоммуникационные технологии, технологии разноуровневого и дистанционного обучения [1-5] и другие. Однако современное образование развивается по пути модернизации и гуманизации образовательного процесса. Развитие личности, способной к самореализации и саморазвитию, считается главной ценностью и целью образования. Поэтому возникает серьезная потребность в инновационных технологиях педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающихся. К таким технологиям относится коучинговый подход, суть которого состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной позиции личности. Коучинг отвечает принципам личностно-ориентированного, персонифицированного обучения и воспитания, и в полной мере соответствует требованиям образовательных стандартов нового поколения.

Коучинг является способом достижения какой-либо жизненной или

профессиональной цели улучшения работы человека, при использовании таких приемов, как: психологическое консультирование, мотивация и индивидуальная тренировка определенных навыков у клиента. Работа с коучем дает возможность выработать стратегию развития персонала и компании в целом. Он помогает личности выйти за рамки ее возможностей, раскрыть способности, перестать бояться принимать важные решения и достичь результата.

Коучинг - это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития. [6]

Коучинг также называют профессией XXI века. Существует множество его направлений: личный, профессиональный, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др.

Необходимо назвать ряд его важных принципов [7]:

1. В каждый момент времени мы делаем наилучший выбор из всех возможных. Данный принцип говорит о том, что сравнив все возможные варианты решения задачи, оценив все преимущества и недостатки, мы выбираем наилучший.

2. Внутри каждого есть гений. То есть абсолютно каждый человек может принести пользу в развитие или осуществление какого-либо дела.

3. Каждый может научиться тому, чему он хочет. Не нужно свои возможности ставить в рамки и бояться научиться чему-либо.

© Милостивая Ю.С., Волик М.В., 2015 г.

4. Каждый человек обладает необходимыми ресурсами, которые может использовать для достижения поставленных целей. Данный принцип означает, что потенциал человека огромен, главное раскрыть его.

5. Конфиденциальность является фундаментом отношений. Ее основная задача -создать безопасное пространство, в котором можно будет искать ответы на все интересующие вопросы.

6. У каждого действия есть изначально позитивное намерение. Каждый человек действует только себе во благо. Вряд ли кто-нибудь захочет навредить самому себе.

7. Коуч не советует, он лишь направляет клиента в нужную область. Человек должен сам выбирать как наилучшим образом прожить свою жизнь, сам должен найти решение своих проблем. Коуч задает вопросы, стимулируя этим поиск ответа. Клиент находит наилучшие ответы из всех возможных вариантов, так как в процессе диалога, мозг начинает работать эффективней. В процессе отношений коуч занимает позицию собеседника -принимает взгляды и мнения других людей такими, какие они есть. Коучинг помогает создать новые возможности и способности, развить свой потенциал, дает возможность становиться лучше, идти на шаг впереди других.

В коучинге также уделяется особое внимание действиям, которые индивидуум будет предпринимать для решения задач и достижения поставленных целей. Ведь можно очень долгое время строить планы, выражать желания, но без действий сдвинутся с некой стадии и достичь ожидаемых результатов так и не получится, а планы останутся нереализованными.

Очень часто коучинг сравнивают с наставничеством, тренингом и психотерапией. Но на самом деле все эти понятия довольно разные. [6, 8]

Действительно, современное понимание наставничества очень схоже с коучингом. И в том и в другом методе и клиент, и работник сами занимаются поиском и формулировкой своих целей, принимают решение и действуют согласно выбранному пути. Отличие состоит в том, что коуч - ведущий данного процесса, чья роль заключается в том, чтобы показать каждому новые ресурсы и его истинные возможности, полагается на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков у человека. Наставничество же является более общим процессом, в то время как коучинг относится к конкретному умению или сфере деятельности, охватывающей широкий диапазон проблем.

Тренинг - еще один процесс, близко соприкасающийся с коучингом, где специалист учится какому-либо умению или приобретает новые знания. В результате он получает инструменты для выполнения определенной работы. В конце тренинга ученик может научиться выполнять соответствующую работу, но его деятельность после этого не обязательно соответствует требуемому стандарту, так как тренер дает конкретные задания и поясняет их выполнение. В коучинге человек сам выбирает наиболее подходящее решение с помощью коуча. [9]

Смысл проведения коучинга - создание решений, осуществление мечты. Он направлен на будущее. В этом плане он вплотную сходится с самыми новыми направлениями психотерапии: «нарративной», цель которой заключается в создании вокруг клиента пространства для развития альтернативных историй, которые позволят ему почувствовать себя способным повлиять на ход течения собственной жизни и найти ответы на все интересующие вопросы и терапией, направленной на решение. Традиционная психотерапия обычно исследует проблему, причины, породившие ее, и занимается прошлым. В значительной степени она работает с бессознательной частью индивидуума, коучинг чаще работает с осознанной частью нашего «Я» - в этом его экологичность.

Коучинг помогает ответить на вопрос «Чего же на самом деле я хочу и что я должен делать, чтобы добиться результата?». Он всегда ведет клиента к цели, не погружаясь в проблему, а только создавая решения. [10]

Несмотря на отличия от данных процессов, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять им. Как коучинг есть в работе психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, обучения,

коррекции, консультирования, вариантов управления людьми. Отличия лишь в форме и структуре работы, ее последовательности и направляющих акцентах. Коучинг - не самостоятельная дисциплина, это метод консультирования. Именно поэтому может быть коуч-наставничество, коуч-тренинг, коуч-психотерапия, коуч-консультирование. Приставка «коуч» означает только то, что работа основывается на философии и принципах работы коучинга.

Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают клиенту изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели. В этом смысле коучинг является «мета-профессией», позволяющей помочь клиенту в самых различных областях. [7, 9]

Такое направление как лайф-коучинг использует широкий набор инструментов и техник, взятых из других дисциплин (психологии, нейробиологии и профориентации), чтобы помочь клиенту определить и достичь личных целей. Профессиональные лайф-коучи могут иметь сертификаты и дипломы в различных областях, включая психологическое консультирование и родственные ему, однако лайф-коуч не является ни психотерапевтом, ни социальным педагогом, ни работником здравоохранения. [8]

Коуч может помочь с тем, чтобы справиться с характерными для синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и выявить личные сильные стороны клиента. Такие коучи помогают с осознанием ожиданий, предъявляемых клиентам другими людьми, так как люди с СДВГ обычно имеют проблемы с точным определением собственного потенциала.

Бизнес-коучинг является разновидностью техники развития кадрового потенциала. Бизнес-коучинг предоставляет индивидуально и группам поддержку и позитивную обратную связь для улучшения эффективности работы. Примером бизнес-коуча является специалист по психологии труда.

Бизнес-коучинг не ограничен вмешательством извне: во многих организациях руководители высшего и среднего звена должны периодически становиться коучами для коллег, помогая им увеличить удовлетворённость работой, ускорить профессиональный и карьерный рост. Исследования свидетельствуют о том, что у коучинга руководителей имеется положительный эффект на производительность труда.

Существуют профессиональные членские организации, такие как Альянс профессиональных бизнес-коучей, Международная федерация коучей, Международный совет коучинга и Всемирная ассцоциация бизнес-коучей. При этом сертификации и лицензирования бизнес-коучей не существует, поэтому членство в них не обязательно для работы. Многие бизнес-коучи называют себя более общим словом «консультант».

Изначально коучинг развивался благодаря исследованиям в области спортивной психологии. Спортивный тренер, или коуч, обучает и управляет спортсменом или командой. Тренеры занимаются не только консультированием при подготовке к соревнованиям, они делают управленческую работу, а также выступают представителями подопечных. Конечная цель спортивного тренера — подготовить учеников к победе.

Выбор карьеры может также быть предметом коучинга, который в таком случае именуется профориентацией.

Академический коуч помогает научиться справляться с домашним заданием и получить навыки для повышения успешности обучения в целом (в отличие от обычной помощи по какому-либо предмету).

Финансовый коучинг — относительно новая форма коучинга, задачей которого является преодоление проблем с достижением финансовых целей и следованию финансовым планам. Финансовый коуч помогает клиенту уменьшить и реструктурировать долги, уменьшить траты, выработать привычку к накоплению. Существующих исследований недостаточно для установления полезности такого вида коучинга.

Коучинг по здоровому образу жизни - другая новая профессия, помогающая клиентам научиться жить с болезнями и синдромами, в особенности с хроническими или неизлечимыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение такого метода достижения жизненной или профессиональной цели, как коучинг, в современном обществе необходимо. Так как он используется для повышения уровня работы не только специалистов, но и всего предприятия в целом. Коучинг помогает усовершенствовать способности, повысить потенциал, реализовать свои планы в действия, добиться цели, направляет личность в нужную ему сферу деятельности, в соответствии с поставленными задачами.

Литература

1. Волик М.В., Зурабов А.С., Козаева С.В. Обучение в игровой форме в экономическом ВУЗе. // Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 16. -Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. - с. 63-66

2. Волик М.В., Зурабов А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении // «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», № 12. - Москва, 2013.

- с. 178-180

3. Волик М.В., Козаева К.Г., Плиева В.А. Использование технологии разноуровневого обучения в образовании // Материалы XI международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки», 31 марта 2014 г. / Науч-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М.: Изд-во «Спецкнига», 2014. -с. 132-136

4. Волик М.В., Козаева С.В. О достоинствах и недостатках дистанционного обучения // Материалы XI международной научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современной науки», 31 марта 2014 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М.: Изд-во «Спецкнига», 2014. - с. 137-141

5. Волик М.В., Абаева К.Ю., Тибилова М.Т. Использование телеконференций в обучении // Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 19. Часть 1. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - с. 323329

6. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия.

- М.: Изд-во «Психотерапевтический колледж», 1999. - 487 с.

7. Ги Палмад. Психотерапия. СПб.: Питер, 2003. - 160 с.

8. Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чоис. Внутренняя динамика коучинга. Изд-во «Companion Group», 2009. - 208 с.

9. Сайт Бэкмология: бизнес, экономика, менеджмент, организация. http://becmology.ru/blog/general/ coaching01 .htm

10. Сайт Википедия: свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.