Научная статья на тему 'Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза'

Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3645
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ТРЕНИНГ / КОНСАЛТИНГ / НАСТАВНИЧЕСТВО / СОВРЕМЕННАЯ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / КОУЧИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА / COACHING / TRAINING / CONSULTING / MENTORSHIP / CONTEMPORARY COACHING TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушевская Анна А.

Статья освещает современные инновационные подходы к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях на основе технологий коучинга. Изложена специфика интеграции технологий коучинга в учебном процессе высшей школы. Рассмотрены сущность и особенности коучинга и смежных понятий тренинга, консалтинга и наставничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of coaching technologies in the educational space of a higher educational institution (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on contemporary innovative approaches to the organization of the educational process in higher educational institutions on the basis of coaching technologies, describes specific features of coaching integration into the study process, and presents a comparative analysis of coaching, training, consulting, and mentorship

Текст научной работы на тему «Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза»

цесса» из табл.3. Следует обратить внимание, что при разработке стратегии СибГТУ и создании информационных карт процессов использовались федеральные государственные требования и требования ФГОС ВПО, но рекомендуем еще раз проверить, нельзя ли эти требования и соответствующие им показатели применить к формируемым подмножествам П'пв, П21с , для исследуемых процессов и соответствующих руководителей. Следовательно, должна появиться новая таблица, в которой эти показатели объединены. В статье она не приводится.

Далее проводится экспертная оценка каждой ячейки новой таблицы, то есть собранных в ней показателей для каждого исследуемого подмножества — П1пв , П21с , с целью исключения коррелируемых или дублирующих показателей. Рекомендуется также исключать показатели, ориентированные на процесс, а не на его результат. Например, показатель «количество проведенных профориентационных мероприятий» для процесса «Довузовская подготовка».

В результате мы получаем табл. 4, содержащую селективные подмножества показателей. Эти показатели можно отнести к ключевым показателям деятельности (КПД).

Следует подчеркнуть, что окончательный перечень КПД должен быть подвергнут экспертизе и согласованию со всеми заинтересованными сторонами. В результате в него войдет оптимальный набор КПД, которые вуз выберет для себя в качестве «универсальной линейки», с помощью которой будут формироваться цели организации, а затем, по истечении определенного временного перио-

да, осуществляться оценка (измерение) их достижения. Это даст возможность рассчитать результативность процессов, дать оценку деятельности руководителей. Кроме того, по мере необходимости, эти показатели можно использовать для мониторинга процессов. Значение этих показателей должно подвергаться анализу с помощью статистических методов управления качеством.

Разработанная система ключевых показателей деятельности (КПД) вуза (табл. 4) не исключает сбор и других показателей или сведений, характеризующих процессы и деятельность вуза по всем направлениям. Это, как правило, мы видим в традиционных годовых отчетах образовательных организаций. В них освещается, что было сделано, сколько и каких мероприятий проведено, достижения вуза и т.д.

Разработанная система ключевых показателей деятельности образовательной организации позволит:

• исключить дублирование показателей;

• более четко распределить ответственность между руководителями различного ранга;

• повысить управляемость процессов системы качества образовательной организации.

Система КПД позволит провести оценку качества системы управления, по принципу: цели были поставлены, и как (насколько) они были реализованы. Это будет продвигать вузы к переходу реализации их деятельности на основе принципов менеджмента качества.

Литература

1. Молвинский А. Как разработать систему ключевых показателей деятельности // [электронный ресурс]. — режим доступа: http: //gaap.ru/articles/77178/

2. Разработка стратегии образовательного учреждения. Методические рекомендации / О.Б. Веретенникова, Н.В. Дрантусова, А.К. Клюев, Е.А. Князев, С.В. Кортов, В.И. Майданник, П.А. Малышева, Л.Н. Попова / Под ред. Е.А.Князева, А.К.Клюева. — Екатеринбург, 2007. — 408 с.

3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник. — М: ИНФРА-М, 2005. — 319 с.

4. Левшина В.В., Воронина Н.А. Определение целей в системе качества вуза //Проблемы науки и образования. — 2009. — №4 (32). — С. 396-399.

5. Новиков М.В. Моделирование бизнес-процессов управления // http://www.intaliv.ru

6. Скопин О.В. Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг //Региональная экономика и управление: элект. науч. журнал / ГОУ ВПО «ВятГУ», ООО «МУНИП» [электронный ресурс]. — Киров.: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов». — 2008. — №1(13).- №рег. Статьи 0037

7. Коуэн М., Вэрни Д. 7 принципов управления процессом // Business Excellence. — 2012. — №5. — С. 46-49.

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КОУЧИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

А.А. Трушевская,

доцент кафедры менеджмента и коммерции Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,

кандидат экономических наук trushevskaya.anna@mail.ru

Статья освещает современные инновационные подходы к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях на основе технологий коучинга. Изложена специфика интеграции технологий коучинга в учебном процессе высшей школы. Рассмотрены сущность и особенности коучинга и смежных понятий тренинга, консалтинга и наставничества.

Ключевые слова: коучинг, тренинг, консалтинг, наставничество, современная коуч-технология в учебном процессе, коучин-говые технологии, образовательный процесс, высшая школа.

ББК С550.373+С550.422.1+У9(2)-13(2Р)

«Обдумывая свои действия, Вы должны учиться. Вы должны исследовать ситуацию. Вы должны задаваться вопросами...»

Сунь-Цзы,•Искусство войны» •Важен не только результат обучения, но и процесс»

Сократ

Система высшего образования является бесспорным и мощным фактором всеобщего прогресса. В переходные эпохи, для

которых характерны глубокие системные перемены, роль высшего образования особенно актуализируется, ведь именно оно определяет качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи для прокладывания маршрутов реформ и создавать «человеческий материал», способный осуществить прорыв в новое цивилизованное измерение. Именно высшее образование становится «точкой» роста «новой экономики знаний», модернизации социально-политической и социально-эко-

номических сфер. Наука и образование — базис формирования человеческого капитала. Научный сегмент обеспечивает генерацию идей, проведение научных исследований и разработку инноваций. Образовательный сегмент позволяет обеспечить диффузию инноваций, их производственное использование.

Теоретически именно образовательный сегмент лежит в основе инновационной деятельности высшей школы. С одной стороны, он обеспечивает наличие специалистов, которые могут разработать новшества, с другой, образовательный сегмент обеспечивает наличие специалистов, которые могут использовать новшества, созданные в научном сегменте. Кроме того, данный сегмент обеспечивает экономику специалистами, которые способны вводить инновации в практическое использование. Это в свою очередь актуализирует вопрос о миссии высшей школы в историческом преобразовательном процессе, через осуществление полноценной модернизации образования. [4]

В последнее время практически всеобщим стало утверждение о кризисе высшего образования в России. Одной из главных проблем стало то, что резкое возрастание численности обучающихся по отдельным направлениям неизбежно привело к падению качества подготовки специалистов. Серьезной проблемой в настоящее время является изменение предпочтений самой молодежи. Значительное влияние на подобные деформации сознания оказало само государство. Попустительская политика в отношении высшей школы исказила прежде существующую систему высшего образования и создала новую «перекошенную» систему, в которой не осталось места для творчества, честности, переживаний за судьбу страны. Труд высококвалифицированных специалистов ныне ценится ниже, карьеру подростки представляют скорее в виде преданного служения, чем развития собственных способностей и демонстрации ума, что является весьма опасной тенденцией. Важнейшей задачей современного образовательного процесса в высшей школе является выпуск высококвалифицированных кадров, способных оптимально решать практические производственно-управленческие вопросы.

Проблема качественного развития отрасли высшего образования усугубляется и тем, что в силу низкой оплаты труда большинство преподавателей работает в нескольких вузах одновременно. Естественно, что при этом практически исчезает возможность уделять время повышению квалификации, самообразованию, совершенствованию читаемых курсов, разработке деловых игр, написанию учебников, занятиям с аспирантами и студентами, что также не способствует повышению уровня преподавания. Результатом этого становится разрушение прежде существовавших научных школ, общее падение качества высшего образования, которое прежде считалось одним из самых высоких в мире. [6]

В этих условиях назрела необходимость реформирования и модернизации образовательных процессов, что потребует более высоких профессиональных качеств преподавателей, большего умения работать в условиях жестких приоритетов и ограничений, более полного взаимопонимания управленцев и научных работников.. Необходимо по-новому взглянуть на роль педагога и на сам учебный процесс, что в свою очередь требует пересмотра компетенций педагога. Повышение требований к эффективности и результативности процесса обучения обусловило необходимость применения инновационных технологий в педагогике.

Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением. Сегодня каждый шаг педагога, любая его инициатива сопряжены с необходимостью внедрения новых педагогических идей, последовательного освоения инновационных образовательных технологий. Современный инновационный подход предполагает осознание и использование качественно новых личностных категорий, которые должны стать не просто желательными качествами педагога, а настоящими ключевыми профессиональными компетенциями.

Одним из инновационных направлений в сфере высшего образования является коучинг — новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления и основную процедуру. (см. рис.1) Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Они позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат.

Корни коучинга лежат в области спорта и основаны на методологии позитивной, когнитивной и организационной психологии. В настоящее время это учение продолжает свое развитие на стыке

ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА

«Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом» (Джон Уитмор)

Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни. Каждый человек обладает мощным потенциалом.

В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха.

ПРИНЦИПЫ: Фокус на сильные стороны. Обучение на успехе, а не на ошибках.

Ориентир не на проблему, а на решение.

Ключ к взаимодействию - принятие, открытость и доверие.

Направленность: из настоящего в будущее. Нет оценками советам.

Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам. Легкость и позитив.

ЦЕЛЬ: Коучинг усиливает ОСОЗНАННОСТЬ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Выбор и успех усиливают УВЕРЕННОСТЬ и ВЕРУ В СЕБЯ. Обвинения и критика снижают и то, и другое СТИЛЬ, МЕТОДЫ: Взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала преподавателей и студентов, повышению их ответственности, мотивации и эффективности в целом.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Личная проработка Процесс обучения Взаимодействие

- инструмент ведения занятий для преподавателей, который может быть использован в любых формах учебного процесса: при проведении семинарских занятий, коллоквиумов, выполнении научно-исследовательских, курсовыхи дипломных работ;

- преподаватель получает обратную связь, анализируя конкретные результаты, и при работе со следующей группой его обучение становится более эффективным;

- способствует повышению интерактивности, личностному и профессиональному росту преподавательского состава вуза;

- введение дополнительных образовательных курсов, стимулирующих развитие новых управленческих компетенций у студентов;

- способствует улучшению взаимоотношений в группе, быстро и эффективно реагировать в учебно-практических ситуациях, обеспечивается большая продуктивность деятельности учебной группы в целом;

Рис. 1. Философия, стиль, принципы и методы коучинго-

вых технологий в образовательном процессе вуза

психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. В этой связи следует определить сущность коучинга исходя из современного уровня его развития. Коуч — английское слово, которое в большинстве словарей переводят как а) дилижанс, вагон, доставляющий по назначению (стар.), б) тренер в профессиональном спорте (главный тренер), задача которого не столько в том, чтобы обучить подопечного «держать клюшку», сколько обучить выигрывать и добиваться максимальных результатов, сопровождать спортсмена в достижении максимальных спортивных результатов. Часто слова коуч (coach) и тренер (trained определяют как синонимы. Однако между ними существует значительная разница, так как тренер — человек, который профессионально обучает с целью формирования у подопечного определенных навыков.

Экскурс в этимологию слова «коуч» позволяет утверждать, что оно появилось в XVI веке и имеет венгерское происхождение. Изначально так называли «хорошую повозку», коляску, карету. Сейчас coach переводится не только как тренер, но и как «хороший автобус» — автобус для международных рейсов (в отличие от bus — простой автобус).

В XIX веке, слово «коуч» сначала закрепилось в спорте (тренер), а позднее стало широко употребляться англичанами уже для обозначения любой деятельности, связанной с поучением, наставничеством, инструктированием и консультированием. В Англии «коучем» называли частных репетиторов, помогающих осваивать студентам университетский курс. Профессиональными обязанностями репетиторов были подготовка студента к экзаменам или, точнее, понимание, где студент слаб, в каких областях разбирается, помочь студенту подтянуть пробелы в знаниях, замотивировать его на самостоятельную работу и помочь преодолевать внутренние и внешние препятствия в подготовке к экзамену и сдаче экзамена. В этой связи критерии качественной оценки коуча были довольно просты — сдал студент экзамен или нет. Зародившись в 80-х годах ХХ века как практический ответ на потребность современного бизнеса в эффективном управлении, коучинг получил широкое распространение и завоевал популярность сначала в Америке, а затем в Европе и Азии, очень скоро оформился в самостоятельную науку, межотраслевую научную дисциплину. Ключевыми фигурами этого процесса стали Джон Уитмор, Тим Гэллви и Томас Дж. Леонард.

Пионером развития спортивного направления в бизнесе стал выпускник Гарвардского университета, капитан университетской

команды по теннису Тим Гэллви. Он первый перенес спортивные методы в менеджмент и бизнес. [1]. В 80-х годах спортивное направление, благодаря усилиям Томаса Леонардо и Дж. Уитмора, автора известной книги «Coaching for perfomance» — 1992 (Технология коучинга GROW) получило свое развитие в форме коучинга, который в начале XXI столетия пришел и в Россию [5].

Работая финансовым консультантом, основатель коучинга Томас Дж. Леонард, заметил, что его наиболее успешные клиенты нуждаются не только в консалтинге, но и в личностной поддержке профессиональной деятельности, формализовав этот вид деятельности, ввел понятие «коуч», заимствовав его из спорта (англ. coach — репетитор, инструктор, тренер), и добился выдающихся результатов, создав индустрию коучинга. В 1994 году им была основана Международная Федерация Коучей (ICF), сформулировавшая основные атрибуты коучинга как самостоятельной научной дисциплины. Как наука коучинг размежевался с консалтингом и психотерапией. Если Томас Дж. Леонард пришел к коучингу от финансового консалтинга, то Джон Уитмор привнес коучинг из спорта в менеджмент и корпоративный бизнес, став основателем корпоративного бизнес-направления в коучинге.

Сегодня коучинг следует рассматривать не только как науку, но и как искусство, в основе которого лежит спортивная идеология и широко используются принципы, аналогии и методы, применяемые в спорте. В современных условиях, когда и спорт, и менеджмент достигли достаточно высокого уровня развития, их «сильная аналогия» актуализируется и приобретает когнитивное, методологическое и практическое значение.

Сегодня слово коучинг стремительно входит в современный деловой лексикон российского бизнеса и занимает достойное место в ряду с такими понятиями как консалтинг, менеджмент, маркетинг, брэндинг и другие. Не смотря на то, что этот термин трактуется различными специалистами весьма дифференцировано, основополагающим является то, что коучинг выступает инструментом, создающим эффективное направление профессионального и личностного развития. Таким образом, беря свои истоки в спортивной среде, пройдя область бизнеса, сегодня коучинг внедрился и в образовательную сферу. На основе внедрения технологий коучинга осуществляется инноватизация учебного процесса, позволяющая готовить специалистов высшей квалификации, адаптированных к изменяющимся условиям внешней среды, одновременно будет обеспечиваться рост квалификации и профессионализма сотрудников вуза, а также повышение творческой и жизненной активности как преподавательского состава, так и студентов, обучающихся в вузе.

В педагогике высшей школы коучинг может конструктивно решать многочисленные психолого-педагогические проблемы. Он позволяет решать одну из самых актуальных проблем учебного процесса—управлять мотивацией учащегося, предлагая преподавателю технологию, дающую гарантированный результат и способность нацелить будущего высококлассного специалиста мирового уровня на работу в творческой среде. Как правило, современное преподавание в вузах строится, на передаче преподавателями своего богатого профессионального опыта по принципу «делай как я». Однако при использовании методологии коучинга в процессе обучения роль педагога значительно обогащается. Преподаватель, владеющий технологиями коучинга, может помочь студенту определиться с направлением научных исследований и при этом эффективно задействовать его внутренний потенциал.

В ходе проведения изысканий коучинг способствует активизации системного видения исследователя, также обеспечивает творческий подход при решении поставленных задач и возникающих трудностей или проблем. Профессиональный опыт в сочетании с коучингом позволяет воспитать настоящего мастера своего дела, способного творчески решать современные задачи. Можно в итоге сказать, что коучинг как обучение оказывает помощь в развитии когнитивных навыков и способностей, формировании новых стратегий мышления. Акцент при этом делается именно на новом материале, а не на прошлых результатах. Основной движущей силой технологий коучинга является то, что в ходе задействования соответствующих методов коуч-преподаватель стремится не только вселить в студента веру в собственные силы, но и передать ему технологию самокоучинга.

Инновационный процесс чередует поиск и отбор, исследования и синтез, циклы генерирования (дивергенции) и анализа (конвергенции) идей. Создание такого интеллектуального фермента, как дивергенция, или «творческий синтез» (слияние воедино считавшихся ранее несоединимыми умений или способов мышления),

чрезвычайно важен для инновационного процесса обучения. Безусловно, чем больше будет получено радикальных творческих идей, тем больше вероятность нахождения принципиально нового решения проблемы. Глядя на одну и ту же проблему разными глазами и слушая соображения коллег, слушатели вдохновляются на поиск новых решений за границами очевидного. Процесс управления идеями может быть осуществлен методом расслабленно-строгого лидерства (рис. 2), путем создания вдохновляющего слушателей инновационного видения. Таким образом, коучинг дает возможность и преподавателям и студентам изменить взгляд на окружающий мир, на существующие ситуации. Технологии, лежащие в основе коучинга, стимулируют стремительный рост творчества и выводят на новый уровень коммуникации и качество взаимодействия участников образовательного процесса.

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ЦЕЛЬ

Расслабленное лидерство Строгое лидерство

Рис. 2. Техника расслабленно-строгого лидерства в управлении творческой мотивацией учащегося

Организованная и хорошо управляемая творческая деятельность приводит к успешному генерированию творческих идей. Когда сгенерировано достаточное число инновационных идей, можно переходить к следующей фазе — выбору наилучшего решения с помощью процесса конвергенции — оценки и ранжирования выдвинутых идей. [2]

Безусловно многие преподаватели уже давно применяют коуч-подход при обучении своих слушателей, что очень эффективно как для слушателей, так и для самих преподавателей. Для слушателей эффективность данного метода выражается в том, что каждый из студентов понимает, что преподаватель работает именно с ним, и работает на достижение именно его результата, а не группы в целом. Со стороны преподавателя эффективность работы с коуч-подходом заключается в том, что он получает обратную связь, анализируя конкретные результаты, и при работе со следующей группой его обучение становится более эффективным.

Практика зарубежных исследователей показывает, что эффективность использования коучинга превосходит традиционные методы обучения. Обучение становится не только функцией передачи студентам знаний и обучения их навыкам, но и реализует функцию стимулирования интереса к обучению, движения к осознанности, развития сильных сторон, раскрытия потенциала человека и позволяют сделать процесс преподавания более интересным и эффективным. В этой связи при подаче учебного материала «коучинго-вый» подход становится одним из наиболее важных составляющих эффективного и качественного образования.

Каким же образом строится коуч-подход на занятиях? В первую очередь, это прояснение поставленных целей и задач. Определяется направленность предстоящего материала, его задачи и способы применения данного материала слушателями на практике. Например, о чем пойдет речь на предстоящем занятии, и каким образом предложенный материл слушатель сможет применять в конкретном случае. Задача коуча помочь каждому слушателю при помощи наводящих вопросов самому дать определение, и получить обратную связь. В этой связи, можно сказать, что коучинг — это умение задавать сильные вопросы не для того, чтобы собрать информацию, а для того, чтобы пригласить человека послушать самого себя, помочь ему создать идеи и получить свои решения. Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству и инсайду. Сильные вопросы приглашают человека посмотреть внутрь себя или в будущее Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей. Методика сильных открытых вопросов коучинга, используемая в учебном процессе, позволит раздвигать рамки сознания, стимулирует поиск ответов и решений, выстроит логические и причинно-следственные связи, способствует глубокому анализу.

Вторым этапом будет определение способов достижения поставленной цели. Какие шаги для ее достижения необходимо предпринять. Далее следует определить причину, по которой слу-

шателю все-таки необходимо заниматься предложенной темой. Естественно, первые два этапа очень важны, однако осознание важности и целесообразности данных шагов так же имеет значение. Слушателю важно понимать необходимость того или иного шага. Если появляется понимание — проявляется интерес или не проявляется. И здесь стоит переходить к следующему этапу. Выяснение собственных ценностей отдельно взятого слушателя, не общепринятых, а именно своих. Исходя из этого, студент понимает, что именно ему необходимо получить от обучения в вузе, и как это согласуется с его личными и профессиональными целями. Помимо этого у слушателей появляется дополнительная мотивация к обучению.

И самый последний этап, это осознание того, что поставленная цель достигнута, то, что запланировано, получилось и ожидания полностью согласованы с результатом.

Помимо того, что коучинг способен дать возможность преподавателям индивидуально поддержать студента, что обуславливает его профессиональный, личностный рост и повышение персональной эффективности, также обеспечивается большая продуктивность деятельности и учебной группы в целом. Несомненными результатами коучинга, как показали практические исследования, являются улучшение взаимоотношений в группе, способность быстро и эффективно реагировать в учебно-практических ситуациях, гибкость и адаптивность к изменениям в учебном процессе и окружающей среде.

Рассматривая возможности применения коучинговых технологий в образовательном процессе нельзя не упомянуть и о таких смежных понятиях как тренинг, консалтинг и наставничество, которые весьма активно используются в формате коучингового преподавания. Например, коучинг, как процесс переноса нового умения в реальную жизнь, может считаться реальным продолжением тренинга, который ориентирован на формирование умений и навыков. Однако все же существуют отличия коучинга от консалтинга, тренинга и наставничества, краткая характеристика которых представлена в таблице.

Главная проблема тренинговой программы заключается и в том, что перед вернувшимся с тренинга участником встает вопрос о необходимости перенести навыки из «виртуальной» реальности тренинга в «суровые будни»каждодневного бизнеса. Основное ограничение тренингов как метода повышения результативности состоит в том, что невозможно создать и «отработать» готовые решения, подходящие для всех без исключения ситуаций отработка навыков не дает универсальных решений, а дает, в первую очередь, ограниченный набор шаблонов поведения. Особенно отчетливо это ограничение проявляется в условиях узкого «технологичного» подхода к управлению персоналом или взаимодействию с людьми.

Тренинг профессиональных навыков используется для:

— пополнения недостающих знаний;

— исправления недостатков в выполнении работником должностных обязанностей;

— доведения до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях;

— закрепления навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций (обслуживание клиентов, качество продукции).

Современное понимание наставничества действительно очень близко соприкасается с коучингом. И в том и в другом случае и клиент и протеже сами занимаются формулировкой своих целей, исследуют реальность, принимают решение и следуют выбранным

путем. Коучинг и наставничество также могут являться составными частями одного проекта или процесса. Однако, в отличие от коучинга, наставничество проявляется как общие указания или советы по поводу каких-либо жизненно важных проблем или карьеры. Наставники полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Наставничество, охватывающее широкий диапазон проблем, является гораздо более общим процессом, нежели коучинг, относящийся к конкретному умению или сфере деятельности. Наставничество обычно способствует прогрессу в рамках специфической области или организации и помогает индивидуумам оценить корпоративную политику (в ее сетевом, профильном и организационных аспектах). Чаще всего наставник занимает более высокое положение, нежели ведомый им человек. Наставник — это и ролевая модель, которая может стать ориентиром для ведомого на личностном уровне, и, несомненно, авторитет в определенной сфере. Слушателю не нужно ломать голову над тем, как перенести знания из теории на практику. В этой связи, наставничество является более широким, по отношению к коучингу методом. Коучинг чаще ориентирован на конкретный навык, конкретную сферу деятельности.

Консультирование в большинстве случаев фокусируется на эмоциях и чувствах, а не на достижении эффективности деятельности. Консультирование ориентировано на поиск источника проблем в прошлом, коучинг — на достижение результатов в будущем. Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в помощи при решении сложных и специфических проблем. В ходе консультирования проясняются причины возникших проблем и осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная позиция по данному вопросу. В отличие от традиционного консалтинга, коучинг смещает фокус внимания на будущее. Его задачей становится разработка маршрута движения к оговоренной заранее цели, результату. В основе методологии и инструментария коучинга лежит интерактивное общение, дискуссия: вопрос-ответ Й&А), которое проводится в форме коуч-занятий. Это может быть личная встреча, телефонный контакт, общение по интернету.

Коучинг в учебном процессе высшей школы — это новое направление деятельности, обогащающее учебный процесс и повышающее его эффективность. Это дополнительное предложение бизнес-школы, обеспечивающее расширение пакета образовательных услуг. Это мощный дополнительный инструмент развития новых навыков, который стимулирует мотивацию и ответственность слушателей за результат. Конечным результатом образовательной деятельности должна стать готовность выпускников к успешному продвижению в личной, профессиональной и социальной среде. В этой связи введение коуч-тренингов в период подготовки диплома, даст возможность студентам более осознанно и ответственно подходить к дипломной защите, позволит определить направление в будущей работе и позволить построить эффективные шаги в реализации поставленных целей, и самое главное успешно трудоустроиться.

Технология коучинга может с успехом применяться в процессе преподавания разных дисциплин, а также открывает множество перспектив для совершенствования процесса обучения. Как стиль обучения, коучинг может быть использован в любых формах учебного процесса: при проведении семинарских занятий, коллоквиумов, выполнении научно-исследовательских, курсовых

Отличия коучинга, тренинга, консалтинга и наставничества

Таблица

МЕТОД ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

Тренинг Приобретение конкретных навыков, изменение отношения к работе Не хватает знаний и навыков для эффективного выполнения работы При «перенесении» навыков из аудитории в реальность не всегда используется индивидуализированный подход.

Консалтинг «Покупка» решения проблемы в определенной «экспертной области», которая не может быть эффективно решена внутри организации (отсутствуют время, знания и выгоднее купить решение «на стороне») Должны быть тщательно просчитаны затраты. Ограниченно повышение компетентности сотрудников в отношении способов решения проблемы.

Наставничество Обмен опытом внутри организации, когда есть сотрудники, компетентные в решении вопросов. Передача накопленного опыта от более опытных сотрудников к менее опытным внутри организации Передача «готовых» решений редко способствует развитию новых инициатив.

Коучинг Развитие самостоятельности и ответственности за результат у сотрудника Способность к новаторству и персональная ответственность за результат. Требует специальных навыков и поощрение самостоятельности и ответственности сотрудников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и дипломных работ. Новым направлением деятельности должна стать специальная дополнительная подготовка преподавателя, изменение и адаптация учебных программ под технологии коучинга, что позволит повышение вовлеченности слушателей в процесс выявления их реальных запросов. Введение коучинга в серию программ повышения квалификации преподавателей вузов поможет повысить эффективность образовательной деятельности вузов. Сегодня это одно из самых важных направлений, наряду с применением новых информационных и коммуникационных технологий в образовании. Конечно, каждый вуз должен самостоятельно для себя определить те методики коучинга, которые будут являться на-

иболее плодотворными для образовательной деятельности, формы доведения этих знаний до своих сотрудников и критерии оценки эффективности внедрения коуч-технологий в учебный процесс.

Коучинг может быть использован не только как стиль преподавания, но и как способ взаимодействия с коллегами, учениками, студентами. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на суть самого процесса и открывает новые возможности для развития эмоционального интеллекта преподавателей. Эффективный коучинг ведет преподавателя к достижению цели, приносит удовлетворение и радость, от которой выигрывают все участники образовательного процесса.

Литература

1. Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 252 с.

2. Котельников В.Ю. Ten3: Управление инновациями: стратегический подход. Гибкие корпоративные стратегии выживания и лидерства в новой экономике. — М.: Эксмо, 2007. — 96 с. — (Бизнес-коуч).

3. Смирнов В.Н. «Спортинг — менеджмент побед! Теория и практика современного менеджмента: от тейлоризма до спортинга». — СПб.: Эрида-Бизнес, 2011. — 240 с.

4. Трушевская А.А.. Развитие высшей школы: региональный потенциал модернизации. Университет в регионе: наука, образование, культура: материалы науч.-практ.конф 5-6 декабря 2006 / Отв.ред. Е.М. Кокорев, Л.П. Бирюкова — Магадан: Изд. СМУ, 2007. — С. 46-49.

5. Уитмор Дж. Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Хайруллин Н.Г. Проблемы и перспективы развития высшей школы: региональный потенциал модернизации // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 3/4. — С. 358.

проблемы формирования и совершенствования кадрового ПОТЕНЦИАЛА таможенной СЛУжБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.Е. Попова,

преподаватель кафедры прикладной информатики в экономике экономического факультета

Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) viktoriya_popova_85@list.ru

В статье показаны основные проблемы формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации. Дана характеристика основных методов и инструментов управления кадровым потенциалом государственных учреждений. Выявлены основные направления решения проблем формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов.

Ключевые слова: кадровый потенциал, кадровая политика, таможенная служба, таможенная политика, таможенное дело.

УДК 331.101 ББК 65.24я73

Рост показателей эффективности деятельности организаций государственного сектора в значительной степени зависит от проведения целенаправленной работы по формированию кадрового потенциала, которое становится особенно актуальным в процессе реформирования системы государственной службы.

Одна из ключевых проблем формирования кадровой политики государственных органов заключается в том, что кадровый потенциал системы государственной службы используется не в полной мере, что, в первую очередь определяется незначительным вниманием, уделяемым анализу сложившейся кадровой ситуации и эффективности использования кадрового потенциала.

На сегодняшний день одной из наиболее существенных проблем управления кадровым потенциалом государственной службы является низкий уровень организации трудовой деятельности государственных служащих и нерациональность в использовании их потенциала. Данные проблемы в первую очередь связаны с наличием несовершенств в организационной структуре государственных учреждений и неэффективным использованием современных методов и технологий организации трудовой деятельности государственных служащих.

Таким образом, оптимизация государственной деятельности не представляется возможной без модернизации или смены модели управления кадровым потенциалом государственных органов. Новая же модель управления кадровым потенциалом должна ори-

ентироваться на функционирование более эффективной и экономически обоснованной системы организации кадровой политики государственной службы России.

Государство является основным субъектом, формирующим кадровую политику, поэтому оно посредством использования правового регулирования является ответственным за рациональное использование и дальнейшее совершенствование кадрового потенциала в органах государственного управления и хозяйствующих субъектах государственной формы собственности. Основным требованием, предъявляемым к кадровой политике государства является разработка на всех уровнях власти системы положений и мер, которые определяют основные направления деятельности государственных учреждений и структур управления и нацелены на освоение демократических принципов работы с кадрами, развитие и эффективное использование кадрового потенциала российского общества.

Процесс формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенной службы представляет собой деятельность таможенных органов по созданию условий формирования и развития кадров государственной службы, целью которой является оптимизация их трудовой деятельности в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития государства [1, С. 34].

К методам и инструментам построения эффективной системы управления кадровым потенциалом таможенных органов, ориенти-

23 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.