УДК 65.658
Галанов Е.А. студент магистратуры Уфимский государственный нефтяной технический университет Российская Федерация, г. Уфа Научный руководитель: Шарипова И.М. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» КОУЧИНГ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Аннотация: Современный мир требует применения и современных инструментов управления. Директивные меры воздействия уже не работают так хорошо, как раньше, а потому компании, в том числе и нефтяные, находятся в поисках более действенных способов организации и ведения бизнеса. Для этих целей они все чаще обращаются к такому инновационному методу, как коучинг. Актуальность его применения на нефтяном предприятии обуславливается тем, что коучинговые технологии способствуют стимулированию профессионального
самосовершенствования специалиста; созданию наиболее оптимальных условий профессиональной деятельности, так как учитывают психологические факторы развития личностно-профессиональных качеств специалиста нефтегазового сектора.
Ключевые слова: коучинг, бизнес-коучинг, нефтяная промышленность, коучинг в нефтяной промышленности
Galanov E.A. graduate student Ufa State
Petroleum Technical University Russian Federation, Ufa Scientific adviser: I.M. Sharipova Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of "Economics and Management" COACHING IN THE OIL INDUSTRY Annotation. The modern world requires the use of modern management tools. Directive measures are already good, both earlier and because in search of more effective methods of organizing and running a business. They are increasingly turning to the innovative method, like coaching.
The relevance of its use in the oil enterprise is due to the fact that coaching technologies help to stimulate a professional self-improvement specialist; creating the most optimal conditions for professional activity, since they take into account the psychological factors in the development of the personal and professional qualities of an oil and gas sector specialist
Keywords: coaching, business coaching, oil industry, oil industry coaching.
В современном мире нефть - ключевой топливно-энергетический ресурс, основа деятельности крупных производственных комплексов, транспорта, жилищно-коммунального сектора. Значительное влияние на мировой рынок нефти оказывают: геополитические процессы; образование новейшего технологического уклада в области нефти, включающего применение технологий быстрой обработки геологических данных, улучшение многоступенчатой переработки сырья; объемы запасов и пр. Однако, на этом трансформации не закончились, высокая конкуренция в нефтяной промышленности побудила многие компании к тому, чтобы пересмотреть свой подход к управлению и направить свои силы на его оптимизацию и модернизацию. Для этих целей ряд предприятий этой отрасли решили обратиться к применению такого инновационного инструмента как бизнес-коучинг. Крупные компании нефтяной промышленности начинают использовать коучинг для развития персонала и формирования корпоративной культуры предприятия. Коучинг можно использовать на разных типах предприятий переработки углеводородов. Будь то, например, завод по первичной перегонке нефти, вторичная переработка нефтяных фракций или производство нефтехимической продукции.
На данном этапе становится очевидно, что время жестких решений и директивных методов проходит. Они внесли свой вклад в то, чтобы бизнес появился и выжил, но не работают в новых условиях. Те, кто уже успешен на нефтяном рынке, встречают другие вызовы. Сегодня в бизнесе важны осознанность и ответственность - они составляют основу мягких методов управления. Человек по-настоящему вкладывается только в то, в чем он видит личный смысл и за что он сам взял полную ответственность. Мастерство управления, основанного на ценностях, заключается в умении вносить ясность в отношении целей и ценностей компании, и сотрудника, находить наилучший путь их пересечения для раскрытия и усиления потенциала каждого. Именно данный подход к управлению реализуется коучингом в нефтяном бизнесе.
Коучинг в нефтяном бизнесе - технология развития потенциала сотрудников для достижения целей сотрудников и компании. Это такой стиль коммуникации, при котором руководитель/коуч сопровождает сотрудника/клиента в поиске видения желаемого будущего и в процессе нахождения наилучших путей его достижения. В основе эффективности коуч-беседы лежит умение настраиваться на собеседника, выявлять ключевой запрос, задавать открытые расширяющие перспективы вопросы, использовать трансформационный инструменты для поиска сотрудником/клиентом новых решений.
Бизнес коучинг в нефтегазовом секторе имеет свои особенности и тенденции, сопряженные с управлением персоналом. В частности, ставка делается на эффективность работников, а не на их количество; внедрение новых технологий оценки и развития персонала; усиление ^-брендов
компании; формирование действительно эффективного кадрового резерва; целевое развитие и обучение персонала под стратегические задачи компании; работа с молодыми специалистами и выпускниками ВУЗов.
Применение коучинга на предприятии нефтяной промышленности имеет следующие преимущества: экономия времени; повышение эффективности исполнения; развитие персонала; улучшение обучения, создание обучающейся организации; улучшение взаимоотношений; улучшение качества жизни людей; большая креативность; улучшение процесса принятия решений; более эффективное использование людей, навыков и ресурсов; быстрая и более эффективная реакция на критическую ситуацию; творческая гибкость и адаптация к изменениям; более мотивированный персонал; изменение культуры; жизненный навык. [1, с. 100-105]
В настоящее время в ключевых областях промышленности появляются все более новые и новые методы, программы и технологии коучинга. На нефтяных предприятиях России наиболее распространенным является программа четырех модулей: [2, с. 191-195]
Рисунок 1. Четырех модульная программа обучения в нефтяном секторе.
Рисунок 1 показывает, что наиболее часто применяется программа состоящая и четырех модулей вдохновение внедрение, приверженность, интеграция мастерства:
1. Вдохновение - используются коучинговые подходы, применяемые для повышения продуктивности и улучшения качества жизни. Основной вопрос модуля: Что Вы хотите?
2. Внедрение - применяются инструменты, направленные на успешную реализацию проектов: планирование, расстановка приоритетов, управление временем, раскрытие творческих стратегий. Основной вопрос модуля: Как Вы можете достичь цели?)
3. Приверженность - осуществляется работа с ценностями: раскрытие потенциала команд и людей через ценности. Основной вопрос модуля: Зачем? Почему это важно?)
4. Интеграция мастерства -подразумевает интеграция коучинговых технологий и навыков профессионального коуча. Основной вопрос модуля: Как Вы поймете, что достигли цели?)
На каждой встрече клиент выбирает предмет разговора, а коуч слушает и вносит свой вклад в виде наблюдения и вопросов. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Основное внимание коучинг обращает на то, в какой точке находится клиент в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра.
На сегодняшний день технологии коучинга только начинают проникать в нефтегазовый сектор и еще не так много предприятий осуществляет свою управленческую деятельность с применением данного инструмента. Однако, успешный и эффективный опыт «Газпром нефти» позволяет с оптимизмом утверждать, что в ближайшие 5-10 лет ситуация изменится в сторону активного внедрения коучинга во всей отрасли.
В «Газпром нефти», где трудится более 67 тысяч человек, коучинг стал ориентиром программ развития сотрудников и задает тон управлению. В конце 2012 г. в компании «Газпром нефть» стартовал пилотный проект «Организационный коучинг», к 2016 г. его элементы были интегрированы в стандартную линейку инструментов развития руководителей и команд. Проект развивался в трех основных направлениях: [3, 288с.]
1) коучинг/менторинг топ-менеджмента. Высший менеджмент -заместители генерального директора выступают коучами (менторами) для руководителей-резервистов второго-третьего уровня управленческой линейки. Обязательным является кросс-функциональное взаимодействие: пары формируются из разных функций; в некоторых случаях руководители корпоративного центра компании могут работать с руководителями дочерних обществ. Основной критерий подбора пар - наличие у ментора выраженных управленческих качеств, которые для резервиста являются зоной развития;
2) коучинг команд - когда внешний коуч работает с командами в течение одной или цикла сессий. Основная цель - построение эффективного взаимодействия внутри команд, сплочение вокруг общей цели. В поддержку программ долгосрочного коучинга команд были разработаны и применяются специальные формы для постановки и согласования целей коучинга команд, оценки процесса и результатов движения команд к поставленным целям, анкеты обратной связи;
3) обучение коучингу. С самого старта проекта проводились обучающие мероприятия по коучингу для руководителей разных управленческих уровней. Тренинги вели западные и российские профессионалы в области коучинга, по теория базировалась па модели GROW. С 2016 г. программы вошли в линейку стандартных тренингов компании.
Коучинговая поддержка - важная составная часть развития руководителей. В «Газпром нефти» поставлен процесс, в котором коучинг организовывается централизованно, стандартизованы процедуры формулирования запроса, его согласования, описаны роли и участие руководителя, роли НК, ход процесса коучинга, отслеживание его контрольных точек.
Таким образом, технологии коучинга, применяемые на нефтяных предприятиях во многом схожи с процессами управления в других отраслях промышленности. Имеющиеся особенности преимущественно сопряжены со сложными условиями работы и размерами самих предприятий. Успешный опыт внедрения коучинга на таком гиганте, как «Газпром» будет являться наглядным примером его эффективности и подстегнет другие предприятия нефтяной отрасли (и не только) к скорейшему его включению в систему управленческой деятельности.
Использованные источники
1. Горчакова И. А., Михонова Е. О. Коучинг как инновационный метод в управлении персоналом / И. А. Горчакова, Е. О. Михонова // Сб. материалов конференции «Актуальные проблемы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты». - Донецк, 2018. - С. 100-105.
2. Кларин М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг / М. В. Кларин. -М.: Юрайт, 2018. - 288 с.
3. Пушкина И. С., Стрелец Е. А. Коучинг как ключевой фактор формирования конкурентоспособности работников газоперерабатывающих предприятий / И. С. Пушкина, Е. А. Стрелец // Новые технологии. - 2011. -№ 4. - С. 191-195.