Научная статья на тему 'АРСЕНАЛ СРЕДСТВ КОУЧИНГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА'

АРСЕНАЛ СРЕДСТВ КОУЧИНГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / БИЗНЕС / БИЗНЕС-КОУЧИНГ / МЕТОДЫ КОУЧИНГА / МЕТОДИКА КОУЧИНГА / COACHING / BUSINESS / BUSINESS COACHING / COACHING METHODS / COACHING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галанов Е. А.

В данной статье анализируется сущность такого инновационного инструмента в бизнесе, как коучинг. Рассматриваются некоторые характеристики данного понятия, а также исследуются индивидуальные и командные технологии применения коучинга. В ходе исследования автор приходит к выводу, что коучинг является прогрессивным способом улучшение климата в коллективе, который способствует выработке важных качеств и приводит к реализации намеченной цели посредством применения различных методик (SMART, SMARTER, GROW, CLEAR PURE и многих других). Данных инструменты дают возможность эффективно развиваться как малому, так и крупному бизнесу в современных условиях высокой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARSENAL COACHING MEANS FOR EFFICIENT MANAGEMENT OF BUSINESS

This article analyzes the essence of such an innovative tool in business as coaching. Some characteristics of this concept are considered, as well as individual and team technologies for applying coaching are investigated. During the study, the author concludes that coaching is a progressive way to improve the climate in the team, which contributes to the development of important qualities and leads to the realization of the intended goal through the use of various techniques (SMART, SMARTER, GROW, CLEAR PURE and many others). These tools provide an opportunity to effectively develop both small and large businesses in modern conditions of high competition.

Текст научной работы на тему «АРСЕНАЛ СРЕДСТВ КОУЧИНГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА»

УДК 65.658

Галанов Е.А. студент магистратуры Уфимский государственный нефтяной технический университет Российская Федерация, г. Уфа Научный руководитель: Шарипова И.М. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» АРСЕНАЛ СРЕДСТВ КОУЧИНГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕДЕНИЯ

БИЗНЕСА

Аннотация: в данной статье анализируется сущность такого инновационного инструмента в бизнесе, как коучинг. Рассматриваются некоторые характеристики данного понятия, а также исследуются индивидуальные и командные технологии применения коучинга. В ходе исследования автор приходит к выводу, что коучинг является прогрессивным способом улучшение климата в коллективе, который способствует выработке важных качеств и приводит к реализации намеченной цели посредством применения различных методик (SMART, SMARTER, GROW, CLEAR PURE и многих других). Данных инструменты дают возможность эффективно развиваться как малому, так и крупному бизнесу в современных условиях высокой конкуренции.

Ключевые слова: коучинг, бизнес, бизнес-коучинг, методы коучинга, методика коучинга.

Galanov E.A. graduate student Ufa State

Petroleum Technical University Russian Federation, Ufa Scientific adviser: I.M. Sharipova Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of "Economics and Management"

ARSENAL COACHING MEANS FOR EFFICIENT MANAGEMENT

OF BUSINESS

Annotation: this article analyzes the essence of such an innovative tool in business as coaching. Some characteristics of this concept are considered, as well as individual and team technologies for applying coaching are investigated. During the study, the author concludes that coaching is a progressive way to improve the climate in the team, which contributes to the development of important qualities and leads to the realization of the intended goal through the use of various techniques (SMART, SMARTER, GROW, CLEAR PURE and many others). These tools provide an opportunity to effectively develop both small and large businesses in modern conditions of high competition.

Key words: coaching, business, business coaching, coaching methods, coaching methodology.

Современный мир со своей быстрой сменой координат развития предполагает такое же скоростное изменение управленческих инноваций. Без их внедрение невозможно эффективно осуществлять управление и соответствовать цифровой действительности. Одним из самых прогрессивных и действенных инструментов справедливо считают коучинг.

На сегодняшний день существует огромное количество определений этой дефиниции, но все они схожи в одном, - коучинг эффективно помогает межличностному взаимодействию и достижению поставленных целей (личных или организационных).

Коучинг - особый вид профессиональной коммуникации, используемый для раскрытия потенциала личности, увеличения производительности и эффективности труда. Эффективный коучинг позволяет сотрудникам задействовать в профессиональной деятельности весь потенциал, а также находить оптимальный способ достижения личных и организационных целей.

По определению Е. Денисенко, коучинг -это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых целей, повышения мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, усвоения ведущих стратегий получения результата [2, С. 52-53].

По мнению Е. И. Кудрявцевой, коучинг - специфическая техника не директивной помощи, это особая форма рационального прояснения ситуации, возможность самосознания получающего помощь человека себя в качестве автономного субъекта [9, 298с.].

Е. В. Сидоренко считает, что коучинг -особый метод консультирования, направленный на актуализацию опыта, проектирование жизни и мобилизацию личностного потенциала доверителя. Коучинг помогает доверителю на основе осознания своего опыта сформулировать значимые цели и найти внешние и внутренние ресурсы для их достижения.

Обобщая эти понятия, можно сказать, что коучинг - вид консультативной поддержки, целью которой является помощь человеку в максимальном использовании своего потенциала для достижения значимых целей. Коуч же не даёт советов и рекомендаций, а помогает с поиском решения.

По формату выделяют два вида коучинга: личный (очный)коучинг и дистанционный (интернет, заочный) коучинг. По области применения различают следующие виды коучинга: лайф-коучинг (фокусируется на развитии личности и включает в себя такие аспекты жизни как психология, социология, развитие личности и карьера); бизнес -коучинг (способствует организации и помощи собственникам бизнеса с продажами, маркетингом, менеджментом, управлением персоналом; карьерный коучинг

(ориентирован на карьерный рост сотрудников); коучинг лидерства (улучшает лидерские навыки); административный коучинг (повышает

авторитет руководителя в коллективе, улучшает его имидж; групповой коучинг (развивает лидерские качества в коллективе); коучинг производительности (повышает качество работы и улучшает компетенции персонала); коучинг взаимоотношений (способствует правильному выстраиванию межличностных коммуникаций); поведенческий коучинг (меняет поведение и внедряет более эффективные способы работы с клиентами);коучинг преемственности (подготавливает кандидатов к новой должности и подготавливает их к продвижению по карьерной лестнице)[1].

Самое большое влияние на развитие коучинга оказал бизнес. Модель данного вида коучинга состоит в том, чтобы улучшить качество работы подчиненного посредством личного разговора с ним руководителя.

Бизнес коучинг - это процесс взаимодействия между коучем и бизнесменом, его менеджерами и сотрудниками, направленный на повышение эффективности ведения бизнеса и достижение поставленных бизнес-целей.

Бизнес-коуч учитывает все основные направления деятельности человека и организации - от финансов до личной творческой уникальности. Правильная взаимосвязь этих направлений помогает максимально реализовать личный и организационный потенциал [8,С. 30-34].

На современном этапе коучинг эффективно применяется в деловой среде для сплочения команды, подготовки и обучения специалистов, усиления мотивации, повышения лидерских качеств, увеличения объёма продаж и много другого. Для достижения заданных целей применяется большой спектр различных техник, методик и методов.

Методы коучинга позволяют развивать и усиливать новые навыки и компетенции человека. Коуч фокусируется на будущих возможностях человека, нежели на его ошибках, и больше помогает обучаться, а не учит [11,С. 419-422].

Коуч ориентирован не столько на выработку единого для всех навыка, сколько на понимание индивидуальной специфики личности каждого человека, его положения и состояния в структуре организации и конкретной группы, его отношения к людям, к работе и к поставленной групповой цели [5, С.106-110]. Рассмотрим некоторые существующие методы коучинга более подробно (табл. 1.1) [4,С. 79-83].

Обычно коучинг реализуется в ряде сессий, на которых устанавливается определенная цель. Это может быть индивидуальная цель на индивидуальной коуч-сессии или коллективная. Цели должны соответствовать критериям SMART, то есть быть конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными и рассчитанными по срокам достижения [6,С. 45-47].

Таблица 1.1 - Методы коучинга.

Наименование метода Сущность

Наставничество Наставник (коуч) задаст слушателю (клиенту) правильно сформулированные вопросы, чтобы направить его к самостоятельному решению проблем

Метод тренинга Данные тренинги проходят в форме тет-а-тет. Коуч и клиент в процессе тренинга обмениваются знаниями и навыками, что приводит к положительным результатам

Метод консалтинга В консалтинге в роли коуча выступает серьезный специалист, который может предложить слушателю готовые схемы действий и конкретные пути решений определённых проблем

Метод процессинга В ходе данного метода наставник демонстрирует определенную схему действий в виде процесса. Часто во время процессинга применяется такой прием, как мозговая атака.

Для того чтобы не допускать типичных ошибок при целеполагании, таких как: игнорирование стратегической цели, негативная формулировка цели, размытая формулировка цели, частичное применение концепции управления по целям, официально заявленные цели не отвечают реальности, - необходимо применять методики целеполагания.

Наиболее распространенной, действительно удобной и эффективной в использовании является методика целеполагания SMART. В условиях постоянно изменяющихся условий и в случае, когда еще не известна соответствующая цель, возможно использование проектного метода постановки цели.

Методика SMARTER дополнена рядом критериев, что позволяет повысить вероятность достижения цели: оценка каждого этапа в достижении цели, то есть руководитель должен наладить обратную связь (Evaluated); периодический пересмотр и корректировка цели руководителем на основании изменений внутри и вовне компании (Reviewed) [7,С. 31-41].

Аналогично используются модели CLEAR и PURE несмотря на то, что они гораздо менее известны и менее популярны, но при этом ничуть не менее эффективны. Использование этих моделей на практике, как правило, не вызывает никаких затруднений. Какую именно модель выбрать, можно понять в ходе работы над своими целями. Менее распространенной, но при этом, на наш взгляд, более подходящей в условиях российского менталитета является методика целеполагания POSERSE. В практике управления выделяют критерии, которым должны соответствовать цели как конечный конкретный результат (рис. 1.4).

Модели, используемые для )ффективной установки цели

SMART CLER PliRE POSERSE

Критерии. выделяем ые в моделях - конкретность и четкость; - измеримость: - достижимость: - реалистичность, приемлемость или релевантность; - ограниченность во времени • представляющий вызов; • легальность: - эколоприюсть: - приемлемость, уместность: - письменная формулировка • позитивность; - понятность: • релевантность: • этичность • позитивность; • подтверждаем ость; • обеспеченность ресурсами: • масштабность; • ЭКОЛОПРШОСТЬ

Рис. 1.2 - Критерии, выделяемые в моделях для эффективного целеполагания.

Для постановки и реализации целей используются различные модели и техники коучинга как метода развития сотрудников, инструмента для достижения высоких результатов, повышения осознанности и осмысленности действий, реализации потенциала человека.

Одной из самых популярных техник коучинга, применяемых в работе с командой, является методика GROW это аббревиатура, буквы которой обозначают каждый этап модели: G (goal) - цель, R (reality) - реальность, O (options) - варианты, возможности, W(wrap-up) - результат [10, С. 371-373]. На практике ее всегда она выдерживается в «чистом» виде, но в целом, такая модель делает коуч-сессию целенаправленной и структурированной, что позволяет добиваться от коучинга максимальной результативности [3,С. 280287].

GoMAD применяется для повышения эффективности сотрудников, в процессе работы разрабатываются комплексные программы обучения, системы нематериальной мотивации, проекты вовлечения сотрудников в деятельность организации.

Используя коучинг как обучение одной из самых современных и эффективных технологий руководства людьми, следует обратить внимание на инструмент «STOP»: S - Step Back (сделай шаг назад), Т - Think (подумай), O - Organize your thoughts (организуй свои мысли), Р - Proceed (действуй).

Стоит обратить внимание на проведение корпоративного бизнес-коучинга, используя модель IMULL (Важность - Мотивация - Срочность -Рычаг - Влияние - Доступность), когда индивидуальный коучинг одновременно применяется к группе ключевых сотрудников для достижения заранее заданной единой цели.

Эффективной и простой моделью, способствующей осознанию, планированию и достижению целей, выступает коучинговая модель WHAT-IS. Широту диапазона расширит такая модель в коучинге, как SUCCESS.

В зависимости от организационной структуры, стратегических и тактических целей, имеющихся ресурсов возможным является применение различных сценариев проведения командного коучинга.

Итак, коучинг предполагает перспективное мышление, предусматривающее продвижение к цели исходя из имеющихся и потенциальных возможностей, перенаправляя энергию на будущие результаты, не концентрируя внимания на прошлых ошибках. Комплексное применение методик и методов коучинга в организации позволят не только повысить эффективность деятельности, но и разовьют мыслительные навыки сотрудников и структурируют деловое инновационное мышление.

Использованные источники

1. Антонова Н.В. Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Антонова. -М.: Юрайт, 2015.

2. Денисенко Е. С. Коучинг для менеджеров / Е. С. Денисенко // Отдел маркетинга. - 2014. - № 7. - С. 52-53.

3. Казарин М. Г. Коучинг: новые тенденции менеджмента / М. Г. Казарин // Личные продажи. - 2008. - № 4(04). - С. 280-287.

4. Кельмамбетов У. С, Доможилкина Ж. В. Сущность бизнес-коучинга и проблемы его распространения в российских условиях ведения бизнеса / У. С. Кельмамбетов, Ж. В. Доможилкина // Становление и развитие предпринимательства в россии: история, современность и перспективы:Сборник материалов ежегодной Международной научно-практической конференции. - 2017 - С. 79-83.

5. Корнеева Т. П. Социально-психологические особенности бизнес консультирования в организациях / Т. П. Корнеева / Т. П. Корнеева // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. - 2015. - № 3. - С. 106-110.

6. Мамедова В. Э. Атрибуты коучинга и его сущность / В. Э. Мамедова // Современное общество и власть. - 2018. - № 4(18) - С. 45-47.

7. Роздольская И. В. Использование в управленческом коучинге методик целеполагания как способа структурирования инновационного мышления / И. В. Роздольская, Ю. А. Мозговая, Е. Н. Дьячкова // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. -2016. - № 2(58). - С. 31-41.

8. Седых Н. В., Зимина Н. О. Интенсификация управления при помощи методик коучинга / Н. В Седых, Н. О. Зимина // Северный регион: наука, образование, культура. - 2015. - № 1(31). С. 30-34.

9. Сидоренко Е. В., Кудрявцева Е. И. Коучинг как эффективная технология достижения целей / Е. В. Сидоренко, Е. И. Кудрявцева. - М.: Омега, 2015. -298 с.

10. Чефранова Д.В. Психологические аспекты использования метода коучинга персонала / Д. В. Чефранова // Научный альманах. - 2017. № 2-2 (28). - С. 371-373.

11. Цацорин А.В., Соколова Е.Л. Актуальные проблемы управления командой при реализации проектов в малом бизнесе/ А. В. Цацорин // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2016. - № 6. - С. 419-422.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.