Научная статья на тему 'КОУЧИНГ КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ'

КОУЧИНГ КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / ФАКТОРЫ / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА КОУЧИНГА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черножукова Н.С.

В статье рассматриваются актуальность коучинга и его понятие, задачи, основополагающие принципы, факторы, влияющие на эффективность коучинга персонала, представлены его основные преимущества, приводится модель процесса коучинга, включающая в себя четыре стадии и методы обучения персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГ КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 330

Н.С. Черножукова

КОУЧИНГ КАК ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются актуальность коучинга и его понятие, задачи, основополагающие принципы, факторы, влияющие на эффективность коучинга персонала, представлены его основные преимущества, приводится модель процесса коучинга, включающая в себя четыре стадии и методы обучения персонала.

Ключевые слова: коучинг, задачи, принципы, факторы, модель процесса коучинга, методы обучения.

В современном постиндустриальном обществе организации могут добиться успеха только в том случае, если им удастся использовать все имеющиеся у них ресурсы максимально эффективно. Предприятия вынуждены работать не только с материальными ресурсами, но и привлекать свой основной инструмент - персонал.

В связи с этим возрастают требования, предъявляемые к сотрудникам: повышение компетентности, совершенствование профессиональных навыков, желание обучаться. Все эти вопросы рассматривает коучинг. По определению Т. Голви, коучинг означает раскрытие потенциала личности [1]. Подход Т. Голви, согласно которому «Успех в профессиональной деятельности = Потенциал - Помехи», ориентирован на то, что задачей деятельности коуча (специалист, который, применяя определённые техники и технологии, помогает другому человеку прояснить свои цели и наметить план их достижения), в первую очередь, является определение потенциалов, скрытых в каждом работнике. Для решения этой непростой задачи необходимо развивать самосознание и чувство ответственности у человека, занятого профессиональной деятельностью [1], что позволит ему максимально увеличить производительность и эффективность труда. Коучинг позволяет разрешить проблемные ситуации, принять правильное решение, стимулировать самообучение, раскрыть потенциал, повысить мотивацию.

К принципам коучинга, встречаемым в литературе (Джон Уитмор, Эрика Парслоу, Моника Рэй), следует отнести:

1. Вера в способности человека, которая позволяет повысить его мотивацию, сотрудники будут стремиться оправдать доверие руководителя, работать лучше и качественнее.

2. Принцип единства и взаимосвязи, который показывает, что все виды работ взаимосвязаны, и что все они ориентированы на конечный результат.

3. Принцип равенства состоит в коммуникативном сотрудничестве для достижения целей.

4. Принцип отсутствия готовых ответов заключается в том, что подчиненный сам должен дойти до ответа и найти правильное решение.

5. Принцип поэтапного развития состоит в том, что каждый шаг сотрудника должен находиться в зоне его развития.

6. Принцип иерархичности состоит в том, что развитие человека идёт поэтапно:

1) личная выгода (окружающие воспринимаются сотрудником как помощники или как враги);

2) человек отождествляет свои действия с группой, его поведение обуславливается конкуренцией с «чужими» и сотрудничеством со «своими»;

3) деятельность личности направлена на благо других людей, что способствует налаживанию сотрудничества [3].

© Черножукова Н.С., 2014.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2014. № 12(39). Том II

В целом, коучинг оказывает положительное влияние на сотрудников и на деятельность организации в целом. Однако следует отметить, что использовать коучинг можно по-разному, поэтому важно учесть факторы, влияющие на эффективность данного метода:

1. Фактор окружения: представляет собой внешние возможности или ограничения.

2. Поведенческий фактор: пошаговые действия для достижения цели (человек выбирает и направляет собственные действия в организационное окружение, при этом включаются такие индивидуально-психологические процессы как способности, задатки, навыки, обучение и творчество).

3. Фактор идентичности: человек в организации рассматривает свою социальную роль, свою миссию, которую он выполняет в организации, а также то, кем он ощущает себя в данной организации.

4. Фактор духовности: человек понимает и ощущает, для кого выполняется его работа, и это придаёт ему чувство осмысления.

5. Фактор убеждения и ценности состоит в том, что все ценности, заложенные в труде, будут мотивированы соответствующим вознаграждением [2].

Инструментом коучинга являются вопросы, помогающие человеку понять себя, разобраться в той или иной ситуации. Если кратко охарактеризовать сферы применения коучинга, то можно сказать, что данный метод помогает определять цели и шаги их достижения, уметь находить новые пути эффективного сотрудничества, согласовывать индивидуальные цели с целями организации, открывать новые возможности, получать удовлетворение от своей деятельности.

Процесс коучинга можно представить моделью, состоящей из четырех стадий:

1. Анализ ситуации и сбор необходимой информации. Коучинг начинается тогда, когда обучающийся сам приходит к осознанию потребности в улучшении профессиональной деятельности, изменении поведения. На этой стадии необходимо сформировать стандарты и описать профессиональные компетенции, т.е. на что именно будет направлено обучение.

2. Планирование системы ответственности. На этой стадии необходимо составить план личного развития, позволяющий дать ответы на ключевые вопросы:

- что именно необходимо достигнуть;

- как и когда это будет происходить;

- когда этот процесс начнется и когда завершится.

Для того чтобы процесс коучинга был эффективным, сотруднику необходимо сконцентрировать внимание на конкретной цели, которую необходимо достичь в заданные сроки.

3. Реализация плана с использованием стилей, техники и навыков. При реализации программы обучения должны применяться собственные стили организации, соответствующие ситуации.

4. Оценка результативности: это анализ и соответствующие выводы по плану развития сотрудника. К ключевым вопросам на этой стадии следует отнести следующие:

- достигнуты ли цели развития?

- был ли план личного развития рентабельным?

- нужен ли новый план для дальнейшего усовершенствования профессиональных навыков? [2].

Таким образом, коучинг имеет ряд преимуществ, к которым следует отнести: улучшение производительности труда, повышение эффективности обучения персонала, высокая гибкость и адаптивность организации к изменениям, быстрота принятия верного решения в критических ситуациях.

Конечный результат менеджмента методом коучинга можно сформулировать так: достигается связь персональных целей с целями организации. Работники начинают понимать, что, благодаря саморазвитию и самосовершенствованию, они не только приходят к достижению своих личных целей, но и начинают работать ради организации в том числе. Современное управление в стиле коучинга - это новый взгляд на персонал организации, где каждый сотрудник является творческой личностью, способной самостоятельно решать задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения.

Библиографический список

1.Лукичева Л. И. Управление персоналом: учебное пособие. М.: Омега, 2011. 274 с.

2.Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. СПб.: Речь, 2008.

3.Максимов В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно всё. СПб.: Речь, 2009.

ЧЕРНОЖУКОВА Наталья Сергеевна - магистрант института экономики, управления и социальных технологий, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.