Научная статья на тему 'Костел Пресв. Девы Марии Лурдской архитектора Л. Н. Бенуа на Ковенском пер. В контексте архитектуры Петербургского модерна и смен эпох'

Костел Пресв. Девы Марии Лурдской архитектора Л. Н. Бенуа на Ковенском пер. В контексте архитектуры Петербургского модерна и смен эпох Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРН / АРХИТЕКТУРА / Л.Н. БЕНУА / КОСТЕЛ СВ. ДЕВЫ МАРИИ ЛУРДСКОЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шолохов А.Ю.

В статье рассмотрены основные особенности стиля модерн в архитектуре. Проанализироны особенности храмового строительства в Петербурге в контексте модерна на примере Храма Марии Лурдской арх. Л.Н. Бенуа. Рассмотрена связь архитектуры и стиля модерн в контексте смены исторических эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Костел Пресв. Девы Марии Лурдской архитектора Л. Н. Бенуа на Ковенском пер. В контексте архитектуры Петербургского модерна и смен эпох»

общения переходит в динамическое многозначное средство воспроизведения образа: анимацию, видео, в основе которых заложен единый с плакатом изобразительный принцип. Кодирование информации, а именно QR-кодов, позволит социальным и экологическим плакатам выйти на другой уровень информативности и интерактивности, и является перспективным объектом дизайнерских инноваций. Это поднимает плакатное искусство на новый уровень развития и способствует удержанию его актуальности. QR-код поможет привлечь внимание, позволяя закодировать и получить гораздо больше информации. Можно предположить, что со временем использование QR-кодов и других, еще не известных технологий кодирования информации, поможет решить проблемы экологической чистоты информационного пространства посредством уменьшения рекламного визуального «мусора».

Список литературы:

1. Гладун А. Визуализация информации: инфографика // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств: сб. наук. пр. / Под ред. В.Я. Даниленко. - Харьков: ХГАДИ, 2012. - № 4. - С. 11-14.

2. Калашникова Е.А. Изобразительный аспект визуального языка графического дизайна (на материале плаката): автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 2011.

КОСТЕЛ ПРЕСВ. ДЕВЫ МАРИИ ЛУРДСКОЙ АРХИТЕКТОРА Л.Н. БЕНУА НА КОВЕНСКОМ ПЕР. В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО МОДЕРНА И СМЕН ЭПОХ

© Шолохов А.Ю.*

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены основные особенности стиля модерн в архитектуре. Проанализироны особенности храмового строительства в Петербурге в контексте модерна на примере Храма Марии Лурдской арх. Л.Н. Бенуа. Рассмотрена связь архитектуры и стиля модерн в контексте смены исторических эпох.

Ключевые слова: модерн, архитектура, Л.Н. Бенуа, костел св. Девы Марии Лурдской.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения особенностей архитектуры Петербурга конца XIX - начала ХХ в.,

* Доцент кафедры Гуманитарных и инженерных дисциплин.

насущной необходимостью осмыслить недостаточно изученные факты и явления отечественного искусства, без которых создать полную картину развития отечественной архитектурной культуры невозможно. В августе 2015 года исполняется 70 лет с момента возобновления непрерывных служб в здании Костела.

Степень научной изученности проблемы. Важно отметить, что на сегодняшний день творчеству Л.Н. Бенуа посвящено недостаточное, на наш взгляд, внимание исследователей. В частности, в настоящий момент к изучению творчества обращались такие известные исследователи архитектуры, как В.Л. Ружже, В.Г. Лисовский и В.А.Фролов, и ряд других авторов. Однако, пожалуй, этим аппарат научных знаний исчерпан. В контексте изучаемой проблематики важное теоретико-методологическое значение имеют и труды художников и архитекторов стиля модерн: П. Беренса, О. Вагнера, А. Ван де Вельде, Л. Саливена.

Изложение основного материала. Хорошо известно, что как вид искусства, архитектура является стилеопределяющей. Начиная с развития древних цивилизаций строительство было необходимой частью человеческого существования. Уже тогда сооружения несли на себе множество различных функций, таких как: жилищная, защитная, культово-религиозная и эстетическая. Однако отнюдь не только стремление к комфорту побудило человечество на поиск лучших (более прочных) материалов строительства, усовершенствованию конструкций и форм, усложнению декора. Ведь архитектура не только становилась универсальным отражением исторического развития цивилизаций, но и сама становилась очевидным приоритетными символом, самодостаточным приоритетом определением значимости их развития. Таким образом, смело можно сказать, что стиль рождался как в процессе практической деятельности зодчих, так и в цивилизационной и эпохальной идеологии. Вот почему в средине XIX века необходимость создания нового резко противоречащий предыдущему, стиля в наибольшей степени возникла именно перед архитекторами.

Пожалуй, модерн должен был появиться неизбежно. Его появление было подготовлено многими философскими и социально значимыми причинами и культурологическими и историко-художественными закономерностями. Существуют авторы предполагающие, что если архитектуру эклектизма можно отнести к периоду свободной конкуренции, то архитектура модерна соответствует периоду зарождения и ранней стадии империализма [5]. Но это, на наш взгляд скорее вульгарный и излишне идеологизированный подход к пониманию причин зарождения стиля. И дело не только в хронологическом совпадении - модерн был своеобразным отражением, переносом в отрасль архитектуры и достижений, и острых противоречий, характерных для новой стадии развития понимания искусства в Европе Архитектура не только активно использовала новейшие достижения техничного прогресса и отвечала

на новые практические требования, но и достаточно чутко соответствовала потребностям коллизий художественной, идеологической и даже политической жизни.

Архитекторы модерна выдвинули функциональность, полезность как этическую основу нового стиля. Бытовало убеждение, что нефункционально проектировать - значит действовать аморально. Нельзя решать художественные задачи, отвлекаясь от удовлетворения практических потребностей. Комфорт и удобство в организации пространства - прежде всего. Поэтому в те года и появляется новый принцип возведения домов, «изнутри наружу» [1]. Сначала планируется внутреннее пространство, что формирует внешний вид здания.

Однако стиль модерн в целом, безусловно, конструктивен:,-ведь за фасадом дома можно практически всегда прочитать его внутреннюю структуру. Поскольку нередко основной составляющей модерне являлась организация интерьера, то во внешнем виде это неизбежно привело к асимметрии планов и фасадов, что в свободной многообъемной композиции, принципиально отличается от нормативов классических зданий. Окна в домах модерна, как правило, различные по конфигурации и размеру, могут быть расположены на разных уровнях, исходя из структуры внутреннего пространства. Здание стиля модерн нередко отличаются свободным составлением плана, живописным равновесием вместо строгой симметрии.

Как известно, для модерна особенно характерна стилизация. Ведь именно модерн сделал принципиально возможным включение в свою художественную систему любую ретроспективную форму. Обращаясь к формам прошлого, современный стиль применяет их в новом контексте, подчеркивая одни и минуя другие детали, совершенно не заботясь об исторической достоверности. Его интересует общее, а не вероятность детали, как это было в эклектике XIX века. Сохраняя общие особенности образа других эпох, модерн трансформирует их в соответствии со своими художественными вкусами, обнаруживает путем преувеличения, гротеска близкие себе черты [10].

Модерн предложил новые принципы ансамблевости в архитектуре. Если раньше ансамблевость понималась как использование родственных стилевых форм, то для архитектора модерна главным средством включения домов в городской среды становится согласованность масштабов, ритмики, сходство объемов и силуэтов существующей и новой застройки, то есть принцип пространственных взаимосвязей, принцип живописно-ритмической композиции.

Важная роль в формообразования модерна отводилась пластичности. Архитекторы пытались в формах домов найти образ, адекватный духовным направлением людей своей эпохи. На эстетику новой архитектуры повлияли свойства железобетона приобретать очертания любой формы [7]. Новое понимание пластичности для модерна заключается в том, что оно характеризует не столько декор, как это было раньше, сколько лепку самых архитектурных масс.

Архитекторы модерна, с одной стороны, нередко тяготели к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, керамику, а с другой стороны, пытались преодолеть сухой рационализм строительной техники, обращаясь к причудливому декору. Несмотря на откровенную декоративность модерна, практически всегда в композиции декору отводится второстепенная роль. Модерн подчеркивает «ненужность», «неутилитарность» декора, в нем щедро представлены мотивы флоры и фауны, но всегда в их символическом значении. Через метафоричность художественного мышления «новый стиль» пытался противопоставить себя натуралистическим тенденциям XIX века. Даже простой линейный орнамент имел для теоретиков модерна скрытый, а иногда и явный смысл [2]. Полюбившаяся модерном кривая линия способна отражать в зависимости от формы и степени своей кривизны то силу, то слабость. Движение линий непрерывно течет и, вместе с тем, пульсирующий ритм линий, извивающихся проявляется во всем: в узорах металлических переплетов перил и маршевых лестниц, ограждений балконов, в изгибах крыши, в криволинейных формах проемов, в стилизованном орнаменте из волнистых водорослей и женских голов с распущенными волосами.

И безусловно, особо ярким и выдающимся, но, на наш взгляд, до сегодняшнего дня недостаточно изученным событием модерна не только в петербургской и отечественной, но и в европейской архитектуре является костел Пресв. Девы Марии Лурдской арх. Л.Н. Бенуа [6].

Проект каменного здания церкви Божией Матери был заказан французской общиной у архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928), сына известного петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора (с 1859 г.), академика Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Первоначальный план, составленный к 1902 г., предусматривал строительство трёхнефной базилики в романском стиле с использованием элементов северного модерна. План храма и жилого дома при нём, предназначавшегося для священнослужителей, был утверждён 3 марта 1903 г. строительно-техническим отделением Министерства иностранных дел. Закладка фундамента новой церкви состоялась 29 декабря 1903 г. [6].

Строительство церкви осуществлялось исключительно на пожертвования членов французской общины и доходы от лотереи. Важная помощь была оказана французским строительным обществом «Батиньоль», которое предоставило общине большое количество финского гранита, оставшегося от постройки Троицкого моста, и заводом «Железобетон», поставившего цемент.

Несмотря на все усилия французской общины, средств для ведения строительства постоянно не хватало. Это обстоятельство стало главной причиной приостановки работ по возведению храма и переработке архитектурного проекта. Новый вариант был разработан Л.Н. Бенуа в соавторстве с Марья-

ном Марьяновичем Перетятковичем (1872-1916), который вынужденно изменил проект в сторону его удешевления [3].

Второй этап строительства храма начался лишь в 1907 г. К этому времени сменился и настоятель прихода: вместо о. Амвросия Кюни, ОР, духовным попечителем французской общины стал о. Жан-Батист Морис Амодрю, ОП. Непосредственным руководителем строительных работ был назначен инженер Сергей Николаевич Смирнов. К осени 1909 г. строительство каменного здания церкви Божией Матери было завершено. Церемония освящения нового храма состоялась 22 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1909 г. Освящение совершил епископ-суффраган Могилёвской митрополии и председатель Духовной Коллегии Иоанн Цепляк. Связано это было с тем, что архиепископ Аполинарий Внуковский, возглавлявший Могилевскую митрополию в 1908-1909 гг., умер 21.05.1909 года, а новый митрополит, которым позднее станет архиепископ Викентий Ключинский, еще не был назначен [4]. На церемонии освящения присутствовали члены дипломатического корпуса и представители властей города. Французская церковь во имя Божией Матери - ц. Notre Dame de France - стала шестым по счету приходским храмом католической общины Петербурга [12].

В советский период храм в Ковенском переулке не был закрыт, если не считать нескольких месяцев с января по июнь 1923 г., а также периода с июля 1941 по август 1945 г., когда богослужения в нём не совершались. В годы Великой отечественной войны и блокады храму удалось избежать серьёзных разрушений.

Католический храм Божией Матери Лурдской, выполненный в традициях готических построек немного похож на средневековый замок. Но и здесь мы видим явный образец стиля модерн с его асимметрией, сочетанием необработанных и гладких поверхностей, башенками и шпицами. На основном массиве здания покоится тридцатиметровая двухъярусная четырёхгранная башня-колокольня, увенчанная гранёным куполом. Облицованный грубоколотым гранитом фасад завершён щипцовым фронтоном. Свод церкви выполнен из железобетона. Во внутреннем убранстве храма также использованы символы модерна в виде больших морских раковин для омовения рук [12].

В интерьере храма Посещения Пресв. Девы Марии, а также в решении построенной немного позднее колокольни преобладают неоготические черты, ставшие в последней четверти XIX в. наиболее характерными для ново-строящихся католических церквей (в частности, в Польше, где тогда активно велось храмовое строительство). Знаковыми элементами являются крестовые ребристые своды, нервюры, пинакли, трилистники и характерная башня колокольни с высокой пирамидальной кровлей.

Обращаясь к петербургским постройкам, следует отметить, что проект продолжает «романскую» линию, начатую лютеранским собором Св. Петра

на Невском пр. (арх. А.П. Брюллов, 1833-1838 гг.) - первым по времени храмом в таком стиле в России. Наконец, дробное, но выразительное построение пространства крипты с многочисленными, массивными, часто расположенными пилонами восходит к традициям западноевропейского маньеризма, а в русской архитектуре появляется с XVII в. и особенно в эпоху барокко. Так, расчлененность на небольшие пространственные ячейки (компар-тименты) присутствует в архитектуре нижнего храма Николо-Богоявленского собора.

Лишь в 1981 году был отреставрирован интерьер часовни Лурдской Богоматери. В 1990-х годах был проведён капитальный ремонт церкви, расчищен цокольный этаж, установлен новый алтарь, лавки, появились мозаично-расписные витражи (авторы Изабелла и Михаил Байковы), были побелены стены, смонтирована звукоусилительная аппаратура, значительно перестроен приходской дом. 22 ноября 2009 года исполнилось столетие освящения храма [11].

Таким образом, храм Марии Лурдской удачно вписывается в контекст эпохи модерна (выбора стиля), являясь одним из первых и самых выразительных примеров сочетания стилей «романского» (преимущественно фасады) и «готического» (интерьеры и более поздняя колокольня) Его формы основаны на глубоком изучении арх. Л.Н. Бенуа как современной западной, прежде всего немецкой, архитектуры, так и подлинных памятников итальянского Средневековья. Появившийся сейчас рядом с костёлом современный и контрасный по отношению к шедевру Бенуа и Перетятковича дом архитектора Евгения Герасимова не смог затмить образ памятника. Произошло это, прежде всего, благодаря самодостаточности и художественной уникальности объекта. И сегодня в городской ткани Санкт-Петербурга налицо законченный архитектурно-градостроительный сформировавшийся облик Ковенского переулка, с явной доминантой знаменитого костела.

Начало XXI века характеризуется возрождением заинтересованности в развитии культурного и духовного аспектов жизни современного общества. На фоне массовой глобализации, наметившейся уже в конце ХХ в. сейчас явно наблюдаются тенденции к коммерциализации культуры в различных ее сферах. В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших сами основы содержания и деятельности культурных институтов» [15, с. 40]. Распространение доступности Интернета и свободного доступа к любой информации, в том числе видео концертов, театральных постановок, фильмов и т.д., не выходя из дома, способствует обществу потребления и обостряет проблему деградации и культурологического застоя. На таком противостоянии начинает формироваться новые критерии и требования к зрелищу, что было бы коммерчески выгодным и заставило современного потребителя

выйти за пределы своего комфорта. Стремление к созданию нового зрелищного объекта, который бы отвечал этим требованиям, требует формирования новых концепций и подходов в средовом дизайне, которые могут предсказать будущие тенденции и вывести отечественный дизайн зданий на новый уровень.

Архитектура имеет способность выбора и внедрения новых стратегий, в построении которых она опирается на собственную память или на заимствования из широкого культурного контекста - философии, науки, техники.

Сегодня явно прослеживаеются две противоположные тенденции: с одной стороны - подчинение окружающей среды здания, с другой - стремление вписать здание в ландшафт. Идеологи нового дизайна не переоценивают свои силы, пути дальнейшего развития еще во многом неопределенны. Но в любом случае масштабы нового дизайна являются глобальными: эта новая профессиональная сознание, новая форма и выразительная речь, новые производства, потребления, новые структура и характер связей между этими сферами, а также между ними и проектированием, новое мироощущение - и в целом, новая реальность. Однако ядром этого сложного и многогранного феномена является, как представляется, проблема новой профессионального сознания и нового проектного языка, неотъемлемой частью которого является проектная метафора. Это перенос акцента с проектного моделирования на синтез средств, целей, приемов, методов, критериев проектного творчества, что вполне характерно для работ лучших мастеров эпохи модерна.

Итак, для творческого наследия Л.Н. Бенуа этот памятник - один из самых выразительных опытов проектирования в исторических стилях. Пожа-луй,никому из современников мастера не удавалось достичь такого разнообразия в выборе исторических прототипов. Проекты Л.Н. Бенуа оказали значительное влияние на храмостроительство, как православное, так и католическое и даже протестантское. А для Санкт-Петербурга с его очевидным, (в отличие от ближайшего северного соседа Хельсинки) дефицитом как построек модерна в целом, так и каменных построек, в частности, здание костела является образцом архитектурного артистизма и градостроительного мастерства.

Список литературы:

1. Беренс П. Праздник жизни и искусства // В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре: конец Х1Х-ХХ век. - М.: Искусство, 1971. - С. 84-85.

2. Вагнер О. Современная архитектура // В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре: конец Х1Х-ХХ век. - М.: Искусство, 1971. С. 85-86.

3. Иванишина М. История прихода храма Лурдской Божией Матери в Петербурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koven-sky.ru/contacts/.

4. Кобак А.В., Антонов В.В. Католическая церковь Божией Матери (Лурд-ской) // Энциклопедия Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://encspb.ru/object/2804677867.

5. Курило Л.В., Смирнова Е.В. История архитектурных стилей [Электронный ресурс]. - М.: Советский спорт, 2012. - 215 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1722135/.

6. Лисовский В.Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. - Коло, 2006.

7. Первушина Е. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы БВ2 [Электронный ресурс]. - М.: Центрполиграф, 2012. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1016987/.

8. Пилявский В.И. и др. История русской архитектуры. - Л.: Стройиздат, 1984. - С. 215.

9. Ратников Д. Пирамида» у костела [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fulltext.pl. spb.ru/spbiblio/digest_spb/spb_v081105_2.pdf.

10. Сарабьянов Д. Стиль модерн. - М.: Искусство, 1989. - 294 с.

11. Тенишев Р., Якутина И.Б. Сохранить объединяющее начало модерна.

12. Шиникер А. 100-летие освящения храма Лурдской Божией Матери в Петербурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazetape-tersburska.org/node/584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.