Научная статья на тему 'К проблеме проектирования плаката как элемента визуальной коммуникации'

К проблеме проектирования плаката как элемента визуальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
393
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК ПЛАКАТА / ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / QR-КОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахлеева О.А.

Резюме в статье кратко рассматриваются проблемы проектирования элемента визуальной культуры плаката. Затрагиваются вопросы изменения коммуникативного пространства, функция плаката, его форма и язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме проектирования плаката как элемента визуальной коммуникации»

К ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАКАТА КАК ЭЛЕМЕНТА ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

© Рахлеева О.А.*

Арктический государственный институт культуры и искусства,

г. Якутск

Резюме в статье кратко рассматриваются проблемы проектирования элемента визуальной культуры - плаката. Затрагиваются вопросы изменения коммуникативного пространства, функция плаката, его форма и язык.

Ключевые слова: язык плаката, визуальная коммуникация, визуальная экология, QR-код.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научиться жить на Земле, как люди».

Бернард Шоу

В последнее десятилетие появилась масса глобальных проблем, порожденная новыми изобретениями человечества. Разумеется, новые и продвинутые технологии дают нам возможность идти вперед и развиваться. Но с другой стороны все эти достижения человеческого разума привели к глобальным катастрофическим изменениям климата Земли. О чем свидетельствуют повышение уровня океана из-за таяния льдов Арктики, уменьшение озонового слоя, засуха, землетрясения, ураганы, цунами и т.д.

Эра покорения природы, освоения космоса должна смениться экологической эпохой. Новый век должен стать веком экологии, и плакат в этом отношении должен способствовать развить отношение к миру как единому живому организму. Чтобы эко-логия дополнялась эко-чувством, эко-отноше-нием, эко-действием в реальной и виртуальной сферах.

Почему именно плакат? Плакат - быстрое, энергичное, знаковое сообщение - неотъемлемая часть современного визуального пространства. Увеличение информационного потока, уплотнение коммуникативного пространства, способствуют развитию плаката его востребованности. Свидетельством тому многочисленные международные выставки, темы которых охватывают практически весь спектр социальных, экологических, культурных и нравственных проблем общества.

По своей природе и функциям плакат есть визуальный message, максимально доступный и простой для прочтения и понимания. Главная его цель -оперативно и результативно донести конкретную идею-информацию.

* Доцент кафедры «Дизайн».

Искусствоведение

55

Универсальным языком коммуникации являются знаки и символы. Создание знака - древнейший творческий опыт, идущий со времен прошлого всех культур и народов. Знак обеспечивает универсальность и динамику прочтения информации - за несколько секунд знак должен привлечь внимание, быть декодированным и остаться в памяти [1].

Рис. 1. Николаева С. Серия экологических плакатов «Харыстаа»

Поэтому современный плакат тяготеет к простым и лаконичным формам. Сокращается глубина пространства, применяются локальные цвета, силуэтность изображения, минимальное использование светотени, резкость контура. Довольно часто в работах дизайнеров разных стран наблюдается использование одних и тех же символов, знаков, фигур: глаза, кисти рук, цветы, деревья, животные, звезды и т.д. Это еще раз свидетельствует об «интернациональном характере информационного пространства» [2, с. 20]. Например, работа студента С. Николаевой (рис. 1) представляет собой интерпретацию на тему экологической проблемы северных территорий. Автор через символический язык показывает неразрывную связь традиционной культуры и той экосистемы которая ее рождает, она как бы возвращает зрителя к традиционному пониманию человеком явлений и ритмов природы.

Однако следует заметить, что современные плакаты многофункциональны, они выполняют рекламную, агитационную, информационную, справочную функцию. И потому одной из тенденций развития современного плаката может стать технология дополненной реальности, которая используется в афишах кино и рекламе продуктов. Зритель поднимает телефон к плакату и с помощью специальной программы, которая считывает QR-код, может видеть рекламный клип этого фильма в телефоне: плакат «оживает» и объекты в нем начинают двигаться.

Используя данную технологию в экологическом плакате можно добиться большего эмоционального восприятия, когда плакат из однозначного со-

общения переходит в динамическое многозначное средство воспроизведения образа: анимацию, видео, в основе которых заложен единый с плакатом изобразительный принцип. Кодирование информации, а именно QR-кодов, позволит социальным и экологическим плакатам выйти на другой уровень информативности и интерактивности, и является перспективным объектом дизайнерских инноваций. Это поднимает плакатное искусство на новый уровень развития и способствует удержанию его актуальности. QR-код поможет привлечь внимание, позволяя закодировать и получить гораздо больше информации. Можно предположить, что со временем использование QR-кодов и других, еще не известных технологий кодирования информации, поможет решить проблемы экологической чистоты информационного пространства посредством уменьшения рекламного визуального «мусора».

Список литературы:

1. Гладун А. Визуализация информации: инфографика // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств: сб. наук. пр. / Под ред. В.Я. Даниленко. - Харьков: ХГАДИ, 2012. - № 4. - С. 11-14.

2. Калашникова Е.А. Изобразительный аспект визуального языка графического дизайна (на материале плаката): автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 2011.

КОСТЕЛ ПРЕСВ. ДЕВЫ МАРИИ ЛУРДСКОЙ АРХИТЕКТОРА Л.Н. БЕНУА НА КОВЕНСКОМ ПЕР. В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО МОДЕРНА И СМЕН ЭПОХ

© Шолохов А.Ю.*

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены основные особенности стиля модерн в архитектуре. Проанализироны особенности храмового строительства в Петербурге в контексте модерна на примере Храма Марии Лурдской арх. Л.Н. Бенуа. Рассмотрена связь архитектуры и стиля модерн в контексте смены исторических эпох.

Ключевые слова: модерн, архитектура, Л.Н. Бенуа, костел св. Девы Марии Лурдской.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения особенностей архитектуры Петербурга конца XIX - начала ХХ в.,

* Доцент кафедры Гуманитарных и инженерных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.