Научная статья на тему 'Космологические образы произведения С. Есенина «Ключи Марии»и ведическая традиция'

Космологические образы произведения С. Есенина «Ключи Марии»и ведическая традиция Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2499
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. ЕСЕНИН / КЛЮЧИ МАРИИ / ВЕДЫ / ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павлова Александра Юрьевна

Эта статья попытка рассмотреть одну из самых оригинальных философских работ Сергея Есенина «Ключи Марии» в контексте ведической космологии. О связи «Ключей» с христианской и языческой славянской традицией написано довольно много. Но в этой работе мы останавливаемся на некоторых фрагментах статьи, позволяющих проводить параллели с ведической космологией и ведическими принципами мировоззрения.Статья включает в себя сравнение некоторых ключевых образов статьи С. Есенина с изображениями и символами, которые также присутствуют в ведической традиции: баньян, пастух, колесница, стрела и т.д. Также рассматриваются некоторые ключевые принципы мироустройства в ведической традиции устройство человеческого тела, принцип реинкарнации, картина мира.В статье дана попытка сопоставить некоторые высказывания с каноническими ведическими текстами: Бхагават Гитой, Бхагавата Пураной, Матсья Пураной, философией Веданты и Санкхьи, и т.д. Особое внимание обращено на попытку Есенина персонализировать кириллицу. Эти рассуждения в советской критике, которая дана в статье наряду с другими, назвали «сказочными образами» и «чисто художественным приёмом». Однако, в соответствии с текстами Веды, каждое из пятидесяти писем от санскритского алфавита определенные колебания Вселенной и также вибрация семи центров человеческого тела-чакр. Алфавит считают визуализацией внутренней энергии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космологические образы произведения С. Есенина «Ключи Марии»и ведическая традиция»

УДК 82

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С. ЕСЕНИНА «КЛЮЧИ МАРИИ» И ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

А. Ю. Павлова

Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск

Эта статья - попытка рассмотреть одну из самых оригинальных философских работ Сергея Есенина «Ключи Марии» в контексте ведической космологии. О связи «Ключей» с христианской и языческой славянской традицией написано довольно много. Но в этой работе мы останавливаемся на некоторых фрагментах статьи, позволяющих проводить параллели с ведической космологией и ведическими принципами мировоззрения.

Статья включает в себя сравнение некоторых ключевых образов статьи С. Есенина с изображениями и символами, которые также присутствуют в ведической традиции: баньян, пастух, колесница, стрела и т.д. Также рассматриваются некоторые ключевые принципы мироустройства в ведической традиции - устройство человеческого тела, принципреинкарнации, картина мира.

В статье дана попытка сопоставить некоторые высказывания с каноническими ведическими текстами: Бхагават Гитой, Бхагавата Пураной, Матсья Пураной, философией Веданты и Санкхьи, и т.д.

Особое внимание обращено на попытку Есенина персонализировать кириллицу. Эти рассуждения в советской критике, которая дана в статье наряду с другими, назвали «сказочными образами» и «чисто художественным приёмом». Однако, в соответствии с текстами Веды, каждое из пятидесяти писем от санскритского алфавита -определенные колебания Вселенной и также вибрация семи центров человеческого тела - чакр. Алфавит считают визуализацией внутренней энергии человека.

Ключевые слова: С. Есенин, Ключи Марии, Веды, ведическая космология.

«Ключи Марии» - одно из наиболее спорных произведений С. Есенина. Современники С. Есенина называют эту статью «эстетико-общественной теорией», «философской платформой имажинизма», «рассуждениями о древнерусской графике» [Цит. по: 9]. Но через уже почти 100 лет очевидным представляется то, что «Ключи Марии« нельзя полностью сводить к чему-то одному из вышеперечисленного. Заключая в себе определённый субъективный взгляд художника на природу, искусство, историю, это произведение, тем не менее, как отмечают многие исследователи - попытка создания (точнее, воссоздания) единой космической картины мира. Недаром Н. М. Солнцева отмечает не научность, но интуитивность автора в постижении космических явлений и процессов: «Сентенции «Ключей Марии» не носят научного характера - они говорят о потрясающей художественной интуиции их автора. Он ведом вдохновением» [8].

О связи «Ключей» с христианской и языческой славянской традицией написано достаточно много и этот пласт произведения можно считать в какой-то мере прояснённым (пастух - пастырь - Иисус; корабельный образ - Церковь; и пр.). Но в данной работе нам бы хотелось остановиться на некоторых фрагментах этого сочинения, позволяющих провести параллели с ведической космологией и ведическими принципами устройства мира. Стоит оговориться, что речь идёт именно о параллелях, а не конкретных отсылках, поскольку «Ключи Марии» - не научно-мировоззренческий трактат, а суть объективированное «родовым знанием« субъективное представление.

Первый образ, с которым мы встречаемся при чтении «Ключей» - мировое древо. В философии индуизма - баньяновое дерево (у С. Есенина «... древо, под которым сидел Гуатама» [3, 30]). Этот образ рядоположен скандинавскому Иггдрассиль (у Есенина -Иггдразиль), Маврикйскому дубу (в библейской истории - Мамврийский дуб, под которым Авраам говорил с Богом) и, возможно, даже кельтскому «Бруинден». Все эти образы в соответствие с культурной традицией символизировали как принципы устройства Вселенной, так и жизнь отдельно взятой «семьи» - общины, варны и др.

Ключевым принципом ведической космологии является принцип реинкарнации. В «Ключах» встречается фраза о вере в переселение душ {«...всяязыческая вера в переселение душ...» [3. С. 30]). По словам В. А. Шемшука древние славяне как и древние арии верили в реинкарнацию, при этом и в той, и в другой космологии есть определённый свод правил для получения благоприятного рождения: «Хотя Ю. П. Миролюбов, описывая представления славян о загробном мире не упоминает о царстве Слави, но он приводит представление русских людей о том, что погибшие в бою встречаются Перуницей, которая ведёт их к самому Перуну. Получается, что в мир Слави попадали только герои, которые затем живут вместе с богами. Причём, убийство человека, согласно «Индийской книги мёртвых« наказывалось животным воплощением или прекращением воплощений вообще. <...> любое убийство себе подобного превращает убийцу в изгоя, т.е. в изгнанного из цепи человеческих воплощений, и в последующих воплощениях душа убийцы воплощается в животных. После же животного воплощения, снова родиться человеком практически шансов нет, поскольку человеческая душа погибает и остаётся животная душа (казуальное тело)» [10].

Значимый образ, которому С. Есенин уделяет внимание в «Ключах Марии» - образ пастуха. Как уже упоминалось ранее, «пастух« («пас» и «дух») представляется «пастырем человеческих душ». В ведической традиции в образе пастуха в одном из своих полных воплощений на землю пришёл Господь, чтобы уничтожить демонов и защитить праведников: « Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век» (Бхагават Гита, 4:8) [1. С. 219]. Говинда или Кришна - Бог-пастух, поведавший на поле битвы Курукшетра своему другу и ученику Арджуне основы устройства вселенной и положение в мире человека.

Несмотря на то, что С. Есенин напрямую пишет, что «наши предки без всякого скрещивания с санскритством поняли его <орнамент>» [3. С. 30], тем не менее, скорее всего знал о тех параллелях с ведическими индийскими писаниями славянской космологии.

Конёк на крыше и конь в колеснице - ещё одна параллель с ведической традицией. Кришна был колесничим на колеснице Арджуны. На колесницах ездили Индра - царь небес, на виманах - небесных колесницах спускаются к людям боги. Вот как согласно «Мат-сья Пуране» описывается колесница Шивы: «<...> И боги принялись готовить к битве колесницу великого Шивы (Следующее за тем описание колесницы, отождествляемой со вселенной, типично для содержания «Матсья-пураны», одного из основных литературных памятников шиваизма. Но и в версии «Махабхараты« описание колесницы Шивы дается в сходном аспекте и подчеркивается главенство этого бога; Брахма становится у него колесничим и т. д.). Не было равных ей ни у кого из бессмертных властителей мира. Земля была ей основой, гора Меру - сиденьем, гораМандара - осью, а солнце и луна - ее золотым и серебряным колесами; небесная твердь была передком той колесницы. Четыре Веды стали конями, запряженными в колесницу Шивы, а дугами были четыре юги - четыре века, на которые разделяется время, прошедшее с сотворения мира: Критаюга - Золотой век, Третаюга - Серебряный, Двапара - Медный и Калиюга - нынешний, Железный век. Огромный змей Дхритараштра заменял поводья в этой упряжке.

Страшные ядовитые наги, сыновья и внуки Васуки, властителя змей, стали огненными стрелами в колчанах грозного Шивы; луком ему служил Самватсара - Год, отмеряю-

щий время, а тетивой на нем была Каларатри (Каларатри - олицетворение ночи гибели вселенной; идентифицируется в эпосе и пуранах с Ями, сестрой Ямы; иногда же именуется сестрой Калы, Времени; считается матерью ракшасов, женой Хети, прародителя ракшасов, возникшего из стопы Брахмы при творении) - Ночь кончины мира - сестра Ямы) <...>» [9].

«Голубиная книга», на которую в статье ссылается автор, также может быть сопоставима с описаниями устройства тела человека в связи с ведической космологией. Сравним поэтическое описание, данное в «Голубиной книге»:

Унас помыслы от облак Божиих...

Дух от ветра...

Глаза от солнца...

Кровь от черногоморя...

Кости от камней...

Тело от сырой земли...

И определение материального тела, данное в словаре славяно-арийской космологии:

Материальное тело - временная оболочка, покрывающая Живу. Плотное тело образовано восемью элементами: пятью «грубыми« (земля, вода, воздух, огонь и эфир) и тремя «тонкими« (ум,разум и интеллект) [2].

Первая строка в поэтическом описании - метафора души, её желаниями и стремлениями. А последующие описания связаны с конкретными указаниями на составляющие тех или иных частей человеческого тела (глаза - огонь; огонь как суперэлемент в ведической космологии указывает на видимость; дух или разум - эфирное происхождение; кости, мышцы, жилы происходят из земли; земля как суперэлемент даёт возможность принимать форму; кровь - вода; вода как суперэлемент указывает на возможность проникновения).

Далее любопытно прокомментировать следующее утверждение, касающееся непосредственно ведической космологии: «<...> заставление воздушного мира земною предметностью существовало еще несколько тысяч лет до нас и в Египте. Эдда построила мир из отдельных частей тела убитого Имира. Индия в Ведах через браман утверждает то же самое, что и Даниил Заточник: «Тело составляется жилами, яко древо корением. По ним же тече секерою сок и кровь, иже память воды». Как младшее племя в развитии духовных ценностей, мы можем показаться неопытному глазу талантливыми отобразителями этих пройденных до нас дорог. Но это будет просто слепотой неопытного глаза.

Прежде всего, всякая мифология, будь то мифология египтян, вавилонян, иудеев и индийцев, носит в чреве своем образование известного представления. Представление о воздушном мире не может обойтись без средств земной обстановки» [3. С. 37].

Это утверждение коррелирует с идеей пракрити и пуруши в ведической космологии. Индийская философия видит Пракрити и Пурушу как два отдельных аспекта Брахмана или творческого сознания. «В то время как Пракрити сравнивается с творческой энергией и жизнерадостностью ПриродыМатери (земной миру С. Есенина), Пуруша сознание того, что есть сила Брахмана (воздушный мир). В то время как Пракрити придает форму вещи, Пуруша помогает проявить их как частьуниверсального сознания.

Пракрити работает по двум уровням бытия, одна выше, а другая ниже. Нижний уровень включает в себя пять элементов воздуха, воды, огня, земли и эфира, а ум, мышление и альтер-эго это высшая сила «женской» энергии и является жизненной силой, которая приводит в действие вышеупомянутые элементы. Пракрити является Ади-бхута Первое Существо, также предвечный элемент. Адбхута есть имя Вишну, первый элемент, содержащий все элементы, непостижимое божество» [7].

Особое внимание хочется обратить на тот фрагмент статьи, где Есенин пытается «персонализировать» кириллицу. Эти рассуждения в советской критике, вышедшей на ста-

тью, наряду с иными были названы «сказочными образами» и «чисто художественным приёмом». Но вспомним легенды о происхождении санскрита. Каждая из пятидесяти букв санскритского алфавита есть определённые вибрации вселенной и также вибрации семи энергетических центров человеческого тела - чакр. То есть алфавит является визуализацией внутренней энергии человека. Соединяя буквы в слоги и слова можно изменять внутреннее состояние и влиять на вибрации вселенной. «Мы увидели бы, как лежит бревно на бревне образа, увидели бы, как сочетаются звуки, постигли бы тайну гласных и согласных, в спайке которых скрыта печаль земли по браке с небом», - пишет С. Есенин [3. С. 41]. Здесь содержится также указание на происхождение ряда звуков от земной природы (пракрити), и иных - от воздушной. Сочетание звуков может стать сочетанием космического масштаба, если удастся «постигнуть эту тайну».

Продолжая разбирать космологию «Ключей» обратимся к следующему есенинскому высказыванию: «Туловище человека не напрасно разделяется на два световых круга, где верхняя часть от пупа подлежит солнечному влиянию, а нижняя — лунному. Здесь в мудрый узел завязан ответ значению тяготения человека к пространству, здесь скрываются знаки нашего послания, прочитав грамоту которых, мы разгадаем, что в нас пока колесо нашего мозга движет луна, что мы мыслим в ее пространстве и что в пространство солнца мы начинаем только просовываться». В индийской философии говорится, что «после смерти ментальная система обращается вокруг Луны». Луна сильнее связана с землёй, поэтому те, кто после смерти отправляется на луну вынуждены возвращаться обратно для отработки кармических ситуаций. «А те, кто освобождается от земного наслаждения, отправляются к Солнцу, превосходя силу влечения, притяжения Земли. Они наслаждаются вечной атмосферой Солнца. Это другое явление» [6]. В данном контексте становится более понятным высказывание «в пространство солнца мы начинаем только просовываться» [3. С. 50]. То есть только начинаем освобождаться от земных радостей и привязанностей.

Ещё один значимый образ, упоминаемый в «Ключах» - образ стрелы. Волшебные стрелы встречаются в каждом мифологическом цикле любого народа и имеют сакральное значение связи времён и пространств.

Анализируя космические образы в статье С. Есенина «Ключи Марии», нельзя не остановиться на трёхуровневом разделении сути художественного творчества, которое, как нам кажется, в данной статье является воплощением миссии художника. «Существо творчества в образах разделяется так же, как существо человека, на три вида - душа, плоть и разум. Образ от плоти можно назвать заставочным, образ от духа корабельным и третий образ от разума ангелическим» [3. С. 45]. В ведической космологии существует указание махат-таттву - изначальную форму, из которой появился материальным мир. Махат-татва порождает Эго, на которое начинают влиять три гуны материальной природы: «После того как Господь воплощается в форме первого пуруши (Каранадока-шайи Вишну), возникает махат-таттва - совокупность начал материального творения, затем проявляется время, а вслед за ним появляются три качества. Природа представляет собой проявление трех качеств, которые преобразуются в деятельность» («Бхагавата Пурана». Песнь 2 «Космическое проявление», гл. 5 «Причина всех причин», текст 22). Влияние сатья-гуны (гуны благости) на Эго рождает ум, влияние раджас-гу-ны (гуны страсти) рождает интеллект, влияние тамагуны (гуны невежества) порождает материальные элементы. Движение сознания от «образа заставочного» - материального, к «образу ангелическому», связывающему сознание с божественным творением есть суть творчества - то, что позволяет художнику в произведении создавать прообраз мирового устройства, творить живые пространства. Но это искусство, это знание остаётся закрытым, ключи утерянными: «Наше современное поколение не имеет представления о тайне этих образов. В русской литературе за последнее время произошло невероят-

нейшее отупение. То, что было выжато и изъедено вплоть до корок рядом предыдущих столетий, теперь собирается по кусочкам, как открытие. Художники наши уже несколько десятков лет подряд живут совершенно без всякой внутренней грамотности. Они стали какими-то ювелирами, рисовальщиками и миниатюристами словесной мертвенности» [3. С. 45].

Заканчивая рассуждения о связи некоторых образов в статье С. Есенина «Ключи Марии» с ведической космологией, мы понимаем некоторую поверхностность и теоретичность подобных высказываний. Однако данная работа обладает смыслом хотя бы в той мере, в которой она апеллирует к огромному пласту знаний, ныне почитающихся за суеверия и потому для большинства даже мыслящих людей остающихся закрытыми и восстанавливающимися по крупицам учёными-энтузиастами и недооценёнными, как правило, художниками с совершенно особым видением и творческой интуицией.

Список литературы

1. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Бхагават Гита как она есть [Текст] /

A. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2007-816 с.

2. Гусев, А. И. Славяно-арийский словарь [Электронный ресурс] : / А. И. Гусев - URL: http://samlib.ru/g/gusew_a_i/slawjano-arijskiewedytom 2slawjano-arijskijwedicheskijslowarx. shtml.

3. Есенин, С. Ключи Марии [Текст] / С. Есенин // Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 5 Автобиографии, статьи, письма. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962 - С. 27-54.

4. Костин, А. Тройной уровень осмысления С. Есенина [Электронный ресурс] / А. Костин. -URL: http://www.gumilev-center.az/trojnoj-uroven-osmysleniya-sergeya-esenina/.

5. Крышень [Электронный ресурс] II Всё о славянской мифологии. - URL: http:// radogost.ru/kryshen.html.

6. Луна и солнце в ведической космологии [Электронный ресурс] II Субъективная эволюция - от сознания к материи. - URL: http://saraswati.pro/audio/zhemchuzhiny_ dukhovnoy_mudrosti/38_subektivnaya_evolyutsiya_ot_soznaniya_k_materii/luna_i_ solntse_v_vedicheskoy_kosmologii/.

7. Пракрити и Пуруша: двойная природа космоса. Философия Веданты и Санкхьи [Электронный ресурс]. - URL: http:// xn—8sbzdfdkkigfrhec4km.xn--plai/razdely/kultura-i-filosofiya?view=entry&id=334.

8. Темкин, Э. H. Разрушение Трипуры [Электронный ресурс] / Э. Н. Темкин, В. Г. Эр-ман II Мифы древней Индии. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - 272 с. - URL: http:// mifolog.ru /books/item/f00/s00/z0000027/st071.shtml.

9. Солнцева, H. M. Проза новокрестьянских поэтов [Электронный ресурс] / H. М. Солнцева. - URL: https://www.philol.msu.ru/ solntseva_proza_novokrest.

10. Шемшук, В. А. Культ предков. Тайна загробной жизни [Электронный ресурс] /

B. А. Шемшук. - URL: http://fanread.ru/book/3316332/?page=2.

COSMOLOGICAL IMAGES OF THE WORK OF S. YESENIN "MARIA'S KEYS"

AND VEDIC TRADITION

A. Yu. Pavlova

ChelyabinskStatelnstitute ofCulture, Chelyabinsk, [email protected]

This article is attempt to consider one of original philosophical works of Sergey Yesenin "Maria's Keys" in the context of Vedic cosmology. About communication of "Maria's Keys" with Christian and pagan Slavic tradition is written quite a lot, and in this work we stop on somefragments of this composition allowing to draw parallels with Vedic cosmology and the Vedic principles of a peace arrangement. Comprising a certain subjective view of the artist on the nature, art, history, this work, nevertheless, as many researchers - creation attempt note (moreprecisely, reconstructions) uniform space-picture of the world.

Article includes comparison of some key images in S. Yesenin's composition with the images and symbols which are also present at Vedic tradition such as banyan, the shepherd, the chariot, an arrow and soforth. Some principles - reincarnation, the device of a human body, creativity are considered.

Parallels of maintenance of somefragments of article and Vedic texts, such as Bkhagavat Geeta, Bkhagavata Purana,Matsya Purana, Vedanta, Samkhya, etc. are given in article.

Special attention is paid to Yesenin's attempt to personalize the alphabet (Cyrillics). These reasonings in the Soviet criticism which has come to article alongwith others have been called "fantastic images" and "purely artistic touch". However in compliance with texts of the Veda, each offifty letters of the Sanskrit alphabet is certain vibrations of the Universe and also vibration of seven power centers of a human body - chakras. The alphabet is considered visualization of internal energy of theperson.

Keywords: S. Yesenin, "Maria's Keys", Veda, Vedic cosmology.

References

1. Bhaktivedanta Svami Prabhupada A. Ch. (2007)BhagavatGitakakonaest' [=Bkhagavat Gita as it is], Moscow, The Bhaktivedanta Book Trust, 816p. (In Russ.).

2. Gusev, A. I. Slavjano-arijskij slovar' [=Slavic and Aryan dictionary], available at: http:// samlib.ru/g/gusew_a_i/slawjano-arijskiewedytom2slawjano-arijskijwedicheskijslowarx.shtml, accessed 27.03.2017 (In Russ.).

3. Esenin, S. (1962) Kljuchi Marii [=Maria's keys], in: Sobranie sochinenij v 5-ti tomah. T.5 Avtobiografii, stat'i, pis'ma [=Collected works in five volumes, volume 5: Autobiographies, articles, letters], Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo hudozhestvennoj literatury, pp. 27-54. (In Russ.).

4. Kostin, A. Trojnoj uroven' osmyslenija S. Esenina [=Threefold level of judgment of S. Yesenin], available at: http://www.gumilev-center.az/trojnoj-uroven-osmysleniya-sergeya-es-enina/ accessed 27.03.2017. (In Russ.).

5. Kryshen', in: Vsjo o slavjanskoj mifologii [=In total about Slavic mythology], available at: http://radogost.ru/kryshen.html, accessed 30.03.2017. (InRuss.).

6. Luna i solnce v vedicheskoj kosmologii [=The moon and the sun in Vedic cosmology], in: Subjektivnajajevoljucija - ot soznanija k materii [=Subjective evolution from consciousness to matter], available at: http://saraswati.pro/audio/zhemchuzhiny_dukhovnoy_mudrosti/38_sub-ektivnaya_evolyutsiya_ot_soznaniya_k_materii/luna_i_solntse_v_vedicheskoy_kosmologii/, accessed 30.03.2017. (In Russ.).

7. Prakriti г Purusha: dvojnajapriroda kosmosa. Filosofija Vedanty i Sankh'i [=Prakriti and Purusa double nature of space. Vedanta's philosophy], available at: http:// xn—8sbzdfdkkig-frhec4km.xn--plai/razdely/kultura-i-filosofiya?view=entry&id=334, accessed 22.11.2016. (In Russ.).

8. Solnceva, N. M. Proza novokrest'janskihpojetov [=Prose of new country poets], available at: http://www. www.philol.msu.ru%2F&ss=1542j572372j7, accessed 30.03.2017. (InRuss.).

9. Temkin, Je. N. and Jerman, V. G. (1982) Razrushenie Tripury [=Destruction of Tripu-ra], in: Mify drevnej Indii [=Myths of ancient India], Moscow, Glavnaja redakcija vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 272 p, available at: http:// mifolog.ru /books/item/fOO/sOO/ z0000027/st071.shtml, accessed30.03.2017. (InRuss.).

10. Shemshuk, V. A. Kul'tpredkov. Tajna zagrobnoj zhizni [=Cult of ancestors. Mystery of an afterlife], available at: http://fanread.ru/book/3316332/?page=2, accessed 30.03.2017. (In Russ.).

Павлова Александра Юрьевна — кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии и социологии, Челябинский государственный институт культуры.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.