Научная статья на тему 'КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ. ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ'

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ. ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
космос / космический туризм / space / space tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.К. Писарев, М.О. Никуленок, А.М. Минхаирова

В современном мире туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Развитие туризма играет важную роль в решении экономических проблем государств. Несмотря на то, что космический туризм является новой областью туризма, которая еще только начинает развиваться, она уже пользуется спросом у населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE TOURISM. PROBLEMS AND PROSPECTS

In the modern world, tourism is considered as one of the most profitable and intensively developing branches of the world economy. The development of tourism plays an important role in solving the economic problems of states. Despite the fact that space tourism is a new field of tourism that is just beginning to develop, it is already in demand among the population.

Текст научной работы на тему «КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ. ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ»

УДК 43

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ. ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ

К. К. Писарев*, М. О. Никуленок Научный руководитель - А. М. Минхаирова

Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса Российская Федерация, 662121, Красноярский край, г. Ачинск, ул. Гагарина, 23 *Е-шаП: Kostya.pisarev.96@inbox.ru

В современном мире туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Развитие туризма играет важную роль в решении экономических проблем государств. Несмотря на то, что космический туризм является новой областью туризма, которая еще только начинает развиваться, она уже пользуется спросом у населения.

Ключевые слова: космос, космический туризм.

SPACE TOURISM. PROBLEMS AND PROSPECTS

K. K. Pisarev*, M. O. Nikulenok Scientific supervisor - A. M. Minkhairova

Achinsk College of Industrial Technologies and Business 27, Gagarina st., Achinsk, 660150, Russian Federation *Е-mail: Kostya.pisarev.96@inbox.ru

In the modern world, tourism is considered as one of the most profitable and intensively developing branches of the world economy. The development of tourism plays an important role in solving the economic problems of states. Despite the fact that space tourism is a new field of tourism that is just beginning to develop, it is already in demand among the population.

Keywords: space, space tourism

Началом «космической эры» человечества можно считать дату 4 октября 1957 года. Мечта о полётах в космос - мечта не одного человека, а огромного множества людей. И, разумеется, подход к такому серьёзному мероприятию занимает десятки лет и привлекает к работе тысячи учёных по всему миру.

В настоящее время ведущими в космической отрасли стали США и Россия, и произошло это не случайно. Сейчас две страны не только соперничают, но и сотрудничают. У них есть свои государственные корпорации, ответственные за национальную часть поддержки Международной космической станции, все связанные с освоением космоса проекты, работу лабораторий и развитие космической отрасли в целом. У США это NASA (National Aeronautics and Space Administration), у России - Роскосмос [4].

Основные частные компании, занимающиеся космическим туризмом: Sierra Nevada Space Systems, Space Adventures, Bigelow Aerospace, SpaceX, Virgin Galactic, КосмоКурс [1].

Сразу после первых заявлений о космосе как о виде туризма, компания Pacific American Launch Systems вместе с туристической компанией Society Expeditions дали старт проекта «Project Space Voyage». Популярностью инициатива не пользовалась, а недостаточная

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

активность инвесторов лишила разработчиков возможности дальнейшего развития аппарата «Phoenix» [1].

После неудачи такой масштабной идеи 28 января 1986 г. подвергся страшной гибели шаттл «Челленджер» во время своего взлета. В шаттле, кроме космонавтов, была еще и Кристи Маколифф, школьная учительница, которая должна была стать первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла. Все они погибли и через некоторое время, правительство США ввело запрет на полеты в космос непрофессионалов. В 2003 году еще одна трагедия заставила весь мир задуматься о продолжении развития космического туризма как вида экстремального отдыха и предпринимательской деятельности. 1 февраля в небе над Техасом при заходе на посадку потерпел крушение шаттл «Колумбия» (Columbia) с семью членами экипажа на борту.

В развитии космического туризма существуют свои проблемы. Сегодня доход приносит непилотируемая космонавтика - запуски спутников связи, навигации, космических научных платформ, обеспечивающих коммерческие интересы заказчиков. Пилотируемая космонавтика пока убыточна везде - и в Америке, и в России. Колоссальные затраты на нее связаны с проблемами вывода на орбиту полезной нагрузки. Суборбитальные полеты на крылатых космических аппаратах заявляют, что прежде чем перейти на коммерческое использование, необходимо осуществить около 30 испытательных полетов [2].

Другая весьма серьезная проблема развития стоит на пути реализации некоторых проектов. С одной стороны, туристические компании не могут не привлекать миллиардные прибыли и возможности создания на орбите десятков тысяч новых рабочих мест, а с другой -как в России, так и в США на освоение космоса человеком существует государственная монополия, что изрядно ограничивает в этой области частную инициативу. По мнению американских специалистов, данная проблема может быть решена двумя путями, которые получили название «приватизация» и «коммерциализация» космоса. "Приватизация" означает, что космические станции и корабли будут в данном случае принадлежать частному сектору, а роль государства будет сведена к своеобразной роли клиента. " Коммерциализация" же предусматривает, что частные компании смогут только арендовать, заключать лизинговые соглашения или принимать участие в использовании систем, полностью принадлежащих правительству и контролируемых им [3].

Расчет окупаемости проекта строится как на текущих, так и дисконтированных оценках, основанных на приведении будущих доходов к настоящему времени. Срок окупаемости проекта определяется как отношение общей суммы инвестиций в проект к величине прибыли, полученной в процессе реализации проекта. Отдача от проекта обычно оценивается с помощью показателя дополнительной выручки от реализации продукции (услуг) на 1 рубль инвестиций в данный проект. Дополнительная выручка от реализации продукции (услуг) на 1 рубль инвестиций рассчитывается как отношение прироста выручки, полученной в результате реализации проекта, к общей сумме инвестиций. Оценка рентабельности (доходности) проекта производится путем сопоставления полученной прибыли от реализации проекта с величиной инвестиций. В качестве оценочных показателей можно использовать общую экономическую эффективность инвестиций и доход на вложенный капитал. Общая экономическая эффективность инвестиций по проекту определяется как отношение полученной от реализации проекта прибыли к общей сумме инвестиций.

Показатель дохода на вложенный капитал (ДВК) позволяет при наличии альтернативных вариантов инвестирования выбрать наиболее выгодный проект. ДВК определяется отношением общей суммы прибыли к общей сумме инвестиций. Соответственно доходность каждого проекта можно рассчитать, если умножить величину инвестиций в данный проект на показатель ДВК [4].

Чистый дисконтированный доход (КРУ) выражает интегральный экономический эффект проекта. Он показывает величину чистого дохода, который получит предприниматель (инвестор) от реализации проекта за весь расчетный период.

ЫРУ = 2 РУ - 1С

где КРУ - чистый дисконтированный доход; РУ - дисконтированный доход; 1С - величина инвестиций в проект. Или

^ Я, £(1-1-г)*

где прирост денежной наличности за каждый год периода реализации проекта; 1С -

величина инвестиций в проект; г - норма дисконт (обычно принимается равной приемлемой для инвестора величине дохода на 1 рубль вложенного капитала).

Индекс рентабельности инвестиций (Ы) тесно связан с показателем чистого дисконтированного дохода и показывает относительную величину доходности проекта в расчете на единицу вложений.

РИГ

где Ы - индекс рентабельности инвестиций; РУ - дисконтированный доход; 1С - величина инвестиций в проект.

Внутренняя норма доходности (ШЛ) - норма прибыли инвестиций, при которой чистая текущая стоимость инвестиций равна нулю, или та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам.

Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для инвестора: ГОЛ = г, при котором КРУ = 1С = 0.

где Я; - прирост денежной наличности за каждый год периода реализации проекта; 1С -величина инвестиций в проект; ГОЛ - внутренняя норма доходности [3].

Тысячи лет звездное небо завораживало человека своим величием и беспредельностью. Оно подарило нам безумную мечту о полете и стремление познать тайны далеких галактик, именно поэтому человек стал изучать космическое пространство. Около 50 лет назад люди поняли, что кроме полетов в космос в научных целях, можно и нужно на этом зарабатывать. В XXI веке полет в космос в качестве туриста не является проектом на будущее, а активно применяется и развивается. И если его развивать, то вложенные в него денежные средства со временем обязательно окупятся.

Библиографические ссылки

1. Алавердов В.В. Основные направления космической деятельности России: учебник. 2001. С. 9-18.

2. Афанасьев И., Воронцов Д. Космический туризм. № 4. 2011. С. 244-248.

3. Афанасьев И., Воронцов Д. Суборбитальный туризм. Проблемы и прорывы. № 6., 2011. С. 74-76.

4. Космический туризм // Википедия [Электронный ресурс]. ЦКЬ: ЬйрвУ/ги^Ыре&а.ощ^Ы/Космический туризм.

© Писарев К. К., Никуленок М. О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.