Научная статья на тему 'КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТУРИНДУСТРИИ'

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТУРИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
374
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОНАВТИКИ / ИНДУСТРИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРБИТАЛЬНЫЕ ОТЕЛИ / ЛУННЫЙ И МАРСИАНСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дронов А.И.

В статье рассматриваются проблемы развития космического туризма. Определяются возможности бизнеса, связанного с внеземным туризмом и посещением наземных центров космонавтики. Анализируются тенденции в развитии мировой космонавтики и их последствия для космического туризма. В контексте перспектив освоения космоса рассматриваются отдаленные проекты космического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE TOURISM - INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF THE TOURISM INDUSTRY

The article deals with the problems of space tourism development. Business opportunities associated with extraterrestrial tourism and visits to the ground centers of astronautics are defined. The tendencies in the development of world cosmonautics and their consequences for space tourism are analyzed. Remote space tourism projects are considered in the context of the prospects of space exploration.

Текст научной работы на тему «КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТУРИНДУСТРИИ»

УДК 113/119. 524.85

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТУРИНДУСТРИИ*

А.И. Дронов

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

e-mail: aidronov@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы развития космического туризма. Определяются возможности бизнеса, связанного с внеземным туризмом и посещением наземных центров космонавтики. Анализируются тенденции в развитии мировой космонавтики и их последствия для космического туризма. В контексте перспектив освоения космоса рассматриваются отдаленные проекты космического туризма.

Ключевые слова: коммерциализация космонавтики, индустрия космического туризма, туристская деятельность, орбитальные отели, лунный и марсианский туризм.

Внеземное и земное направления космического туризма. Космический туризм является принципиально новой областью туризма, которая еще только начинает развиваться. Как инновационное направление туриндустрии, эта область стала логическим продолжением развития космонавтики в направлении ее коммерциализации. Космический туризм представляет собой оплачивающиеся из частных средств полёты в космос (на орбитальные системы, Луну, Марс и другие внеземные объекты) в приключенческих, познавательных или научных целях, а также - как его земное приложение - посещение музеев, космодромов, исторических мест, имеющих отношение к космонавтике. Внеземной туризм следует рассматривать как одно из стратегических направлений освоения космоса, которое предполагает не только развертывание экзоиндустрии, использование внеземных ресурсов, создание геокосмической системы защиты от угроз из космоса, но и развитие рекреационной деятельности, индустрии отдыха и развлечений, что и призван обеспечить космический туризм [3, с. 342-351].

Статья подготовлена на основе материалов доклада, представленного к Всероссийской научной конференции с международным участием «Креативные индустрии в производстве культурного капитала: теоретические и практические парадигмы» (25-26 января 2023 года, г. Белгород).

Несмотря на то, что внеземной туризм представляет собой дорогой и небезопасный вид экстремального туризма, у многих землян есть желание отправиться в космическое путешествие. Если начавшееся переустройство мира не внесет деструктивные коррективы в освоение и обживание космоса, то в ближайшие десятилетия космический туризм (космотуризм) станет фактором прибыльного бизнеса, а космонавтика получит дополнительные источники финансирования. К перспективным проектам космического туризма на ближайшие десятилетия следует отнести: суборбитальные и аэрокосмические полеты, посещение космических станций, размещение «орбитальных гостиниц» для пребывания туристов в космосе, «виртуальный космический туризм» (с использованием орбитальных камер и наземных шлемов виртуальной реальности), «лунные туры», сопровождающиеся облётом Луны и экскурсией на ее поверхность.

До пандемии и начавшейся в феврале этого года военной операции Россия занимала лидирующее место среди стран, занимающихся космотуризмом. В том нет ничего удивительного, если учесть, что наша страна не только открыла путь в космос, но и продолжает оставаться космической державой. В новейшей истории реализация проектов внеземного туризма принадлежала именно нашей стране. Начиная с 2001 года, вполне успешно туристские услуги оказывал «Роскосмос» в сотрудничестве с агентством космического туризма Space Adventures. Туристов отправляли на Международную космическую станцию (МКС) с космодрома «Байконур». Тур-полёт в соответствии с нормами туриндустрии являлся коммерческим - стоимостью до 40 млн. $. Среди туристов много американцев - летать на орбиту на космическом корабле «Союз» дешевле, а главное, безопаснее, чем на Шаттле. Поэтому туристические агентства рекомендовали своим клиентам именно российские корабли, благодаря чему наша космическая туриндустрия стала в мировом сообществе достаточно популярной.

Первым туристом, побывавшим на МКС, стал американец Денис Тито, которого в публикациях представляют в качестве первого в истории космического туриста. Однако это требует отдельного рассмотрения, а возможно и уточнения. Во всяком случае, требует смыслового уточнения терминология, представленная рядом соотнесенных понятий - коммерческий космонавт, космический турист,

космический путешественник. В начале 1990-х гг. в рамках проектов, профинансированных компаниями TBS и «Джуно», орбитальную станцию «Мир» посетили «непрофессиональные» космонавты: журналист Тоёхиро Акияма (Япония) и химик-технолог Хелен Шармен (Великобритания). В силу коммерческого характера проектов их впоследствии окрестили «коммерческими космонавтами». По источникам финансирования и организации эти проекты мало чем отличались от тех, что были осуществлены позже на МКС в формате космотуризма (в период 2001-2009 гг.). Более того, поскольку полет японского журналиста был профинансирован его работодателем (компанией TBS), Тоёхиро Акияму резонно считать космическим путешественником по программе делового туризма.

Уточнение дефиниций рассмотренных понятий требует также законотворческая и правоприменительная практика в перспективе развития космотуризма. Несмотря на то, что этот вид туризма уже имеет свою историю, регулирующая его нормативно-правовая база ни на уровне международного права, ни на уровне национальных законодательств не получила пока должного развития. На отсутствие такого развития еще в 2010 году обратила внимание Н.Р. Малышева [8, с. 61-72], но и за прошедшее десятилетие в этой сфере мало что изменилось.

Продолжая рассмотрение вопроса о терминах, в порядке допущения сформулируем тезис: со временем, когда внеземное направление туризма станет массовым и обыденным, понятийное поле будет представлено синонимами «космический туризм» и «внеземной туризм» и дополнено конкретизирующими понятиями - «орбитальный туризм», «лунный туризм», «марсианский туризм». Когда не только ближний (орбитальный, геолунный), но и средний космос станет доступен для безопасных перемещений на быстроходных космолетах (с посещением планет, лун, астероидов и комет), вполне возможно появление в туристской среде профессиональных космических путешественников (по аналогии с тем, кем является сейчас Федор Конюхов). Но туристские путешествия на быстроходных космолетах -перспектива отдаленного будущего. Давать хронологически точные прогнозы здесь крайне сложно. Одно можно с уверенностью утверждать: произойдет это не раньше начала широкомасштабного освоения космоса.

Примером тому, насколько сложно оценивать развитие освоения космоса на отдаленные перспективы, являются прогностические данные, полученные в 1980-х годах с помощью методики Дельфи. На заданные экспертам из США и Великобритании вопросы были получены такие ответы: создание Астрополиса - 2024 год; полет человека в систему Юпитера - 2029 год; быстрый, надежный космотранспорт и интенсивное использование ресурсов Солнечной системы - 2040 год; первый полет летательного аппарата за пределы Солнечной системы - 2054 год [15, с. 510-516].

Разумеется, этот прогноз требует существенной коррекции с позиции современного видения освоения космоса. Нельзя не учитывать общемировые тренды развития: не ослабевающий глобальный экономический кризис, неоправданная трата средств на вооружения, международные конфликты, мешающие сближению наций и углублению научно-технического сотрудничества, явное замедление инновационных темпов в космической отрасли. Поэтому большая часть спрогнозированных событий должна быть отодвинута к концу начавшегося столетия, а к интенсивному использованию ресурсов Солнечной системы человечество, вероятно, приступит не раньше XXII столетия.

Как следует из приведенного в первом абзаце определения, космотуризм имеет характерную раздвоенность - на внеземное и наземное направления. Это отражается и на инфраструктуре космической туриндустрии. Наземный космический туризм можно рассматривать (исследовать) как разновидность культурно-познавательного туризма - с понятными аналогиями и различиями. Внеземной туризм имеет явно выраженную специфику, которая содержательно прослеживается по всем инфраструктурным компонентам: компании-туроператоры, имеющие прямое отношение к космонавтике, космический транспорт, запускаемые с космодромов корабли, размещение туристов на внеземных объектах, особая система питания, обязательная подготовка туристов в центрах, где готовят космонавтов, риски в ходе реализации тура, стоимость тура.

Вполне закономерен вопрос, а за что космические туристы платят большие деньги? Себестоимость космотуров высока - в основном за счет транспортных расходов, поэтому туристы или их спонсоры платят за полеты от 20 до 45 млн. $. Главное, что привлекает миллионеров-

туристов: 1) фактор престижа - побывал в космосе; 2) «прокат впечатлений» - необычные ощущения (перегрузка, невесомость), эмоциональные переживания (вид Земли из космоса, риски полета), фото-и видеосъемки; 3) иногда - цели в формате делового туризма (например, Чарльз Симони в 2009 году, Юлия Пересильд и Клим Шипенко в 2021 году).

В настоящее время единственным орбитальным объектом, пригодным для космотуризма, является МКС, эксплуатацию которой Россия допускает до 2028 года. В дальнейшем объектами для размещения космических туристов могут стать орбитальные отели-гостиницы, отели-рестораны при астрополисах и лунных турбазах: впервые проекты по созданию космических отелей были озвучены Б. Хилтоном и К. А. Эрике в 1967 году на конференции Американского общества астронавтов (в контексте затронутого на ней вопроса по коммерциализации космоса). Несмотря на то, что воплощение идей по созданию космических отелей пока не состоялось, самих идей за полвека после провозглашения планов по коммерциализации космоса оказалось предостаточно (занимались проектированием таких отелей и в России) [12]. Сроки запуска на орбиту отелей все время отодвигаются, и скорее всего, первая орбитальная гостиница в перспективе развития космической туриндустрии появится не ранее следующего десятилетия.

Основная проблема реализации проектов: окупаемость расходов на создание и эксплуатацию орбитального гостиничного комплекса. К тому же потребуется немало инновационных решений для поддержания жизнеобеспечения и создания комфортных условий для туристов. По некоторым оценкам даже на мини-отель с 20-ю номерами уйдет порядка 100 млрд. $, что соизмеримо с первоначальными тратами на создание МКС. В порядке технологической и маркетинговой рекомендации: спроектировать орбитально-модульную систему, акцентированную на гостиничное обслуживание туристов в модулях-номерах, но одновременно дополненную модулями с оборудованием для проведения научных опытов, мониторинговых наблюдений Земли из космоса, для связи, навигации и оказания других услуг по запросу заинтересованных организаций. Цель конструирования многофункционального комплекса очевидна: снизить для собственника орбитальной гостиницы себестоимость ее эксплуатации за счет оказания нетуристских услуг.

Вариантом астроинженерной деятельности, способной обеспечить инновационные сдвиги в развитии космической туриндустрии, могла бы стать реализация проекта Крафта Эрике по созданию Астрополиса -урбанизированного жилого и производственного комплекса с астроинженерным персоналом порядка 1000 человек, с общей массой всех агрегатов до 15 тыс. тонн. По замыслу разработчика проекта он мог воплотиться уже в 1990-е годы [13]. Несмотря на прогностическую оценку перспектив развития космонавтики с явно завышенными темпами ее развития, сам проект не утратил своей актуальности, и он может быть реализован в пределах XXI века. В контексте рассматриваемой темы важно отметить, что в орбитальный астрополисный комплекс могут быть встроены гостиничные модули для размещения туристов, и в дальнейшем Астрополисы могли бы стать перевалочной базой на туристских маршрутах в геолунном пространстве.

Наряду с посещением туристами орбитальных станций и отелей разрабатываются и другие проекты, которые могут быть реализованы в ближайшее время. Например, компания «КосмоКурс» предложила проект суборбитального комплекса для туристских полётов. Поскольку космос (по договоренности в рамках международного права) начинается с высоты 100-10 км, клиенты этой компании вполне могли ассоциировать себя с космическими туристами. Правда, в отличие от путешествий туристов на МКС полет с использованием суборбитального комплекса длится не более 20 минут. Есть одно преимущество: стоимость суборбитального тура не превышает 250 тыс. $ [6].

Разрабатываются технологии, позволяющие имитировать пребывание человека в космосе - проекты «виртуального космического туризма». По существу, комбинационный вариант, что-то среднее между внеземным и наземным космическим туризмом, когда часть технических средств - специальная видеокамера, дающая изображение земной планеты - находится на орбите, а клиент турфирмы, комфортно располагаясь в кресле офиса, как бы наблюдает из космоса панораму земной поверхности с помощью шлема виртуальной реальности. Компании, разрабатывающие такие проекты, предполагают запустить на орбиту конфигурацию спутников для трансляции видеоизображения в реальном времени на наземные станции с кабинами, оборудованными шлемами и очками виртуальной реальности. Спутники будут посылать

изображение земной панорамы с разрешением, которое дает обычное восприятие человеческих глаз сродни тому, что дает взгляд в иллюминатор МКС. По техническим и экономическим характеристикам такие проекты могут быть реализованы уже в ближайшее время [11].

Лунный и марсианский туризм. Существенное препятствие на пути реализации проектов лунного и марсианского туризма - проблема безопасности межпланетных перелетов, особенно в той части, которая касается экранирования от жесткого космического излучения [7]. Тем не менее, проектных предложений по реализации космических туров на «геолунной траектории» в XXI веке было немало. В 2005 году активно сотрудничающие на туристском рынке Space Adventures и Роскосмос подписали меморандум о намерениях начать работу по поиску инвесторов и подбору туристов для реализации проекта с орбитальным облётом Луны. Не прочь занять нишу лунного туризма Европейские страны, США и Китай [1]. Однако вероятность реализации туров к Луне до 2030-х годов крайне мала.

Если лунный туризм в принципе достижим в ближайшие два десятилетия (даже при космолетах современного класса), то возможность путешествий на Марс откроется лишь на фазе полномасштабного освоения красной планеты. В еще более отдаленной перспективе допускается активизация марсианского туризма после ее терраформирования - изменения физических и климатических параметров планеты, доведенных до условий, пригодных для существования и естественной эволюции укоренившейся в новой среде марсианской биоты. Особенно привлекательным будет горный туризм, поскольку на Марсе есть глубокие каньоны и самая высокая гора в Солнечной системе - Олимп.

Космический туризм становится все более популярным за счет организации туров и экскурсий в форме посещения на Земле объектов и исторических мест, имеющих отношение к космонавтике. Пока «внеземной» космический туризм только набирает силу, именно «земное» его направление имеет принципиальное значение для развития отечественного (как въездного, так и внутреннего) туризма - наша страна за многолетнюю историю освоения космоса накопила богатое культурно-историческое наследие, связанное с космонавтикой. В России существует немало регионов, имеющих привлекательные для туристов комплексы: в

частности, недавно запущенный в эксплуатацию космодром «Восточный» в Амурской области, Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина в Смоленской области. В качестве объектов отечественного космотуризма правомерно рассматривать космодром «Байконур», построенный в советское время (в 1957 г.) и арендуемый сейчас у Казахстана. Интерес к космодрому может быть обусловлен тем, что, являясь первым космодромом в мире, он на протяжении многих лет обладал самой надежной стартовой площадкой для отправки на МКС космонавтов и туристов.

К регионам, имеющим богатую «космическую» историю, следует отнести Калужскую область. Находящиеся на ее территории центры космонавтики обладают высоким аттрактивным показателем для въездного туризма. Калужский регион является отчетливо выраженным носителем культурно-космического кода. Не случайно столице региона был присвоен статус и право именоваться «Калуга - колыбель космонавтики». К регионам и городам - носителям культурно-космического кода - можно также отнести Смоленскую область, подмосковный Королёв (наукоград с направленностью на космические технологии), Самарскую область, где сосредоточены крупнейшие предприятия космической отрасли (РКЦ «Прогресс» и ПАО «Кузнецов»). Примечательно, что и Королёв, и Самару - каждый город по отдельности - неофициально именуют «космической столицей России» [4, с. 105-113].

Глобалистика, космонавтика и космический туризм. Международные процессы последнего десятилетия показали, что глобально организованный мир нуждается в переходе к многополярному мироустройству. Уже сейчас наблюдается изменение баланса сил на международной арене: в экономическом плане произошло выдвижение на первые позиции Китая, в политическом - возвращение в большую политику России, которая в очередной раз оказалась на переднем рубеже строительства нового миропорядка. Более века назад она осуществила масштабный социальный эксперимент по созданию модели «справедливого» общества, потянув за собой в социализм ряд стран и народов. Эксперимент оказался не совсем удачным, но его результаты имели позитивные следствия в виде заимствования западными странами элементов плановой экономики и социальной защищенности людей

труда. Одновременно с этим наша страна фактически возглавила движение народов против колониальной системы, основная функция которой сводилась к ограблению западными империями слаборазвитых стран. Собственно, и сейчас глубинный смысл позиционирования России в противостоянии Западу заключается в довершении того, что связано с разрушением глобальной неоколониальной системы.

Индустрия туризма - это, прежде всего, коммерческая сфера, поэтому влияние на нее переконструирования глобальной экономики скажется весьма ощутимо. Экспертные оценки показывают, что в результате начавшегося переустройства глобальная экономика разделится на несколько больших зон с финансовыми, производственными и торговыми особенностями взаимодействия входящих в нее государств и корпораций. Намечается, как минимум, два больших относительно обособленных региона с использованием «внутризоновой» валюты: западный мир - с евро-долларовой торговлей, евразийский мир - с юань-рублевой торговлей. Все это приведет к перенаправлению торговых и экономических связей, в том числе туристских потоков.

В тренде наметившихся перемен не останется в стороне и космический туризм. Точнее, он уже испытал на себе давление политики. В рамках долгосрочного проекта посещения туристами МКС, за период 2001-2009 гг. в общей сложности было осуществлено 8 космотуров. На этом реализация проекта не закончилась, и в 2015 году «Роскосмос» заключил новый договор с английской певицей Сарой Брайтман: подготовка к тур-полёту на МКС (стоимостью 35 млн. фунтов) была успешно проведена с перспективой космического путешествия певицы весной 2016 года, однако в итоге по ряду причин она от полёта отказалось [10]. Несмотря на то, что в качестве причин отказа были заявлены семейные обстоятельства, вероятнее всего, скрытая и достаточно значимая причина заключалась в отношении Великобритании к политике России: присоединение Крыма, поддержка ДНР и ЛНР, что затем вылилось в санкционную политику западных государств, среди которых англичане оказались едва ли не на первом месте.

Деструктивные процессы затронули развитие мировой космонавтики, являющейся технологической базой внеземного туризма. С начала космической эры между странами развернулось многостороннее

сотрудничество по космосу. В новейшей истории был осуществлен ряд проектов в рамках взаимодействия Роскосмоса с НАСА, ЕКА и другими корпорациями. Одним из них является проект ЭкзоМарс, основная цель которого - поиск жизни на Марсе (следов в прошлом и активной биоты в настоящем). Реализация проекта планировалась в два этапа с окончательным завершением в 2022 году [5]. Если взглянуть на отдаленные перспективы внеземного туризма, в которых, как уже отмечалось, путешествия на Марс представляются достаточно привлекательными, то можно не сомневаться в том, что успешная реализация миссии ЭкзоМарс лишь добавила бы интерес к марсианскому туризму. Однако в марте 2022 года ЕКА, руководствуясь политическими мотивами, от сотрудничества с Роскосмосом в этом проекте отказалось.

Глобальное переустройство мира логично представить в контексте построения модели мирового партнерства. Ее контуры можно задать следующими параметрами: действительное равноправие наций, устойчивое международное право, обеспечение равной и неделимой безопасности, взаимовыгодного экономического сотрудничества, отказ от идеологии превосходства и исключительности, от политики протекционизма и санкций, от военно-политических союзов и блоков, деления на «своих» и «чужих». В конструировании модели мирового партнерства ключевую роль играет международное право, и не случайно, что в стремлении сохранить свои лидирующие позиции США ориентировано на подрыв международного права, на пересмотр базовых договоренностей, регулирующих военно-политическую сферу взаимодействия государств. На повестке дня встал вопрос о пересмотре международного космического права (МКП).

Отметим, большинство экспертов сходятся во мнении о назревшей необходимости пересмотра МКП. Основным упущением нормативных актов, принятых за первые десятилетия от начала космической эры, является слабая правовая регламентированность коммерциализации космоса - в том числе правовых аспектов космического туризма. Аргументация в пользу пересмотра МКТ сводится к тому, что, несмотря на «вечные» ценности, заложенные в основу договорной системы по космосу 1960-1980-х гг., она не в силах ответить на вызовы современного мира [9, с. 51-65].

Основополагающим межправительственным документом по космосу считается Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (от 1967 года). Сам факт развернувшейся дискуссии вокруг проблемы «использования внеземных ресурсов» свидетельствует о необходимости дополнения и принятия новой редакции этого документа. Сошлемся на авторитетное мнение: договор «определяет основные элементы правового режима космического пространства и небесных тел, но не устанавливает конкретные нормы, касающиеся правового режима природных ресурсов небесных тел» [14, р. 16-34]. Соглашаясь с этим, важно определить допустимые границы ревизии МКП [2, с. 8-11]. Следует обратить внимание и на то, что любой из сценариев изменения международного права по космосу неизбежно затронет нормативную базу регулирования космотуризма.

Вместо заключения. При рассмотрении инновационных трендов в индустрии космотуризма следует учитывать переход человеческой цивилизации в информационное общество. В этой связи обратим внимание на ряд существенных моментов.

Внедрение в социальную деятельность информационных технологий, «умных» роботов (на базе искусственного интеллекта) приведет к повышению их роли в обществе, что неизбежно актуализирует потребность морально-правового регулирования в системе «человек - робот» на основе законов робототехники. В процессе развития внеземного туризма и развертывания космических рекреационных объектов намечается проблема определения профессиональных и социальных ролей, а также морально-правового регулирования в новой, более широкой системе, в которой появятся такие элементы, как астроинженер, астроробот, космотурист.

Это затрагивает также проблему соотношения пилотируемых и непилотируемых (автоматизированных) космических полетов. В процессе реализации проектов глубокого освоения космоса доля пилотируемых полетов и участия человека в астроинженерной деятельности будет снижаться. При этом доля автоматизированных операций и участия астророботов в космотуризме будет выше, чем в реализации не связанных с туризмом космических программ (научных, астроинженерных и т. п.). Зато благодаря реализации проектов

внеземного туризма доля присутствия человека в космосе будет увеличиваться за счет участия в космических путешествиях потребителей туриндустрии - клиентов туристских компаний, работающих на космических линиях.

Люди в космосе будут необходимы в роли исследователей, астроинженеров и менеджеров, управляющих процессами в астрополисной системе, а астророботы - лишь вспомогательные элементы, участвующие в технологическом обеспечении космических комплексов. В частности, астророботы смогут выполнять профессиональные функции на транспорте (пилоты звездолетов, аэробусов, водители лунных и марсианских маршруток), в сфере экскурсионных услуг (роботы-гиды в турах на космических маршрутах), а также астророботы, которые будут обслуживать отели, рестораны, туристические базы и другие рекреационные объекты на внеземных территориях.

Список литературы

1. Быкова, Наталья. Лунополитический альянс / Н. Быкова. - URL: https://expert.ru/expert/2021/11/lunopoliticheskiy-alyans/ (дата обращения: 22.10.2022).

2. Дронова, С. А. Международное космическое право: допустимые границы пересмотра / С. А. Дронова, А. И. Дронов // Научное значение трудов К. Э. Циолковского: история и современность. Материалы 55-х Научных чтений памяти К. Э. Циолковского. Часть 2. - Калуга : Эйдос, 2020. - С. 8-11.

3. Дронов, А. И. Космический туризм и его земное приложение / А. И. Дронов // Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Серия: Гуманитарные науки. - Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2019. - С. 342-351.

4. Дронов, А. И. Культурно-космический код региона в проекции на туризм / А. И. Дронов // У истоков российской государственности. Исследования, материалы. Серия: Калужские страницы. - Калуга : Эйдос, 2019. - С. 105-113.

5. История проекта ExoMars: как все начиналось. - URL: http://galspace.spb.ru/index472-1.html (дата обращения: 04.05.2022).

6. КосмоКурс. - URL: www.cosmocourse.com/ (дата обращения: 10.01.2022).

7. Кричевский, С. В. Перспективы освоения космоса человеком: Новые идеи, проекты, технологии / С. В. Кричевский. - Москва : ЛЕНАНД, 2021. - 320 с.

8. Малышева, Н. Р. Космический туризм - «Игра без правил» / Н. Р. Малышева // Космические путешествия: наука, образование, практика : материалы Международной научно-практической конференции, 2 декабря 2010 года. - Киев : КУТЭП, 2010. - С. 61-72.

9. Попова, С. М. Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права / С. М. Попова // Исследование космоса. - 2016. - № 1. - С. 51-65.

10. Сошла с орбиты. - URL: https://rg.ru/2015/05/14/braitman-site-anons.html (дата обращения: 02.05.2022).

11. Скоро будет возможен виртуальный космический туризм. - URL: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/ (дата обращения: 20.05.2019).

12. Хохлова, Дарья. Обезвоженные стейки и вид на космос: как компании по всему миру уже 50 лет планируют открыть космические отели / Д. Хохлова. - URL: https://vc.ru/future/22190-hilton-space (дата обращения: 20.09.2022).

13. Эрике, К. А. Будущее космической индустрии / К. А. Эрике ; пер. с англ. -Москва : Машиностроение, 1979. - 200 с.

14. Berkman, P. A. International Space Law: Russia-United States Common Challenges and Perspectives / P. A. Berkman [et al.] // Moscow Journal of International Law. - 2018. -No. 1. - Pp. 16-34.

15. Martin, A. R. A Delphi experiment on mankind's interstellar future / A. R. Martin // Journal of the British Interplanetary Society. - 1983. - No. 11. - Pp. 510-516.

SPACE TOURISM - INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF THE TOURISM INDUSTRY

A.I. Dronov

Tsiolkovsky's Kaluga State University, Kaluga e-mail: aidronov@mail.ru

The article deals with the problems of space tourism development. Business opportunities associated with extraterrestrial tourism and visits to the ground centers of astronautics are defined. The tendencies in the development of world cosmonautics and their consequences for space tourism are analyzed. Remote space tourism projects are considered in the context of the prospects of space exploration.

Keywords: commercialization of astronautics, space tourism industry, tourist activity, orbital hotels, Lunar and Martian tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.