Научная статья на тему 'Космическая педагогика: новый взгляд на образование XXI века'

Космическая педагогика: новый взгляд на образование XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / КОСМИЗМ / КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОСМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОСМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верина Ю.Б.

В работе рассматриваются ведущие идеи основоположников космической педагогики, а также даются основные понятия космической педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космическая педагогика: новый взгляд на образование XXI века»

КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА

© Верина Ю.Б.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В работе рассматриваются ведущие идеи основоположников космической педагогики, а также даются основные понятия космической педагогики.

Ключевые слова: Мир, Человек, человечество, космизм, космическая педагогика, космическое воспитание, космическое сознание, космическое мышление, космическое чувство.

Константин Николаевич Вентцель, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи по праву считаются основоположниками космической педагогики, которая возникла в России в первой половине XX века как новое, перспективное и прогностическое направление. Методологической базой космической педагогики является философия русского космизма, поэтому напомним, что космизм базируется на представлении о Мире как едином, целостном, развивающемся организме, который стремится к гармонии. Космос - понятие, введенное Пифагором для обозначения упорядоченного единства Мира в противоположность Хаосу. В идеях античных натурфилософов (Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Пифагор, Фалес и др.) утверждалась неразрывная связь человека с Космосом. К космистам относят философов и ученых, доказывающих единство и взаимозависимость человека, человечества, природы, Космоса, а также представляющих эволюцию как процесс, который корректируется человеком. Крупнейшими представителями русского космизма были такие философы и ученые, как: Д. Л. Андреев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, А.К. Горский, В.В. Докучаев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, В.Ф. Одоевский, В.С. Соловьев, А.В. Сухово-Кобылин, Е.И. и Н.К. Рерихи, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.А. Шмаков и др. [1, с. 9].

Также одним из определяющих факторов возникновения космической педагогики явился научно-технический прогресс. Крупнейшие открытия в мире (радиоактивность, радиоволны, рентгеновские лучи, сложное строение атома, электрон и др.) не укладывались в рамки господствующих до них естественнонаучных представлений, что привело к созданию новой картины

* Преподаватель Института экономики САФУ, магистрант Института педагогики и психологии САФУ.

Мира. В к. XIX - н. XX вв. естествознание в тесной связи с развитием техники совершило громадный качественный скачок: появились новые средства выполнения экспериментальных исследований, возникали и решались новые, сложнейшие теоретические проблемы, происходило последовательная дифференциация отдельных областей научных знаний на все более узкие специальные отрасли и одновременно - интеграция, при которой обособленно развивающиеся науки связывались между собой пограничными дисциплинами (астрофизика, геобиохимия, космобиология и др.). Поколение ученых этой эпохи (А.М. Бутлеров, Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, Н.Д. Зелинский, Н.Е. Жуковский, П.А. Кропоткин, П.Н. Лебедев, Д.И. Менделев, Н.А. Меншуткин, И.И. Мечников, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Г. Столетов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и мн. др.) работало с увлеченностью и самоотверженностью, поэтому неутомимый научный труд не замедлил принести обильные плоды [2, с. 22].

Именно в этот период в России возник целый ряд новых наук о Земле -биогеохимия, геоморфология, геохимия, почвоведение, стратиграфия, учение о фациях (В.И. Вернадский, Н.А. Головкинский, В.В. Докучаев, А.А. Иностранцев, П.А. Кропоткин, В.А. Обручев, Ф.А. Слудский, П.П. Семенов-Тянь-Шаньский, И.Д. Черский и др.). Благодаря деятельности астрономов О.А. Баклунд, А.А. Белопольского, Ф.А. Бредихина, Б.Б. Голицына, Б.Я. Струве, В.К. Цесарского и др., Россия заняла одно из первых мест в мире в области изучения Космоса. Также именно России принадлежал приоритет научной разработки проблем ракетно-космической техники и освоения Космоса: Н.И. Кибальчич (1881); С.С. Неждановский (1880-1889); К.Э. Циолковский (с 1883 г.); И.В. Мещерский (1897-1904); Ф.А. Цандер (1907-1908); Ю.В. Кондратюк (с 1917 г.) [3, с. 141].

Благодаря известному ученому и популяризатору науки и техники Я.И. Перельману, знакомившему широкие массы читателей с последними достижениями, идеями Космоса были захвачены многие перспективно-мыслящие представители отечественной интеллигенции, которые понимали, что Космос открывает человеку новое поле деятельности и новый смысл жизни. Тема Космоса пронизывала науку и искусство, философию и религию, она объединяла, интегрировала их усилия и открываемые новые пласты знаний в единую, целостную систему. Изучение научно-популярной литературы показало, что это было время, когда человек «рвался в Космос», а космические идеи «будоражили его дух, сознание и мировоззрение» (К.Э. Циолковский). Именно поэтому человек «шагнул» в Космос в середине XX века и началось техническое освоение планетарного пространства) [2, с. 33].

Необходимо подчеркнуть, что российскими учеными-космистами (В.И. Вернадским, К.Н. Вентцелем, Н.А. Умовым, Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, А.Л. Чижевским и др.) уже в начале XX века высказывались мысли о том, что все величайшие завоевания науки и техники должны быть

направлены только на пользу человечеству, а не способствовать усовершенствованию средств уничтожения людей. Благодаря научно-техническому прогрессу, человек за короткое время существенно расширил свои возможности. Но такой прогресс был воспринят неоднозначно. Проблема, по мнению ученых-космистов, заключается в том, что естественнонаучный прогресс опережает духовно-нравственное развитие человека. Поэтому развитие сознания человека, его духовности и чувства ответственности должно начинаться с ранних лет жизни под руководством опытных и духовно-нравственных педагогов, наделенных сознанием космоэволюционной роли человека [2, с. 36].

Русский и самобытный мыслитель К.Н. Вентцель первым предложил концепцию космического воспитания (статья «О проблеме космического воспитания», 1923 год), прослеживающую реальные пути достижения каждым человеком единства и гармонии с окружающим Миром в космических масштабах. Цель космического воспитания, по Вентцелю, заключается в том, чтобы «довести воспитанника до сознания того, что он со всем Космосом составляет одно единое целое, которое развивается в определенном направлении»; высшей задачей - развитие космического самосознания, т.е. осознание самого себя как нераздельной части Космоса; основой - «естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного Космоса»; предназначение - «развитие в человеке желания находить гармонию между земным и космическим»; процессом - свободное творческое взаимодействие воспитателя и воспитанников по достижению космического сознания. Важнейшая задача космической педагогики - развитие космического сознания [4, с. 75].

Для Константина Николаевича Вентцеля каждый человек - свободная творческая личность, «ареной творчества» для которого является он сам, человечество и Космос. Каждый, по мнению мыслителя, может и должен, используя все силы, содействовать тому, чтобы стать более совершенной личностью, а, значит, уже этим самым содействовать тому, чтобы человечество и Космос стали более совершенными. Вентцель был уверен в том, что, поднимаясь в своем развитии на уровень космического сознания, каждый человек, не переставая быть индивидуальностью, свободной независимой самобытной личностью, «станет сознательным выразителем и олицетворением творческого человечества и Космоса», а также убежден в том, что человек, обладающий космическим сознанием, «необходимо будет нравственным». Он мечтал о создании свободного братства среди человечества и установления закона Гармонии на Земле и в Космосе как самого великого и возвышенного идеала для человека. Заслуга педагога заключается в том, что он первым наметил этапы развития сознания ребенка, позволяющие пройти путь от смутного понимания своего единства с Миром к интеллектуальному осознанию единства и взаимозависимости всего, что существует во Вселен-

ной, а потом к признанию этого единства фундаментом, на котором будет строиться работа, как в области познания, так и в сфере нравственной деятельности человека [4, с. 87].

Главная цель космического воспитания, по К.Н. Вентцелю, - развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом. Идея космического воспитания выступает у педагога как один из возможных путей в таком преобразовании общества, которое приведет к гармонии Человека и Мира. У человека с космическим сознанием, согласно К.Н. Вентцелю, происходит «освобождение от всего мелкого и ограниченного», его душа наполняется свободой и беспредельно широкой творческой любовью к Жизни, Человечеству, Миру [там же].

Космическая педагогика К.Н. Вентцеля построена на принципах антро-покосмизма, гармонии, культуросообразности, свободы и ненасилия. Принцип антропокосмизма характеризуется следующими признаками: взаимосвязь человека и Космоса; человек в своей основе имеет космическое происхождение; человек является частью Космоса и развивается по его законам. Принцип гармонии понимается как установление равновесия между человеком, человечеством, природой и Космосом. Принцип культуросообразности основан на принятии человеком себя как активного участника и преобразователя Космоса, творца новых форм космической культуры. Принцип свободы заключается в том, что воспитатель и воспитанники равны и свободны в возможности познания закономерностей развития не только самих себя, своей общественной группы и всего человечества, но и природы, Космоса. Сущностной характеристикой принципа ненасилия является то, что процесс свободного творческого взаимодействия воспитателя и воспитанников по достижении космического сознания не приемлет принуждения, но опирается на побуждающие, поисковые приемы организации деятельности (метод освобождения творческих сил в ребенке, сократический, проблемный методы и др.) [1, с. 15].

К космической теме в педагогике Константин Эдуардович Циолковский обратился, будучи уже зрелым ученым. Накопленный опыт позволил ему выйти на глубокие философско-педагогические размышления и обобщения. Его личный, жизненный путь и борьба друзей (в частности, А.Л. Чижевского) за свои идеи подсказывает ему, каким должен быть человек нового космического времени. Как основатель космонавтики Константин Эдуардович не ставил перед собой цели создать законченную воспитательную систему, но в его проектах космического будущего человечества, по сути, содержится программа воспитания Человека будущего, основанная на «космической этике» и «научных основах нравственности». Он считал важнейшей ценностью, которой обладает человек - способность к нравственному саморазвитию и преобразованию самого себя, поскольку он так же безграничен в своем развитии, как и Вселенная. Несомненной заслугой ученого стало опре-

деление конечной цели космического воспитания, которое должно привести к возникновению людей, готовых к работе в духе «всекосмического единства на основах нравственности» и «общения с братьями по разуму». По сути, К.Э. Циолковский определил те ценности, которые должны лечь в основу воспитания «человека космического» (К.Е. Сумнительный). Образование, по мнению мыслителя, способно развить в каждом человеке стремление знать как можно больше о Космосе, его эволюции и истории, и все это единственно для того, чтобы «осознать себя составной частью Космоса», научить связывать свое будущее и судьбу человечества с судьбой всей Вселенной [5, с.34].

Константин Эдуардович Циолковский вошел в историю мировой и отечественной науки не только как основоположник космонавтики, но и как выдающийся ученый-педагог, один из авторов «антропокосмической концепции воспитания» (С.Н. Касаткина). Антропокосмическую концепцию воспитания Циолковского можно охарактеризовать как нравственную систему передачи духовного опыта и знаний, основанных на любви к Человеку как главной ценности, на стремлении к достижению счастливой жизни для каждого на Земле и в бесконечно продолжающейся Жизни в Космосе. Представитель естественнонаучного космизма, К.Э. Циолковский придерживался принципа антропокосмизма - единства, целостности и взаимозависимости человека и Космоса. Рассматривая человека в качестве составной части Космоса, Циолковский подчеркивал, что будущее землян неразрывно связано с освоением космического пространства для достижения счастливой жизни всех существ на основах Разума, Науки, Образования и Нравственности. Эти высшие ценности он трактовал как синтез общечеловеческих и национальных аксиологических ориентиров. Решительно порвавший с теми антропоцентрическими взглядами и традициями, в которых все внимание сосредотачивается только на человеке как центре Мироздания, оставляя в тени то, что его окружает, К.Э. Циолковский стремился придать Человеку космическое измерение, показать включенность его во всеобщий поток развития космической материи и раскрыть зависимость судьбы человечества от космической эволюции [5, с. 146].

С другой стороны, в антропокосмизме К.Э. Циолковского подчеркивается зависимость земной и космической эволюции от самого человека, его преобразующей деятельности, что налагает, по мнению ученого, на человека огромную ответственность за судьбу человечества, природы, Земли и Космоса. И воспитание такой ответственности - одна из основных задач образования. Цель существования человека, по мнению Константина Эдуардовича, - это «познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни». Циолковский много размышлял об универсальной системе образования, его приоритетных ценностях, призывая рассматривать педагогические проблемы с космической точки зрения. Цель знания, по его мнению, заключается не только в изучении основ наук,

но и в подготовке человека к решению глобальных вопросов, интересующих все человечество. Ценность образования, по мнению К.Э. Циолковского, заключается, прежде всего, в том, чтобы дать научные и целостные знания о самом человеке, о его преобразующей деятельности. Важное воспитательное значение при этом имеет формирование нового взгляда на человека как на мощный фактор активной эволюции (своей собственной, природы, Земли и Космоса). Человек для Циолковского - существо, находящееся в процессе постоянного роста, пока (в силу своей недостаточной образованности), далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, способное к более кардинальному преобразованию себя и окружающей среды обитания. Прогресс организмов шел непрерывно и не может остановиться на человеке, - утверждал Константин Эдуардович, - путем науки, всеобщего познания и труда человечество овладеет «слепыми силами вне и внутри себя», выйдет в Космос для его активного освоения и преобразования, обретет новый, бессмертный космический статус бытия. Как педагог с более чем 40-летним опытом, К.Э. Циолковский был убежден в том, что только на основе науки и знаний человек нравственно вырастет до высшего идеала, научится управлять собой, опираясь не на инстинкты и страсти, а на разум, сможет стать совершенной личностью [5, с. 267].

Познание Мира и человека для Владимира Ивановича Вернадского является единым процессом. Человек познает себя через изучение Космоса, а, изучая себя как величину соразмерную Космосу, познает Мироздание. Познавая себя, человек создает «идеальные типы», формирует идеал «культурного человечества», способного коэволюционировать с природой, Космосом. По мнению ученого, новое научное мировоззрение должно включать в себя обязательность соединения изучения процессов, протекающих в обществе и природе, с всеобщими законами Космоса. Еще в работе «О научном мировоззрении» (1902) он писал: «Каждому известны выражения: Вселенная, Космос, Мировая гармония. В настоящее время мы соединяем с этим явлением идею о закономерности всех процессов, подлежащих нашему изучению» Главным компонентом «антропокосмической педагогики В.И. Вернадского» (С.Ф. Лукина, Т.С. Буторина) являются нравственные проблемы в системе «Человек - Человечество - Природа - Космос», разрешение которых мыслитель видел в совместной деятельности всего человечества по созданию нравственных принципов, сочетающих запросы различных личностей с общечеловеческими устремлениями. Важнейшим средством выработки нравственных принципов, по мнению ученого, является наука, оказывающая гуманистическое влияние на общество через ученых. Нравственное влияние науки на общество было для В.И. Вернадского очевидно. С этих же позиций он понимал личную этику ученого. Как истинный гуманист, Владимир Иванович указывал на необходимость ограничения разрушительных последствий научных достижений и на личную ответственность ученых за

использование их изобретений против человека и биосферы. По его мнению, деятельность человека в биосфере должна основываться на строгом научном изучении и анализе природных процессов. Подчеркивая, что научная мысль есть закономерное геологическое явление, Вернадский дал оптимистический прогноз в ноосферном развитии человечества [6, с. 56].

Социально ориентированная антропокосмическая педагогика В.И. Вернадского выдвигает задачу воспитания в человеке сознания необходимости творческой деятельности на благо всего человечества, что является одним из возможных вариантов реализации модели устойчивого развития постиндустриального общества. Антропокосмическая педагогика ученого заложила новую педагогическую традицию, ориентирующую человека на преобразование цивилизации в соответствии с идеалом ноосферы. Осознание «необходимости творчества для людской жизни», по мнению В.И. Вернадского, возможно при условии формирования нового научного мировоззрения. Как неоднократно подчеркивал ученый, это мировоззрение должно основываться на признании неразрывной связи человека с природой и Космосом, на признании человека активной геологической силой, несущей нравственную ответственность перед всеми поколениями за изменение биосферы в направлении прогрессивного совместного развития. Образование, по Вернадскому, должно исходить из глубокого и всестороннего изучения разнообразнейших наук, анализа полученных знаний, чтобы на их основе строить свою активную деятельность в устойчиво развивающемся обществе. Образование может дать человеку возможность предвидеть результаты своей деятельности и предотвращать их негативные последствия. Устойчивое развитие человечества, по мнению ученого, вообще невозможно без устойчиво развивающегося образования, которое должно способствовать вхождению человечества в ноосферу. Переход биосферы в ноосферу, считал мыслитель, идет параллельно с эволюцией человека. Изменение человека связано с его нравственной ответственностью за результаты собственной деятельности. В ноосферном становлении человечества В.И. Вернадский основную роль придавал научному образованию, науке и культуре, формированию нового типа человека, способного на основе изучения и анализа природы и самого себя прогнозировать последствия своей деятельности и предотвращать действия, идущие против естественного геологического процесса - создания ноосферы [6, с. 87].

Для выживания человечества необходим интенсивно-коэволюционный способ взаимодействия общества с природой, единый интегральный интеллект, движение общества по пути устойчивого развития. Для создания ноо-сферной цивилизации необходима духовная общность людей, трансформация обыденного мышления человека в ноосферное, приоритет ноосферных критериев развития. Данные изменения в обществе, как полагал В.И. Вернадский, возможны через изменение системы образования, ориентации ее на воспитание человека ноосферного типа. Антропокосмическая педагогика

В.И. Вернадского утверждает самоценность личности в совместном развитии общества, природы, Космоса. Ведущая цель, по мнению ученого, - воспитание человека ноосферного типа. Главными средствами в достижении этой цели, а также достижения оптимальной, гармоничной коэволюции человека, общества, природы, построения сферы нравственного разума - ноосферы призваны быть наука и образование.

Высший смысл эволюции человека, по мнению Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, - сознательный рост духовности. Поэтому главная цель педагогики - развитие духовности человека. Школьные программы, лишенные духовности, на их взгляд, - обречены. Педагогика, считают они, в первую очередь должна быть духовно-развивающей, целесообразной, истинной и ответственной. Смысл космической педагогики Е.И. и Н.К. Рерихов «вытекает из смысла жизни микро- и макрокосма», именно поэтому она направлена на разумно-нравственное воспитание и образование целостного человека, «на преображение природно-человеческого духа в богочеловеческий дух». Согласно Рерихам, образованию должно предшествовать воспитание. Воспитание имеет великое значение, так как оно есть «питание всем возвышенным и утонченным» [7, с. 41].

Напомним, что с точки зрения Рерихов, мир не случайно означает и Вселенную, и мирность. Мыслители были твердо уверены в том, что мир человека и мир Вселенной неотделимы в своем существовании друг от друга. Защита и утверждение Культуры, Знания, Красоты - вот путь, по их мнению, к неразделимости, гармонии мира Вселенной и человека, дающий плоды созревания и творчества. Заметим, что Н.К. и Е.И. Рерих рассматривали историю развития человечества и природы как процесс единой космической эволюции. Они писали в своих трудах о том, что эволюция самостоятельна и добровольна - и это основной закон Космоса, что невозможно заставить людей духовно эволюционировать, нельзя принудить к благу спящее сердце, можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание - значить убить корень будущего древа.

Космическая педагогика Е.И. и Н.К. Рерихов предъявляет высокие требования к качеству школ, учителей, школьных программ и учебников. Каждая школа должна быть оплотом познания во всей полноте. «С детских лет в них должны закладываться основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости». Для этого учителю необходимо обладать «высоким духом, расширенным сознанием, синтезом мышления, сильной волей и любящим сердцем». Сам учитель должен быть «развитым микрокосмом». Все мысли, чувства и действия учителя должны быть «высокодуховными». «Учение, прежде всего, должно устремлять кверху» [7, с. 44].

Фундаментальным принципом космической педагогики Е.И. и Н.К. Рерихов является самоопределение человека. Главный метод воспитания: «Сам,

сам, сам!». Первая формула образования - «Ты все можешь!». Никто не должен считать себя ничтожной песчинкой. «Наша величина обеспечена огромной ответственностью. Не ошибемся, прилагая по ответственности». Самое главное - «возжжение духа». Насилие в любых его проявлениях - запрещено! Задача школы - одухотворение чувств, высшее из которых - любовь. Это возможно лишь, считают они, на основе интегральных воспитательно-образовательных программ, предусматривающих целостное развитие человека: его социальной и космической природы; духа, души и тела; мышления, чувства и воли; сердца и «чувствознания» [2, с. 169].

По мнению Е.И. и Н.К. Рерихов, во всех школах должна изучаться Космография, которая включает в себя научные основы Мироздания и все области Мироведения. Сюда входит изучение и универсальных, космических законов. Этот новый предмет будет способствовать развитию космического сознания, мышления и чувства. Напомним, космическое сознание - это осознание человеком своей взаимосвязи с человечеством, природой и Космосом, потребность научного осмысления своего места в общей эволюции Вселенной, целостной подход к пониманию Мира. Космическое сознание - это осознание ответственности за возможные последствия своей деятельности на планете и в Космосе. Космическое сознание - это система мышления и образ жизни Человека, который вырабатывает привычку жить согласно космическим законам. Космическое мышление - способность человека воспринимать себя во взаимосвязи с окружающим Миром. Мир - это единая, целостная, взаимосвязанная и взаимозависимая система: «Человек - Человечество - Природа - Космос». Космическое чувство - чувство единения со всем человечеством как носителем космической жизни, чувство любви и ответственности к природе и Космосу, бережное отношение к ним [4, с. 120].

Педагогическое наследие Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, на наш взгляд, актуально в современной общественно-педагогической практике России, так как их идеи ориентируют образовательный процесс на духовно-научное освоение окружающего Мира, на воспитание нравственных качеств человека, отвечающих императиву выживания и устойчивого развития человеческой цивилизации, природы, Космоса. Поэтому ориентация мышления у ребенка на космическое начало, развитие у него космического сознания и чувства должны учитываться в содержании образования XXI века.

Таким образом, общими в педагогическом творчестве К.Э. Циолковского, К.Н. Вентцеля, В.И. Вернадского, Е.И. и Н.К. Рерихов являются идеи: о Человеке как главной ценности Мироздания, его неотделимости от процессов космического развития; о пути к высшей духовности посредством целостного слияния с человечеством, природой, Космосом через развитие космического сознания.

Итак, космическая педагогика - это прогностическое и перспективное направление в воспитании свободной творческой личности, осознающей

свою сопричастность со Вселенной. Космическая педагогика - наука о воспитании Человека как гражданина Мира. Мир - это единая, целостная и взаимосвязанная система: «Человек - Человечество - Природа - Космос».

В целом, идеи космической педагогики, на наш взгляд, продуктивны и должны быть востребованы в образовании XXI века, т.к. направлены в первую очередь на обогащение духовно-нравственного мира человека.

Список литературы:

1. Пушкина И.М. Генезис идей К.Н.Вентцеля как основоположника космической педагогики: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М.: МПСИ, 2007. -20 с.

2. Буторина Т.С., Пушкина И.М. Генезис идей К.Н.Вентцеля как основоположника космической педагогики: монография. - Архангельск: АГТУ, 2008. - 182 с.

3. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХУ1-Х1Х веков. -М.: Просвещение, 1984. - 287 с.

4. Пушкина И.М. Космическая педагогика К.Н. Вентцеля: монография. -Архангельск: АГТУ 2009. - 140 с.

5. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э. Циолковского: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 319 с.

6. Лукина С.Ф. Антропокосмическая педагогика В.И. Вернадского: дисс. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск: 1998. - 168 с.

7. Мурашов В.И. Космическая педагогика Эпохи Огня. - М.: Школа, 1997. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.