Научная статья на тему 'Космическая философия К. Э. Циолковского'

Космическая философия К. Э. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
682
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / МОНИЗМ / МОНИЗМ ВСЕЛЕННОЙ / ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ АТОМА / ПРИНЦИП ИСТИННОГО СЕБЯЛЮБИЯ / КОСМИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ / COSMIC PHILOSOPHY / MONISM / THE MONISM OF THE UNIVERSE / THE SENSITIVITY OF THE ATOM / THE PRINCIPLE OF TRUE EGOISM / COSMIC EXPANSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сухарева Виктория Алексеевна

Данная статья посвящена оригинальной философской системе великого русского учёного, изобретателя и мыслителя К. Э. Циолковского, в рамках которой разрабатывалась его идея о единстве вселенной и бесконечности субъективного существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cosmic philosophy of Konstantin Tsiolkovsky

This article is devoted to the original philosophical system of the great Russian scientist, inventor and philosopher Konstantin Tsiolkovsky, where he raised issues of the unity of the universe and the infinity of subjective existence.

Текст научной работы на тему «Космическая философия К. Э. Циолковского»

Section 12. Philosophy

матическими и целеориентированными задачами.

Второй тип коммуникации предполагает «тождественность всех «Я» на уровне «сознания вообще» [1, 13] и, соответственно, признание формального права и формального равенства каждого индивида. Это уровень предметного сознания, для которого характерна коммуникация на основании общего для всех закона, будь это закон социального мира или закон некоего надындивидуального бытия, трансцендентной реальности.

Разумность этого типа коммуникации неоспорима, однако в нем отсутствует живое проявление «стихии бытия», личностное экзистенциальное переживание. «Я» и «Другой» уравнены в своих правах, но и ограничены в своих возможностях, в предельных, асимметричных смысловых проявлениях.

Личностные акты экзистенциально-духовной коммуникации разворачиваются в образовании лишь в результате свободного выбора, рефлексивного са-мополагания, творческой устремленности. Наличие внешней установки, определяющей равенство смыслов «своего» и «иного» или их предпочтительный характер, лишает возможности осуществить собственный выбор, собственный бытийный проект. Признание формального права Другого быть равным в данном случае не подкреплено подлинным экзистенциальным переживанием и, соответственно, ничего не меняет во внутренней структуре индивидуального опыта.

Третьим, наиболее высоким типом коммуникации К. Ясперс называет коммуникацию на уровне духа. В этом случае каждый индивид является органической частью целого — культурной традиции, народа,

нации, государства, социальной группы. Он разделяет общую духовную идею и осознает себя как особый смысл внутри целого, хотя и ограниченный в выполнении собственного бытийного проекта.

В этом варианте коммуникации свое личное «Я» надежно защищено общим духовным единством, духовным целым, которому делегированы все права и преференции на смысловое ориентирование личности. Наличие такой смысловой «буферной» зоны между личностью и миром предполагает большую степень устойчивости и безопасности при возникновении смысловых разрывов. Внешние «Другие», «Иные» определяют коммуникативный процесс не с уникальной свободной личностью, а с личностью, олицетворяющей собой общую социальную или культурную идею. Фактически социокультурное целое выступает от лица личности как своей части.

На наш взгляд, именно при этом типе коммуникации проявления экзистенциальной коммуникации в образовании оказываются наиболее вероятными. Существование человека в социокультурном пространстве накладывает свои ограничения на его самоопределение и смыслополагание, поэтому в образовательном пространстве экзистенциальное переживание будет определяться соотношением с той или иной культурной программой, культурной традицией, культурными предпочтениями. В том случае, если этот культурный универсум действительно воспринимается человеком как свое целое, образование будут выполнять свою формальную и функциональную задачу, осуществляя в акте подлинной коммуникации переживание «понимающего» бытия.

Список литературы:

1. Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса//Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, - 1994. - с. 5-26.

2. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. - М.; СПб.: Культурная инициатива; Унив. книга, - 2000.

3. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad marginem, - 1997.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, - 1994.

Sukhareva Victoria Alekseevna, Ural Federal University, MA student, faculty of philosophy E-mail: [email protected]

The cosmic philosophy of Konstantin Tsiolkovsky

Abstract: this article is devoted to the original philosophical system of the great Russian scientist, inventor and philosopher Konstantin Tsiolkovsky, where he raised issues ofthe unity ofthe universe and the infinity ofsubj ective existence.

Keywords: cosmic philosophy, monism, the monism of the universe, the sensitivity of the atom, the principle of true egoism, cosmic expansion.

248

Секция 12. Философия

Сухарева Виктория Алексеевна, Уральский федеральный университет, магистрант, философский факультет

E-mail: [email protected]

Космическая философия К. Э. Циолковского

Аннотация: данная статья посвящена оригинальной философской системе великого русского учёного, изобретателя и мыслителя К. Э. Циолковского, в рамках которой разрабатывалась его идея о единстве вселенной и бесконечности субъективного существования.

Ключевые слова: космическая философия, монизм, монизм вселенной, чувствительность атома, принцип истинного себялюбия, космическая экспансия.

Введение

«О возможности путешествий вне нашей планеты мечтать я начал ещё с 17 лет... ничто меня так не занимает, как задача одоления земной тяжести и космические полёты» [2, 350], — пишет Константин Эдуардович Циолковский о себе в небольшой статье, озаглавленной «Только ли фантазия?». Данную статью Циолковский пишет уже в конце своей жизни. Она была опубликована в газете «Комсомольская правда» в 1935 году. Здесь, возможно, Константин Эдуардович подводит своеобразные итоги работы всей своей жизни и с надеждой ставит вопросы, ответы на которые он искал всю свою жизнь.

Невероятная мечта о космических путешествиях с юного возраста до глубокой старости сопровождала К. Э. Циолковского. Она нашла своё отражение в его трудах, посвящённых вопросам ракетостроительства, в его литературных работах а так же в замечательной оригинальной космической философии. Размышляя о космосе, он создал совершенно особую философскую систему, которая, с одной стороны, радикально отличается от классических философских концепций, из-за чего Циолковского долгое время отказывались признавать как философа, а, с другой, позволяет назвать его «мыслителем планетарного масштаба».

Космическая философия К. Э. Циолковского

К. Э. Циолковский стоит на позициях чистого материализма. Весь космос, все физические, химические и биологические процессы являют собой сугубо механические процессы. Вся вселенная с его точки зрения — это бесконечный и невероятно сложный механизм. Сложность этого механизма настолько велика, что он может показаться произволом, случайностью и неожиданностью. Философ не признаёт ничего, кроме материи, которая и составляет космос во всей его сложности и во всём его многообразии. Материя, в свою очередь, едина, то есть обладает одинаковыми свойствами на всех уровнях сложности организации. Философ выделяет четыре

основных свойства материи: пространственность, временность, масса и чувствительность, — которые представляют собой неотъемлемые, фундаментальные её характеристики. С точки зрения К. Э. Циолковского, каждая частица вселенной чувствительна, то есть способна ощущать приятное и неприятное. «Всё непрерывно и всё едино. Материя едина, так же её отзывчивость и чувствительность» [1], пишет К. Э. Циолковский. Чувствительность присуща всем элементам вселенной, интенсивность её и степень увеличивается и уменьшаются от нуля до неопределённо больших величин в зависимости от степени усложнения материи. Чем сложнее материя, тем выше степень чувствительности целого. Наивысшей степени чувствительности материя достигает в телах живых организмов. По сравнению с животными, а, особенно, с человеком, чувствительность неорганической материи практически равна нулю. Таким образом, говорит философ, «как живой мир по своей сложности и совершенству представляет непрерывную лестницу, нисходящую до «мертвой» материи, так и сила чувства представляет такую же лестницу, не исчезающуюся даже на границах живого» [1]. Пусть степень чувствительности «мёртвой» материи настолько мала, что возможно условно или приблизительно считать её отсутствующей, но, с математической точки зрения, вся вселенная оказывается живой, в ней «всякий атом материи чувствует сообразно окружающей обстановке» [1]. Попадая в существа, достаточно высоко организованные, атом живёт их жизнью, чувствует приятное и неприятное. В неорганическом же мире атом как бы спит, пребывает в бесчувствии, подобном небытию. Даже в одном существе атом постоянно блуждает по телу и живёт то жизнью мозга, то жизнью других органов, то мыслит, то прозябает в бесчувствии. К. Э. Циолковский сам о себе пишет так: «я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной» [1]. Вся существующая материя в любой

249

Section 12. Philosophy

момент при благоприятных условиях может перейти в органическое состояние, то есть ожить. «Мы можем условно сказать, что неорганическая материя потенциально жива» [1].

Во вселенной, по мнению К. Э. Циолковского, действует закон повторяемости. Пространство и время, говорит К. Э. Циолковский, бесконечны, а там, где есть пространство и время, так же присутствует и материя. Следовательно, количество материи во вселенной, как и сама вселенная, бесконечно. Миллионы спиральных туманностей, галактик, подобных млечному пути, известные человечеству, составляют всего лишь одну астрономическую единицу, которую К. Э. Циолковский назвал «эфирным островом». Его понятие «эфирный остров» соответствует современному понятию «метагалактика», которое обозначает видимую часть вселенной. Однако, воображение и ум подсказывают нам, что эфирный остров — это всего лишь малая часть вселенной: эфирных островов во вселенной миллионы. «Мы приходим к выводу, что и эфирных островов имеется без конца. Их группа составляет единицу 5-го порядка. Число разрядов астрономических единиц, вероятно, так же бесконечно, как время и пространство» [1]. Явления космоса же представляют собой периодичность и бесконечную повторяемость. К. Э. Циолковский говорит о том, что вселенная всегда имела один и тот же вид. Материя постоянно изменяет свою форму, солнца гаснут и становятся планетами, дают жизнь низшим, а потом разумным организмам, после чего планеты погибают и вновь возвращаются в солнца. Солнца, галактики сливаются между собою, образуя новые галактики, новые солнца и новые планеты. В перспективе бесконечного времени существования вселенной эти процессы повторялись, повторяются и будут повторяться заново бесконечное количество раз, «и наша солнечная система много раз должна умереть и возникнуть» [1]. Таким образом, любое состояние вселенной или её части — есть лишь один из бесконечно повторяющихся периодов, и ни один из этих периодов, ни одно из состояний вселенной мы не можем считать началом вселенной, кроме как только условно. Так, например, условным началом существования нашей галактики, с точки зрения К. Э. Циолковского, можно считать его газообразное состояние.

Подобно тому, как вселенная существует в виде бесконечной последовательности различных периодов и состояний, материя бесконечно преобразуется из простых структур в сложные и наоборот. Вся материя вселенной непрерывно и периодически изменя-

ется и преобразуется. К. Э. Циолковский так же предполагает существование некой первичной единой материи, которую можно принять за субстанцию, или сущность, начало. Именно из этой материи в последствии образуются 90 «простых тел» или основных химических элементов, которые, уже в свою очередь, образуют все многообразие материи вселенной.

Таким образом, К. Э. Циолковский пишет, всё строение космоса как будто обусловлено принципом монизма. Все во вселенной устроено единообразно, действует согласно одним и тем же законам. Идея всеобщего единства или монизма вселенной позволяет К. Э. Циолковскому говорить о том, что между планетами различных солнечных систем существует много общего. Все они составлены из одних и тех же веществ, при достаточной величине имеют атмосферы, освещаются своими звёздами, подчиняются законам всемирного тяготения, подвержены сменам суток и времён года. Некоторые из бесконечного множества планет, существующих во вселенной, должны иметь условия, схожие с земными условиями, а следовательно, многие планеты могут быть (когда-то были или будут) пригодными для жизни. В перспективе бесконечности вселенной, можно говорить о том, что, так или иначе, всё вещество во вселенной периодически оживает, воплощаясь в живых существах. В сущности, К. Э. Циолковский утверждает логическую возможность (и даже метафизическую необходимость) существования внеземных цивилизаций с различной степенью развития.

Простейшее живое существо, с точки зрения монизма К. Э. Циолковского, — это атом, как минимальная, далее не делимая частица материи. Всякое животное или любой другой живой организм, представляет собой ни что иное как союз множества простейших существ. В результате этого союза получается не единое существо, а всего лишь сложный механизм, цель которого — «могущество» или достижение максимума силы и сознательности. Все части живого существа подчиняются единому управлению, однако, все его части имеют свою собственную волю и своё ощущение. Как пример, подтверждающий эту мысль, К. Э. Циолковский приводит следующий опытный факт о продолжающейся жизнедеятельности клеток, отделённых от тела и помещённых в благоприятные условия. Тогда и всякая смерть не может считаться уничтожением, но только распадением союза существ на отдельные существа, которые вступают в другие новые союзы, становятся частью других существ.

Периоды воплощения атомов чередуются с пери-

250

Секция 12. Философия

одами их бесчувственного существования. Промежутки между жизнями могут составлять миллионы и миллионы лет. Эти громадные периоды небытия характеризуются минимальной степенью чувствительности атомов. Для характеристики субъективного состояния материи в эти периоды неорганического существования К. Э. Циолковский использует буддистское понятие «нирвана». Состояние нирваны характеризуются особым переживанием времени, а так же особой степенью чувствительности. Данное состояние К. Э. Циолковский сравнивает с глубоким обмороком или глубоким сном, в котором практически отсутствует переживание времени: «течение времени тут совсем почти незаметно. Не только годы, но и миллиарды миллиардов лет пролетают как секунда живого существа» [1]. Кроме того, в этом состоянии чувствительность атома практически приравнивается к нулю. Поэтому длительные периоды небытия как бы не существуют для атомов. И как бы ни были коротки периоды жизни, периоды воплощённого существования атомов, в виду их бесконечного количества, все они сливаются в одно бесконечное состояние жизни, субъективное и абсолютное время. Вся жизнь вселенной, с точки зрения К. Э. Циолковского, представляет собой ряд сменяющихся, подобно снам, жизням, в которым материя воплощается заново в новых и новых образах, в новых и новых существах.

Устройство вселенной кажется К. Э. Циолковскому удивительным. «Обдуманность космоса удивительна» [1], пишет философ. Всё во вселенной указывает на наличие некой причины, которая есть источник всего в космосе, а также и самого космоса. Причина должна быть уже потому, что существует вселенная, считает К. Э. Циолковский. Кроме того, изучая вселенную, мы должны прийти к выводу, что причина намного превосходит космос, подобно тому, как мастер выше своего произведения. Причина принципиально несоизмерима со своим творением. Она создала и вещество, и энергию. По сравнению с причиной, всё, что представляется человеческому разуму безначальным и бесконечным, ограничено и неполно, в том числе и сама безграничная вселенная. Космос представляет собой, по отношению к причине, лишь одну из вещей, одну незначительную часть всего её творения. Помимо нашей вселенной существует так же множество других частей творения причины, о которых наш разум никогда не узнает. Вот что пишет К. Э. Циолковский о соотношении причины и космоса: «причина, с человеческой точки зрения, во всех отношениях бес-

конечна по сравнению со вселенной, которая, в свою очередь, бесконечна по отношению к любой части космоса: к человеку, Земле, Солнечной системе, Млечному Пути, к группе спиральных туманностей, ко всему известному миру» [1]. В сущности, К. Э. Циолковский утверждает, на основании научных фактов и законов логики, множественность вселенных. Его утверждение находит подтверждение в современных физических теориях. Причина, так же, должна быть всемогущей по отношению к созданным ею предметам, в том числе и к космосу. Кроме того, К. Э. Циолковский вводит в характеристику понятия причины этический компонент: причина, с точки зрения философа, создала вселенную для того, чтобы доставить атомам ничем не омрачённое счастье. Поэтому причина с необходимостью должна быть доброй. Более того, «её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны по отношению к тем же свойствам космоса» [1], пишет К. Э. Циолковский. Философ усматривает некое подобие между причиной и её произведениями (творениями): космосом и частями космоса. Если «причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум» [1], то космос и совершенные существа выражают те же свойства, но в несколько более ограниченном варианте. Таким образом в мире устанавливается некая единая иерархия, которая ведёт мир к единой цели: от причины исходит космос, от космоса — совершенные существа, подобные человеку, а от совершенных существ исходит абсолютная истина, которая ведёт вселенную к радости и устранению страданий.

К. Э. Циолковский, утверждая монизм вселенной, приходит к пониманию того, что высший смысл и цель существования вселенной — это счастье, довольство, поддержание в космосе постоянного состояния совершенства. Основной этический принцип, вытекающий из учения о монизме вселенной — это принцип истинного себялюбия или истинного эгоизма. К. Э. Циолковский проясняет этот принцип, для того чтобы избежать неверных его трактовок. Всякому живому существу присуще себялюбие, как желание величайшего возможного добра самому себе. Однако это стремление к добру для себя есть сущностная характеристика не только живых существ, но, что следует из принципа монизма вселенной, и для всей вселенной в целом. Таким образом, поскольку сущность жизни вселенной зависит от жизни и самочувствия атомов, можно сказать, что эгоизм присущ материи вселенной как таковой. Атом блуждает по всей вселенной, периодически воплощаясь в живых существах. Поскольку периоды небытия (неорганического существования) неощу-

251

Section 12. Philosophy

тимы, каждый атом субъективно живёт бесконечной и непрерывной органической жизнью. «Счастье вселенной есть счастье атома, и наоборот: счастье атома, то есть моё счастье, зависит от атома вселенной» [1], пишет К. Э. Циолковский. Следовательно, рассуждает философ, если во вселенной будут существовать только совершенные существа, то атом не будет иметь возможности попасть в несовершенное существо. Отождествляя совершенство с принципом счастья, К. Э. Циолковский заключает, что, если во вселенной не останется несовершенных существ, то в мире также не останется никакого зла и никаких страданий. Таким образом атом, блуждая во вселенной, будет всюду натыкаться на одно только счастье и совершенство. Развитие жизни возможно на множестве планет, с точки зрения монизма вселенной, и оно должно происходить в соответствии с одним и тем же сценарием совершенствования и распространения совершенства по всей вселенной, который К. Э. Циолковский показывает в своих работах на примере Земли и человечества.

На данный момент времени, по мнению К. Э. Циолковского, Земля находится в младенческом возрасте, и далека от совершенства. При этом вся вселенная полна жизни уже достигших совершенства существ. К. Э. Циолковский видит пути и возможности будущего развития и совершенствования человечества. К. Э. Циолковский также видит необходимость в усовершенствовании человеческой природы, для того, чтобы достичь целей всеобщего совершенства. Человеческое тело, с его точки зрения, имеет множество недостатков, которые возможно и даже необходимо устранить «путём упражнения, подбора, скрещивания, операций и другими способами», «у людей нет ни одного совершенного, или безукоризненного, органа» [2, 302]. К. Э. Циолковский, исследуя взаимосвязь земных условий и различных особенностей человеческого организма, приходит к выводу, что эволюция человека в иных физических и химических условиях могла бы пойти по совершенно иному пути. Так же он считает возможным в будущем возникновение (естественным или искусственным путём) таких

существ, которые могли бы свободно существовать в эфире (космическом пространстве). «Можно вообразить, что в первой стадии своей жизни оно развивается, как и земные животные, ... затем понемногу преобразуется, теряет потовые железы, лёгкие, органы пищеварения, покрывается непроницаемой кожей, одним словом, изолируется от окружающей среды и становится тем необыкновенным существом ... оно живёт только солнечными лучами, не изменяется в массе, но продолжает мыслить и жить как смертное или бессмертное существо» [2, 306].

Заключение

Космическая философия К. Э. Циолковского приоткрывает перед нами масштаб и величие мира, в котором мы живём. Его работы вызывают настоящее головокружение и благоговение перед мощью вселенной с одной стороны, и невероятными возможностями, открывающимися перед человечеством, с другой. Поставленный К. Э. Циолковским вопрос: «только ли фантазия?» до сих пор остаётся без ответа. Он оставлен нам одновременно и как вызов, и как предупреждение.

Конечно, космический старт человечества был осуществлён намного раньше, чем представлял себе К. Э. Циолковский. Уже через 20 лет после его смерти на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник, после чего освоение космоса стало осуществляться ускоренными темпами. И многие идеи космической философии К. Э. Циолковского оказались в какой-то степени пророческими. Некоторые высказанные им тогда положения подтверждаются и осуществляются современной наукой. Но вместе с тем, все те знания, которыми владеет человечество, все те успехи, которых удалось достичь нашей цивилизации, — всё это суть ничто по сравнению с «бесконечностью бесконечностей» вселенной.

Как говорил сам К. Э. Циолковский, всякая истина может быть только условной, временной и переменной. «Про ограниченность нашего знания можно сказать то же, что и про Землю, Солнце, Млечный путь и Эфирный остров: оно неизмеримо мало» [2, 326].

Список литературы:

1. Циолковский К. Э. Космическая философия [Электронный ресурс]//Libes.ru: онлайн библиотека. -2013. - URL: http://libes.ru/361858.read?page=1

2. Циолковский К. Э. Путь к звёздам. - М.: Издательство Академии наук СССР, - 1960. - 352 с.

3. Емельянов Е. В. Русский космизм: основные направления. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, - 2006. - 220 с.

4. История русской философии: учебник для вузов./под. ред. М. А. Маслина. - М., - 2001.

252

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.