5. Kozlov, E.V. K voprosu o povtoryaemihkh strukturakh v khudozhestvennom tekste massovoyj kommunikacii [Eh/r]. - R/d: http://www.ruthenia.ru/ folklore/kozlovl .htm
6. Shemyakin, Ya.G. Latinoamerikanskiyj prazdnik kak predmet civilizacionnogo issledovaniya // Iberica America: prazdnik v iberoamerikanskoyj kuljture. - M., 2002.
7. Chistyukhina, A.P. Latinoamerikanskiyj prazdnik: igrovaya granj dionisiyjstva // Nochj: ritualih, iskusstvo, razvlecheniya. Glubinih temnotih. -M., 2009.
8. Pisateli Latinskoyj Ameriki o literature. - M., 1982.
9. Akhmatova, L. Saljsa [Eh/r]. - R/d: http://www.idance.ru/show.php?id_a=161
10. Yuzhnorossiyjskaya saljsa [Eh/r]. - R/d: http://www.coronel.ru/salsa/
Статья поступила в редакцию 05.03.12
УДК 1(091)(470)
Lytkin V.V. NATURAL-SCIENTIFIC BASIS OF FORMING “THE COSMIC PHILOSOPHY” BY K.E.TSIOLKOVSKY.
This article analyzes the natural-scientific views, outstanding scientist K.E.Tsiolkovsky, the founder of modern theoretical space and rocketry, creator of the original teachings of the Cosmic philosophy “. Traces the evolution of his cosmological and cosmogonic beliefs, the concept of monism. Discusses the scientist's views on the atomic structure of matter using mehanicism as the principal method of cognition.
Key words: Konstantin Tsiolkovsky, space philosophy, natural history sciences, Russian cosmism, cosmogony, cosmology, monism, atomism, mechanicism, eclectic.
В.В. Лыткин, канд. филос. наук, доц., зав. каф. Социальной антропологии и сервиса Института социальных отношений Калужского гос. университета им. К.Э. Циолковского, преподаватель Международного космического университета, г Страсбург, E-mail:[email protected];[email protected]
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
В статье анализируются естественно-научные взгляды К.Э. Циолковского, выдающегося ученого, основоположника современной теоретической космонавтики и ракетостроения, создателя оригинального учения «Космическая философия». Прослеживается эволюция его космологических и космогонических представлений, концепция монизма. Рассматриваются взгляды ученого по проблемам атомарного строения вещества, использование им механицизма как основного метода познания.
Ключевые слова: Циолковский, космическая философия, естествознание, русский космизм, космология, космогония, монизм, атомизм, механицизм, эклектика.
«Космическая философия» К.Э. Циолковского по праву считается классическим вариантом космизма [1, с. 478]. Поэтому в основе нашего анализа социально-антропологических взглядов русского космизма лежит, прежде всего, анализ взглядов К.Э.Циолковского [2]. Нам, перешагнувшим в третье тысячелетие, многое в его взглядах и идеях может представляться наивным, а иногда и ошибочным. Но подобный подход едва ли можно считать оправданным и корректным. К.Э. Циолковский жил в совершенно иных исторических условиях, в ином социальном окружении, в иной нравственной и научной парадигме. Техническая революция была в самом своем начале, а современная техногенная и информационная цивилизация находились в самом зачаточном состоянии. Тем грандиознее представляется сделанное К.Э. Циолковским. Будучи ярким представителем эпохи естествознания, преимущественного господства естественных наук, их преобладания в приоритетах интеллигенции того времени, ученый на этих науках обосновывал и свои философские и мировоззренческие представления [3, с. 219]. Астрономия, физика, химия, биология - вот те дисциплины, которые лежат в фундаменте его исследований, открывают простор его фантазии, но и ограничивают ее, направляя в определенное русло, оставляя фантазию в рамках научного подхода к событиям действительности. В связи с этим, во всех исследованиях К.Э. Циолковского, во всех его самых смелых, пионерских научных трудах, он остается на позициях ученого-естествоиспытате-ля. Это характерно для всего творчества ученого. Это привело к тому, что К.Э. Циолковский смог заложить основы современной космонавтики, большинства научно - технических направлений, направленных на изучение и освоение космоса [4, с. 502].
В значительной степени это касается и его взглядов на вопросы космологии и космогонии. К.Э. Циолковский был глубоко убежден в том, что вся Вселенная, все процессы, происходящие в ней, подчинены единым, универсальным законам, большинство из которых еще предстоит познать. Основным методом исследования и главным инструментом познания у К.Э. Циолковского становится принцип материалистического монизма. Главное гносеологическое содержание этого принци-
па - идея единства бытия (продолжение развития идеи, всеединства, столь характерной для философии Вл. Соловьева, Н. Федорова, русского космизма вообще), единство законов развития материи и разума во вселенной [5, с. 74-79]. К.Э. Циолковский был убежден и всячески постоянно доказывал то, что в мире действуют единые законы развития, единые для эволюции живой и косной материи. По его мнению, по этим законам, в соответствии с ними, развивается и космос и Земля и человек, и человеческое общество [6, л.1об.]. С этой точки зрения Земля, как планета Солнечной системы, являясь частью космоса, так же подвержена действию всеобщих законов. В своем развитии она развивалась естественным путем, путем эволюции материи во вселенной. Эволюции Земли - это путь эволюции многих иных планет в нашей Галактике и во вселенной вообще. Этот путь в общем виде описывается Канто - Лапласовской небулярной теорией. Следуя за Кантом, К.Э. Циолковский так описывает этот процесс: «Далее туманность, под влиянием тяготения, сгущается все сильнее и образует более сложную материю, которая, конечно, образовалась из водорода, гелия и электронов. ... Вращение ее, едва сперва заметное, по законам механики, ускоряется все более и более. ... Из нее, с течением времени, формируются планеты со своими спутниками» [7, л. 21-22]. По мнению ученого, Земля возникла относительно недавно (по космическим меркам). По космическим масштабам наша солнечная система - достаточно молодое образование [8, л. 2 об.]. Естественным, поэтому было бы предположить, что определенное количество планет появилось раньше Земли, обогнав ее в своем эволюционном развитии: К.Э. Циолковский отмечал, что возраст Земли и человека незначителен [9, л. 2 об.]. Но это не должно быть поводом для наших огорчений, ведь впереди у нас еще долгий путь эволюции, а пройденная часть пути развития -лишь самое ее начало. Космологические представления достаточно близки нашим современным научным взглядам на эволюцию вселенной и процессы образования планет [10, с.28-30].
Размышляя в целом об эволюции вселенной, ее закономерностях и направленности, К.Э. Циолковский приходит к выводу, что путь развития, эволюция в природе представляет из себя
некую лестницу, на которой эволюция преодолевает некоторые ступени, поднимаясь все выше и выше по пути прогресса, по пути усложнения. При этом переход от неживой материи к живой, от существа животного к веществу разумному, наделенному интеллектом незаметен, неощутим, что свидетельствует в пользу идеи всеединства в природе, ее монистической уст-роенности.
Таким образом, по мнению К.Э.Циолковского, основополагающим принципом, определяющим жизнь Вселенной, человека и человечества (разума вообще, в любом его виде и проявлении) является принцип монизма. Монизм - это единство Вселенной во времени и пространстве, единство материальное, временное, пространственное и структурное. Монизм - это глобальная непрерывность и относительная повторяемость явлений и процессов, происходящих во Вселенной.
Вселенная, по мнению К.Э.Циолковского, едина прежде всего структурно. Она имеет атомарное строение. Где бы, в какой бы части вселенной мы ни оказались, какую бы ее отдаленную бесконечно от нас часть мы ни рассматривали, везде мы найдем одно и то же вещество, одни и те же явления, подчиненные одним и тем же законам природы, известным или же еще неизвестным, но столь же универсальным. И базируется все это единство прежде всего на универсальной структурной основе, на атомах, из которых состоит все вещество известной Вселенной: «Вселенная составлена из простых и сложных тел», - пишет ученый в 1931 году, - «простых тел известно около 90» [11]. К.Э. Циолковский был ярким последователем атомизма и атомистической традиции. И традиция эта, богатейшая в истории современной науки и философии, восходит к мощному древу античной культуры и философии, к патеизму Дж. Бруно, считавшему, что материя вечна, несотворённа, атомарна, что она вечно и непрерывно самодвижется [12, с. 88]. Эта традиция лежала в основе трудов многих мыслителей и ученых эпохи Возрождения, Нового времени, современности.
Принцип атомарного строения вещества позволяет К.Э. Циолковскому делать далеко идущие выводы о принципиальной подобности Вселенной не только в целом (о ее структурном, глобальном единстве), но и о подобии ее частей, о подобии ее систем, законов и процессов, в ней происходящих. Другими словами, это позволяет ученому делать вывод о закономерности Вселенной и универсальности ее законов во всех частях космоса. Таким образом, формулирование К.Э. Циолковским принципа монизма (единства) Вселенной, делает этот принцип одним из основных, универсальных законов Вселенной. Этот закон несет в себе заряд огромной гносеологической силы.
Действительно, если мы изучаем процессы и явления, характерные для одной части Вселенной (например, для Солнечной системы), значит, эти процессы и явления будут столь же характерны, закономерны и обязательны для любой другой, произвольно взятой части Вселенной (подобной ей, находящейся в любой ее части). Изучая строение Солнечной системы, Солнца, как ближайшей звезды, планет земной группы и т.д., мы можем экстраполировать результаты наших исследований на иные, подобные структуры и образования во Вселенной. Если в какой-то части Вселенной возникает наша Солнечная система, включающая в себя ряд планет, на одной из которых возникнет биологическая жизнь, достигающая впоследствии разумной стадии, значит, это явление может быть закономерным в рамках всей Вселенной (при наличии сходных условий и параметров существования системы). Вытекая из закона монизма, данный процесс (образования планет, населенных разумными существами) становится закономерным в рамках монистической Вселенной.
В монистической Вселенной К.Э. Циолковского не существует принципиально различных путей развития (в структурном смысле). Разнообразие может проявляться на стадиях эволюционного развития живой материи. К.Э. Циолковский, безусловно, был сыном своего времени, сыном своего века. Поэтому, говоря о Вселенной, ее устройстве и эволюции, настоящем, прошедшем и будущем, К.Э. Циолковский стоял на позициях механистического эволюционизма. Это было характерно для большинства естествоиспытателей, начиная с Рене Декарта и ранее, и заканчивая позитивизмом на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Но было бы неверным думать, что взгляды ученого на Вселенную и устройство ее были просты и однозначны. Вселенная у К.Э. Циолковского была устроена сложным образом. Здесь эклектически сочетаются теистические, деистические, пантеис-
тические, необуддистские взгляды ученого. Яркие идеи панпсихизма буквально пронизывают его работы. Картезианские принципы соседствуют здесь со взглядами, характерными для эпохи Просвещения. Для К.Э. Циолковского, бывшего по сущности своего мировоззрения механицистом, очень важным становится возможность реализовать, обосновать в своей системе взглядов принцип развития, движения вперед, постоянного прогресса. Об этом в свое время писал В.В. Соколов, ставя К.Э. Циолковского в один ряд с великими естествоиспытателями - деистами прошлого, включая его в великую культурно-философскую традицию [13, с. 75]. Становясь на позиции деизма, К.Э. Циолковский, как и многие его предшественники, фактически удалял первопричину, первоначальный акт творения, в безграничные дали прошлого, совершенно гипотетические, умозрительные, а, следовательно, и объективно невероятные.
Вселенная долго эволюционировала, по мнению ученого, развивалась: от простого к сложному, от начальных форм -к последующим. Из атомов возникли прототуманности Вселенной. Из них, под влиянием сил тяготения, появились галлактики, звезды и их системы, планеты. И сейчас, и в будущем, полагал К.Э. Циолковский, будут идти эти процессы эволюционного развития. Так в монистической Вселенной ученого возникает идея непрерывного движения, развития и кругооборота процессов и явлений. Более того, К.Э. Циолковский пишет о возможности физического развития вселенной, ее угасания и возрождения, что весьма близко к современным представлениям об осциллирующей модели вселенной [14, с. 115]. Ученый доказывал, что вселенная была всегда и всегда будет существовать во времени и пространстве. Иными словами, свойства и законы, действующие во вселенной, одинаковы во всех ее уголках, они не меняются под влиянием пространства и время (по крайней мере, основные законы и свойства вселенной) [15, л.1; 16, с. 11].
Примерно в это же время, в 1918 г., в рукописях К.Э. Циолковского присутствуют идеи о возможной близости в строении вселенной и атома и теоретической вероятности и возможности взаимопереходов микромира в макромир и обратно. Эта идея не развита у мыслителя, но она реализуется в иной плоскости, в его этическом учении о взаимовлияниях атома эфира и вселенной в целом друг на друга, об их взаимообусловленности и взаимозависимости [17, с. 370 - 378]. Более того, с развитием науки, по его мнению, расширяются и углубляются наши познания о вселенной, знания и представления о космосе, о тех законах, которые управляют его жизнью. И этот процесс бесконечен, бесконечно наше познание космоса, ибо бесконечна сама вселенная [18, л.1].
Будучи убежденным противником абсолютного, в любых его проявлениях, он выступал с крайних антифиналистских позиций, считал, что в случае «угасания» жизни вселенной, она способна, благодаря изменению и самодвижению своих частей, выходить из данного состояния, самовозрождаться [15, лл.1-1об.]. К.Э. Циолковский безоговорочно был согласен лишь с тем, что вселенная постоянно подвержена процессу гибели старого и образования нового. Таким образом, вселенная, по мнению мыслителя, может переживать в своем развитии как периоды временного угасания, относительной гибели, приостановления процессов развития, так и процессы самовозрожде-ния, активного эволюционирования [8, л.1 об.].
К.Э.Циолковский пытался обосновать определенную направленность в эволюции материи во вселенной в виде движения от прототуманностей, к галактикам, и далее к звездным системам, к планетным системам, к возникновению живого вещества, к появлению разума. Он допускал, что в частных случаях могут различаться условия планетообразования, могут, в связи с этим, возникать различные формы жизни. Но это не должно никого смущать, ведь итог везде один: вершиной эволюции космоса в любой его части становится разум [19, л.2]. Это достаточно современный подход к проблеме эволюции вселенной и закономерности возникновения в ней жизни [20, с.407].
Космологическо-космогонические взгляды К.Э. Циолковского во многом были навеяны замечательными книгами Э. Геккеля. В особенности его «Мировыми загадками», книгой, которая владела умами интеллигенции начала ХХ века [21, с. 5б]. К.Э. Циолковский пошел в своих рассуждениях дальше Э. Геккеля, развивая и совершенствуя взгляды последнего на жизнь во вселенной, ее вероятность и принципиальную возможность.
К.Э. Циолковский считал, что круговорот и эволюция процессов, происходящих во вселенной не хаотичен, но подчинен определенным и четким законам развития, многие из которых
еще предстоит открыть, в чем и заключается основная задача исследователя, создающего «Космическую философию». Эволюция в космосе упорядочена, она имеет определенную тенденцию во времени и пространстве, а именно, от простого к сложному. К.Э. Циолковский пишет, что миры периодичны и как бы куда-то спускаются, куда-то вниз, в глубину бытия, порождая формы вещества все более сложные, «тяжелые»: «С каждым периодом мы все ниже», - пишет он, «конца этому нет» [22, с. 28]. К.Э. Циолковский был механицистом в основе своего мировоззрения, и поэтому миры в процессе их развития и усложнения («утяжеления») у него как бы куда-то опускаются, становясь все более «сложными», а значит, и «тяжелыми» (по законам механики «тяжелое» располагается ниже «легкого»). Поэтому и вся эволюция вселенной векторно направлена у ученого вниз.
Таким образом, К.Э. Циолковский по праву занимает исключительное место в отечественной и мировой науке и культуре [23, с. 5]. Естественные науки являются основой философии и мировоззрения К.Э. Циолковского. Основным принципом «кос-
Библиографический список
мической философии» К.Э. Циолковского становится закон монизма вселенной. Этот закон утверждает единство вселенной на всех уровнях, единство законов, управляющих ее жизнью, а, следовательно, и подобие процессов, которые протекают во вселенной. Подобным образом устроенная вселенная возможна для исследования, она прогнозируема и предсказуема. Ученый разделяет атомиситческую концепция строения вещества во вселенной, но трактует ее своеобразно, основывая на ней свою этику. В целом взгляда К.Э. Циолковского имеют эклектический характер. Для них характерен механицизм, как основной метод познания. Философские и естественно - научные взгляды К.Э. Циолковского обусловлены особенностями социально - экономического и культурно - исторического развития России на рубеже Х1Х-ХХ веков, особенностями его формирования как личности. Но все это не мешает К.Э. Циолковскому создать «Космическую философию», являющуюся мощным эвристическим инструментом познания, прежде всего, заложить основы современной теоретической космонавтики и ракетостроения.
1. Казютинский, В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма / К.Э. Циолковский. Космическая философия. - М., 2001.
2. Лыткин, В.В. Философия космического будущего человечества (Философские, антропологические, религиозные взгляды К.Э. Циолковского). - Калуга, 2000.
3. Казютинский, В.В. Мир К.Э. Циолковского и вселенная современной науки // К.Э. Циолковский и современность: материалы XLV науч. чтений памяти К.Э. Циолковского - Калуга, 2010.
4. Благонравов, А.А. К.Э. Циолковский как ученый // К.Э. Циолковский. Избр. тр. / отв.ред. М.Я. Маров. - М., 2007.
5. Лыткин, В.В. Социально-антропологические и философские проблемы русского космизма. - Калуга, 2003.
6. Циолковский, К.Э. Библия и научные тенденции Запада. Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского; ф.1, оп. 1, д. 163.
7. Циолковский, К.Э. Живая Вселенная. Архив РАН, ф. 555, оп.1, ед.хр. 428.
8. Циолковский, К.Э. Натуральные основы. Архив РАН. Ф. 555, оп. 1, ед.хр. 510.
9. Циолковский, К.Э. Непрерывность высшей жизни. Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского. Ф. 1, оп. 1, д. 107.
10. Саган, К. Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. - СПб., 2005.
11. Циолковский, К.Э. Монизм Вселенной. - Калуга, 1931.
12. Горфункель, А.Х. Джордано Бруно. - М., 1973.
13. Соколов, В.В. Философия Спинозы и современность. - М., 1964.
14. Улугбеков, Т.А. Современные концепции бесконечности и реальность. - Минск, 1984.
15. Циолковский, К.Э. Вечный свет космоса. Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского, ф.1, оп.1, д.108.
16. Циолковский, К.Э. Монизм вселенной (конспект). - Калуга, 1925.
17. Мапельман, В.М. «Космическая этика» К.Э. Циолковского / К.Э. Циолковский. Космическая философия / ред. В.С. Авдуевский. -М., 2001.
18. Циолковский, К.Э. Вероятность жизни. Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского, ф.1, оп.1, д.140.
19. Циолковский, К.Э. Бесконечность. Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского, ф.1, оп.1, д.99.
20. Голдсмит, Д. Поиски жизни во вселенной / Д. Голдсмит, Т. Оуэн. - М., 1983.
21. Гаврюшин, Н.К. Историко-философские взгляды К.Э. Циолковского // Труды IX Чтений К.Э. Циолковского: К.Э.Циолковский и философские проблемы освоения космоса. - М., 1975.
22. Циолковский, К.Э. Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. - Калуга, 1929.
23. Мааров, М.Я. Предисловие ко второму изданию // К.Э. Циолковский. Избранные труды / отв.ред. М.Я. Маров. - М., 2007.
(Примечание: Архив РАН - Архив Российской академии наук; Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского - Архив Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского; КГПУ им. К.Э. Циолковского - Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского).
Bibliography
1. Kazyutinskiyj, V.V. Kosmicheskaya filosofiya K.Eh. Ciolkovskogo v kontekste russkogo kosmizma / K.Eh. Ciolkovskiyj. Kosmicheskaya filosofiya.
- M., 2001.
2. Lihtkin, V.V. Filosofiya kosmicheskogo buduthego chelovechestva (Filosofskie, antropologicheskie, religioznihe vzglyadih K.Eh. Ciolkovskogo).
- Kaluga, 2000.
3. Kazyutinskiyj, V.V. Mir K.Eh. Ciolkovskogo i vselennaya sovremennoyj nauki // K.Eh. Ciolkovskiyj i sovremennostj: materialih XLV nauch. chteniyj pamyati K.Eh. Ciolkovskogo - Kaluga, 2010.
4. Blagonravov, A.A. K.Eh. Ciolkovskiyj kak uchenihyj // K.Eh. Ciolkovskiyj. Izbr. tr. / otv.red. M.Ya. Marov. - M., 2007.
5. Lihtkin, V.V. Socialjno-antropologicheskie i filosofskie problemih russkogo kosmizma. - Kaluga, 2003.
6. Ciolkovskiyj, K.Eh. Bibliya i nauchnihe tendencii Zapada. Arkhiv GMIK im. K.Eh. Ciolkovskogo; f.1, op. 1, d. 163.
7. Ciolkovskiyj, K.Eh. Zhivaya Vselennaya. Arkhiv RAN, f. 555, op.1, ed.khr. 428.
8. Ciolkovskiyj, K.Eh. Naturaljnihe osnovih. Arkhiv RAN. F. 555, op. 1, ed.khr. 510.
9. Ciolkovskiyj, K.Eh. Neprerihvnostj vihssheyj zhizni. Arkhiv GMlK im. K.Eh. Ciolkovskogo. F. 1, op. 1, d. 107.
10. Sagan, K. Kosmos. Ehvolyuciya Vselennoyj, zhizni i civilizacii. - SPb., 2005.
11. Ciolkovskiyj, K.Eh. Monizm Vselennoyj. - Kaluga, 1931.
12. Gorfunkelj, A.Kh. Dzhordano Bruno. - M., 1973.
13. Sokolov, V.V. Filosofiya Spinozih i sovremennostj. - M., 1964.
14. Ulugbekov, T.A. Sovremennihe koncepcii beskonechnosti i realjnostj. - Minsk, 1984.
15. Ciolkovskiyj, K.Eh. Vechnihyj svet kosmosa. Arkhiv GMIK im. K.Eh. Ciolkovskogo, f.1, op.1, d.108.
16. Ciolkovskiyj, K.Eh. Monizm vselennoyj (konspekt). - Kaluga, 1925.
17. Mapeljman, V.M. «Kosmicheskaya ehtika» K.Eh. Ciolkovskogo / K.Eh. Ciolkovskiyj. Kosmicheskaya filosofiya / red. V.S. Avduevskiyj. -M., 2001.
18. Ciolkovskiyj, K.Eh. Veroyatnostj zhizni. Arkhiv GMIK im. K.Eh. Ciolkovskogo, f.1, op.1, d.140.
19. Ciolkovskiyj, K.Eh. Beskonechnostj. Arkhiv GMIK im. K.Eh. Ciolkovskogo, f.1, op.1, d.99.
20. Goldsmit, D. Poiski zhizni vo vselennoyj / D. Goldsmit, T. Ouehn. - M., 1983.
21. Gavryushin, N.K. Istoriko-filosofskie vzglyadih K.Eh. Ciolkovskogo // Trudih IKh Chteniyj K.Eh. Ciolkovskogo: K.Eh.Ciolkovskiyj i filosofskie problemih osvoeniya kosmosa. - M., 1975.
22. Ciolkovskiyj, K.Eh. Rastenie buduthego. Zhivotnoe kosmosa. Samozarozhdenie. - Kaluga, 1929.
23. Maarov, M.Ya. Predislovie ko vtoromu izdaniyu // K.Eh. Ciolkovskiyj. Izbrannihe trudih / otv.red. M.Ya. Marov. - M., 2007.
Статья поступила в редакцию 09.03.12