Научная статья на тему '"КОРЗИНКА НА КАЛИНИНА": К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА ДРУЖБЫ С НАРОДАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 1950-1960-Е ГОДЫ'

"КОРЗИНКА НА КАЛИНИНА": К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА ДРУЖБЫ С НАРОДАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 1950-1960-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОТТЕПЕЛЬ" / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / ДОМ ДРУЖБЫ С НАРОДАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ОТЗЫВЫ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимова Ольга Геннадьевна

В данной статье сделана попытка изучения деятельности Дома дружбы с народами зарубежных стран в 1950-1960-е годы, возникшего в период оживления международного обмена СССР с зарубежными странами. Явление «оттепели» в советской культуре ознаменовалось не только появлением новых героев и сюжетов в литературе и кино, на театральных подмостках, новых стилей в живописи, но и увеличением культурного сотрудничества Советского Союза с социалистическими и капиталистическими странами. Дом дружбы с народами зарубежных стран занял в этом обмене достойное место, став местом проведения ряда выставок и встреч, пожалуй, совершенно невозможных в других московских музеях по причине авангардности своих экспонатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BASKET ON KALININA": TO THE QUESTION ABOUT ACTIVITIES HOUSE OF FRIENDSHIP WITH PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES IN THE 1950-1960-IES

This article attempts to study the Activities of the house of friendship with the peoples of foreign countries in the 1950s and 1960s, which arose during the revival of international exchange between the USSR and foreign countries. The phenomenon of “thaw” in Soviet culture was marked not only by the emergence of new characters and subjects in literature and cinema, on the stage, new styles of painting, but also by the increase in cultural cooperation of the Soviet Union with the socialist and capitalist countries. The house of friendship with the peoples of foreign countries took a worthy place in this exchange, becoming the venue for a number of exhibitions and meetings, perhaps, absolutely impossible in other Moscow museums because of the avant-garde nature of its exhibits.

Текст научной работы на тему «"КОРЗИНКА НА КАЛИНИНА": К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА ДРУЖБЫ С НАРОДАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 1950-1960-Е ГОДЫ»

В целом можно утверждать, что цикл арабесок «Персидские мотивы» Татьяны Смирновой представляет и музыкальный образ далекой Персии, и своеобразный звуковой ключ к творческому открытию, постижению смысла культуры Востока современным композитором, исполнителями и слушательской аудиторией.

Список литературы

1. Агекян К. Персидская музыка — Страсть, замкнутая в сфере // [Электронный ресурс] http://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=500 Дата обращения: 05.09.2016.

2. Беседа автора работы с Т.Г. Смирновой 12.06.2009.

3. Ракунова И. «Все живое и неживое — любое созданье поет» («Пагода» А. Загайке-вич) // Музичне мистецтво i культура. Зб. статей Одесько! державно!" музично! акаде-мп iм. А.В. Нежданово!. — Одесса, 2005. — Вип. 6, кн. 1. — С. 287-297.

4. Фильштинский И., Шидфар Б. Очерк арабо-мусульманской культуры. — М., 1971.

5. Шамилли Г.Б. Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики. Дис. ... доктора искусствоведения. — М, 2009.

6. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование. — М.: Сов. Композитор, 1983.

7. Шестакова В.П. Музыкальная эстетика стран Востока. — М., 1967.

УДК 930.85

Герасимова Ольга Геннадьевна,

кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры истории России XX-XXI веков исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

e-mail: gerassimova2007@bk.ru

«КОРЗИНКА НА КАЛИНИНА»: К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМА ДРУЖБЫ С НАРОДАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 1950-1960-Е ГОДЫ

Gerasimova Olga Gennadievna,

candidate of historical Sciences, researcher Department of history of Russia XX-XXI centuries of history faculty Moscow state University named after M.V. Lomonosov

e-mail: gerassimova2007@bk.ru

"BASKET ON KALININA": TO THE QUESTION ABOUT ACTIVITIES HOUSE OF FRIENDSHIP WITH PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES IN THE 1950-1960-IES

Аннотация. В данной статье сделана попытка изучения деятельности Дома дружбы с народами зарубежных стран в 1950-1960-е годы, возникшего в период оживления международного обмена СССР с зарубежными странами. Явление «оттепели» в советской культуре ознаменовалось не только появлением новых героев и сюжетов в литературе и кино, на театральных подмостках, новых стилей в живописи, но и увеличением культурного сотрудничества Советского Союза с социалистическими и капиталистическими странами. Дом дружбы с народами зарубежных стран занял в этом

обмене достойное место, став местом проведения ряда выставок и встреч, пожалуй, совершенно невозможных в других московских музеях по причине авангардности своих экспонатов. Ключевые слова: «оттепель», культурный обмен, Дом дружбы с народами зарубежных стран, направления в искусстве, отзывы посетителей. Abstract. This article attempts to study the Activities of the house of friendship with the peoples of foreign countries in the 1950s and 1960s, which arose during the revival of international exchange between the USSR and foreign countries. The phenomenon of "thaw" in Soviet culture was marked not only by the emergence of new characters and subjects in literature and cinema, on the stage, new styles of painting, but also by the increase in cultural cooperation of the Soviet Union with the socialist and capitalist countries. The house of friendship with the peoples of foreign countries took a worthy place in this exchange, becoming the venue for a number of exhibitions and meetings, perhaps, absolutely impossible in other Moscow museums because of the avant-garde nature of its exhibits. Key words: "thaw", cultural exchange, house of friendship with peoples of foreign countries, directions in art, visitors ' reviews.

При всей сложности и неоднозначности изменений, происходивших в Советском Союзе после смерти секретаря ЦК КПСС, председателя СМ СССР И.В. Сталина, неоспоримым фактом стали новые явления в культуре, получившие нарицательное наименование «оттепели». «Оттепель» в советской культуре 1953-1969 годов имела все черты, присущие природному явлению, — непостоянство, частые смены потепления похолоданиями, выражавшимися, как правило, в идеологических кампаниях, собраниях с обсуждениями и осуждениями. Механизм критики властью процессов и явлений в культурной жизни в этот период имел много общего с предыдущим периодом — годами «позднего сталинизма» — 1945-1953 годов, но при этом наблюдались и отличия. Культура, как составная сфера жизни советского общества, претерпевала изменения вслед за новыми веяниями во внутренней и внешней политике, экономике и социальной жизни. Почти полная изоляция советской культуры от культуры Запада, искусственно созданная в предшествующий период, была прервана, судя по документам ВОКСа (Всесоюзного общества культурных связей с заграницей), уже в 1954 году. Так, итальянский коммунист и издатель Джан-джакомо Фельтринелли, опубликовавший в 1958 году роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», посетил Москву в составе делегации общества «Италия-СССР» в 1954 году [3, л. 31]

История налаживания культурных связей советского государства с другими странами имеет свою историю, начиная с самых первых лет его существования. Не вдаваясь в подробности, необходимо отметить, что при всём настороженном отношении западных правительств к молодой советской республике налаживание культурных и научных связей началось вскоре после подписания Брестского мира. Тогда в советском Генеральном консульстве в Берлине наряду с торговым был создан научный отдел, организовавший обмен научной информацией и составление справок о промышленном производстве Германии. В 1920-1930-е годы стремление зарубежной, прогрессивной общественности к развитию многообразных форм сотрудничества со страной Советов нашло своё выражение в создании обществ культурных связей с СССР. Как следствие «полосы признаний», общества культурных связей с СССР образовались в Англии, Франции, в Японии, Швеции, Чехословакии, Канаде [5; 7; 8; 11; 12].

ВОКС приглашало иностранные, культурные делегации в Советский Союз с середины 1920-х годов. Оно также проводило широкую работу по обмену печатными изданиями и другими материалами культурного характера. Конечно, масштабные изменения в политике и экономике, социальной жизни, происходившие в 1930-е годы в СССР, нашли своё отражение в культурном обмене с зарубежными странами. О нём свидетельствуют воспоминания иностранцев, не только краткосрочно посетивших Страну Советов, но и работавших в ней на стройках и ведомствах, а также каталоги выставок зарубежных художников и демонстрация в кинотеатрах фильмов западного производства. Культурный обмен СССР с зарубежными странами продолжался пусть и в уменьшенном масштабе даже в годы Великой Отечественной войны. Об этом свидетельствуют материалы выходившей на русском

языке с 1942 года еженедельной газеты «Британский союзник», прекратившей существование лишь в 1950 годы в условиях «холодной войны».

С момента своего основания в 1925 году значительной издательской деятельностью занималось и ВОКС. До октября 1956 года ВОКС издавало ежемесячный бюллетень на французском, немецком, английском и других языках. В январе 1956 года ВОКС приступил к изданию специальной англоязычной газеты «Moscow news», с тем, чтобы дать иностранным туристам, читающим по-английски, «беспристрастную картину развития Советского Союза». В разные годы англоязычная печать в СССР уделяла внимание отдельным направлениям сотрудничества, так в 1957 году «Бюллетень ВОКСа» был заменен ежемесячным журналом «Культура и жизнь», издававшимся на пяти языках, в том числе и на английском [1, с. 156]. Эти новшества, безусловно, диктовались «оттепелью». Ф. Баргхорн в своей работе «Советское культурное наступление. Роль культурной дипломатии в советской внешней политике» ошибочно указывает на другую дату выхода в свет первого номера журнала — октябрь 1956 года.

Знаменательно, что в этот период происходят изменения в структуре государственных органов, в чьём ведении находились вопросы культуры. Так, ВОКС, созданный в 1925 году, в 1958 году был упразднён и вместо него был создан Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД).

На Всесоюзной конференции советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами в Москве в своём докладе председатель правления ВОКСа Н.В. Попова, отметила, что общество проделало большую и полезную работу по установлению дружественных связей и культурного сотрудничества с зарубежными странами. «Однако в настоящее время, когда тенденция к развитию этих связей значительно усилилась, рамки ВОКС, формы и методы его работы оказались устаревшими и больше не смогли способствовать привлечению широкой советской общественности к деятельности, связанной с расширением наших связей с заграницей» [2, с. 18]. На этой конференции был принят Устав ССОД. О преобразовании ВОКСа в ССОД свидетельствует факт, приводимый американским советологом Ф. Баргхорном: ССОД возглавила Н.В. Попова, бывший председатель правления ВОКСа, а среди её 5 заместителей двое — Г.М. Калишьян и Н.А. Визжилин, — являлись ранее заместителями председателя ВОКСа. Это подтверждает, «что новый Союз фактически являлся ВОКСом, только под другим названием» [5, с. 154].

С марта 1957 года главным советским органом в области культурного обмена становится Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 134/5 от 3 февраля 1960 года, ГККС при СМ СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами [4, л. 37]. Это учреждение с министерским статусом, подчиненное непосредственно Совету Министров СССР, работало в тесном сотрудничестве с Министерством иностранных дел. Государственный Комитет принял на себя некоторые функции, выполнявшиеся непосредственно министерством иностранных дел и ВОКСом. Указом Президиума Верховного Совета СССР председателем ГККС при СМ СССР был назначен Г.А. Жуков. Из состава Министерства культуры СССР в непосредственное подчинение Комитета на правах главных управлений передавались Главное управление радиовещания (17 августа 1957 года постановлением СМ СССР была определена структура Главного комитета по радиовещанию и телевидению при СМ СССР, а 6 сентября 1957 года утверждено Положение «О Государственном комитете по радиовещанию и телевидению при СМ СССР». — О.Г.), Совинформбюро, Издательство литературы на иностранных языках. Создание этого комитета свидетельствовало о возрастании роли культурных отношений в советской внешней политике и о сопутствующем этому перемещении центра тяжести в пропаганде на политику сосуществования, требующую известного сотрудничества между правительствами [1, с. 151].

Надо отметить, что и в 1950-1960-е годы так же, как и в 1920-1930-е годы культурный обмен между СССР и западными странами зачастую происходил на уровне «народной дипломатии», когда те или иные деятели культуры приезжали в СССР по собственному порыву души, как правило, за свой счёт. Это относится как к капиталистическим странам, так

и к социалистическим. Так, документы ВОКС свидетельствуют о приезде делегации японских деятелей культуры в 1955 году по линии общества японо-советской дружбы, среди которых были драматург Киносита Дзюндзи и балерина Мацуяма Микико [3, л. 98], хотя тогда между СССР и Японией не было подписано не только мирного договора, но и декларации о прекращении состояния войны между странами. После охлаждения внешнеполитических связей Советского Союза с КНР именно по линии ССОД вплоть до начала второго этапа «культурной революции», то есть до 1969 года происходил культурный обмен между странами.

Весной 1959 года в Москве группу московских творческих Домов — журналиста, работников искусств, литераторов, кино, актёра пополнил Дом дружбы с народами зарубежных стран (далее — Дом дружбы), став знаковым местом культурной жизни Москвы. Хотя подготовка к его открытию началась заранее, ещё летом 1958 года, с вполне привычных организационных моментов: набора сотрудников, утверждения штатного расписания и т.п. Здание для нового Дома дружбы было выбрано как нельзя подходяще — особняк Арсения Морозова с его причудливой архитектурой, эклектичной и «нездешней» в центре столицы.

С самого начала в Доме Дружбы, находившимся под неустанным контролем государственных органов, в том числе и КГБ, проходили мероприятия, выставки и встречи, порой совершенно немыслимые в московских музеях — Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственной Третьяковский галерее или музее Востока, хотя и там в период «оттепели» проходили знаковые выставки западного искусства [6]. Тогда в Москве по сути не существовало выставочных залов, в которых могли быть организованы подобные выставки, за исключением Центрального выставочного зала (открывшегося в 1957 году в здании Манежа), залов МОСХа на Кузнецком мосту и Беговой. Но и там выставки, подобные тем, что организовались в Доме дружбы на проспекте Калинина, были совершенно немыслимы. Так, даже более соответствующие по профилю помещения Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина не были выбраны для выставки книжной продукции знаменитого швейцарского издательства А. Скира. Создаётся впечатление, что власть милостиво разрешала проведение, пусть и краткосрочных, как правило, двухнедельных зарубежных выставок именно в Доме дружбы.

Помимо оживления культурного обмена с капиталистическими странами и активного обмена с социалистическими, в ареал международного сотрудничества попала группа стран Азии и Африки, Латинской Америки. Период 1950-1960-х годов ознаменовался всплеском деколонизации. С большинством освободившихся стран СССР стремился наладить политические, экономические и культурные связи. Так, в Доме дружбы возникли постоянные семинары студентов — латиноамериканский, арабский, африканский. Были созданы дискуссионный клуб «Философия, экономика, политика», «Клуб любителей советского киноискусства» (преобразованный затем в «Интернациональный студенческий киноклуб»), «Устные журналы».

Выставки в Доме дружбы организовывались при помощи секции изобразительных искусств, фотосекции Союза советских обществ дружбы, соответствующих обществ дружбы (т.е. тех стран, искусство которых или картины которых экспонировались).

Проходили также выставки советских художников, побывавших в творческих поездках за рубежом. И не всегда их работы, судя по сохранившимся отзывам, вызывали одобрение и восхищение посетителей.

Выставки были не только художественными, но просветительными — рассказывали об истории, экономике, социальной жизни зарубежных стран. Подобные Дома дружбы существовали практически во всех крупных советских городах, где были отделения ССОДа.

В отчёте Дома дружбы за период с 31 марта 1959 года по 31 октября 1960 года отмечалось, что из всех капиталистических стран наилучшим образом в выставках была представлена Франция: экспонировались выставки — «Живой Париж» и детских рисунков, две выставки советских художников, побывавших во Франции.

Выставка «Живой Париж», подготовленная в соответствии с программой культурного обмена между СССР и Францией, экспонировалась в месяцы, предшествовавшие визиту Н.С. Хрущёва в конце марта 1960 года во Францию. За 17 дней её просмотрело 15 тысяч

москвичей и гостей столицы. Об экспонировании выставки писали французские газеты «Фигаро», «Монд», «Юманите». Кадры, показывающие выставку в Доме дружбы, вошли в советский документальный фильм о советско-французских культурных связях.

В дни, когда Н.С. Хрущёв находился во Франции, в Доме дружбы состоялась выставка работ советских художников, побывавших во Франции.

В мае — июне 1961 года в Доме дружбы прошла выставка французского художника Жана Эффеля (488 оригинальных рисунков, десятки альбомов и др.).

Такая активная выставочная деятельность объяснялась проведением в Москве с 15 августа по 15 сентября 1961 года Французской национальной выставки, в рамках которой отдел искусства занимал значительное место. Вероятно, проведением выставок советская сторона старалась предварительно познакомить советских граждан с культурой и искусством Франции, понимая, что французы в экспонировании своих достижений и успехов постараются не отстать от американцев с их нашумевшей выставкой 1959 года в Сокольниках.

Одной из самых ярких и значительных выставок 1962 года стала выставка фотографий англичанки армянского происхождения Иды Кар (Карямян) «Художница с фотоаппаратом», организованная обществом «СССР — Великобритания» и ассоциацией «Великобритания-СССР». По просьбе Иды Кар эта выставка была посвящена её родителям Анаит и Мелкону Карамянам.

Фотографией Ида Кар активно начала заниматься в Каире, где у неё с мужем было фотоателье. Выйдя замуж за английского писателя Виктора Масгрейва и переехав из Каира в Лондон в 1944 году Ида Кар познакомилась со многими известными писателями, артистами и художниками.

На московской выставке посетители могли увидеть не только фотографии М. Шагала, Ф. Леже, С. Моэма, Г. Мура, Б. Рассела, Н. Кауарда, Ле Корбюзье, Ж. Брака, А. Бретона, Э. Ионеско, Дж. Эпстайна, но и фото ряда художников и скульпторов, работы которых в Советском Союзе из-за их формализма и абстрактности показаны быть не могли. Если скульптуры А. Джакометти и О. Цадкина, картины П. Сулажа были представлены на Французской национальной выставке, то о скульпторах Кеннете Армитидже, Эдуардо Паолоцци, Элизабет Фринк, Барбаре Хепуорт, Рэдже Батлере, Ф.Е. Маквильяме, поэтах Брендане Бихане, Бернарде Копсе, Рональде Дункане, Колине Макиннесе, художниках Джоне Брэт-би, Ф.Н. Суза, Джеке Смите большинство посетителей впервые узнало только из фотографий Кар.

На московской выставке также были представлены фотографии И. Кар, сделанные во время поездки по Советскому Союзу в 1957 году, поэта и прозаика А. Исаакяна, художника М. Сарьяна, архимандрита Егише, поэта А. Суркова, композитора Д. Шостаковича, писателя И. Эренбурга, скульптора Н. Никогосяна, писателя Л. Леонова и др.

Любопытно, что среди посетителей этой выставки были не только студенты, школьники, художники, но и супруга первого лица в государстве Н.П. Хрущёва, оставившая отзыв вместе с З.В. Зарубиной (известная переводчица и разведчица, чья деятельность, в 1960-е годы, конечно, мало кому была известна. — О.Г.).

Огромный интерес посетители Дома дружбы проявили к выставке бытовой карикатуры польского журнала «Шпильки» в апреле 1963 года. Экспонировались рисунки Яцека Федоровича (одного из создателей студенческого театра «Бим-Бом», принимавшего участие в Московском фестивале молодёжи 1957 года), Анны Гословска (псевдоним Ха-Га), Эрика Липински, Ежи Зарубы и др. В экспозицию были включены 144 рисунка, 96 рисунков не были отобраны. Остаётся только гадать, по какой причине они не были включены в экспозицию. Польские художники, как и кинематографисты, театральные режиссёры позволяли в своих работах более острую критику существовавших в обществе проблем, нежели их советские коллеги. Конечно, после событий 1956 года польское руководство зорко следило за атмосферой в творческих кругах, периодически закручивая идеологические гайки, но всё же приход осенью 1956 года к руководству Польши В. Гомулки дал жизнь такому явлению, как «польская чёрная серия» в документальном кинематографе. Работы Е. Хофмана, Э. Скужевского, К. Карабаша, В. Шлесицкого, В. Боровика, Е. Зярника и других показы-

вали зрителю послевоенную Польшу, в которой не все проблемы в состоянии было решить коммунистическое руководство. В СССР широкий зритель не знал о существовании подобного кино, некоторые фильмы были показаны только преподавателям и студентам ВГИКа. Зато советскому читателю были доступны газеты и журналы на польском языке, продававшиеся в киосках «Союзпечати» и подвигнувшиеся многих к изучению польского языка. Само художественное оформление журналов было очень ярким, зачастую обложки имели абстрактный рисунок. В Советском Союзе подобное было невозможно, появлявшиеся изредка обложки журналов в абстрактном стиле становились предметом критики со стороны партийных органов. Так, например, произошло с номером журнала «Театр», оформленным художником И. Куклисом. Отсюда и вытекал интерес советских зрителей к польской карикатуре, которая более остро, нежели отечественная, бичевала недостатки общества, была не слишком обременена «узами» соцреалистического канона. Отсюда и сожаление посетителей выставки, что работ демонстрировалось очень мало, это свидетельствовало о хорошем знании польской карикатуры, о которой можно было узнать из «Крокодила», помещавшего на своих страницах работы польских художников или из материалов русскоязычного журнала «Польша».

Надо отметить, что цензура не бездействовала и в Доме дружбы. Так, выставке художественной фотографии Югославии, открывшейся 20 января 1964 года, экспонировались 150 фотографий.

Две работы — фото классиков югославской фотографии — Тошо Дабаца из Загреба «Обнаженная натура» и Бранибора Дебельковича из Белграда «Женщина из Аушвица» — в экспозицию не были включены. В сохранившихся документах не зафиксирована причина отказа в экспозиции. Трудно сказать, в чём она заключалась, вероятно, первую посчитали слишком фривольной. Вторая же, судя по названию, содержала фото заключённой концлагеря, в чём могла быть её крамола — не совсем ясно.

Надо сказать, что Югославия стояла особняком в группе социалистических стран, на этом сказались годы разрыва дипломатических отношений в 1949-1954 годах. В годы «оттепели» она вернулась в орбиту советской внешней политики, но полного возврата к советской модели политики-экономики-культуры не произошло. Отсюда последовало и невключение Югославии в число экспонентов масштабной международной выставки искусства социалистических стран, прошедшей в Москве и Ленинграде в конце 1958 — начале 1959 годов.

Из событий 1964 года хотелось бы отметить выставки работ финского скульптора Эсси Ренвалл, японского художника Уэно Макото в августе 1964 года, «СССР глазами друга», подготовленной журналом ГДР «Фрайе Вельт».

В 1965 году в Доме дружбы состоялись выставка живописных и графических 13-летнего цейлонского художника Сенака Сенанаяке, первый фестиваль балканских фильмов, выставка известного датского скульптора и художника Харальда Изенштейна.

Большинство рисунков Изенштейна были посвящены деятелям литературы и искусства, главным образом, музыкантам. Среди них были портреты не только западных исполнителей, но и советских — Артура Рубинштейна, Жака Тибо, Фрица Крейслера, Артуро Тосканини, Иегуди Менухина, Эдвина Фишера, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера.

Скульптуры представляли гипсовые портреты датского физика Нильса Бора, писателя Мартина Андерсена Нексе, физика Альберта Эйнштейна, бронзовые фигурки «Футболисты», «Пловчиха», терракотовые — «Юная любовь», «Возвращение на берег», «Одиночество».

В соответствии с планом Союза обществ дружбы, во время IV Международного кинофестиваля в Москве с 5 по 20 июля 1965 года секцией кинематографии, обществами дружбы и Домом дружбы с народами зарубежных стран были проведены встречи участников IV-го Международного кинофестиваля с членами обществ дружбы, членами Секции кино и общественностью Москвы. В Доме дружбы состоялись встречи с делегацией киноработников Югославии, с кинематографистами стран Латинской Америки, с делегацией киноработников Японии, кинематографистами Индии, с кинодеятелями Франции, ФРГ и США. Среди зарубежных кинодеятелей были индийский кинорежиссер Радж Капур с супругой, французские киноактрисы Марина Влади, Одиль Версуа, режиссёры Клод Отан-Лара, Ив

Чампи, актёры из США Клифф Робертсон и Джек Леммон, кубинские актрисы Дэйзи Гра-надос и Соня Калеро, режиссёр В. Баретту (о нём пока не нашлось информации, в интернете имеются сведения лишь о бразильском режиссёре В.Л. Баррету. — О.Г.).

В дни фестиваля для актива Союза обществ дружбы были организованы просмотры внеконкурсных фестивальных фильмов: греческого, арабского и американского, были показаны 10 фестивальных фильмов.

Кинопоказы в Доме дружбы проходили регулярно во встреч и обсуждений, кроме того в помощь активу обществ дружбы, изучающему иностранные языки, проводились специальные просмотры фильмов на английском, французском, немецком и итальянском, японском языках.

Фильмы киносектор Дома дружбы получал из Московской городской конторы кинопроката, Центральной фильмобазы, «Совэкспортфильма», фильмохранилища «Белые столбы», фильмотеки ВГИКа, из Центрального государственного архива кинофотодокументов, со всех московских киностудий, а также из посольств социалистических и капиталистических стран.

В июне 1965 года в Доме дружбы открылась выставка книг по искусству швейцарского издателя Альбера Скира. Совместно с обществом «СССР-Швейцария» во время экспозиции для творческих работников были проведены просмотры французских фильмов о художниках-импрессионистах Франции: П. Боннаре, П. Сезанне, М. Шагале и др. Многие посетители выставки сожалели, что не могут купить подобные книги по классическому и современному искусству, изданные на высоком полиграфическом уровне с прекрасными иллюстрациями в Москве, тем более, что увидеть воочию произведения искусства зарубежных художников, скульпторов и архитекторов большинству рядовых граждан тогда было невозможно. Но, по воспоминаниям современников, иногда книги издательства <^Ыга» можно было купить в книжном магазине «Дружба» на улице Горького, где продавались книги, изданные в социалистических странах. Правда, стоимость их была очень высокой по сравнению с остальными ценами.

До конца 1960-х годов в Доме дружбы прошло большое количество выставок, вызвавших живой интерес посетителей — югославского плаката в 1965 году, польской художественной фотографии в апреле 1966 года венгерских графиков в 1968 году.

На польской выставке были показаны работы Антонины Гарнушевской «В ателье скульптора», «На выставке», «Битлз», Эдварда Гартвига «Балет "Пан Твардовский"», «За кулисами», «Кинооператор», «Актер Адам Ханушкевич», «В мастерской художника», Анджея Зборского «Студенческий клуб "Гибриды"», «В клубе музыкантов» и др. Названия свидетельствуют о интересе фотографов к творческому процессу. Несмотря на то, что отзывов на выставку не сохранилось, надо полагать, она вызвала у советской публики живейший интерес.

Зачастую посетители оставляли в отзывах вопросы о неудобных часах работы выставки с 10 до 17, в то время когда большая часть граждан работает. Критиковалась слабая реклама. Так, многие учителя хотели привести на выставку юного цейлонца своих учеников.

По линии обществ дружбы в Доме дружбы на Калинина прошли сотни встреч, семинаров, лекций, обсуждений и выставок. Без сомнения главная причина, в том, что государственные и партийные органы допускали подобные мероприятия в Доме дружбы, была идеологической — пояснять преимущества советского строя, демонстрировать миролюбие социализма и агрессивность капитализма. Но даже при всей заданной идеологии организованные в стенах особняка А. Морозова встречи и выставки не были формализованными. Благодаря записям в книгах отзывов на выставки можно понять мнения, настроения и чувства посетителей, и не только советских граждан, но и иностранцев, как приехавших в СССР с краткосрочным визитом, так и годами учившимися в советских вузах.

Список литературы

1. Баргхорн Ф. Советское культурное наступление. Роль культурной дипломатии в советской внешней политике. Вып. 1, 2. — М., 1961.

2. Всесоюзная конференция советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. 17-18 февраля 1958 г. — М., 1958.

3. ГАРФ. Ф. Р-5283. Оп. 3. Д. 344.

4. ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 1.

5. ИоффеА.Е. Международные связи советской науки, техники и культуры. 19171932. — М., 1975.

6. Герасимова О.Г. К вопросу о ситуации в советском изобразительном искусстве 19501960-х гг.: «старое» и «новое» в живописи и скульптуре // На крутых поворотах истории. Материалы конференции «Актуальные проблемы методологии отечественной истории», посвящённой памяти В.М. Селунской. — М., 2011. — С. 196-197.

УДК 78.01

Гун Цзыхуэй,

аспирант I курса Российской академии музыки имени Гнесиных e-mail: fejfiehfiefe@foxmail.com

ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ:

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ

Gun Zihuei,

I-year postgraduate student of Russian Gnesin Academy of music e-mail: fejfiehfiefe@foxmail.com

GUQIN CULTURE ANCIENT CHINA: THE PROBLEM OF THE STUDY

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения такого феномена традиционной музыкальной культуры Древнего Китая, как исполнительство на гуцине. Автор делает краткий исторический обзор культуры гуциня и приходит к выводу о необходимости применения междисциплинарного подхода в изучении этого комплексного явления, на протяжении тысячелетий имеющего крепкие связи практически со всеми составляющими культуры и жизни образованных людей, и прежде всего с мировоззрением, религиозно-философскими учениями, различными видами искусства.

Ключевые слова: музыка Древнего Китая, китайская музыкальная культура, китайские музыкальные инструменты, древняя китайская музыка, гуцинь. Abstract. The article is devoted to the problem of studying this phenomenon the traditional musical culture of Ancient China, as a performer-tion on the guqin. The author makes a brief historical review of the culture of GU-Qin and concludes that it is necessary to apply an interdisciplinary approach in the study of this complex phenomenon, during the past few years has strong ties with almost all components of culture and life of educated people, and especially with the worldview, religious and philosophical teachings, various kinds of art. Key word: Music of Ancient China, Chinese music culture, Chinese musical instruments, ancient Chinese music, guqin.

В последние годы, с развитием культуры и ростом экономики в Китае национальные традиции после периода упадка в прошлом веке вновь начали переживать постепенный подъем. Пристальное внимание политиков к традиционной культуре и все возрастающий инте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.