ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СССР И СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
В.М. САВИН
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Международное культурное антифашистское сотрудничество СССР в условиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гт. было объективной необходимостью, а участие в нем научной и творческой общественности значительно расширяло эти возможности.
Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) было одним из каналов удовлетворения культурных запросов советских людей путем ознакомления их с достижениями прогрессивной культуры зарубежных стран.
Руководство зарубежной работой БОКС осуществлялось через посольства, а в целом ряде стран работали специальные представители этой организации, которые способствовали установлению контактов с писателями, учеными, композиторами, общественными деятелями, являвшимися не только активными носителями, но и пропагандистами национальной культуры народов Латинской Америки.
Эта новая форма культурного сотрудничества на антифашистской основе была по своей сути народной дипломатией, позволившей расширить связи и решать задачи, которые порою были не под силу официальной дипломатии.
Разносторонний опьгг контактов и связей с общественностью Мексики, Кубы, Уругвая, Аргентины и др. стран, накопленный в военные годы, стал доброй основой для расширения сотрудничества в мирное время, когда появились новые возможности для развития дипломатии на народной основе.
История развития нашего Российского государства и всего мирового сообщества свидетельствует о том, что контакты, связи и сотрудничество в области культуры всегда были и остаются весьма широкой и благодатной сферой общения между людьми. Именно через культуру проходят многие точки соприкосновения, обмена ценностями, взаимного обогащения, расширяя сферу видения мира и возможности его познания. Сотрудничество в области культуры является важной закономерностью общественного развития, противодействуя изоляционизму и ограниченности, способствуя сближению и взаимопониманию наций, приобщению их к духовным богатствам мировой цивилизации.
Международное культурное антифашистское сотрудничество Советского Союза в условиях начавшейся Великой Отечественной войны было объективной необходимостью, а участие в нем научной, творческой, художественной общественности значительно расширяло эти возможности.
Одной из первых организаций, созданных для налаживания и проведения практической работы по установлению связей между учреждениями, общественными организациями, отдельными деятелями культуры СССР и зарубежных стран, было Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), учрежденное в августе 1925 г.1.
На Общество была возложена задача по ознакомлению зарубежной общественности с принципами и сущностью культурной политики и выдающимися достижениями нашей страны в этой области с целью противодействия враждеб-
ной буржуазной пропаганде, направленной против Советского Союза. Одним из важных направлений его деятельности было оказание «бескорыстной культурной помощи» народам2.
ВОКС являлся одним из каналов удовлетворения культурных запросов советских людей путем ознакомления их с достижениями прогрессивной культуры зарубежных стран. Поставленным целям служили такие формы его работы, как обмен текущей культурной информацией, книгообмен, организация выставок в зарубежных странах, которые пропагандировали советскую действительность и культуру, обмен делегациями писателей, ученых, артистов и др. деятелей науки, литературы и искусства. Руководство зарубежной работой ВОКС осуществлялось через посольства, в ряде стран работали специальные представители этой организации.
Деятельностью Общества культурной связи еще в 20—30-е гг. были заложены прочные основы культурного обмена между СССР и странами Латинской Америки. Благодаря БОКС латиноамериканская общественность получила широкую возможность ознакомления с жизнью Советского Союза, с огромными по своему значению культурными преобразованиями в нашей стране.
Именно в период, предшествовавший войне, ВОКС внес существенный вклад в дело культурного сближения советского и латиноамериканских народов, что в значительной степени способствовало росту их взаимного интереса и взаимопонимания и создало базу для широкого антифашистского сотрудничества в годы Великой Отечественной войны.
* * *
В условиях начавшейся войны характер деятельности ВОКС естественно изменился и не ограничивался решением своих специфических задач по пропаганде культурных и научных достижений нашей страны. Общество всеми имеющимися в его распоряжении средствами стремилось донести до широких народных масс правду о справедливом характере Великой Отечественной войны, показать мужественную борьбу советского народа и его Красной Армии, ее жизненно важное значение для судеб всего человечества, способствуя тем самым активизации международной антифашистской солидарности и развертыванию движения в поддержку Советского Союза.
Решение этих задач в Латинской Америке было далеко не простым делом, потому что там, наряду с искренними друзьями СССР, имелось немало профашистски настроенных элементов, убежденных противников социализма, которые вели систематическую антисоветскую пропаганду. Реакционная пресса изощрялась в рассуждениях о «недемократичное™» советского строя, повторяла гитлеровские измышления о «советском империализме», выступала под демагогическим лозунгом «ни фашизма, ни коммунизма». Так, спекулируя на антикоммунизме, фашистская агентура в лице мексиканских синархистов распространяла клеветнические измышления о сущности антигитлеровской коалиции и военном союзе между СССР и Соединенными Штатами Америки.
Значение работы ВОКС в Латинской Америке в этих условиях во многом определялось тем обстоятельством, что до нормализации дипломатических отношений с Кубой и Мексикой в 1942 г. оно являлось практически единственным каналом для поддержания существовавших ранее в довоенный период и для установления новых контактов с мексиканскими, кубинскими, а через их посредство и другими друзьями СССР.
Такие контакты в 1941—1942 гг. осуществлялись через уполномоченного ВОКС в США, а с 1943 г. прибывшие в Мехико и Гавану его представители А. Глебский и Н. Чагодаева стали непосредственно заниматься реализацией планов Общества в этих странах и способствовать налаживанию связей в рамках всего континента.
Ввиду отсутствия советских представителей в первые 2 года войны ВОКС был лишен возможности проводить какие-либо крупные мероприятия, такие как
показ больших выставок, организацию кинопросмотров и пр. Работа в изменившихся военных условиях шла в основном по линии Обществ друзей СССР и других дружественных организаций и состояла в обмене различного рода информационным материалом — фотографиями, статьями, литературой, а также посылке пропагандистского материала в латиноамериканскую прессу. Кроме того, учитывая определенные контакты и возможности представителя ВОКС в США, предпринимались попытки направить через него короткометражные фильмы в Общества друзей СССР в странах континента3.
С кем именно устанавливались контакты ВОКС? Прежде всего, с прогрессивными общественными и творческими организациями и объединениями.
Наиболее благоприятные возможности в этом смысле, учитывая наличие давних связей в предвоенный период, у ВОКС были в Мексике. Из отчета о его работе от 4 октября 1941 г. видно, что уже в это время он поддерживал связи с такими мексиканскими организациями, как Общество друзей Советского Союза в столице и его отделение в г. Тампико, Объединение мексиканских художни-ков-графиков, театр «Бельдс Артос», Общество испанской культуры «Хунта де культура эспаньола», объединявшее испанских эмигрантов, и др.4.
Были установлены контакты с журналами, «проявлявшими интерес в жизни СССР»: литературными — «Эспанья перегрина», «Романсе»; архитектурным — «Архитектура»; педагогическими — «Ревиста де эдукасион», «Маэстро рурадь», «Эдукасион фисика»5.
Наряду с общественными и творческими организациями, периодическими изданиями ВОКС имел связи со своими корреспондентами — деятелями мексиканской культуры. В 1941 г. в их число входили такие мастера, как Р. Монтене-гро — художник, директор музея народного искусства, сотрудничавший с
С.М. Эйзенштейном, дирижеры К. Чавес и X. Васкес, журналисты Н. Бассольс и Р. Педруэса, писатель X. Мансисидор6. Все они являлись давними и искренними друзьями Советского Союза.
Значительную группу корреспондентов ВОКС в Мексике в 1941 г. представляли немецкие писатели, бывшие эмигрантами-антифашистами — Анна Зегерс, Людвиг Рейн, Маргарита Нельмам, испанский писатель Хосе дель Рио, немецкий архитектор Ганнес Мейер. Роль этих и других корреспондентов ВОКС в Мексике, особенно до восстановления дипломатических отношений, была весьма значительной. Через них, так же как и через некоторые общественные организации, осуществлялся обмен информацией.
Из справки о работе ВОКС за 1941 — начало 1942 г. видно, что несмотря на сложности контакты поддерживались с многочисленными организациями разных стран континента. Гаванский университет, например, систематически пополнял свою библиотеку советской литературой, которую посылал ему ВОКС. Была установлена связь с кубинскими периодическими изданиями: газетой «Нотисиас де ой», которая регулярно помещала материалы об СССР, литературными журналами «Ультра», «Орте», «Ревиста биместре Кубана», библиографическим журналом «Сервантес», юридическим «Ревиста дель колехио де абогадос де ла Авана», общественно-популярным «Каргелес» Из отдельных лиц наиболее активные связи с ВОКС поддерживали известный кубинский писатель Хосе Мансисидор и поэт Н. Луна7.
В Чили наиболее тесные контакты ВОКС имел с Обществом друзей Советского Союза, которое устраивало лекции и доклады о социалистическом строительстве в СССР, организовывало фотовыставки, передвижные стенгазеты, пользуясь исключительно материалами, посылаемыми ВОКС. Из органов печати следует выделить искусствоведческий журнал «Арго», популярный медицинский журнал «Аксион сосиаль». Наиболее часто советские статьи по архитектуре и строительству помещал архитектурный журнал «Урбанизма и архитектура», а также литературный «Мультитуд», печатавший интересные материалы об СССР. Из отдельных лиц наибольшей активностью отличался Андреас Эскобар, посетивший СССР в 1941 г. и рекомендовавший ряд лиц и общественных организаций для расширения культурных связей8.
Несмотря на сложные условия в Аргентине, в 1941 — начале 1942 г. ВОКС поддерживал контакты с Национальным музеем изящных искусств, в частности, по просьбе музея в его адрес была выслана небольшая выставка детской книги и рисунки, которая, судя по полученным сообщениям, пользовалась большим успехом у посетителей. Кроме того, поддерживалась связь с библиотекой национального университета в г. Росарио, отдельными общественными деятелями страны и рядом печатных органов, среди которых были «Ориентасион» — еженедельная газета, систематически помещавшая публикации о Советском Союзе, экономический журнал «Аргументос» и театральный журнал «Кондукта»9.
В Уругвае сотрудничество в это время осуществлялось с Обществом культурной связи с СССР, которое кроме проведения различных мероприятий занималось изданием книг русских и советских писателей —Л. Толстого, К. Федина, Н. Островского и др.10.
В Колумбии активную переписку с ВОКС поддерживал профессор-геолог Ройо-и-Гомес, публиковавший статьи о советской науке в журнале «Сиенсия», и профессор-ботаник К. Гомес, а Национальный симфонический оркестр запросил, например, произведения советских композиторов для организации музыкальных концертов. В сообщениях из Колумбии, полученных в середине 1941 г., говорилось о намерении ряда общественных деятелей страны основать Общество друзей СССР. Но, судя по имеющимся в нашем распоряжении документам, сразу это желание осуществить не удалось, хотя в Колумбии имелся «ряд горячих друзей нашей страны из числа видных представителей интеллигенции, и позиция правительства по отношению к Советскому Союзу была благоприятная»11. Колумбия в это время оставалась единственной страной континента, формально имевшей дипломатические отношения с СССР12.
В Эквадоре интересовались жизнью Советского Союза ряд отдельных лиц и Национальная библиотека в г. Куэнка13.
В Перу контакты с ВОКС поддерживали профсоюзная газета «Воланте» и газета «Демокрасия и травахо»14.
Среди небольших государств Центральной Америки наиболее демократическим режимом отличалась Коста-Рика, где в начале 1942 г. произошел ряд массовых антифашистских демонстраций и имелись реальные возможности для поддержания постоянных контактов с дружественно настроенным по отношению к СССР журналистом Г. Монхе, издававшим литературный журнал, распространяемый на всем континенте, а также писателем-антифашистом В. Саэнсом15.
В документах ВОКС за 1941—1942 гг. отмечалось также, что он имел возможность поддерживать связи с некоторыми лицами и органами прессы Гаити, сочувственно отозвавшимися на проведение в Порт-о-Пренсе фестиваля в пользу Советского Красного Креста. Эта связь имела известный смысл, так как позиция Гаити — единственной в Америке юридически самостоятельной негритянской страны — могла оказать влияние на общественное мнение негритянского населения других стран, тем более что там развернулось, несмотря на противодействие проамериканской диктатуры, движение солидарности с героической борьбой советского народа против фашизма16.
Внутриполитическая обстановка в Эквадоре, Венесуэле, Боливии отличалась тем, что у власти находились наиболее реакционные режимы на континенте. Но несмотря на полную зависимость от США правительства этих стран вынуждены были в известной мере допускать проявление солидарности с Советским Союзом, что позволяло ВОКС планировать некоторое расширение связей с этими странами в 1942 г.17.
Основными средствами передачи текущей информации в страны Латинской Америки в этот период для ВОКС являлся телеграф и радио, а разнообразный наглядный материал, литература, кинофильмы, как правило, доставлялись почтой на пароходе18.
Материалы ВОКС, имеющиеся в нашем распоряжении, не дают возможности более полно охарактеризовать содержание его контактов со странами континента в 1941—1942 гг., вместе с тем важно отметить, что эти контакты, о чем свидетельствуют вышеприведенные документы, имели место, и сам факт их существо-
вания приобретает особую ценность, так как они устанавливались и набирали силу в период отсутствия дипломатических отношений.
* * *
Значительное расширение связей ВОКС с общественностью Латинской Америки относится к 1942 г., когда обмен литературой, материалами по искусству и культуре приобрел двусторонний характер.
Для развертывания антифашисткой работы ВОКС и других советских общественных организаций большое значение имела информация о положении в странах континента, о настроениях интеллигенции и трудовых масс, об уровне их общественно-политической активности, об отношении к войне, которую вела фашистская Германия, и к Советскому Союзу.
Ценные сведения на этот счет содержит переписка с корреспондентами ВОКС за 1942 г., из которой видно, что он явился в определенном смысле переломным в развитии антифашистского движения в странах Латинской Америке, и прежде всего в Мексике.
В январе 1942 г. испанский писатель профессор Хосе дель Рио, например, писал из Веракруса, что материалов об антифашистской борьбе там очень мало, а политический уровень масс, «не подготовленных для того, чтобы смотреть вперед, очень низок»19. В письме М. Мендеса из Мехико от 16 января того же года подчеркивалось, что среди мексиканской интеллигенции число людей, желающих победы Советскому Союзу, «составляет большинство». Отметил М. Мендес и тех, которые «открыто не называют себя друзьями СССР, но смотрят на СССР без подозрения и будут с радостью приветствовать его победу»20.
В корреспонденции Л. Рейна, антифашиста, активного члена общества «Свободная Германия», также подтверждается распространение в Мексике «глубоких симпатий к Советскому Союзу»21.
Все это свидетельствовало о том, что в первый, наиболее сложный период Великой Отечественной войны ВОКС, с одной стороны, знакомил советских людей с настроениями мексиканской общественности, а с другой — готовил почву для установления более широких контактов.
Для того, чтобы в полной мере представить себе масштабы деятельности ВОКС в Латинской Америке, важно проследить содержание планов его работы, увидеть их главное направление на разных этапах сотрудничества, которое определялось характером борьбы советского народа на фронтах Великой Отечественной войны.
Планом работы ВОКС в Мексике, в частности, было намечено:
— выяснить вопрос о возможности издания Обществом друзей СССР в Мехико своего печатного органа с обеспечением его материалами по телеграфу или же о публикации этих материалов в мексиканской прессе, например, в газете «Популар»;
— установить связь с Обществом друзей в Морелии, со Студенческой федерацией Мичоакана, с Женским союзом в Дурангос журналами «Сиенсия» и «Фрайес Дейчланд»;
— установить связь с 98 отдельными общественными и культурными деятелями, обратив внимание на расширение контактов с лицами мексиканского происхождения;
— послать выставки «25 лет СССР», «Герои Отечественной войны», «Дети — жертвы гитлеризма», «Сталинские лауреаты 1941 г.» обществам друзей в Мехико и Морелии; «Разрушения памятников культуры гитлеровцами» — Хунте испанской культуры; «Антифашистская карикатура» и «Советское искусство» — Объединению народной графики;
— посылать ежемесячно фотоподборки Обществам друзей в Мехико и Морелии, газете «Насиональ» и журналу «Футуро»; 100 названий плакатов Обществу друзей в Мехико и Объединению народной графики;
— снабжать систематически материалами по специальности 167 корреспондентов ВОКС, в первую очередь тех, которые наиболее эффективно используют советские
материалы, — журнал «Футуро», театр «Бельяс Артос», дирижеров К. Чавеса и X. Васкеса, писателя Л. Репка, журналистов Н. Бассольса и Р. Педруэсу и др.;
— организовать систематическое получение через корреспондента ВОКС X. дель Рио всех новинок мексиканской научной и художественной литературы;
— подготовить материалы, характеризующие программу и политику мексиканского правительства в области просвещения22.
Как видим, план работы ВОКС свидетельствовал о налаживании систематического обмена, предполагающего использование различных форм культурного сотрудничества, осуществление которого предусматривалось не только в Мехико — столице страны, но в целом ряде штатов.
Аналогичными по форме и содержанию были планы работы ВОКС и в других странах континента, отличаясь лишь спецификой связей и их масштабами, обусловленными различной политической ситуацией и отношением правительств к такому сотрудничеству.
Учитывая благожелательное расположение правительства Кубы к установлению дипломатических отношений с СССР, ВОКС планировал выяснить возможность организации там Общества культурной связи с СССР с привлечением в него передовой интеллигенции страны. Акцент делался именно на среду интеллигенции, так как более широкий круг друзей СССР уже был организационно объединен в Комитет помощи СССР. План предусматривал выяснение возможности издания буклетов ВОКС, а также предполагалось расширение до тех пор ограниченных связей на Кубе, вдвое увеличить число наших корреспондентов и установить путем переписки связи с Театром молодежи, Домом культуры, различными женскими организациями и отдельными деятелями культуры.
Несмотря на сложности доставки, ВОКС предполагал послать Комитету помощи СССР выставки «25 лет СССР», «Герои Отечественной войны», «Разрушения памятников культуры гитлеровцами», «Окна ТАСС»; Гаванскому университету — выставку «Советское искусство», а также подборку фотографий газете «Нотисиас де ой» и журналу «Картелес»23.
Основные трудности работы ВОКС в Чили заключались в том, что заигрывание чилийского правительства с Германией приводило к попустительству фашистской пропаганде в стране и к недопущению распространения материалов, которые могли «оскорбить» державы «оси». Дело осложнялось также слабостью Общества друзей СССР, не имевшего в течение длительного времени связи с ВОКС.
Но несмотря на это, движение солидарности с СССР было настолько значительно, что даже заставляло правительство Чили заявлять о готовности обсудить вопрос об установлении дипломатических отношений с СССР. В стране нарастала активная кампания за разрыв с державами «оси» и признание нашей страны, в которой участвовали многие видные представители чилийской интеллигенции. Все это свидетельствовало о смягчении общественно-политической ситуации и росте возможностей в плане активизации деятельности ВОКС в этой южноамериканской стране. В этой связи предполагалось выяснить возможности издания там буклетов ВОКС, публикации советских материалов в журнале «Кэ уво», в частности, ежемесячной хроники, установления связи с женскими организациями, с Ассоциацией друзей Испанской Республики, журналом «Атенеа» и отдельными деятелями культуры — корреспондентами ВОКС.
В Колумбии имелась возможность установления контактов и направления периодических материалов журналу «Ревиста де лас Индиас» и редакции газеты «Аора», а также отдельным корреспондентам24.
Ни в одной другой стране Латинской Америки поворот в политике по отношению к СССР за годы войны не был столь глубоким, как в Уругвае.
После разрыва в 1935 г. дипломатических отношений с СССР Уругвай был инициатором и проводником антисоветских кампаний в Латинской Америке, а иногда и на международной арене в рамках Лиги Наций. В годы войны правительство Уругвая вынуждено было занять совершенно иную позицию, которая выразилась прежде всего в «официальной декларации правительства о предоставлении СССР прав невоюющей страны», а также в неоднократных публичных
заявлениях президента и министра иностранных дел страны о «благожелательном их отношении к восстановлению дипломатических отношений с СССР»25.
Основным каналом работы ВОКС в Уругвае предполагалось Антифашистское движение помощи СССР и другим борющимся народам — организация, в которую влилось Общество друзей СССР, стремившееся придать работе этой организации демократический характер и расширить кампанию помощи СССР. Кроме того, имелась возможность для установления контактов с газетами «Диарио полупар» и «Диа» и рядом общественных организаций26.
Условия работы в Аргентине для ВОКС всегда были тяжелыми, а во второй половине 1942 г. еще больше ухудшились, так как правительство страны все дальше и дальше шло по пути усиления внутриполитической реакции и профашистской внешнеполитической ориентации. Правительство не чинило каких бы то ни было препятствий итало-германской пропаганде и подвергало полицейским преследованиям всякую антифашистскую пропаганду — не только коммунистическую, но и католическую, о чем красноречиво свидетельствуют, например, запрещение антифашистских митингов и собраний, неоднократное временное закрытие газет «Opa» и «Ориентасион», налет на издательство «Христианский орден» и сожжение антифашистской католической литературы по прямому требованию германского посольства и др.
Возмущение аргентинского народа подобной политикой непрерывно росло, охватывая все более широкие слои населения. Целый ряд видных деятелей культуры, парламентариев, профсоюзных лидеров, руководящих членов социалистической партии, партии радикалов и др. открыто выступали за разрыв с Германией и Италией, за установление дипломатических отношений с СССР. Среди них были общественные деятели, которые в начале советско-германской войны неблагожелательно отзывались о Советском Союзе. Опасаясь открытого выступления народа, правительство было вынуждено отменить свое распоряжение о высылке 38 руководителей кампании по сбору средств в Фонд помощи СССР. Эта кампания, несмотря на все преследования, продолжалась, и ее размах не имел себе равных в Латинской Америке. Здесь уместно еще раз отметить, что в Аргентине находилась крупнейшая на континенте славянская колония, которая в большинстве своем симпатизировала СССР и вносила свой вклад в развитие солидарности с нашей страной.
Несмотря на то, что положение в Аргентине оставалось довольно сложным и неустойчивым, ВОКС тем не менее предусматривал в 1942 г. установить контакты и наладить обмен материалами культурного характера с журналом «Носотрос», Антифашистским союзом молодежи, славянскими антифашистскими организациями, а также более чем со 100 отдельными корреспондентами27.
В том же году ВОКС подготовил почву для сотрудничества с журналами — перуанским «Меркурио Перуано», эквадорским «Америка», венесуэльским «Ку-адернос литерариос», а также боливийским писателем Л.Т. Рамалио и целым рядом корреспондентов этих стран28.
В целом в Латинскую Америку в 1942 г. ВОКС предусматривал послать более 700 писем советских деятелей культуры представителям латиноамериканской интеллигенции; выставки, отражающие героику борьбы советского народа, а также преступления гитлеровцев на оккупированной территории; фотогазеты, публицистические материалы 457 корреспондентам различных стран континента29.
Как можно видеть, план деятельности ВОКС был ориентирован, во-первых, на всемерное развитие контактов с латиноамериканскими прогрессивными общественными организациями, творческими объединениями, учреждениями и отдельными лицами, и во-вторых, на активизацию антифашистской работы и движения солидарности в странах континента с Советским Союзом.
Свои возможности ВОКС стремился использовать для того, чтобы привлечь внимание латиноамериканцев к зверствам фашистов, жертвами которых становились женщины, старики и дети, показать варварское отношение фашистов к памятникам культуры, литературы и искусства. Вместе с тем материалы, предназначенные для стран Латинской Америки, были призваны раскрыть героизм и
мужество советских солдат на фронте и упорный труд народов страны в тылу, их непреклонную решимость встать на защиту своего Отечества.
Ознакомление народов Латинской Америки с перечисленными материалами, отражающими реальную действительность советских людей, способствовало осознанию ими опасности распространения фашизма и значения борьбы СССР для защиты мировой цивилизации.
Свои материалы ВОКС готовил для конкретных латиноамериканских организаций, учитывая специфику каждой из них, но ни в коей мере не предполагал, как это пыталась изобразить реакционная пресса, вмешиваться во внутренние дела и общественно-политическую борьбу стран континента. Этой же линии ВОКС придерживался и во всей своей последующей деятельности после нормализации отношений с целым рядом стран данного региона.
В 1943—1944 гг. у ВОКС были более благоприятные условия для укрепления и расширения контактов в Латинской Америке. Как уже отмечалось, с середины 1943 г. приступили к исполнению своих обязанностей его представители на Кубе и в Мексике, тем более, что установление отношений с этими странами, а также с Уругваем и Колумбией, обмен посольствами облегчали обмен информацией и материалами культурного характера.
Несомненное значение имело создание в 1943 г. в Мехико корреспондентского пункта ТАСС — первого в Латинской Америке30
В новых условиях ВОКС получил возможность перспективного планирования своей работы. Это подтверждает имеющийся в нашем распоряжении план его работы на 1943 г. в Мексике, из которого видно, что к этому периоду появились возможности расширения фронта работы и использования новых форм за счет проведения публичных мероприятий, организации докладов, постановки новых пьес советских авторов на мексиканской сцене, исполнения произведений советских композиторов, организации выставок плакатов, фоторепродукций, графики, художественной промышленности и народного творчества и др.
Для более полной реализации намеченною предусматривалось направить в Мексику библиотеку художественной и другой литературы в количестве 800—1000 томов, 200 работ советских художников, 120 номеров «Окон ТАСС», фотоподборки, фотохронику, комплекты брошюр на испанском языке, ноты и др. материалы31.
Значительно был увеличен объем отправки статей о советской культуре и литературе — о А.М. Горьком, В.В. Маяковском, М.А. Шолохове, И.Г. Эренбурге, Д.Б. Кабалевском, о музыкальной культуре союзных республик и др.32.
В более широком масштабе планировалось проведение работы по обеспечению мексиканских периодических изданий и организаций информационным материалом о войне, о работе тружеников тыла, представителей многонациональной семьи народов СССР, о восстановлении освобожденных районов и др. Так, в первом квартале 1943 г. было намечено послать Обществу друзей СССР, Комитету помощи России в войне, журналу «Футуро» статьи «Сбор средств на строительство танков и самолетов», «Советские профсоюзы», «Советская гвардия»33; во втором квартале — статьи «Кавказ в войне», «Герои Советского Союза», «Полевая почта», «Работа советского Севера», «Представители национальных меньшинств», «Свобода религии в СССР»; в третьем квартале — статьи «Эвакуированные школы», «Детские дома сирот»; в четвертом квартале — статьи «Профессии в СССР», «Студенческая группа» и др.34.
Из переписки ВОКС с его уполномоченным в Мексике, несмотря на немногочисленные данные, тем не менее видно, что за период с июня по ноябрь 1943 г. было отправлено 78 наименований книг и 22 наименования материалов культурного, художественного и научного плана35.
Особую ценность для нас представляют свидетельства об использовании полученных от ВОКС материалов. Так, уполномоченный ВОКС в Мексике А. Глеб-ский 27 ноября 1943 г. сообщал, что выставка «Разрушения памятников культуры гитлеровцами» передана председателю мексиканского архитектурного общества Обрегону Сантасилия для показа а залах крупнейшего театра Мехико «Белвдс Артос», диафильмы о Ленинграде и Сталинграде — в Министерстве обороны, где
они демонстрировались для военной аудитории, брошюры — культурным и общественным организациям, библиотекам, институтам и школам36.
Журнал «Футуро» в марте 1943 г. информировал о получении из СССР докладов и выступлений на XVTII съезде ВКП(б), изданных на испанском языке под общим заголовком «Страна социализма сегодня и завтра», доклада М.И. Калинина «Отечественная война советского народа против немецких захватчиков», журнала «Интернациональная литература», произведений A.C. Пушкина37.
Публикации, книги, кинофильмы, выставки, поступившие через ВОКС в Мексику, пользовались там большой популярностью.
Как свидетельствуют очевидцы, любое количество книг, брошюр, статей, почтовых марок, словарей, фотографий быстро могло быть распространено среди мексиканцев. Сотрудники посольства в Мексике в письме от 27 ноября 1943 г. отмечали: «В Мексике имеются прогрессивные элементы среди профессоров, педагогов, которые поражены героизмом нашего народа и хотят знать, как воспитывается наше юное поколение, которое так хорошо выполняет свой долг38. А журнал «Футуро», например, так характеризовал отношение мексиканцев к СССР: «Победы Красной Армии, ее героическое сопротивление в Севастополе, Сталинграде и на каждом клочке земли вызвали такое восхищение мексиканского народа, которое даже самые реакционные журналисты не могут скрыть»39.
Работа, проделанная ВОКС в Мексике, способствовала проявлению интереса не только мексиканской общественности, но и правительственных кругов к опыту решения в Советском Союзе таких проблем, как ликвидация неграмотности, введение всеобщего обучения и т. п. Известно, например, что министр просвещения Мексики Торрес Боде высказал пожелание, чтобы были присланы материалы о школьном образовании в СССР, о практике подготовки учителей и повышении их квалификации, о создании письменности у малых народов, а также методические пособия по борьбе с неграмотностью, программы начальной школы, учебные планы и т. д.40. В то же время в Советский Союз были отправлены материалы по медицине и другим отраслям.
По каналам ВОКС из Мексики поступили некоторые произведения изобразительного искусства. Так, 27 июля 1943 г. ВОКС в письме своему уполномоченному отмечал, что советская секция художников и скульпторов ВОКС организовала выставку мексиканского плакатного искусства. Наибольшее внимание московских художников привлекли работы X. Прьето и Ч. Марало, в произведениях которых умело использованы мотивы народного творчества. Члены секции выразили желание познакомиться с современным искусством Мексики, просили передать просьбу мексиканским художникам присылать в Москву больше образцов своих работ41.
Немалое место в своей деятельности ВОКС уделял расширению контактов с Кубой, хотя по своим масштабам эти связи были значительно меньшими, чем с Мексикой. Вместе с тем план его работы на 1943 г. предусматривал направление библиотеки художественной и научной литературы в количестве 100 томов для Общества культурной связи с СССР, около 800 томов различной литературы Гаванскому университету, подготовку условий для публикации материалов культурного характера в журналах «Картелес» и «Ультра», расширение индивидуальных связей и связей между советскими и кубинскими научными учреждениями и др.42.
План 1943 г., по свидетельству документов, был успешно выполнен43.
Заслуживает внимания и тот факт', что на прилавках книжных магазинов Гаваны появилась в продаже «Музыкальная энциклопедия» на испанском языке, вышедшая в издательстве «Атланте» в Мехико в 1943 г. и содержащая материалы о П.И. Чайковском, Н.А. Римском-Корсакове, Д.Д. Шостаковиче и др. Выход в свет этой энциклопедии стал возможен в результате сотрудничества ВОКС с мексиканскими композиторами, дирижерами, музыковедами44.
16 октября 1943 г. в отеле «Насиональ» была открыта выставка, организованная кубино-американским фондом помощи союзникам под названием «Вербена пор ла виктория», на которой были размещены экспозиции 20 стран, в том числе и экспозиция Советского Союза45. В павильоне СССР была организована выставка
о Красной Армии, о жизни ленинградцев, продавались открытки фотографий
советской скульптуры, советские флажки. Больше 6000 посетивших выставку-ярмарку прошло через павильон СССР. Всего фондом в этот раз было собрано около 67 ООО долларов. Как сообщил председатель фонда, значительная часть этой суммы планировалась для передачи в дар Советскому Союзу46.
Аналогичное сотрудничество ВОКС осуществляли с другими странами региона. Необходимо подчеркнуть, что главным содержанием его было увеличение числа стран, общественных организаций, желающих сотрудничать, стремление познакомить различные слои латиноамериканского общества с культурными ценностями Советской страны, использовать эту работу для пропаганды успехов Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны и неминуемого поражения фашистской Германии и ее сателлитов.
* * *
Деятельность ВОКС в 1944—1945 гг. характеризовалась дальнейшей активизацией уже имевшихся контактов с общественностью континента, а также увеличение их числа за счет тех стран, которые к этому времени нормализовали свои дипломатические и культурные отношения с Советским Союзом, что, естественно, облегчило работу советской интеллигенции и придало ей планомерный и организованный характер.
Значительное внимание уделялось культурному сотрудничеству в этот период с Коста-Рикой через посредство Мексики. Эти контакты осуществлялись с Обществом друзей России, активно действовавшей в этой стране. Именно в его адрес в мае 1944 г. было направлено более 30 наименований различных художественных и пропагандистских материалов и книг. В июне того года дополнительно были отправлены выставки «26 лет СССР», альбом «Третий год войны», фотоподборка «Франти тыл» и «Репин»47.
В странах Центральной Америки и Карибского бассейна в этот период поддерживались контакты с общественностью Гаити. О том, что ВОКС направлял свои материалы в страны этого региона, свидетельствует письмо уполномоченного на Кубе руководству ВОКС, в котором он обращает внимание на необходимость посылки материалов для Гаити через Кубу, а для Центральной Америки — через Мексику48.
Это также говорит о том, что общественность Мексики и Кубы не только сама осуществляла культурные связи с советскими людьми, но и принимала непосредственное участие в распространении материалов из СССР в страны Центральной Америки и Карибского бассейна. Именно через Мексику и Кубу шел основной поток выставок, информационных материалов, книг, кинофильмов, предназначенных и для Южной Америки.
С середины 1944 г. культурное сотрудничество между ВОКС и творческой общественностью Латинской Америки стало приобретать новые формы и содержание, это был своего рода новый качественный этап, связанный с возникновением в целом ряде латиноамериканских стран Институтов культурного обмена с Советским Союзом, имевших официальный статус и более широкие возможности для осуществления разносторонних связей в послевоенный период.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Устав Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. — ГА РФ, ф. 5283 (ВОКС), оп. 1, ед. хр. 1, л. 1; см. также: Иоффе А.И. Интернациональные, научные и культурные связи Советского Союза. 1928—1932. — М., 1969.
2 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 120.
3 ГА РФ, ф. 5283 (ВОКС), оп. 14, ед. хр. 78, л. 3-4.
4 Там же, л. 1. В том же отчете указывается, что всего в этот период ВОКС имел контакты с 33 различными по своему характеру общественными организациями и 23 печатными органами 11 стран Латинской Америки (см.: там же, л. 1—4).
5 Там же, ед. хр. 79, л. 1.
6 Там же, ед. хр. 204, л. 52; ед. хр. 78, л. 1.
Там же, ед. хр. 78, л. 2.
8 Там же, л. 2—3.
9 Там же, л. 2.
10 Там же, л. 3.
11 Там же, л. 3, 11, 11об.
17
Дипломатические отношения были установлены 25 июня 1935 г., но обострение в конце 30-х гг. международной обстановки и начало второй мировой войны отсрочили этот процесс. Обмен послами состоялся лишь в 1943 г. Примечательно, что в период войны президентом страны вновь был избран AJI. Пумарехо, занимавший этот пост в момент установления отношений в 1935 г.
13 ГА РФ, ф. 5283 (ВОКС), оп. 14, ед. хр. 78, л. 3.
14 Там же.
15 Там же, л. 12.
16 Там же.
17 Там же.
18 Периодические издания, выставки, фильмы, книги, брошюры и пр. направлялись в Латинскую Америку через Мексику и Кубу пароходом из Владивостока (до восстановления отношений с этими странами — через посольство СССР в США, а позднее — через советские посольства на Кубе, в Мексике, Колумбии).
19 ГА РФ, ф. 5283 (ВОКС), orí. 14, ед. хр. 143, л. 2-3.
20 Там же, л. 3.
21 Там же, л. 2.
22 Там же, оп. 1, ед. хр. 78, л. 8.
23 Там же, л. 8об, 9.
24 Там же, л. 11об.
25 Там же, л. Юоб.
26 Там же, л. 11об.
27 Там же, л. 9об, Юоб.
28 Там же, л. 11об, 12.
29 Там же, л. 12.
30 См.: Волков А.В. В годы военные: Советский Союз — Латинская Америка в годы второй мировой войны. К 30-летию Победы. — М., 1975. С. 89.
Корреспондентский пункт возглавил Ю. Дашкевич — известный советский латиноаме-риканист, с которым автор данной статьи имел целый ряд встреч.
31 ГА РФ, ф. 5283 (ВОКС), оп. 14, ед. хр. 78, л. 13.
32 Там же, ед. хр. 79, л. 14—16.
33 Там же, ед. хр. 78, л. 14.
34 Там же, ед. хр. 79, л. 14, 15.
35 Там же, ед. хр. 204, л. 1—4, 7—12, 23, 24, 52.
36 Там же, л. 57, 59.
37 См. : Futuro, marzo de 1943, N° 85, р. 44; № 86, 87 de 1943.
38 ГА РФ, ф. 5283 (ВОКС), оп. 14, ед. хр. 204, л. 57-59.
39 См.: Futuro, dic. de 1943, № 92, р. 26.
40 ГА РФ, ф. 5283 (ВОКС), оп. 14, ед. хр. 143, л. 48.
Просьба Беде была выполнена (см.: там же, ед. хр. 330, л. 9, 9об, 10—12).
41 Там же, ед. хр. 143, л. 15.
42 Там же, ед. хр. 78, л. 13, 13об.
43 Там же, ед. хр. 204, л. 13, 15—19.
44 Там же, л. 29.
45 Там же, л. 39.
46 Там же, л. 39—41.
47 Там же, ед. хр. 244/1, л. 52/2, 61, 68.
48 Там же, л. 15.
В Панаме издавалась газета «Друг России», которая публиковала материалы ВОКС (см.: там же, ед. хр. 244/2, л. 155.
THE USSR PUBLIC ORGANIZATIONS AND THE LATIN AMERICA STATES’ INTERNATIONAL CULTURAL COOPERATION
V.M. SAVIN
Russian History Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia
This new form of cultural cooperation based on antifascist background was then the period of the W.W. II the USSR international cultural antifascist cooperation was the objective necessity, and participation of research and creative circles in this sort of cooperation extended the possibilities of it considerably.
National Society of Cultural Connections with Foreign Countries was one of t (Soviet people’s cultural requirements to be satisfied by means of introduction into the achievements of progressive culture of foreign states.
Management of NSCC’ foreign activity was realized through the Embassies. The special representatives of this organization worked in many countries, they promoted the contacts with writers, scientists, composers, etc., who were adherents of national culture of Latin America.
This new form of cultural cooperation based on antifascist backround was the public diplomacy which allowed to broaden connections and to solve the problems.
Diverse experience of contacts with peoples of Mexico, Cuba, Uruguay, Argentina during the W. W. II became the basis for cooperation extension in peacetime; there appeared new chances for development of public diplomacy.