УДК 343.9:316
И.И. ФРОЛОВА,
кандидат социологических наук, доцент
Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)
КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА
В статье представлены результаты экспертного опроса методом анкетирования среди руководителей предприятий и предпринимателей г. Набережные Челны. Представленные результаты конкретизируют проблемы и формы коррупции в различных органах власти города. По результатам представлены направления антикоррупционной работы.
Ключевые слова: коррупция в органах власти; формы коррупции в органах власти; коррупционные действия.
В современной экономической и общественно-политической ситуации в России развитие и активное распространение коррупции оказывает негативное влияние на авторитет органов государственной и муниципальной власти, затрудняет экономическое развитие страны и снижает эффективность государственного управления.
В идеальной модели государственного управления власть должна действовать в интересах всех групп и слоев общества и быть нейтральной по отношению ко всем участникам общественных отношений. Однако на практике стремление непосредственных носителей власти обладать материальными благами приводит к нарушению формальных норм поведения и создает основу для развития коррупции [1; 2].
Получение достоверных данных о коррупции или каких-либо фактах противоправного поведения чиновников является трудной задачей. В качестве результатов эмпирических исследований чаще используются косвенные свидетельства о коррупционных правонарушениях. В связи с этим взаимодействие всех органов власти и правоохранительных органов по профилактике коррупции должно стать основой для формирования антикоррупционной системы.
В период с января по апрель 2012 г. нами был проведен экспертный опрос методом анкетирования. В качестве экспертов были привлечены руководители предприятий различных организационно-правовых форм собственности, предприниматели г. Набережные Челны.
При обработке эмпирических данных применялись статистические методы, системный
анализ, использовались приемы ранжирования, типологизации, группировки.
В исследовании приняли участие 20 экспертов в возрасте от 22 до 60 лет, из них 65% - мужчины.
Большая часть респондентов (65%) имеют высшее образование, 25% - среднее профессиональное, 10% - ученую степень кандидата наук.
Среди опрошенных экспертов 85% попадали в коррупционные ситуации.
Результаты ответов на вопрос о проявлении коррупционной инициативы показали, что чаще всего (в 55% случаев) инициатива получения вознаграждения исходит от чиновников; 35% полагают, что инициаторами дачи взяток являются сами граждане, 10% участников опроса затруднились ответить.
Эксперты отмечают сложность при решении каких-либо вопросов в органах власти, в том числе муниципальных. Так, 60% респондентов отметили, что в случае попадания в коррупционную ситуацию им приходилось договариваться неформально. Остальные 40% искали возможность формального решения проблемы.
Предпринимателям в 55% случаев приходилось договариваться о решении проблемы с чиновниками за денежное вознаграждение, в 15% -за услугу, в 10% - за подарок. Единичные ответы указали на бесплатное посещение мероприятия, процедуры, исследования и т.д., предоставление льгот и скидок, а также отсутствие решения проблемы вообще.
Коррупция преобладает в различных органах власти, учреждениях, организациях. Всеми без исключения экспертами было обозначено
преобладание коррупции в налоговых органах и организациях, оказывающих услуги в сфере ЖКХ. Значительная доля коррумпированности отмечена также в строительных организациях (95%), органах противопожарного надзора (90%), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (80%), органах местного самоуправления (75%), а также в ГИБДД, Роспотребнадзоре, Санэпидемстанции (по 70%) и Ростехнадзоре (65%).
Более половины экспертов (60%) считают коррумпированным Набережночелнинский городской суд, 55% опрошенных указывают на коррупцию в органах внутренних дел (за исключением ГИБДД). Меньше всего, по мнению экспертов, коррупция отмечается в органах прокуратуры и в службе судебных приставов - 25% и 20% соответственно.
В ходе исследования были выявлены ситуации, при которых наиболее часто совершаются коррупционные правонарушения. Так, все респонденты считают, что коррупционная составляющая существует при согласовании разрешения на строительство, ремонте объектов недвижимости и дорог. Большинство опрошенных также обозначили такие ситуации возникновения кор -рупционных правонарушений при проверках пожарной инспекции, налоговых органов, Ростех-надзора, Санэпидемстанции, Роспотребнадзора; распределении государственных контрактов; оформлении документов различного назначения в государственных или муниципальных органах власти; регистрации права собственности на недвижимость.
Коррупция в органах власти может проявляться в различных формах. Все эксперты отметили, что чиновники пользуются льготами, скидками и т. д. от различных предприятий; активно содействуют, используя служебное положение, фирмам, в которых имеют долю прибыли (или фирма принадлежит родственнику). Подавляющее большинство респондентов считают, что чиновники принимают подарки (сотовые телефоны, фотоаппараты, компьютеры, планшеты и др.), имеют денежное вознаграждение за подпись (например, согласование на разрешение строительства) и проводят манипуляции с государственными заказами за откаты - 95%, 90% и 80% соответственно. 65% экспертов в качестве одной
из форм коррупционных действий выделяют покупку чиновником на государственные деньги дорогих товаров для личного пользования, 60% обращают внимание на то, что в программах поддержки бизнеса чаще участвуют люди, близкие к окружению чиновников.
Почти половина экспертов (45%) отметили наличие скрытой формы коррупции (например, благодарность родственника чиновника). Единичные ответы указывали на такие формы коррупции, как получение бесплатного лечения в коммерческих клиниках, предоставление бесплатной туристической путевки.
Сложившая ситуация обусловлена несколькими причинами. Так, с точки зрения большинства респондентов (95%), коррупция процветает из-за несовершенства законов, которые содержат двусмысленные нормы, провоцирующие коррупцию; 75% отмечают безнаказанность взяточничества и коррумпированность руководителей всех уровней управления; 70% экспертов обозначили причиной коррупции отсутствие механизма контроля над расходованием бюджетных средств, а также низкую заработную плату чиновников; 45% опрошенных указали на круговую поруку взяточников.
Результаты оценки экспертами степени регламентации действий чиновников показали, что деятельность чиновников регламентирована настолько, насколько это необходимо. Так, было отмечено, что в основном сотрудники действуют самостоятельно (40%); 35% участников исследования полагают, что действия чиновников регламентированы, но регламент ими не соблюдается; 25% отметили регламентацию действий чиновников с несоблюдением по временным параметрам.
Экспертами была проведена оценка эффективности антикоррупционных мер в г. Набережные Челны. 50% опрошенных оценили эффективность мер ниже среднего уровня, 40% отметили средний уровень эффективности принимаемых мер.
Среди рекомендаций по снижению коррупции экспертами были предложены следующие меры:
- ужесточение наказания за коррупцию и полный запрет на занятие деятельностью в государственных и муниципальных органах власти при возникновении факта коррупционного правонарушения (100%);
- усиление контроля за расходами чиновников, членов их семей и родственников (85%);
- деперсонализация взаимодействия чиновников с гражданами (электронное правительство и т.д.) - 80%;
- создание независимого от руководства муниципального образования органа по борьбе с коррупцией (70%).
Эксперты считают, что внедрение в органах власти системы ротации должностных лиц и повышение вознаграждения и социальных гарантий чиновникам являются недостаточно эффективными мерами в борьбе с коррупцией.
Экспертами была дана субъективная характеристика чиновников. Только 15% респондентов отметили, что чиновники работают строго по закону, 10% опрошенных считают чиновников порядочными и честными людьми. Остальные участники опроса считают, что чиновники хотят получать деньги не за выполнение своих обязанностей, а за то, что поставлена нужная подпись, и постоянно ищут способы дополнительного обогащения.
Последствия коррупционных правонарушений очень серьезные. Власть должна обратить внимание на то, что в условиях существующей коррупционной составляющей 25% предпринимателей могут закрыть свой бизнес в России, что повлечет за собой уменьшение поступления налогов. 20% респондентов могут уйти в оппозицию (участие в митингах, пикетах, активные коммуникации в социальных сетях), что повлечет за собой рост социальной напряженности. Необходимо отметить, что 40% опрошенных попытаются «встроиться» в эту систему (примут правила игры, будут давать взятки). Это можно объяснить тем, что проявление коррупции является исторически сложившимся явлением: подкуп административ-
ного лица являлся традицией, менялись формы взяточничества, но злоупотребление властью сохранялось.
Таким образом, результаты экспертного опроса конкретизируют проблемы коррупции в различных органах власти г. Набережные Челны и могут послужить основой для коррекции программ по преодолению коррупции. Необходимо в рамках антикоррупционных программ выделить отдельное направление по взаимодействию государственных и муниципальных органов власти с правоохранительными органами. Перспективным направлением антикоррупционной работы является разработка ведомственных или отраслевых программ по противодействию коррупции, поскольку специфика коррупционных преступлений различна. Кроме этого, предлагается постоянно проводить мониторинг результатов исследования в динамике и обсуждать результаты с органами муниципальной власти. Следует обеспечить широкое и открытое обсуждение в обществе и, в частности, в сети Интернет проблемы коррупции, результатов опросов. Проведение информационной кампании может осуществляться путем проведения круглых столов, прямых линий с представителями органов власти, пресс-конференций, публикации научных результатов исследований в СМИ и т.д.
Список литературы
1. Claudio Ferraz, Frederico Fina: Electoral Accountability and Corruption in Local Governments: Evidence from Audit Reports, 2007. - URL: http://www.econ.yale.edu/seminars/ develop/tdw07/finan-071112.pdf
2. Edgardo Buscaglia, Jan van Dijk: Controlling organized crime and Corruption in the public sector, 2003. - URL: http:// www.unodc.org/pdf/crime/forum/forum3_Art1.pdf
В редакцию материал поступил 26.10.12
Информация об авторе
Фролова Ирина Ивановна, кандидат социологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой интегрированных систем менеджмента, Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 423822, г. Набережные Челны, Набережночелнинский пр-т, 31, тел.: (8552) 58-92-75, 58-92-91 E-mail: [email protected]
I.I. FROLOVA,
PhD (Sociology), Associate Professor Naberezhniye Chelny branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan) CORRUPTION IN AUTHORITIES BODIES: RESULTS OF EXPERT POLL
The article presents the results of a questionnaire poll among the heads of enterprises and entrepreneurs of Naberezhniye Chelny city. The presented results specify the problems and forms of corruption in different authority bodies of Naberezhniye Chelny city. Directions of anti-corruption work are described according to the presented results.
Key words: corruption in different authority bodies; forms of corruption in different authority bodies; corruption activities.
References
1. Claudio Ferraz, Frederico Fina: Electoral Accountability and Corruption in Local Governments: Evidence from Audit Reports, 2007. available at: http://www.econ.yale.edu/seminars/develop/tdw07/finan-071112.pdf
2. Edgardo Buscaglia, Jan van Dijk: Controlling organized crime and Corruption in the public sector, 2003, available at: http:// www.unodc.org/pdf/crime/forum/forum3_Art1.pdf
Information about the author
Frolova Irina Pavlovna, PhD (Sociology), Associate Professor, Vice Head of the Chair of Integrated Management Systems, Naberezhniye Chelny branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
Address: 31 Naberezhnochelninskiy Prospect, 423822, Naberezhniye Chelny, tel.: (8552) 58-92-75, 58-92-91
E-mail: [email protected]