Научная статья на тему 'Коррупция в учреждениях высшего профессионального образования: результаты конкретного социологического исследования'

Коррупция в учреждениях высшего профессионального образования: результаты конкретного социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1227
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / ФОРМЫ КОРРУПЦИИ В ВУЗЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова И. И.

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов высших учебных заведений города Набережные Челны, по проблеме коррупции в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фролова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в учреждениях высшего профессионального образования: результаты конкретного социологического исследования»

УДК 343.35:378

И.И. ФРОЛОВА,

кандидат социологических наук, доцент

Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права

(г. Казань)

коррупция в учреждениях высшего профессионального образования: результаты конкретного социологического исследования

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов высших учебных заведений города Набережные Челны по проблеме коррупции в системе высшего образования.

Развитие коррупции в России на современном этапе достигло высокого уровня. Коррупция процветает в различных сферах жизни общества, в том числе и в образовании. Коррупционные действия в сфере образования нарушают принципы социальной справедливости и равенства всех участников образовательного процесса, негативно влияют на имидж образовательного учреждения, затрудняют научное развитие вуза и снижают эффективность управления.

Образование является одной из важных составляющих качества жизни человека. В связи с этим большая доля коррупционных действий наблюдается именно там.

Система высшего образования является теневым рынком, на котором обращаются огромные деньги. Коррупция в высшем образовании представляет собой систему неформальных отношений между участниками коррупционных действий посредством злоупотребления полномочиями различных субъектов.

Коррупция в вузе может проявляться в различных формах: злоупотребление властью преподавателя над студентом для получения выгод в личных целях; выдача дипломов специалистам без профессионального соответствия; продажа и использование курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, выполненных на заказ; вымогательство денежных средств за положительную оценку; навязывание платных консультаций; продажа авторских книг преподавателей и т.д. В вузовской системе можно наблюдать

феномен «конкурирующих преподавателей» [1], когда существует возможность замены преподавателя при сдаче экзамена или зачета. Кроме того, одной из скрытых (латентных) форм коррупции в вузе является обмен услугами, который может происходить между любыми субъектами (деканами, заведующими кафедрами и т.д.). При этом не происходит обмена деньгами, но может нарушаться закон или правила работы в вузе. Результаты опроса (май 2010 г.) десяти экспертов подтвердили, что в вузах широко представлена скрытая форма коррупции.

Коррупция распространяется и на управление высшим учебным заведением: наличие фиктивных преподавателей и выплата им заработной платы (20%), нецелевое использование финансовых средств, помещений и других активов вуза (30%), дача взятки проверяющим органам при аккредитации образовательного учреждения (50%).

По данной проблеме с февраля по июнь 2010 г. проводилось социологическое исследование методом анкетирования. Выборочная совокупность исследования составила 500 человек. Респондентами выступили студенты высших учебных заведений города Набережные Челны. Из них 48,2% опрошенных обучались по очной форме обучения, 51,8% - по заочной форме. Большая часть респондентов (58%) - мужчины. В опросе принимали участие студенты различной возрастной категории (от 18 до 42 лет), обучающиеся как в государственных образовательных учреждениях (68,4%), так и в частных.

Цель исследования - изучение отношения студентов к проблеме коррупции в вузе.

Треть опрошенных (34,4%) считает коррупцию в вузе нормальным явлением. При этом 66,8% отметили, что коррупция в сфере образования помогает им в вузе учиться без академических задолженностей. 16,2% респондентов не приемлют коррупцию в вузе и считают, что коррупция ущемляет их права, интересы и свободы. Остальные участники опроса затруднились с ответом.

Респондентами были обозначены примерные коррупционные расценки в системе высшего образования города. Так, 29,6% за сдачу экзамена платили от 3 001 до 5 000 руб., 62,2 % опрошенных выбрали интервал от 1 001 до 3 000 руб. У 6,2% участников опроса затраты на сдачу экзамена составили до одной тысячи рублей. Только 2% респондентов никогда не платили за положительную оценку на экзамене. Все они обучались по очной форме обучения. Мнения респондентов о расценках на сдачу зачета примерно однозначны - 1 000 руб.

На вопрос: «Приходилось ли Вам дарить преподавателям подарки?», больше половины опрошенных (64%) ответили положительно. Из них 93,8% отметили, что подарок вручался до экзамена или выставления оценки. 24,8% респондентов сдают деньги на подарок преподавателю, даже если они уверены, что сдадут предмет самостоятельно. основной причиной этого является сформированная норма группового поведения - «быть, как все». Таким образом, презенты являются механизмом влияния на лояльность преподавателя вуза при выставлении положительной оценки.

Группировка ответов респондентов позволила выявить, что самыми сложными для сдачи и наиболее коррупционными являются:

- технические дисциплины (42,2%);

- предметы математического цикла (43%);

- гуманитарные предметы (14,8%).

Полученные результаты подтверждают общую

картину по всей стране о низком уровне подготовки студентов в области точных наук.

Данные опроса показывают, что инициатором коррупционных действий чаще являются сами студенты (51,6%), их родственники (14,2%), а также сами преподаватели (34,2%), которые

намекают на взятку, подарок или умышленно не ставят положительную оценку.

Восемьдесят восемь целых четыре десятых процента опрошенных отмечают, что передача денег осуществляется через посредника. Только 11,6% респондентов отдают деньги лично преподавателю. Среди посредников половина опрошенных (51,6%) выделяют работников деканата, в 23% случаев посредниками выступают другие преподаватели, а остальные 25,4% являются посредниками из студенческой среды (старосты или другие представители группы).

на вопрос: «Готовы ли Вы решить проблему сдачи предмета с помощью коррупционных связей?» более половины респондентов ответили утвердительно (56,8%), 25,2% дали отрицательный ответ, 18% опрошенных затруднились с ответом. Однако 71% студентов выразили готовность самостоятельно дать взятку в случае необходимости.

результаты исследования показали, что только 7,2% участников опроса готовы заявить о факте взятки. Основными причинами укрывания факта взяточничества студенты назвали следующие: страх репрессий со стороны преподавателя (34,6%), страх перед администрацией вуза (30,4%), нежелание пересдавать экзамен, который был оплачен (27,2%), боязнь уголовной ответственностью (7,8%). Настораживает тот факт, что студенты не испытывают страха перед законом.

Во многих вузах администрация борется с коррупцией. Однако почти половина опрошенных (49,2%) полагают, что никаких действий в отношении участников коррупционных действий не проводится, 18% респондентов затруднились с ответом. По мнению респондентов, в наибольшей степени заинтересованы в коррумпированности системы высшего образования сами студенты (36%), преподаватели (32,4%), сотрудники или администрация вуза (21,2%); в меньшей степени (7,4%) заинтересованы родители и органы власти

(3%).

Пятьдесят два процента участников анкетирования считают, что избежать коррупцию в вузе нельзя, 39% ответили положительно, остальные респонденты затруднились с ответом.

Таким образом, коррупция в высших учебных заведениях является серьезной проблемой не только в предоставлении качественного образования, но и в развитии всей экономики страны.

Последствия от коррупционных явлений в системе высшего образования могут быть различны: снижение престижа вуза; некачественное образование в глазах работодателей, родителей и всех заинтересованных сторон; несоблюдение принципа равных возможностей; духовная деградация общества и т.д.

На наш взгляд, основными мерами по борьбе с коррупцией в вузе могут быть следующие:

1. Разработка в вузах программ по преодолению коррупции.

2. Разработка и совершенствование нормативных документов, например, внесение в локальный документ «Кодекс корпоративного поведения» базовых антикоррупционных принципов.

3. Организация системы обратной связи со студентами.

4. Оптимизация контрольных функций руководства вуза.

5. Разработка механизма реагирования на факты проявления коррупции в вузе.

6. Совершенствование информационной системы вуза.

7. Организация и проведение антикоррупционного мониторинга.

Список литературы

1. Осипян А.Л. Терминологический словарь коррупция в высшем образовании. - URL: http://people.vanderbilt.edu

В редакцию материал поступил 01.10.10

Г \ Нормативные правовые акты субъектов российской федерации - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения России и ее субъектов, а также вне пределов ведения России, совместного ведения России и ее субъектов. )

Ключевые слова: коррупция в высшем образовании, формы коррупции в вузе, коррупционные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.