Научная статья на тему 'Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт»)'

Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / IMITATIONAL MODEL / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / ANTI-CORRUPTION PROPAGANDA / ROLE PLAY / CORRUPTIONAL RISKS / ANTI-CORRUPTION POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланова Лейсан Наилевна

Цель: разработать и предложить теоретическое и практическое обоснование целесообразности применения технологии имитационного моделирования при изучении профессионально-ориентированного языка студентами юридического факультета в контексте формирования антикоррупционных установок. Методы: теоретический анализ и синтез юридической, педагогической и лингводидактической литературы, методики преподавания иностранного языка для специальных целей; контент-анализ; моделирование; эмпирический метод. Результаты: Доминирующей целью высшего профессионального образования на современном этапе ставится развитие коммуникативной способности студента, ведущей его к грамотному профессиональному межъязыковому контакту. Безусловно, отраслевая направленность вуза должна находить объективное отражение и в содержании обучения иностранным языкам. В статье рассматривается наиболее эффективный процесс иноязычного обучения с целью успешной профилизации студента на основе имитационного моделирования. Показано, что деловая игра способствует сбалансированному развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и умения рационального проектирования коллективного сотрудничества для решения практических задач. Научная новизна: Впервые предпринимается попытка осуществить антикоррупционную пропаганду при изучении профессионально-ориентированного иноязычного материала через посредство реализации ролевой модели «закупочный цикл коррупционные риски». Практическая значимость: выявленные особенности организации игрового обучающего пространства позволяют повысить качество профессиональной иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Прогностический потенциал исследования обусловлен тем, что его результаты могут быть использованы на практических занятиях по иностранному языку для студентов юридических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланова Лейсан Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption education by means of professionally-oriented foreign language (on the example of imitation modelling on “Contract” topic)

Objective: to develop and offer theoretical and practical substantiation of simulation technologies expediency in the study of professionally-oriented language by law faculty students in the context of anti-corruption notions formation. Methods: theoretical analysis and synthesis of legal, pedagogical and lingvo-didactic literature, methods of teaching foreign language for special purposes; content analysis; modeling; empirical method. Results: The dominant purpose of higher professional education at the present stage is the development of communicative abilities of the student, leading him to a competent professional cross-language contact. The sectoral nature of the university must be objectively reflected in the content of teaching foreign languages. The article views the most efficient process of teaching a foreign language based on imitational modelling. It is shown that role play contributes to the balanced development of the professional foreign language communicative competence and skills for effective design of collective cooperation to solve practical problems. Scientific novelty: For the first time an attempt is made to carry out anti-corruption propaganda in the study of professionally-oriented foreign language material through the implementation of role models “purchase cycle corruption risks". Practical value: The revealed features of learning space organization can improve the quality of professional foreign language training of students in non-linguistic universities. The prognostic potential of the study is determined by the fact that its results can be used for practical foreign language teaching for the students of law faculties.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт»)»

УДК 378.880.2

Л. Н. БУЛАНОВА, кандидат филологических наук, доцент

Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань), г. Набережные Челны, Россия

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт»)

Цель: разработать и предложить теоретическое и практическое обоснование целесообразности применения технологии имитационного моделирования при изучении профессионально-ориентированного языка студентами юридического факультета в контексте формирования антикоррупционных установок.

Методы: теоретический анализ и синтез юридической, педагогической и лингводидактической литературы, методики преподавания иностранного языка для специальных целей; контент-анализ; моделирование; эмпирический метод.

Результаты: Доминирующей целью высшего профессионального образования на современном этапе ставится развитие коммуникативной способности студента, ведущей его к грамотному профессиональному межъязыковому контакту. Безусловно, отраслевая направленность вуза должна находить объективное отражение и в содержании обучения иностранным языкам. В статье рассматривается наиболее эффективный процесс иноязычного обучения с целью успешной профилизации студента на основе имитационного моделирования. Показано, что деловая игра способствует сбалансированному развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции и умения рационального проектирования коллективного сотрудничества для решения практических задач.

Научная новизна: впервые предпринимается попытка осуществить антикоррупционную пропаганду при изучении профессионально-ориентированного иноязычного материала через посредство реализации ролевой модели «закупочный цикл - коррупционные риски».

Практическая значимость: выявленные особенности организации игрового обучающего пространства позволяют повысить качество профессиональной иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Прогностический потенциал исследования обусловлен тем, что его результаты могут быть использованы на практических занятиях по иностранному языку для студентов юридических факультетов.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция; имитационная модель; деловая игра; междисциплинарная интеграция; антикоррупционная пропаганда; коррупционные риски; антикоррупционная политика.

Введение

В настоящее время все возрастающие требования к профессионально-иноязычной подготовке выпускников вузов определяют потребность в поисках новых подходов в преподавании иностранного языка. Профессиональная культура специалиста трактуется Н. Б. Крыловой как отражение степени и качества развитости социально-значимых личностных качеств, реализуемых в контексте определенной профессиональной деятельности [1].

Первоочередной задачей в условиях модернизации высшего профессионального образования ставится формирование и совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции, обеспечивающей подготовку и самореализацию будущего специалиста в условиях современного поликультурного мира. Данное утверждение Г. К. Борозенец выдвигает в качестве гипотезы исследования в своей докторской диссертации.

Именно «коммуникативная компетентность студентов неязыковых вузов как интегративное свойство личности является предпосылкой успешной профессиональной деятельности в контексте диалога культур» [2, с. 12].

Такое положение объективно стимулирует активную разработку стратегического механизма межкультурного общения, который бы способствовал максимально успешной адаптации субъектов межкультурной коммуникации, в границах которой происходит специфическое взаимодействие партнеров-коммуникантов, принадлежащих к разным лингвоэтнокультурным сообществам, наряду с взаимопроникновением «своего» и «чужого» в культуре.

Результаты исследования

Проанализировав современные образовательные тенденции, автор приходит к выводу, что конструирование процесса обучения в контексте диалога

культур в совокупности с идеей формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста становится важнейшей характеристикой современной педагогической практики. Весомое место в формировании профессиональной позиции конкурентоспособного специалиста и развитии жизненной ориентации занимает языковое образование. В связи с этим весьма актуальным становится профессионально-коммуникативная направленность подготовки иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей, исходя из языковых потребностей будущей профессии или специализации.

Основная задача обучения иностранным языкам студентов в рамках дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», успешно реализуемая в Институте экономики, управления и права, заключается в приобщении будущего специалиста к лингвопрофессиональным особенностям конкретной деятельности. Наш многолетний опыт работы в данном направлении подтверждает, что ранняя специализация и более углубленное изучение языкового материала формируют у студентов осознанность профессиональной причастности, обогащают словарный запас и позволяют выйти из границ учебного предмета в пространство реальной человеческой деятельности. Как показывает практика, наиболее оптимальная организация квазипрофессиональной деятельности с целью реализации коммуникативных интенций достигается через посредство имитационного моделирования. И. Н. Быстрова в своем научном исследовании постулирует о том, что технология имитационного моделирования раскрывается через имитационную ситуацию, учебную деловую игру и профессионально ориентированный проект. В то же время автор подчеркивает, что игровое имитационное моделирование на современном этапе развития педагогической науки представлено деловыми играми (военными, политическими, производственными, исследовательскими, учебными); аттестационными играми для подбора и назначения кадров, для оценки уровня их квалификации; ситуативно-ролевыми играми и т. д. [3, с. 4].

Коллектив авторов (Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева и Н. А. Неудахина) активно дискутирует о необходимости согласованного ступенчатого применения имитационных методов в рамках одной темы, когда материал изучается

последовательно через анализ/решение «готовых» конкретных ситуаций к познавательно-дидактическим и ролевым играм [4]. Кульминационным этапом, на котором индуцируется речемыслитель-ная профессиональная деятельность студентов, рассматривается деловая игра, трактуемая как «совокупность способов и приемов совместной согласованной деятельности преподавателя и учащихся, а также учащихся друг с другом, в процессе которой учащимися достигается определенный уровень владения иностранным языком» [5, с. 173]. О целесообразности применения деловых игр в вузовской подготовке будущих специалистов в своих работах заявляли А. А. Голос (1973), Е. А. Литвиненко (1985), И. М. Сыроежин (1981), Е. А. Хруцкий (1991), В. В. Глухов (1998), Н. В. Борисова (1999, 2000), Н. М. Платонова (2001), Е. В. Змиевская (2003), И. Н. Быстрова (2008) и др.

Стержневыми критериями для успешной организации игрового момента становятся: синтез аккумулируемой учебной информации, теоретические и практические осознанно применяемые профессионально-ориентируемые знания, умения и навыки; адекватный уровень владения терминологической базой конкретной профессиональной сферы; готовность, «зрелость» коммуникантов к установлению контакта и прогнозированию последствий принимаемых решений. Именно деловую игру в нашем научном исследовании мы рассматриваем как логическое продолжение и завершающий этап изучения конкретной про-фориентированной темы на старших курсах.

Нами были разработаны и апробированы деловые игры с практическим применением учебного материала в будущей профессиональной деятельности студентов старших курсов юридического факультета в рамках темы «Contract drafting outline» («Составление проекта контракта») по учебнику Ю. А. Илиади «Английский для юристов» [6]. Принципиальным нововведением является расширение содержательной части данной темы путем активного вовлечения студентов в ролевую игру проблемного характера с целью детализации основных коррупционных рисков при заключении контрактных отношений в сфере закупок (госзакупок). Оправданным видится включение в процесс обучения иностранному языку антикоррупционной пропаганды как важного направления реализации Национального плана противодействия коррупции

на 2014-2015 гг. (утвержденного Указом Президента РФ 11 апреля 2014 г. № 226)1 и Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг. (утвержденного распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 816-р)2, в которой одними из приоритетных задач ставятся «изучение иностранного опыта по вопросам повышения уровня правосознания граждан, популяризации антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания...» и «включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения».

Как и большинство авторов, мы считаем целесообразным предварять игру-занятие продуманной подготовительной работой, в рамках которой планомерно организуются предыгровой, игровой и постигровой (оценочный) этапы. Как показывает практика, наиболее трудоемким представляется подготовительный этап, в котором студенты задействованы в активном поиске материала по заданной тематике, подборе и изучении специализированной литературы и аутентичных актуальных источников. «Несмотря на бытующее мнение об общности человеческого опыта, для носителя каждого языка найдутся такие фрагменты определенных областей знаний (терминосистем), которые могут иметь специфические значения, что найдет непосредственное отражение в языке» [7, с. 42]. Думается, что указанное утверждение применимо и к практике закупочного цикла. Учитывая факт отсутствия единообразия в понятийно-терминологическом аппарате по закупкам, студентам предлагается провести предварительные терминологические изыскания и подготовить необходимый глоссарий. Задача преподавателя как организатора игрового диалогического двухстороннего взаимодействия - создать оптимальные условия для активного

1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.: Указ Президента РФ N° 226 от 11 апреля 2014 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=161699;div=LAW; dst=100013,0;r nd=0.07387143199523238 (дата обращения: 11.11.2014)

2 Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг.: Распоряжение Правительства РФ № 816-р от 14 мая 2014 г. URL: http://pravo.gov.ru/ laws/acts/38/564954451088.html (дата обращения: 11.11.2014)

развития и саморазвития будущих специалистов - требует тщательной проработки сценария, плана проведения мероприятия и ролевого наполнения. На этапе реализации нами конкретизировались цели речевого взаимодействия, роли и ролевые отношения коммуникантов. Деловая игра может реализовываться в форме парной, групповой и командной работы, однако применительно к нашему материалу, исходя из целей рационализации учебного времени, целесообразным представилось разделить игроков на мини-группы из 2-3 человек. В каждой их них студенты аргументировано высказывались и выслушивали альтернативные точки зрения с целью поиска решений искусственно смоделированных жизненных и профессиональных проблем. Завершающим этапом проведения игрового мероприятия является детальный ее анализ, когда студенты совместно с преподавателем обсуждают опыт и действия всех участников, а также потенциально-возможные варианты координации и взаимодействия участников закупочного цикла в принятии конструктивных решений для формирования модуса суждения относительно злоупотреблений коррупционного характера.

Мы осознаем тот факт, что конкретизация связей между содержанием изучаемого иноязычного материала и специальных предметов закладывает огромный потенциал для создания внутренней мотивации студентов. Поэтому, вовлекая учащихся в игру, мы моделируем и имитируем реальные ситуации между участниками, предполагающие поиск мер по урегулированию возникшей проблемы и снижению соотносимых с данной ситуацией коррупционных рисков.

Значительную информационную поддержку при разработке ситуативных фреймов оказало практическое руководство ООН для заказчиков и поставщиков «Fighting corruption in the supply chain: a guide for customers and suppliers» [8]. Задействованные ситуации профессионально-дискуссионных ролевых игр связаны с коррупционными рисками на всех этапах закупочного цикла, а также детализируют меры по снижению и профилактике подобного рода злоупотреблений. Выбор темы деловой игры продиктован всевозрастающей актуальностью борьбы с коррупционными преступлениями в системе закупок товаров, сырья и материалов. Сам закупочный цикл репрезен-туется И. В. Кузнецовой как высокорискованная

деятельность, в которой наблюдается симбиоз рисков эффективности и коррупции [9].

К сожалению, рамки данной статьи позволяют нам ограничиться рассмотрением лишь нескольких игровых ситуаций по заявленной теме.

При рассмотрении заявок могут наблюдаться необоснованные преференции поставщикам. Заказчик (менеджер по закупкам) может предоставить спецификации на поставку определенному продавцу, ограничивая доступ к информации о поставках остальным продавцам:

Situation: Procurement manager selects supplier because of personal/family relationship.

Background: Following a review of supplier bids, a procurement manager awards the contract to a supplier owned by his brother-in-law, ignoring other bidders.

Student A: the procurement manager

Student B: the supplier

Заказчик (менеджер по закупкам) также может требовать незаконное вознаграждение ("откаты") у потенциальных поставщиков для лоббирования их интересов, признания их победителями конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и предоставления конфиденциальной информации о предпоставочном конкурсе:

Situation: Procurement manager demands kickback from supplier to secure contract or provide inside information on bidding process.

Background: During a solicitation for bids, a procurement manager approaches one of the potential suppliers and offers to secure the contract in exchange for a payment ("kickback").

Student A: the procurement manager

You are interested in finding a birch ply-wood supplier for the furniture plant.

Student B: the supplier

You represent HWTrading which is one of the leading Russian manufacturers of large-size birch plywood. Production facilities are located in Nizhegorodskiy region. You've been demanded to pay a certain amount of money in return for a contract of supply.

It's in your interests to: - Refuse to make the corrupt payment on the grounds that such payment violates the business principles of the company and may violate applicable laws, and could lead to the dismissal and criminal prosecution; - Make a record of the relevant interaction; - Immediately report offers of kickbacks to supplier management or the officer responsible for matters concerning the code of conduct as well as to

appropriate level of the customer's organization; - Work through industry initiatives to communicate bribery demands and other corruption, and expose known corrupt organizations to national anti-corruption bodies. Student C: the customer It's in your interests to: - Investigate reported acts of corruption, perhaps in conjunction with supplier; -Discipline all employees involved in acts of corruption and if necessary, terminate employment; -At the conclusion of the investigation, document and apply lessons learned (e.g., make relevant changes to operations, review processes, etc.); - Retrain relevant employees on policies against corruption, including changes that may have been made as a result of the investigation, and the possible sanctions for non-compliance.

Среди коррупционных рисков со стороны поставщиков можно отметить сговор/злоупотребление ситуацией для регуляции тендерных цен: Situation: Monopoly supplier demands that purchaser pay bribe or kickback to secure goods or services.

Description: A company is sourcing a critical component in country X, and it appears that there is only one supplier in country that can provide the component with sufficient quality and reliability. Other companies purchase the same component from this supplier. As a result, the demand may exceed the supplier's ability to produce the component. During a meeting with a company procurement manager, the supplier's representative accompanies the manager to a local shopping mall and suggests that purchasing expensive watches for the supplier's representative and his wife would guarantee the company an adequate supply of the component. Student A: the procurement manager You are sorting out a really challenging task of purchasing hard to find DEC and other computer parts. A-tech Trading Company has appeared to be the only supplier of the corresponding parts. During the negotiations the supplier's representatives explicitly states the possibility of securing the demanded goods in return for a definite gift.

It's in your interests to: - Say no politely to the first request and emphasize the company's business principles. If the request is repeated, explain that any solicitation violates the company's business principles and may violate applicable laws and could lead to the dismissal and criminal prosecution of the

employee concerned; - Record the interaction and report it to company management or the appropriate officer responsible for matters involving the code of conduct; - Go back to the supplier representative with at least one witness and reaffirm willingness to sign a contract and ignore the solicitation; - Report the solicitation to the appropriate level of the supplier's organization; - Source the component from another supplier outside the region; - Report the solicitation to the appropriate government agency, perhaps through an industry trade association; - Work through industry initiatives to communicate bribery demands and other corruption and expose known corrupt organizations to national anti-corruption bodies.

Student B: the supplier's representative

You represent A-tech Trading Company which specializes in Computer Hardware and Software. On realizing the awkward position of your potential customer you are trying to make him settle the situation through a bribe or a gift.

Выводы

Имитация элементов профессионального пространства положительно зарекомендовала себя на занятиях иностранным языком, способствуя реальному осознанию студентами своего профессионального будущего.

Таким образом, можно сделать вывод, что примерка игровых ролевых моделей дает студентам не только новые знания, но и умения пользоваться лексическими единицами определенного терминологического корпуса изучаемого языка в сопоставлении с родным, совершенствует навыки построения плодотворного и конструктивного диалогического взаимодействия, а также активизирует потребность совместного решения возникших проблем. Игровая практика в целом имеет существенное значение в процессе минимизации языкового барьера и интенсификации внутригрупповой речевой деятельности. Игра и игротехнические приемы в рамках рассмотренной темы обладают значительным моделирующим потенциалом, и, безусловно, способствуют формированию у студентов антикоррупционных мировоззренческих установок.

Автором впервые в отечественной научной литературе обозначены вопросы формирования антикоррупционнорй компетентности специалистов в рамках преподаваемой дисциплины «Иностранный язык». Обычно специалисты рассматривают возможность формирования антикоррупционной компетентности при изучении юридических и иных гуманитарных дисциплин, а иногда в рамках курсов «Психология девиант-ного поведения» и «Конфликтология». Указанное обстоятельство делает представленную рукопись не только актуальной, но и практически значимой.

Список литературы

1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. 142 с.

2. Борозенец Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2005. 40 с. URL: http:// nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-integrativnyy-podhod-k-formirovaniyu-kommunikativnoy-kompetentnosti-studentov-neyazykovyh-vuzov-sredstvami-inostrannogo-y (дата обращения: 11.11.2014).

3. Быстрова И.Н. Имитационное моделирование как технология подготовки специалистов технического профиля в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 2008. 23 с. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/ dissertaciya-imitatsionnoe-modelirovanie-kak-tehnologiya-podgotovki-spetsialistov-tehnicheskogo-profilya-v-vuze (дата обращения: 11.11.2014).

4. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. 185 с.

5. Никулина Л.П. Организация деловой игры при обучении иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 171-177.

6. Илиади Ю.А. Английский язык для юристов: учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008. 392 с.

7. Буланова Л.Н. Лингвокультурологический анализ фра-зеологизмов-маринизмов в английском, русском и татарском языках: монография. Елабуга: Алмедия, 2011. 160 с.

8. Fighting corruption in the supply chain: a guide for customers and suppliers. United Nations, New York, 2010. 67 p.

9. Кузнецова И. В. Коррупция: риски закупочного цикла // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2009. № 15. С. 18-21. URL: http://zakaz.pnzreg.ru (дата обращения: 10.11.2014)

В редакцию материал поступил 12.11.14

© Буланова Л. Н., 2014

Информация об авторе

Буланова Лейсан Наилевна, кандидат филологических наук, доцент, Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г Казань)

Адрес: 423822, г. Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, 31, тел.: (8552) 34-04-96 E-mail: [email protected]

Как цитировать статью: Буланова Л.Н. Антикоррупционное образование студентов средствами профессионально-ориентированного иностранного языка (на примере имитационного моделирования в рамках темы «Контракт») // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 20-25.

L. N. BULANOVA,

PhD (Philology), Associate Professor Naberezhniye Chelny branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Naberezhniye Chelny, Russia ANTI-CORRUPTION EDUCATION BY MEANS OF PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE

(on the example of imitation modelling on "Contract" topic)

Objective: to develop and offer theoretical and practical substantiation of simulation technologies expediency in the study of professionally-oriented language by law faculty students in the context of anti-corruption notions formation.

Methods: theoretical analysis and synthesis of legal, pedagogical and lingvo-didactic literature, methods of teaching foreign language for special purposes; content analysis; modeling; empirical method.

Results: The dominant purpose of higher professional education at the present stage is the development of communicative abilities of the student, leading him to a competent professional cross-language contact. The sectoral nature of the university must be objectively reflected in the content of teaching foreign languages. The article views the most efficient process of teaching a foreign language based on imitational modelling. It is shown that role play contributes to the balanced development of the professional foreign language communicative competence and skills for effective design of collective cooperation to solve practical problems.

Scientific novelty: For the first time an attempt is made to carry out anti-corruption propaganda in the study of professionally-oriented foreign language material through the implementation of role models "purchase cycle-corruption risks".

Practical value: The revealed features of learning space organization can improve the quality of professional foreign language training of students in non-linguistic universities. The prognostic potential of the study is determined by the fact that its results can be used for practical foreign language teaching for the students of law faculties.

Key words: professional communicative competence; imitational model; role play; interdisciplinary integration; anti-corruption propaganda; corruptional risks; anti-corruption policy.

References

1. Krylova, N.B. Formirovanie kul'tury budushchego spetsialista: metod. posobie (Forming the culture of a would-be specialist: manual). Moscow: Vysshaya shkola, 1990, 142 p.

2. Borozenets, G.K. Integrativnyi podkhod k formirovaniyu kommunikativnoi kompetentnosti studentov neyazykovykh vuzov sredstvami in-ostrannogoyazyka: avtoref. dis. ... d-raped. nauk(Integrative approach to forming the communicative competence of the students of non-linguistic universities by means of a foreign language: abstract of a Doctoral thesis (Pedagogy). Samara, 2005, 40 p, available at: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-integrativnyy-podhod-k-formirovaniyu-kommunikativnoy-kompetentnosti-studentov-neyazykovyh-vuzov-sredstvami-inostrannogo-y (accessed: 11.11.2014).

3. Bystrova, I.N. Imitatsionnoe modelirovanie kak tekhnologiyapodgotovki spetsialistov tekhnicheskogoprofilya v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Imitational modelling as a technique of training specialists in technical sphere at university: abstract of a PhD (Pedagogy) thesis). Rostov-na-Donu, 2008, 23 p, available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-imitatsionnoe-modelirovanie-kak-tehnologiya-podgotovki-spetsialistov-tehnicheskogo-profilya-v-vuze (accessed: 11.11.2014).

4. Lavrent'ev, G.V., Lavrent'eva, N.B., Neudakhina, N.A. Innovatsionnye obuchayushchie tekhnologii vprofessional'noipodgotovke spetsialistov. Ch. 2 (Innovative teaching technologies in professional training of specialists. Part 2). Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2002, 185 p.

5. Nikulina, L.P. Organizatsiya delovoi igry pri obuchenii inostrannomu yazyku (Organization of a role play when teaching a foreign language). Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2009, no. 112, pp. 171-177.

6. Iliadi, Yu.A. Angliiskiiyazyk dlyayuristov: uchebnik (English for law students: textbook). Moscow: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2008, 392 p.

7. Bulanova, L.N. Lingvokul'turologicheskii analiz frazeologizmov-marinizmovv angliiskom, russkom i tatarskomyazykakh: monografiya (Lingvo-cultural analysis of idioms referring to "sea" concept in the English, Russian and Tatar languages: monograph). Elabuga: Almediya, 2011, 160 p.

8. Fighting corruption in the supply chain: a guide for customers and suppliers. United Nations, New York, 2010, 67 p.

9. Kuznetsova, I.V. Korruptsiya: riski zakupochnogo tsikla (Corruption: risks of purchasing cycle). GOSZAKAZ: upravlenie, razmeshchenie, obespechenie, 2009, no. 15, pp. 18-21, available at: http://zakaz.pnzreg.ru (accessed: 10.11.2014)

Received 12.11.14

Information about the author

Bulanova Leysan Nailevna, PhD (Philology), Associate Professor, Naberezhniye Chelny branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 31 Naberezhnochelninskiy Prospekt, 423822, Naberezhniye Chelny, tel.: (8552) 34-04-96

E-mail: [email protected]

How to cite the article: Bulanova L.N. Anticorruption education by means of professionally-oriented foreign language (on the example of imitation modelling on "Contract" topic). Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2014, no. 4 (32), pp. 20-25.

© Bulanova L. N., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.