Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2122
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PUBLIC AUTHORITIES / CORRUPTION / CONSEQUENCES OF CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION MEASURES / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / КОРРУПЦИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Озина Альбина Михайловна, Каришина Ирина Евгеньевна

Противодействие коррупции является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов. В данной статье авторы подробно рассматривают причины, виды и формы коррупционных проявлений в органах государственной власти, исследуют структуру и последствия коррупционных правонарушений. Уделено внимание обоснованию направлений и мер противодействия коррупции в органах власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES: PROBLEMS, CONSEQUENCES, COUNTERACTION MEASURES

Anti-corruption is one of the most important activities of state bodies. In this article, the authors consider in detail the causes, types and forms of corruption in public authorities, investigate the structure and consequences of corruption offenses. Attention is paid to the substantiation of directions and measures to combat corruption in government bodies.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

имовыгодным, бизнес должен стать социальной опорой населения.

Тенденция к усилению сотрудничества государства и бизнеса является благоприятным фактором развития экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. При решении существующих проблем целесообразно активно использовать аспекты цифровизации, что позволит вывести рассматриваемое взаимодействие, а значит и экономику России на новый уровень.

Литература:

1. Business for social responsibility: Overview of Corporate social responsibility, 2003.

2. Братющенко С.8. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и аффективной региональной и социальной политики / С.В. Бра тющенкр, В.ё. Селиверстов // Регион: Экономика и Социология. - 2007. - № 4. - С. 189-206,

3. Варнавский !3.Г. Государстве ни о-частное партнерство: теория и практика / В,Г Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев и др. М.: Изд.дом Гос.ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 287 с.

4. Зубарееич Н.В. Изменение роли и стратегий крупного бизнеса в регионах России / Н.В. Зуба-ревич // Региональные процессы в современной России: экономика, политака, власть: сборникста тей. - М., 2003. - С. 80-85.

5. Киселев В.И. Сравнительный анализ корпора тивистской и плюралистической моделей взаимодействия власти и бизнеса / В.И. Киселев // Наука вчера, сегодня, завтра : сборник статей по материалам V Международной научно-практи-ческой конференции. - 2013. - (Электронный ре cypcj.r Режим доступа http://sibac.info/10665.

6. Кричевский И.А. Корпоративная социальная ответственность / Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров, - М.: Дашков и Ко, 2006. - 195 с.

7. Лапина Н.Ю. Региональные элиты: процессы формирования и механизмы взаимодействия в

современном российском обществе: дис. ... д, Лолит, н./Н.Ю.Лапина.-ш,2004.- С 165-170.

8. Яохтина Л.К. Понятие и сущность государствен но-частного партнерства / Л.К. Яохтина, Э.Д. Вату ев. - Режим доступа: http:/e Ii bra ry.ru/down load/ 26630227.pdf,

9. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. O.A. Морозов; СПбГГУРП. - СПб., 2015, - 86 с.

10.Национальные проекты: целевые показатели и основные результата. На основе паспортов наци ональных проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/rugovciassif1er/ section /2641/.

11.Перова Т.А. Государственная власть и бизнес, формирование корпоративной модели взаимодействия / Т.А. Перова // Вестник Волгоградского университета, - 2008. - №2 (14). - С. 172-174.

12.Постсоветский институционализм - 2006; Власть и бизнес / под ред. P.M. Нуреева. - Ростов „ н/Д. : Наука-Пресс, 2006, - 512 с. "

13.Проваленова Н.В. Систематизация подходов к определению государствен но-частно го партнерства / Н.В. Проваленова, A.A. Николаева // Мир науки. - 2014. - № 4. - С. 14.

14.Сайфуллин Р.И. Концепция государственно-частного партнертства в современной экономической системе / Р.И. Сайфуллин // Вектор науки Г ТУ. - №4 (22). - 2012. - Режим доступа: http:// edu.î ltsu.ru/sites/siCes_conterit/site1238/hrm]/ media82108/75_$aiful!in.pdf.

15.Фролова Е.А. Экономические основы социальной ответственности бизнеса / Е.А. Фролова // Вестник ТГПУ. - 2011. - №12. - С. 66-71.

16.Чернов Е. Корпоративная социальная ответственность / Е. Чернов // Информационный бюллетень Det Norské Veritas, - №4(8). - С. 6-7. 17.Ясин Е.Г. Бремя государства и экономическая политика /Е.Г. Я с и я //Вопросы экономики. - 2002. Л.-С.7.

О

eu о

CU

M Q-Ш Оч Н-=Е

О

5Г со

со

5

77

CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES: PROBLEMS, CONSEQUENCES, COUNTERACTION MEASURES

Ozina Afbina Mfkhal/ovna, DSc of Economics, Professor, Academician of the RAS, head of Department of Economic

Theory, Volga-Vyatka Academy of Public Service, Nizhny Novgorod

Karishina kin a Evgenyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Professor of Social and Legal Disciplines, Volga Institute for Advanced Training of the Federal Tax Service of Russia, Nizhny Novgorod

Anti-corruption is one of the most important activities of state bodies, in this article, the authors consider in detail the causes, types and forms of corruption in public authorities, investigate the structure and consequences of corruption offenses. Attention is paid to the substantiation of directions and measures to combat corruption in government bodies.

Keywords; public authorities; corruption; consequences of corruption; anti-corruption measures. DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.15

КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: удк 338 ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВАК РФ 08.00.05

Противодействие коррупции тлеется одним из важнейших направлений де- ф Озина A.M., 2020 ятелыюсти государственных органов, В данной статье авторы подробно рас- © Каришина И.Е. 2020

сматривают причины, виды и формы коррупционных проявлений в органах государственной власти, исследуют структуру и последствия коррупционных правонарушений. Уделено внимание обоснованию направлений и мер противодействия коррупции в органах власти.

Ключевые слова; органы государственной власти; коррупция; последствия коррупции; меры противодействия коррупции.

ОЗИНА Альбина Михайловна, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заведующая кафедрой Экономической теории, Волго-Вятская академия государственной службы, Нижний Новгород

КАРИШИНА Ирина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Социально-пра вовых дисциплин, Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, Нижний Новгород

Термин "коррупция" имеет латинские корни, е переводе включает несколько понятий: подкуп, порча, продажность [1,360; 2, 94].

На международном уровне, в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций (ООН) 2003 года, коррупцией признается подкуп, а также иное поведение по отношению к лицам, обладающим полномочиями в государственном или частном секторах, нарушающее обязанности, вытекающие из данного статуса; соответственно действия направлены на получение каких-либо ненадлежащих преимуществ для виновного или иных субъектов [3].

В Российской Федерации понятие коррупции официально закреплено в ст.1 Федерального закона № 273-Ф3 от 25.12.2008 г. "О противодействии коррупции", как "незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, иных преимущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе совершенное от имени или в интересах юридического лица" [4].

Исходя их этого, можно выделить несколько видов коррупционных проявлений в органах власти: деловая коррупция (возникает при взаимодействии власти и бизнеса); бытовая коррупция (порождена взаимодействием рядовых граждан и чиновников); коррупция верховной власти (относится к политическому руководству и верховным судам).

Помимо указанных видов, эксперты нередко особо выделяют верхушечный или низовой виды коррупции. Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этого вида коррупции характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену. Например, это может быть лоббирование определенных формулировок в законах, передача государственного заказа определенным лицам и пр.

Для второго вида коррупции характерна направленность на рутинные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена. Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при относительно небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего. Подкуп позволяет быстро решать бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний.

Как правило, отношения "гражданин-чиновник" возникают вдвух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставлять населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешений, предоставление справок и др. В таких случаях предрасполагающими коррупции факторами являются [5, 46-47]:

1. Наличие широкого ассортимента государственных услуг, на которые распространяются разрешительные принципы.

2. Незнание населением своих прав, а также обязанностей чиновников.

3. Сокрытие служащими информации о правовом статусе, возможностях граждан, а также о своей ответственности перед гражданами.

4. Сложность бюрократических процедур.

Примеры так называемого "бюрократического рэкета" используются в разных административных структурах: Бюро технической инвентаризации (ЕТИ), нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, страхования, жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и др.

Формы коррупции в органах власти разнообразны, основные из них [б, 211]г

- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты, якобы, за оказание консультативных услуг;

- установление непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- служебное мошенничество и другие формы хищения;

- получение "комиссионных" за размещение заказов;

- оказание государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков внимания";

- поездки в загранкомандировки, на отдых, лечение за счет заинтересованных в решении вопроса партнеров;

- латентное вымогательство взяток, в т. ч. незаконных вознаграждений за ускорение решения вопроса, выдачу документов;

- устройство на работу родственников, друзей, знакомых;

- получение руководителем от подчиненных доли взяток и др.

На основе систематизации изложенного можно предложить классификацию форм коррупционных проявлений в органах власти: взяточничество, растрата, мошенничество, вымогательство, злоупотребление правом, произвол, конфликт интересов, незаконные операции с ценными бумагами, получение незаконного пособия, льготы или незаконного вознаграждения, фаворитизм, кумовство, незаконные пожертвования.

Таким образом, можно сформулировать основные признаки коррупции в органах государственной власти:

1, Коррупция - всегда двухсторонние отношения, где, как минимум, одной из сторон выступает лицо, наделенное властными, контрольными или распорядительными полномочиями.

2, Свои должностные полномочия (служеб-

ное положение) коррупционер использует вопреки требованиям закона.

3. Основными объектами коррупционных посягательств являются: права и законные интересы личности, государственная власть, интересы государственной службы, экономика, общественный порядок и национальная безопасность.

4, Коррупционные правонарушения совершаются только с прямым умыслом, побуждением к их совершению является стремление правонарушителя к получению незаконной выгоды в виде денег, имущества и иных благ для себя или для третьих лиц.

Коррупции в России присущ высокий уровень латентности, она, как правило, не влечет за собой жалоб, т. к. виновные стороны получают взаимную выгоду от противоправной сделки.

Б последние годы в общественном сознз-г нии получило распространение мнение о всеобщей коррупционности государственного аппарата, невозможности добиться своих прав без подкупа. Представление о России как одной из самых коррумпированных стран существует и в мировом общественном мнении. Международные службы статистики проводят исследования по всем странам и проводят расчеты индекса восприятия коррупции (ИВК) в баллах. По их методике, минимальный уровень коррупции составляет 100 баллов, максимальный уровень - 0 баллов. По расчетам за 2017 г. Дания получила 91 балл (т.е. коррупция практически отсутствует); Россия - 29 баллов (практически на одном уровне с Украиной); Сомали, Северная Корея - 8 баллов. В последнем исследовании за 2018 г. Россия заняла 138место, набрав только 28 баллов [7].

В Российской Федерации на показатели статистики коррупционных правонарушений влияют: вид деятельности, вид субъекта, стадии расследования уголовных дел, связанных с коррупцией, задачи ведомства, формирующего информационную базу. Поэтому статистическая информация разных ведомств различается. Сбором статистической информации по коррупции занимаются несколько ведомств.

1. Министерство внутренних дел (МВД) -до 2012 г. ведомство формировало информационную базу только о взяточничестве, позднее добавили и другие преступления той же направленности (согласно статистическим данным, каждое пятое преступление, связанное с коррупцией - это взятка, каждый третий чиновник - взяточник).

О

ш о си

-О О-

ш

Оч н-=Е

о

со со

со г

<к Ё

79

2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - занимается выявлением и регистрацией подобных преступлений.

3, Судебный департамент при Верховном Суде - формирует информационную базу об осужденных за коррупцию.

Динамика наиболее распространенных коррупционных преступлений в органах власти приведена на рисунках 1 -3 (по данным Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ [8; 9]}.

30 ОС 7000 5000 БОСО 4000

—■ 1 1 и и и

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1 - Статистические данные за 2010 - март 2019 гг, о даче взятки (ст.291 УК РФ)

2018 2019 апрель

4000

3000

2000

1000

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2015 2013

Рисунок 2 - Статистические данные за 2010 - март 2019 гг. о злоупотреблении должностными полномочиями (ет.285 УК РФ)

ко 70 60 50 40 30 20 10

"996-1999

1999-2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20СЕ-2СЮ9

201й-2013

2013-2015

Рисунок 3 - Откаты в России (% от суммы контракта)

По данным Генеральной прокуратуры, средняя сумма взятки в 2018 г. составила 609 тыс. руб.; общая сумма взяток по выявленным делам составила 1,8 млрд, руб. [10]. Основная

масса взяток-денежные средства, но выявлены факты, когда взятки давались машинами, стройматериалами, мобильными телефонами, картами ресторанов или какими-либо скидками [9].

С нашей точки зрения, представляет интерес соотношение коррупционных преступлений в органах власти по федеральным округам (табл. 1),

Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ [10].

Виды и формы коррупции проявляются как результат экономических, социальных, политических и других проблем (рис. 4), которые приобретают наибольшую остроту в период реформ. Как показал анализ, в настоящее время угрожающие размеры приобрело взяточничество. Как форма коррупции оно занимает лидирующее место среди экономических преступлений.

Коррупция настолько укоренилась в российском обществе, что ее масштабы с каждым годом расширяются, соответственно, растет и ее воздействие на экономику страны. По экспертным оценкам, в 2017 г. при непосредственном содействии чиновников государственная казна потеряла более 5 трлн руб., а общий ущерб от коррупции в России составляет 10-20 млрд долл. в год [9,51].

На сегодняшний день коррупция в России выступает основным препятствием для политического, экономического, социального развития страны, по сути, став одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотноше-

I ний с гражданами, образовав тем самым огромные диспропорции не только в системе управления, но и функционирования государственных институтов [9, 511; [11,105]; [12,51 ], На практике происходит слияние коррупционных государственных чиновников различного уровня и криминальных структур, усиливается их стремление оказывать влияние на принятие экономических и политических решений, и что более опасно - предпринимаются попытки получить доступ к рычагам го-

2015-2013

сударственной власти. Систематизировать последствия коррупции в органах государственной власти можно следующим образом:

Таблица 1 - Соотношение коррупционных преступлений в органах власти федеральных округов по итогам 2018 г.» %

Федеральный Удельный вес

округ

Приволжский 23,4

Центральный 19,5

Северо-Западный 8,5

Южный 12,5

Северо-Кавказский 8,6

Уральский 10,2

Сибирский 12,1

Дальневосточный 5,2

Источник: Ежегодный сборник о состоянии преступности в РФ.

» Экономим ее кие Правовые Организационные

Политические

Психологические

Рисунок 4 Причины, порождающие коррупцию

Источник: Росстат РФ

1. Экономические последствия: расшире-ниетеневойэкономики; нарушение рыночной конкуренции; неэффективное использование бюджетных средств; расширение масштабов коррупции в коммерческих организациях.

2. Политические последствия: повышается влияние олигархических группировок, тем самым происходит смещение целей политики от общенационального развития; снижается возможность влияния страны на мировой арене политических влияний; политическая нестабильность.

3. Социальные последствия: закрепляются и увеличиваются имущественное неравенство, бедность большей части населения; усугубляет социальную напряженность, что в конечном итоге приводит к недовольству властью; происходит ослабление значимости власти как регулятора стабильности общественных отношений.

Масштаб коррупции и степень ее негативного влияния на развитие национальной экономики требует новой оценки этого явления. Речь должна идти не об отдельных фактах воздействия на принятие управленческих решений посредством подкупа чиновников, а о сложив-

шеися системе, которая является серьезным вызовом национальной безопасности страны.

Добавим, что коррупция создает предпосылки для развития организованной преступности, экстремизма и терроризма. Кроме того, создаются дополнительные препятствия для развития предпринимательской деятельности, нерационально используются бюджетные средства, без обоснования повышаются цены и тарифы. Российский бизнес вовлекается в коррупционные связи, в частности, расходы на взятки и откаты заранее закладываются в издержки его ведения и становятся частью его теневой бухгалтерии, т. е. система принятия решений, законов и должностных назначений с некоторых пор включает в себя так называемую коррупционную ренту как необходимое условие функционирования.

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- виды и формы коррупции проявляются как результат экономических, политических, организационных и других проблем;

- взяточничество как форма коррупции превалирует среди экономических преступлений;

- в настоящее время коррупция является основным препятствием для политического, экономического, социального развития страны.

Практика показывает, что принимаемые меры по борьбе с коррупционными преступлениями не дают абсолютных позитивных результатов. Так, по коррупционным делам, направленным в суд, реально осуждено в среднем 58-70%лиц (табл.2).

Таблица 2- Результаты противодействия коррупции в России за 2012-2017 гг.

О

сц о си

-О О-

ш

Оч н-=Е

о

со со

со г

<к Ё

81

Годы Количество коррупционных Ущерб, млрд руб. дел, направленных в суд, ед. Осуждено лиц

2012 9811 21,8 6014

2013 12165 32,8 8607

2014 13037 29,6 10784

2015 13996 38,3 11499

2016 13774 43,8 9932

2017 12830 10,3 9900

Источник: Россгат РФ [13]

Действующим законодательством установлены антикоррупционные нормы, зафиксированные в Уголовном кодексе РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 291), служебный подлог (ст. 292).

Следовательно, для повышения результативности антикоррупционной деятельности

необходимо не только повышение эффективности правоприменительной практики, но и разработка и реализация ряда других, в том числе организационных мер.

Авторами предлагаются следующие меры по борьбе с коррупцией:

1. Контроль власти. Общественный контроль за деятельностью власти, который выражается в наблюдении за работой органов власти, проведении общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

2. Создание независимого суда. Требуется реформа судебной системы России.

3. Применение мирового опыта борьбы с коррупцией. Единичные показательные посадки не эффективны в борьбе с коррупцией. Здесь необходим системный подход.

4. Конфискация имущества коррупционеров, а также их родственников должна быть утверждена на законодательном уровне,

5. Информирование предпринимателей о возможных негативных последствиях коррупционного поведения, разъяснение причин, порождающих коррупцию, и возможных способах ее избегать.

6. Повышение юридической грамотности в отношении законодательного регулирования бизнеса при ведении исполнительного производства.

7. Усиление влияния на общественное мнение через средства массовой информации (включая Интернет-ресурсы) - это основной ресурс гражданского общества, посредством которого оно может влиять на власть.

8. Долговременные позитивные результаты борьбы с коррупцией возможны только при совместных действиях государства и общества,

В заключение сделаем особый акцент на следующих принципиальных позициях. Во-первых, это широкое участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции. Эта функция может быть реализована через общественные советы при территориальных органах власти. Координирующую роль могут выполнять региональные Общественные палаты. Во-вторых, необходимо продолжить выработку и довести до практической реализации правовые основания ответственности органов власти и должностных лиц по возмещению вреда от незаконных действий, включая отмену презумпции невиновности в отно-

шении чиновников, чьи расходы значительно превышают доходы; продолжить жесткий контроль над доходами и имуществом госслужащих и членов их семей. В-третьих, обеспечение максимальной информационной открытости органов государственной власти.

Реализация указанных мер должна минимизировать уровень коррупции в органах государственной власти и сформировать основы "культуры доверия" между властью и гражданским обществом.

Литература:

1. Бельков O.A. Понятийно-категориальный an парат концепции национальной безопасности // Безопасность.-- 1994.- №3.- С.91-94.

2. Булько А.Н. Современный словарь иностранных слов: более 25000 тыс. слов и словосочетаний. - 2-е изд., испр, и доп. - М. : Мартин, 2005. -846 с

3. США. Организация Объединенных Наций. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: Резолюция 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН 0t31.1P.2003, [Эле ктрон н йи ресурс] URL: http://docs.cntd.tu/document/901922914.

4. Федеральный закон от25 декабря 2008 г. №273 ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. -2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6228.

5. Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход) // Вопрос экономики. - 2008, - №' 2, - С 44-60.

6. Государственная служба и противодействие коррупции. Основные рекомендации и разъяснения. - М.: Проспект, 2017.-432 с.

/. Центр антикоррупционных исследований [Электронный ресурс] URL http$;//tran spa rency.org.ru/ research/v-rossii/rossiya v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ha llov-И 37-mesto.html 8,0 результатах и основных направлениях деятельности Министерства (Электронный ресурс] URL: https://m вд.рф/De Ija te I n ost/res u its/a n nua l_ re ports 9. Показатели преступности России. Рейтинг [Электронный ресурс] URL: https://genproc.gov.ru/ upload/ibioc k/034/sborni k_ 12 _2019. pdf Ю.Скобликов П.А. Коррупция в России 21 века. Неформальные термины и понятия, - М,: НОРМА, 2019.-168 с.

И.Костарев 8.Ё. Коррупция как угроза безопас ности // Инновационная наука. - 2016. - С. 104-105.

12.Варнакова Г.Ф. Влияние коррупции на экономическую безопасность страны // Успехи совре менной науки и образования, - 2017. - N®4. - С. 23-25.

13.Официальный сайт Федеральной службы государственной с тати ст и к и. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/con nect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/state/#.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.