Потапов И. Н.
КОРРУПЦИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
13.3. КОРРУПЦИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ:
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
Потапов Илья Николаевич, начальник Управления экономической безопасности
Место работы: АО «Независимая нефтегазовая компания» АО «Независимая нефтегазовая компания»
Аннотация: В статье автор исследует криминогенную ситуацию, связанную с проявлениями коррупции в негосударственном секторе; рассматривает факторы, способствовавшие ее развитию в современных условиях; выделяет сферы экономической деятельности, наиболее подверженные коррупции; указывает наиболее разрушительные последствия коррупции в негосударственном секторе экономики.
Ключевые слова: борьба с коррупцией, закон, бизнес, коммерческий подкуп.
CORRUPTION IN THE PRIVATE SECTOR: CONDITION AND TRENDS
Potapov Iliya N., Head of Economic security Department Work place: Joint Stock «Independent Oil and Gas Company»
Annotation: The author explores the crime situation associated with the manifestations of corruption in the private sector; examines factors, contributing to its development in modern conditions, identifies areas of economic activity, are most exposed to corruption, indicates the most devastating effects of corruption in the private sector. Keywords: the fight against corruption; law; business; commercial bribery.
В настоящее время коммерческие организации активно задействованы в выполнении приоритетных для государства и общества национальных программ, сопряжённых с выделением значительного объёма бюджетных средств в рамках государственного заказа. На этом фоне наблюдается устойчивая тенденция сращивания коррупционных механизмов бизнеса и чиновничества, включение должностными лицами бизнесменов в свои теневые схемы. Развитие ситуации связано с такими явлениями, как аффилирован-ность и участие чиновников в управлении коммерческими предприятиями через родственников и доверенных лиц с одновременным предоставлением льгот и преференций за счет имеющегося административного ресурса.
В России пока не существует единой оценки реального уровня и масштабов коррупции в негосударственной сфере, ее влияния на безопасность государства. Вся имеющаяся информация носит общий характер и во многом основывается на социологических исследованиях, а также на предположениях и экспертных оценках.
По данным Минэкономразвития России, в 2013 г. было организовано проведение социологического исследования, посвященного проблематике «деловой» коррупции - уровню и структуре коррупции при взаимодействии представителей бизнеса и государства. Общий объем «деловой» коррупции в 2013 году, т.е. средств, затрачиваемых предприятиями на неформальные платежи, был оценен в 1,93 трлн. рублей, что сопоставимо с 1/6 частью федерального бюджета Значение показателя вовлеченности в коррупционные отношения (доля предприятий, хотя бы изредка сталкивающихся с коррупцией, от общего числа предприятий в Российской Федерации) составило 53%. В ходе исследования было также установлено, что наибольший вклад в объем рынка «деловой» коррупции, согласно результатам опроса
предпринимателей, по-прежнему принадлежит малому бизнесу1.
В феврале 2014 года аудиторская компания PriceWaterhouseCoopers (далее - PwC) обнародовала очередной «Всемирный обзор экономических преступлений», издаваемый с 1999 года. Выводы аналитиков компании базируются на основе опроса руководства компаний из разных стран мира, включая Россию. В последнем опросе приняло участие около 100 крупных российских компаний из разных отраслей экономики: промышленности, розничной торговли и финансовых услуг. Более половины из них являются полностью частными и лишь 2% - государственными.
Согласно опросу PwC, за последние два года в России с коррупцией столкнулись 58% респондентов против 40% в 2011 году (в мире - 27 и 24% соответственно). По признанию 41% компаний, за указанный период им предлагалось дать взятку. Этот результат существенно выше показателей по миру (18%) в целом и по Восточной Европе (23%). Почти столько же (42%; в целом по миру - 22%) заявили, что упустили коммерческую возможность, проиграв конкуренту, который, по их мнению, дал взятку. Говоря о последствиях коррупции, российские компании заявили, что не считают ущерб деловой репутации самым серьезным последствием, в отличие от других стран (19%; в целом по миру - 36%, в Восточной Европе - 34%). Для российского бизнес-сообщества самым значимым последствием являются финансовые потери (28%)2.
Нельзя не отметить, что вопросы объективности различных международных рейтингов и оценок достаточно противоречивы. Как известно, такое масштабное явление, как коррупция, крайне трудно поддается измерению, во-первых, из-за ее латентного характера и, во-вторых, из-за
1 Фомичев О.Н. Правила игры. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://kommersant.ru/doc/2596239.html.
2 Сухаренко А. Бизнес без коррупции // ЭЖ-Юрист. 2014. № 18.
Проблемы экономики и юридической практики
1'2017
несовершенных методов оценки, которые в условиях сложной внешнеполитической обстановки не могут гарантировать непредвзятость полученных данных и не являться одним из инструментов информационного воздействия. Ведь выводы известных международных рейтинговых агентств вполне могут использоваться для понижения политического авторитета России, создания неблагоприятного инвестиционного климата, умаления роли государства в международном сообществе.
Если обратиться к истории вопроса о возникновении коррупции в бизнес-секторе современной России, ключевым моментом послужила административная реформа, проводимая в несколько этапов, начиная с 2000 г.г. В рамках данной реформы многие государственные функции были переданы в негосударственную сферу саморегулируемым организациям (далее - СРО). В целом, когда осуществлялись данные преобразования, предполагалось, что передача публичных функций в частный сектор сможет решить проблему следующим образом: раз нет уполномоченного государственного органа, то нет и коррупции.
По сути, такой подход, использованный в качестве концепции упомянутой реформы, обернулся тем, что современная коррупция из государственного сектора существенным образом переместилась вместе с передаваемыми полномочиями в негосударственный сектор. Коммерческие организации стали использовать коррупционные связи в своей деятельности под видом гражданско-правовых отношений между субъектами бизнеса. Это связано с тем, что СРО были переданы достаточно «прибыльные» инструменты государственного регулирования, например лицензирование, оценочная деятельность.
В частности, для продажи активов коммерческой организации под видом неликвидного имущества требуется проведение «независимой» оценки с целью занижения его рыночной стоимости, при этом оценщик находится в сговоре с руководителем коммерческой организации либо с лицом, уполномоченным на осуществление сделки, в результате чего после проведения оценки оценщик получает незаконное вознаграждение. Имущество, как правило, реализуется в адрес фирм-однодневок, либо аффилированных организаций, и в дальнейшем перепродается по более высокой стоимости.
Таким образом, бизнес-структуры стали фактически защищены от конкуренции, дополнительно ухудшилась ситуация в области соблюдения строительных, экологических и других норм, снизилось качество предоставляемых услуг, усилилось бюджетное давление на правительство.
Не меньшую остроту в последнее время представляет собой качество строительных работ. В середине 2000 г.г. в рамках административной реформы было отменено лицензирование строительных компаний, теперь эти функции переданы СРО. Благодаря этому нормой стало совмещение функций проектировщика и подрядной организации, что еще во времена СССР было запрещено.
Данную ситуацию можно подкрепить следующим примером из практики. В 2015 году ГУЭБиПК МВД России были задержаны с поличным сотрудники аппарата Общероссийской негосударственной некоммерческой саморегулируемой организации, осуществляющей строительство, которые в результате вымогательства получили незаконное денежное вознаграждение в размере 1 млн. рублей от директора
другой СРО в сфере строительства за составление положительного заключения по результатам проверочных мероприятий. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»).
Последствия такого рода реформ очевидны - в СМИ все больше появляется информации о некачественном возведении новостроек, несоответствии передаваемых жилых помещений требованиям технических и градостроительных регламентов и проектной документации, а также о случаях провала грунта под жилыми домами и т.д.3
Значительную опасность для экономики представляет подкуп руководителей коммерческих банков, субъектов экономической деятельности, занимающих монопольное положение на рынке.
Необходимо отметить распространённость рассматриваемого преступления среди служащих коммерческих банков. К примеру, работая в должности начальника кредитного отдела коммерческого банка, гр. Х. с использованием служебных полномочий (по оформлению документов, проверки платёжеспособности клиентов и наличия залога) организовал выдачу различным организациям необеспеченных кредитов, часть из которых в дальнейшем погашена не была, чем был причинён крупный ущерб банку. В ходе расследования уголовного дела было установлено, что гр. Х. организовывал выдачу кредитов за вознаграждения от руководителей коммерческих фирм.
Незаконные денежные вознаграждения за выдачу ссуд могут получать работники кредитного отдела, юридической, экономической службы, службы безопасности. Вознаграждение даётся за ненадлежащую проверку кредитоспособности клиентов либо умышленное введение в заблуждение руководства банка относительно возможности клиента своевременно рассчитаться за полученные средства. В других случаях работники банков обеспечивают изъятие полученных кредитных средств: за взятки не направляют кредитные средства по назначению в соответствии с кредитным договором, а зачисляют на расчётные счета хозяйствующих структур и даже на личные счета участников преступления. В результате деньги снимаются предпринимателями-мошенниками или перечисляются другим предпринимательским структурам.
Также в последние годы Федеральной антимонопольной службой РФ фиксируется увеличение выявленных случаев отказа участников торгов от конкуренции с целью удержания цен путем распределения по договоренности между собой аукционных лотов и создания видимости конкуренции. Осуществляющие незаконные соглашения участники рынка вынуждают заказчиков заключать контракты на поставку товаров и услуг для государственных нужд по максимально высоким ценам.
В Российской Федерации рынок государственных закупок ежегодно оценивается в сотни миллиардов долларов США, и по этой причине является крупнейшим в стране. Типичные
3 Одним из таких примеров, получивших широкий общественный резонанс, являются нарушения, допущенные при проектировании и строительстве жилых домов для расселения граждан из опасной зоны в микрорайоне «Усольский-2» в г. Березники, приведшие к значительному по масштабам провалу грунта. При этом следует отметить, что решение о застройке правобережного района г. Березники было принято после техногенной аварии, которая произошла в октябре 2006 года на калийном руднике ОАО «Уралкалий».
Потапов И. Н.
КОРРУПЦИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
преступления коррупционной направленности в данной сфере, совершаемые с участием представителей бизнес-собщества, связаны с неправомерными действиями в отношении других участников закупок, направленные на их подкуп за отказ от участия в конкурсе, а также дачей взяток должностным лицам (заказчикам) за обеспечение победы в конкурсе и иное предоставление неправомерных преимуществ одному из участников закупок.
Так, в ноябре 2016 года в Ярославской области выявлена противоправная деятельность руководителей фармацевтического предприятия, которые подозреваются в растрате более полумиллиарда рублей, выделенных в 2010 году ООО «УК «Роснано» на реализацию проекта по созданию на территории Ярославской области инновационного фармацевтического производства вакцин и лекарственных препаратов. Всего в строительство объекта инвестировано свыше одного миллиарда рублей, завод руководители проектной компании обязались построить и запустить к сентябрю 2012 года, однако этот срок неоднократно переносили. До настоящего времени проект не реализован, строительные и монтажные работы на протяжении многих лет не осуществляются, а денежные инвестиции растрачены.
Помимо перечисленных сфер коррупция также имеет место в сфере образования в организациях негосударственного сектора, сфере жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, оборонно-промышленного комплекса, а также в спорте и шоу-бизнесе4.
Наиболее резонансными за последние несколько лет являются следующие примеры преступлений коррупционной направленности в негосударственном секторе экономики.
В феврале 2015 г. ГСУ СК России по г. Москве возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 204 УК РФ по факту коммерческого подкупа в размере 2 млн. рублей Р. - директора по информационным технологиям одного из ООО, являющегося генеральным подрядчиком строительства моста через Керченский пролив.
Имеются примеры судебного рассмотрения уголовных дел по фактам совершения коррупционных преступлений в негосударственном секторе. Так, следственным управлением по Удмуртской Республике успешно расследовано и направлено в 2015 году в суд по обвинению М., начальника инструментального производства оборонно-
промышленного предприятия, значительная часть акций которого принадлежит государству, в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 204 УК РФ, по факту получения денег в сумме 900 тыс. рублей в виде предмета коммерческого подкупа. Предварительным следствием установлено, что в сентябре 2014 г.М. получил лично от представителя одного из ООО П. деньги в указанной сумме за оказание содействия в заключении договоров между упомянутыми юридическими лицами на поставку инструментов и оснащения. М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 204 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы без штрафа, условно.
Нельзя не отметить преступления, не относящиеся к главе 23 УК РФ, но тесно связанные с коррупцией в негосударственном секторе экономики. Например, по материалам УЭБиПК УМВД России по Ивановской области было возбуж-
дено уголовное дело по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве») в отношении К., который получил незаконное денежное вознаграждение в сумме 300 тыс. рублей и выступил посредником заместителя председателя Ивановской городской думы и предпринимателя М. при получении взятки в размере 15 млн. рублей за оказание услуг по предоставлению земельного участка на территории г. Иваново для развития бизнеса и строительства административного здания.
Наиболее разрушительные последствия коррупции в негосударственном секторе экономики выражаются в следующем:
- отрицательное влияние коррупции на инвестиционный климат страны, в результате чего бизнес вынужден руководствоваться позицией «временщика»: получение скорой прибыли (зачастую сверхприбыли), так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;
- удорожание потребительских цен на товары и услуги за счет коррупционных издержек бизнеса, которые в конечном итоге платит потребитель;
- в негосударственной сфере коррупция фактически девальвирует такое основополагающее начало рыночной экономики, как конкуренция;
- необоснованное перераспределение бюджетных средств, нанося ущерб реализации стратегических государственных программ.
Завершая рассмотрение вопросов коррупции в негосударственном секторе экономики, необходимо отметить очевидность преступного сращивания государственного и частного секторов на основе коррупционных схем. В этой связи среднесрочной перспективе прогнозируется продолжение коррупционных процессов в негосударственной сфере с вовлечением должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, в том числе при распределении бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76%.
Список литературы:
1. Авдеев О.Ю. Преступления коррупционной направленности в Особенной части УК РФ // Проблемы совершенствования юридической техники и дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе: Сб. научных статей. Вып. 4. Ярославль, 2009. С. 160 - 161.
2. Государство и бизнес в системе правовых координат: монография / В.Р. Авхадеев, С.Б. Бальхаева, Ю.В. Боброва и др.; отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014 // СПС «Консультант Плюс».
3. Некрасова Т.А. Криминологически значимая природа проявления коррупции в частном секторе и проблемы правового обеспечения противодействия ей // Финансовые правонарушения и преступле-ния.2014, №12 (99). С. 114-130.
4. Сухаренко А. Бизнес без коррупции // ЭЖ-Юрист. 2014. №18.
5. Хабриева Т.Я. Современные подходы к классификации юридических лиц (к 90-летнему юбилею В.Е. Чиркина) // Журнал российского права. 2014. №10. С. 5 - 16.
6. Богатырев С.И. Коррупция как системное явление и угроза финансовому суверенитету России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. №5 С. 237-240.
7. Кочесокова З.Х. Актуальные вопросы предупреждения экономической преступности и борьбы с коррупцией // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. №1 С. 135-138.
4 Сухаренко А. В интересах спорта и шоу-бизнеса // ЭЖ-Юрист. 2016. № 34.
Проблемы экономики и юридической практики
1'2017
РЕЦЕНЗИЯ
на статью И.Н. Потапова «Коррупция в негосударственном секторе экономики: состояние и тенденции» Противодействие коррупции является одной из первоочередных мер обеспечения национальной безопасности. В последнее время происходит постепенное встраивание вопросов противодействия коррупции в негосударственном секторе в соответствующие нормативные правовые акты, входящие в антикоррупционный пакет, принятый на высшем уровне. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указывает на необходимость решения проблемы борьбы с коррупцией не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению, и в связанных с государством крупных хозяйственных структурах (естественных монополиях).
С учетом действующего в настоящее время Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденного указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147, Правительство РФ обеспечивает эффективную деятельность рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета
при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, уделяя особое внимание вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса. В этой связи актуальность статьи Потапова И.Н. очевидна.
В рецензируемой работе проанализирована криминогенная ситуация, связанная с проявлениями коррупции в негосударственном секторе экономики, рассмотрены проблемные аспекты противодействия данному явлению, обозначены негативные последствия нерешения этой задачи. Несомненный интерес представляет подкрепление рассматриваемой ситуации примерами из практической деятельности, обозначение подотраслей негосударственного сектора, наиболее подверженных коррупции.
Рецензируемая работа отличается научной новизной, стилистически выверена, юридическая терминология используется правильно, соблюдена логика изложения материала.
Представляется, что статья будет интересна и полезна как для практических и научных сотрудников, в том числе правоохранительных органов, так и для представителей бизнес-сообщества. Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Е.О. Деревянко