Научная статья на тему 'Коррупция: содержание и признаки правового понимания '

Коррупция: содержание и признаки правового понимания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / должностное лицо / использование должностного положения / корыстная цель / нарушение закона / антикоррупционное законодательство / выгода имущественного характера / выгода неимущественного характера / противодействие коррупции / ответственность за коррупцию / corruption / official / use of official position / selfish purpose / violation of the law / anti-corruption legislation / property benefit / non-property benefit / anti-corruption / liability for corruption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Анатольевич Беженцев, Николай Алексеевич Игошин

Коррупция нивелирует соблюдение в государстве принципов верховенства права, эффективной деятельности и взаимодействия государственных органов власти. Коррупция негативно сказывается на системе государственного управления, принципах его осуществления, порождает пренебрежение населения к аппарату государственной службы, приводит к упадку авторитета государственной власти. В научной статье авторами предложены понятие коррупции и признаки, характеризующие коррупцию как правовую категорию: 1) деяние направлено на получение выгоды как имущественного, так и неимущественного характера при наличии корыстной цели; 2) удобства, материальные или нематериальные блага получаются должностным лицом государственного органа незаконно; 3) действия/ бездействие должностного лица, направлены на нарушение требований нормативно-правовых актов, в которых определен круг прав и обязанностей лица на соответствующей должности, с целью получения благ незаконным способом; 4) деяния, направлены на получение определенных благ посредством своего должностного положения, авторитета занимаемой должности, не связанные с исполнением лицом своих непосредственных должностных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption: content and signs of legal understanding

Corruption neutralizes the state's adherence to the principles of the rule of law, effective operation and interaction of state authorities. Corruption has a negative impact on the system of public administration, the principles of its implementation, generates disdain among the population for the civil service apparatus, and leads to a decline in the authority of state power. In the scientific article, the authors proposed the concept of corruption and the signs that characterize corruption as a legal category: 1) the action is aimed at obtaining benefits of both a property and non-property nature in the presence of a selfish goal; 2) amenities, material or intangible benefits are obtained illegally by an official of a state body; 3) actions/inaction of an official aimed at violating the requirements of regulatory legal acts that define the range of rights and responsibilities of a person in the relevant position, with the aim of obtaining benefits in an illegal way; 4) actions aimed at obtaining certain benefits through one's official position, the authority of one's position, not related to the person's performance of his immediate official duties.

Текст научной работы на тему «Коррупция: содержание и признаки правового понимания »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 66 — 69. State service and personnel. 2023;(5):66 —69.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.35 ББК 67.401.213

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-66-69 NIION: 2012-0061-05/23-265

EDN: https://elibrary.ru/GQNAHQ MOSURED: 77/27-008-2023-05-465

Коррупция: содержание и признаки правового понимания

Александр Анатольевич Беженцев1, Николай Алексеевич Игошин2

1 2 Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Аннотация. Коррупция нивелирует соблюдение в государстве принципов верховенства права, эффективной деятельности и взаимодействия государственных органов власти. Коррупция негативно сказывается на системе государственного управления, принципах его осуществления, порождает пренебрежение населения к аппарату государственной службы, приводит к упадку авторитета государственной власти. В научной статье авторами предложены понятие коррупции и признаки, характеризующие коррупцию как правовую категорию: 1) деяние направлено на получение выгоды как имущественного, так и неимущественного характера при наличии корыстной цели; 2) удобства, материальные или нематериальные блага получаются должностным лицом государственного органа незаконно; 3) действия/ бездействие должностного лица, направлены на нарушение требований нормативно-правовых актов, в которых определен круг прав и обязанностей лица на соответствующей должности, с целью получения благ незаконным способом; 4) деяния, направлены на получение определенных благ посредством своего должностного положения, авторитета занимаемой должности, не связанные с исполнением лицом своих непосредственных должностных обязанностей.

Ключевые слова: коррупция, должностное лицо, использование должностного положения, корыстная цель, нарушение закона, антикоррупционное законодательство, выгода имущественного характера, выгода неимущественного характера, противодействие коррупции, ответственность за коррупцию

Для цитирования: Беженцев A.A., Игошин H.A. Коррупция: содержание и признаки правового понимания // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 66—69. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-66-69 EDN: https://elibrary.ru/GQNAHQ

PUBLIC LAW (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Corruption: content and signs of legal understanding

Alexander A. Bezhentsev1, Nikolay A. Igoshin2

1 2 Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

1 adovd@mail.ru

2 igoshin-na@ranepa.ru

Abstract. Corruption neutralizes the state's adherence to the principles of the rule of law, effective operation and interaction of state authorities. Corruption has a negative impact on the system of public administration, the principles of its implementation, generates disdain among the population for the civil service apparatus, and leads to a decline in the authority of state power. In the scientific article, the authors proposed the concept of corruption and the signs that characterize corruption as a legal category: 1) the action is aimed at obtaining benefits of both a property and non-property nature in the presence of a selfish goal; 2) amenities, material or intangible benefits are obtained illegally by an official of a state body; 3) actions/inaction of an official aimed at violating the requirements of regulatory legal acts that define the range of rights and responsibilities of a person in the relevant position, with the aim of obtaining benefits in an illegal way; 4) actions aimed at obtaining certain benefits through one's official position, the authority of one's position, not related to the person's performance of his immediate official duties.

Keywords: corruption, official, use of official position, selfish purpose, violation of the law, anti-corruption legislation, property benefit, non-property benefit, anti-corruption, liability for corruption

For citation: Bezhentsev A.A., Igoshin N.A. Corruption: content and signs of legal understanding // State service and personnel. 2023. (5):66—69. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-66-69 EDN: https://elibrary.ru/GQNAHQ

© Беженцев А.А., Игошин Н.А., 2023

№ 5/2023

Развитие демократического государства, существование в нем действенных институтов государственного управления, становление гражданского общества невозможны без научного исследования, изучения и анализа происходящих явлений во всех сферах общественной жизни страны. Одним из таких негативных социальных проявлений, нуждающихся в научном изучении и анализе, является коррупция.

Актуальность изучения коррупции обусловлена ее влиянием на общественные отношения, а также негативными последствиями, которые она приносит государству, она ограничивает гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека. Следует отметить, что явление коррупции требует всестороннего комплексного научного исследования, поскольку она способна существовать в любом государстве независимо от его исторического этапа, состояния экономики, а также развиваться вместе с развитием общественных отношений, принимать новые формы, приспосабливаться к мерам противодействия.

Коррупция — это одно из явлений, способных порождать кризисные состояния в различных областях общественного развития каждого государства, в первую очередь это касается политики, экономики, государственного управления, а также является одной из ключевых предпосылок существования организованной преступности. Следовательно, знание природы, причин возникновения и условий, способствующих существованию коррупции в сегодняшних реалиях, позволит ввести меры, которые должны ограничить возможности ее дальнейшего распространения и негативного влияния на конструктивное развитие России.

Сегодня существует большое количество мнений ученых относительно содержания и сущности явления коррупции, а также составов противоправных деяний, охватывающих это явление, что приводит к различным научным определениям понятия «коррупция» [1, с. 392 — 399; 2, с. 42—45; 3, с. 128—131; 4, с. 65—69; 5, 72—76]. Объяснением этому является то, что коррупция как явление стремительно развивается, опережая развитие общественных отношений и мер, направленных на ее противодействие.

Вообще термин «коррупция» происходит от латинского «corruption», что понимается как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Коррумпированность (латинский «corrumpere» ) означает покупку кого-либо деньгами или другими материальными благами.

Предложим авторские признаки, характеризующие коррупцию как правовую категорию:

1. Деяние направлено на получение выгоды как имущественного, так и неимущественного характера (обязательно наличие корыстной цели).

2. Удобства, материальные или нематериальные блага получаются должностным лицом государственного органа незаконно.

3. Действия/бездействие должностного лица, направлены на нарушение требований нормативно-правовых актов, в которых определен круг прав и обязанностей лица на соответствующей должности, с целью получения блага незаконным способом.

4. Деяния, направленные на получение определенных благ посредством своего должностного положения, авторитета занимаемой должности, не связанные с исполнением лицом своих непосредственных должностных обязанностей.

1. Характерные черты коррупции, относящиеся к первому признаку приведенной классификации, заключаются в том, что коррупция — это всегда действие/бездействие, направленное на получение имущественной или неимущественной выгоды, благ. Деяний должностного лица имеют признаки противоправного поведения. Противоправное поведение — это поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, унижает субъективные права, не согласовывается с возложенными на лиц юридическими обязанностями. Противоправные деяния проявляются в двух формах: 1) в совершении запрещенного действия; 2) в неисполнении обязательного действия (к примеру, для сотрудников органов внутренних дел это невыполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, нарушение ограничений, связанных с прохождением службы, а также совершение проступка порочащего его как служащего органов внутренних дел, или дискредитирующего государственное ведомство, в котором он работает).

Под благами имущественного или неимущественного характера, в контексте коррупции, следует понимать деньги, бесплатное получение услуг и вещей, покупку любых вещей, услуг по цене, которая существенно снижена от той, которую лицо должно заплатить при обычных обстоятельствах на общих основаниях. Имущественная или неимущественная выгода может быть обязательным признаком коррупции при условии, что она получается должностным лицом за выполнение определенных действий или воздержание от осуществления деятельности и это корыстная составляющая для заинтересованного лица. Для него такие действия/бездействие должностного лица выгодны или необходимы. В таком случае деяния должностного лица, уполномоченного на выполнение функций государства, имеют антиобщественную корыстную цель, которая заключается в противоправной деятельности, направленной на достижение материальной или иной выгоды.

№ 5/2023

2. Содержание второго признака коррупции характеризует такие деяния должностного лица, уполномоченного на выполнение функций государства, которые направлены на получение материальных благ имущественного или неимущественного характера способом, не предусмотренным действующими нормативными актами, определяющими деятельность этого должностного лица. Действия/бездействие должностного лица необходимо считать коррупцией, когда выгоды и блага это должностное лицо получает не за счет бюджета государственного учреждения, в котором оно находится на службе и выполняет определенную деятельность, а от субъектов или приближенных к ним лиц, в интересах которых коррупционер выполнил определенные деяния и оказал услугу.

Следует отметить, что должностное лицо, совершившее коррупционное деяние, при условии выполнения своих должностных обязанностей и функций в пределах установленных нормативно-правовых актов, не могло рассчитывать на эти выгоды, материальные блага имущественного или неимущественного характера и иметь их. За выполненный им объем работы должностное лицо должно получить только заработную плату и другие виды денежного содержания, предусмотренные учреждением, в котором оно (должностное лицо) находится на государственной службе, определенные и утвержденное в установленном порядке руководителем этого государственного учреждения.

3. При раскрытии сути третьего признака коррупции необходимо отметить, что выполнение определенных действий или воздержание от определенной деятельности должностным лицом, непосредственно связано с нарушением объема его должностных полномочий, обязанностей и компетенции взамен на незаконное получение от заинтересованного лица в таком поведении должностного лица, благ материального или нематериального характера.

Каждая должность в любом государственном органе предусматривает объем полномочий и обязанностей, а также порядок их выполнения. Профессиональная (служебная) деятельность должностного лица должна направляться на выполнение определенных государством (государственным ведомством) функций. Факт коррупции в деятельности должностного лица будет иметь место тогда, когда должностное лицо сознательно нарушает порядок (правила) выполнения своей деятельности. Характерным признаком такого действия/бездействия является то, что оно совершается вопреки интересам службы и объема прав, компетенции и полномочий должностного лица — коррупционера, и за это он получает непредвиденные законом блага.

Квалификация подобных деяний как коррупции будет иметь место только при условии, что должностное лицо совершило нарушение нормативно-правовых актов, определяющих содержание его служебной деятельности, с целью получения определенных благ от заинтересованной в таких деяниях должностного лица стороны.

4. Четвертый признак коррупции характеризует использование должностным лицом своего служебного состояния, влияния, которое в определенной степени зависит от авторитета занимаемой должности. Для этого признака коррупции характерны деяния должностного лица вне своих служебных обязанностей и компетенции.

Данный признак имеет место тогда, когда должностное лицо предпринимает противоправные действия/бездействие используя свое положение, которое оно имеет в силу занимаемой должности, в том числе благодаря авторитету этой должности, личных и служебных связей. При условии, что если это лицо не занимало бы соответствующей должности на службе в государственном органе, оно субъективно не имело бы таких возможностей влияния на других лиц с целью выполнения определенного действия или воздержания от действий в интересах заинтересованной стороны.

Следует отметить, что деяния должностного лица могут быть входящими в круг его служебной деятельности, но оно не имеет на них правовых оснований и превращает, таким образом, эти действия в незаконные. Подобные ситуации могут возникать тогда, когда старшие по должности начальники дают указания подчиненным к совершению ими определенных действий, например, переквалифицировать действия подозреваемого в совершении преступления из преступного деяния в правонарушения, хотя законодательных оснований для этого недостаточно.

Действия должностного лица, характерные для рассматриваемого признака коррупции, могут носить разноступенчатый характер отношений. Они могут быть в пределах отдельного подразделения государственного органа, в пределах отдельного государственного ведомства, министерства, а также между должностными лицами государственных ведомств, учреждений, министерств, которые не подчинены между собой. Таким образом, коррупционные связи формируются посредством как неформальных, так и официальных взаимоотношений между должностными лицами по вертикали системы управления в одном ведомстве, а также по горизонтали на разных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Эта взаимосвязь приводит к взаимозависимости и системности подобных деяний с целью получения определенных благ разного характера и содержания.

№ 5/2023

Рассматриваемые нами признаки характеризуют коррупцию как правовую категорию, суть которой заключается в действиях должностного лица, связанных с исполнением служебных обязанностей по замещаемой должности, направленных на получение благ, льгот или других преимуществ, не предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами. Коррупция в государственных учреждениях, ведомствах существует благодаря тому, что лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, может использовать свои полномочия путем принятия решений от имени государства. Должностное лицо обязано принимать решения на основании задач, функций и полномочий, определенных нормативно-правовыми актами. Ситуация, согласно которой требования нормативно-правовых актов подменяются корыстными интересами должностного лица является началом коррупции.

Список источников

1. Майстренко Г.А. Понятие, социально-правовая сущность и причины коррупции в российском государстве / / Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13, № 6-1. С. 392—399.

2. Яровая А.М., Годунов О.И. Понятие и сущность коррупции в российской правовой науке и законодательстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2022. № 4. С. 42—45.

3. Кузьмин Н.А. К вопросу о понятии и содержании коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 128— 131.

4. Галачиева М.М. Понятие коррупции в российском и международном праве // Научные известия. 2020. № 21. С. 65—69.

5. Петренко Н.И., Якштас Т.М. Коррупция: понятие и признаки, тенденции проявления, современное состояние и проблемы противодействия // Алтайский юридический вестник. 2018. № 3(23). С. 72—76.

References

1. Maistrenko G.A. Concept, social and legal essence and causes of corruption in the Russian state // Questions of Russian and international law. 2023. T. 13, № 6-1. P. 392—399.

2. Yarovaya A.M., Godunov O.I. The concept and essence of corruption in Russian legal science and legislation // Current issues in the fight against crime. 2022. № 4. P. 42—45.

3. Kuzmin N.A. On the issue of the concept and content of corruption // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 6. P. 128—131.

4. Galachieva M.M. The concept of corruption in Russian and international law // Scientific news. 2020. № 21. P. 65—69.

5. Petrenko N.I., Yakshtas T.M. Corruption: concept and signs, trends in manifestation, current state and problems of counteraction // Altai Legal Bulletin. 2018. № 3(23). P. 72—76.

Информация об авторах

А.А. Беженцев — доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Н.А. Игошин — доцент кафедры правоведения Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors A.A. Bezhentsev — associate Professor, Department of Law, Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

N.A. Igoshin — associate Professor, Department of Law, Northwestern Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.1 1.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.1 1.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.