DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_45 УДК 340.15
КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ДЕТЕРМИНАНТЫ
И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ В УИС CORRUPTION: CONCEPT, TYPES, DETERMINANTS AND THE FORMS OF MANIFESTATION IN THE UIS
КАШТАНОВА Елена Александровна,
кандидат юридических наук, полковник внутренней службы,
начальник кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний». Россия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, г. Пушкин, ул. Сапёрная, д. 34. E-mail: denpasar83@mail.ru;
KASHTANOVA Elena Aleksandrovna,
Candidate of Law, Colonel of Internal Service,
Head of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law FKOU HE "St. Petersburg University of the Federal Penitentiary Service". Russia, Saint Petersburg, Russian Federation, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: denpasar83@mail.ru
Краткая аннотация: в статье рассматриваются понятие, виды, детерминанты коррупции, формы проявления коррупции в УИС.
Abstract: the article discusses the concept, types, determinants of corruption, forms of corruption in the criminal justice system.
Ключевые слова: понятие коррупции, сущность коррупции, подходы к определению коррупции, детерминанты, формы проявления.
Keywords: the concept of corruption, the essence of corruption, approaches to the definition of corruption, determinants, forms of manifestation.
Для цитирования: Каштанова Е.А. Коррупция: понятие, виды, детерминанты и формы проявления в УИС // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 45-47. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_45.
For citation: Kashtanova E.A. Corruption: concept, types, determinants and the forms of manifestation in the UIS // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 45-47. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_45.
Статья поступила в редакцию: 11.05.2023
Последние несколько лет тема противодействия коррупции особенно актуальна, и связано это не только с тем, что есть так называемый «политический заказ» на борьбу с коррупционными проявлениями, который оформлен в виде соответствующих нормативных правовых актов, но и обусловлено это рядом фактором. Дело в том, что коррупционные преступления редко носят ситуационный характер (часто именно они остаются латентными), а негативные последствия не всегда очевидны. В действительности же кроме экономических последствий, коррупционные проявления подрывают доверие населения к институтам государственной власти, что, в свою очередь, может повлечь за собой формирование у большинства населения страны стойкого отрицания действенности права, восприятие тезиса о правовом государстве исключительно как декларативного, девальвации правовых ценностей. Т. Гоббс в работе «Левиафан» отмечал, что «коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» [1].
Коррупция - серьезная угроза национальной безопасности. В уголовно-исполнительной системе проявления коррупции со стороны сотрудников особенно опасны, ведь УИС функционирует на стыке частных, общественных и государственных интересов: с одной стороны - интересы частных лиц (потерпевших), с другой стороны общественные - вопросы превенции, а с третьей - необходимость отлаженного действенного механизма по исполнению наказания и реализации целей уголовного наказания. Коррупционные правонарушения мешают реализации интересов каждой из вышеобозначенных сторон. Именно поэтому необходимо проанализировать детерминацию коррупционных правонарушений в ФСИН России, выявить наиболее часто встречающиеся черты личности коррупционера и с учетом всех этих данных выработать мероприятия по минимизации коррупционных проявлений в УИС России.
Акцентируем внимание на то, что социальные проявления коррупции шире, чем исключительно правовые, не все деяния возможно охватить составами Уголовного кодекса, а потому необходимо адекватно оценивать те риски, с которыми сталкиваются сотрудники УИС. Одной из детерминант является среда: профессиональная и опосредованная, - в случае с сотрудниками УИС опосредованная среда (осужденные) могут оказать огромное негативное влияние, так как степень романтизации, с одной стороны, высока, а с другой - осужденные имеют достаточно времени и возможностей изучить личность сотрудника, выявить слабые места личности, неразрешенные проблемы. Далеко не всякий сотрудник может оказаться подготовленным к таким испытаниям.
Согласно российскому законодательству (Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции»), коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)
также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Надо отметить, что законодатель пошел достаточно простым путем, основной содержание понятия коррупции составляют перечисленные статьи уголовного кодекса, тогда как проявлений коррупции в социуме намного больше. Важной деталью является то, что достаточно четко определен предмет коррупции, так незаконным вознаграждением может быть почти абсолютно любой объект гражданских правоотношений (с учетом имущественного характера и эквивалента), так это могут быть не только вещи, деньги, но и работы и услуги.
Встречающееся в законе понятие «коррупционное преступление» не имеет отдельного определения. А потому хотелось бы отметить, что уже в самом определении смешаны разные по сути деяния, ряд из которых не направлен на извлечение незаконной прибыли, в ряде случае идет смешение понятий «коррупция», «должностная преступность», «экономическая преступность». Однако, «понятие «взяточничество» в России традиционно ассоциировалось с получением государственным служащим конкретной взятки - с мздоимством и лихоимством» [2].
«С одной стороны, в действующем российском законодательстве, как уже отмечалось, происходит необоснованное расширение и размывание понятия «коррупция», включение в число преступлений так называемой «коррупционной направленности» разных по своим криминалистическим, криминологическим, уголовно-правовым характеристикам деяний. С другой стороны, понятие собственно коррупции как подкупа-продажности в России по сравнению с ратифицированными международными конвенциями, касающимися коррупции, сужено по субъектам, предметам подкупа, поставлен заслон на пути привлечения к уголовной ответственности корруптеров-корпораций, других юридических лиц» [3].
Целесообразно различать виды и формы коррупции. Основанием для различения видов коррупции выступает комплекс признаков, который включает ее цели и сущность, а также сферу социальной деятельности, в которой она реализуется. Исходя из субстанциальных признаков коррупции и сферы ее проявления представляется возможным выделить следующие виды коррупции:
- политическая коррупция имеет целью захват или удержание власти, ее сущностью является покупка властных и должностных полномочий, она реализуется в сфере политической деятельности;
- административная коррупция: цель - стяжательство; сущность - вымогательство взяток; сфера деятельности - государственная и муниципальная служба;
- судебная коррупция: цель - обогащение; сущность - купля-продажа судебных решений; сфера деятельности - судебная (конституционных, арбитражных, федеральных судов, мировых судей);
- экономическая коррупция: цель - получение прибыли; сущность - противоправное участие в экономической деятельности; сфера деятельности - экономическая;
- бытовая коррупция: цель - решение бытовых проблем; сущность - незаконная купля-продажа услуг; сфера деятельности - массовое обслуживание населения (образовательная, медицинская и др.) [4].
Несмотря на различия в подходах и многообразие видов, можно выделить следующие атрибутивные признаки коррупции:
- круг субъектов коррупции - лица, уполномоченные принимать юридически значимые решения и совершать действия, изменяющие правовой статус третьих лиц;
- корыстная или иная личная заинтересованность лица;
- особо опасные социальные последствия совершения этих действий;
- подрыв доверия государства к указанным лицам и подрыв авторитета государства, власти как таковых.
В систему криминогенной детерминации входят такие составляющие как причины и условия.
Причины - это социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают, воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие и определяют его природу.
Условия - такие антисоциальные явления, которые сами не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают формирование и действие причин.
Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.
Детерминанты коррупции охватывают разнообразные факторы, одни из которых коренятся в особенностях российской государственности, историче-ском наследии и национальных традициях; иные вызваны ошибками и просчетами в сфере государственного строительства; другие порождены несовершенством законодательства, правоприменительной практики, неэффективностью работы правоохранительных органов, контрольных и надзорных органов и т.д. Многие из них носят объективный характер, но некоторые - субъективный.
Причины условно можно подразделить на три группы: экономические, правовые и социально-нравственные.
К экономической группе причин, порождающих коррупцию, следует отнести:
недостаточный уровень зарплаты государственных служащих;
сложную систему прохождения разрешительных процедур;
отсутствие прозрачности процедур;
неисполнение существующего законодательства в сфере налогов и отсутствие эффективного общественного контроля в данной обла-
сти правонарушений.
Среди причин касающихся государственно-правового регулирования, отметим: несовершенство законов;
общую слабость органов государственной власти; попустительство властей по отношению к коррупции; круговую поруку чиновников;
неэффективность механизмов защиты государственной власти от коррупции.
В числе социально-нравственных причин можно выделить:
традиционный для нашей страны способ решения проблем;
круговую поруку взяткодателей и взяткополучателей;
правовую неграмотность населения;
низкий уровень правовой культуры;
преступное бездействие и нежелание граждан отстаивать свои права, а нередко и невозможность их реальной защиты. Причинный комплекс коррупции как социально-правового явления охватывает разнообразные факторы, коренящиеся как в самой природе государственной власти и государственного управления, так и в специфике реформ проводимых в современных условиях.
Библиогра фия:
1. Безрукова И.В. Коррупция в Российской Федерации: сущность, особенности и основные направления противодействия (политологический анализ): автореферат ... к. п. н. / И.В. Безрукова. - М., 2011. С. 12-13.
2. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Под редакцией профессора Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация, 2015. С. 11.
3. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Под редакцией профессора Долговой А.И. М., Российская криминологическая ассоциация, 2015. С. 11, 15-16.
4. Фадеев А.В. Антикоррупционное законодательство России и зарубежных стран: криминологическое исследование. Автореф. дис. ... к.ю.н., Москва, 2012.
С.9-10.
References:
1. Bezrukova I.V. Corruption in the Russian Federation: the essence, features and main directions of counteraction (political analysis): auto-abstract ... PhD / I.V. Bezrukova. - M., 2011. pp. 12-13.
2. Corruption: the state of counteraction and directions of optimization of the struggle. Edited by Professor Dolgova A.I. M., Russian Criminological Association, 2015. p.
11.
3. Corruption: the state of counteraction and directions for optimizing the fight. Edited by Professor Dolgova A.I. M., Russian Criminological Association, 2015. pp. 11,
15-16.
4. Fadeev A.V. Anti-corruption legislation of Russia and foreign countries: criminological research. Abstract. dis. ... Candidate of Law, Moscow, 2012. pp.9-10.