Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / коррупционные преступления / противодействие коррупции / антикоррупционное мировоззрение / злоупотребление должностными полномочиями / имидж органов внутренних дел / corruption / corruption crimes / anti-corruption / anti-corruption worldview / abuse of office / image of internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранчикова Марина Вячеславовна, Кирюхина Юлия Валерьевна

В статье рассматриваются особенности и сущность современной коррупции, представляющей собой комплексное деструктивное явление, одну из угроз национальной безопасности России. Авторами раскрываются подходы к определению «коррупция», понятию «коррупционные преступления» в законодательстве, юридической науке и статистических обзорах. Анализируются перечень и признаки коррупционных преступлений, обосновывается их опасность и социальные последствия. Отдельное внимание уделяется влиянию коррупционных преступлений на имидж органов внутренних дел и их опасности для правоохранительной сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AS A SECURITY THREAT TO MODERN SOCIETY: CRIMINAL LAW AND SOCIOLOGICAL ASPECTS

The article examines the features and essence of modern corruption, which is a complex destructive phenomenon, one of the threats to Russia's national security. The authors reveal approaches to the definition of "corruption", the concept of "corruption crimes" in legislation, legal science and statistical reviews. The list and signs of corruption crimes are analyzed, their danger and social consequences are substantiated. Special attention is paid to the impact of corruption crimes on the image of internal affairs bodies and their danger to the law enforcement sphere

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

Научная статья УДК 343.2/7

КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

1 2

Баранникова Марина Вячеславовна , Кирюхина Юлия Валерьевна

1Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

2Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орел,

Россия

1marina-baranchikova@yandex.ru

2kir-julia2006@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и сущность современной коррупции, представляющей собой комплексное деструктивное явление, одну из угроз национальной безопасности России. Авторами раскрываются подходы к определению «коррупция», понятию «коррупционные преступления» в законодательстве, юридической науке и статистических обзорах. Анализируются перечень и признаки коррупционных преступлений, обосновывается их опасность и социальные последствия. Отдельное внимание уделяется влиянию коррупционных преступлений на имидж органов внутренних дел и их опасности для правоохранительной сферы.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, противодействие коррупции, антикоррупционное мировоззрение, злоупотребление должностными полномочиями, имидж органов внутренних дел.

Для цитирования: Баранчикова М. В., Кирюхина Ю. В. Коррупция как угроза безопасности современному обществу: уголовно-правовой и социологический аспекты // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 2(99). С. 124-131.

CORRUPTION AS A SECURITY THREAT TO MODERN SOCIETY: CRIMINAL LAW AND SOCIOLOGICAL ASPECTS

12

Marina V. Baranchikova , Yulia V. Kiryukhma

1St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg,

Russia

2Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, Orel, Russia

1marina-baranchikova@yandex.ru

2kir-julia2006@yandex.ru

Abstract. The article examines the features and essence of modern corruption, which is a complex destructive phenomenon, one of the threats to Russia's national security. The authors reveal approaches to the definition of "corruption", the concept of "corruption crimes" in legislation, legal science and statistical reviews. The list and signs of corruption crimes are analyzed, their danger and social consequences are substantiated. Special attention is paid to the impact of corruption crimes on the image of internal affairs bodies and their danger to the law enforcement sphere.

Keywords: corruption, corruption crimes, anti-corruption, anti-corruption worldview, abuse of office, image of internal affairs bodies.

For citation: Baranchikova M. V., Kiryukhina Yu. V. Corruption as a security threat to modern society: criminal law and sociological aspects // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2024. № 2(99). Р. 124-131.

Позитивные отношения между общественностью и правоохранительными органами имеют решающее значение для эффективной работы государства. Граждане полагаются на полицию в вопросах своей безопасности, а та, в свою очередь, рассчитывает на поддержку и взаимодействие граждан, стремится к поддержанию высокого уровня доверия и завоеванию авторитета. Оптимизации развития современного общества во многом препятствует существование коррупции как явления, имеющего социально-правовую природу, противоречащего законным основам его становления.

В последние годы в Российской Федерации был принят целый ряд нормативных правовых актов и документов стратегического планирования, направленных на противодействие коррупции. Антикоррупционное законодательство постоянно совершенствовалось, оптимизировался контроль за его неукоснительным исполнением. В Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» неоднократно вносились изменения, его положения уточнялись и дополнялись.

16 августа 2021 года президентом Российской Федерации был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, где подчеркивается, что он реализуется путем осуществления мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений1. На расширенном заседании коллегии МВД России 2 апреля 2024 года В. В. Путиным отмечалось сохранение наступательности в противодействии коррупции. Важнейшей задачей определена «принципиальная, последовательная борьба с коррупцией, которая отравляет общество, крадет деньги, необходимые для обороны страны, для ее движения вперед в экономике, социальной сфере» . Сегодня имеются качественные позитивные тенденции в формировании антикоррупционного мировоззрения и привития негативного отношения к коррупции, чему немало способствовала активная антикоррупционная политика [1, с. 347].

Ежегодно в общем числе официально зарегистрированных преступлений наблюдается незначительная доля коррупционных преступлений. Однако это объясняется их высокой латентностью, заинтересованностью в сокрытии своих противоправных действий как со стороны лиц, получающих незаконное вознаграждение или оказывающих посреднические услуги в получении взятки, так и лиц, предоставляющих данное вознаграждение. К сожалению, вред, приносимый коррупционными преступлениями всем отраслям экономики нашей страны и в целом жизнедеятельности людей, огромен. Независимо от количественных результатов криминологической оценки коррупционной преступности, ее состояние вызывает обоснованную тревогу прежде всего в социальном плане.

Крайне негативную реакцию у населения вызывает коррумпированность правоохранительной системы [2, с. 40]. Особую опасность представляет собой данное прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения в органах внутренних дел, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу со взяточничеством на всех уровнях государственного управления.

1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 16 августа 2021 г. № 478. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».

2 Расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 07.04.2024).

Коррумпированность правоохранительных органов не позволяет эффективно противодействовать тем процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства [3, с. 5].

Отсутствие государственного подхода к вопросу об ограничении неконтролируемого потока негативных фактов о коррупционных преступлениях сотрудников полиции обосновывает необходимость в изменении ориентиров. Важно пересмотреть роль средств массовой информации как агента социализации в обществе [4, с. 21, 23]. Для противодействия коррупции важно осуществление контроля за освещением дел данной категории, перенесение акцента на положительные результаты и ее профилактику. Злоупотребление должностными полномочиями, превышение ими и получение взятки представляют угрозу для российского общества, ослабляют и даже изменяют направления государственного влияния на многие сферы его жизни. Коррупция является одним из самых сложных социальных явлений [5, с. 114].

Нагляднее определить реальный масштаб проблемы распространенности коррупции позволяет обращение не только к статистическим данным, но и к результатам социологических исследований. Опросы населения демонстрируют представление о коррупции как о реальной угрозе безопасности современному российскому обществу. Соответственно, борьба с ней начинается с оценки идеологии населения. Сегодня «идеологическая база представляет собой интегрирующую мощь антикоррупционной политики», результаты опроса россиян об уровне развития идеологии антикоррупционной политики приводят к выводу, что 56 % респондентов считают, что она не развита, а 28 % - недостаточно хорошо развита [6, с. 93].

Коррупция разрушает доверие населения к государственной системе, государственным органам, должностным лицам и служащим. Ее рост в различных эшелонах власти и государственного управления называют криминогенным фактором современной теневой экономики [7, с. 57; 8]. Будучи негативным социальным явлением, коррупция получает широкое распространение в системе публичного управления, противоречит его задачам, отвлекает общественные ресурсы, расходует их в противоправных целях.

О рассматриваемом общественно опасном деянии вполне справедливо говорят как о «социальной эпидемии», так как коррупция представляет собой комплексное деструктивное явление, одну из угроз национальной безопасности России, отрицательно влияющих не только на общий уровень законности и правопорядка, но и на экономические, социальные, культурные, международные отношения как внутри российского общества, так и на межгосударственном уровне. Реализация антикоррупционной политики включает значительное количество сфер деятельности и должна рассматриваться не только как государственная деятельность, но и как социальный феномен [9, с. 213].

Поскольку коррупция существует на всех уровнях глобального иерархического социального пространства, необходимо обратить внимание и на ее влияние на международные отношения России. Только разрешив коррупционную проблему как основную внутреннюю угрозу, российское государство сможет адекватно отвечать на внешние вызовы, соотносить свои действия с интересами населения, осуществлять межгосударственное сотрудничество, стабилизировать экономическую и социальную сферы. Противодействие коррупции нужно осуществлять за счет государственно-правовых и социальных инструментов. Дополнительным антикоррупционным направлением может стать использование результатов уголовно-правовых и социологических исследований в оптимизации ее правовой базы. Е. В. Сальников отмечает низкую степень влияния юридической науки на совершенствование законодательства в России [10]. Коррупцию признают сложным, многоаспектным социокультурным феноменом, затрагивающим все сферы экономики и общества, обостряющим социальные противоречия и напряженность, который трансформируется,

видоизменяется одновременно с протекающими социальными процессами, преобразованиями в жизнедеятельности людей [11, с. 348].

Одним из проявлений коррупции являются коррупционные преступления. Их понятие и система законодательно не определены. В 2013 году депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И. А. Яровой был внесен законопроект изменений в уголовное законодательство, в соответствии с которым Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) мог быть дополнен ст. 14.1 «Понятие коррупционного преступления». Под коррупционным преступлением предлагалось понимать «совершенное с прямым умыслом из корыстных побуждений лицом, подпадающим под признаки, предусмотренные частью первой примечания к ст. 201 или частями первой-четвертой примечания к ст. 285 УК РФ, запрещенное УК РФ под угрозой наказания общественно опасное деяние, предусмотренное частью второй и третьей настоящей статьи» . При этом чч. 2 и 3 рассматриваемой статьи должны были содержать перечень 47 статей УК РФ, которые сразу или при наличии каких-либо дополнительных критериев относились бы к коррупционным преступлениям. Однако в дальнейшем данный законопроект был отозван автором, и хотя он не был реализован, стал понятен взгляд законодателей на содержание термина «коррупционное преступление».

Определение понятию «коррупция» дается в основном нормативном правовом акте в указанной сфере - Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»4. Однако в нем не расшифровывается понятие «коррупционное преступление», несмотря на то, что законодатель и использует их перечень в данном нормативном акте. Нормативно закрепленный термин «коррупция» включает в себя перечисление действий граждан, которые почти полностью совпадают с названием отдельных статей УК РФ: дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп. Очевидно, что эти преступления будут относиться к числу коррупционных, а вот вопрос о включении в этот перечень иных статей УК РФ остается открытым, поскольку указано на иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения. Интересным в этой связи является тот момент, что в качестве одного из проявлений коррупции в вышеназванном законе фигурирует «злоупотребление служебным положением», однако статьи с аналогичным названием в УК РФ в настоящее время нет, а есть ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», которую нельзя считать полностью совпадающей.

В целом, отнесение тех или иных преступлений к категории коррупционных в настоящее время осуществляется на основании совместного Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 401/11 и МВД России № 2 от 19.06.20235. Данным указанием утвержден перечень № 23 преступлений коррупционной направленности, обозначены их признаки и виды. В соответствии с этим Перечнем преступление можно признать коррупционным только в случае его совершения надлежащим субъектом с прямым умыслом, обязательного наличия у субъекта корыстного мотива и во взаимосвязи с его служебным положением.

Термин «коррупционное преступление» употребляется в ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ), основным из которых является постановление «О судебной практике по делам о взяточничестве

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос. Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями [Электронный ресурс]: проект Федер. закона Рос. Фекдерации № 292869-6. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Рос. Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Электронный ресурс]: указание Генпрокуратуры России № 401/11, МВД России № 2 от 19 июня 2023 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

и об иных коррупционных преступлениях» от 9 июля 2013 года6. Однако данное понятие не расшифровывается, а Пленум ограничивается лишь перечислением отдельных статей УК РФ, отмечая при этом, что указанный перечень не является исчерпывающим.

Интересно, что рассматриваемое постановление Пленума ВС РФ включает в перечень коррупционных преступлений среди прочего и ст. 304 «Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» УК РФ, в то время как данная статья отсутствует в перечне коррупционных преступлений, утвержденном совместным Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России, и в статистические данные как коррупционное не входит. Зачастую в качестве синонима понятия «коррупционное преступление» исследователи используют «должностное преступление». Это обусловлено тем, что в Уголовном кодексе РСФСР такие преступления, как дача и получение взятки, и аналогичные им входили в гл. 7 «Должностные преступления». В указанный период коррупционные преступления связывались законодателем исключительно с исполнением государственных обязанностей, в том числе и с осуществлением распорядительных функций на государственных предприятиях, о чем свидетельствовало примечание к ст. 170 Уголовного кодекса РСФСР. В эту главу входило всего шесть статей - со 170 по 175, то есть перечень коррупционных преступлений в советский и ранний постсоветский периоды был не очень широк. При этом получение взятки (без каких-либо оговорок), а также дача взятки и посредничество во взяточничестве (при наличии отягчающих обстоятельств), наравне с убийством и причинением тяжких телесных повреждений, относились к категории тяжких преступлений.

В результате анализа определений и признаков коррупционного преступления можно говорить, что их обязательными признаками являются: установление ответственности за них в УК; непосредственное участие в их совершении специального субъекта; характерное коррупционное поведение. Существуют разные элементы данного поведения, в том числе использование служебного (должностного) положения, полномочий, публичного статуса, злоупотребление ими, а также подкуп специального субъекта в активном виде.

И. А. Савенко предложены признаки, присущие коррупционным преступлениям [12, с. 25]: направленность на подрыв авторитета как государственной власти в целом, так и отдельных ее структурных подразделений, включая органы местного самоуправления, а также службы в коммерческих и иных организациях; связь с получением вознаграждения либо иных нематериальных благ и преимуществ, которое носит противоправный характер; направленность на использование должностного или служебного положения как механизма достижения корыстной или некорыстной цели и обеспечения групповых или узкогрупповых интересов; наличие прямого умысла; субъектом является лицо, обладающее признаками должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, наделенное на законном основании властными полномочиями, организационно-управленческими или административно-хозяйственными функциями.

Основная часть коррупционных преступлений на сегодняшний день входит в гл. 23 и 30 УК РФ. То есть, в отличие от советского периода, в настоящее время коррупционные преступления вышли из рамок исключительно государственных правоотношений и не менее часто встречаются и в области частных коммерческих управленческих решений. Основным признаком, по которому преступления будут относиться к категории коррупционных, будет являться наличие у преступника особого

6 О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 9 июля 2013 г. № 24. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

статуса (должностного положения), который незаконно им используется в целях получения какой-либо выгоды как материального, так и нематериального характера для себя лично либо для своего ближайшего окружения (личного, служебного). При этом к категории коррупционных преступлений следует относить преступления, в которых в качестве обязательного признака либо отягчающего обстоятельства указано «использование лицом своего служебного положения».

Таким образом, несмотря на широкий круг нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию коррупции, понятие «коррупционное преступление» на сегодняшний день законодательно не закреплено. При этом взгляд исследователей на объем преступлений, включаемых в рассматриваемое понятие в настоящее время, существенно различается. Для расчета статистических данных об объеме выявленных и расследованных коррупционных преступлений судами Судебным департаментом при ВС РФ и правоохранительными органами в настоящий момент используются Указания Генпрокуратуры России и МВД России о перечне статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности, издаваемые ежегодно.

Основным признаком, по которому преступления относятся к категории коррупционных, является наличие у преступника особого статуса (служебного, должностного положения), который с прямым умыслом незаконно им используется в целях получения выгоды материального характера для себя лично либо для своего ближайшего окружения (личного, служебного). Соответственно, к категории коррупционных преступлений относятся в том числе преступления, которые хотя и не входят в гл. 23 или 30 УК РФ, но в которых в качестве обязательного признака либо отягчающего обстоятельства указано «использование лицом своего должностного (служебного) положения».

1. Бавсун М. В, Стебенева Е. В. Трансформация личности преступника в постиндустриальном обществе // Всероссийский криминологический журнал. 2023. Т. 17. № 4. С. 340-351.

2. Баранчикова М. В. Коррупционные преступления в органах внутренних дел: проблемы квалификации и предупреждения: монография. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2015. 99 с.

3. Баранчикова М. В., Качалов В. В. Социальная опасность коррупционных преступлений сотрудников органов внутренних дел // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2015. Т.1. № 5. С. 40-41.

4. Боева М. А., Кирюхина Ю. В. Влияние манипулятивного воздействия средств массовой информации на формирование образа современного сотрудника полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 1(74). С. 20-23.

5. Еремин Р. В. О мерах по борьбе с коррупцией // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 114-120.

6. Иванова А. А. Коррупция и система противодействия: учебное пособие. Нижний Новгород, 2022. 108 с.

7. Коробов А. А. Криминогенные факторы современной теневой экономики // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени

B.В. Лукьянова. 2017. № 2(71). С. 52-55.

8. Меркулов П. А. Совершенствование социальных технологий формирования позитивного имиджа органов внутренних дел // Коммуникология. 2023. Т. 11, № 3.

C. 148-161.

9. Павлова Е. В. Административно-правовые средства реализации антикоррупционной политики // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 213-214.

10. Сальников Е. В. Истоки кризисных явлений в современной российской юридической науке // Научный вестник Омской академии МВД России. 2020. Т. 26. № 3(78). С. 58-65.

11. Стебенева Е. В. Феномен коррупции в социальной матрице современного общества // Российский девиантологический журнал. 2023. № 3(3). С. 346-361.

12. Савенко И. А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с коррупционной преступностью: науч.-практ. пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. 25 с.

1. Bavsun M. V, Stebeneva E. V. Transformaciya lichnosti prestupnika v postindustrial'nom obshhestve // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2023. T. 17. № 4. S. 340-351.

2. Baranchikova M. V. Korrupcionny'e prestupleniya v organax vnutrennix del: problemy' kvalifikacii i preduprezhdeniya: monografiya. Orel: OrYuI MVD Rossii im. V.V. Luk'yanova, 2015. 99 s.

3. Baranchikova M. V., Kachalov V. V. Social'naya opasnost' korrupcionny'x prestuplenij sotrudnikov organov vnutrennix del // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Seriya: Yurisprudenciya. 2015. T.l. № 5. S. 40-41.

4. Boeva M. A., Kiryuxina Yu. V. Vliyanie manipulyativnogo vozdejstviya sredstv massovoj informacii na formirovanie obraza sovremennogo sotrudnika policii // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2018. № 1(74). S. 20-23.

5. Eremin R. V. O merax po bor'be s korrupciej // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2023. № 2(95). S. 114-120.

6. Ivanova A. A. Korrupciya i sistema protivodejstviya: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod, 2022. 108 s.

7. Korobov A. A. Kriminogenny'e faktory' sovremennoj tenevoj e'konomiki // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2017. № 2(71). S. 52-55.

8. Merkulov P. A. Sovershenstvovanie social'ny'x texnologij formirovaniya pozitivnogo imidzha organov vnutrennix del // Kommunikologiya. 2023. T. 11, № 3. S. 148-161.

9. Pavlova E. V. Administrativno-pravovy'e sredstva realizacii antikorrupcionnoj politiki // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry\ 2019. № 3. S. 213-214.

10. Sal'nikov E. V. Istoki krizisny'x yavlenij v sovremennoj rossijskoj yuridicheskoj nauke // Nauchny'j vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. 2020. T. 26. № 3(78). S. 58-65.

11. Stebeneva E. V. Fenomen korrupcii v social'noj matrice sovremennogo obshhestva // Rossijskij deviantologicheskij zhurnal. 2023. № 3(3). S. 346-361.

12. Savenko I. A. Ugolovno-pravovy'e i kriminologicheskie problemy' bor'by' s korrupcionnoj prestupnost'yu: nauch.-prakt. posobie. Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2016. 25 s.

Информация об авторах

Марина Вячеславовна Баранчикова. Заместитель начальника кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

Юлия Валерьевна Кирюхина. Преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат социологических наук.

Орловский юридический институт МВД России имени В. В Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, 2.

Information about the authors

Marina V. Baranchikova. Deputy Head of the Department of Criminal Law. Candidate of Law, Associate Professor.

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, Saint-Petersburg, Letchik Pilyutova str. 1.

Yulia V. Kiryukhina. Lecturer at the Department of Social and Humanitarian Disciplines. Candidate of Sociology.

Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov.

302027, Russia, Orel, Ignatova str., 2.

Статья поступила в редакцию 07.04.2024; одобрена после рецензирования 16.05.2024; принята к публикации 23.05.2024.

The article was submitted April 7, 2024; approved after reviewing May 16, 2024; accepted to the writing of the article for publication May 23, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.